Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения


Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения

На уроках литературного чтения в начальных классах необходимо сформировать читательские умения, главнымииз которых являются:

• Умение представить картину, нарисованную автором;

• Умение сопереживать героям и автору;

• Способность понять главную мысль произведения, его идею;

• Умение осознать свою позицию и передать ее в разных формах устной и письменной речи.

Данные читательские умения формируются через разные формы работына уроках и во внеурочной деятельности.

Очень важно для полноценного восприятия художественного произведения и для развития эстетических и нравственных представлений ребенка его литературное творчество на уроке и дома. Творческие задания всегда с радостью воспринимаются и выполняютсяобучающимися. Ученикис удовольствием сочиняют стихотворения (двустишия, четверостишия), дописывают сюжет, составляют диафильмы и мультфильмы, инсценируют, сочиняют рассказы и сказки, рисуют иллюстрациик произведениям.

Сочинение сказки – работа по образцу. Данное задание предлагаю ученикам послепрочтения сказок, изучения признаков произведения этого жанра (зачин, троекратный повтор, присутствие архаизмов, наличие волшебных предметов в волшебной сказке, положительные, отрицательные и нейтральные герои, концовка).

Ребята придумывают свои сюжеты. Часто ребята сочиняют произведения в паре с одноклассником, что тоже имеет свою положительную сторону. Ученики выступают и в роли писателя, и в роли художника-оформителя. Онис удовольствием иллюстрируют свои произведения.Тем более, что дети любят рисовать, а некоторым проще и легче нарисовать, чем сказать словами. Для тогочтобы правильно нарисовать,необходимо знать произведение, прочувствовать его и сопереживать понравившимсягероям. Рисование развивает мелкую моторику пальцев рук, точность глаза, а возможность раскрасить свой рисунок развивает у ребенка интерес к живописи. Вот почему я думаю, что подобные задания необходимо включать в процесс урока.

Обучающиеся так увлекаются творческими домашними заданиями, чтовыполняют не просто рисунок к произведению, а мастерят целые книжки. Им хочется, чтобы их книжка была самой лучшей,интересной и красочной. Затем самостоятельно устраивают в классевыставку своих творений. Хочется представить некоторые из них.