ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОе образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)

Кафедра философии, истории и социологии

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПО ТЕМЕ: “ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ”

Выполнил: студент группы Х(м)-1

Колотова Д.С.

Проверил: Мисникова Г.В.

Мурманск

2014

Содержание

[0.1] Введение

[0.2] Социально-психологическая характеристика личности

[0.3] Личность как объект и субъект управления

[1] Заключение

[2] Список использованной литературы

Введение

«Личность как объект и субъект управленческого решения» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна потому, что Личность является сложной, многогранной системой. Личность - это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Поведение личности как объекта управления строится на основе соответствующих социальных норм. Нормы можно определить как «исторически сложившиеся стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием включения в социальную систему». Нормы служат ориентиром личности в ситуации выбора, обеспечивают социальный контроль ее поведения, а также упорядочивают характер взаимодействий в рамках организации, группы.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть личность как объект и субъект управленческого решения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать социально-психологическую характеристику личности.

На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о личности как объекте и субъекте управления.

Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути ее разрешения.

Данная тема подробно освещается в трудах таких ученых как Верещагиной Л. А., Коноваленко В. А., Волкогоновой О. Д. и других.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

  1. Социально-психологическая характеристика личности

Термин «личность» используется во многих науках, имеет несколько значений, но значения эти схожи.

В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям.

В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством.

В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки.

В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.1

Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами. Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью - значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности.

Попытка описать личность длинным перечнем качеств («коллекционерский подход») не позволяет правильно понять суть психологии личности. Личность - это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности, и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся, прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, об индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно полезную деятельность.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности - это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, в поведении и поступках.2

Анатомо-физиологические особенности личности - это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия. В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности, что, безусловно, должно приниматься во внимание.

Природные свойства индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлению себя, в силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т. е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от большой энергии, стремительности в движении, труде и речи до вялости психической деятельности, движений, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья, также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность - это труд, в условиях которого развивается человек, и формируются его важнейшие качества. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. В связи с этим нужно всегда помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой - активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Факторы психического развития - это то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними - биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.3

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех видах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Методологически более правильно не отделять индивидуальное от социального в личности, а видеть проявление одного в другом.

Следует говорить о социально-психологической характеристике личности, в которой и выражается признаваемое всеми единство индивидуального и социального, видны нюансы их взаимовлияния и взаимопроявления. Дать социально-психологическую характеристику личности - значит описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми. При этом следует иметь в виду своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности, формирующихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, есть прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде, с другой - присутствует и определенная корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования ее индивидуально-психологических особенностей.

Полнота содержания личности и ее основные социально - психологические особенности определяются:

  • содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки;
  • степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется противоречивыми интересами или находится под их влиянием, оказавшись их носителем в силу различного рода социальных обстоятельств;
  • степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
  • содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
  • спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизованную внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение. При этом надо учитывать и общепсихологическую структуру личности, отражающую единство и проявление трех взаимосвязанных сторон.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образования.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.4

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. По доминирующему влиянию на деятельность различают: положительные психические состояния, способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, воодушевление, подъем), и отрицательные психические состояния, затрудняющие решение профессиональных задач и вообще жизнедеятельность человека (сомнения, печаль, боязнь, раздражение).

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие других людей. Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности - ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

  1. Личность как объект и субъект управления

Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей - пикников, атлетиков и астеников, для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

В основу этой классификации положены взгляды Э. Кречмера и некоторых других ученых, изложенные достаточно давно и отличающиеся определенной степенью наивности и исследовательской несостоятельности, неоднократно подвергавшиеся критике за «биологизаторский подход» в попытках объяснить «тонкие» психологические феномены человека.5

Во второй половине XX в. они вновь заинтересовали, прежде всего, психологов, которые продолжили изучение проблемы с помощью современных социально-психологических технологий, в результате чего стало очевидным, что физиологические характеристики играют далеко не последнюю роль в формировании психики личности и влияют на ее социальное поведение. Выделяют следующие типы личностей в зависимости от их физиологических характеристик:

Пикники обычно отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты с окружающими. Они, как правило, не преследуют цели завоевать повышенный авторитет, но в то же время достаточно легко защищают собственные позиции, «не теряя своего лица» и не испытывая больших переживаний.

Пикник - человек с выраженной живой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Кречмер с названным строением тела соотносит один из трех выделенных им видов темперамента - циклотимик.

Атлетики, как правило, очень общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью. У них может проявляться стремление, как к положительным, так и к отрицательным социальным достижениям, которые нередко воспринимаются в штыки другими людьми, поскольку не всем и не всегда нравится их импульсивная и превалирующая над чужими интересами неконтролируемая активность.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Кречмер с названным строением тела соотносит один из трех выделенных им видов темперамента - иксотимик.

Астеники обычно малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Они, как правило, незаметно для окружающих стремятся завоевать себе общественное признание и никогда никому не позволяют его понижать, болезненно реагируя на любые такого рода попытки.

Астеник характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми конечностями (летосоматик) или бесформенным, неправильным строением (диспластик), различными деформациями телосложения - чрезмерный рост, непропорциональное телосложение. Замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Кречмер с названным строением тела соотносит один из трех выделенных им видов темперамента - шизотимик.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека характеризуется протеканием нервных процессов возбуждения и торможения, которые в свою очередь можно охарактеризовать по силе, уравновешенности и подвижности.

В связи с этим И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.6

Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, неуравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения:

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды, т. е. под силой понимается работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в заторможенное состояние.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться одно другим.

Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств, адаптацию к новому коллективу, переход от одного вида деятельности к другому.

В зависимости от особенностей высшей нервной деятельности выделяют следующие типы темперамента, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиники обычно находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Их сильная, уравновешенная, подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов. Чувства у сангвиников легко возникают и сменяются. Их мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиников могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

Флегматикам, как правило, совершенно чужда тревога. Их обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Они обладают сильной, уравновешенной, инертной нервной системой, обеспечивающей устойчивые настроения, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе. Если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики. Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматики ровны и спокойны, редко выходят из себя, не склонны к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматиков могут сформироваться положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. Правда, при этом сангвиники, как правило, стараются управлять своими действиями и поступками с помощью интеллекта и способности глубоко и правильно разбираться в сложившейся межличностной обстановке, в то время как флегматики стремятся достигать социального согласия и бесконфликтности посредством эмоционально спокойного, а порой и безразличного отношения к фактам межличностных противоречий и конфликтов, из-за них возникающих.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский инстинкт. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом - героями и рыцарями. Холерики обладают сильной неуравновешенной (безудержной) нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности. Они отличаются повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядят самонадеянными, высокомерными. Без труда дающееся сангвиникам чувство душевного равновесия холерикам совершенно незнакомо: они обретают покой только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он находит выражение в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.7

Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Они обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ведет к ухудшению результатов деятельности или ее прекращению, ступору. Их реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у них внешнее торможение. Им трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни они люди глубокие и содержательные. При неблагоприятных условиях меланхолики могут превращаться в замкнутых, боязливых, тревожных людей.

Холерики являются наиболее конфликтными личностями, вечно выясняющими отношения с другими людьми. Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же малообщительны. Им свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии.

В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций: одни склонны к интересу, радости, удивлению - (сангвиники), другие - к гневу, отвращению, враждебности (холерики), третьи - к грусти (меланхолики). Знание возможной реакции человека позволяет опираться на его положительные черты и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия (от лат. extra - вне) указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет собственных интересов, принижения личной значимости. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.

Интроверсия (от лат. intro - внутрь) характеризуется фиксацией внимания личности на собственных интересах, своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.

Экстравертность и интровертность дополняют характеристики людей с различными типами высшей нервной деятельности.

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, имеет много друзей, жизнерадостен.8

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроения нестабильны, цикличны. В ситуации стресса склонен к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, внешне сдержан, но в душе очень эмоционален, чувствителен, расстраивается и переживает, склонен к тревоге, депрессиям, грусти, в напряженных ситуациях возможен срыв или ухудшение деятельности («стресс кролика»).

У любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы неразрывно связаны с доминирующими инстинктами.

Инстинкты - это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Инстинкты как генетическая программа приспособления есть и у животных, но инстинкты человека - качественно иная, чем у животных, программа адаптации.

Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода - базовые, они обеспечивают физическое выживание человека и человеческого вида.

Специфические человеческие инстинкты - исследовательский инстинкт и инстинкт свободы - служат первичной социализации человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства - самоутверждению, самосохранению человека в обществе.

Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность всех остальных инстинктов. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее.

Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей.

Заключение