Государственное антикризисное управление в странах Юго-Восточной Азии
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» |
Минский филиал МЭСИ |
|||||
Кафедра Экономики Контрольная работа по дисциплине «Международная практика антикризисного управления» |
||||||
Тема: «Государственное антикризисное управление в странах Юго-Восточной Азии». |
||||||
Вариант 13 |
||||||
Студент (гр.ЗАУ 05-41) |
|
|
||||
Ф.И.О., № зачетки |
подпись |
Дата |
||||
Руководитель |
|
|
|
|||
Ф.И.О. |
подпись |
Дата |
||||
Зарегистрировано на кафедре |
||||||
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата |
||||
Минск 2009 г. |
Содержание
Механизм государственного антикризисного управления____________________________3
АСЕАН. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии__________________________________4
Последствия кризиса в странах Юго-Восточной Азии____ __________________________6
Государственные антикризисные меры в странах Юго-Восточной Азии ______________8
Использованная литература____________________________________________________11
Механизм государственного антикризисного управления
Механизм государственного антикризисного управления включает в себя:
1. Создание государством правового пространства хозяйственной деятельности:
- разработка и введение правовых норм хозяйствования на всех уровнях экономики;
- создание стимулов для соблюдения легитимных норм хозяйствования;
- четкое определение и применение санкций за нарушение правовых норм;
- обеспечение преимуществ (выгодности) легитимной экономики;
- правовые нормы хозяйствования выражают интегрированный интерес общества.
2. Эффективное воздействие государства на собственность:
- фиксация прав собственности;
- защита прав собственности;
- эффективное структурирование объектов собственности;
- возможность необходимого перераспределения объектов собственности (приватизация и национализация);
- содействие подбору эффективных собственников;
- привлечение к управлению госсобственностью талантливых менеджеров;
- антимонопольное воздействие.
3. Другие направления антикризисного управления со стороны государства:
- антикризисное регулирование экономики на макроуровне;
- антикризисное управление на мезоуровне;
- антикризисное управление больными предприятиями;
- обеспечение хозяйства и населения устойчивой денежной единицей;
- протекционизм национальной экономике;
- соблюдение интересов национальной безопасности;
- развитие системы экономических институтов (банки, биржи, финансовые и налоговые службы, страхование и т.д.);
- диалог власти и общества.[7]
АСЕАН.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии
В Азиатско - Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС.
Группировка АСЕАН была создана в 1967г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ.
В 1976г. на первом совещании руководителей стран-членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН, являющиеся основными документами, которыми руководствуется Ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны-члены будут выступать с общей позиции по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений.
Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года. А центральным руководящим органом ежегодная встреча министров иностранных дел. Постоянный комитет состоит из министра иностранных дел страны, являющейся председателем АСЕАН в данный период, и послов остальных государств. На регулярных встречах министров экономики стран-членов принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. Встречи других министров (образования, энергетики, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны окружающей среды) готовятся соответствующими комитетами. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые 3 года.
Каждое государство-член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. 11 комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово- экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран-членов СНГ).
В целом в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008г., а также углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США, а также безъядерной зоны.
Кризис 1997-1998гг наложил отпечаток на развитие стран-членов АСЕАН. Совершенно очевидно, что существуют структурные проблемы, накладывающие определенные ограничения на темпы роста. Однако, по мнению специалистов МВФ и Мирового банка, торможение развития имеет здесь преимущественно не структурный, а временный, циклический характер. В связи с этим главные страны-члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме в декабре 1998г обсудили и наметили несколько реальных путей выхода из современного кризиса. Первый представляет собой финансовую помощь со стороны Японии (в размере 30 млрд долларов из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им пока смогли воспользоваться Малайзия и Таиланд, получившие по 1,85 млрд долларов.
Другой путь был предложен премьер-министром Малайзии Махатхиром и включает в себя такие компоненты, как введение общей коллективной валюты стран-членов, контроль за миграцией капитала и усиление в целом государственного регулирования национальных экономик. Однако этот путь не получил всеобщего одобрения.[8]
Последствия кризиса в странах Юго-Восточной Азии
Глубина кризиса, равно как и способность стран справиться с его последствиями, были не одинаковыми. Эти страны можно разделить на 5 групп отличающиеся между собой.
В наименьшей степени от финансового кризиса пострадали Филиппины, в наибольшей Индонезия, в которой кризис привел к отставке правившего страной более 30 лет президента, массовым волнениям и социально-экономическому коллапсу. В 1998 году ВВП Филиппин сократился на 0,1% при инфляции в 11,2%, тогда как Индонезии на 17,4% при 80%-й инфляции.
К первой группе можно отнести Таиланд. Быстрее других от кризиса оправился Таиланд, получивший более половины всех кредитов МВФ, направленных на восстановление азиатских финансов. Однако, несмотря на то, что к началу 1999 года валютные и фондовый рынок Таиланда стабилизировался на уровне 70% от докризисного, а инфляция (за 1998 г.) не вышла за рамки 78%, экономические последствия финансового кризиса оказались удручающими: ВВП в этой стране сократился на 8,0%, резко возросла безработица. Не смогла удержаться на плаву и Малайзия, отказавшаяся от помощи и рецептов МВФ и избравшая путь ужесточения валютного регулирования (установлен твердый обменный курс национальной валюты) и контроля над иностранным капиталом (введен годовой мораторий на вывоз капитала). ВВП страны сократился на 8,6% при инфляции в 5,6%.
Во вторую группу можно объединить страны и экономики Сингапур, Тайвань, Гонконг, а также китайский бизнес в странах АСЕАН, не пострадавшие непосредственно от финансового коллапса своих соседей. Устойчивости экономики способствовали следующие основные факторы:
• большие золотовалютные резервы: около 7080 млрд. долларов у Тайваня, Гонконга и Сингапура;
• положительное сальдо текущего платежного баланса;
• закрытость и жесткое регулирование валютного и фондового рынков на Тайване, что позволило им защититься от атак финансовых спекулянтов;
• незначительный объем "плохих" кредитов в Сингапуре, на Тайване вследствие хорошего менеджмента тайваньских и сингапурских банков и крупных корпораций и, с другой стороны традиций семейного бизнеса, предпочитающего полагаться на собственные средства и деньги родственников и не брать кредитов сверх объемов реальных ликвидных активов;
• финансовая поддержка сверхлиберализованных валютного и фондового рынков Гонконга, подвергшихся спекулятивным атакам в 1997 и 1998 годах после того как Гонконг перешел под юрисдикцию Китая;
• наличие у Тайваня и Гонконга устойчивых и прибыльных ниш на мировых рынках, соответственно компьютерной техники и финансовых услуг.
Однако, выдержав первый прямой удар, экономика Азии не обнаружила полного иммунитета к косвенным последствиям азиатского финансового кризиса. Девальвация национальной валюты повысила конкурентоспособность экспорта попавших в беду стран и уменьшила спрос на импортную продукцию в ущерб экспорту Гонконга, Сингапура и, хотя и в меньшей степени, специализирующегося на наукоемкой продукции Тайваня. В результате в Гонконге и Сингапуре в 1998 году было зафиксировано падение ВВП, соответственно на 7% и 1,5%. ВВП Тайваня вырос лишь на 4,7%, что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в 1997 году.
Азиатский финансовый кризис усилил опасения китайского руководства относительно того, что Китай может стать более уязвимым вследствие проводимого курса экономической либерализации. В результате Пекин замедлил реформирование банковской системы и приватизацию крупных промышленных предприятий, усилил административный контроль за валютными операциями и иностранным капиталом. Однако ужесточение курса не во всем оправдалось. Китайский экспорт в 1998 году увеличился лишь на 5%. А рост ВВП хотя и составил 7,8%. но сопровождался увеличением внутреннего предложения без соответствующего повышения платежеспособного спроса, в результате чего Китай столкнулся с новой для него проблемой проблемой дефляции: индекс цен в 1998 году уменьшился на 1,2%.
В третью группу можно отнести страны с закрытой экономикой, слабо развитыми и жестко контролируемыми фондовыми рынками и отсутствием системы свободной конвертации национальной валюты Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия, Мьян-ма. Изолированность национальных финансовых систем от внешнего мира предотвратила распространение азиатского финансового кризиса на эти государства. Однако общее ухудшение региональной конъюнктуры и возросшая осторожность в поведении иностранного капитала на развивающихся рынках замедлили темпы роста стран этой группы. Их ВВП вырос в 1998 году на 27% (соответственно в Камбодже и Лаосе), а инфляция составила 1220% (соответственно в Камбодже и Лаосе) и 67% в Мьянме.[4; 5, с.178-187]
Государственные антикризисные меры в странах Юго-Восточной Азии
Комплекс мер по преодолению финансового кризиса в Азии включил в себя опирающиеся на помощь МВФ и разработанные под давлением МВФ меры финансового, социально-экономического, пропагандистского, внутри- и внешнеполитического характера. Философской основой политики оздоровления стала концепция усиления роли государства в стабилизации национальных финансовых рынков при ставке на косвенные методы регулирования и недопущении прямого административного вмешательства в экономику.
Финансовые меры преодоления кризиса включили:
• отказ от привязки национальных валют к доллару и предоставление возможности обменным курсам упасть до "естественного уровня";
• временное повышение ставки рефинансирования в целях укрепления национальной валюты;
• проведение жесткой фискальной политики, направленной на уменьшение дефицита государственного бюджета азиатских стран;
• урегулирование проблемы частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах реструктуризации долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на средства, полученные от МВФ) в погашении внешнего долга;
• оздоровление банковской системы путем (а) ликвидации безнадежных банков или их национализации с последующей продажей крупным национальным или иностранным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но потенциально жизнеспособных банков с более крепкими, (в) списания плохих частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией. Для практического осуществления политики банковского оздоровления в НИС созданы специальные государственные агентства по оценке надежности финансовых институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих" банков. Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля государства и международных финансовых организаций;
• полное выполнение обязательств банков перед физическими лицами;
• открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации национальных экономик;
• осуществление на практике реального, а не только декларируемого как это существует в Азии принципа независимости центральных банков;
• предотвращение перегрева, то есть необоснованного вздувания цен на акции, национального фондового рынка и рынка недвижимости.
Меры социально-экономического характера предполагали свертывание дорогостоящих экономических проектов и отмену государственных субсидий на любые товары; изменение взаимоотношений в треугольнике бизнес профсоюзы политическая власть, направленное, с одной стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Таиланде) и семейными (в Индонезии) финансовыми льготами, а с другой на отмену системы пожизненного найма и развитие государственного социального страхования; реформирование внутри корпоративных связей, с тем чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать лазейки для появления "плохих" кредитов; ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня наукоемкости национального производства.
В ноябре 1998 года неофициальный саммит форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Куала-Лумпуре выявил новые подходы к преодолению финансового кризиса и их последствий. Исходя из того понимания, что нынешний кризис одновременно является структурным и финансовым, азиатские страны, во-первых, пошли на корректировку экспортно-ориентированной стратегии экономического развития, сделав больший упор на рост внутреннего спроса пусть даже за счет дополнительной денежной эмиссии и увеличения дефицита национальных бюджетов. Во-вторых, была признана необходимость координации, экономической и финансовой политики стран на региональном уровне.
Последнее, впрочем, представляет большую проблему для азиатских государств, продолжающих "ценить" независимость больше экономической выгоды. Дело не только в отсутствии у АТЭС механизмов согласования финансовой и экономической политики, но и в психологической боязни лидеров стран потерять суверенитет вследствие координации национальной стратегии развития с региональными партнерами. На саммите в Малайзии само слово "координация" было даже заменено более нейтральным, но и менее ясным: "концертирование".
Важной составной частью мер по преодолению кризиса в азиатских странах стало пропагандистское обеспечение реформ. Акцент делается на:
• пропаганду идеи сплоченности нации перед лицом общей опасности. В Таиланде с успехом прошли кампании по сбору золота в государственные фонды, что позволило этим странам увеличить объем экспорта и пополнить золотовалютные резервы. В Малайзии возымели действие призывы экономить продукты питания;
• критику и возложение вины за кризис на предыдущие администрации. В Индонезии финансовые провалы списаны на происки семьи Сухарто.
В то же время в Индонезии (отчасти и в Малайзии) негативной стороной пропагандисткой кампании, явно или неявно подогреваемой властями, стали притеснения и погромы китайского населения, обнаружившего иммунитет к финансовым встряскам и тем самым вызвавшего ненависть местного населения. Руководству стран не удалось погасить и раздражение граждан тем, что международный капитал, США и МВФ, а не национальные политики играют главную роль в осуществлении экономических реформ.
Политическая составляющая комплекса мер связана с преодолением кризиса власти, последовавшего за финансовыми потрясениями. Во всех попавших в финансовый кризис странах, за исключением Малайзии, произошла смена высших руководителей. Новое руководство НИС не могло не реагировать на застарелые политические проблемы, обострившиеся во время финансового кризиса, и вынуждено было провозгласить политические реформы. В Индонезии новое руководство заявило о готовности дать больше прав регионам, а в январе 1999 года повело речь о предоставлении независимости Восточному Тимору. В Таиланде власти решают вопрос, как в интересах финансовой реформы ограничить авторитет королевской семьи и власть военных, контролирующих два крупнейших, но нерентабельных, банка страны.
Внешнеполитическое обеспечение реформ включало ставку на укрепление отношений с США, имеющих наиболее весомое слово в МВФ; игру на китайско-тайваньском международном соперничестве, позволившую НИС получить около 4 млрд. долларов помощи от Тайбея и около 7 млрд. долларов от Пекина; стремление к усилению политического согласия в рамках АСЕАН, несмотря на обнаружившиеся в ходе Ханойского (декабрь 1998 г.) саммита разногласия по поводу принятия в АСЕАН Камбоджи и права стран-членов обсуждать внутренние дела других участников Ассоциации в случае обострения там внутриполитической ситуации.
Результаты выхода азиатских стран из кризиса неоднозначны. Примерно на 1% возрос ВВП Таиланда, на 2,5% Филиппин. Индонезии в 1999 году не удалось преодолеть спад ВВП страны сократиться на 34%. ВВП Малайзии, сократился на 2 3%. На 1% уменьшился ВВП Сингапура, сильно зависящего от региональных финансовых потоков. На 4% возрастет ВВП устойчивой тайваньской экономики. Под давлением неблагоприятной региональной финансовой конъюнктуры замедлятся либо станут нулевыми темпы роста закрытых экономик.[6, с.78-88]
Использованная литература
- Антикризисное управление: учебник/ под ред. Э.М.Короткова.-М.: ИНФРА-М, 2007.-620 c.
- Пивоваров С.Э. и др. Международный менеджмент. СПб: Питер, 2000.
- Барышникова О.Г., Попов А.В., Шабалина Г.С. Юго-Восточная Азия: люди и труд. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.
- Джордж Дж. Викснинс "Обвал" валютных рынков в Юго-Восточной Азии" http://www.intelIectualcaptal.rll/issl-4/iccon.htm, 1998.
- Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке // Иностранная литература, 1999, №3.
- Михеев В. "Азиатский финансовый кризис и его последствия" // Международная жизнь, 1999, №3.
- http://journal.vlsu.ru/index.php?id=847
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
Государственное антикризисное управление в странах Юго-Восточной Азии