Государство и право Руси в период Феодальной раздробленности (XII – XIY вв.)

МВД России

Санкт-Петербургский университет

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник милиции

Сидоренко В.П.

«_____» сентября 2009 года.

Лекция

Тема №3 «Государство и право Руси в период

Феодальной раздробленности (XII – XIY вв.)»

Обсуждена на заседании кафедры

«______» ____________ 2009 года.

протокол №

Кафедра истории государства и права

Санкт-Петербург

2009 г.

Вопросы лекции:

1. Общественный и государственный строй Новгородской и Псковской феодальных республик. Новгородская и Псковская судные грамоты

2. Русские земли в составе Монгольской империи Чингизидов, их право.

3. Русские земли в составе Великого княжества Литовского, их право.


введение

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многообразны. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства в экономике способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь продукт, который она производила. Какой-либо значительный товарный обмен отсутствовал

Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс «оседания дружины на землю». В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взималась собственником земли с тех, кто проживал на этой земле и пользовался ею.

Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

Феодальная раздробленность вызывалась также и духовными причинами. Христианство на Руси распространялось с огромными трудностями: оно пришло извне и было навязано языческой народной массе княжеской властью. Русская православная церковь только создавала свою организацию. После крещения жителей Киева за весь период существования Киевского княжества (более 200 лет) только два раза на митрополичий престол занимали русские епископы. Все остальные киевские митрополиты, как и большинство священников на Руси, были греками. Церковная служба проводилась на греческом языке и была непонятна большинству прихожан. Двоеверие сохранялось на протяжении столетий не только среди простых людей, но и многими представителями княжеской власти, а иногда и самими князьями. Княжеская власть была сильнее церковной, и князья часто не слушали священников, которые пытались унять княжеские «усобицы».

В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает значение славянского государственного центра. Но еще в XII в. от него отделился ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся.

В XII—XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного «отъезда», т.е. право менять сюзеренов.

По мере становления феодальных общественных отношений, выравнивался уровень социально-политической, и военной организации русских земель, вследствие чего все более и более ослабевала власть политического центра - Киева. Усобицы между князьями за обладание новыми землями со второй половины XI в. обострялись.

В первые десятилетия XII в. Киеву ещё удавалось поддерживать свой авторитет и влияние в восточнославянском мире. Но это достигалось путем максимального напряжения сил и незаурядных личных качеств Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и Мстислава Великого (1125-1132 гг.).

Со второй трети XII столетия процесс распада приобрел обвальный характер. В 1169 г. Киев был взят «на щит» объединенной ратью нескольких русских земель, возглавляемой двенадцатью князьями и подвергся страшному разорению. Этим была подведена символическая черта под свершившимся фактом распада Киевской Руси на ряд независимых земель.

Три земли в XII в. не закрепились за какой-либо княжеской ветвью: Киевское княжество, Новгородская земля и Переяславское княжество.

Киевское княжество («Русская земля») стало объектом коллективного сюзеренитета Рюриковичей: все сильнейшие князья имели право на «причастие» (владение частью территории) в «Русской земле». Номинально киевский стол продолжал считаться самым старшим. С середины XII в. до первой трети XIII в. в ходе междоусобной борьбы князьями на нем сидели представители многих княжеских ветвей.

Другим независимым государственным образованием стала Новгородская земля. Её социально-политическое развитие значительно отличалось от других русских земель. В Х- начале XI вв. геополитическое положение Новгорода как центра Северной Руси и крупного торгового узла на пути «из варяг в греки», ряд других факторов обусловили консолидацию новгородской знати и её обособление от княжеского двора с дружиной. В XII в. независимость новгородского боярства от княжеской власти усилилась. Оно стало оказывать решающее влияние на выбор князей, и ни одному из них не удавалось закрепиться в Новгороде. Это смогли сделать только Владимиро-Суздальские князья в 30-40-е годы XIII в. в связи с нашествиями немцев и монголов.

На Переяславском княжеском столе на протяжении XII столетия сидели потомки Мономаха, но из разных ветвей (его сыновья - Ярополк и Андрей). Переяславль находился по соседству и тяготел к Ростово-Суздальскому княжеству.

1. Общественный и государственный строй Новгородской и Псковской феодальных республик. Новгородская и Псковская судные грамоты

До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. Она занимала обширную территорию севера Великой Русской равнины от Чудского озера до Урала. Её центром был Новгород Великий, а города Псков, Старая Руса, Ладога, Торжок считались его «пригородами». В начале XII в., предположительно в 1136 г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство, окончательно отделившись от Киевского княжества.

Псковская земля была частью Новгородской земли («пригородом») до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и стал независимым.

Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их географического положения и экономического развития. Господствующее место занимали бояре-феодалы, крупные землевладельцы. Они эксплуатировали местное население (в значительной части - финно-угорские племена), получали товары для вывоза и финансировали торговые операции купцов.

Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, к которому относились «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились и мелкие землевладельцы, занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. Купечество объединялось в сотни и особые компании (артели) для ведения торговли с русскими княжествами и с заграницей.

Ниже купцов стояла масса городского населения, которая состоял из так называемых «черных людей» - ремесленников и наёмных работников разных профессий. Наиболее опытные и уважаемые из них назывались «старейшими».

Свободное сельское население состояло из двух разрядов. К первому относились «своеземцы» («земцы») - мелкие землевладельцы, работавшие на земле самостоятельно или сдававшие её в аренду. Ко второму разряду принадлежали смерды-общинники, которые жили в общинах (погостах) на государственных, церковных и частных землях. Эти категории крестьян были лично свободны, выбирали в своих погостах старост и на сходах решали наиболее важные жизненные вопросы.

Крестьяне, работавшие за часть продукта на господской земле, назывались «половниками», «третниками», «четниками», в соответствии с условиями договоров, по которым они отдавали часть произведенного продукта.

Низший, но весьма многочисленный слой населения новгородской земли составляли холопы. Они использовались в качестве рабочей силы и прислуги в боярских вотчинах.

В Новгороде находили удивительные находки – берестяные грамоты. Для письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток.

Это не письмо, не деловая записка, а ободок небольшого берестяного туеса. По ободку нацарапано: “Есть град между небом и землею. а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану”.

Загадка. Вот она в переводе: “Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную”. Эту загадку загадывали еще в прошлом веке, да и в начале нынешнего. когда библейские легенды были общеизвестны. Город между небом и землей - это ковчег, в котором Ной спасался во время потопа. Немой посол - голубь, посланный узнать, не показалась ли земля. А грамота неписаная - масличная ветвь, которую голубь несет в клюве как знак, что земля близка.

Изучение высших достижений древней Руси в области литературы, зодчества, живописи, прикладного искусства делало всё более несостоятельной мысль о том, что удивительные цветы древнерусской культуры цвели на почве поголовной безграмотности и невежества. Новые выводы о высоком техническом уровне древнерусского ремесла, изучение дальних торговых связей древней Руси с Востоком и Западом позволили отчётливо увидеть фигуру грамотного ремесленника и грамотного купца. Исследователи пришли к признанию более широкого проникновения грамотности и образованности в среду древнерусских горожан.

В Новгороде Великом, а затем и в Пскове сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного устройства - феодальная республика. Её основной особенностью являлась вечевое народовластие.

Новгородское «вече» представляло собой собрание полноправных жителей города и прилегающих территорий мужского пола. Все они приходили на вече в составе своих профессиональных и территориальных корпораций и действовали в соответствии с их интересами. Преобладали те корпорации, которые превосходили других по численности и организованности. Но если одна из «сильных» корпораций (кончанская или профессиональная) не соглашалась с предлагаемым решением, то иногда решение откладывали. Постепенно, с формированием сословий, борьба на вече приняла межсословный характер.

Формально вече было высшим органом управления, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация - вечевые дьяки, вечевая изба.

Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка вопросов для обсуждения, подбор кандидатур для избрания должностных лиц и др.

Вооруженные силы включали княжескую дружину, «владычин полк» и городское ополчение.

Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь. Первые три должности выбирались по жребию, а князя избирали на вечевом собрании подачей «речей». Когда «сойдут все на одну речь», решение считалось принятым.

Должность посадника была введена в 80-е гг. XI века. Он избирался на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.

Должность тысяцкого появилась в конце XII века. Он также избирался из знатных и богатых горожан, известных своими военными заслугами. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.

Архиепископ (владыка) с середины XII века избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная роль архиепископа сводилась к руководству церковной иерархией.

Князь приглашался на княжение боярами, которые посылались к нему от боярского совета. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником и тысяцким.

Территория Новгородского государства делилась на пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины состояли из волостей, волости - из погостов. Центром самоуправления пятины являлся пригород.

Новгородское и псковское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, вело торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами. По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился своеобразный тип государственности — феодальная республика. Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гости»). Городское население делилось на патрициат («старейших») и «черных людей».

Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), работающих «из полу» за часть продукта на господской земле; закладников, «заложившихся», поступивших в кабалу и холопов.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя.

В вечевых собраниях участвовало все свободное мужское население города. К собраниям подготавливалась повестка дня, как сказали бы мы сегодня, намечались «кандидатуры» избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет («Оспода»), включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Когда-то Псков был пригородом Новгорода, но в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государственная организация Пскова повторяла новгородскую: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого — два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление осуществлялось на округа (губы), волости, села.

В результате кодификации в XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

Новгородская и Псковская судные грамоты.

Право Новгородской и Псковской феодальных республик также имело свои особенности. Большое влияние на его развитие оказала «Русская Правда». Важными правовыми источниками были княжеские уставы и грамоты. Среди других источников следует отметить договоры города с князьями, судебную практику и иностранное законодательство.

Новгородская и Псковская судные грамоты появились в XV в. От Новгородской судной грамоты XV в. сохранился отрывок, содержащий нормы судоустройства и процессуального права. Судебными правами обладали все органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста). Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были: дьяки, приставы, «позовники», писцы, межники, подверники и др.

Псковская судная грамота сохранилась полностью. Грамота представляла собой своеобразный свод псковского законодательства. Она была принята вечевым собранием в 1467 г. На ее содержание существенное влияние оказало законодательство Новгорода.

Псковская судная грамота состояла из 120 статей, регламентирующих гражданско-правовые отношения, уголовное право, судоустройство и судебный процесс.

По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное право, судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений.

Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые («отчина») и движимые («живот»), различало наследственное («вотчина») и условное («кормля») землевладение. Были определенные способы возникновения права собственности: истечение срока давности владения, переход по договору, по наследству, пожалование. Обязательственное право регламентировало договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма. Форма договора могла быть устной и письменной. Оформление его осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. При заключении некоторых договоров требовался заклад (при ссудах и займах на сумму свыше 1 руб.), поручительство («порука» — если сумма менее 1 руб.) или обязательное письменное оформление («запись»).

Договор мог заключаться как в устной, так и в письменной форме. Его оформление осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. Для заключения некоторых договоров требовался заклад, поручительство или обязательное письменное оформление.

ПСГ знает два вида наследования: по закону («отморщина») и по завещанию («приказно»). Завещание нуждалось в государственном утверждении. Прямо перечислялись только наследники по закону (восходящие, нисходящие, боковые, супруг). К наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Необходимо отметить, что сын лишался наследства, если отказывался содержать родителей и уходил из дому.

Для оформления завещания требовалось составить «запись» - письменный документ, который передавался на хранение в Софийский собор в Новгороде или в Троицкий собор в Пскове.

Содержание судных грамот характеризуется системностью в изложении норм; законодатель дает определение некоторых общих положений и понятий. В целом Новгородская и Псковская судные грамоты представляли собой сборники норм феодального права, закреплявшие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

К способам приобретения права собственности относились:

- переход по договору купли-продажи;

истечение срока давности владения;

получение наследства;

пожалование и др.

Преступлением, в соответствии с Псковской судной грамотой, являлось причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Таким образом, складывалось понятие преступления как общественно опасного деяния.

Закон знает следующие виды преступлений: против государства (измена или «перевет»); против судебных органов (взятка или «посул» судье, насильственное вторжение в судебное помещение (насилие в отношении судейских чинов); имущественные (простая татьба, квалифицированная или неоднократная татьба, кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабеж, т.е. насильственный и открытый захват имущества, разбой, т.е. вооруженное нападение с целью грабежа); против личности (убийство, или «годовщина», нанесение побоев, оскорбление действием).

Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность.

За совершение государственных и иных наиболее опасных преступлений устанавливалось наказание в виде смертной казни. Совершение других преступлений чаще всего каралось штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления.

Процесс носил обвинительно состязательный характер. Судопроизводство Новгорода и Пскова регламентировалось более подробно и четко, чем в «Русской Правде». В соответствии с судными грамотами возрастала роль суда и судебных должностных лиц. Ответчик вызывался на суд повесткой. В случае сопротивления к нему применялся привод. Свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов.

Изменилась система доказательств. К упомянутым в «Русской Правде» судебным доказательствам (свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалии, присяги) добавились новые: судебный поединок и письменные доказательства («доски» - частные расписки и «записи» - официально заверенные документы).

Судебное делопроизводство возлагалось на дьяков. Решение суда оформлялось особой судной грамотой. Из них можно сделать вывод о возникновении института судебного представительства для защиты интересов женщин, монахов, стариков и детей.

Сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту. Разрешенные судом дела не подлежали пересмотру.

2. Русские земли в составе Монгольской империи Чингизидов, их право.

Монгольская империя - государство, созданное в Центральной Азии талантливым военачальником Темучином (Чингис-ханом) в начале XIII в. В короткое время монголы завоевали огромную территорию в Азии и Европе от Тихого океана до Адриатического моря и Центральной Европы. Столицей империи стал г. Каракорум.

В 1206 г. на курултае - собрании представителей монгольской знати - хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингисхана (Великого вождя). Он сумел создать боеспособную армию, в которой была введена железная дисциплина.

Вскоре Чингисхан начал проводить захватническую политику. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. завоевали Северный Китай. При помощи взятых на службу к монголам китайских специалистов была создана эффективная администрация. В 1221 г. орды Чингисхана разгромили основные силы хорезмского шаха, затем покорили Среднюю Азию и Кавказ. В 1223 г. в битве на р.Калке передовой отряд монгольского войска разгромил объединённые силы русских князей. Русские действовали нерешительно, не все полки приняли участие в битве в связи с тем, что возглавляющие их князья занимали выжидательную позицию.

В 1237 г. огромное войско хана Батыя, внука Чингисхана, вторглось в русские земли. Были покорены почти все княжества, города Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев и многие другие сожжены. До Новгорода монголы не дошли, но вскоре новгородцы вынуждены были согласиться на выплату тяжелой дани монгольскому хану.

В 1241 г. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. Однако из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.

Еще при жизни Чингисхан разделил свою империю на 4 улуса (области), во главе которых поставил своих сыновей. После его смерти, в 40-х гг. XIII в. улусы постепенно превратились в самостоятельные государства. Западный улус, первоначально переданный по начало Джучихана, занимал огромную территорию от Иртыша до Дуная. В свою очередь этот улус был разделен между сыновьями хана Джучи на два удела (юрта). На территории западного юрта, владении внука Чингис-хана - хана Батыя, образовалось государство, получившее название Золотой Орды.

Золотая Орда была основана в 1243 г. и представляла собой раннефеодальную монархию, воспринявшую влияние китайской политической культуры и сохранившую много элементов традиционной для монголов-кочевников догосударственной культуры. Для общественного строя монголов были характерны следующие особенности:

кочевой и полукочевой образ жизни населения;

патриархальный характер рабства;

значительная роль племенных вождей;

иерархия кочевого землевладения.

Господствующее положение в обществе принадлежало богатым землевладельцам («белая кость»), они составляли монголо-татарскую кочевую аристократию.

В первую группу феодалов входили хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу - наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу привилегированного населения составляли нукеры - они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. После принятия ислама в качестве государственной религии значительную роль в Золотой Орде стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов. Крестьянское население разделялось на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки и т. д., и обедневших членов крестьянской общины.

Монголы, составлявшие ядро населения Золотой Орды, вскоре стали растворяться среди массы покорённого ими тюркского населения, прежде всего - половцев (кипчаков). Уже к концу XIII в. монгольская аристократия и основная масса простых монголов настолько тюркизировались, что монгольский язык был почти вытеснен из официальной документации кипчакским языком.

Государство Золотой Орды возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии. Столицей государства первоначально был г. Сарай-Бату, построенный в 1254 г. на Волге.

Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.

Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры. Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на численной (десятичной) системе: темники (от «тьма» — 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орды. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка». Получение этого символа как бы давало право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды).

Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства.

Центральным органом управления в монгольском государстве был диван. В него входили четыре эмира, возглавлявшие улусы, на которые была разделена территория Золотой Орды. Их работу координировал визирь - номинальный глава правительства. Обычно эмиры являлись родственниками хана Орды и сохраняли определённую самостоятельность в местном управлении.

Государственная организация монгольского населения соответствовала её военной организации. Она основывалась на древней десятичной системе. Все население улусов было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Своего наибольшего расцвета Орда достигла в 1313 г., после прихода к власти в результате междоусобной феодальной войны хана Узбека. При нём в Золотой Орде получил широкое распространение ислам. Начало распада Золотой Орды относят к 70-м гг. XIV века, а во второй половине XV в. Орда окончательно распалась на несколько самостоятельных государств.

Основными источниками права Золотой Орды являлись:

«Великая Яса» Чингисхана - собрание монгольских законов и обычаев;

обычное право монгольских и других племен;

нормы шариата;

ханские грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т. п.;

«сокровенное сказание» - более поздний сборник правовых норм.

Нормы «Великой Ясы» имели казуальный характер и в значительной части выражали религиозные предписания и запреты. Например, суровые наказания грозили тому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той же дороге, по которой отправлялся в путь. Под страхом смертной казни запрещалось проходить по тому месту, где располагалась ставка хана, та же кара грозила за опускание руки в текущую воду.

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Старший сын наследовал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота оставался младшему сыну, который даже после женитьбы продолжал жить с родителями. Закон требовал от жениха платить родителям невесты выкуп, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия. Многие девушки выходили замуж в зрелом возрасте, так как жениху приходилось долгое время копить деньги на выкуп своей невесты.

Для уголовного права Золотой Орды характерной чертой была крайняя жестокость наказаний за совершенные преступления. Неисполнение законов Яссы часто каралось смертной казнью либо членовредительством. Так, одной из часто применяемых разновидностей смертной казни было: «зарезать, как барана». К смертной казни могли также приговорить за преднамеренный обман, убийство человека, нарушение правил забоя животных для еды, за колдовство и ряд других деяний.

За мелкую кражу виновного подвергали телесному наказанию, он должен был вернуть украденное или возместить его стоимость.

С особой жестокостью, в целях устрашения, наказывались воинские преступления и преступления против власти. Против покорённых народов часто использовалась внесудебная расправа силами военных отрядов.

Высшая судебная власть принадлежала хану, на местах правосудие вершили управители улусов и назначаемые ими местные судьи (яргучи), в войске - командиры частей. Имелся и высший судебный орган - диван-яргу. С принятием ислама появились кадии - местные судьи, принимавшие решения на основе норм мусульманского права (шариата).

Судебный процесс носил открытый и состязательный характер. Наказание назначалось только в том случае, если обвиняемый «будет уличён в деянии и сознается». Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка, применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Монгольское право распространялось только на монголов, в покорённых землях действовали прежние местные правовые нормы.

Русские княжества в составе Золотой орды.

В первой половине XIII в. большинство русских княжеств, в том числе – Новгород и Псков - оказалось в положении данников Орды. Русские земли были вынуждены уплачивать монголам тяжелейшую дань, однако сохранили свою государственность, церковь и администрацию. Сбор дани осуществлялся великим князем, право которого закреплялось ханским ярлыком. Ярлык давал право не только на титул великого князя, но и также на политическую и военную поддержку со стороны Золотой Орды. Некоторые русские князья использовали эту ситуацию, чтобы усилить свое влияние на другие княжества.

На территории Руси власть Орды была представлена особыми чиновниками - баскаками. Они контролировали сбор дани, осуществляли подсчет населения, карательные, полицейские и другие функции. Главный баскак находился при великом князе.

Монголы на Руси оставили у власти, в качестве своих вассалов, не только великого князя, но и других местных князей. Это было сделано, чтобы затруднить объединение русских княжеств. В некоторых южных районах вводилось прямое правление Орды.

Московское государство переняло некоторые черты административного управления, используемого монголами. Это отразилось на системе и порядке налогообложения, организации войска, финансового ведомства и др.

Золотоордынские ханы выступали против вечевой демократии. Было распущено городское ополчение. Некоторые демократические элементы (вече) сохранились лишь в Новгороде и Пскове.

Русские князья применяли установленный монголами строгий порядок в административной сфере, в области налогообложения и военного дела. Всё население княжеств и земель было переписано и обложено тяжёлыми податями. Власть великого князя постепенно вытесняла такие политические институты, как вече, выборность, договор князя с народом и др.

Монголы, по китайскому образцу, установили на Руси некоторые учреждения: почтовую (ямскую) службу, таможню (тамга - пошлина с перевозимых товаров).

В целом, по мнению советских историков, монгольское владычество оказало негативное воздействие на развитие русского государства и права. (гнет, унижение, разбой, разрушение городов). Оно отделило Восточную Русь от Западной Европы, часть русского народа оказалась на землях, захваченных великим княжеством Литовским. Для избавления от чужеземного гнёта русскому народу пришлось вести ожесточённую борьбу, что замедляло его политическое и правовое развитие.

3. Русские земли в составе Великого княжества

Литовского, их право.

В начале XIII в. литовские племена находились в состоянии полной раздробленности. Они управлялись племенными вождями («рикасы» и «кунигасы»), которые вместе со своими дружинами совершали постоянные набеги и нападения на соседние русские и польские земли.

Грозная опасность со стороны агрессивных Ливонского и Тевтонского немецких орденов заставила литовцев объединиться вокруг одного военного вождя. В 30-х гг. XIII в. им стал первый великий князь Литовский Миндовг. Он не только объединил под своею властью большинство литовских племен, но захватил также и так называемую Черную Русь - область по левым притокам р. Неман с городами Новгородком, Слонимом, Волковысском и Гродно.

В начале XIV в. великому князю Гедимину удалось создать прочное объединение литовских и западнорусских земель. Столицей нового государства стала Вильна.

Великое княжество Литовское, почти с самого своего основания, приняло вид и характер литовско-русского государства. Его глава носил титул «господаря великого князя Литовского и Русского». Русское культурное влияние в новом государстве было очень большим. Гедимин и его сыновья женились на русских княжнах, а при дворе и в официальном делопроизводстве преобладал русский язык (литовской письменности в то время ещё не существовало).

В конце XVI в. в великом княжестве Литовском русские земли составляли 90 % всей территории и большинство населения было русским. Это объясняется, в частности, тем, что русские охотно признавали власть Литвы, чтобы избавиться от власти татар. К тому же, присоединяясь к Литве, русские области не испытывали национального или религиозного гнета, какой-либо ломки в местной жизни. Прежние князья - Рюриковичи, признавшие над собой верховную власть господаря Литовского, оставались на своих местах. В некоторых областях их заменили литовские князья - Гедиминовичи, но других существенных перемен не происходило

Существенной чертой государственного строя великого княжества Литовского был его федеративный характер (в противоположность московской централизации). По мнению ряда историков1, Литовско-Русское государство в XIV в. представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти господаря, но не сплотившихся в единое политическое целое.

Первая половина XVI в. характеризуется дальнейшим ростом политического значения шляхетского (дворянского) сословия и усилением закрепощения литовского и русского крестьянства. Реформы 60-х гг. XVI в. закрепили господствующую роль шляхты в местном управлении и суде.

Во второй половине XVI в. началась Ливонская война, в ходе которой Московское государство отвоевало часть русских земель, а Польское королевство аннексировало большую часть Белоруссии (Подляшье) и Украины (Волынь, Киевщина, Подолия). После подписания Люблинской унии (1669 г.) Польша и Литва образовали единое государство «Речь Посполитую». Хотя некоторые черты самостоятельности в Литве сохранялись, но все государственные органы были устроены по польскому образцу.

Государственная независимость Литвы была восстановлена лишь в 1918 г.

Экономической основой великого княжества Литовского являлись крупные господарские и частновладельческие поместные хозяйства, имевшие в основном натуральный характер. Высший слой литовской и русской элиты, или первый «стан» шляхетского сословия, составляли около 70 княжеских и панских фамилий. Князья, потомки бывших удельных князей, были преимущественно в русских землях (особенно на Волыни). Они владели обширными вотчинами, иногда целыми округами, в составе которых были даже небольшие города («места»). В собственно Литве были сосредоточены обширные имения литовских панов.

Князья и паны в Литовско-Русском государстве представляли собой большую военную, социально-политическую и финансовую силу. Они выходили на войну под своими знаменами-хоругвями2, во главе отрядов, составленных из их слуг и вассалов. За князьями и панами следовало многочисленное литовско-русское шляхетство, или «бояре-шляхта»3. Они представляли собой военно-служилое сословие, земельные владения которого имели различный характер и происхождение. Своими имениями бояре-шляхта владели только при условии службы господарю великому князю. В случае надобности, они должны были с отрядом вооружённых слуг вступать в местное («поветовое») ополчение, которое затем соединялось с войском господаря.

Вначале литовско-русская шляхта не обособлялась от других сословий, но к XVI в. она резко выделилась среди остального населения. В 1528 г. был произведен «попис земский», т. е. составлен список «земских» имений, владельцы которых должны были нести военную службу. Включение в этот список было доказательством шляхетского состояния. После этого в сомнительных случаях заинтересованные лица должны были доказывать свое шляхетство судебным порядком. Великий князь обладал правом возводить в шляхетское достоинство любое лицо.

В конце XV в. только господарской шляхте было предоставлено право участия в великих вальных сеймах, а затем - и в поветовых сеймиках. После реформы 60-х гг. XVI в. шляхта приобрела такие социально-политические права и привилегии, которые сделали ее не только господствующим классом в местном управлении, но и решающей силой в общегосударственной жизни.

Кроме бояр-шляхты господарской, на землях князей и панов проживали их бояре и вольные слуги, которые составляли их военные «почты»4. они так же, как и бояре господарские, владели имениями различного правового характера. Некоторые из них, так называемые, «вассалы третьего разряда», имели даже своих бояр и слуг.

Сельское население господарских (государственных) имений делились на несколько разрядов. Самым многочисленным был разряд «тяглых людей», имевших свое хозяйство, но обязанных отрабатывать барщину на господарских полях. Кроме них, были различные разряды крестьян, исполнявших различные повинности по господарскому хозяйству: конюхи, бортники, рыболовы, огородники, садовники и т. п. Помимо барщинной повинности и в сочетании с нею, крестьяне господарских имений платили натуральные подати. Барщинное великокняжеское хозяйство достигло наибольшего развития в собственно Литве и прилегающей к ней Руси. В других областях преобладали крестьяне-«данники». За работу на господарской земле они платили «дань» - денежную («грошовую», или «серебряную») или натуральную (житную, медовую, пшеничную, бобровую, куничную).

Кроме крестьян и челяди многочисленную категорию населения господарских имений составляли слуги. По своему положению они стояли близко к тягловому крестьянству, но их главной повинностью была военная служба и разъезды по поручениям господарской администрации («слуги путные»). Военные слуги иногда назвались «панцирными слугами» или «панцирными боярами», но они не принадлежали к шляхетскому сословию.

В 50-х гг. XVI в. правительство Сигизмунда-Августа провело крупную аграрную реформу в собственно Литве, в Черной Руси, на Подляшье, в Полесье и в западной части Волыни. Это была так называемая «волочная помера» и «волочная устава» (1557 г.). Реформа вводила однообразный порядок в крестьянское землепользование и, в соответствии с этим, регулировала крестьянские платежи и повинности. Все господарские земли были измерены, разделены на «волоки»5 и распределены между крестьянскими семьями. Причем в «померу» включались все крестьянские «грунты» (участки) - и наследственные, и купленные. Таким образом, «волочная устава» по существу отменила все землевладельческие права крестьян и узаконила только крестьянское землепользование. И кроме того, она ещё прочнее прикрепила крестьян к их волокам, поставила их в большую зависимость от господарской администрации и почти отменила крестьянские переходы.

В городах великого княжества Литовского проживало довольно многочисленное население - «мещане», которые занимались ремеслами и торговлей. Особенно развитыми были города, служившими резиденциями великого князя, его двора и воеводств (Вильно, Троцк, Киев, Витебск и др.).

Наряду с мещанами, сгруппированными в цехи и гильдии, большой вес в составе городского населения имело духовенство, сначала православное, а затем (с 1413 г.) католическое. В связи с распространением протестантизма, в 1563 г. привилегии для католического духовенства были отменены и права представители всех конфессий уравнены.

Таким образом, общественно-экономический строй великого княжества Литовского носил все характерные черты западноевропейского средневекового феодализма: разделение населения на привилегированные и податные сословия, антагонизм между ними, господство натурального хозяйства, постепенное закрепощение крестьян землевладельцами, сеньориальная система частного подданства вассалов с сувереном, великим князем, наверху этой лестницы. Русские земли в составе великого княжества Литовского, испытывая притеснения со стороны католической церкви, сумели сохранить свою самобытность, приверженность православию, восприняв в то же время элементы западноевропейской политической и правовой культуры.

Высшим судебным органом великого княжества Литовского был суд господаря. В судебную систему также входили суд Рады, главный трибунал, земские и подкоморские суды, общинные крестьянские суды, суды старост и воевод. С XVI в. в нее стали входить суд асессоров и маршалковский суд.

Судопроизводство по рассмотрению дел о тяжелых уголовных преступлениях осуществлял замковый, или гродский, суд. В его состав входили воеводы, судовы старосты и державцы замковые, которые должны были выбирать себе в помощь «доброго шляхтича в том же повете оселого».

Гражданские дела шляхты разбирал учреждённый в каждом повете земский суд в составе судьи, подсудка и писаря, назначаемых господарем из числа выбранных местной шляхтой кандидатов. Для разбирательства земельных и пограничных споров в поветах был учрежден особый «подкоморский» суд, состав которого назначал господарь.

Особенности права. Главными источниками права в русских землях Литовского государства оставались Русская Правда и нормы обычного права. Официальным языком судопроизводства был русский. Вместе с тем, на протяжении нескольких столетий источниками права являлись также указы и привилеи господаря великого князя. Особенно важными правовыми документами стали «Общеземский привилей Литвы, Руси и Жмуди» 1447 г. и «Судебник короля Казимира» 1468 г., который стал первым сборником законов для всего великого княжества.

В 1529 г. был принят «Первый статут Великого княжества Литовского» - своеобразная конституция Литовского государства. Он основывался на Русской Правде, обычном праве, литовском, польском, римском и немецком законодательстве, а также судебной практике. Второй Литовский статут был утвержден в 1566 г., третий - в 1588 г.

Принятый в 1413 г. «Городейский привилей» ввёл вероисповедные ограничения в пользу католиков. Они были отменены только в 1563 г., но фактически притеснения православных («схизматиков») сохранялись.

С конца XVI в. в городах стало применяться Магдебургское право, по которому вводились органы городского самоуправления и суда, жители освобождались от феодальных повинностей, кроме налога в господарскую казну и предоставления ратников в великокняжеское войско.

Гражданское право. Феодальная собственность на землю в Литве имела две основные формы:

земли «отчизные, полученные по наследству, которыми владелец мог неограниченно распоряжаться;

«данины» (держания), жаловавшиеся господарем под условием службы пожизненно («доживотно») или временно («до ласки и воли» господаря).

«Данины» нельзя было отчуждать без разрешения соответствующего органа власти. В 1566 году сейм удовлетворил требование шляхты и приравнял «данины» к «отчизным» землям.

Семейное право. Жена находилась во власти мужа, имевшего право наказывать ее. Муж мог отдать жену кредитору во временное рабство. Нередко и суды выносили решения о выдаче жены должника кредитору для отработки долга. Родители имели неограниченное право наказывать своих детей и распоряжаться свободой несовершеннолетних детей - отдавать их во временное или полное рабство кредитору, закладывать и т. п.

Наследственное право. До 1529 года литовское право знало свободу завещаний. Постепенно Литовские статуты полностью запретили завещание «отчизных» имений. Жена не являлась наследницей. До 1529 года вдова управляла всем оставшимся после мужа имуществом до выхода замуж, после чего получала записанное за ней вено (приданое). Первый Литовский статут перестал считать вдову главой семьи. С 1529 года жена сразу после смерти мужа получало вено.

Уголовное право. Преступление до издания статутов называлось «кривдой», «злочинством», что соответствовало термину «обида» в «Русской Правде». Литовские статуты рассматривали преступление («выступ»), как нарушение юридической нормы.

Формы виновности. Статуты различали действия: умышленные, за которые наказания назначались в полной мере, и случайные, не влекшие за собой кары. Действия, совершенные по неосторожности, в особую категорию не выделялись, а относились или к умышленным, или к случайным.

Покушение на преступление наказывалось слабее, чем оконченное действие, но покушение на политическое преступление каралось так же, как и совершенное преступление. Даже обнаружение умысла против государя наказывалось, как оконченное преступление.

Принцип индивидуальной ответственности за преступление установился не сразу. Если по Судебнику короля Казимира семья, знавшая о краже, совершенной ее главой, привлекалась к ответственности, то Статуты стали утверждать, что каждый отвечает только за себя.

Виды преступлений. Наиболее тяжелыми считались политические преступления - посягательства на существовавший строй и внешнюю безопасность государства. Они карались смертной казнью, лишением чести и конфискацией имущества. В статутах имелся ряд разделов о преступлениях против порядка управления. Среди них особо выделялись воинские преступления - «об обороне земской» и преступления против судебной власти - «о судьях и судах». Статуты содержали ряд норм о религиозных преступлениях. Например, под угрозой смертной казни запрещалось совращать христиан в магометанскую или иудейскую веру.

Наказание было тем строже, чем ниже общественное положение преступника и чем выше общественное положение потерпевшего. За одинаковые преступления закон назначал разные наказания для шляхты и для «волостных людей» и мещан.

Цели наказания. Вначале литовское право направлялось на возмещение ущерба потерпевшему, а также на извлечение материальных выгод государством (штрафы в пользу господаря). По мере обострения классовой борьбы, вызванного ростом закрепощения крестьян, на первое место выходит устрашение.

Виды наказаний. Литовское право XV-XVI вв. знало следующую систему наказаний:

1) Имущественные наказания. Пострадавший и казна («скарб господарский») получали «вину пенежную», то есть денежное взыскание с преступника. Лица, неспособные уплатить «вину пенежную», подвергались телесным наказаниям, тюремному заключению, а в ряде случаев и смертной казни.

2) Лишение прав («выволание») заключалось в лишении гражданских прав и изгнании за пределы государства. Оно назначалось за невыполнение судебного решения. Запрещалось давать «выволанцу» (изгнаннику) убежище. Он лишался супружеских, родительских и имущественных прав.

3) Лишение чести назначалось только панам и шляхтичам по приговору суда за тяжкие преступления, влекшие для человека «простого стану» смертную казнь.

4) Позорящие наказания имели цель унизить преступника.

5) Смертная казнь. До середины XV в. назначалась за кражу и государственные преступления, а со второй половины XV в.- и за воинские преступления. Литовские статуты предусматривали смертную казнь за многие другие преступления: против веры, нравственности, семьи, за убийство, за ряд преступлений против здоровья и имущества. Широко применялись сожжение, четвертование, утопление, посажение на кол и «строгаю» казнь, способ которой определялся судом. Смертная казнь применялась почти всегда к «людям простого стану».

6) Телесные наказания делились на два вида:

а) болезненные, б) членовредительские, которым подвергались главным образом крестьяне.

7) Тюремное заключение устанавливалось за маловажные преступления на срок от трех недель до одного года и шести недель.

Процесс. До принятия статутов процесс был в основном обвинительно состязательным. Статуты ввели начала инквизиционного процесса. В качестве доказательств применялись:

- собственное признание, для получения которого применялась пытка («мука»);

- свидетельские показания;

- письменные акты, считавшиеся главными доказательствами;

- присяга и жребий.

В русских землях, где сохранялись нормы «Русской правды», Новгородского и Псковского судебников, инквизиционный процесс почти не применялся.

Заключение.

Таким образом, развитие государства и права в Русских землях великого княжества Литовского имело некоторые особенности, которые сказывались в дальнейшей истории России. Вместе с тем, преобладание в составе великого княжества Литовского славянского и православного элемента оказало сильное влияние на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Литвы, её народа.

Литература

Основная:

1. История отечественного государства и права: Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора Р.С. Мулукаева. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. -600 с.

2. История отечественного государства и права. Краткий курс. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 160 с.

3.Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие./Сост. Титов Ю.М., 1997.

4. История государства и права России: Учебник для вузов. – М. ЗАО Юстициформ, 2007. – 2-е изд., -320с.

Дополнительная:

1.Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980.

2.Дрожжин В.А., Карпикова И.С., Сальников В.П. Схемы по истории государства и права. Ч.2 Л., 1989.

3. История государства и права СССР (Сборник документов. Ч.1. М., 1968.

4.История отечественного государства и права. Ч.1. М.: Изд-во МГУ, 1992.

5. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. Л., 1987.

6.Памятники права феодально – раздробленной Руси. М., Государственное издательство юридической литературы. 1953.

7.Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси. М., 1984.

8. Российское законодательство X – XX веков. Т. 1. М., 1984.

9.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 1982.

10.Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

1 К таким учёным относятся М.К.Любарский, С.Г. Пушкарёв и др.

2 Таких феодалов называли «паны хоруговные».

3 «Бояре-шляхта» в западных областях носили польское название «земян».

4 «Почт» - вооружённая свита, состоявшая из вассалов князя, пана-боярина, шляхтича.

5 «Волок» - земельный участок, размером около 20 гектаров.

PAGE 25

Государство и право Руси в период Феодальной раздробленности (XII – XIY вв.)