Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

МВД России

Санкт-Петербургский университет

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

истории государства и права

полковник милиции

Сидоренко В.П.

«_____» ____________ 2010 года.

Лекция

Тема № 14 «Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)»

Обсуждена на заседании кафедры

«______» ____________ 2010 года.

протокол №

Кафедра истории государства и права

Санкт-Петербург

2010 г.

Форма № I

Содержание

Учебные вопросы:

1. Перестройка государственного аппарата к условиям войны.

2. Развитие права в военное время.


Введение

Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права Советского государства в период Великой Отечественной войны, которая была тяжелейшим испытанием для Советского государства. Устоять в этой борьбе, разбить врага можно было, только превратив страну в единый военный лагерь. Это означало, что все стороны жизни советского общества должны быть перестроены в соответствиями с потребностями ведения войны.

В лекции будут рассмотрены вопросы перестройки государственного аппарата, формирования новых органов государственной власти и управления СССР, таких как Государственный Комитет Обороны (ГКО), Ставки Верховного Главнокомандования, и др.

Особое внимание будет уделено перестроению советского права в соответствии с требованиями военного времени, определены особенности развития в различных отраслях права.

Материал лекции неразрывно связан с ранее изученными историко-правовыми аспектами развития государства и права России и непосредственно связан с темой № 13 «Советское государство и право в предвоенные годы (1929-1941 гг.)», в ходе изучения которой вы познакомились с изменением в государственном и общественном строе произошедшими в нашей стране в указанный исторический период.

Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит вам подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе к теме № 15 «Развитие советского государства и права в послевоенные годы (1945 – 1964 гг.).


1. Перестройка государственного аппарата к условиям войны.

22 июня 1941 г. - один из самых трагических дней в истории советского народа. В этот день началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Война, развязанная фашистами, мечтавшими о мировом господстве, на пути к которому стоял Советский Союз. Война, принесшая неисчислимые потери и страдания всем народам СССР и закончившаяся победой благодаря массовому героизму и мужеству советских людей.

С первого же дня войны были приняты меры к отпору фашистской агрессии, к перестройке всех государственных и общественных структур на военный лад.

22 июня 1941 г. в первый же день войны Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О военном положении", «О мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг..

29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, излагавшую программу борьбы с фашистским агрессором.

Все существовавшие ранее органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, ведомства, республиканские органы власти и управления, местные советские органы в период войны сохранили свои полномочия.

Даже созданные в это время временные чрезвычайные органы и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Они создавались с тем, условия военного времени не позволили в установленный срок провести выборы Верховного Совета СССР и других Советов. В связи с этим ПВС СССР несколько раз продлял их полномочия. Нарушались и сроки созыва сессий Советов.

Условиями войны объясняется и усиление значения исполнительных органов Советов. Вновь возродилась практика кооптации их состава без проведения дополнительных выборов.

Изменились функции Советов: Главной вновь стала функция защиты Родины. Советские органы занимались мобилизацией и отправкой на фронт людских ресурсов, созданием любых ресурсов, материальным снабжением войск, оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной и др.

Они отвечали за поддержание порядка и организованность, перестройку народного хозяйства на военный лад, эвакуацией промышленных и иных объектов в глубокие тылы, обеспечением условий жизни и труда населения.

Главным законодательным органом страны на период войны становится Президиум Верховного Совета СССР. Он принимает указы о мобилизации в Советскую армию, а введении военного положения, о создании новых, в том числе чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, об организации всевобуча, о ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением и т. п.

В условиях войны также значительно возросла роль и значение Совнаркома СССР. Многие наиболее важные вопросы, особенно военно-хозяйственные решались совместно СНК И ЦК ВКП(б). Особое внимание Совнарком уделял новому порядку планирования экономики, работе Госплана СССР.

При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов: Совет по эвакуации (председатель - Н. М. Шверник), Главснабнефть, Главснаблес, Совинформбюро и др.

Был образован ряд новых наркоматов: боеприпасов, танковой промышленности, минометного вооружения и расширены их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, в области капитального строительства.

Наряду с традиционными органами власти и управления война потребовала создания чрезвычайной системы органов, наделенных особыми полномочиями.

Во главе системы чрезвычайных органов военного времени находился ГКО СССР под руководством И. В. Сталина, образованный 30 июня 1941 г. Это был узко коллегиальный по своему составу (5-9 человек) и потому исключительно оперативный орган. ГКО сосредоточил в своих руках всю полноту власти в государстве с неограниченной компетенцией. Он руководил организацией вооруженного отпора врагу, перестройкой народного хозяйства, мобилизацией сил и средств. Постановления ГКО имели илу законов военного времени и были обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. ГКО не имел своего аппарата и действовал через партийные органы, Советы и общественные организации. На фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, на важнейших предприятиях и стройках назначались уполномоченные ГКО для решения оперативных вопросов и контроля за выполнением его постановлений.

Чрезвычайные органы - городские комитеты обороны были также созданы в отдельных прифронтовых городах, имеющих особо важное значение. Их возглавляли первые секретари обкомов или горкомов партии. Они руководили оборонительным строительством, созданием народного ополчения, организацией производства и ремонта боевой техники и вооружения.

Создавались в годы войны и другие, узкоспециализированные чрезвычайные органы, например, Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиняемого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Аналогичные комиссии были образованы в республиках, областях (краях) и городах.

В местностях, в которых указами ПВС СССР вводилось военное положение, все функции государственной власти в области обороны, охраны общественного порядка и государственной безопасности возлагались на военные советы фронтов, округов, армий, а где не было военных советов - вышестоящему командованию воинских соединений. Указом от 22 июня 1941 г. военные власти наделялись правами: привлекать население к трудовой повинности, мобилизовать транспортные средства, регулировать время работы предприятий и учреждений, порядок проведения собраний. митингов, шествий, работу торгующих и коммунальных предприятий, устанавливать порядок отпуска товаров, контролировать въезд и выезд на подведомственные территории, выселять из этой зоны в административном порядке нежелательных лиц.

Постановления военных властей были обязательными для населения данной местности, неисполнение которых вело за собой административные санкции: лишение свободы до 6 месяцев или штраф до 3 тыс. руб.

Военное положение было также введено на всем транспорте страны. Рабочие и служащие транспорта несли уголовную и дисциплинарную ответственность наряду с военнослужащими.

Еще более строгий режим осуществлялся в местностях, объявленных на осадном положении, если создавалась непосредственная угроза их захвата врагом. При осадном положении (в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и т. д.) вводился комендантский час, строго регламентировалось и контролировалось движение транспорта и населения во время воздушной тревоги, усиливалась охрана общественного порядка. Нарушители режима привлекались к уголовной ответственности военным трибуналом, а провокаторы, шпионы и агенты врага подлежали расстрелу на месте.

Не смотря ни на какие препятствия Советская власть и ее органы действовали на большей части территории, оккупированной врагом. Они создавали партизанские отряды и подпольные группы, организовывали материальную, продовольственную и иную помощь партизанам, оказывали помощь выходящим из окружения воинам Советской Армии. Подпольный партийно-советский аппарат при этом руководствовался директивами ЦК ВКП(б) и законодательством СССР исходя из принципа, что оккупация не прерывает действия советских законов.

Наиболее существенные изменения в годы войны произошли в Вооруженных Силах. Они коснулись их состава, структуры и управления. Начало им положила мобилизация. объявленная Указом и коснувшаяся миллионов людей. Призыву подлежали все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность армии достигала более 11 млн. чел.

Принимались меры для создания постоянных обученных людских резервов для пополнения армии и флота. С этой целью в соответствии с постановлениями ГКО "О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата ВМФ" от 16 июля 1941 г. и "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" от 18 сентября 1941 г. обязательному военному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны всевобуча прошли военную подготовку свыше 18 млн. человек.

Особое внимание уделялось совершенствованию подготовки офицерских кадров. За годы войны в военных академиях, училищах и на различных краткосрочных курсах было подготовлено около 2 млн. офицеров.

Реорганизации подверглась и система управления войсками. 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного Командования (с 10 июля - Ставка Верховного Главнокомандования) - орган стратегического и оперативного управления Вооруженными Силами. В нее вошли члены политбюро ЦК и руководители Наркомата обороны. 10 июля Председателем Ставки был назначен И. В. Сталин, а 8 августа он стал и Верховным Главнокомандующим. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. Связь ставки с фронтами осуществлялась и через представителей, задачами которых были: координация действующих фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлению операций. В числе представителей Ставки чаще всего были Г. К. Жуков - 1-й заместитель Верховного Главнокомандующего и начальник Генерального штаба А. М. Василевский.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии вновь действовал институт военных комиссаров. Но полномочия их были уже, чем в гражданскую войну. Правом контроля за действиями командиров они не обладали.

Партизанской борьбой руководил Центральный штаб партизанского движения при Ставке и штабы при военных советах фронтов, а с сентября 1942 г. - Главное командование партизанского движения.

Издавались новые уставы, обобщавшие опыт войны: Боевой устав пехоты 1942 г., Наставление по службе штабов 1942 г., Наставление по войсковой разведке и др.

В годы войны были перестроены органы суда и прокуратуры. Их видами были военные трибуналы и общие суды.

Судопроизводство в военных трибуналах осуществлялось на основании УПК, а также с учетом новых норм, появившихся во время войны.

Надзор за социалистической законностью осуществляли территориальные прокуратуры и военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором, подчиненным Прокурору СССР.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и через своих уполномоченных (в союзных и автономных республиках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

В конце 1941 г. начинается эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для осуществления этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл. (край)советах — отделы эвакуации, на железных дорогах — эвакуационные пункты.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. создается Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы.

Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главнокомандования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были: Генеральный штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала: фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. В1942 г. издается Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали деятельность военных трибуналов.

Таким образом, война вызвала серьезные изменения в системе органов государственной власти, главной задачей которой была организация отпора фашистской агрессии. Опыт показал действенность и эффективность работы всех звеньев партийных, советских и общественных организаций в условиях военного времени.

2. Развитие права в военное время.

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно-правовым и административно-правовым. Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы. Существенные изменения произошли в области наследственного, семейного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой — другие имущественные права этих субъектов.

В военных условиях существенные изменения произошли в области уголовного права. В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация. В ноябре 1943 г. был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну».

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников») вводятся особые меры наказания — смертная казнь через повешение и каторжные работы.

В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция (в нее включается продажа махорки и самогона в больших количествах). Проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. Так, в ст. 59 УК РСФСР 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от разного рода государственных повинностей. «Разбазаривание продуктов» должностными лицами подпало под действие Закона (август 1932 г.) О хищениях социалистической собственности. В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена к бандитизму. В июне 1943 г. принимается Указ «Об ответственности за хищения горючего». Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и проч.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стал использоваться принцип аналогии и возмездие; как одна из целей наказания. Появился ряд новых составов: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч. Был расширен круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия ранее наказуемые в административном порядке. Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.

В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В июле 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот Указ (как и ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождает только зарегистрированный брак. Отменялся судебный порядок установления отцовства и взыскания алиментов в случае отсутствия регистрации брака. Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок расторжения брака в суде второй инстанции.

В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров об имуществе. Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях. Особую роль стало играть право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто замещалась простой передачей имуществ от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, оборудования, сырья и проч.) права наркоматов расширялись, так же как и «внутренний хозрасчет» предприятий. Упрощался порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

В принятом в августе 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предусматривался ряд мер, направленных на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам.

В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников. Тогда же принимается постановление о мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы, в колхозы, совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству колхозами в годы войны был дополнен: создавался целый ряд специальных фондов (для поставок Красной Армии и т.п.). Законодатель, с одной стороны, стимулировал более интенсивное использование земель (в частности, пустующих) колхозами, а с другой — проводил политику огосударствления колхозов.

В ходе войны укреплялся блок государств «антигитлеровской коалиции», в который входил СССР. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел США, Великобритании и СССР и создана Консультативная комиссия для определения условий капитуляции противника. В ноябре 1943 г. состоялась конференция глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. — в Ялте. На этих встречах обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоенной Европы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийские территории).

Развитие советского права и особенности правоприменения в годы войны.

Основные направления изменений законодательства в годы Великой Отечественной войны: военного, гражданского, трудового, земельного, колхозного, семейного, уголовного и уголовно-процессуального.

Правовой режим военного положения и осадного положения.

Расширение подсудности военных трибуналов.

Создание в местностях, объявленных на военном положении, территориальных военных трибуналов и органов военной прокуратуры.

Борьба со шпионами, диверсантами противника, дезертирством, мародерством и т. д. Введение внесудебной расправы против диверсантов и паникеров.

Развитие военного законодательства, принятие новых воинских уставов.

Организационно-правовые меры по охране общественного порядка, государственной безопасности и борьбе с уголовной преступностью.

Временное ограничение гражданских прав и свобод: учреждение военной цензуры, ужесточение паспортного режима, введение разрешительного порядка передвижения населения.

Выявление и наказание предателей и пособников немецко-фашистских захватчиков.

Борьба с националистическими бандформированиями и подпольем, оставлявшимися немецким командовайнем в тылу советских войск, на территории Западной Украины и Прибалтики.

Искривления и нарушения законности в деятельности органов госбезопасности и военной контрразведки.

Организационно-правовое обеспечение экономики в годы войны:

- обеспечение экономики рабочей силой, введение трудовых мобилизаций и создание общегосударственной системы распределения рабочей силы;

- временная отмена отпусков, увеличение продолжительности рабочего дня.

- увеличение обязательных норм выработки, введение уголовной ответственности за невыполнение этих норм и учреждение правительственных наград за трудовые подвиги;

- укрепление трудовой дисциплины.

Организационно-правовые меры по проведению эвакуации на Восток населения, промышленных предприятий, государственных запасов продовольствия, оборудования, сельхозинвентаря, скота и пуску эвакуированных предприятий в ход на новых местах (Постановление СНК от 29.10.41 г.“О графике восстановления заводов,эвакуированных на Волгу, Урал, В Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан”). Мероприятия по реэвакуации.

Перестройка государственного снабжения, введение карточной системы распределения продовольствия и промтоваров.

Изменения в финансовой системе: введение новых налогов (военного налога, налога на холостяков и малосемейных) и военного займа.

Организационно-правовые меры по обеспечению семей военнослужащих, раненых, инвалидов войны и семей погибших, по устройству эвакуированных из местностей, оккупированных неприятелем. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК от 7.04.42 г.”О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих”.

Организационно-правовые меры по укреплению семьи(указ 8 июля 1944). стимулированию рождаемости.

Военная обстановка вынудила внести в советское право ряд существенных поправок в интересах обороны, не меняя основных принципов и правовых институтов.

Советское гражданское права в годы войны не претерпело сколько-нибудь серьезные изменений. Оно оказалось дееспособным и в условиях чрезвычайного положения.

Были распределены полномочия наркоматов и руководителей предприятий в вопросах финансов, капитального строительства, распределения материальных и людских ресурсов административно-командными методами.

Принимались меры для защиты прав и законных интересов советских граждан, особенно военнослужащих.

Совершенствовалось наследственное право. Массовая гибель людей вызвала расширение круга наследников по закону. Указом ПВС СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" были узаконены две новые категории наследников по закону: трудоспособные родители, а также братья и сестры.

Принимались меры, стимулирующие рождаемость: устанавливался повышенный налог на холостяков, учреждены "Медаль материнства" и орден "Материнская слава" а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания "Мать-героиня", вводился целый ряд льгот для многодетных матерей и беременных женщин.

Трудовое право также несло на себе отпечаток военного времени. Вновь возродилась трудовая повинность. К трудовой мобилизации и трудовой повинности можно было привлекать мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин с 16 до 50, не занятых на работе на предприятиях и учреждениях. Уклонение от повинностей влекло за собой уголовную ответственность. Практически повсеместно практиковались сверхурочные работы (официально до 3 часов в день), а фактически многие рабочие сутками не уходили из цехов.

Колхозное и земельное права в годы войны было направлено на укрепление колхозов и совхозов, обеспечение армии и населения продовольствием.

Этому способствовали нормативные акты, издаваемые в годы войны. Так, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. в колхозах был установлен новый повышенный минимум трудодней в зависимости от условий отдельных областей 100, 120, 150 трудодней (т. е. больше на 50 %, чем до войны). За невыполнение этого плана могли привлечь к уголовной ответственности. Уборка урожая в счет не шла и была обязательной.

Для горожан, мобилизуемых на сельхозработы сохранялась зарплата по месту работы (50 %), а за учащимися и студентами - их полная стипендия.

В годы войны большое развитие получило коллективное и индивидуальное огородничество рабочих и служащих. Для его стимулирования Советы и соответствующие земельные органы закрепили за предприятиями и учреждениями участки из земель городов, рабочих поселков и государственного фонда при условии их ежемесячного исследования.

Уголовное право, В условиях войны резко повысилась общественная опасность государственных преступлений: измена, шпионаж, диверсия и др. Их расследование и рассмотрение осуществлялось в соответствии с довоенным Положением о преступлениях государственных. Произошло лишь расширение толкования понятия "военная обстановка", повышающее ответственность за государственные преступления. "Военная обстановка" была всюду в стране, независимо от близости или удаленности фронта.

Для борьбы с паническими настроениями и ложными слухами ПВС СССР издал в июне 1941 г. Указ "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения". За данное преступление санкция предусматривала тюремное заключение от 2 до 5 лет, а при определенных условиях и более жестокое наказание.

Усилилась борьба с хищением социалистической собственности, даже в небольших размерах, с разбазариванием скота, со спекуляцией, со всякого рода злоупотреблением продовольственными и промтоварными карточками.

Строгая ответственность установилась за злостное нарушение правил местной противовоздушной обороны. Здесь санкции предусматривали лишение свободы на срок от 6 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - вплоть до расстрела.

Усилился контроль за выполнением военно-учетных требований и передвижением военнослужащих и призывников. Виновные в их нарушении наказывались лишение свободы на срок не менее 1 года, а начальствующий состав - не менее 2 лет.

Возросли санкции за кражи личного имущества граждан и мародерство.

Указом ПВС СССР от 19 апреля 1943 г. была установлена уголовная ответственность за военные преступления, совершенные фашистами против мирного населения и военнопленных, наказывавшиеся смертной казнью через повешение или ссылкой на каторгу сроком от 15 до 20 лет.

Таким образом, в уголовном праве и судебной практике в годы войны произошли определенные изменения. Появились новые составы преступлений в т. ч. такие, как преступления против человечества и военные преступления. Усилилась судебная репрессия за многие виды государственных и военных преступлений.

Вместе с тем, случайно совершившим нетяжкие преступления, нередко предоставлялась возможность искупить вину на фронтах в борьбе с врагом. Служба в так называемых "штрафных батальонах", к примеру, засчитывалась 1 год за 10 лет мирного времени.

Некоторые изменения произошли в процессуальном праве. Был установлен новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами в местностях, объявленных на военном положении и в районах боевых действий, объявленный Указом ПВС СССР от 22 июня 1941 г. Трибуналы могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены только в порядке надзора. Особый контроль устанавливался по приговорам к высшей мере наказания. О каждом таком случае немедленно докладывалось председателю Военной коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору ВМФ и приговор приводился в исполнение лишь тогда, когда от них в течение 72 часов не последовало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора.

К другим особенностям судопроизводства этого периода относилось то, что не проводилось предварительное следствие по делам о нарушении трудового законодательства. Сокращались сроки расследования по делам об уклонении от призыва в армию, спекуляции и т. п.

В то же время незыблемыми оставались демократические принципы судопроизводства: гласность, устность, непосредственность и др.

Изменения коснулись и судопроизводства по гражданским делам. Так, Постановлением Пленума Верховного суда СССР от 30 августа 1941 г. были приостановлены производства по всем гражданским делам в отношении лиц, находящихся в действующей армии.

Итак, война, навязанная советскому народу фашизмом, явилась самым суровым испытанием в его многовековой истории. Но наш народ не дрогнул и вышел из этой войны победителем.

Вывод по второму вопросу: в немалой степени способствовало достижению Победы над врагом советское право. Значительно окрепшим вышло из горнила войны Советское государство, накопившее огромный опыт организации отпора любому агрессору.

Выводы по теме: 1. Советская политическая система выдержала тяжелые военные испытания, показала свою эффективность, обеспечила устойчивость государства и победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Несмотря на многочисленные ошибки политического и военного руководства, допущенные в ходе войны, большие человеческие и материальные потери, в целом Советское государство оказалось более жизнеспособным, чем целый ряд европейских и азиатских государств, подвергшихся агрессии.

2. Война показала полную оправданность введения чрезвычайных правовых установлений, особенно в районах, где вводилось военное и осадное положение, в том числе - ограничения гражданских прав и свобод. Вместе с тем крайняя централизация государственного управления, наделение руководителей военных и правоохранительных органов чрезвычайными полномочиями приводили иногда к самоуправству, злоупотреблениям властью, к гибели ни в чем неповинных людей.

3. Опыт деятельности Советских государственных органов и опыт правоприменения в годы войны имеет огромную ценность, его необходимо изучать и использовать в современных условиях.

Заключение

Подводя итог лекции, необходимо отметить, что в рассматриваемый период в соответствии с новыми задачами (превращение государства в единый военный лагерь, ведение военных действий как на территории СССР, так и за его пределами, массовая эвакуация населения и промышленности и др.) произошли существенные изменения в государственном аппарате и структуре органов государственной власти, совершенствовались методы их деятельности, принимались новые законы призванные обеспечить правовое закрепление произошедших изменений. Право в рассматриваемый период не претерпело коренных изменений, а было адаптировано для сложившихся условий. Существенная часть правовых нововведений была вызвана исключительно обстановкой военного времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

История государства и права России (в схемах). Учеб. пособие. / Под ред. Абдулаева Р.А., Волгоградский ГУ, Волгоград, 2006.

История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.

История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат, 2007.

История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.

История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1. . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.

История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.

Большой юридический словарь.  Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.

История государственного управления в России. Учебник /  Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.

Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.

2. Дополнительная

1.История государства и права России: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. Исаев И.А. М.: Прогресс, 2008.-797 с.

2.Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие2-е изд., перераб. и доп. Титов Ю.П. М.:: Проспект, 2008.- 464 с.

3.История государства и права России. Курс лекций под ред.Кудинова.

4.История государства и права России и зарубежных стран.Учебник / Под общ.ред.В.П. Сальникова.М.-:ЦОКР МВД России, 2006-592 с.

5.История отечественного государства и права: Учебник/ Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. – 600 с.

6. История государства и права России. Учебное пособие для вузов. Вологдин А.А. М.:Изд.: Высшая школа, 2007.-712 с.

7. Краткий курс по истории государства и права России. : Учебное пособие. Баталина В.В Изд.: Окей-книга. 2008. - 176 с.

8. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. -М.ИМЦ ГУК МВД России, 2004.-124с.

9. Исаев И. А. История государства и права России. - М., 1996.

Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)