Государство и право России в пореформенный период (вторая половина XIX века)
МВД России
Санкт-Петербургский университет
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник кафедры Истории государства и права |
полковник милиции |
Сидоренко В.П. |
«_____» _____________ 2009 года. |
Лекция
Тема №7 «Государство и право России в пореформенный период
(вторая половина XIX века)».
Обсуждена на заседании кафедры |
«______» ____________ 2009 года. |
протокол № |
Кафедра истории государства и права
Санкт-Петербург
2009 г.
Учебные вопросы:
1. Крестьянская реформа 1861 г.
2. Общественный и государственный строй пореформенной России.
3. Земская и городская реформы I864-I870 гг.
4. Судебная и военная реформы.
Введение
Несмотря на то, что Россия вступила в период капитализма значительно позже, чем ее Западноевропейские соседи, темпы ее развития были в конце XIX в. значительно выше, чем у них. Этому способствовала современная машинная оснащенность новых российских промышленных предприятий.
Развитие капитализма в России вызвало к жизни два новых класса: буржуазии и пролетариата, которые очень скоро становятся ведущими в буржуазных общественных отношениях. Однако буржуазия, став экономически господствующим классом, не стала господствовать в политических отношениях. По-прежнему политические высоты на общественном олимпе России занимали помещики-землевладельцы, составлявшие опору самодержавия. Они сохраняют ключевые позиции и в государственном аппарате.
Вопрос 1. Крестьянская реформа 1861 г.
Буржуазные общественные отношения, зародившиеся в России еще в ХУШ в., активно развивались. Однако этому препятствовал феодальный строй, царивший в России, что предопределяло ее значительное отставание в промышленности и других областях от Европы, достигшей к тому времени достаточной зрелости капитализма. Это в конечное счете привело к поражению России в Крымской войне, которую она фактически вела против более крепких Англии и Франции.
Промышленность и строительство в России по-прежнему базировались на непроизводительном подневольном труде посессионных крестьян, который стал экономически не выгодным. В результате давления на правительство владельцы посессионных предприятий получили право освобождать крепостных, которые потом переводились в разряд государственных крестьян или городских жителей, охотно нанимавшихся на предприятия по вольному найму.
Основой развития промышленности России были крестьянские мануфактуры, подрывавшие феодальное хозяйство и готовившие кадры для будущей капитализации экономики. Из таких мануфактур вышли, ставшие впоследствии известными крупные династий промышленников Рябушинские, Морозовы, Тучковы и др.
Все более нерентабельным становилось сельское хозяйство. Несмотря на усиливающуюся эксплуатацию, вызывавшую массовое сопротивление со стороны крестьян в форме бунтов и восстаний, производительность труда в деревне неуклонно падала. Все это привело к созданию в стране в 1859-1861 гг. революционной ситуации.
Напуганные возможностью освобождения крестьян снизу, царь и помещики решились освободить их сверху. Это давало возможность правительству выработать такие условия освобождения крестьян, которые в большей мере отвечали интересам господствующего класса.
19 февраля 1861 г. царь Александр II подписал манифест и серию законов об отмене крепостного права: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Положение о выкупе крестьянами ведшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению самими крестьянами в собственность полевых угодий. Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости и др. Все эти Акты нашли отражение в основных положениях крестьянской реформы.
В одночасье крестьян, конечно, не освободили. Процесс этот затянулся на 20 с лишним лет. Сначала крестьяне были переведены во временнообязанные, но и на это отводилось 2 года. За это время должна была быть составлена и подписана так называемая уставная грамота - своеобразный договор крестьян с помещиком об условиях освобождения. В ней также определялись земельные наделы, отводимые в пользование крестьянам и причитающиеся за них повинности. Характер повинностей оставался прежним, крепостническим: барщина или оброк, но несколько упорядоченным. Помещикам предоставлялось право надзора за поведением временнообязанных.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости предусматривало наделение их землей, лишь в том случае, если они не являлись дворовыми. За ними сохранялись приусадебные участки в прежних размерах, а земля наделялась в соответствии с нормами, предусмотренными местными положениями, весьма неодинаково трактующими этот вопрос.
Для урегулирования споров (если они возникали) между помещиками и крестьянами по представлению губернаторов Сенатом назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Чаще всего на эти должности попадали ярые крепостники, об объективности которых говорить не приходится.
Содержание уставных грамот доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода, или сходов, когда грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься крестьянские поправки и замечания, а мировой посредник решал спорные вопросы, а затем при благоприятном исходе она подписывалась крестьянами или их уполномоченными. Но чаще всего после ознакомления крестьян с грамотой она вступала в силу даже, если последние отказались ее подписывать.
По сравнению с дореформенным периодом крестьянские наделы значительно уменьшились, а качество земель ухудшилось. Во всех губерниях у крестьян была отрезана пятая часть земли, а в черноземных районах еще больше.
Крестьяне не просто наделялись землей, а обязаны были выкупить ее у помещика, причем по цене гораздо больше ее истинной стоимости. При заключении выкупной сделки крестьянин вносил сразу обычно 20 % выкупной суммы, а остальное за него платило помещикам царское правительство. Долг крестьянина правительству он обязан был возместить в рассрочку в течение 49 лет.
Таким образом, если крестьянин и находил сразу выкупную сумму, то все равно он одновременно становился и собственником земли и должником государства. Поэтому значительная часть крестьян еще длительное время оставалось на положений временнообязанных, а к 1881 году, т.е. спустя 20 лет после начала реформы, когда был принят закон об обязательном выкупе, таких было еще около 15 %. В соответствии с этим законом крестьяне должны были либо выкупить землю в течение 2 лет, либо потерять ее. Остались без земли и дворовые крестьяне, вынужденные либо наниматься к помещику, либо искать работу в других местах.
Положения крестьянской реформы в 1863-и в 1866 гг. были распространены на тех же условиях и на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили в полтора, а государственные в два раза больше земли, чем бывшие помещичьи крестьяне. За ними была закреплена земля, которой они пользовались до реформы, причем без отрезков.
Несмотря на грабительский характер реформы крестьяне все же стали более свободными. Они получили. хоть и с кассой ограничений гражданские права. В частности, полные права в семейных делах, право совершать различные сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия и пр. Создавалось, предусмотренной реформой крестьянское самоуправление. Его базой стала крестьянская община во главе с сельским сходом из крестьян-домохозяев. (Батраки правом голоса не обладали.) Сход выбирал должностных лиц, решал вопросы распределения земли на основе уравнительного землепользования, ведал раскладкой и сбором податей, рекрутскими наборами, разрешал выход из общины. Сход принимал решения об удалении из общины негодных элементов, лишении недисциплинированных домохозяев права участия в сходах на срок до 3 лет.
Исполнительным органом схода являлся сельский староста, который: исполнял решение схода, осуществлял дознание и организовывал охрану общественного порядка; следил за своевременным и точным выполнением повинностей; имел право в административном порядке подвергнуть аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней; оштрафовать на сумму до I рубля.
В волости главным органом был волостной сход из выборных от сел (один от десяти дворов). Решения волостного схода касались всей волости: установление рекрутской повинности (разнарядка по селам) и др. вопросы.
Исполнительный орган волосяного схода - волостной старшина: выполнение решений схода; полицейские функции и др. Сход также избирал волостной суд, рассматривавший малозначительные уголовные и гражданские дела.
Волостное правление - исполнительный орган, вышестоящий по отношению к сельской общине включало волостного старшину, сельских старост, сборщиков податей. Иногда решало хозяйственные и другие местные вопросы. (Собиралось нерегулярно.)
Общественное самоуправление крестьян функционировало под контролем полиции.
Таким образом, крестьянская реформа несмотря на ее ограниченность имела несомненно важное значение для истории России. Она явилась мощным стимулом к развитию новых общественных (буржуазных) отношений, что в конечном счете повлекло за собой изменения в общественном и государственном строе России, ее праве.
Вопрос 2. Общественный и государственный строй пореформенной России.
Ликвидация крепостного права и проведение ряда других буржуазных реформ существенно повлияли на характер общественного строя.
В деревне сложилась иная расстановка классовых сил. Реформа 1861 г. упразднила помещиков-феодалов, превратив их в помещиков-владельцев крупной земельной собственности, лишенных крепостных крестьян.
Освободившиеся крестьяне расслаиваются на кулаков, середняков и бедняков. Кулаки превращаются в сельских буржуа, широко использующих наемный труд. Бедняки превращаются в батраков-наемников, не имеющих своей собственности, но далеко не все из них находят работу на селе и миллионы крестьян двинулись в город наниматься на фабрики и заводы. Таким образом, небывалыми темпами увеличивается класс наемных рабочих.
Развитие капитализма в промышленности вызывает строительство новых заводов и фабрик. Гигантскими темпами развивается производство. За счет дешевизны рабочей силы растет рентабельность. Благодаря промышленному перевороту увеличивается производительность труда.
Несмотря на то, что Россия вступила в период капитализма значительно позже, чем ее Западноевропейские соседи, темпы ее развития были в конце XIX в. значительно выше, чем у них. Этому способствовала современная машинная оснащенность новых российских промышленных предприятий.
Развитие капитализма в России вызвало к жизни два новых класса: буржуазии и пролетариата, которые очень скоро становятся ведущими в буржуазных общественных отношениях. Однако буржуазия, став экономически господствующим классом, не стала господствовать в политических отношениях. По-прежнему политические высоты на общественном олимпе России занимали помещики-землевладельцы, составлявшие опору самодержавия. Они сохраняют ключевые позиции и в государственном аппарате.
Форма правления в России во второй половине XIX в. в принципе остается прежней - абсолютная монархия. Но это уже не совсем та абсолютная монархия, которой она была четверть века назад. Она приобрела некоторые черты монархии буржуазной. Это заметно отразилось на характере органов власти и управления.
Самодержавное государстве проходит в своем развитии во второй половине XIX в. как бы два основных этапа.
Первый этап - буржуазные реформы 60-70 гг., второй - жестокий полицейский режим, попытки ревизовать основные положения буржуазных реформ.
Все более популярными становятся идеи о преобразований самодержавия в конституционную монархию. Причем, такие проекты выдвигались на самом высоком уровне (министр внутренних дел, государственный секретарь и др.). Большинство предложений сводилось к преобразованию Государственного совета в представительное учреждение путем включения в него выборных лиц от городов и земств. При этом Государственный совет не изменялся по своему предназначению и характеру, оставаясь органом при императоре.
Александр II после неоднократного отклонения подобных проектов все же согласился рассмотреть предложение Лорис-Меликова (МВД) в Государственной совете, однако после убийства царя он был отклонен. Новый царь Александр III 29 апреля 1881 г. подписал манифест о незыблемости самодержавия, положив начало этапу полицейского террора и конец разговорам о конституционных реформах в России.
Итак, абсолютизм в России сохранился в практически неизменном виде. Царь сохранил всю полноту власти. Государственный совет продолжал функционировать как законосовещательный орган. 3 1861 г. Комитет министров преобразуется в Совет Министров, что было вызвано тем, что прежний орган уже не справлялся с новыми задачами и занимался только текущими вопросами. Совет министров как новый центральный орган государственного управления рассматривал наиболее важные государственные вопросы. 3 его состав вошли министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета и ряд других лиц. Председателем Совета Министров являлся сам император.
Вначале Совет Министров собирался довольно часто, но постепенно прекращает свою деятельность. В это же время (80-е годы) ослабевает значение и Государственного совета. Он становится все более громоздким и неоперативным. Кроме того, в его работе все чаще проявляются элементы оппозиционности царю. Члены Государственного совета назначались пожизненно, что и определяло их некоторую оппозиционность. Некоторые законопроекты царь утверждал, опираясь не на мнение большинства членов Совета, а на мнение меньшинства. Так было, к примеру, с законом о земских начальниках 1889 г., отвергнутого большинством членов Государственного совета.
При решении большинства государственных вопросов Александр III все чаще опирался на Комитет Министров, которым вновь стал основным законосовещательным органом.
До 80~х годов сохранялась в полном составе и канцелярия царя. Затем все его отделения за исключением первого упраздняются. На первое отделение возлагается контроль за личным составом чиновничества, продолжающего численно расти.
Высшим судебным органом империи продолжает оставаться Сенат, однако значение его падает, т.к. в его состав назначаются высшие и средние чиновники, потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления.
Продолжали функционировать отраслевые министерства. После реформы 1861 г. особенно усилилась роль министерства финансов, на которое возлагалось проведение выкупных платежей по всей стране.
Для усиления деятельности органов управления промышленностью и торговлей в аппарате министерства финансов был образован департамент торговли и мануфактур, руководивший казенной промышленностью и оказывавший финансовую помощь частной промышленности.
Для оживления торговых оборотов и упорядочения кредитной системы в I860 г. был создан Государственный банк, после 1861 г. в системе Минфина образуются Крестьянский поземельный и Дворянский бажи» Крестьянский поземельный банк в основном помогал зажиточные крестьянам. Дворянский банк выдавал долгосрочные ссуды дворянам-помещикам под залог земельной собственности.
Во второй половине XIX в. начинается активное строительство железных дорог. Вначале оно финансировалось частным капиталом, но уже в 80~х годах - полностью за счет государственных средств. С 1865 г. координация деятельности по строительству железных дорог осуществлялась Министерством путей сообщения, а при нем Временное управление казенных железных дорог. В целях правильной эксплуатации железных дорог вводится в действие специальный Устав» Начинается строительство Великого Сибирского пути, для руководства которым создается специальное управление.
В 80-х годах и особенно после покушений на царя продолжает усиливаться роль полицейских органов, В июне 1880 г. упраздняется печально известное III отделение царской канцелярии, а его Функции переходят к Министерству внутренних дел.
После буржуазных реформ МВД продолжало выполнять разнообразные функции. Так в 1861 г. в нем возник земский отдел, на который была возложена задача по проведению крестьянской реформы с помощью сил полиции.
Затем в МВД создаются. Главное управление по делам печати (цензура) и Главное тюремное управление, в ведение которого переходят все тюрьмы, в том числе и политические. В конце периода тюрьмы переходят в ведение Министерства юстиции.
6 августа 1880 г. при МВД создается Департамент полиции, в контакте с которым действовал отдельный корпус жандармов. В состав департамента входили семь делопроизводств, главным из которых было третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. оно было преобразовано в особый отдел Департамента полиции.
На местах главной фигурой по-прежнему являлся губернатор, получивший еще большие права после убийства Александра II: запрещение собраний, закрытие печатных органов, а в ряде случаев арест и высылка в административном порядке неблагонадежных лиц.
В ходе полицейской реформы, проведенной в 1862 г., произошли некоторые изменения в организации местной полиции. Была упразднена вотчинная помещичья полиция и укреплены уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников были созданы уездные полицейские управления во главе с исправниками. В помощь становому приставу призывался полицейский урядник.
В городах полицию возглавляли градоначальники и полицмейстеры. При них имелись специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими делами. Города делились на части или участки и околотки, во главе которых стояли участковые и околоточные надзиратели.
Жандармские округа были заменены жандармскими губернскими управлениями, занимавшимися политические сыском. Кроме того, в некоторых городах имелись особые городские жандармские управления и управления на железных дорогах.
Происходили изменения и в управлении национальными окраинами. Во второй половине XII в. был упразднен институт наместничества в Польше и на Кавказе. Однако сохранялись посты генерал-губернаторов, имевших особые полномочия для осуществления контроля за местной органами.
Таким образом, изменения в общественное и государственном строе, последовавшие за крестьянской реформой 1861 г. лишь частично носили буржуазный характер, оставляя практически нетронутые самый важный институт государства - абсолютную монархию.
Вопрос 3. Земская и городская реформы I864-I870 гг.
После отмены крепостного права ход исторического развития вынудил царское правительство к проведению и других буржуазных реформ в различных областях общественной жизни. Одной из таких реформ стала земская реформа 1864 г. 1 января 1864 г. царь утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с законом создавались губернские и уездные земские собрания, выполнявшие роль распорядительных органов. Члены собраний избирались по трем избирательным группам - куриям.
Первую избирательную курию составляли уездные помещики, владевшие землей определенных размеров (от 200 до 800 десятин), крупные уездные торговые и промышленные деятели, имевшие предприятия стоимостью не менее 15 тыс. руб., либо с оборотом не менее б тыс. руб. в год.
Во вторую курию входили городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в городе с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества в городе стоимостью не ниже 500 или 3 тыс. рублей в зависимости от величины города. Таким образом, избирательных правом в двух куриях наделялось лишь незначительное меньшинство населения.
В третьей (крестьянской) курии избирательное право предоставлялось всем крестьянам-домохозяевам. Но выборы здесь были не прямыми, а косвенными. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. От каждой курии избиралось определенное количество гласных, не соответствующее общем численности населения, входившего в нее. На первых же выборах в 29 губерниях гласных уездных земских собраний из дворян было 42 %, а из крестьян - 38 %.
Губернские земские собрания избирались гласным уездных земских собраний. Здесь картина оказалась еще более удручающей: дворяне получили 74 % процента мест, а крестьяне всего ~ 11 %. В исполнительных органах земств преимущество также было у дворян.
Функции земских органов ограничивались местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. В основном они наблюдали за состоянием путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), организовывали медицинское обслуживание населения (земские врачи и больницы), строительством и материальным обеспечением земских школ. Их обязанностью было оказание помощи местные органам управления в проведении различных государственных сборов.
Земства были образованы не во всех губерниях России. В Сибири, Средней Азии и на Кавказе их не было.
Несмотря на несовершенство земской реформы, она в целом имела большое значение. Земства все же пользовались некоторым влиянием на местах, что не нравилось реакционным помещикам.
Губернаторы и местная полиция строго контролировали деятельность земских учреждений. Губернатор имел право в любой момент приостановить выполнение постановления земства под предлогом нарушения законов либо противоречия государственные интересам. Административными правами земства не обладали и свои решения реализовывали через государственные органы, в основном через полицию.
Постепенно царское правительство начинает настоящую борьбу против земств, опасаясь либеральной оппозиции с их стороны, но упразднить их полностью пока не решалось. В 1890 г. последовала еще одна земская реформа (по сути контрреформа). Изменился порядок выборов в земства. Курии сохранялись, но в первой вводился сословный принцип - могли избирать и быть избранным только помещики - дворяне (потомственные и личные). Существенные изменения произошли в крестьянской курии, т.к. теперь крестьяне могли избирать только кандидатов в уездные земские собрания, из числа которых назначал гласных губернатор.
Таким образом, вес дворян-помещиков в земских учреждениях увеличился, а роль буржуазии несколько уменьшилась. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны губернаторов.
Городская реформа. В 60-е годы продолжало формально действовать городское положение, утвержденное еще Екатериной II. Но фактически городскими вопросами ведали различные государственные органы.
16 июня 1870 г. царь утвердил Городское положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на 4 года. Избирательное право хотя и было освобождено от сословности, но на деле включало серьезный имущественный ценз, имевший решающее значение.
Распорядительным органом городского самоуправления являлась городская дума: исполнительным - городская управа во главе с городским головой (он же председатель городской думы). Гласных в городскую думу могли избирать только плательщики городских налогов (владельцы недвижимости). Избиратели делились на три курии по имущественному положению. Каждая из курий имела равное количество гласных. Первые две курии имели 2/3 гласных, хотя составляли лишь 13 % от общего числа избирателей. Так в думах и управах обеспечивалось явное превосходство представителей наиболее богатых слоев города.
Городское самоуправление еще больше, чем земства находилось б зависимости от правительственной администрации. Городской голова уездного города утверждался губернатором, а губернского города министром внутренних дел. Б целом создание органов городского самоуправления было прогрессивным шагом по тому времени.
Правительство вело борьбу с городские самоуправлением так же, как и с земствами. В 1892 г. было издано новое Положение об органах самоуправления, согласно которому были лишены избирательных прав приказчики и мелкие торговцы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось. Результатом этого стало усиление роли дворянства и ослабление позиций буржуазии, Вместе с тем в думы пришли дворяне-интеллигенты, поддерживающие городскую буржуазию.
Таким образов, создание и деятельность земств и органов городского самоуправления сыграли положительную роль в пореформенной истории России, заложив основы ее будущего более демократического устройства.
Вопрос 4. Судебная и военная реформы.
В основу судебной реформы в России была положена широко известная к тому времени на Западе теория, разделения властей. 20 ноября 1864 г. были изданы четыре законодательных акта, в которых содержались основные положения судебной реформы: Учреждение судебных установлении, Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Устав уголовного судопроизводства.
В Учреждении судебных установлении излагались общие принципы правосудия; Устав гражданского судопроизводства подробно регламентировал вопросы гражданского процесса; Устав о наказаниях отражал вопросы судоустройства и судопроизводства, связанные с организацией и деятельностью мирового суда.
Судебные уставы 1864 г. отделяли суд от администрации и рассматривали его как независимый орган, подчиняющийся только закону. Судьи объявлялись несменяемыми и частично избираемыми. Сословные суды упразднялись и провозглашался общий и равный для всех суд.
Принцип несменяемости судей был прогрессивным явлением для остающейся феодальной России. Это обеспечивало хотя бы относительную независимость суда при рассмотрении дел. Несмотря на явную декларативность ряда положений, провозглашенных в законе, новая судебная система была, несомненно, прогрессивнее дореформенной.
Судебная система делилась на две основные части:
1) местные суды;
2) общие судебные органы.
К местным судебные установления относились мировые суды. Судебный округ делился на несколько участков. Мировые судьи подразделялись на участковых и почетных. Почетные судьи работали на общественных началах без казенного жалования. Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на три года из лиц, которые отвечали определенные условиям (возраст, образование, наличие недвижимого имущества).
Земские уездные управы составляли список кандидатов в мировые судьи (в т.ч. и почетные), которые затем утверждал губернатор Затем список представлялся на голосование земскому уездному собранию. Избранных судей утверждал Сенат.
Мировые суды учреждались для рассмотрения незначительных уголовных и гражданских дел. Судопроизводство было упрощенным, Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке) и в кассационном порядке в Сенат.
Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружное суде рассматривалась основная масса судебных дел как уголовных, так и гражданских.
Те уголовные дела, по которые подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходило следующим образом: судебным заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил вопросы перед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, выносили вердикт - виновен или невиновен подсудимый и, если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационное порядке по признаку формального нарушения процессуального закона. Присяжные не избирались, а назначались по спискам специальных уездных комиссий, утверждаемых предводителями дворянства.
Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением дел, решенных судом присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Вместе с тем, судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в государственных, должностных и некоторых иных преступлениях. Эти дела она рассматривала с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных предводителей дворянства, городского головы, губернского города и одного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями, что фактически сводило к нулю их роль в суде.
Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате в 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел.
Предварительное следствие было изъято из полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавших под общим надзором прокуратуры.
Реорганизовывалась прокуратура. Ее главной задачей стало поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных (с высшим образованием), выступавших защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право выступать лишь в яровых судах.
Судебная реформ была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими.
Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также отходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне.
Сохранены были и чисто сословные суды - духовные, которые кроме дел духовенства рассматривали и некоторые дела светских лиц (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды. разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.
Со второй половины 60-х годов правительство начинает наступление на ноше судебные уставы, стремясь ликвидировать принцип несменяемости судей и ограничить компетенцию суда присяжных, В 1866 г. из окружных судов в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, с 1878 г. - дела о неповиновении властям, оскорблении властей, насильственных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялись от решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям. Это наступление приводит к тому, что в 1889 г. институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников. Но об этом речь пойдет ниже.
Система судебных органов по реформе 1864 года