Государство и право России в первой половине XIX века
Форма № I
Титульный лист
МВД России
Санкт-Петербургский университет
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник кафедры |
полковник милиции |
Сидоренко В.П. |
«_____» ____________2009года. |
Лекция
Тема №6 «Государство и право России в первой половине XIX в.»
Обсуждена на заседании кафедры |
«______» ____________ 2009 года. |
протокол № |
Кафедра истории государства и права
Санкт-Петербург
2009 г.
Форма № I
Учебные вопросы:
1. Изменения в общественном строе России в первой половине XIX в.
2. Изменения в государственном строе России в первой половине XIX в.
3. Развитие права России в первой половине XIX в.
Введение
Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права России в первой половине XIX века.
В ходе лекции будет дана характеристика общественного строя, рассмотрены изменения в правовом положении дворянства и духовенства, городского населения, крестьян и формирование класса буржуазии.
Также в лекции подлежат рассмотрению вопрос о изменениях в государственном строе России. Проект либерально-демократический государственных преобразований М.М. Сперанского. Образование министерств, их компетенция. Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярия. Организация местного управления. Совершенствования судебной системы Российской империи.
Особое внимание будет уделено развитию права систематизации и кодификация русского законодательства под руководством М.М. Сперанского. Изданию «Полного Собрания Законов Российской Империи» 1830 г. Составлению Свода законов Российской империи. Свода военных постановлений 1839 г. Подробно рассмотрены вопросы развития гражданского и уголовного права по Своду законов Российской империи и основные изменения в брачно-семейном праве.
Материал лекции неразрывно связан с ранее изученными историко-правовыми аспектами развития государства и права России и непосредственно связан с темой № 5 «Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII XVIII вв.), в ходе изучения которой вы познакомились с изменением в государственном и общественном строе и развитием права произошедшими в нашей стране в указанный исторический период.
Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе
по теме № 7 «.Государство и право России в пореформенный период (вторая половина XIX в.) и будет способствовать формированию у курсантов знаний об истории отечественного государства и права и факторов воздействующих на его формирование и развитие.
Успешное изучение данной темы рассматривается как одно из условий дальнейшего повышения профессиональной и правовой культуры обучаемых, способствует формированию их профессиональной квалификации, воспитания курсантов в духе патриотизма, преемственности поколений преданности присяги сотрудников органов внутренних дел.
1. Изменения в общественном строе России в первой половине XIX в.
Экономическое развитие и общественный строй.
Экономическое и социальное развитие России в первой половине XIX в. характеризуется нарастанием кризисных явлений. Продолжался процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений.
Не смотря на то, что феодальное государство стремилось укрепить позиции дворян, помещичье хозяйство всё более приходило в упадок. Все усилия повысить его эффективность на основе крепостного труда были безуспешными.
Капитализм проникал и в крестьянское хозяйство, способствуя процессу социального расслоения и нарастания противоречий в деревне. В то время как большинство крестьян беднело, в сёлах появляются разбогатевшие крестьяне, которые занимались торговлей, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.
Феодально-крепостнический строй замедлял развитие капиталистических отношений в промышленности. Однако применение наемного труда, особенно на частновладельческих мануфактурах, постепенно росло.
В 30-50-х годах XIX в. мануфактуры стали превращаться в капиталистические фабрики, основанные на применении паровых машин. Были построены первые железные дороги. Развивались новые классы - буржуазия и пролетариат, интересы которых, заключавшиеся в уничтожении крепостничества, на данном этапе совпадали.
Большое влияние на усиление кризисных явлений в российском обществе оказали войны, в которых Россия принимала участие.
Так, если следствием Отечественной войны 1812 г. стало движение «декабристов» и их восстание 14 декабря 1825 г., то результаты русско-турецкой войны 1853-1856 гг. послужили мощным толчком к отмене крепостного права.
Население империи по-прежнему разделялось на сословия - дворянство, духовенство, крестьянство и мещан, к которым тесно примыкало купечество.
Господствующим классом оставалось дворянство. Его экономическое и политическое могущество основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, большинство которых считалось их собственностью.
Представители дворянского сословия занимали почти все важные должности в государственном аппарате.
Император Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.), которую отменил его отец Павел I. Дворянство сохранило все старые привилегии и даже получило новые права: владеть фабриками и заводами, вести торговлю наравне с купечеством.
Феодальное государство оказывало дворянам экономическую поддержку через государственный Заемный банк и другие кредитные учреждения.
В целях сохранения крупных помещичьих хозяйств был принят закон (16 июля 1845 г.), который запрещал дробление заповедных дворянских имений (майоратов). Они должны были переходить по наследству только к старшему сыну и не подлежали отчуждению в пользу посторонних лиц.
Большинство помещиков полностью одобряло политику правительства, проводимую в интересах дворянского сословия.
Вместе с тем, в первой четверти XIX века среди небольшой части дворян, под влиянием французской и американской революций, возникло либеральное движение, лидеры которого (П.И. Пестель, Н.М. Муравьёв и др.) выступили за отмену крепостного права и за ограничение, или даже уничтожение, самодержавного строя.
Апогеем развития этого движения стало вооружённое выступление в Петербурге 14 декабря 1825 г., получившее известность как «восстание декабристов» и жестоко подавленное императором Николаем I.
Духовенство - второе привилегированное сословие - по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское).
В развитии правового положения духовенства необходимо отметить следующие особенности. С одной стороны, все его представители получили еще большие привилегии. Так, в 1801 г. они лично, а с 1835 г. и их семьи, были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. - от военного постоя. Священнослужители, награжденные орденами, приобретали дворянские права.
С другой стороны, самодержавие хотело превратить духовное сословие в немногочисленную и управляемую социальную группу.
В целом российское духовенство занимало консервативные, верноподданнические позиции. Но преследования раскольников, хотя и в меньших масштабах, продолжались. Репрессиям со стороны правительства подвергались, особенно после польского восстания 1831-1832 гг., многие представители католического духовенства.
Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Среди них выделялись крестьяне помещичьи (владельческие), государственные, посессионные и удельные.
Особо тяжелым, как и прежде, оставалось положение помещичьих крестьян, которые считались собственностью своих владельцев.
В «Своде законов Российской империи» (1835 г.) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.
В развитии правового положения помещичьих крестьян наблюдались две тенденции. Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить полное господство дворянства над крестьянским сословием, но, во-вторых, под влиянием экономических, социальных, политических и других факторов, оно было вынуждено принимать некоторые меры по снижению нараставшего недовольства крепостных своим угнетённым положением. Во-вторых при Александре I делались попытки начать крестьянскую реформу, но дальше обсуждений и принятия некоторых незначительных мер дело не пошло. Всё же следует отметить как положительный факт, что был положен конец расширению крепостного состояния: запретили раздачу казённых имений в частную собственность.
В соответствии с Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах», помещики получили право отпускать своих крестьян на волю с земельными наделами за установленный самими помещиками выкуп.
В целях развития промышленности в 1818 г. был издан Указ, который разрешил всем землевладельцам, в том числе крестьянам, учреждать фабрики и заводы.
После окончания Отечественной войны 1812 г., в целях сокращения расходов казны на содержание армии, часть государственных крестьян (общее их количество доходило до 375 тыс. душ) была переведена на положение военных поселенцев. Жители военных поселений, созданных в 1816 г. генералом А.А. Аракчеевым, обязывались заниматься сельским хозяйством и одновременно нести военную службу.
Им запрещалось торговать, уходить в город, вся их жизнь была скована строгими правилами военной дисциплины.
Это вызывало ненависть к «аракчеевской» системе в обществе, а среди военных поселенцев - массовые беспорядки.
Пожалованный графский герб Аракчеева украсился собственноручной надписью императора “Без лести предан”.
Впоследствии этот девиз будет переделан в изречение: “Бес, лести предан”, “обыгран” в сатирических стихах, эпиграммах и анекдотах.
С именем Аракчеева связывают создание и распространение зловещего учреждения военных поселений.
Начало военным поселениям было положено еще в 1810 году, когда в Могилевской губернии был поселен батальон Елецкого мушкетерского полка.
Начавшаяся 1812 года война прервала дальнейшее устройство военных поселений. К реализации этой идеи Александр I вернулся в 1816 году, поставив во главе всего дела Аракчеева. В качестве образца организации хозяйства в военных поселениях было взято аракчеевское имение Грузино.
В течение 1816-1817 гг. военные поселения были учреждены в Новгородской, Слободско-Украинской и Херсонской губерниях.
Проведенные в 1826 и 1831 г. реорганизации военных поселений существенно ослабили военно-поселенный режим и дали некоторую свободу хозяйственно-предпринимательской деятельности военных поселян.
Военные поселения имели место в XVI веке во Франции, в XVII веке в Дании и Швеции, следовательно, такая форма жизни и службы солдат не выдумка Александра 1-го или Аракчеева, а мировой исторический опыт. Благодаря поселениям сокращаются расходы на содержание армии, были построены тысячи новых жилых домов, осушены большие территории заболоченных земель, появились сотни верст дорог с твердым покрытием.
Солдаты тогда служили по 25 лет без семьи, земли. Положенные 25 лет отслуживали немногие, остальные погибали в войнах или умирали от болезней.
Не выполнив своего предназначения, после ряда восстаний в военных поселениях (1831 г.) они стали постепенно упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. При этом бывшие военные поселенцы превращались либо в государственных, либо в удельных крестьян.
Следует отметить, что примерно до 1819-1820 гг. наряду с проведением ряда реакционных мер (военные поселения, насаждение жестокой палочной муштры в армии, распространение мистицизма и обскурантизма) продолжали разрабатываться планы преобразований, печать и просвещение еще не подвергались тем суровым гонениям, какие начались позднее. В 1817-1818 гг. 12 сановников получили секретные поручения императора подготовить проекты отмены крепостного права. Один из таких проектов в феврале 1818 года был подготовлен и Аракчеевым. Он предлагал постепенный выкуп помещичьих крестьян в казну, с наделением их землей не менее двух десятин на ревизскую душу.
Проект Аракчеева получил одобрение Александра I, но вместе с тем, несмотря на его секретность, стал известен дворянским кругам и вызвал с их стороны мощное противодействие. Александр не решился представить его (равно как и другие поступившие проекты) на обсуждение в Государственный совет. Та же участь постигла и подготовленный к этому времени по заданию Александра Н.И. Новосильцевым проект конституции для России “Уставную государственную грамоту”.
В 1842 г. был принят «Указ об обязанных крестьянах». Он разрешал помещикам сдавать крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности. Однако лишь всего шесть помещиков воспользовались этим разрешением.
В 1847 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому поручалось управление государственными крестьянами.
Оно упорядочило оброчное обложение, увеличило земельные наделы государственных крестьян и определило правила работы органов крестьянского самоуправления: волостного схода, волостного управления, сельского схода и сельского старосты.
В ряде промышленных отраслей преобладающее место занимали посессионные крестьяне.1 Для фабрикантов они были менее выгодны, чем вольнонаёмные рабочие, так как их заработная плата включала стоимость оброка. В 1835 г. право помещиков отзывать посессионных крестьян было ограничено.
В 1840 г. Государственный совет постановил начать ликвидацию посессионных предприятий, а заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян, превращая их в вольнонаёмных рабочих.
Положение удельных2 крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.
Следует подчеркнуть, что все перемены в экономическом, социальном и правовом состоянии крестьянского сословия не уничтожили главной причины их угнетения: крепостное рабство оставалось тяжким ярмом и главным тормозом развития страны.
В первой половине XIX в. продолжался рост городов и городского населения, постепенно происходило его расслоение. В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Новая сословная группа - почетных граждан - вводилась с целью создать ещё одну социальную опору самодержавия в условиях развития капитализма.
Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество.
Оно подразделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию - розничные.
Группу цеховых (цеховиков) составляли ремесленники, приписанные от рождения к определённым цехам по профессиям. Они делились на мастеров и подмастерьев. Для перехода из подмастерьев в мастера необходимо был стаж работы подмастерьем не менее трех лет.
Цехам предоставлялось право иметь выборные органы самоуправления.
Личные права мещан включали: право на охрану чести, достоинства личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.
К имущественным правам мещанства относились: право собственности на недвижимое и движимое имущество, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и др.
Горожане имели выборные органы самоуправления и свой сословный суд. Законодательство о городских сословиях, создавая привилегии торгово-промышленной верхушке, содействовало росту промышленности и торговли.
Всё податное сословие несло многочисленные государственные и городские повинности, почти все мещане могли подвергаться телесным наказаниям. Среди большинства горожан, особенно среди разночинцев, нарастало недовольство своим униженным положением.
Учреждение министерств.
По форме государственного устройства Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Если у императора Александра I в начале его правления ещё были какие-то мечтания о либеральных преобразованиях, то в дальнейшем он от них избавился. Его преемник на престоле, Николай I вообще считал, что условия для каких-либо ограничений монархической власти в России ещё не созрели. Главное средство достижения политической стабильности в стране он видел в укреплении военного и бюрократического аппарата, как в центре, так и на местах.
Вместе с тем нарастание кризиса крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление крестьянских выступлений - все это заставляло самодержавие приспосабливать административную систему к новым условиям.
2. Изменения в государственном строе России в первой половине XIX в.
В первой четверти века произошёл переход от коллегиальной системы государственного управления к единоначалию. Это процесс был вызван как значительным ростом территории Российской империи, так и недостатками старой системы коллегиальных органов.
Их неповоротливость, не оперативность (все вопросы решались после обсуждения), неконкретная ответственность вызывали необходимость создания таких органов власти, которые могли бы принимать решения единолично и нести всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них функций и задач. Этот процесс особенно ускорился после воцарения Александра I, вступившего на престол в результате дворцового переворота.
Во главе государства и его весьма обширного аппарата чиновников по-прежнему стоял император, наделенный властью неограниченного монарха. Правление Александра I (1801-1825 гг.) получило название «эпохи колебаний».
Воспитанный на либеральных идеях «просвещённого абсолютизма», он, с одной стороны, поддерживал конституционные надежды у своего ближайшего окружения, а с другой - всё больше склонялся к консервативным сторонникам сохранения незыблемости самодержавия.
Сменивший Александра I на троне, Николай I (1825-1856 гг.) отбросил все либеральные колебания. Его «охранительную» политику можно характеризовать как последнюю попытку сохранения феодально-крепостнического общественного и государственного строя.
Значительное влияние в первой четверти XIX в. приобрели совещательные органы при императоре Александра I.
Вместо «Совета при высочайшем дворе» в 1801 г. был создан «Непременный (т.е. постоянный) совет», состоявший из 12 сановников, в основном консервативного направления. Впоследствии он стал называться «Государственным советом».
Этот орган предназначался для рассмотрения важнейших законопроектов и дел по государственному управлению.
Но главную роль в первые годы царствования Александра I стал играть «Негласный (т.е. тайный) комитет». В него входили молодые, либерально настроенные друзья императора (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев и Адам Чарторыйский). Именно они убеждали императора провести реформу государственного управления.
20 (8) сентября 1802 г. был издан манифест «Об учреждении министерств», которыми предполагалось заменить устаревшую систему петровских коллегий. Учреждалось 8 министерств: 1) Военных сухопутных сил; 2) Морских сил; 3) Иностранных дел; 4) Юстиции; 5) Внутренних дел; 6) Финансов; 7) Коммерции; 8) Народного просвещения.
Все они строились на основе единоначалия. В манифесте подчеркивалась и личная ответственность каждого министра за состояние дел во вверенном ему ведомстве.
Министры получали право законодательной инициативы. Ежегодно каждому из них полагалось представлять отчеты о своей деятельности императору и в Сенат.
Формально Сенат мог отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству. Но, поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные распоряжения, рассмотрение таких распоряжений в Сенате превращалось в простую формальность, а иногда вообще не проводилось.
Основой для создания Военного и Морского министерств, а так же Министерства иностранных дел стали существовавшие ранее коллегии, которые целиком вошли в состав новых органов и работали «по старому обряду». Другие министерства составились из нескольких старых или вновь создаваемых учреждений. Каждое министерство получило так называемый «Наказ», где определялись его задачи.
Самым большим и многофункциональным стало Министерство внутренних дел (МВД).
Одновременно с манифестом об учреждении министерств был обнародован указ «…О лицах, избранных в управление министерствами».
На должность министра внутренних дел назначался действительный тайный советник граф В. П. Кочубей. Ему поручалось заботиться «о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи».
В ведение МВД передавались все военные (по гражданской и полицейской части) и гражданские губернаторы, сюда поступали донесения императору из губерний. Губернские казённые палаты, по вопросам «касающимся строения публичных зданий и содержания их», обязывались представлять в МВД доклады и отчёты, а также «ведомости о числе народа и ревизские сказки».
В состав Министерства внутренних дел вошли:
а) Мануфактур-коллегия, кроме экспедиции о заготовлении и хранении вексельной и гербовой бумаги;
б) Медицинская коллегия;
в) Главная соляная контора со всеми подчиненными ей местами;
г) Главное почтовое управление;
д) Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме ведения дел по камеральному столу и печатанию векселей и заёмных писем.
Таким образом, круг вопросов, которыми ведало Министерство внутренних дел, был очень широким. Одни из них близко соотносились друг с другом, а другие по своему содержанию имели весьма отдалённый характер.
Полицейские функции МВД были опосредованы через военных и гражданских губернаторов, которым подчинялись все полицейские органы на местах.
Политика государства в отношении церкви в первой половине XIX в. определялась общими задачами перехода от коллегиальной системы управления к единоначалию. Но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника - обер-прокурора Священного Синода.
В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения.
Министру передавались административные функции Синода и устанавливался контроль за его судебной деятельностью.
Однако Министерство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 г.), поскольку при решении о его создании не были приняты в расчет экономические условия существования духовенства и ряд других факторов.
В 30-х годах Синод окончательно превратился в безгласный совещательный орган при обер-прокуроре. Синод оказался отделенным от остальной церковной организации промежуточными светскими органами. Однако преобладание в структуре церковного управления государственных элементов не получило законодательного закрепления. Самодержавие и духовенство были обоюдно заинтересованы в сохранении некоторой формальной самостоятельности церкви с целью сохранения ее престижа и влияния на народные массы.
Комитет министров, Сенат и Государственный совет.
Для объединения и координации деятельности министерств, а так же для обсуждения общегосударственных вопросов одновременно с министерствами был образован Комитет министров. В манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, но в 1812 г. появился закон о Комитете министров.
Председательствовал на его заседаниях император или назначенное им лицо. Полномочия Комитета были весьма разнообразны: от обсуждения административных вопросов, частных законов до рассмотрения судебных дел.
Большинство решений утверждались императором. Во второй четверти XIX в., с усилением роли императорской Канцелярии, значение Комитета министров стало падать. В целом решить проблему координации работы министерств Комитету так и не удалось вплоть до его упразднения в 1906 г.
Роль Сената постепенно уменьшалась, хотя он по-прежнему издавал одобренные царём сенатские указы, имевшие силу закона, и выполнял функции высшего судебного учреждения страны.
В 1809 г. по поручению Александра I статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект под названием «Введение к Уложению государственных законов». В основе предложенной Сперанским новой системы лежал принцип разделения властей: законодательная власть сосредоточивалась в выборной Государственной думе, исполнительная власть - в министерствах, судебная - в Сенате. Государственный совет при императоре должен был связать органы государственного управления с самодержавной властью.
Предложения М.М. Сперанского получили сначала одобрение императора: 1 января 1810 г. состоялось первое заседание Государственного совета. Но, в отличие от проекта, этот орган стал выполнять в дальнейшем функции законосовещательного органа при императоре.
Государственный совет включал пять департаментов: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии, 5) дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.
Государственный совет выполнял свою главную задачу - подготовку законопроектов - совсем недолго.
В царствование Николая I законопроекты стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, в министерствах и специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете приобрело формальный характер. Нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: «Желательно мне, чтоб принято было», или вообще принимались без обсуждения.
В 1811 г., в целях устранить выявленные недостатки в системе управления, была проведена реорганизация министерств.
Согласно «Общему учреждению министерств», составленному при непосредственном участии М.М. Сперанского, все они получили унифицированную структуру, основанную на единоначалии.
Во главе каждого министерства стоял министр и его товарищ (заместитель), им подчинялись директора департаментов, директорам - начальники отделений, им, в свою очередь - столоначальники. Канцелярии при министрах выполняли задачи делопроизводства и переписки.
Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств.
Кроме министерств, в государственном аппарате создавались отдельные ведомства (управления, комитеты, приказы), так же основанные на принципе единоначалия. Они действовали самостоятельно или при министерствах. Для каждого из них императором утверждался свой особый штатный состав.
Реформы 10-х годов XVIII в. не затронули основ абсолютной монархии. Большинство дворян и высших чиновников выступало против всяких перемен. Политическая борьба привела к краху конституционных замыслов Сперанского и его сторонников, а сам он в марте 1812 г. был отправлен в ссылку по ложному обвинению. Но всё же на части территории Российской империи были сделаны первые попытки ввести ограниченное конституционное правление.
Собственная его императорского величества канцелярия и Временные комитеты.
В царствование Николая I особое значение приобрела «Собственная его императорского величества канцелярия», оттеснившая на второй план Государственный совет и Сенат. В ней ещё с 1812 г. сосредоточивались дела, подлежащие «высочайшему усмотрению»: все доклады почти по всем ведомствам проходили к царю через этот орган. До 1825 г. ею управлял Аракчеев.
При Николае I она стала органом, выполнявшим непосредственные поручения императора по всем важнейшим вопросам государственного управления.
Аппарат канцелярии разрастался, в его структуре появились отделения: Первое, Второе и Третье - в 1826 г., Четвертое - в 1828 г., Пятое - в 1836 г. и Шестое - в 1842 г.
Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя).
Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. В нём, под руководством М.М. Сперанского (возвращенного из ссылки в 1821 г.), были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи» (1830 г.) и «Свод законов Российской империи» (1835 г.).
Мрачную известность получило Третье отделение, которое возглавил генерал-адъютант граф А.Х. Бенкендорф.
Он же стал шефом Отдельного корпуса жандармов, созданного в 1827 г. Третье отделение выполняло функции тайной политической полиции, особенно в борьбе с революционным движением, а Отдельный корпус жандармов служил основным силовым инструментом самодержавной власти внутри страны.
Четвертое отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами.
Шестое отделение с 1842 по 1845 гг. готовило предложения по управлению Кавказом.
Собственная е.и.в. канцелярия с её отделениями постепенно приобретала черты органа верховной власти.
Местные административные и судебные органы
Реформа 1810-1811 гг. утвердила систему ведомственного управления в масштабе всей страны. Губернские учреждения стали одновременно подчиняться различным министерствам, что приводило к большой путанице.
В 1837 г. был утверждён новый «Наказ губернаторам», в котором более чётко было определено их правовое положение, функциональные обязанности.
В 1837-1838 гг., с целью упорядочения руководства государственными крестьянами, в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах - окружные управления государственных имуществ.
Им подчинялись выбранные крестьянскими сходами волостные правления. Члены волостного правления подлежали утверждению губернской палатой государственных имуществ.
В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий.
Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций.
С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах.
Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.
Изменение правовых норм в первой половине XIX века вызывались, с одной стороны, стремлением господствующих сословий сохранить феодально-самодержавные порядки и свои привилегии, а с другой - необходимостью приспособить их к изменяющимся условиям развития капиталистических отношений.
Попытки кодификации предпринимались неоднократно. Ещё при Петре I и Екатерине II начиналась разработка нового Уложения, но по ряду причин все эти намерения упорядочить российские правовые нормы не были реализованы.
В 1804 г. в этих же целях была образована комиссия под руководством М.М. Сперанского, которая подготовила проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но эти кодификационные акты не были приняты, так как консервативная верхушка дворянства усмотрела в них влияние законодательства французской революции и наполеоновской империи.
В 1826 г. Николай I поручил М.М. Сперанскому снова возглавить кодификационные работы, возложенные на II-е отделение Собственной его величества канцелярии. В сравнительно короткий срок (всего около 4-х лет) была проделана значительная работа.
Её первым результатом стало многотомное «Полное собрание законов Российской империи» (ПСЗ), заключавшее в себе расположенные в хронологическом порядке законодательные акты от Уложения 1649 г. до последних указов императора Александра I. При составлении ПСЗ выявлялись все прежние нормативные акты, проводилось их сличение, отбор действующих и совсем устаревших.
Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения.
Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.), делами которого фактически ведал М.М.Сперанский.
Из двух возможных подходов к кодификации права сведения существующих законов воедино и без изменений или составление нового Уложения был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).
Свод законов должен был состоять из восьми разделов:
1) основные государственные законы (т. I, ч. 1);
2) учреждения: а) центральные (т. I, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);
3) «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI), г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);
4) законы о состояниях (т. IX);
5) законы гражданские и межевые (т. X);
6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII);
7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);
8) законы уголовные (т. XV).
Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского.
Параллельно с работой над Сводом проходила работа по подготовке хронологического собрания законов. Такие попытки предпринимались и ранее, но работа не доводилась до конца.
Второе отделение канцелярии составило свой план работы. Предполагалось весь правовой материал разделить на два этапа: первый от Соборного Уложения 1649 г. до 12 декабря 1825 г. (манифеста Николая I), второй от 12 декабря 1825 г. до текущего момента.
Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. Кроме того, для работы над каждой частью (отраслью) Свода подготавливалась своя историческая справка. В Собрание вошло более трехсот тридцати тысяч актов.
Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись составные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственный Совет рассмотрел все подготовленные пятнадцать томов Свода и пятьдесят шесть томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.
3. Развитие права России в первой половине XIX в.
Изменения в Гражданском праве.
В первой половине XIX в. усиление темпов развития промышленности и торговли обусловили более интенсивное развитие законодательства в области гражданского права. Его нормы были систематизированы в Х томе СЗИ.
Значительное место было отведено имущественному праву. Имущество определялось как недвижимое и движимое.
Недвижимое имущество подразделялось на «родовое» и «благоприобретенное».
В «Своде законов» впервые в русском законодательстве давалось определение понятия права собственности. Оно трактовалось как право «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться» имуществом «вечно и потомственно». Наряду с правом собственности закон защищал право законного владения.
В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались.
Система вещного права состояла из: права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права.
Различалось законное и незаконное владение. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче.
Сервитутные права включали ограничение на «право участия общего» и ограничение на «право участия частного».
Залоговое право подвергалось подробному регламентированию: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.
В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный и раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров.
Предметом договора могли быть имущество или действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договор заключался по взаимному согласию сторон.
Договоры оформлялись домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядком. Нотариальным порядком оформлялись договоры мены и продажи недвижимости. В купчей указывалось, каким образом продавец приобрел данное имущество, и подтверждалась его свобода от запрещения на отчуждение и распоряжение им.
Предметом договора подряда и поставки могли быть: постройка, починка, переделка зданий; поставка материалов, припасов и вещей; перевозка вещей и людей.
Договор займа не мог быть заключен подложно, во вред другим кредиторам, при игре в карты, безденежно.
Договор товарищества в новых экономических условиях получает широкое распространение. Предусматривались следующие их виды:
товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки всем своим имуществом);
товарищество на вере или по вкладам (часть членов «товарищи» отвечают всем своим имуществом, часть «вкладчики» только сделанными вкладами);
товарищество по участкам или компания на акциях (члены отвечают только сделанными вкладами в виде акций);
товарищество трудовое или артель (члены связаны круговой порукой, имеют общий счет).
Для возникновения товарищества требовалась регистрация (для возникновения акционерного общества разрешение правительства). Они составлялись из лиц, которые договорились объединиться в единую организацию и действовать под общим именем.
Товарищества могли создаваться «по торговле, по страхованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности». Различались несколько форм товариществ по способам объединения капиталов и ответственности по долгам.
Семейное право. Брачный возраст определялся: мужчинам - 18 лет, женщинам - 16 лет. Лицам старше 80 лет вступление в брак запрещалось.
Заключение брака допускалось только с согласия вступающих в брак и согласия их родителей, опекунов или попечителей.
Лица, состоявшие на государственной службе, могли вступать в брак с письменного разрешения их начальников. А помещичьи крестьяне - с разрешения их владельца. Запрещались браки христиан с не христианами, вступление в четвертый брак, а также в новый брак без расторжения прежнего.
По-прежнему законным считался лишь церковный брак. Расторжение брака было затруднено и производилось только церковью.
Общественное положение жены определялось статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. Приданое жены, а также «имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом», признавались отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга.
Закон делил детей на: законных и незаконнорожденных (внебрачных). Последние не имели права на фамилию отца и его имущество. В случае неповиновения дети по требованию родителей могли быть заключены в тюрьму на небольшой срок.
Наследственное право. Наследование осуществлялось по завещанию либо по закону. Завещание составлялось только в письменной форме, полностью правоспособным лицом (с 21 года), «в здравом уме и твердой памяти».
В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода. Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Признавались недействительными завещания, сделанные безумными, умалишенными и самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния.
При отсутствии завещания, имущество наследовалось по закону.
Ближайшими наследниками являлись сыновья умершего и другие родственники мужского пола по нисходящей линии.
Если не было сыновей, наследовали внуки, при отсутствии внуков - правнуки и т.д.
Дочь, при живых братьях, получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого.
Развитие уголовного права.
Нормы уголовного права были собраны в первой книге XV тома «Свод законов». В ней содержалось 765 статей, сгруппированных в главы и разделы. Впервые выделялись Общая и Особенная части кодекса.
Хотя систематизация норм уголовного права в «Своде законов» представляла собой значительный шаг вперёд, но все же недостаточная полнота и архаичность этой части кодекса обнаружились сразу после его опубликования. В 1845 г. был утвержден новый уголовный кодекс, получивший название «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Оно включало несколько разделов, глав и 2224 статьи. Судебные органы в приговорах по делам, рассмотренным после 1мая 1846 г., должны были ссылаться только на нормы нового «Уложения».
В начале «Уложения» излагались нормы, относящиеся к Общей части.
Понятие преступления раскрывалось более подробно, чем в «Своде законов». «Преступление» и «проступок» четко не различались, хотя срок давности устанавливался лишь для преступлений. В «Уложении» определялись формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, смягчающие или отягчающие вину, а так же устраняющие уголовную ответственность обстоятельства.
Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание закона не освобождало от наказания. Нормы «Уложения» не распространялись на дела, подсудные духовному суду и военным судам. Но иностранные подданные, не имевшие дипломатического иммунитета, за преступления, совершенные в Российском государстве, судились на основании «Уложения».
В нем сохранялся сословный подход к квалификации наказания и определению санкций, в соответствии с установленными привилегиями.
Под преступлением понималось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано» (в 1848 г. стали проводить различие между преступлением и проступком).
Уложение 1845 г. перечисляло основания, по которым устранялось вменение: случайность, малолетство (до десяти лет вменение исключалось), сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или результат обмана), принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.
Субъективная сторона подразделялась на:1) умысел а) с заранее обдуманным намерением, б) с внезапным побуждением, непредумышленный; 2) неосторожность, при которой: а) последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены, б) вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.
Уложение различало соучастие в преступлении: а) по предварительному соглашению участников, б) без предварительного соглашения. Соучастники делились на: зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.
Система наказаний составляла сложную иерархию наказаний: уголовных и исправительных. Уложение предусматривало одиннадцать родов наказаний, разделенных на тридцать пять ступеней, расположенных по степени тяжести (от смертной казни до внушения).
К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ.
К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом, денежные взыскания. Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почтенных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.
Наказания подразделялись на: главные, дополнительные, заменяющие.
Система преступлений в «Уложении» была подробно детализирована.
Система преступлений включала двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, против законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.
Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий.
Подлежало наказанию всякое намерение лица скрыть свою принадлежность к определенному сословию. В этом разделе имелось специальное отделение «О преступлениях крепостных людей против своих господ». Выступления крепостных крестьян против своих господ приравнивались к восстанию против правительства.
В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Наиболее тяжким из них считалось умышленное убийство. За него могли лишить всех прав состояния и сослать на каторгу пожизненно, либо на длительные сроки.
Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частных лиц. Разбой, грабеж, умышленный поджог считались наиболее тяжкими преступлениями. Наказание увеличивалось, если имущество или здание принадлежало церкви, императору или членам его фамилии. Кража относилась к менее тяжким преступлениям, при определение меры наказания за неё учитывались обстоятельств совершения преступления.
Осужденных на каторгу клеймили. На лбу и щеках у них ставилось слово «кат» (каторжный).
Лишение всех прав состояния означало потерю всех привилегий, связанных с принадлежностью к определенному сословию, прекращение супружеских отношений, лишение прав собственности на имущество (оно переходило к наследникам), лишение родительских прав.
В Уложении чётко был выражен различный подход государства к преступникам разных сословий. Так, дворяне и чиновники, подвергнутые кратковременному аресту, могли отбывать его и дома, в то время как все другие - только в полицейских органах. Тюремной администрации разрешалось принуждать к работам лишь мещан и крестьян, а лица других «состояний» могли работать по собственному желанию. Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы гильдий, феодалы других народностей освобождались от клеймения, заключения в оковы и телесных наказаний.
Судебный процесс
Судебный процесс в основном сохранял инквизиционный характер. Указом 1801 г. запрещались пытки в ходе расследования дел. Однако на практике они применялись широко.
В «Своде законов» уголовному процессу было отведено свыше 800 статей (кн. II, т. XV).
Эти нормы составили своеобразный «кодекс в кодексе» с определенной системой построения. Дело начиналось по доносу, жалобе отдельных лиц либо по инициативе прокурора, стряпчих или полиции, которой отводилась решающая роль. Ей вверялось следствие и исполнение приговора. Следственные действия включали две стадии: предварительное следствие и формальное.
Надзор за ведением следствия осуществляли прокуроры и стряпчие.
Когда следствие заканчивалось, дело направлялось в суд. Судебное следствие как часть судебного разбирательства не предусматривалось. В судебном «присутствии» дело докладывал один из членов суда или секретарь. Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались.
Сам обвиняемый являлся не субъектом, а объектом процесса. Его роль в суде сводилась лишь к выяснению вопроса о применении к нему недозволенных приемов при производстве следствия.
В «Своде законов» сохранялась старая система формальных доказательств, в частности, деление доказательств на: совершенные и несовершенные.
К совершенным (полным) доказательствам относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, признанные им; заключение медицинских экспертов; совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым.
К несовершенным (неполным) доказательствам закон относил: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор им посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики.
По наиболее тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял «мнение» и направлял его в палату уголовного суда для вынесения приговора.
Часто приговоры, в силу требований самого закона, а также по жалобам осужденных, рассматривались в ревизионном порядке в вышестоящих судах и могли быть пересмотрены.
В случае недостатка улик суд мог не выносить приговора, а оставлял подсудимого «под подозрением» - наблюдением сословных «местных обществ». Крестьянам и мещанам это грозило в дальнейшем выселением в Сибирь по их приговорам. Как свидетельствовала официальная статистика, решения об оставлении обвиняемых «под подозрением» выносились по большинству уголовных дел.
Дела по наиболее опасным для государства преступлениям -государственным и против веры - должны были рассматриваться немедленно. По указу царя могли создаваться особые верховные уголовные суды, состав которых им и определялся. Такой Верховный уголовный суд был создан, к примеру, для рассмотрения дел декабристов.
Особый порядок устанавливался для суда над «бунтовавшими» крестьянами. Их дела рассматривал военный суд. Его приговор, после утверждения губернатором или министром внутренних дел, приводился в исполнение немедленно.
Дела о «маловажных преступлениях» (мелкие кражи до 20 руб., легкие побои, пьянство и др.) решались в упрощенном порядке полицейскими чиновниками. «Расправу по маловажным преступлениям, учиненным помещичьими крестьянами» могли производить сами помещики.
В судах процветало взяточничество. Образовательный уровень судей был низок. Рассмотрение многих дел затягивалось на годы и десятилетия. Так, в одном из уездных судов дело о краже мелкой монеты на сумму 115 тыс. руб., начатое в 1844 г., законченно было лишь в 1865 г.
Таким образом, хотя в развитии российского права в первой половине XIX века наблюдался определённый прогресс, чему способствовала проведенная кодификация, в целом оно оставалось феодально-крепостным и служило интересам привилегированных сословий.
Заключение
Подводя итог лекции, хочу отметить, что в рассматриваемый период Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Начало промышленного переворота. Подъем общественного движения против крепостного строя и самодержавия. Расширение территориальных пределов Российской империи. Государственно-правовой статус национальных окраин.
Список литературы
Основная
История государства и права России (в схемах). Учеб. пособие. / Под ред. Абдулаева Р.А., Волгоградский ГУ, Волгоград, 2006.
История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.
История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат, 2007.
История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.
История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1. . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.
История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.
Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.
История государственного управления в России. Учебник / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.
Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.
Дополнительная
1.История государства и права России: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. Исаев И.А. М.: Прогресс, 2008.-797 с.
2.Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие2-е изд., перераб. и доп. Титов Ю.П. М.:: Проспект, 2008.- 464 с.
3.История государства и права России. Курс лекций под ред.Кудинова.
4.История государства и права России и зарубежных стран.Учебник / Под общ.ред.В.П. Сальникова.М.-:ЦОКР МВД России, 2006-592 с.
5. История отечественного государства и права: Учебник/ Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006. 600 с.
6. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. -М.ИМЦ ГУК МВД России, 2004.-124с.
7. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993.
8. История государства и права России. Пособие для студентов / С.М. Кошелев М.: Изд. Вектор, 2007.- 235 с.
9. История отечественного государства и права. Практикум / О.А. Кудинов Изд.: Ось-89. 2006. -176 с.
10 . Краткий курс по истории государства и права России.: Учебное пособие / В.В Баталина Изд.: Окей-книга. 2008. 176 с.
1 Посессионными называли крепостных крестьян, которых помещики отпускали на оброк и могли в любой момент отозвать обратно.
2 «Удельными» называли крестьян, которые работали на землях, принадлежащих царской семье.
Государство и право России в первой половине XIX века