Сочинение Андреев Л. - Баргамот и Гараська


Иван Акиндинович Бергамотов, по прозвищу «Баргамот», «высокий, толстый, сильный, громогласный», служит городовым на Пушкарной улице, отлично знает нравы и привычки «пушкарей», живущих на его участке. В предпасхальный вечер Баргамот стоит на посту. У него плохое настроение, так как он сможет попасть домой к обильному столу только в три часа ночи. Он с неприязнью провожает взглядом празднично одетых людей, отправляющихся в церковь: это из-за них он вынужден голодный стоять ночью на улице. Баргамот мечтает, как вернётся домой и подарит младшему сыну Ванюшке красивое мраморное пасхальное яичко. Неожиданно появляется пьяный Гараська, «не человек, а язва», особенно нелюбимый Баргамотом пушкарь. «Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом...

Хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего». Баргамот хватает Гараську за воротник и тащит в участок, надеясь таким образом упредить намерения Гараськи что-нибудь украсть. По дороге Гараська задает бестолковые вопросы о воскресении Христа, озадаченный Баргамот выпускает из рук засаленный ворот рубахи пьянчужки, и тот падает, давя предмет, только что вынутый из кармана. Упавший Гараська громко воет и показывает Баргамоту, что он разбил пасхальное яичко, которое хотел от чистого сердца подарить городовому. Озадаченный Баргамот неожиданно для себя приглашает Гараську разговляться к себе домой. Удивлённая жена городового, Марья, гостеприимно потчует Гараську, называет его по имени-отчеству. Потрясённый Гараська вновь заливается слезами: ведь его отроду никто не называл так почтительно. Андреев Л. - Баргамот и Гараська (Пасхальный рассказ, 1902) Бергамот (Иван Акиндиным Бергамотов) - в своей официальной части именовавшийся "городовой бляхой № 20", а в неофициальной попросту "Баргамот".

Баргамот живет в Орле на Пушкарной улице, где жил и Л. Андреев. "По своей внешности Баргамот, скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная стенами, не была пслружена в богатырский сон". И вот этому герою, которого люди "с возвышенными требованиями" назвали бы "куском мяса", "дубиной", предстояло пережить неожиданное перерождение, воскресение души, возможное, пожалуй, лишь в жанре избранного писателем пасхального рассказа. Виновником его был пьяница, "скандалист первый на всей окраине", Гараська, известный к тому же непристойной руганью и "злоязычием", за что не раз был бит приказчиками. Вот и сейчас у Баргамота при виде набравшегося с утра светлого Христова Воскресения Гараськи "чесались руки, но сознание того, что в такой великий день как будто неудобно пускать их в ход, сдерживало его". В Гараськс совмещались "удивительным образом самоуверенность и даже дерзость с кротостью". Он задаст городовому наивный вопрос: "Христос, значит, воскрес?" Баргамот, держащий Гараську за "засаленный ворот" и "заинтригованный странными вопросами", отпускает руку, и Гараська падает, "не успев показать Баргамоту предмета, только что вынутого им из кармана", падает "лицом на землю" и воет "как бабы воют по покойнике". Растерянный городовой понимает, что упавший человек хотел вытащить из кармана пасхальное яйцо и похристосоваться с ним. И происходит чудо: Баргамот, хотевший отвести Гараську в участок, зовет его к себе домой разговляться.

Жена городничего, Марья, обращается, как выясняется впоследствии, впервые в его жизни, к Гараське по имени и отчеству - Герасим Андре-ич: "Из груди его вырывается снова тот самый жалобный и грубый вой..." Так коротко показано воскресение еще одной вечной человеческой души - Гараськи.