Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России

PAGE 3

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность и значение понятия «инвестиционная привлекательность региона"……………………………………………………………………………4

1.1. Понятие инвестиционной привлекательности регионов…………………..4

1.2 Факторы инвестиционной привлекательности регионов…………………..7

1.3 Управление инвестиционной привлекательностью регионов……………..9

1.4. Теоретические аспекты оценки ИПР………………………………………15

2. Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России…25

2.1. Выгодное место расположения…………………………………………….28

2.2. Углеводородный плацдарм…………………………………………………32

2.3. Готовые к поиску……………………………………………………………34

2.4. Инновационный вакуум…………………………………………………….36

3. Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области……………………………………………………………………………39

3.1. Инвестиции………………………………………………………………….41

3.2. Трудовые ресурсы…………………………………………………………..43

3.3. Сырьевые ресурсы…………………………………………………………..44

3.4. Инвестиционное законодательство………………………………………..45

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………………49

Введение.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них.

Целью данной работы является раскрытие понятия инвестиционной привлекательности Северо-Западного региона России, определение факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, изучение процесса управления инвестиционной привлекательности региона, а также оценка эффективности инвестиционного проекта.

Задачами контрольной работы являются: 1. Изучение сущности инвестиционной привлекательности регионов. 2. Оценка эффективности инвестиционного проекта.

1. Сущность и значение понятия «инвестиционная привлекательность региона".

1.1. Понятие инвестиционной привлекательности регионов

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Будут инвестиции - будет развитие реального сектора, а, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь - неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.

Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них. В соответствии с этой целью, задачами государственной политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов; стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия.

Определение инвестиционной привлекательности региона разбивается на следующие основные этапы:

-        определяется доля основных фондов каждой отрасли, существующей в рассматриваемом регионе, в общероссийском объеме основных фондов данной отрасли;

-        исходя из объема капиталовложений в данную отрасль по всей России рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данную отрасль данного региона (произведение доли основных фондов данной отрасли, приходящейся на рассматриваемый регион, в общероссийском объеме основных фондов этой отрасли, на общероссийский объем капиталовложений, осуществленных в данную отрасль);

-        суммированием нормативных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данный регион;

-        суммированием реальных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается реальная величина капиталовложений в данный регион;

-        осуществляется группировка и сопоставление регионов по величине реальных и нормативных капиталовложений.

Во многих методиках интегральная оценка инвестиционной привлекательности определяется сравнением эффективности вложений. В этом случае позиция России близка позициям Ирака, Нигерии, Венесуэлы. К этой же группе можно отнести и тех, кто предлагает определять инвестиционную привлекательность через уровень прибыли от вложения капиталов или через мультипликаторы макроэкономических процессов. Такой подход отличается узкой сферой применения, поскольку для получения адекватных результатов требуется, чтобы инвестиции осуществлялись только в виде финансовых вложений и с одинаковой степенью риска. Поскольку инвестиции в регион должны носить преимущественно реальный характер, то применение такого подхода представляется невозможным.

Очень необычной представляется методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, основанная на инвестиционном имидже регионов. Здесь предлагается создание желаемого уровня привлекательности путем творческого подхода, взятого, прежде всего, из психологии. Для этих целей рекомендуется использовать опыт известных имиджмейкеров. Такой подход базируется только на социально-психологическом восприятии инвестора. Однако инвестора, прежде всего, интересует результат вложений, а не «престижность» объекта инвестирования. Учитывая это, использование данного подхода для оценки инвестиционной привлекательности считается невозможным; его применение возможно при управлении инвестиционной привлекательностью региона в целях создания желаемого мнения о региональном развитии. Однако даже это применение невозможно без мероприятий экономического характера.

1.2 Факторы инвестиционной привлекательности регионов

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь собственным здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:

-        ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

-        производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

-        потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

-        инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

-        интеллектуальный (образовательный уровень населения);

-        институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

-        инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для каждого региона и выделения следующих инвестиционных рисков:

-        экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

-        политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);

-        социальный (уровень социальной напряженности);

экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

-        криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

1.3 Управление инвестиционной привлекательностью регионов.

Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро - законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно), во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, то есть законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления инвестиционной привлекательностью.

Что же, в таком случае, означает управление инвестиционной привлекательностью?

Традиционный подход не дает и не может дать ответа на этот вопрос: известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Такие представления существуют в виде базовой концепции "Сущность инвестиционного процесса" и концепции "Управление инвестициями в реальный сектор". Более того, на базе этих концепций разработан практический подход и начато осуществление практических действий по управлению инвестициями в реальный сектор экономики.

Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью - две стороны одной медали. Разница лишь в том, кто выступает инициатором: инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое. Поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции "Управление инвестициями в реальный сектор" заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичность деятельности, устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство - целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности, и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности - это не одно и то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации. Именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти. С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах региона - это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам - все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.

Предпочтения - категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциал региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью: то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых, а специфика текущего момента делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной.

Выделим характерные типы регионов.

1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

2)Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

3)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без   исключения   составляющим.   Соответственно   инвестирование   сюда сопряжено        со        значительными        объективными        трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных   факторов    (например,    специализацией    на   добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край. Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.

В приоритетном развитии этих субъектов РФ как раз и должна заключаться региональная социально-экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства. Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов» экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

4) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

5)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без   исключения   составляющим.   Соответственно   инвестирование   сюда сопряжено        со        значительными        объективными        трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных   факторов    (например,    специализацией    на   добывающих отраслях промышленности).

6)Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

7)Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.

1.4. Теоретические аспекты оценки ИПР.

При изучении инвестиционной привлекательности объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям эффективности инвестиционных проектов и программ (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности).

Под инвестиционной привлекательностью региона следует понимать категорию рыночной экономики, описываемую с помощью системы непротиворечивых критериев, выражающих взаимосвязь экономических интересов инвестора с позитивными тенденциями социально-экономического развития региона.

При проведении исследования ИПР можно выделить следующие основные принципы оценки: объективность, комплексность, существенность, информативность, достоверность, взаимообусловленность и взаимозависимость критериев оценки ИПР.

Составляющими ИПР являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала. Эта характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Оценка ИПР включает в себя два основных момента:

1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

Можно сформулировать требования, предъявляемые к методике определения показателя инвестиционной привлекательности: показатель инвестиционной привлекательности должен учитывать все значимые для инвестора факторы внешней среды;

  1. показатель инвестиционной привлекательности должен отражать ожидаемую доходность вложенных средств;
    1. показатель должен быть сопоставим с ценой капитала инвестора.

Построенная с учетом этих требований методика оценки ИПР позволяет обеспечить инвесторам качественный и обоснованный выбор объекта вложения капитала, контролировать эффективность инвестиций и корректировать процесс реализации инвестиционных проектов и программ в случае неблагоприятной ситуации.

Для принятия инвестором инвестиционных решений, касающихся конкретного инвестиционного проекта, необходимо учитывать как макроэкономический, так и микроэкономические уровни инвестиционной привлекательности: отрасли, региона, организации.

Современные подходы к оценке ИПР разнообразны по своему содержанию, базируются на различных методологических подходах. Подход большинства существующих методик заключается в том, что они ориентированы на анализ разнообразных групп факторов. Принципиальным моментом определения интегрального индикатора является расчет веса частных показателей. От того, как заданы веса частных показателей, зависит получаемый результат оценки. Следовательно, появляется возможность, корректируя доли частных показателей, получать иные результаты в оценке инвестиционной привлекательности региона в соответствии с пожеланиями инвестора.

В соответствии с методикой «Эксперт-РА», инвестиционный потенциал есть сумма объективных предпосылок для инвестиций, и зависит от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования. Рейтинг инвестиционной привлекательности - это взаимосвязанная оценка двух основных составляющих инвестиционной привлекательности: риска и потенциала.

Совокупный потенциал региона включает 9 интегрированных подвидов:

трудовой;

потребительский;

производственный;

финансовый;

институциональный;

инновационный;

инфраструктурный;

природно-ресурсный;

туристический.

Инвестиционные риски по данной методике оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. Применительно к региону выделяются следующие виды риска:

законодательный;

политический;

экономический;

финансовый;

социальный;

криминальный;

экологический.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из восьми видов риска (в 2007 году к ранее рассматривавшимся добавился управленческий). Ранг региона по каждому виду риска определялся по значению индекса инвестиционного риска, - относительному отклонению от среднероссийского уровня, принимаемому за единицу. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории, факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Совокупный инвестиционный потенциал региона во всех предыдущих рейтингах складывался из частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммируются, каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывается по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате, каждый регион помимо его ранга характеризуется количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион по сравнению со среднероссийским. По результатам обобщённой оценки регионам РФ присваивается рейтинг (таблица 1.)

Любая оценка (в т.ч. и оценка ИПР) проводится для каких-либо субъектов (пользователей), поэтому при её проведении необходимо учитывать их цели, а также общие и частные критерии, которые будут использоваться конкретным пользователем при вынесении суждения об уровне ИПР.

Концептуальный подход к оценке ИПР должен строиться на основе единого системного подхода, учитывающего основные условия и факторы его инвестиционного развития.

При формировании комплексной оценки ИПР, необходимой для решения об инвестировании в тот или иной объект, нужно учитывать достаточно большое количество условий: личность субъекта (пользователя) оценки ИПР, цели оценки, критерии оценки макроэкономического и микроэкономического уровня, а также субъективные и объективные ограничения, неизбежные в любом случае.

Таблица 1.

«Рейтинговая шкала «Эксперт-РА» оценки уровня риска и потенциала регионов РФ»

Рейтинг

Потенциал

Риск

1A

Высокий

Минимальный

1B

Высокий

Умеренный

1C

Высокий

Высокий

2A

Средний

Минимальный

2B

Средний

Умеренный

2C

Средний

Высокий

3A

Низкий

Минимальный

3B1

Пониженный

Умеренный

3C1

Пониженный

Высокий

3B2

Незначительный

Умеренный

3C2

Незначительный

Высокий

3D

Низкий

Экстремальный

Разработанная в отделе развития инвестиционной сферы ГНИУ «Совет по организации производительных сил» (СОПС) в 1996 – 2005 гг. методология комплексного анализа региональных инвестиционных процессов базируется на моделировании поведения частных инвесторов в рыночных условиях. В рамках данной методологии каждый из регионов страны рассматривается через призму конкурентного федерализма, т. е. как квазикорпорация, конкурирующая с другими регионами (квазикорпорациями) за инвестиционные ресурсы.

Предлагаемая система включает шесть основных элементов:

1) измеритель инвестиционной привлекательности региона (X);

2) измеритель инвестиционного потенциала региона (ХPot);

3) измеритель регионального инвестиционного риска (XRisk);

4) измеритель инвестиционной активности в регионе (Y),

5) измеритель эффективности использования инвестиционного потенциала региона, определяемый соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционного потенциала (EPot=Y/XPot);

6) измеритель эффективности использования инвестиционной привлекательности региона, определяемый соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционной привлекательности (Е = Y/Х).

Очевидно, что степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием множества факторов [6]. Для анализа и, в особенности для проведения межрегионального инвестиционного сопоставления инвестиционный климат каждого из регионов может быть охарактеризован неким ограниченным числом количественных измерителей – синтетических (или интегральных) показателей, причем необходимо применение системы измерителей инвестиционного климата регионов.

Примененные в данной работе подходы к расчету показателей и методике комплексной оценки ИПР усовершенствованы по сравнению с базовой методологией комплексного анализа региональных инвестиционных процессов, представленной ГНИУ СОПС.

В зарубежной практике для оценки инвестиционной привлекательности широко применяются кредитные рейтинги (S&P, Moody’s, Fitch).

Данный рейтинг имеет целый ряд преимуществ для эмитентов, инвесторов, кредиторов и финансовых посредников. Предоставляя независимое, обоснованное и компетентное мнение, кредитный рейтинг помогает эмитенту расширить доступ к заемным средствам и другим источникам капитала, тем самым повышая финансовую гибкость эмитента.

Рейтинги S&P, Moody’s, Fitch представляют собой независимую и надежную оценку кредитоспособности эмитента, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения.

Кредитный рейтинг часто используется банками и другими финансовыми посредниками для принятия решений по кредитованию, сделкам на денежном рынке, страхованию, лизингу и в любых других ситуациях, где требуется оценка кредитоспособности делового партнера. Многие компании предпочитают не раскрывать свою финансовую информацию в процессе деловых переговоров. В этом случае кредитный рейтинг эмитента служит надежным ориентиром кредитоспособности. Рейтинг помогает менеджменту компании определить стоимость заимствований в будущем.

Изменения рейтингов могут означать необходимость соответствующей коррекции инвестиционного портфеля.

К ключевым экономическим и политическим рискам, которые эксперты S&P принимают в расчет при определении суверенных рейтингов, относятся следующие:

- стабильность политических институтов и степень участия широких масс в политическом процессе;

- структура доходов населения и структурная организация экономики;

- налогово-бюджетная политика и степень ее гибкости;

- кредитно-денежная политика и факторы инфляционного давления;

- долговое бремя государственного и частного секторов и исторические сведения по обслуживанию долга.

Для определения рейтинга отдельно взятого региона в S&P применяется методика определения суверенного рейтинга, которая включает:

1) оценку политических рисков, состоящих из:

- формы правления и степени адаптируемости политических институтов;

- степени участия широкого населения в управлении страной;

- упорядоченности процедуры передачи властных полномочий (преемственность власти);

- наличия широкого консенсуса относительно целей и задач экономической политики;

- степени интеграции в глобальную торговую и финансовую систему;

- внутренних и внешних угроз национальной безопасности;

2) оценку структуры доходов населения и структурной организации экономики, основными показателями которой являются:

- условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства;

- рыночная - нерыночная экономика;

- наличие ресурсов и степень их диверсификации;

3) оценку перспектив экономического роста, включающего в себя:

- объем и структуру сбережений и капиталовложений;

- темпы и характер экономического роста;

4) оценку степени гибкости налогово-бюджетной политики, в т.ч.:

- итоги фискальной деятельности национального правительства и сбалансированность бюджета;

- конкурентоспособность системы налогообложения, степень гибкости в сфере повышения ставок налогообложения;

- факторы, способствующие росту государственных расходов;

5) оценку бремени государственного долга, в т.ч.:

- финансовые активы национального правительства;

- бремя государственного долга и процентных выплат по государственному долгу;

- валютную структуру государственного долга;

- обязательства государства по выплате пенсий;

- условные обязательства банковской системы, корпораций и других юридических лиц;

6) оценку стабильности цен, в т.ч. такие показатели как:

- тенденции развития ценовой инфляции;

- темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования государственного бюджета;

- курсовую политику;

- степень независимости Центрального банка;

7) оценку гибкости платежного баланса, включая:

- степень влияния налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики на состояние счетов внешних операций;

- структура счета текущих операций;

- структура потоков капитала;

8) оценку внешнего долга и ликвидности, включая:

- объем и валютную структуру внешнего государственного долга;

- объем условных обязательств, взятых на себя банками и другими государственными и частными субъектами под государственную гарантию;

- сроки выплат в счет погашения государственного долга и бремя по обслуживанию долга;

- объем и структуру государственных резервов и внешних активов;

- исторические сведения по обслуживанию долга;

Таким образом, принимая во внимание отечественные и зарубежные подходы к пониманию и оценке ИПР, следует отметить, что различия не носят принципиального характера. Под ИПР следует понимать совокупность природно-географических, социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, формирующих представление инвестора о целесообразности и эффективности инвестирования в объекты, находящиеся в данном регионе, а также об уровне инвестиционных рисков. При этом критерии оценок зарубежных оценок (S&P, Moody’s, Fitch) являются определяющими для иностранного инвестора.


2. Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России.

Северо-Запад России демонстрирует не лучшие результаты по объему привлечения инвестиций. Но впадать в депрессию по этому поводу не нужно. Субъектам округа необходимо пересмотреть инвестиционные стратегии, чтобы определить четкие и нетривиальные векторы развития.

Инвестиционная активность в СЗФО восстанавливается, но очень медленно. В апреле 2010 года объем инвестиций в экономику округа сократился на 0,2% по сравнению с апрелем прошлого года. Это далеко не самый лучший результат среди регионов России. В то же время, по данным Росстата, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в феврале 2011 года продемонстрировал рост на 15,5%.

При анализе данных по Северо-Западу стоит учитывать эффект низкой базы: в 2009 году округ занял предпоследнее место по объему инвестиций в основной капитал – снижение составило 18,7 против 16,2% по стране в целом, а в 2008м инвестиции в регионе выросли на 1,2%, и это был самый низкий показатель среди федеральных округов (среднероссийский – 9,8%).

Несмотря на выгодное экономико-географическое положение, которое делает Северо-Запад наиболее привлекательным для инвесторов регионом, округу необходимо принять целый ряд мер для формирования комфортной инвестиционной среды. В частности, сформировать ключевой вектор для инвестиций в инновационной среде и серьезно поработать над созданием инфраструктуры, которой все еще недостаточно. «С точки зрения инвестиционной привлекательности Северо-Запад выглядит лучше многих других регионов России, опережает его в этом отношении разве что Краснодарский край», – отмечает старший аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Табах.

Существенно снижает инвестиционную привлекательность Северо-Запада недостаточно развитая инфраструктура. Это, в принципе, характерно для всей страны, но на Северо-Западе при его высоком потенциале создание благоприятных инфраструктурных условий может стать мощным стимулом для притока вложений. «Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, нехватка подготовленных производственных площадок для индустриальных компаний, сложные разрешительные процедуры для строящихся предприятий сдерживают приток инвестиций на Северо-Западе. В наши дни важным моментом становится и рост конкуренции со стороны других регионов, стремящихся создать привлекательные условия для инвесторов», – считает партнер, руководитель налоговой практики PricewaterhouseCoopers в Санкт-Петербурге Наталия Щербакова.

Округу необходимо работать над созданием и модернизацией широкого спектра объектов в сфере энергетики, транспорта, инженерно подготовленных площадей. Анализируя рейтинг инвестпроектов регионов СЗФО, можно выделить следующую тенденцию: государство поддерживает и участвует в создании крупных инфраструктурных проектов в регионах, где достаточно высоки бюджетные доходы, либо в субъектах, являющихся ключевыми из-за географического положения или стратегическими с точки зрения освоения ресурсов.

Часто, как в случае с Ленинградской областью, оба эти фактора совпадают (высокий уровень доходов и географическое положение). Регионы, которым повезло меньше, вынуждены строить инвестиционную политику по прежней схеме – финансовые вложения направляются в отрасли, традиционно доминирующие в их экономиках.

Хотя следует отметить, что попытки диверсифицировать отрасли для привлечения инвестиций все же предпринимаются, причем как раз в небогатых регионах. То есть срабатывает принцип «у кого меньше ресурсов и федеральных интересов, тот готов к диверсификации и поиску новых точек роста». В качестве примера можно выделить Республику Карелия и Вологодскую область. В частности, край озер стал интересен для вложений не только в традиционные для региона сферы – энергетику, ЛПК и горнодобывающую промышленность, но и в туриндустрию или пищепром (переработка ягод). Вологодская область выбрала другой путь диверсификации – упор сделан на формирование индустриальных парков «Шексна» и «Сокол» (но, конечно, параллельно с инвестициями в традиционные сферы – ЛПК, металлургию и химпром).

Еще одна особенность инвестиционного процесса нынешнего года – распространение механизмов государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах. Государство слишком долго тянуло с разработкой и внедрением новых схем совместной реализации подобных проектов – в докризисные годы, несмотря на доступность финансов, ничего серьезного так и не было сделано. Однако в период ухудшения экономической ситуации и сокращения бюджетных возможностей, как на федеральном, так и на региональном уровнях власти стали более внимательны к подобным проектам. Показательны в этом отношении такие проекты, как модернизация аэропорта «Пулково», строительство Орловского тоннеля, железнодорожной магистрали «Белкомур» (Соликамск – Гайны – Сыктывкар – Архангельск).

Таким образом, именно сейчас государство решилось обкатать новые способы финансирования инфраструктурных проектов. Но примечательно, что такие проекты реализуются опять же в регионах с высокими доходами или в стратегически важных.

2.1. Выгодное место расположения.

Через Ленинградскую область проходят наиболее значимые с точки зрения логистики со странами Европы и экспорта транспортные пути. Область продемонстрировала наименьшее в СЗФО падение индекса объема инвестиций в 2009 году – 7,1%, что обусловлено, прежде всего, реализацией масштабных экспортно ориентированных проектов федерального уровня. В десятку крупнейших инвестпроектов региона вошли Балтийская трубопроводная система-2 («Транснефть»), строительство сухопутной части Северо-Европейского газопровода и его морской части – Nord Stream.

Это, в свою очередь, дает импульс к оживлению других долгоиграющих инвестпроектов. Так, строительство гидрокрекинга в городе Кириши («Сургутнефтегаз»), начатое еще в 2004 году, планируется завершить уже в 2011м. Приблизить срок реализации проекта в значительной степени удалось благодаря обеспечению нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) дополнительными объемами сырья, которое будет поставляться на предприятие по ответвлению от БТС-2. Этот нефтепровод стимулирует также наращивание мощностей по перевалке в порту Усть-Луга. По словам заместителя генерального директора компании «Усть-Луга» Александра Головизнина, «в связи с быстрым строительством трубы компания „Роснефтебункер“ (структура нефтетрейдера Gunvor) ведет активную работу по созданию емкостного парка бункеровочного комплекса. Планируется, что в этом году будет запущена первая очередь комплекса нефтеналивных грузов».

Однако этим проектом развитие терминальных мощностей порта не ограничивается. В текущем году в Усть-Луге должна быть сдана в эксплуатацию вторая очередь многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2», поделился Головизнин. Началось возведение терминала компании «СИБУР», предназначенного для перевалки сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, а также промежуточного хранения и налива в суда-газовозы и танкеры.

Развитие порта Усть-Луга, где расположится конечная точка БТС-2, будет способствовать созданию здесь нефтеперерабатывающих мощностей. Как рассказывает вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, в правительство Ленобласти поступили заявки на строительство НПЗ в Кингисеппском районе (часть из них в большей степени привязаны к порту в Усть-Луге, какие-то – в меньшей). Но на данный момент нет информации о том, что хотя бы один из этих проектов находится в стадии рассмотрения. «Проблема в том, что все компании, которые подавали заявки на создание НПЗ, не являются собственниками ресурсов. Тогда как особое внимание стоит уделять заявкам владельцев нефтяных ресурсов. Существует несколько действующих решений межведомственной комиссии по размещению производительных сил в Ленобласти по предварительному согласованию расположения нефтеперерабатывающих мощностей, но пока активных действий по ним нет», – объясняет вице-губернатор Ленобласти.

Отсутствие заявок от владельцев ресурсов обусловлено тем, что российские нефтяные компании в докризисные годы настолько уверенно чувствовали себя на растущем мировом нефтяном рынке, что предпочитали вкладывать в добычу сырья, нежели в его переработку. Не исключено, что в ближайшей перспективе ситуация изменится – как в связи с изменениями в мировой экономике, так и благодаря решимости первых лиц российского государства увеличить глубину переработки нефти на территории страны, тем самым диверсифицировать экспорт и сделать его более высокотехнологичным. «Вполне возможно, что на высшем уровне будет принято решение, снижающее привлекательность прямых поставок нефти за рубеж и стимулирующее экспорт продуктов ее переработки», – предполагает Двас.

Наиболее весом по объему инвестиций долгосрочный проект федерального масштаба – строительство замещающих мощностей на Ленинградской атомной электростанции (инвестором выступает «Энергоатом»).

Однако чтобы инвестиционный климат в Ленобласти был сбалансирован, необходима диверсификация структуры вложений. Традиционно в экономике области велика доля обрабатывающих производств различных отраслей, и потенциал здесь далеко не исчерпан. И хотя из-за кризиса власти области были вынуждены отсрочить выплаты субсидий инвесторам в 20082009 годах в рамках регионального закона «Об инвестиционной деятельности», они не намерены отказываться от реализации этой программы. Как говорит Двас, инвесторы вправе рассчитывать на их получение до конца 2011 года. В бюджете области на текущий год уже заложены средства на субсидирование инвесторов, которые должны были получить финансирование в 2008 году, а компании, имевшие отсрочки за 2009й, получат выплаты в 2011 году. «Как показывают расчеты, предоставление этих льгот не играет принципиальной роли для инвестора при принятии решения. Но для некоторых районов, с нашей точки зрения, имеет смысл льготы сохранить», – уточняет Григорий Двас. Предполагается, что это будут районы, которые на данный момент несколько обделены вниманием бизнеса, где конкурентные преимущества незначительны и такая мера может выступить дополнительным стимулом для инвестора. Речь идет не о районах в целом, поскольку даже в наиболее эффективных с точки зрения инвестиций муниципалитетах есть территории, требующие подобных стимулирующих мер.

Одним из основных факторов, сдерживающих приток инвестиций в область, является недостаток инженерно подготовленных территорий. По расчетам Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодный объем площадей, выделяемых под промышленные зоны в области, должен составлять не менее 400450 га.

Российский эксклав – Калининградская область – значим, прежде всего, своим географическим положением. По итогам прошлого года регион занял пятое место по доходам бюджета среди регионов СЗФО. Правда, стоит учитывать и назревавшие в области экономические и социальные проблемы, которые вылились в массовые митинги в конце 2009 года и начале 2010го, поэтому оставлять область без поддержки было бы неразумно со стороны государства. Наиболее масштабный проект в энергетической отрасли региона – строительство Балтийский АЭС. Его осуществление обойдется в 200 млрд. рублей: 51% финансирования обеспечит ГК «Росатом», 49% – внешние инвесторы.

Есть все основания рассчитывать, что реализация такого крупного государственного проекта потянет вверх пошатнувшуюся экономику области. «Уже сейчас в регионе резко возросла внутренняя предпринимательская активность. Пока она связана с развитием сопутствующих стройке сервисов, но ожидается повышение деловой активности и в сфере более капиталоемких отраслей – жилищном строительстве, розничной торговле, грузоперевозках. Оживления можно ожидать и в других точках, где будут реализованы крупные государственные инвестиционные проекты», – размышляет руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов.

Инвестиции поступают и в туристическую инфраструктуру Калининградской области, в частности в строительство курортной зоны с яхт-клубом или создание пляжного SPA бутик-отеля в городе Светлогорске. Такая попытка диверсификации выглядит вполне логично, если учитывать, что основные отрасли, за счет которых экономика региона получала доход ранее – импорт автомобилей и сборка электронной и бытовой техники, – практически утрачены.

2.2. Углеводородный плацдарм.

Третьим по величине доходов бюджета в СЗФО по итогам 2009 года стала Мурманская область, она же – стратегически важный регион с точки зрения наличия сырьевых ресурсов, прежде всего углеводородов и руд. Кроме того, именно здесь будет реализовываться глобальный проект – разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, освоение которого из-за кризиса начнется с двухлетней задержкой. Но уже сейчас началась подготовка транспортной инфраструктуры региона. Поэтому не случайно наиболее крупным по объемам вложений (122,8 млрд. рублей) стал проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, инициированный Министерством транспорта РФ и региональным правительством.

Вкладываются средства и в развитие альтернативной энергетики. Наиболее финансово емкие проекты, завершить которые предполагается в 2013 году, – ветропарк вдоль дороги Мурманск – Туманный – Териберка и опытно-промышленная Северная приливная электростанция в Баренцевом море – в губе Долгая. Инвестиционно привлекательной остается и традиционная для региона горнодобывающая промышленность.

Республика Коми, которая незначительно отстает по доходам от Мурманской области, не менее значима с точки зрения ресурсного потенциала. Здесь перспективы роста инвестиций во многом связывают с крупномасштабным транспортным проектом «Система магистральных газопроводов Бованенково – Ухта», который реализуется в рамках строительства магистрального газопровода «Ямал – Европа».

Инфраструктурный проект по созданию железнодорожной магистрали «Белкомур», стартовавший в этом году, – самый масштабный для Коми. Это один из наиболее значимых межрегиональных проектов, финансирование которого будет осуществляться с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ.

Кроме того, в десятку крупнейших инвестпроектов республики вошли «Ярегский горно-химический комплекс» по добыче и переработке руды мощностью 650 тыс. тонн в год, реконструкция и модернизация Монди Сыктывкарского ЛПК (проект «Степ») и строительство в Усинске комплекса по переработке нефти и газа производительностью 1 млн. тонн сырой нефти в год.

Из общей когорты немного выбивается Ненецкий автономный округ (НАО), где инвестиции традиционно направляются в добычу углеводородного сырья. Округ не включен в рейтинг «Эксперта С-З» по причине того, что ряд основных инвестпроектов уже реализованы и сегодня находятся в активной фазе эксплуатации, а проекты следующей очереди – на стадии получения лицензий.

Стоит отметить, что благодаря разработке таких месторождений, как нефтегазовое Южно-Хыльчуюское, нефтяное Осовейское и др., в НАО в прошлом году отмечен рост объемов инвестиций в основной капитал и объемов промышленного производства. В целом на территории округа реализовано более 30 проектов по добыче углеводородного сырья, из них 30 – проекты по добыче нефти и один – по добыче газа для нужд округа. В 2010 году компания «Русвьетпетро» планирует начать разработку Северо-Хоседаюского и Висового нефтяных месторождений.

2.3. Готовые к поиску.

Менее обеспеченные регионы, которые пока не числятся в списке стратегически важных, вынуждены идти по проторенной дорожке, направляя основные инвестиции в уже проверенные, традиционные отрасли. Так, в Республике Карелия основная доля инвестиций идет на модернизацию энергетической инфраструктуры. Но, во-первых, энергетика всегда была одной из базовых отраслей для Карелии, а во-вторых, модернизация здесь необходима в силу высокой изношенности мощностей. В первой пятерке инвестпроектов региона – строительство высоковольтной линии 330 кВ Лоухи – Путкинская ГЭС – Ондская ГЭС, создание и реконструкция малых гидроэлектростанций, а также сетевого хозяйства «Карелэнерго». Продолжится реализация приостановленного в связи с кризисом проекта «Модернизация энергетического хозяйства в республике» (ТГК-1). Помимо вложений в энергетику стоит отметить инвестиции в туризм. В этом направлении Карелия проводит планомерную работу и уже стала одним из самых посещаемых туристами регионов Северо-Запада (не считая Санкт-Петербург). В сфере проектов по созданию туринфраструктуры в первую десятку вошел гостинично-офисный комплекс «Онего-Палас». В качестве удачного примера диверсификации структуры инвестиций можно назвать производство «Ягода Карелии», которое должно стать первым такого рода и масштаба предприятием в стране.

В Архангельской области основные инвестиции, как и в прежние годы, направлены в лесозаготовку и переработку: модернизация картонно-бумажного производства и производства белой бумаги («Илим»), реконструкция производства картона на Архангельском ЦБК, модернизация перерабатывающих производств «Соломбалалеса». Также стоит отметить весомые финансовые вливания в Агропром.

В Агропром инвестируют и в Псковской области, которая традиционно делает ставку на сельское хозяйство. В десятке крупнейших инвестпроектов – строительство свиноводческого комплекса (Великолукский комбинат), модернизация комплекса птицефабрик (ГК «Рубеж»). Можно говорить и о мерах по повышению инвестпривлекательности региона, например создании технопарков «Моглино» и «Ступниково». Псковскую область принято относить к числу депрессивных, при этом ее потенциал с точки зрения географии достаточно высок. Импульсом для его реализации должно стать строительство у государственной границы таможенно-логистических терминалов. Так, в текущем году открылся таможенный пост «Овинки» на базе транспортно-логистического терминала (МАПП «Бурачки»), а в течение следующих двух лет планируется реализовать еще три подобных проекта.

Основу экономики Новгородской области составляет обрабатывающая промышленность, а спектр отраслей относительно сбалансирован. Наиболее финансово емкий проект региона – строительство цементного завода, начатое компанией «Цемент» еще в 2008 году, а также создание НПЗ и сети АЗС фирмой «Авро» в Чудовском районе. Также стоит отметить проекты финских инвесторов – завод по производству минераловатной теплоизоляции и второй пусковой комплекс лесопильного завода.

Вологодская область взяла курс на создание индустриальных парков «Шексна» и «Сокол». В обоих случаях инвестором выступает правительство области. Такое решение вполне оправданно: области необходима диверсификация, поскольку основным предприятием здесь является «Северсталь» и экономика региона сильно зависит от ситуации в металлургии. Вологодская область – один из немногих регионов Северо-Запада, где по примеру Ленобласти происходит развитие инженерно подготовленных площадок.

2.4. Инновационный вакуум.

В целом рост инвестиций в СЗФО ограничивается общестрановыми рисками, в частности регуляторными, включая высокий уровень бюрократизации, а также макроэкономическими. Неустойчивость экономики сдерживает интерес к российским регионам и со стороны иностранных инвесторов. Пока многие из них предпочитают просто наблюдать за развитием страны, считая, что соотношение доходности и рисков российских проектов для них непривлекательно. «В результате отечественные компании зачастую не могут привлечь достаточное количество средств. Эту тенденцию удастся сломать только со временем», – комментирует директор петербургского филиала компании «2К аудит» Олег Семенов.

Конкурировать за инвестора лишь географическими преимуществами для СЗФО уже недостаточно. «Был период, когда близость к границам Европейского сообщества воспринималась как очевидное конкурентное преимущество. Возникновение автомобильного кластера во многом связано с этим фактором. Но необходимо дальнейшее развитие, и реконструкция „Пулково“, организация скоростных железнодорожных перевозок в регионе должны повлиять на „психологическое сближение» с Европой“, – размышляет заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.

Принимать решение в пользу СЗФО инвестор будет только после рассмотрения альтернативных вариантов для инвестиций – в другие страны БРИК, в Москву, в Южный федеральный округ. Необходима активная работа властей региона по созданию благоприятного инвестиционного климата, в частности диалог с бизнесом, выявляющий слабые места, по устранению бюрократических барьеров, созданию простых правил ведения бизнеса и предоставлению налоговых льгот. «Однако без развития инфраструктуры, подготовки площадок для инвесторов вряд ли можно решить задачу серьезного прироста инвестиций», – подчеркивает Наталия Щербакова.

Неразвитость инфраструктуры выступает основным фактором, сдерживающим увеличение объема инвестиций для любого региона. Северо-Запад в силу своей неоднородности с точки зрения развития территорий наиболее ярко подтверждает этот факт. Здесь и Санкт-Петербург с прилегающей частью Ленобласти, где при достаточном уровне инфраструктуры наблюдается высокий объем инвестиций, и Псковская область или отдаленные районы Ленинградской области (Пикалево, например), где ситуация депрессивная.

«Наглядный пример – Китай, где инвестор может открыть производство, без проблем получив доступ к инфраструктуре вблизи крупных морских портов. Резонный вопрос: что он предпочтет – Юго-Восток Китая или Северо-Запад России, особенно если его деятельность не зависит от экспорта в Европу?» – рассуждает Табах. По его мнению, СЗФО на самом деле способен конкурировать за привлечение инвесторов, но только если здесь будут созданы условия. «И основная проблема – подключение к энергосистеме. Доступ к энергомощностям должен быть простым и относительно доступным по стоимости, тогда как сегодня во многих случаях подключиться к ним почти невозможно, а сами ресурсы очень дороги», – замечает Табах.

И наконец, один из самых актуальных на данный момент вопросов – перевод экономики округа на инновационные рельсы. Определенные примеры инвестиций в инновационные проекты имеются, но по большей части в Санкт-Петербурге, тогда как ключевой сектор в этом направлении на Северо-Западе так и не появился. «Да, новые производства в этой отрасли будут развиваться, но основательного прорыва, свидетельствующего о том, что мы получили новую макрорегиональную и мировую специализацию, например связанную с ИТ, биотехнологиями, энергетикой, пока не произошло. Мы представлены в атомной энергетике, но все остальные проекты носят скорее модернизационный характер, нежели инновационно-технологический», – резюмирует директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин. Его слова подтверждают и инвестпроекты рейтинга, среди которых преобладают инфраструктурные и традиционные отраслевые.

Выстраивая курс на перераспределение инвестиций из традиционных индустрий и добывающих отраслей в инновационные, государство, вероятно, выступит регулятором процесса. И многое зависит от того, какие технологические стандарты будут введены в сфере строительства, что за требования будут предъявлены к проектам в области энергоэффективности. «Но пока предполагать, что сформируется новый инновационный сектор, значимый для субъектов федерации (я уже не говорю про страну), оснований нет», – делает вывод Княгинин.


3. Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Одним из главных преимуществ географического положения Ленинградской области и Санкт-Петербурга, с точки зрения привлекательности инвестиционного климата, является их непосредственная близость к одному из крупнейших мировых рынков - европейскому. Благодаря общим границам с двумя государствами членами Европейского Союза: Финляндией и Эстонией, Ленинградская область имеет прямое сообщение со странами Северной и Восточной Европы. Благодаря выходу в Балтийское море, эти субъекты РФ имеют практически неограниченные возможности сообщения со всеми остальными государствами Европы и более отдаленными регионами мира.

На долю Санкт-Петербурга приходится 4% от общероссийского показателя внешнеэкономической активности, на долю Ленинградской области - более 3%. Последние несколько лет оба региона ежегодно демонстрируют увеличение объемов внешней торговли в среднем на 25-45%.

Петербург как ключевой регион СЗФО особенно нуждается в модернизации инфраструктурной сферы. На данный момент ведется немало дискуссий по поводу того, какой сценарий развития будет определен для Северной столицы. Эксперты говорят о необходимости сделать ставку на постиндустриальные секторы – бизнес-услуги, инновационные, высокотехнологичные отрасли и «креативные индустрии». Однако для воплощения такого сценария помимо прочих условий необходима высокоразвитая коммуникационная и транспортная инфраструктура.

Поэтому в Петербурге наиболее крупные с точки зрения объемов финансирования инвестиционные проекты реализуются в инфраструктурной сфере. Причем несколько проектов осуществляются по схеме государственно-частного партнерства. Город стал первым регионом России, который сформировал законодательную базу в этой сфере, приняв закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

В первой тройке реализуемых инвестпроектов – строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД), Орловского тоннеля под Невой и реконструкция аэропорта «Пулково». «Есть уверенность, что финансовое закрытие по „Пулково“ будет расценено международным и российским инвестиционным сообществом как сигнал к активизации работы в Санкт-Петербурге», – сообщил председатель городского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Алексей Чичканов. Что касается Орловского тоннеля, то, по планам КИСП, соглашение о его проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации будет подписано 18 июня с победителем открытого конкурса – Невской концессионной компанией.

Помимо транспортной инфраструктуры крупные инвестиции направляются на развитие городских территорий. Общая сумма финансирования четырех наиболее крупных проектов – 134,3 млрд. рублей. Они запущены еще в благополучные докризисные годы и, по планам девелоперов, должны завершиться в 20122013 годах. Единственный проект, полностью финансируемый из бюджета Петербурга, – строительство футбольного стадиона, окончание которого намечено на 2011 год.

В целом ситуацию с инвестициями в Северной столице можно назвать удовлетворительной. Объем иностранных инвестиций по итогам первого квартала 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009го продемонстрировал значительный рост – в 1,7 раза, до 1,14 млрд. долларов. «Серьезного падения не произошло, снижение в целом соответствует средним величинам. Большинство запущенных ранее проектов продолжаются, многие развиваются. Целый ряд проектов иностранных инвесторов продемонстрировали рост на фоне падения во всем мире», – констатирует исполнительный директор Санкт-Петербургского отделения Американской торговой палаты в России Мария Чернобровкина.

Правда, если говорить о показателе первого квартала, то 88% составили банковские кредиты и только 12%, или 133,4 млн. долларов, – прямые инвестиции. Более того, именно прямые иностранные инвестиции сократились на 36,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. «Данная тенденция свидетельствует об ухудшении оценок зарубежной инвестиционной средой риска в российской и в частности петербургской экономике, поскольку риски банковского кредитования ниже рисков прямого инвестирования», – считает заместитель начальника управления корпоративных финансов Инвестиционной компании БФА Дмитрий Пашков.

3.1. Инвестиции.

Залогом успешного развития экономики любого региона являются инвестиции в производственную область и в сферу услуг. Динамика инвестиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вполне вписывается в рамки общероссийских тенденций. Оба региона входят в число национальных лидеров по показателям инвестиционной активности, поэтому на их инвестиционной динамике наиболее отчетливо проявляются все тренды в этой области экономики.

В начале текущего десятилетия в большинстве российских регионов (Санкт-Петербург и Ленинградская область не стали исключением) начался рост инвестиционной активности. Во многом он был вызван мировым ростом цен на нефть, который позволил увеличить капиталовложения не только в саму нефтяную промышленность, но и в смежные отрасли: машиностроение, электроэнергетику, перерабатывающие производства. Эти отрасли промышленности играют заметную роль, как в экономической системе Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области, поэтому в обоих регионах наблюдался заметный рост инвестиционной активности.

В целом объемы инвестиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за последние пять лет выросли в три раза. (Немаловажен тот факт, что большая доля в общем объеме инвестиций приходится на капиталовложения зарубежных компаний, реализующих свои проекты на территории регионов.) Особенной стабильностью отличался рост показателей инвестиционной активности в Санкт-Петербурге. В Ленинградской области при общей положительной динамике по итогам пяти лет, отмечались годы снижения объемов инвестиции. Главной причиной определенного падения капиталовложений в экономику области необходимо признать конкуренцию со стороны Санкт-Петербурга, город в последние два-три года достиг серьезных успехов в области привлечения инвестиций.

Бесспорно, главным преимуществом для инвесторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются портовые мощности этих регионов. Петербургский морской порт расположен в черте города. В настоящий момент он является крупнейшим портом в России по перевалке навалочных грузов. Петербургский порт - один из старейших в России, в связи с чем, потенциал его развития во многом уже исчерпан.

На территории Ленинградской области расположено несколько морских торговых портов. Там присутствуют как давно существующие портовые терминалы - в Выборге и Высоцке, так и совсем новые, активно развивающиеся порты в Приморске и Усть-Луге. В настоящее время терминалы, расположенные в Ленинградской области, не могут сравниться по объему обрабатываемых навалочных грузов с Санкт-Петербургским портом. Приморск развивается как наливной порт, ориентированный на перевалку нефти, поступающей по Балтийской трубопроводной системе. Существующие проекты по его развитию предусматривают лишь возможность создания там мощностей по перегрузке сжиженного природного газа. Порты в Выборге и Высоцке характеризуются некоторыми минусами с точки зрения природно-географического положения. Главными из них являются - сложный для прохождения подходной канал и незначительные глубины у причалов. В связи с указанными "слабыми местами" говорить о возможности резкого роста грузооборота в Выборге и Высоцке вряд ли целесообразно.

Усть-Лужский порт является одним из самых "молодых" на Северо-западе. Его строительство находится в активной стадии. На сегодняшний день порт вполне можно назвать одним из самых перспективных инфраструктурных проектов, реализуемых в Северо-Западном федеральном округе.

Одним из стимулов дальнейшего развития российских портов на Балтике может стать закон, который пока находится в стадии разработки, о создании особых экономических зон нового типа - портовых. Предполагается, что новые экономические зоны будут формироваться вокруг ведущих аэропортов и морских портов страны. Весьма вероятно, что порты Усть-Луги и Санкт-Петербурга станут одними из основных претендентов на создание нового типа особых экономических зон. В случае предоставления им соответствующего статуса инвестиционная привлекательность обоих регионов должна значительно увеличиться.

3.2. Трудовые ресурсы.

Трудовой потенциал "северной столицы", безусловно, богаче, чем в Ленинградской области. Он в значительной степени коррелирует с общей численностью населения Санкт-Петербурга, которая составляет около 4,5 млн. человек, в то время как в области проживает около 1,6 млн. человек.

Общий уровень образования и профессиональной подготовки трудовых ресурсов Петербурга и области по сравнению с другими субъектами федерации, входящими в Северо-Западный федеральный округ, довольно высок. В Санкт-Петербурге и области традиционно хорошо развита система высших учебных заведений, разнопрофильных научных институтов и конструкторских бюро. Подобная концентрация "очагов" науки объясняется высоким уровнем развития экономики Санкт-Петербурга и области, и как следствие, огромной потребностью в высококвалифицированных кадрах.

Ленинградская область обладает более ограниченным объемом трудовых ресурсов, чем город. По объективным причинам (удаленность от образовательных институтов) общий образовательный и профессиональный уровень населения области несколько ниже. Поэтому, на территории области в некоторых наиболее отдаленных районах могут наблюдаться определенные сложности с набором квалифицированного персонала на крупные предприятия. Вместе с тем, этот недостаток Ленинградской области, может быть скомпенсирован повышением уровня мобильности населения близлежащего мегаполиса.

3.3. Сырьевые ресурсы.

Обеспеченность города и области природными ресурсами достаточна ограничена. Основным ресурсом, используемым в крупных промышленных масштабах, является лес, обеспечивающий активное развитие деревообрабатывающей промышленности, как в Санкт-Петербурге, так и на территории области. Значительные лесные ресурсы Ленинградской области сделали продукцию лесопромышленного комплекса одним из главных пунктов в списке регионального экспорта, по этому показателю отрасль уступает только ТЭК. Привлекательность деревообрабатывающей промышленности подтверждает приход в нее ряда крупных иностранных инвесторов (International Paper, AssiDoman, Swedwood).

К числу важных природных ресурсов Ленинградской области следует отнести водные бассейны. Более пятидесяти тысяч водных объектов, рек и озер, расположенных в самых разных районах области дополнительно позволяют развивать промышленность, особенно важны они для электроэнергетики. В общую систему энергоснабжения Санкт-Петербурга и Ленинградской области входят шесть гидроэлектростанций, на которые приходится 20% всей выработки электроэнергии. Сегодня производство электроэнергии в регионе полностью покрывает потребности промышленности и ЖКХ Санкт-Петербурга и области.

3.4. Инвестиционное законодательство.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими взаимоотношения органов государственной власти и инвесторов в рассматриваемых регионах, являются областной закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" от 8 июля 1997 г. и Закон Санкт-Петербурга "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга" от 8 июля 1998г. Указанные законы имеют ряд общих черт. В частности, и в том и в другом предусматриваются меры общего характера - консультационная поддержка при составлении и согласовании инвестиционных документов. Также, в обоих нормативно-правовых актах закреплена возможность предоставления налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет.

Существенным концептуальным различием основополагающих норм инвестиционного законодательства Санкт-Петербурга и области является большая склонность "северной столицы" к методам косвенного стимулирования инвестиционной активности. Так, Закон Санкт-Петербурга "О государственной поддержке инвестиционной деятельности" предусматривает такие меры содействия инвесторам как предоставление льгот, отсрочек и рассрочек по платежам при аренде недвижимого имущества; а также предоставление налоговых льгот банкам и кредитным учреждениям, которые выдают инвестиционные кредиты. Формами бюджетной поддержки инвесторов, согласно законодательству Санкт-Петербурга, могут стать: предоставление займов, участие в создании хозяйственных товариществ и обществ, размещение государственного заказа.

В свою очередь, Закон Ленинградской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности" предусматривает нормы прямого стимулирования, в частности, предоставление инвесторам субвенций (бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе) на уплату налога на прибыль на срок фактической окупаемости инвестиционных затрат, а также на двухлетний период после наступления данного срока.

Вероятно, в ближайшее время инвестиционное законодательство Санкт-Петербурга претерпит определенные изменения. Так, в связи с созданием на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны предполагается сформировать на ее территории налоговый режим, отличающийся от общих правил, применяемых ко всем инвесторам. Правительством города в марте 2006 года принят проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы предоставления налоговых льгот". Данный законопроект предусматривает снижение ставки единого социального налога, освобождение от уплаты налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством на территории зоны будет действовать особый таможенный режим.

Основными источниками информации в отношении состояния экономики и инвестиций в Ленинградской области являются сайты Комитета по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области и сайт непосредственно Администрации области. В то же время, Санкт-Петербург размещает и предоставляет информацию об инвестициях не только на официальных сайтах Комитета экономического развития, промышленности и торговли и сайте Администрации города, но и на целом ряде специализированных ресурсов. Так, существует отдельный "Инвестиционный портал Санкт-Петербурга"; сайт, посвященный инвестициям в гостиничную инфраструктуру Санкт-Петербурга


Заключение.

Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Существует ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:

-        ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

-        производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

-        потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

-        инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

-        интеллектуальный (образовательный уровень населения);

-        институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

-        инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов.


Список литературы.

Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. Учеб. пос. – М.: Дело, 2007.

Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учеб курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2006..

Бузова И.А., Маховикова, Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций. Учебник – СПб.: Питер, 2007.

Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций. Учеб. пос. – М.: Маркетинг, 2007.

Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы. Учеб. пос. – М.: Экзамен, 2007.

Ендовицкий Д.А., Коробейникова Л.С., Сысоева Е.Ф. Практикум по инвестиционному анализу: Учеб. пос.. / Под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.: Финансы и статистика, 2007.

Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: Учебник / В.Г. Золотогоров. – МН.: Книжный Дом, 2007.

Иванова Н.Н. Осадчая Н.А. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пос. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Илышев А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: Учеб. пос. – Мн.: КНОРУС, 2007.

Интернет-сайт «Сборник материалов по экономической тематике» http://www.finekon.ru

Интернет-сайт «Эксперт Северо-Запад» http://www.expertnw.ru

Интернет-сайт «Ленинградская область. Экономика и инвестиции» http://www.lenobl-invest.com/issue/425/426.html

Интернет-сайт «Инвестиционный форум Северо-Западного федерального округа» http://www.rcb.ru

Интернет-сайт «Институт проблем предпринимательства» http://ipp.spb.ru

Интернет-сайт «Инновационный центр «Северо-Запад» http://innovator-nw.ru/regions/

Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. Учеб. пос. – М.: Инфра – М, 2007.

Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. Учеб. пос. – СПБ.: Питер, 2007.

Чапек В.Н. Инвестиционная привлекательность экономики России: Учеб. пос. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России