Советское государство и право в предвоенные годы (1929-1941 гг.)
МВД России
Санкт-Петербургский университет
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник кафедры |
полковник милиции |
Сидоренко В.П. |
«_____» сентября 2010 года. |
Лекция
Тема № 12 «Советское государство и право в предвоенные годы (1929-1941 гг.)»
Обсуждена на заседании кафедры |
«______» ____________ 2010 года. |
протокол № |
Кафедра истории государства и права
Санкт-Петербург
2010 г.
Форма № I
Содержание
Учебные вопросы:
1. Новый курс развития государства, разработка и принятие Конституции 1936 г.
2. Система государственного управления.
3. Развитие советского законодательства.
Введение
Ускорение темпов социально-экономического развития. Коллективизация сельского хозяйства - индустриализация, культурная революция позволили сосредоточить реальные рычаги власти в руках партийно-государственного аппарата. Произошло утверждение культа личности Сталина - режима его личной власти.
Перестройка государственного руководства экономикой и социально-культурным строительством ускорила разработку и принятие Конституции 1936 г. и обусловила ее основные положения. Развитее СССР как союзного государства, реорганизация государственного аппарата в соответствии с Конституцией СССР 1936 г., а так же образование новых наркоматов и ведомств, сформировало административно-командную систему управления промышленностью и сельским хозяйством.
В этот период активизируются мероприятия государства в области культуры и искусства. Вводится общее обязательного начального образования, происходит реорганизация высшей школы.
Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит курсантам и слушателям подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе к теме № 14 «Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
1. Новый курс развития государства, разработка и принятие Конституции 1936 г.
На рубеже 20 - 30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б) ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной.
Признаки советского общества: огосударствление всех сфер жизни; жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером; репрессии и внеэкономическое принуждение в обществе; отрицание опыта Запада; закрытость страны.
Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата, и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти они являются также командным составом руководящих государственных органов». Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей: «партия орден меченосцев».
В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестоким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных,. хозяйственных, репрессивных и иных органах.
Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней».
Между тем не было никаких социальных предпосылок для усиления классовой борьбы: Если в 1928г. общая численность населения СССР составляла 152,4млн, то в 1939г. 170млн., буржуазия составляла в 1928г.-4,6%, в 1939г. их уже нет, индивидуалы - крестьяне, кустари в 1928г.-74,9%, в 1939г. 2,6% рабочие и служащие в 1928г.-17,6%, в 1939г.-50,2%, колхозники и кооперативные кустари : в 1928г.-2,9%; в 1939г. 47,2%.
Социалистическая реконструкция народного хозяйства.
На апрельском (1929) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более умеренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее.
В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные активисты и работники ГПУ.
К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломаны. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации, в январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось коллективизировать годом позже. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).
В декабре 1930 г. другая специальная комиссия разрабатывала программу борьбы с кулачеством. В состав т.н. кулачества включались три категории крестьян:
кулаки, занимавшиеся «контрреволюционной деятельностью»;
кулаки, не оказывающие активного сопротивления власти;
кулаки, признанные лояльными по отношению к власти. Представители первой и второй категории подвергались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории переселялись (в пределах областей, где они проживали) на необработанные земли. Раскулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из: первого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты.
В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 г. снизилось поступление зерновых государству, и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаготовительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны.
Законодатель закрепил итоги коллективизации в двух актах, первый из которых был принят в разгар коллективизации, второй после ее завершения «примерных уставах сельскохозяйственной артели» 1930 и 1935 г.
В Уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные, кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п.
Прием в члены артели производился правлением, решения которого утверждались общим собранием. Кулаки и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались.
В сентябре 1932 г. принимается постановление ЦИК и СНК «О создании устойчивого землепользования колхозов», закрепившее за колхозами имеющиеся у них земли, переделы земель были запрещены. В том же году постановлением ЦК ВКП(б) указывается на необходимость создания унифицированных бригад. В 1933 г. были установлены примерные нормы выработки и расценки в трудоднях (новой форме оплаты труда) для колхозников.
С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового примерного Устава, в котором содержались конкретные указания. Давался перечень средств производства и имущества, которые обобществлялись или оставались в личной собственности колхозного двора. Эти нормы были различны в зависимости от районов страны, где формировался колхоз (вся территория в этой связи делилась на четыре региона).
Усиление плановых и централистических начал сказалось в положении ст. 6, установившей обязанности колхоза вести хозяйство по установленному государством плану. Прием в колхоз стало осуществлять собрание, а не правление. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком.
В качестве основной формы организации труда Устав закреплял бригаду, в качестве оплаты трудодень (как единицу измерения качества и количества труда) и сдельную оплату. Вводились обязательные нормы выработки.
В мае 1929 г. V Съезд Советов СССР после неоднократных пересмотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана. XIV съезд партии через год провозгласил ускорение темпов социалистического строительства («пятилетку в четыре года»). В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения.
Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. В апреле 1928 г. было заявлено о «саботаже» старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени начинается массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина. В 19301931 гг. прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» (процессы «Промпартии», «Крестьянской трудовой партии», специалистами ВСНХ и др.).
Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих членов партии негативно сказывалась на развитии производства. В июне 1931 г. была сделана попытка остановить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, «спецсредство», слишком быстрое выдвижение неквалифицированных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничения доступа их детей к высшему образованию).
Важнейшим инструментом управления централизованной экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены контрольные цифры для всего народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытесняется моментами непосредственного управления. Организационные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 г. стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация управления промышленностью, проводимая в 1929 г., учитывала это обстоятельство.
Еще в 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами отделами) были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономическое управление.
Сложилась трехзвенная система управления: главк трест предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С 1929 г. центр оперативного управления перемещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, (областные) тресты и (районные) промышленные комбинаты.
ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование.
Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования повела к существенным преобразованиям кредитной системы. Уже в 1927 г. целый ряд частных кредитных организаций (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их деятельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 г. запрещается частным лицам открывать магазины и лавки.
В январе 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующей реформе период существовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при котором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и от акта получения товара (коммерческое кредитование). С 1930 г. эта форма кредитования запрещается и заменяется банковским. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Госбанком, последний мог кредитовать госпредприятия; перераспределение кредитов между предприятиями также должно было осуществляться по согласованию с Госбанком. Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью.
XVII съезд партии в начале 1934 г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.
Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация децентрализация, ужесточение регулирования либерализация и т.п.). Основными итогами ее становления стали: сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.
Обновление конституционного законодательства. Конституция СССР 1936 г.
За период с 1924 г. до 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки «эксплуататорских классов», изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни). Сильные трансформации произошли в среде крестьянства. Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством.
В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).
Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.
Новая Конституция состояла из тринадцати глав и ста сорока шести статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.
Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия остались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.
Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы. Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдум, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.
Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранении) народных комиссариатов.
По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.
Глава 9 была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с восемнадцатилетнего возраста. Предшествующее избирательное законодательство (по Конституциям 1918 и 1924 г.) отменялось.
В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), образование (бесплатное). Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от государства и школы от церкви. ВКП(б) объявлялась «передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
2. Система государственного управления.
Централизация правоохранительной системы.
В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР, на первую возлагались обязанности по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции, ОГПУ; по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения наркомюстов республик.
В августе 1938 г. принимается Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. Состав судов всех инстанций стал включать судью и двух народных заседателей. Первой инстанцией являлся народный суд, в качестве судов второй инстанции (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали: краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были: Верховный Суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями
3. Развитие советского законодательства.
На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.
Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание, орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительные трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать решения Особого совещания в Президиум ЦИК СССР.
На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.
властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения. По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все большее число постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК).
Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.
Введение паспортов и института прописки усиливало административный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.
В сфере сельского хозяйства был проведен ряд мер, направленных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс увеличения приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов».
Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.
Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника.
В июле 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели шестидневная рабочая неделя.
Через месяц новым указом запрещался самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись уголовные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается Указ «О государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства.
Автономия - право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-либо части государства.
Колхоз (коллективное хозяйство) - кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного социалистического хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда.
Командно-административная система жестко иерархизированная структура, представляющая совокупность организационно объединенных административных единиц, учреждений.
Комбеды - комитеты бедноты. Созданы 11 июня 1918 г. для борьбы с кулачеством: занимались перераспределением земли, отбирая излишки у кулаков и распределяя их среди бедноты. Функциями комбедов были также учёт и распределение хлеба, сельскохозяйственных орудий, помощь продотрядам в изъятии хлеба у крестьян, вербовка добровольцев в Красную Армию и т.д. В конце 1918 - начале 1919 гг. комбеды были объединены с Советами.
МТС (машинно-тракторные станции) - созданы в период массовой коллективизации для обслуживания техникой колхозов. Первая МТС была создана в Одесской области в 1928 г.; массовое создание их началось с июня 1929 г. Являясь государственным предприятием, МТС заключали договоры с колхозами на обслуживание их техникой; оплата услуг МТС осуществлялась натурой и деньгами. В апреле 1958 г. МТС были преобразованы в РТС (ремонтно-технические станции), а техника продана колхозам.
Национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства как через безвозмездную экспроприацию (принудительное лишение частной собственности), так и на основе выкупа (полного или частного), а также обобществления мелкой собственности при кооперировании. Социалистическая национализация ликвидировала частную собственность на средства производства, уничтожала эксплуататорские классы, создавала социалистический уклад в экономике. В 1917 - 1918 гг. Советская власть национализировала крупную промышленность, банки, транспорт, внешнюю торговлю.
Продналог - введён в 1921 г. взамен продразвёрстки, положил начало НЭПу. Размер устанавливался до весеннего сева в зависимости от зажиточности хозяйства. Продналог был значительно меньше продразвёрстки, излишки разрешалось продавать, что стимулировало рост производства. Действовал до 1923 г.
Продразверстка - система заготовок сельскохозяйственных продуктов в 1919-1921 годах, элемент политики "военного коммунизма". Заключалась в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым ценам всех излишков ( сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды ) хлеба и других продуктов. Проводилась органами Наркомпрода, продотрядами, комбедами, местными Советами. Плановые задания развёрстывались по уездам, волостям, селениям, крестьянским дворам. Вызывала недовольство крестьян, была заменена продналогом.
Реквизиция - принудительное изъятие собственности, санкционированное законом, производящееся в форме безвозмездного отчуждения.
Система коллективной безопасности - система сотрудничества государств по поддержке мира и, в случае необходимости, подавления актов агрессии, которые смогли бы разрушить сами государства или развязать войну.
Совхоз (совместное хозяйство) - крупное механизированное высокотоварное социалистическое государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. Базируется на государственной (общенародной) социалистической собственности на землю и другие средства производства. Имущество совхоза принадлежит государству, но закрепляется за совхозом.
Тоталитаризм - одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества.
Фашизм - политическое течение, возникшее в Италии и Германии, с идеологией воинствующего шовинизма и расизма, характеризуется открытой террористической диктатурой, репрессивным режимом, направленным на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии. В настоящее время возрождается как неофашизм.
Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы-члены федерации (в СССР - союзные республики) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.
Заключение.
Таким образом, к весне 1941 г. сложился небывалый по масштабам агрессивный блок, нацеленный против СССР. Ядром его была Германия - тоталитарное фашистское государство, обнаружившее и в организации промышленного производства, и в войне необычную силу.
Однако те десять лет, за которые сложился этот блок, СССР также превратился в военный лагерь, создав, как уже говорилось выше, особый, также тоталитарный, мобилизационный режим. В социальной и идеологической сфере тоталитаризм выразился в “морально-политическом единстве советского народа и культе личности И.В. Сталина”, а в правовой - в широком применении чрезвычайных мер, массовых репрессиях, которые сопровождались крайней жестокостью. Этот сложный период в жизни Советского государства (называемый иногда “сталинизмом”) - неотъемлемая его часть, тесно связанная со всей предыдущей историей России и во многом предопределившая последующие победы и поражения СССР.
Список литературы
Основная
- История государства и права России (в схемах). Учеб. пособие. / Под ред. Абдулаева Р.А., Волгоградский ГУ, Волгоград, 2006.
- История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.
- История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
- История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат, 2007.
- История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.
- История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
- История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
- История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1. . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.
- История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.
- Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.
- История государственного управления в России. Учебник / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.
- Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.
2. Дополнительная
1.История государства и права России: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. Исаев И.А. М.: Прогресс, 2008.-797 с.
2.Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие2-е изд., перераб. и доп. Титов Ю.П. М.:: Проспект, 2008.- 464 с.
3.История государства и права России. Курс лекций под ред.Кудинова.
4.История государства и права России и зарубежных стран.Учебник / Под общ.ред.В.П. Сальникова.М.-:ЦОКР МВД России, 2006-592 с.
5.История отечественного государства и права: Учебник/ Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006. 600 с.
6. История государства и права России. Учебное пособие для вузов. Вологдин А.А. М.:Изд.: Высшая школа, 2007.-712 с.
7. Краткий курс по истории государства и права России. : Учебное пособие. Баталина В.В Изд.: Окей-книга. 2008. - 176 с.
8. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. -М.ИМЦ ГУК МВД России, 2004.-124с.
9. Исаев И. А. История государства и права России. - М., 1996.
Советское государство и право в предвоенные годы (1929-1941 гг.)