Лучи счастья
«Времена года» М. М. Пришвина в 5-м классе
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей! Начинай борьбу, помогай солнцу! (М. М. Пришвин)
Знакомство с творчеством М. М. Пришвина начинается в начальной школе. В первом классе дети читают рассказ “Ребята и утята”, во втором – “Моя Родина” (из воспоминаний), в третьем – “Выскочка”. На уроках по внеклассному чтению учитель читает детям маленькие рассказы: “Золотой луг”, “Лисичкин хлеб”, отрывок из рассказа “Как заяц сапоги съел” и другие.
В пятом классе для изучения предлагаются миниатюры из жизни природы.
К урокам дети получают следующие задания:
1. Прочитать очерки.
2. Повторить из теории литературы, что такое метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.
3. Дополнительное задание для урока по внеклассному чтению:
А) В течение учебного года делать фенологические записи в специальной тетради.
Б) Наиболее интересные наблюдения оформлять в сочинения-миниатюры.
В) По возможности работу свою иллюстрировать.
Что необходимо к уроку:
1. Портрет М. М. Пришвина; детские рисунки к его произведениям.
2. Выставка книг.
3. Записи: “Голоса птиц”, “Времена года” П. И. Чайковского; “Сказка о царе Салтане” Н. Римского-Корсакова.
“Времена года” в учебнике по литературе для 5-го класса состоят из миниатюр, входящих в разные произведения. В предисловии к “Родникам Берендея” (1926 года) писатель так объяснил особенности своего жанра: “Эта книга началась от чтения фенологических записей Сокольницкой биостанции юных натуралистов. Сухие научные записи хода весны читались мной с большим интересом, потому что сама жизнь, движение нашей планеты, нарастала и усложнялась независимо от чувств и дум наблюдателя. Я использовал силу этого движения в своём опыте. Мои записки не условная и любимая мной литературная форма, а действительно записки под диктовку весны – почти без всякой последующей обработки и связанные только силой движения в природе, вызывающей ответное движение в душе человека”.
Итак, раздел “Весна”. Миниатюра “Голубые тени” взята из “Времён года”; “Берёзовый сок” – из произведения “Дорога к другу”; “Неведомому другу” – из “Фацелии”.
Раздел “Лето”. “Молодые листики” – из “Фацелии”; “Красные шишки” – из “Времён года”.
Раздел “Осень”. “Осинкам холодно” – из “Времён года”; “Поздняя осень” – из “Времён года”; “Первый зазимок” – из “Календаря природы”; “Иван-да-Марья” – из “Рассказов егеря Михал Михалыча”.
Дополнительно мы выбрали для обсуждения две миниатюры в раздел “Зима”: “Лиловое небо” (“Скорая любовь”) и “Деревья в снегу” из “Времён года”.
Первый урок
Вступительное слово учителя
Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны, наполнены звуками и ароматами, то есть всё многообразие окружающего мира писатель переносит средствами языка в свои небольшие зарисовки. Но этим не ограничивается богатство его очерков. Они насыщены чувством и мыслью автора и, следовательно, носят лирико-философский характер.
Наша задача – пронаблюдать движение в природе, выраженное в миниатюрах через цветовые и звуковые образы, свет (видимое пространство), запахи, тишину. Обратить внимание на настроение писателя, на то, что он думает и чувствует при общении с окружающим миром в различное время года.
На уроке по внеклассному чтению обсудим ваши творческие работы.
Обратимся к воспоминаниям сына писателя, Петра Михайловича Пришвина.
– Что, по его мнению, является самым главным в характере Михаила Михайловича?
– Мечтательность, пристальное внимание ко всему, что его окружает.
– Он всегда носил с собой записную книжку и карандаш, чтобы записывать свои наблюдения.
– Найдите в учебнике и прочтите подтверждение вашим словам.
– “Изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами, улыбается и опять спешно что-то записывает... “Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово “Родина”. Сколько слов с тем же корнем...””
– Скажите, какой случай произошёл с Михаилом Михайловичем в детстве, имевший большое значение в его творческой судьбе?
– Он хотел убежать в далёкую, неведомую страну.
– Да. И оказалось, что “неведомая страна” – это творчество. Значит, он всю жизнь совершал удивительные путешествия.
Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, – самое любимое время года для М. М. Пришвина. Он даже придумал образное выражение – весна света, – символизирующее радость жизни.
Для анализа очерков нам необходимо знать некоторые термины.
Запишем:
1. Художественный образ – картина жизни, явление природы, человеческий характер и так далее, созданные писателем. Мы будем использовать слово образ и в более узком значении, в словосочетаниях:
А) цветовой образ – характеристика предмета по цветовому признаку;
Б) звуковой образ – характеристика предмета по звуковому признаку.
В Е С Н А
Миниатюра “Голубые тени”
– Какие образы здесь преобладают: звуковые или цветовые?
– Цветовые. Пороша; сверкающие блёстки; солнце; сверкающая пороша; голубой и прекрасный.
– “Перед нами во всём великолепии предстаёт солнечный весенний день, когда ещё не сошёл снег с полей и с лесных полян”. Что вы можете сказать об авторе этих строк?
– Что он человек добрый и любит всё живое на земле. У него даже кустик старого полынника, репейника, былинки, травинки выглядят голубыми и прекрасными.
– Давайте посмотрим, какие художественно-изобразительные средства использует писатель.
(Пятиклассники называют эпитеты, сравнения, олицетворение. Записываем в тетрадях вывод о мастерстве писателя.)
В нескольких лирически окрашенных строчках Пришвин создаёт живописную картину весеннего дня, используя выразительные языковые средства.
“Рожденье звука”
– Какие яркие художественные детали передают бурное движение в природе весной?
– “...тут, на припёке, сейчас вся весна; лучи солнца как пожар на снегу; бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится; свет вспышками”.
– Почему миниатюра называется “Рожденье звука”?
– В ней Пришвин пишет о первых звуках весны – от первых капель.
“Берёзовый сок”
– Ребята, скажите, что самое примечательное в этом очерке?
– То, что в природе всё связано, природа живая: “...и берёза, и муравьи знали, что ещё будет сильный мороз, и знали они это по ледяной земле. Теперь же земля таяла, и берёза дала сок”.
“Неведомому другу”
– К кому обращается здесь писатель?
– К неведомому другу, то есть к своему читателю.
– Как он описывает наступившее утро?
– “Как неоткрытую землю, неизведанный слой небес, утро такое единственное”.
– Назовите цветовые образы.
– “...солнечно-росистое это утро: одуванчики; в сырости чёрной тени белеет ландыш; летние птички подкрапивники; лунь; сороки, сверкая росой”.
– Как озвучена миниатюра?
– “Допевают свои весенние песни соловьи; соловьям помогать взялись бойкие летние птички; особенно хороша флейта иволги; всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал... Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать”.
– Какое впечатление вызывает у вас этот отрывок?
– Пришвин очень хорошо знает всех птиц и умеет передать их пение. Мы как будто находимся в настоящем лесу: там соловьи, здесь бойкие птички, слышна флейта иволги...
(Включается запись “Голоса птиц”. Дети угадывают, кому принадлежит тот или иной голос.)
– Каким чувством переполнено сердце писателя?
– Чувством радости.
– Прочитаем обращение Пришвина к другу-читателю.
(Один из учащихся читает два последних абзаца.)
– Как вы понимаете слова: “Начинай борьбу, помогай солнцу!”?
– Солнце даёт жизнь всем растениям, деревьям, птицам, животным, людям. Без солнца жизнь на земле была бы невозможна. Помогать солнцу – значит делать добрые дела.
– Помогать солнцу – это дарить окружающим людям тепло своего сердца.
– В заключительных строчках миниатюры выражена главная мысль: люди копят и передают друг другу радость, как по цепочке, и эта радость, накопленная за десятки тысяч лет, однажды, в такое вот прекрасное утро, перейдёт к каждому из нас.
К следующему уроку пятиклассники получают задание: подготовить самостоятельно анализ оставшихся миниатюр и художественный пересказ очерка “Серебряное утро”.
Второй урок
Л Е Т О
(Ученица отвечает по первым двум миниатюрам.)
– В очерке “Молодые листики” много звуковых образов. Мы как будто слушаем небольшое музыкальное сочинение: “...ветер был довольно сильный, и по елям проходила сюда лесная музыка, волнами, редкими и могучими. Вот убежит волна далеко и не придёт, и шумовая завеса упадёт, откроется на короткую минуту полная тишина, и зяблик этим воспользуется: раскатится бойко, настойчиво. Радостно слушать его, подумаешь: “Как жить хорошо на земле!””
В миниатюре “Красные шишки” появляется ощущение тепла, даже жары. Мы чувствуем веяние летнего воздуха: “...свежий ветер умеряет летний жар. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками... ландыш... слегка пожелтел и больше не пахнет”.
(Ученик пересказывает очерк “Серебряное утро”.)
– Ребята, скажите, пожалуйста, удалось ли Алёше передать особенность этого очерка?
– Не совсем. Вот, например, он не рассказал, что утро было серебряное.
– Хорошо, верное замечание. Алёша, найди и прочитай в тексте описание с ключевым словом серебряное.
Теперь мы с вами можем наглядно представить себе это утро, оно всё в серебре. С каким чувством, как вы думаете, писатель входит в утренний лес, наблюдает за всем, что там происходит, записывает, а потом дарит свои наблюдения людям?
– Я думаю, с чувством радости и благодарности.
– Да, несомненно. Это редкое качество: научиться получать так много радости, вдохновения, жизненных сил от общения с природой и передавать всё это в художественном слове читателю.
А каким должен быть читатель у Пришвина?
– Очень внимательным и тоже благодарным.
– Верно. Читатель должен быть подготовленным. Иначе он может равнодушно пройти мимо сокровищ, содержавщихся в прозе Пришвина, и не заметить их.
О С Е Н Ь
“Осинкам холодно”
– Скажите, пожалуйста, как Пришвин описывает наступление осени?
– Он пишет об осинках, которые как будто вышли погреться на опушку.
– Какие слова здесь являются ключевыми?
– Разноцветные и вышли погреться.
– Обратите внимание, у Пришвина очень ёмкие образы. Всего в двух словосочетаниях: разноцветные осинки и на опушке елового леса – представлена картина наступающей осени. А сравнение как будто им там... стало холодно усиливает впечатление от этой картины и показывает изменение в природе – от тепла к похолоданию.
Второе сравнение: “как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках” – создаёт ещё один сюжет, теперь уже из жизни людей.
(Запись в тетрадях. Сюжет – содержание художественного произведения, картины.)
“Поздняя осень”
– Назовите образы в этом очерке.
– Берёзка с золотыми листиками, “как обмерла, так и осталась”; “рябина сморщится и станет “сладкой””, муравей, стрекоза.
– Какое сравнение использует писатель, говоря об осени?
– “...как узкий путь с крутыми поворотами”.
– О чём говорит это сравнение?
– О том, что осенью очень изменчивая погода.
– Как действует поздняя осень и ранняя весна на настроение человека?
– Осенью человек думает: “Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь”. А ранней весной он получает радость без всяких заслуг: “...придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье”.
“Иван-да-Марья”
– Ребята, каким чувством проникнута миниатюра?
– Чувством грусти.
– Почему?
– В конце рассказа писатель спрашивает у цветка: “Иван, Иван, где теперь твоя Марья?” То есть Иван остался один, значит, он одинок.
– А как вы думаете, этот вопрос относится действительно к цветку или писатель имеет в виду человека?
– Он обращается к цветку, но думает, вероятно, о человеке.
– Да, писатель проводит параллель между явлением в природе и жизнью человека.
Скажите, утрата любимой сломала “Ивана” или он выстоял?
– “Иван перенёс морозы и даже заголубел”.
– Он оказался стойким и в награду за это стал ещё красивее.
(Запись в тетрадях.)
Нередко писатель проводит параллель между явлением в природе и жизнью человека для более яркой иллюстрации своей мысли. (Например, в очерке “Иван-да-Марья”.)
З И М А
“Лиловое небо”
(Текст отпечатан и размножен.)
“В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо наверху становится ровно лиловым, свисает, нижеет и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнётся свой, нечеловеческий порядок.
Мы поспешили домой обратно по своей утренней дорожке и увидели на ней свежий заячий след. Прошли ещё немного и ещё увидели новый след. Это значило, что зайцы, у которых день наш считается ночью и ночь – их трудовой день, встали с лёжки и начали ходить.
Страшное лиловое небо в сумерках им было, как нам радостная утренняя заря.
Всего было только четыре часа. Я сказал:
– Какая будет длинная ночь!
– Самая длинная, – ответил Егор, – ходить, ходить зайцу, спать, спать мужику”.
– Для зимнего пейзажа характерно преобладание тёмных тонов. Поскольку зимой день короткий, света становится всё меньше, и вот это убавление света писатель передаёт в своей миниатюре, то есть движение в природе продолжается.
Назовите цветовые образы, характеризующие зимний день.
– “...небо закрыто тучами; странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно; небо становится ровно лиловым, свисает, нижеет... страшное лиловое небо”.
– Повторение глаголов: свисает, нижеет и торопит спасаться – усиливает впечатление от быстро наступающей темноты.
Ребята, а какое сравнение напоминает нам о радости, о свете, о солнце?
– “...как... радостная утренняя заря”.
– Пришвин не ограничивает пейзаж тёмными тонами, он как бы раздвигает его рамки и привносит яркие краски, в данном случае – в форме сравнения.
“Деревья в снегу”
“Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: “Отчего, – думаешь, – они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?” И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шёпот снежинок, как разговор между странными фигурами”.
– Какую параллель проводит здесь писатель?
– Он сравнивает ель и берёзу с людьми: “...ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломается, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет”.
– Какой новый образ использует здесь автор?
– Образ тишины.
– Почему вы так думаете?
– В зимнем лесу очень тихо: не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят, потому что на них много снега.
– И в этой тишине у человека появляются мысли, уводящие в сказочный мир. Какие же?
– “Отчего... они (фигуры из снега) ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?”
– Так тихо, что, когда полетел снег, казалось, был слышен шёпот снежинок.
– В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно весеннего, устанавливается таинственная, снежная тишина.
Годовой круговорот завершился.
Далее следует прослушивание фрагментов записей музыкальных произведений.
Учащиеся делятся своими впечатлениями. Вот некоторые выводы.
– “Осенняя песнь” (октябрь) П. И. Чайковского соответствует началу миниатюры “Первый зазимок”. Но музыка Чайковского создаёт грустное настроение, а очерк Пришвина, напротив, приподнятое, радостное.
– Очень верное замечание. У Пришвина практически нет произведений, проникнутых грустью, печалью, безнадёжностью. Встречаются грустные нотки. (Вспомним: “Иван, Иван, где же теперь твоя Марья?”) Но они перекрываются жизнелюбием, надеждой, верой в творческие возможности человека.
“Полёт шмеля” Римского-Корсакова напоминает звуковое оформление “Серебряного утра”. Послушаем:
“Куст весь покрыт мелкими розовыми цветочками и гудит, бабочки порхают, пчёлы стреляют во все стороны, жужжат жуки, басят шмели. На кусте был большой праздник. Там никто не слушал моё человеческое сердце, стучащее, как чугунная гиря...”
(Запись в тетрадях.)
Лирические и музыкальные литературные произведения имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека, в звуковом оформлении.
Дома учащиеся пишут сочинение на одну из тем:
1. Моё любимое произведение М. М. Пришвина.
2. Миниатюры “Времена года” и музыка.
3. Каким я представляю себе М. М. Пришвина.
4. Прогулка в лес (в поле, на речку...). (На основе личных наблюдений и впечатлений.)
На уроке по внеклассному чтению об суждаются фенологические записи детей, сочинения, рисунки.