Современное состояние информатизации регионов и муниципальных образований

PAGE 24

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Общие задачи формирования и использования информационных ресурсов органов государственной власти ………...…………………………. 5

Глава 2. Современное состояние информатизации регионов и муниципальных образований ……………………...……...…………………....13

Заключение ……………………………………………………………………... 23

Список использованной литературы …………………………………………. 24

Введение

Понятие «информационные ресурсы» определено в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с ним к государственным информационным ресурсам относят находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ отдельные документы и отдельные массивы документов, созданные за счет средств федерального бюджета.

В органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах за последнее время создано большое количество различных собственных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов, которые можно разделить на следующие категории:

Информация о земельных ресурсах.

Информация об объектах недвижимости.

Информация о юридических лицах.

Информация о физических лицах.

Документы научно-технической информации.

Нормативно-правовые документы.

Социально-экономические и финансовые показатели административно-территориальных единиц и хозяйственных субъектов.

Прорыв в сфере информационных технологий, т. е. создание возможностей для принципиально нового использования интеллектуального, организационного, технического потенциала, означает революционный шаг в развитии человечества. Реализация этих возможностей может происходить только эволюционным путем. Особенно это касается перестройки, а, вернее, органических изменений в институциональной сфере государства и в системе государственной власти. Иначе возникает кризисная социально-технологическая ситуация.

Во-первых, важно учитывать, что сами институты «государство» и «государственность» в силу своих системных связей с обществом являются наиболее консервативными механизмами самоорганизации общества. Неудачи многих административных и экономических реформ, проводимых без учета совокупности корневых связей государства с базовыми характеристиками общества в целом, подтверждают это.

В сопротивлении государственных институтов новациям и революционным преобразованиям, чрезвычайно медленном усвоении новых приемов менеджмента проявляются как отрицательные, так и позитивные стороны. Здесь работает генетическая защита связи общества и государства. В любую эпоху государство подвергается попыткам сокрушить его определенную форму, обновить ее или осовременить. Неоднократно это удавалось, что исторически прослеживается на смене форм государственной власти и государственного устройства. Но суть государства остается неизменной – оно решает задачи самосохранения общества и его способности к эволюции. Болезни государства – это и болезни общества в целом.

Информатизация органов государственной власти России вступила в новую фазу — на смену эпохе  массовых поставок оборудования пришло время разработки и внедрения крупных информационных систем, направленных не только на поддержание внутренних функций министерств и ведомств, но и на решение задач управления  страной.

Поэтому особую актуальность приобретает задача грамотного управления как проектами в целом, так и их отдельными мероприятиями. Я считаю, что сегодня как никогда назрела необходимость создания адекватной научно–методической базы для внедрения проектно-ориентированного подхода в управление крупными инновационными ИТ–проектами.

Цель работы – исследование типологии каналов поступления информации в органы государственной власти.


Глава 1. Общие задачи формирования и использования информационных ресурсов органов государственной власти

Информационные ресурсы (ИР) формируются во всех органах власти. В настоящее время в органах государственной власти федерального и регионального уровней накоплены значительные объемы ИР. При этом для их формирования и использования характерны следующие тенденции:

Резкое возрастание потребностей органов государственного управления в объективной, достоверной и современной информации о реальном положении дел, как в подведомственных, так и в смежных отраслях, регионах, городах, предприятиях;

Активное развитие и внедрение в повседневную практику современных информационных технологий;

Недостаточность только сбора информации, поскольку принятие эффективных управленческих решений возможно лишь с применением оперативно функционирующего аналитического аппарата, позволяющего вскрывать причинно-следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать варианты решений и оценивать их, контролировать исполнение;

Повышение требований к информационной прозрачности самих органов власти.

На решение указанных проблем в основном и направлена реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия», а также аналогичных региональных программ («Электронная Москва», «Электронная Чувашия» и др.). ИР в сфере государственного управления проблемно ориентированы на такие предметные области данных, как экономика, социальная сфера, межрегиональная и региональная политика, международные отношения, развитие науки, культуры, образования и здравоохранения, судебная и правоохранительная система, кризисные и чрезвычайные ситуации, обеспечение национальной безопасности, общественно-политическая сфера.1

Целевой функцией создания ИР для органов государственной власти России является обеспечение идентификации состояния социально-экономических процессов и явлений (проблем), возможностей принятия решений на основе содержащихся в них сведений. Достижение указанных целей требует решения проблемы консолидации ИР органов власти России.

До сих пор информация, являющаяся основой для достижения социально-экономических целей, разобщена по различным ведомствам. Результаты ее применения оторваны друг от друга и совместно не используются. Близость тематики баз данных, на которые опираются органы государственной власти, часто приводит к дублированию сбора информации, а значит, и к увеличению затрат всех видов. Большинство БД дублируется в локальных вычислительных сетях (ЛВС) или автономных персональных компьютерах, и коллективные ИР составляют всего лишь незначительную часть совокупного ресурса.

В качестве технической основы консолидированного ИР была предложена информационно-телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), предназначенная для поддержки процессов принятия решений в сфере государственного управления, обеспечения информационного обслуживания и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти друг с другом, а также со странами СНГ.

В настоящее время уже практически реализован ряд базовых информационных объектов ИТКС. В 76 субъектах РФ и 23 министерствах и ведомствах федерального уровня функционируют первые очереди информационно-аналитических центров. На созданных объектах ведутся работы по формированию распределенного информационного фонда системы. Разработаны единая система классификации и кодирования информации и технология автоматизированного наполнения распределенного информационного фонда ИТКС. Реализуется поэтапная интеграция информационных фондов министерств и ведомств России. Особое значение имеет консолидация фондов, в первую очередь Госкомстата России, Минтруда России, МВД России, Минфина России, Минэкономразвития России, ГТК России, других федеральных министерств и субъектов РФ.

В то же время не реализован эффективный доступ к информационному фонду ИТКС. Информационный обмен между министерствами и ведомствами осуществляется по взаимным соглашениям, не разработаны нормативно-методические документы, регламентирующие порядок доступа к этим фонда. Отсутствуют нормы, правила и мотивация активного наполнения консолидированного ИР. Необходимо в ближайшее время принять меры по организации эффективной межведомственной координации формирования и использования основных видов ИР. Эти меры могут быть предприняты в ходе реализации ФЦП «Электронная Россия». Действительно, в рамках «Электронной России» разрабатываются концептуальные и программно-технологические основы интеграции ИР органов власти. В качестве платформы для интеграции предлагаются открытые стандарты на основе XML и UDDI.2

Концепция интеграции (Общегосударственных информационных ресурсов (ОГИР)) заключается в создании репозиториев метаданных для БД органов власти, включающих сведения о совпадающих или пересекающихся сущностях и свойствах. Один пилотный проект по такой интеграции реализуется на базах данных, содержащих сведения о физических лицах, имеющихся в паспортно-визовых службах, загсах и паспортных столах ЖКХ. Другой проект направлен на интеграцию данных органов здравоохранения и медицинского страхования.

Однако для серьезных результатов по интеграции ресурсов органов власти таких пилотных проектов явно недостаточно. Для упорядочения использования ИР необходимо законодательно закрепить единый перечень видов информации, определив их соотношение, механизмы реализации и установления ответственности за нарушение режимов доступа, а также технологию изменения этих режимов. При этом должна быть создана четкая нормативная база обеспечения доступа внешних пользователей к общественно значимой информации, генерируемой в ведомственных структурах. Ее распространению препятствует традиционная для России тяга информационной закрытости ведомственных структур. В принятой в 2000 г. «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» одной из основных угроз названо «неправомерное ограничение доступа граждан к открытым ИР федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления». Эта опасность связана с более общей политической угрозой препятствования развитию в России гражданского демократического общества. Организация эффективного контроля за соблюдением нормативных актов, определяющих права граждан и организаций на доступ к информации должна стать одной из целей подготавливаемой административной реформы в части управления информатизацией.

В последнее время усилились предпосылки для продвижения в этом направлении. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. №98 определило перечень видов информации, обязательной для опубликования федеральными органами исполнительной власти.3

ИР для обеспечения органов государственной власти федерального и регионального уровней до 2002 г. формировались Главным управлением информационных систем (ГУИС) и Главным управлением информационных ресурсов (ГУИР) ФАПСИ при Президенте РФ. После проведенной в 2003 г. реорганизации основная часть подразделений ГУИС и ГУИР была передана в Специальную службу связи и информации (Связь России) при Федеральной службе охраны России. По имеющимся сведениям, функции указанных структур в части формирования ресурсов после реорганизации существенно не изменились.4

Информационные ресурсы включают фонды:

социально-экономической информации о РФ и ее регионах;

информации о чрезвычайных ситуациях на территории РФ;

правовой информации;

социально-экономической информации, который, в свою очередь, объединяет три фонда:

информационно-аналитических документов – ФИАД;

показателей информационной телекоммуникационной системы специального назначения – ФПИТКС;

результатов анализа общественного мнения «Барометр».

ФИАД имеет режим удаленного доступа (включая режим реального времени) к информации, находящейся в центральной базе Главного информационно-аналитического центра НИИ «Контур», что дает возможность органам власти создать на его основе собственные информационные фонды в рамках ситуационных, региональных и ведомственных аналитических центров. ФИАД состоит из 3 тематических разделов.5

Первый – «Аналитические документы» включает порядка 3000 материалов. Массив предназначен для обеспечения пользователей информационно-аналитическими документами о социально-экономической и общественно-политической ситуации в России, ее регионах, странах СНГ и ближнего зарубежья. Раздел содержит информацию по аспектам:

проблемы экономики России и ее регионов;

состояние отраслей экономики и социальной сферы;

социально-экономическое положение регионов накануне и после выборов органов государственной власти субъектов РФ;

проблемы безопасности России;

финансово-кредитная сфера, инвестиции внешнеэкономические связи;

кризисные ситуации в экономике, политике, социальной сфере, финансах, в том числе чрезвычайные ситуации и экология.

Второй раздел – «Региональная статистика» предназначен для обеспечения пользователей информационно-аналитическими документами по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития регионов России, подготовленными по результатам анализа статистической информации, представляемой региональными органами государственной статистики. Раздел содержит информацию по аспектам:

общие сведения;

промышленное производство;

финансы, капиталовложения;

агропромышленный и строительный комплексы;

транспорт и связь;

внешнеэкономические связи, торговля;

рыночная инфраструктура;

чрезвычайные ситуации.

Третий раздел – «Портрет региона» имеет объем порядка 300 документов. Массив предназначен для обеспечения пользователей информационно-аналитическими документами по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития регионов России. Раздел включает подразделы:

общие сведения,

социально-экономическая и общественно-политическая ситуация,

социальная сфера,

кризисная ситуация.

Ежемесячно пользователям по их запросам предоставляется информация объемом от 500 до 5000 документов.

Количество пользователей в 75 субъектах РФ – 176.6

Фонд показателей ИТКС основан на перечне, включающем данные о социально-экономической и общественно-политической ситуации, по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), по разделам «Финансы», «Внешнеэкономическая деятельность». Он предназначен для хранения числовых значений по показателям, характеризующим социально-экономическое и общественно-политическое положение регионов России и РФ в целом. Фонд содержит цифровые данные более чем по 900 показателям, структурированным в двенадцати разделах: макроэкономика; финансы, кредит, бизнес; приватизация; внешнеэкономическая деятельность; промышленность; сельское хозяйство; капитальное строительство; транспорт; уровень жизни; потребительский рынок; демография и занятость населения; экология.

Важнейшей частью системы государственных информационных ресурсов РФ являются государственные регистры и кадастры. До сих пор не существовало единого перечня государственных регистров и кадастров, хотя отдельными законами и постановлениями принимались решения о создании тех или иных кадастров. Впервые такой перечень появился в проекте «Концепции использования информационных технологий и деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.», опубликованной в ноябре 2003 г. 7

Регистры выступают в качестве основного источника информации об объектах государственного управления, совместно используемых заинтересованными органами государственной власти.

Огромное значение для решения широкого спектра экономических, социальных, политических задач имеет информация о субъектах (т.е. об юридических и физических лицах), фиксируемая в разного рода регистрах и реестрах.

К таким информационным ресурсам относятся:

Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО),

Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций,

регистры отдельных групп населения,

регистр научных организаций,

регистр промышленных предприятий,

регистр сельскохозяйственных предприятий,

регистр подрядных организаций,

реестр экспортеров и импортеров РФ, а также другие многочисленные системы учета юридических и физических лиц.

Глава 2. Современное состояние информатизации регионов и муниципальных образований

Единое информационное пространство региона и муниципального образования представляет собой совокупность информационных ресурсов, технологий их ведения и использования, информационно - телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих и взаимодействующих на основе единых принципов и по единым правилам, обеспечивая возможность информационного взаимодействия органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и удовлетворение информационных потребностей субъектов социально-экономических отношений региона.

Единое информационное пространство состоит из следующих главных компонентов:

1. информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, выработанные обществом, и зафиксированные на соответствующих носителях информации;

2. организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства;

3. средств информационного взаимодействия и доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих ин-формационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

4. средств предварительной обработки и агрегирования данных по уровням управления и создания агрегированных показателей (агрегированных информационных ресурсов).

В соответствии с законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах). Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.8

Информационные ресурсы являются наиболее важной частью единого информационного пространства региона и города, по отношению к которой информационные технологии, организационные структуры, программно-технические средства и сети выполняют обеспечивающие функции, т.е. являются информационной инфраструктурой.

Информационные ресурсы региона и муниципального образования структурируются по раз-личным аспектам:, по форме собственности, по сферам ведения, по характеру использования информации, по степени обобщения информации, по способам организации баз данных, по видам хранимых данных, по типу держателя (владельца), по сферам использования, по категории доступа.

Классификация информационных ресурсов:

По форме собственности информационные ресурсы делятся на

1. государственные;

2. муниципальные;

3. негосударственные.9

Государственными информационными ресурсами субъекта Российской Федерации являются информационные ресурсы, создание, приобретение или накопление которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также федеральные и иные информационные ресурсы, переданные субъекту Российской Федерации в установленном порядке.

Важной и актуальной проблемой в настоящее время является проблема создания правовой базы, позволяющей разграничить права собственности на информационные ресурсы и определить порядок финансирования в отношении имеющей государственное значение информации, которая собирается на муниципальном уровне организациями, находящимися в подчинении федеральных и региональных органов власти и управления. К такой информации относится, например, информация о земле и природных ресурсах, недвижимости, информация о юридических и физических лицах и др.

Необходимо правовое регулирование отношений, возникающих при формировании и использовании государственных информационных ресурсов, между органами власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней с тем, чтобы обеспечить возможность доступа к необходимой информации для органа управления любого уровня и гарантировать правильное распределение издержек по сбору и хранению информации об объектах социально-экономических отношений между государством, являющимся собственником тех или иных объектов, и муниципальными образованиями, на территории которых расположены эти объекты.

Информация, входящая в состав муниципальных информационных ресурсов и предоставляемая органами местного самоуправления в органы государственной власти и управления субъекта Российской Федерации (Российской Федерации), должна определяться как государственный информационный ресурс совместного ведения субъекта Российской Федерации (Российской Федерации) и органа местного самоуправления. Юридические и экономические отношения, возникающие при формировании и использовании таких информационных ресурсов, должны регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации (Российской Федерации).

К негосударственным информационным ресурсам относятся информационные ресурсы, которые созданы за счет средств общественных организаций, юридических и физических лиц, приобретены или на законных основаниях получены ими в порядке дарения или наследования.

К негосударственным информационным ресурсам относятся также муниципальные информационные ресурсы, т.е. информационные ресурсы, создаваемые или приобретаемые на средства органов местного самоуправления и используемые только на муниципальном уровне.

По характеру использования информационные ресурсы делятся на:

1. информационные ресурсы индивидуального пользования, которые используются только в тех организациях, в которых они создаются;

2. информационные ресурсы коллективного пользования, которые используются регламентируемым составом пользователей;

3. информационные ресурсы общего пользования, которые используются неограниченным числом пользователей. 10

По степени обобщения информации выделяются:

1. информационные ресурсы, содержащие первичную информацию, собираемую от источников, осуществляющих непосредственную регистрацию и систематизацию информации о наблюдаемом классе объектов или событий;

2. информационные ресурсы, содержащие агрегированную (производную) информацию, формируемую в результате обобщения или иной обработки первичной информации.

В состав первичной информации входит:

информация о субъектах социально-экономических отношений (физических и юридических лицах);

информация об объектах реального мира (о природных объектах и ресурсах и об объектах, созданных человеком);

информация о географическом положении и административном делении страны и отдельных регионов;

социально-экономические первичные показатели состояния и развития хозяйствующих субъектов системы оперативного учета деятельности юридических лиц;

нормативно-правовая информация;

лингвистическая информация (словари, классификаторы, справочники и т.п.);

информация, создаваемая в процессе творческой деятельности человека (научно-техническая информация, информация по культуре и искусству, информация, создаваемая средствами массовой информации).

Базы первичных данных об объектах, субъектах и процессах в социально-экономических и производственных системах города, являются первоисточником аналитической, прогнозной, агрегированной информации для органов местного самоуправления, а также для органов государственной власти и управления регионального и федерального уровней.

По категориям доступа информационные ресурсы делятся на:

1. открытые информационные ресурсы;

2. информационные ресурсы с ограниченным доступом, включающие информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

По способам организации информационные ресурсы делятся на:

1. информационные ресурсы, создающиеся на основе функционального подхода, когда собирается информация, необходимая для решения конкретной задачи, и информационные массивы строятся в соответствии с технологическими требованиями процесса обработки данных для этой задачи; при этом возникает значительная избыточность информации, поскольку степень пересечения данных, хранящихся в различных информационных массивах, может быть весьма высокой;

2. информационные ресурсы, строящиеся на основе объектно-ориентированного подхода, означающего представление информации в виде совокупности сведений о некотором наборе объектов; при этом информация в объектно-ориентированной базе данных (БД) накапливается в виде признаков (свойств) объектов определенного класса (например, база данных о продукции предприятий, база данных о населении, база данных о транспортных средствах и т.д.).

Объектно-ориентированный подход к построению баз данных обеспечивает независимость структуры баз от решаемых задач, наращивание задач без реструктурирования массивов, независимость процессов обработки и обновления данных, возможность получать разнообразные сводные данные, списки и таблицы.

По типу держателя (владельца) информационные ресурсы можно разделить на:

1. информационные ресурсы органов государственной власти Российской Федерации;

2. информационные ресурсы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. информационные ресурсы органов местного самоуправления;

4. информационные ресурсы организаций, находящихся на территории региона и подчиненных федеральным органам управления;

5. информационные ресурсы организаций, подчиненных органам управления субъектов Российской Федерации;

6. информационные ресурсы организаций, подчиненных органам муниципального управления;

7. информационные ресурсы других предприятий и организаций;

8. информационные ресурсы физических лиц (населения).11

По сферам использования информационные ресурсы делятся на:

1. информационные ресурсы для органов власти управления;

2. информационные ресурсы для деловых кругов (банков, бирж, коммерческих и производственных организаций и пр.);

3. информационные ресурсы для населения.

Система информационных ресурсов для органов власти управления включает информационные ресурсы государственных органов управления федерального и регионального уровней и информационные ресурсы органов муниципального управления.

Состав и структура информационных ресурсов, обеспечивающих решение задач управления, должны быть адекватны составу и структуре функциональных задач, решаемых подразделениями и службами органов власти и управления различного уровня.

Управление городом сводится к решению нескольких относительно самостоятельных, но взаимосвязанных комплексов задач:

1. определение целей и приоритетов развития города;

2. разработка стратегии социально - экономического и экологического развития;

3. формирование бюджета и контроль его исполнения;

4. управление социальной сферой;

5. управление деятельностью хозяйствующих субъектов города;

6. управление использованием ресурсов города.

Как объект управления муниципальное образование представляет собой сложную систему, объединяющую разнородные объекты (элементы) и процессы (производственные, социальные, экономические, экологические и т.д.), основой для управления которыми является соответствующая информация об их текущем состоянии.

Процесс управления социально-экономическим и экологическим развитием муниципального образования состоит из двух основных относительно самостоятельных, но взаимосвязанных направлений:

1. перспективное планирование и управление;

2. оперативное планирование и управление жизнедеятельностью города.

В основе решения задач перспективного планирования развития муниципального образования лежит агрегированная информация об объектах и процессах, обобщенная на достаточно длительном временном интервале планирования (один год и более). Эту информацию, в основном, используют различные функциональные подразделения администрации города, а также организации, подчиненные федеральным органам управления.

Общей основой информационного обеспечения задач перспективного и оперативного планирования и управления являются первичные информационные ресурсы, характеризующие город природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, экологическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями.

Задачи оперативного управления базируются, в основном, на первичной информации о состоянии объектов и процессов, которая хранится в объектно-ориентированных системах сбора и обработки информации.

Информационные ресурсы для деловых кругов и населения могут быть государственными и негосударственными.

В сфере деловой информации существует определенное пересечение информационных интересов государственных и муниципальных органов управления и деловых кругов:

1. органы управления заинтересованы в получении коммерческой информации по акционерным обществам и негосударственным предприятиям, в финансовой и биржевой информации;

2. деловые круги заинтересованы в получении прогнозной, статистической и иной информации от государственных и муниципальных органов управления.

Определение порядка, форм и условий взаимоотношений между государственными, муниципальными и коммерческими (частными) структурами относительно доступа к необходимой информации является одной из задач построения системы городских информационных ресурсов.

Наименее развитым, но достаточно перспективным в будущем сектором информационного пространства муниципального образования является сектор массовой информации или информации для населения.

Существующие информационные потребности населения условно можно разделить на следующие группы:

1. информация о состоянии рынка рабочих мест, о наличии вакансий, о сети профориентации и переобучения, о правовых вопросах трудоустройства и т.п.;

2. информация о системе социальной защиты, об условиях выплат социальной помощи, об имеющихся в регионе учреждениях для инвалидов, ветеранов и др.;

3. информация о состоянии рынка ценных бумаг и недвижимости, о конъюнктуре различной торговли, рекламно-коммерческая информа-ция предприятий и организаций и т.п.;

4. справочная информация о расписании движения транспорта, об адресах и телефонах организаций и т.п.

Удовлетворение информационных потребностей населения должно осуществляться как путем совершенствования "централизованного" в масштабах муниципального образования, так и путем совершенствования средств удовлетворения индивидуальных информационных потребностей.

В сфере формирования и использования информационных ресурсов для населения необходимо определить состав информации, которая предоставляется населению государством в виде платных и бесплатных услуг, а также порядок и механизмы регулирования процессов предоставления государственной и муниципальной информации населению.

Для удовлетворения индивидуальных информационных потребностей населения необходимо создание широкого спектра баз справочных данных и предоставление населению возможностей обращения к уже существующим информационным системам. Однако активное использование таких баз данных населением возможно только при условиях наличия необходимых средств доступа к информации - домашних персональных компьютеров, сетей связи (особенно, телефонной). При отсутствии таких возможностей целесообразно создание центров информационного обслуживания населения, которые могут быть как самостоятельными организационными единицами, так и подразделениями существующих информационных служб (например, городских центров информатизации) или организаций, наиболее часто посещаемых населением (отделений связи, отделений сбербанка и др.).

Заключение

Итак, государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы: федеральные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ; информационные ресурсы субъектов РФ. Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач: государственного управления; обеспечение прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «информационными». В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др. Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, формирующее информационные ресурсы для высших органов власти.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы: информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена; информационные ресурсы, ориентированные на внешнего использователя. Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Закон и право, 1993. – 134с.
  2. Федеральный закон от 20.02.95 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. №8.
  3. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». // СЗ РФ. 2003. №28
  4. Указ Президента РФ от 12 ноября 1999 г. № 1487 «О Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации». // СЗ РФ. 1999. №46
  5. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». // СЗ РФ. 2003. №8

Литература

  1. Андреева И.А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг. // Информационные ресурсы России. – 2015. - №1. – С.34-41.
  2. Антопольский, А.Б. Государственная политика в сфере информационных ресурсов. М.: НТЦ Информрегистр, 2014. – 230с.
  3. Арский Ю. Опыт работы ВИНИТИ на информационном рынке. // Информационные ресурсы России. – 2015. – №4 – С. 5-6.
  4. Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. М.: Финансы и статистика, 2015. – 222с.
  5. Райков. А.Н. Информационная безопасность и управление. // Информационное общество. – 2015. - № 5. - С.6–9.

1 Антопольский, А.Б. Государственная политика в сфере информационных ресурсов. М., 2014. С.86.

2 Антопольский, А.Б. Государственная политика в сфере информационных ресурсов. М., 2014. С.89.

3 Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

4 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

5 Райков. А.Н. Информационная безопасность и управление. // Информационное общество. – 2015. - № 5. - С.8.

6 Райков. А.Н. Информационная безопасность и управление. // Информационное общество. – 2015. - № 5. - С.9.

7 Андреева И.А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг. // Информационные ресурсы России. – 2015. - №1. – С.39.

8 Федеральный закон от 20.02.95 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. №8.

9 Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. М., 2015. С.132.

10 Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. М., 2015. С.134.

11 Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. М., 2015. С.135.

Современное состояние информатизации регионов и муниципальных образований