Специфика вокально-хорового воспитания в детском учебном фольклорном коллективе в условиях ДМШ
Специфика вокально-хорового воспитания в детском учебном фольклорном коллективе в условиях ДМШ.
Общеизвестно, что народно-хоровое исполнительство - не только собственно пение. Это - синтезированное самобытное искусство, сохранившееся до наших дней благодаря преемственности поколений. Его составляющими являются и песня, и танец, и хоровод, и игра, и инструментальная музыка, и пантомима, и декламация. По канонам народной традиции певцы - не сторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключённого в самой песне. И движения, и жесты, непосредственно вытекающие из настроения, внутренней эмоции песни, естественно рождаются у каждого сольного исполнителя, участника фольклорного ансамбля, и в процессе пения передаются зрителям. Кроме того, в жанре фольклорного музицирования особенно ценится умение импровизировать, творить как собственно в пении, так и в хореографии, инструментальном исполнительстве, в театрализации, основанной на эмоциональном наполнении содержания музыкально-поэтического текста.
Все эти положения в полной мере относится к творчеству современных детских народно-певческих коллективов, сформированных и успешно развивающихся на базе детских музыкальных школ, школ искусств, хоровых студий. Дети обучаются принципам народного исполнительства: пению в ансамбле с сохранением собственной индивидуальности, естественности движения при обыгрывании песен, вождении хороводов. В процессе освоения самобытного певческого творчества развиваются их природные способности, художественный и эстетический вкус. Особая ценность детских народных хоров заключается в том, что в них воспитывается любовь к народной песне, к родному языку, и в конечном результате - к отчему дому, семье, окружающему миру. В методических рекомендациях к сборнику «Народные песни Смоленской области» известный музыковед и педагог С. Пьянкова писала: «В нашей работе с народной песней мы ненавязчиво, но неустанно должны объяснять и самим участникам детского коллектива, и нашим слушателям, почему сейчас мы поем старинные песни. Старинная песня для нас - частица высокой духовной культуры нашего народа, история всей его жизни, претворённая в изумительных по красоте музыкально-поэтических образах. Мы знакомимся с древнейшими исполнительскими традициями, в которых для нас столько нового, оригинального и яркого. Мы поём сами и думаем о том, что ведь это пели прадеды наши. Мы поём и невольно становимся свидетелями той далекой эпохи, и вместе с теми, кто слагал эти песни, печалимся и радуемся, учимся мудрости жизни».
Основа репертуара, исполнительские особенности детского или молодёжного ансамбля фольклорного отделения ДМШ заимствованы из аутентичного крестьянского искусства c учётом возрастных особенностей конкретного состава. Детские учебно-творческие группы обычно не превышают десяти - пятнадцати человек, что так же свойственно традиционному певческому коллективу: в таком количественном составе легче слышать, чувствовать друг друга, спеваться, импровизировать. Особые приёмы художественной выразительности детского народного коллектива, характерная певческая своеобразность, специфика звукообразования так же соответствуют исполнительскому жанру фольклорного ансамбля.
Народная манера пения - это целый комплекс вокально-исполнительских средств, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды. В основе такого пения - естественность в звукообразовании и дикции («как говорят, так и поют»), звонкость, полётность гласных звуков, мягкая «огласовка» согласных, и как результат - лёгкий, свободно льющийся открытый звуковой поток. Поэтому пение в народной манере вполне доступно детям, отвечает природе их голоса и в значительной мере развивает вокальные данные по мере получения исполнительского опыта.
Значительное место занимает соблюдение диалектов, влияющих на манеру пения, придающих своеобразие, свойственное определённым певческим стилям. В сельских детских фольклорных
ансамблях эту особенность реализовать проще, т.к. в нашей современности именно в глубинке у местных жителей в некоторой степени сохранился характерный говор. В городских детских народных хорах диалектные особенности народной речи «размыты» и обычно используются нормы общерусского литературного языка. Однако в наиболее продвинутых фольклорных ансамблях руководители пытаются соблюдать специфику речи, свойственную выбранной стилевой зоне. В некоторых городских детских фольклорных коллективах (например, знаменитый московский ансамбль «Веретёнце» под руководством Е. Краснопевцевой), в репетиционный период осваиваются именно аутентичные импровизационные распевы песен, диалект, близкий к бытовому варианту, в частности - самобытных певцов с. Плёхово Суджанского района Курской области.
Современная методика освоения народно-песенного репертуара детским фольклорным ансамблем ДМШ или ДШИ может зависеть от многих факторов: сельский это коллектив или городской (что влияет на репетиционную политику, манеру исполнения, стиль), от возрастного состава ансамбля, от творческого пути, который наметил руководитель, и т.п.
Практика показывает, что для городского детского фольклорного ансамбля, особенно на первоначальном этапе, более приемлемы аранжировки, сделанные самим руководителем с учётом возможностей коллектива. В этом случае песня разучивается по заранее подготовленной партитуре, часто - с голоса руководителя. Вместе с тем параллельно рекомендуется неоднократное прослушивание самобытных ансамблей, от которых сделана аудио или видеозапись. Это даёт возможность в какой-то степени соответствовать стилевым, диалектным особенностям выбранной традиции.
Опыт показывает, что городской ансамбль «Веретёнце» Е. Краснопевцевой скорее исключение, и подобная методика более приемлема для сельских детских коллективов, для которых определённый традиционный стиль является повседневной окружающей культурной средой, и его освоение происходит естественным путём «от старших к младшим», через слуховой и визуальный опыт. Примером может служить детский фольклорный ансамбль «Чернозёмочка» под руководством Маняхиной Натальи Ивановны (с. Нижняя Покровка Красногвардейского района Белгородской области), неизменно демонстрирующий высокий исполнительский уровень на основе местной народно-песенной культуры. Большое значение имеет то, что руководительница, в свою очередь, училась у мамы - Лопатиной Марии Григорьевны, авторитетного знатока песенной традиции. В результате бережного отношения к собственному традиционному стилю звучание местного детского фольклорного ансамбля отличается яркой самобытностью.
Формирование репертуара - важнейшая сторона деятельности педагога, обучающего детей сольному, ансамблевому народному пению на фольклорных отделениях. Через умело составленный репертуар сольный исполнитель, детский ансамбль может постепенно приобрести индивидуальное творческое лицо, что очень важно в развитии любого коллектива.
Основа репертуара в процессе первоначального обучения детей обязательно должна состоять из произведений детского музыкального фольклора. Детские песни построены преимущественно на традиционных устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, юные исполнители постигают своеобразный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат. Ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринужденно. Небольшие по объему формы детских песен могут входить не только в репертуар
групп дошкольного и младшего школьного возраста, но и служить для распевания и постановки голоса старших детей. Так, с разучивания и исполнения весёлой дразнилки, с её свободой интонирования, простотой попевочной формулы может начинаться любое занятие. В результате детский голос развивается в естественной природной позиции, постепенно укрепляется и подготавливается к исполнению более сложных самобытных произведений.
Практика показала, что детям вполне доступны песни, записанные от взрослых исполнителей. В репертуаре могут быть песни любого жанра, подходящие по содержанию и сложности напева, наиболее удобные для сценического воплощения: хороводно-плясовые, календарные, свадебные (корильные, величальные, некоторые поезжанские). Однако не следует считать, что для детского исполнения подходят только весёлые, скорые произведения с ярко выраженным игровым началом, пляской, шуткой. Эмоциональный отклик вызывают и спокойные, напевные песни, отличающиеся мягким, задушевным характером.
Стремление к актерству, к игре присущи всем детям. Игра доставляет им радость, и поэтому её элементы, в той или иной мере, могут быть внесены почти в любую песню. В быту, в повседневности детские песни имеют функциональное, утилитарное значение: они призваны помочь интереснее провести игру, организовать её. Песни, припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту. Ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра. Исполняя попевку, следует учитывать её роль в действии: сопровождается ли она движениями, фиксируются ли ритмические акценты хлопками в ладоши, ударами мяча, прыжками, под-скоками и т.п.
Сопровождение пения движением, как показывает опыт, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у многих заметно исправляется осанка. В учебных планах фольклорных отделений ДМШ на этот род деятельности выделены учебные часы, сконцентрированные в освоении дисциплины «Хореография».
Большой интерес и творческий стимул для детей - первые концертные выступления. Учебная программа фольклорных отделений ДМШ предполагает творческие итоговые показы в сценическом варианте. Но важно поучаствовать в настоящих концертах перед «нейтральной» (т.е. не выставляющей оценок) публикой. Даже с небольшой программой на основе народно-песенного репертуара уже можно выступать на детсадовских и школьных утренниках и праздничных концертах. Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора, станет полезной певческой практикой. Концерты - большой стимул в работе любого ансамбля и хора. Каждое выступление воспитывает у исполнителя не только чувство ответственности, но и сознание того, что он делает великое дело: сохраняет песню, несет радость людям.
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что творческие методы освоения певческого искусства современными детскими фольклорными ансамблями в условиях ДМШ и ДШИ могут сочетать как изучение аутентичной основы, так и хоровое исполнительство песен, разученных по партитуре с соблюдением главных региональных стилевых особенностей с целью их дальнейшей сценической адаптации.
Специфика вокально-хорового воспитания в детском учебном фольклорном коллективе в условиях ДМШ