ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЯКУБЕЛЬ Г.И.)

1.Понятие о педагогической системе. Виды педагогических систем.

2.История становления педагогической технологии. Многообразие подходов к трактовке понятия «педагогическая технология».

3.Сущность, структура и классификация педагогических технологий.

4.Технология подготовки учителя к уроку. План урока.

5.Технологические аспекты деятельности классного руководителя.

6.Технологические аспекты профессионального развития учителя.

7.Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

8.Технология личностно ориентированного обучения.

9.Технология интерактивного обучения.

10.Игровые технологии в обучении школьников.

11.Технология проблемного обучения.

12.Технология проектов. Кейс-метод (ситуационная методика обучения).

13.Коллективный способ обучения (КСО).

14.Технологии обучения в сотрудничестве («Мозаика», «Учимся вместе» и др.).

15.Дифференцированное обучение.

16.Технология программированного обучения.

17.Технология проектирования дидактических тестов.

18.Технология полного усвоения знаний (Дж. Кэрролл, Б. Блум).

19.Технология модульного обучения.

20.Технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей (В.Ф. Шаталов, С.Н.Лысенкова и др.).

21.Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении. Дистанционное обучение.

22.Технология эвристического обучения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

23.Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков). Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов).

24.Технология педагогических мастерских.

25.Воспитательная система учреждения образования и ее развитие.

26.Характеристика одной из гуманистических воспитательных систем авторских школ современности (по выбору студента). Гуманистическая воспитательная система современной массовой городской школы (В.А. Караковский). Школа Самоопределения (А.Н. Тубельский). Сельская школа-комплекс (А.А. Захаренко). Агрошкола-интернат (А.А. Католиков). Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург). Парк-школа (М.А. Балабан). Школа диалога культур (В.С. Библер – С.Ю. Курганов). «Справедливое сообщество» (Л.Кольберг, США). «Школа без неудачников» (У. Глассер, США).

27.Технология организации методической работы в учреждении образования.

28.Инновационно-педагогическая деятельность в учреждении образования.

29.Педагогический менеджмент как система научно обоснованного управления учреждением образования.

30.Самоуправление учащихся как педагогическая технология.


1.Понятие о педагогической системе. Виды педагогических систем.

Современный человек часто употребляет слово «система». Что же оно означает?

Признаки всякой системы:

  1. Система состоит из взаимосвязанных элементов.
  2. Элементы составляют единое целое (еще Платон утверждал: «Целое есть нечто большее, чем простая сумма частей»).
  3. Элементы внутри системы образуют некоторые подсистемы.
  4. Всякая система является подсистемой системы более высокого уровня.

Во Вселенной каждый объект может быть рассмотрен как система. Выделяют системы природные (живой организм, кристалл, молекула), технические (автомобиль, компьютер) и социальные (общество, государство, финансовая система). Особую разновидность педагогических систем представляют педагогические системы.

В педагогике любой объект, независимо от своих масштабов, может быть представлен как система. Педагогическими системами являются: урок, школьный класс, учреждение образования, метод обучения, содержание образования, педагогическая деятельность и т.д. Но некоторым объектам мы изначально приписываем свойство системности; оно заложено уже в самом их названии. Это «система образования», «воспитательная система учреждения образования», «авторская педагогическая система».

Наиболее масштабная педагогическая система – система образования. Это один из основных социальных институтов общества, охватывающий все образовательные учреждения и органы управления ими (например, мы говорим: «национальная система образования Республики Беларусь»).

Воспитательная система учреждения образования – это такой способ организации жизнедеятельности учреждения образования (например, школы), который предполагает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с принятой педагогической концепцией, идеей (об этом будем подробно говорить в лекции 10).

Еще мы нередко говорим о педагогической системе того или иного педагога: педагогическая система Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и т.д. Здесь мы имеем в виду авторскую педагогическую систему: ученый-педагог разработал определенную теорию и реализовал ее на практике (сам или через последователей). Мы говорим, что ученый разработал педагогическую систему, если он изменил (по сравнению с традиционными, бывшими до него) все элементы системы: философию и цели воспитания, содержание образования, методику обучения, методику воспитания, организацию школьного дела, предъявил новые требования к деятельности и личности учителя, воспитателя.

Структурные компоненты педагогической системы (выделены крупнейшим российским специалистом в области педагогической психологии Н.В. Кузьминой):

  1. цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют «древо целей»);
  2. субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);
  3. объекты обучения и воспитания (те же самые – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);
  4. осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;
  5. средства педагогической коммуникации (все многообразие методов, приемов, материально-технических средств обучения и воспитания).

Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты – это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой.

Педагогические системы характеризуются признаками, общими для всех социальных систем. Это целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка.

Специфические признаки педагогических систем:

1. В качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования они включают развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования – педагогическую деятельность.

2. Управляющий субъект находится не вне системы, а внутри ее, поэтому педагогическая система имеет внутреннее управление, т.е. является самоуправляемой. Благодаря этому педагогическая система обладает некоторым запасом прочности (устойчивостью) и сохраняет относительную независимость от внешних влияний (автономность). Это значит, что внешние воздействия до определенной степени не вызывают существенных изменений в системе. Если же изменения (нововведения) превышают запас прочности, система разрушается, и на ее месте возникает новая система с другими свойствами.


2.История становления педагогической технологии. Многообразие подходов к трактовке понятия «педагогическая технология».

Особой разновидностью педагогических систем являются педагогические технологии.

В общем смысле технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это любая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенным операциям, правилам, этапам.

В своем развитии идея педагогической технологии прошла ряд этапов.

Первый этап связан с идеей Я.А. Коменского сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы все, чему учат, не могло не иметь успеха. Так была сформулирована важнейшая черта педагогической технологии – гарантированность результата. Механизм обучения, приводящий к запланированным результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной». Для нее важно: определить цели; обозначить средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. Вырисовывается своеобразный модуль, выступающий ядром любой педагогической технологии: цель – средства – правила их использования – результат. Но самого термина «педагогическая технология» Коменский не употреблял.

Второй этап. Термин «педагогическая технология» впервые появляется в 1920-е годы XX века в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий).

Зарождение идеи педагогической технологии связано также с деятельностью А.С. Макаренко. В «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в «Педагогической энциклопедии» 30-х годов была определена как «совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий». К педагогической же технологии в 30-е годы было отнесено умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия, технических средств обучения. Данный подход к толкованию педагогической технологии получил наибольшее распространение в США, где впервые стали использоваться аудио-визуальные средства обучения (магнитофон, кино, радио, машины-тренажеры).

Так, в Индианском университете США в 30-е гг. были прочитаны студентам курсы по педагогическим технологиям. В 1946 г. в том же вузе был введен план аудиовизуального образования (автор плана – Л. Ларсон).

Третий этап. В середине 50-х годов XX в. возникает особый «технологический» подход к построению самого процесса обучения. Педагогические технологии признаны профессиональной категорией. В 1954 г. Б.Ф. Скиннер обосновал концепцию программированного обучения, базирующуюся на идее «оперантного», подкрепляемого научения по схеме «стимул – реакция». Суть данного подхода заключается в идее полной управляемости работой ученика.

Модель программированного обучения Скиннера предлагала учителю линейную технологию пооперационного обучения (тема – шаги – кадры), в которой предусмотрена обратная связь, то есть немедленный контроль правильности реализации каждого задания и возврат к предыдущему агу в случае ошибки.

В 1961 г. последователь Скиннера Д. Финн предложил новый термин: «обучающая технология». Он организовал в университете Южной Калифорнии отделение с одноименным названием.

В 1958 г. технологию Скиннера – Финна усовершенствовал Н.А. Кроудер, предложивший разветвленную схему программированного обучения с множественным выбором ответов из ряда предложенных и соответствующей обратной связью в зависимости от степени правильности ответа. Таким образом, обучающая технология стала адаптивной.

Продолжавшаяся в течение 60-х гг. борьба «скиннерианцев» и «кроудерианцев» закончилась компромиссом. В результате появилась комбинированная технология программированного обучения, сочетающая семы линейной и разветвленной технологий.

В середине 60-х гг. содержание понятия «педагогическая технология» подвергалось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где были определены два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах. Сторонники первого продолжали связывать технологии с применением ТСО (technology in education).

Данного подхода долго придерживались и в СССР, хотя понятие «технология» в СССР в те времена не употреблялось по идеологическим соображениям. В 1965 г. при АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и ТСО. В соглашении, заключенном с ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого центра – изготовление новых современных материалов по технологии обучения и создании системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных исследований.

Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические средства в обучении», второе, возникшее чуть позже, как «технология обучения» или «технология учебного процесса».

Массовая разработка и внедрение технологий обучения в практику школы началось в 60–70-е гг. в Европе и США и связано с работами Б. Блума, Дж. Бруннера, Г. Гейса, В. Каскарелли, Дж. Кэролла, Д. Хамблина. В советской педагогике анализ опыта зарубежных авторов обобщен в исследованиях Т.А. Ильиной, М.В. Кларина.

Итог данного этапа: признание педагогической технологии объектом изучения и стремительный рост количества вузов, разрабатывающих собственные программы подготовки специалистов по педагогическим технологиям. В 1980 г. в США 788 факультетов готовили студентов по педагогическим технологиям.

Четвертый этап (80–90-е годы XX в.) связан с признанием педагогической технологии отраслью теоретического знания в педагогике. Второй подход (technology of education) полностью возобладал. Проблема технологий стала одной из наиболее обсуждаемых в педагогике. Однако единого понимания термина «педагогическая технология» ученые так и не достигли. Существуют десятки определений педагогической технологии, существенно отличающихся друг от друга. Приведем некоторые из них:

  • систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (Глоссарий ЮНЕСКО);
  • специальный набор и компоновка форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; другими словами, организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
  • проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько);
  • научное обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка (Н.Е. Щуркова).

Мы будем придерживаться определения, данного В.А. Сластениным:

Кроме того, педагогической технологией называется отрасль педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

В литературе иногда педагогическая технология употребляется как синоним педагогической системы. Но понятие системы шире технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов этой деятельности.

Пятый этап (2000-е годы и по настоящее время) связан с разработкой технологий нового поколения – информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Они синтезируют возможности педагогических технологий с возможностями электронных средств обучения.

Соотношение педагогической технологии и методики обучения (воспитания). Критерии технологично организованного педагогического процесса.

Основные отличия педагогической технологии от методики обучения (воспитания) даны в таблице:

Педагогическая технология

Методика обучения (воспитания)

1. Педагогическая технология всегда может быть описана как некоторый алгоритм (цепочка сопряженных действий педагога и учащихся, совокупность этапов и стадий).

1. В методике не всегда можно выделить четкий алгоритм деятельности.

2. Педагогическая технология требует диагностической постановки целей. Цели обучения (воспитания) формулируются диагностически – через конкретный результат («сформировать понятие…», «сформировать умение…», «выработать навык…» и т.д.).

2. В методике педагог чаще всего формулирует цели обучения (воспитания) через собственную деятельность или через изучаемое содержание («научить учащихся…», «изучить материал…»).

3. Педагогическая технология всегда концептуальна, т.е. разрабатывается на основе определенной философской, психологической, педагогической, нейрофизиологической, этической концепции.

3. Методика редко опирается на определенную научную концепцию. Чаще всего она выводится из практического опыта.

4. Педагогическая технология универсальна, т.е. может быть использована в обучении всем или, по крайней мере, многим предметам.

4. Методика по определению предметна, т.е. ее использование ограничено одним учебным предметом или небольшим числом близкородственных предметов.

5. Признак педагогической технологии – наличие систематической оперативной обратной связи. Это значит, что учитель регулярно контролирует промежуточные результаты деятельности всех учащихся на основании четких показателей (для этого часто применяются тесты).

5. В методике используется чаще всего эпизодический контроль, т.е. учащиеся опрашиваются по разным вопросам в разные дни.

6. Использование педагогической технологии требует, как правило, определенной переработки содержания образования. Это значит, что учебный материал перерабатывается (переструктурируется) учителем в соответствии с данной технологией.

6. Методика обучения, как правило, не затрагивает содержания материала.

7. Педагогическая технология обладает свойством воспроизводимости, т.е. может быть успешно воспроизведена любым учителем по ее описанию.

7. Методика обучения (воспитания) тесно связана с личностными особенностями ее автора и с трудом подается воспроизведению другими учителями (хотя отдельные элементы методики могут быть технологизированы).

Критерии технологично организованного педагогического процесса:

1. Результативность, когда высокий результат достигается каждым обучающимся.

2. Экономичность, когда в единицу времени прочно усваивается большой объем учебного материала без избыточных усилий со стороны как преподавателя, так и ученика.

3. Психогигиеничность (эргономичность), когда обучение происходит в благоприятной среде, обстановке сотрудничества, положительном эмоциональном микроклимате, а также при отсутствии перегрузки и переутомления.

4. Создание высокой мотивации к изучению предмета, что позволяет выявлять и развивать положительные личностные качества учащихся, раскрывать резервные интеллектуальные и психологические возможности.

5. Управляемость (педагогическая технология всегда предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, варьирования педагогических средств, контроль и коррекцию результатов).


3.Сущность, структура и классификация педагогических технологий.

Кроме того, педагогической технологией называется отрасль педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

В литературе иногда педагогическая технология употребляется как синоним педагогической системы. Но понятие системы шире технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов этой деятельности.

Структурные компоненты педагогической технологии:

  1. Целевой компонент (диагностически сформулированные цели обучения, воспитания, развития учащихся).
  2. Концептуальный компонент (философская, психологическая, педагогическая концепция или концепции, составляющие методологическую основу данной технологии).
  3. Содержательный компонент (содержание учебного материала, переработанное, переструктурированное в систему специфических для данной технологии учебных или воспитательных заданий).
  4. Процессуальный компонент (этапы и стадии сопряженной деятельности учителя и учащихся и применяемые на каждой стадии методы, приемы, средства и формы организации обучения или воспитания).
  5. Диагностический компонент (набор диагностических методик для измерения степени достижения поставленных целей обучения и воспитания).

Рассмотрим вопрос: каково соотношение понятий «педагогическая технология» и «образовательная технология»? На этот счет существуют три взаимоисключающие точки зрения.

Первая: понятие «педагогическая технология» шире, чем «образовательная технология». Образовательная технология рассматривается как синоним технологии обучения, то есть педагогические технологии подразделяются на образовательные технологии и технологии воспитания.

Вторая: понятие «образовательная технология» шире, чем «педагогическая технология». Сторонник этой точки зрения подразделяют образовательные технологии на собственно педагогические и информционно-коммуникативные (компьютерные).

Третья: «образовательная технология» – то же самое, что и «педагогическая технология». В наших лекциях мы будем придерживаться именно этой точки зрения.

Классификация педагогических технологий.

I. Классификация по содержанию образовательного процесса:

1. Технологии обучения (дидактические).

2. Технологии воспитания (воспитательные).

3. Технологии управления педагогическими системами (управленческие).

II. Классификация по целям образовательного процесса:

1. Знаниево-ориентированные технологии, в основе которых лежит информирование, просвещение и организация репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них знаний, умений и навыков. В ходе применения данных технологий у учащихся развиваются прежде всего память, внимание, логическое мышление.

2. Личностно-ориентированные, создающие условия для развития у учащихся нравственного отношения к объекту познания, умений самоорганизации учебной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, склонностей.

III. Классификация по направлениям модернизации традиционной образовательной системы:

1. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя и классного руководителя (технологии планирования урока или воспитательного мероприятия, технология разработки дидактических тестов и др.).

2. Технологии развивающего и личностно ориентированного обучения (развивающее обучение по Л.В. Занкову, развивающее обучение по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову, личностно ориентированное развивающее обучение по И.С. Якиманской, гуманно-личностная технология по Ш.А. Амонашвили и др.).

3. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология учебного исследования, технология проектов, коллективные и групповые технологии обучения, интерактивные технологии и др.).

4. Технологии эффективного управления процессом обучения (дифференцированное обучение, программированное обучение, технология полного усвоения знаний, модульное обучение, информационно-коммуникативные технологии в обучении и др.).

5. Технологии развития творческого потенциала личности, или креативные технологии (эвристическое обучение, ТРИЗ, технология педагогических мастерских, технология развития критического мышления учащихся, технология творческого развития учащихся по И.П. Волкову, технология социального творчества по И.П. Иванову).

6. Гуманистические воспитательные системы авторских школ (например, Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, Школа Самоопределения А.Н. Тубельского, Парк-школа М.А. Балабана, Агрошкола-интернат А.А. Католикова, воспитательная система «Школа без неудачников» американского педагога Уильяма Глассера и др.).

7. Альтернативные педагогические технологии (дальтон-план, монтессори-педагогика, вальдорфская педагогика Р. Штайнера, система свободного труда С. Френе).

8. Технологии управления педагогическими системами (технология методической работы в школе, технология мониторинга качества образования, технология освоения педагогических инноваций).


4.Технология подготовки учителя к уроку. План урока.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются:

  1. руководство учебной работой учащихся (преподавание);
  2. воспитательная работа.

Учебную работу школьников организует учитель-предметник. Воспитательной работой занимается учитель-предметник (на своих уроках) и классный руководитель (во внеучебное время).

В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделила четыре взаимосвязанных компонента:

  1. Гностический (деятельность учителя по изучение учащихся);
  2. Конструктивный, или проектировочный. Конструктивная (проектировочная) деятельность педагога, в свою очередь, распадается на:
  3. конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
  4. конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);
  5. конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
  6. Организаторский (система действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности);
  7. Коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями).

Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях – гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных.

Подготовка учителя к уроку включает два этапа:

  1. Предварительная подготовка (схематическая разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года).
  2. Непосредственная подготовка (т.е. подготовка к конкретному уроку, осуществляемая в течение учебного года).

В предварительную подготовку к уроку входят:

а) тщательное изучение требований учебной программы и объяснительной записки к ней;

б) внимательное ознакомление со школьными учебниками и учебными пособиями для учащихся;

в) проработка методических пособий для учителя по данному предмету;

г) ознакомление с опытом работы лучших учителей, анализ материалов педагогической печати и опыта работы коллег;

д) критический анализ собственного опыта;

е) изучение школьной документации и личное знакомство учителя с составом учащихся тех классов, в которых предстоит преподавать;

ж) составление календарно-тематического планирования по учебному предмету в соответствии с учебной программой и расписанием уроков.


Календарно-тематическое планирование по учебному предмету может иметь следующий вид:

№ п/п

урока

Дата

Тема и содержание урока

Тип урока

Оборудование

1.

02.09.2012

Введение

…………………………………..

…………………………………..

…………………………………..

………….

§ 1 (п. 1–3)

Календарь наблюдений за природой

Раздел I. ……………………………………………………………….. (12 ч.)

Тема 1. …………………………………………………………… (4 ч.)

2.

3.

Типовое календарно-тематическое планирование публикуется ежегодно (до начала учебного года) по каждому предмету в специальных методических журналах: «Біяалогія: праблемы выкладання», «Гісторыя: праблемы выкладання», «Пачатковая школа» и т.п. Однако учитель имеет право вносить в него до 20% изменений и дополнений.

На этапе непосредственной подготовки к уроку учитель:

а) определяет место урока в системе уроков по данной теме и в общей системе знаний, навыков, умений и деятельности по формированию научного мировоззрения, умственного развития школьников;

б) отбирает и прорабатывает к данному уроку необходимую литературу, просматривает внепрограммный материал по профилю учебного предмета с тем, чтобы сообщить учащимся информацию о последних достижениях в области данной науки;

в) проверяет в действии технические и наглядные средства обучения и другое учебное оборудование, готовит раздаточный материал для организации самостоятельной индивидуальной работы учащихся;

г) при подготовке к уроку математики или физики учитель должен прорешать примеры, задачи, доказать теоремы, которые он будет предлагать учащимся на всех этапах урока; при подготовке к уроку языка учитель в плане записывает слова, словосочетания, предложения или делает ссылки на страницы книги, которой он будет пользоваться на уроке при изучении тех или иных языковых правил;

д) учитывает и намечает межпредметные связи, чтобы связать знания по данному предмету с материалом по другим учебным предметам, и в то же время избежать ненужного дублирования уже известного школьникам материала;

е) продумывает и отрабатывает голос, мимику, интонацию.

ж) продумывает и составляет план урока.

Виды плана урока по степени детализации:

1. План-конспект – весьма подробный, детализированный план (фактически сценарий урока), включающий отдельные реплики учителя и даже предполагаемые ответы учащихся. Данная разновидность плана урока рекомендуется в двух случаях:

а) начинающим учителям;

б) учителям, дающим открытый урок.

2. Собственно план урока (выполняется в сжатой форме и составляет обычно 1–2 печатные страницы).

2. Формы плана урока:

а) текстовый план;

б) план урока в табличной форме (технологическая карта).

Технологическая карта урока может иметь следующий вид:

Этапы урока

Содержание этапа

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Форма организации работы учащихся

Межпредметные и внутрипредметные связи

1

2

3

4

5

6

Вне зависимости от вида и формы, план урока должен содержать следующую информацию:

  • номер урока по порядку, учебный предмет, класс;
  • тема урока;
  • цели и задачи урока;
  • тип урока;
  • оборудование;
  • ход урока (поэтапно);
  • домашнее задание.

Особо нужно оговорить вопрос о формулировании целей и задач урока. Цели и задачи урока формулируются одним из трех способов:

1. «Триединая цель» («советский способ»): к каждому уроку формулируется три цели – образовательная, развивающая, воспитательная.

2. Современный способ: для каждого урока формируется одна цель (образовательная). Далее она конкретизируется в задачах. Обычно ставится от 2 до 4 задач. Среди них должна быть хотя бы одна развивающая задача и хотя бы одна воспитательная.

3. Способ И.Я. Лернера – М.Н. Скаткина. Заключается в том, что для каждого урока формулируется четыре цели в соответствии с четырьмя компонентами содержания образования. Первая цель связана с формированием у учащихся знаний, вторая – с формированием навыков и умений, третья – с формированием опята творческой деятельности, четвертая – эмоционально-ценностных отношений.

Основное требование: цели и задачи урока ставятся диагностически, т.е. через указание на предполагаемый результат. Поэтому стандартные формулировки образовательной цели (задачи) урока выглядят так:

  • дать знание о…
  • сформировать представление о…
  • сформировать понятие о…
  • познакомить учащихся с …
  • сформировать (выработать) умение (навык)…
  • закрепить умение (навык)…
  • научить применять знания о… на практике и др.

Развивающая цель (задача) начинается с глагола «развивать …». Далее указывается, что именно предполагается развивать: логическое мышление, творческое воображение, монологически и диалогическую речь и т.д.

Воспитательная цель начинается обычно со слова «воспитывать…». Далее указывается черта или качество личности, которое учитель считает целесообразным нужным воспитывать на данном уроке (например, патриотизм гордость за достижения отечественной науки и культуры, гражданственность, трудолюбие, бережливость и т.д.)


5.Технологические аспекты деятельности классного руководителя.

Функции и направления работы классного руководителя. Первоначальный этап работы классного руководителя.