ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИМЕРНОГО КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА БАЗЕ КЛИНИКИ «ФГБНУ МТ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ОБЗОР МЕДИЦИНСКОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1.Краткая характеристика истории развития сестринского дела в Российской Федерации.
1.2.Современное развитие сестринского дела в Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИМЕРНОГО КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА БАЗЕ КЛИНИКИ «ФГБНУ МТ».
2.1. Выбор методики исследования.
2.2. Краткая характеристика «ФГБНУ МТ».
2.3.Анализ анкетирования медицинских сестер клиники.
2.4.Примерный курс семинарских занятий для медицинских сестер клиники.
Выводы
Заключение
Рекомендации
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи, что необходимо для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Основным системообразующим фактором, определяющим эффективное функционирование здравоохранения РФ, является совершенствование его организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и оказание в рамках государственных гарантий качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам РФ. В «Концепции развития системы здравоохранения в РФ» и «Отраслевой программе развития сестринского дела в России» определены наиболее важные направления деятельности среднего медицинского персонала. Это: первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу; лечебно-диагностическая помощь; обеспечение интересов лечения; реабилитационная помощь больным с хроническими заболеваниями, детям, лицам пожилого возраста и инвалидам; медико-социальная помощь инкурабельным и умирающим больным.
Сестринское дело это наука о профессиональном уходе за человеком. Человек бывает и здоровым, и больным. Миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи. Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.
Известно, что средний медицинский персонал - кадровый ресурс здравоохранения, он является одним из основных исполнителей программ первичной медико-социальной помощи, гарантирующей обеспечение населения РФ качественной медицинской помощью. До недавнего времени приоритет в вопросах повышения качества медицинской помощи отдавался только врачебным службам, как наиболее самостоятельным и достаточно квалифицированным. Существующее до недавнего времени мнение, что сестринская деятельность является только придаточной к врачебной, не позволяло в должной мере определить степень сестринского участия в системе оказания медицинской помощи, которая во многом определяет качество медицинской помощи в целом. Современное сестринское дело многопрофильное. Основным профилями медицинской сестры являются:
главная медицинская сестра; старшая медицинская сестра;
сестра-хозяйка отделения; палатная медицинская сестра;
младшая медицинская сестра; операционная медицинская сестра;
участковая медицинская сестра; медицинская сестра психиатрического учреждения; медицинская сестра - анестезист; медицинская сестра физиотерапевтического отделения; медицинская сестра стоматологического отделения; медицинская сестра по диетическому питанию; медицинская сестра социальной помощи.
Развитие всех видов специализированной медицинской помощи, применение новейших методов диагностики и лечения выдвигают и новые требования к подготовке медицинских сестер.
Но как показывает многолетний опыт. Нельзя создавать новое, забыв старое. История возникновения сестринского дела в России, помогает нам сохранить традиции наших предшественниц. Возрождать традиции наших предков и стараться не допускать ошибок прошлых лет. Неотъемлемым качеством медицинской сестры в работе с любым пациентом является забота. Формы проявления заботы зависят от профессиональных качеств медицинской сестры.
До революции сестринским делом занимались женщины достаточно образованные и они действительно служили обществу. Проявляли величайшее качество - Милосердие. Милосердие одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел. Милосердие сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. Свойственное народу России и российским медицинским сестрам. Они проявляли себя не только в мирное время, но и на полях сражений. В этом году наша страна отмечает 70 лет Великой Победы. Большая заслуга в победе принадлежит медицинским сестрам. Они мчались под пулями, выносили раненых с поля боя, выхаживали их в госпиталях и были рядом. Раненые звали их ласково, с любовью «сестричка». Говорят, "у войны не женское лицо", но женщины уходили на фронт. Они подносили снаряды, они были снайперами, зенитчицами, летчиками, сестрами милосердия. Они были солдатами. Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу. В годы войны самоотверженно спасали, возвращали солдат в строй свыше 200 тысяч врачей, полмиллиона фельдшеров, санитарок, санинструкторов. У каждого из них была своя война, смертельная опасность и тяжкий труд вместе. Все это говорит о высокой патриотичности, профессионализме медицинских сестер России.
Цель нашей дипломной работы изучить и проанализировать исторический путь становления сестринского дела в нашей стране.
Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
- Провести обзор литературы по истории развития сестринского дела в России.
- Проанализировать статьи в медицинских журналах для средних медицинских работников о выдающихся медицинских сестрах России.
- Изучить основные методики проведения сестринских исследований.
- Дать краткую характеристику медицинской организации «ФГБНУ МТ».
- Проанализировать мнение медицинских сестер медицинской организации «ФГБНУ МТ».
- Подготовить примерную модель семинарского занятия для студентов второго курса и провести пробное занятие.
- Сформировать выводы, рекомендации и предложения для практического здравоохранения.
Объектом наших исследований мы взяли медицинскую сестру. В дипломной работе мы использовали научно-популярную литературу, учебно-методический материал, сайты для студентов медицинских учебных заведений. Апробация нашего семинарского занятия была для студентов нашего колледжа накануне праздника Победы. Это семинарское занятие получило положительные отзывы. Мы собрали их отзывы и приобщили их к нашей дипломной работе. Исследовательская работа представлена диаграммами.
ГЛАВА 1. ОБЗОР МЕДИЦИНСКОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1.Краткая характеристика истории развития сестринского дела в Российской Федерации.
На Руси благотворительная лечебная помощь появилась в XI в., когда при монастырях начали создаваться богадельни и убежища .Так, в 1070 г. в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня (убежище, дом) во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных. Такое же заведение было открыто в 1091 г. Переяславским епископом Ефимом, Ухаживали за калеками и больными монахами. После принятия христианства при монастырях стали создавать больничные палаты . То место,где боль кладет человека ниц, стали называть больницами. Некоторые монастыри так и назывались больничными , например монастырь Федора Студита в Москве.
Сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Однако известно, что уже в XI в. был создан первый отечественный медицинский трактат под названием «Мази», автором которого являлась внучка князя Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна , которая глубоко изучила народную медицину и осветила в своем труде вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний. В источниках XIV в.упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, Федосии Морозовой и многих других, занимавшихся уходом за больным. В Новгородских летописях среди имен городских лекарей была указана Натальица Клементьевская, жена лекарка, лечившая новгородцев во второй половине XVI в. В Московской Руси участие женщин в судьбе больных проявлялось также в благотворительной деятельности.
В XVII в. многие русские монастыри богадетели, что позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных. Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, Гранатном дворе у Никитских ворот, Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью.
Со вступлением на трон династии Романовых благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начали заниматься и представители знатных семей. Однако из таких пионеров был придворный дворянин Ф. М. Ртищев, который в 1650 г. на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор. (Доктором назывался специалист с университетским образованием, в то время это были исключительно иностранцы. Лекари имели монастырское образование, которое не давало обширных медицинских познаний.)
Допетровская благотворительность, выражающаяся в случайной милостыне, способствовала появлению нищих-профессионалов. Поэтому Петр I развернул активную борьбу с промысловым нищенством, которая сопровождалась полным запретом частной благотворительности. Основная забота Петра I сосредоточилась не на гражданских, а на военных медицинских учреждениях, которые в мирное время обслуживали всех больных. В вышедшем в 1716 г. Воинском уставе отмечена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые одним больным служить имеют и платье на них мыть» (Краткая история Московского коммунистического военного госпиталя имени Петра I, 1707-1942.- М., 1943.- С.124). В последующих регламентах и уставах военных госпиталей характер женской санитарной помощи все более конкретизируется и уточняется. В результате проведения реформ была создана Медицинская коллегия (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными.
С 1735 г. Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц определялось характером и тяжестью заболеваний больных. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем привело к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении. К середине XVIII в. женщины начали ухаживать за больными и в гражданских больницах. В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб-сидельниц из жен и вдов больничных солдат. Одна из них осматривала больных женщин и проводила простейшие процедуры. Позже для улучшения ухода за больными в Павловской больнице было решено нанимать исключительно женскую прислугу: сидельниц и кухарок.
В XVIII в. в России появились фельдшеры. Их тогда называли рудометами или цирюльниками. Для первых медицинских школ в России было характерно единство фельдшерского и врачебного образования. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание подлекарей (что примерно соответствует званию фельдшера), затем ещё через 1-2 года им присваивалось звание лекаря. Лекарские ученики учились оказывать неотложную помощь, делать кровопускание, лечить больных и готовить лекарства. В 1798 г. врачебное образование было отделено от фельдшерского.
В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали плоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.
Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне . Ещё в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для презрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали много структурными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдовий дом , который включал отделение для малолетних детей, дом презрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военнослужащих.
В1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больными пищи, питья и лекарств , содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставления по уходу за больными. В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице ля бедных. Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Х. Фон Оппель (прадед известного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больницы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося ,а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».
Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широким. Они должны были хорошо знать основные правила больничной гигиены: содержать в чистоте палату ,регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей водой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно положить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больница для бедных, 1806-1906 гг.: исторический очерк, составленный подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описаны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, положение больного, при обмороке нужно освободить больного от стесняющего его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарства, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. Х. Фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденным, сформулировал правила по профилактике внутри больничных инфекций.
С 1829 г. в течении 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла императрица Александра Федоровна. По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытательному сроку» (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома.-СПБ., 1842.- С. 2). После испытательного срока, которые включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течении 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилось в присяге. Вместе со свидетельством ей вручали знак отличия - золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой - «Сердоболие».
Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательницы вдовьего дома: носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 р. серебром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразднен. Он являлся прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.
Движение общинных сестер милосердия было весьма знаменательным явлением подвижничества, охватившим русское общество во второй половине XIX в. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие.
Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно постоянно действующие курсы медицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличии от монастырских сохраняли за членами общин некоторые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследственным и собственным имуществом, при желании могли вернется к родителям, требующим уход, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.
В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1837 г.- Свято-Троицкая община сестер милосердия, названная так в честь существующей при общине церкви свято Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было попечение бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для проходящих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку.
В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течении года. По истечению испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанность сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мнение, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестры милосердия в течении года получали 3-4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5- 10 лет. Лишь отдельные сестры служили в общине пожизненно.
Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больными в малоимущих и бедных домах. К деятельности Свято-Троицкой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н.И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции.
Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семья. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в частных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспериментальной медицины (первое в России научно -исследовательское учреждение в области медицины и биологии).
В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, проживающих на территории данного района. Согласно уставу она составляла из следующих отделений: сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принимались совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячного испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом презрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.
В Санкт-Петербурге в 1856 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосердия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторно больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста (сюда принимались дети- сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. В общину принимались девушки и вдовы от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжественной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и милосердие». Сестры милосердия и воспитанницы общины дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдшериц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.
В 1861 г. княгиня М.М.Дондукова - Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия. В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия. А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием « Утоли моя печаль» (по названию иконы Божей Матери), в создании которой принимала большое участие княгиня Н.Б. Шаховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротские приюты для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала самой большой в России.
В 1853-1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а так же на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первыми отправились оказывать помощь раненым а боле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н. И. Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно религиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назначение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна сохранить чувствительное сердце.
Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицинских сестер не только для работы в госпиталях, о и для обслуживания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н. И. Пироговым. Он считал: «...главная начальница общины и начальница отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегиями в общине. Так как это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руководству практической работы сестер по уходу за больными» (Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания /Н.И.Пирогов.- М.,1950.- С.247).
Так как формирование Крестовоздвиженской общины происходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, приняты в общину, давали присягу. Около 3 месяцев они работали в 1-м сухопутном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр военных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, которые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Петербургского медико-хирургической академии.
Великая княжна Елена Павловна настояла перед Нколаем I на разрешении действительному статскому советнику Н.И.Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельностью сестер милосердия. Н.И.Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно следили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи. В тех случаях, когда врачи назначали индивидуальное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.
Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применения своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт-Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготовленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были разделены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.
Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая в последствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующим Е.П.Карцева возглавила в Симферополь отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих надзор за самыми тяжело ранеными и «ампутированными». Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранилось в воспоминаниях Н.И.Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей ещё 1000 р. серебром на обзаведение.
Е.А.Хитрово, одна из первых сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сначала работала воспитательницей,а в 1852 г. поступила в Одесскую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр боевых действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» работающие там отделения Крестовоздвиженской общины.
Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М.Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в состав Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княгини Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М.Бакунина проявила большие организационные способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снабжения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства нерадивых работников. По окончанию войны Е.М.Бакунина продолжила возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.
Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И.А.Вельяминова, медицинской сестры. В1863 г. был издан приказ военного министра Д.А.Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужившим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казни пенсию в размере 100 р.
В 1878 г. в Одессе была создана Касперовская община сестер милосердия (названная так в честь местной чудотворной иконы Касперовской Божей Матери). Целью общины была подготовка женщин для оказания помощи раненым и больным в военное и мирное время в военных госпиталях, гражданских лечебных заведениях и у частных лиц. Поступающие в общину женщины назывались испытуемыми (сестрами-ученицами). В течении 2 лет они получали теоретическую и практическую подготовку в городской лечебнице под руководством работающих в ней врачей.
В 1897 г. Общество Красного Креста учредило в Санкт-Петербурге институт братьев милосердия, программа подготовки которого не отличалась от программы подготовки сестер милосердия. В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передовых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными.
В 1914 г. началась Первая мировая война. С первых же дней все находившиеся в России женщины дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже в декабре 1914 г. в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Организовали лазареты и все Великии княжны. Но они не ограничились только попечительством ассигнованием денег. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы по уходу за ранеными. Они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете простыми сестрами милосердия: подавали на операциях инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В сохранившихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых, смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить.
В 1914 г. вышло распоряжение пригласить на добровольных началах вдов и направить их в Санкт-Петербургскую больницу для «прямого назначения как ходить и смотреть за больными». После годичного испытания они были приведены к присяге, после которой на каждую посвященную вдовствующая императрица Мария Федоровна возложила особый знак золотой крест, на одной из сторон которого было написано «Сердоболие». Женский труд в медицине стал заметным явлением и занял подобающее ему место в лечении и уходе за раненными и больными. Высокие моральных качества, служение страдающим людям стали традицией русских сестер милосердия.
До Октябрьской революции подготовка медицинских сестер практически не велась. В последствии подготовки медицинских сестер занялись в специальных школах, открытых в 1920 г. Для этих школ Наркомздрав утвердил «План обучения и программы школ сестер милосердия». В задачу школ входит подготовка «ухаживающего» персонала. В Положении о школах особенно подчеркивалась необходимость сугубо практического метода обучения, поэтому признавалось необходимым постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего дня. В1927 г. было утверждено Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определен.
В этом году отмечается 70 лет победы в Великой отечественной войне. Нельзя не остановиться на подвиге медицинских сестер в годы Великой отечественной войны. Например, рассказ о Юлии Друниной, фронтовой медсестре, поэтессе, которой посчастливилось выжить, вернуться домой. Она принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. В семнадцатилетнем возрасте записалась Юлия в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста, работала санитаркой в глазном госпитале. Когда немцы подошли к Москве, принимала участие в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, несколько раз попадала под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, стала санитаркой пехотного полка.
Жукова Анна Ивановна Родилась 14 апреля 1923г. в
с. Суходол Ульяновской области, после окончания школы работала пионервожатой. В июне 1942г. призвана на фронт. После курсов санинструкторов в составе 43-й бригады попала под Сталинград. Боевое крещение прошла на станции Котлубань. Принимала участие в освобождении Украины, Белоруссии, Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии. За боевые заслуги награждена Орденом Славы III степени, Орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, Орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга». Демобилизована в августе-сентябре 1945г. После войны работала в школе, восстанавливала вместе со всеми разрушенную войной страну.
В настоящее время системе здравоохранения стали появляться должности сестер-руководителей. В 1977 г. в штатное расписание ввели должность старшей медицинской сестры, а в 1979 г.- главной медицинской сестры. В 1993 г. были впервые сформулированы основные принципы философии сестринского дела в России, в соответствии с которыми медсестра - это "специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. Она действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения". Сначала в учебных заведениях, а затем и в лечебно-профилактических стали рассматриваться понятия "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".
1.2.Современное развитие сестринского дела в Российской Федерации.
В 1993 г были впервые сформулированы основные принципы философии сестринского дела в России, в соответствии с которыми медсестра - это "специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. Она действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения". Сначала в учебных заведениях, а затем и в лечебно-профилактических стали рассматриваться понятия "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".
Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31.12.97 № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации". Она была принята на основании требовании времени, когда стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. За период, начиная с 1998 года Минздравом (или при его непосредственном участии) были разработаны и утверждены важнейшие программные документы в области сестринского дела: Резолюция I съезда средних медицинских работников. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования Отраслевая программа развития сестринского дела в РФ Резолюция II съезда средних медицинских работников. Доктрина высшего сестринского образования Региональные программы развития сестринского дела в 60 территориях Создан институт сестринского дела. Резолюция III съезда средних медицинских работников. Вторая программа была принята на 3 съезде средних медицинских работников в г. Екатеринбурге в 2009 году. Направление развития сестринского дела в России. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 - 2020 годы. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года. В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития Российской Федерации. Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышение доступности и качества медицинской помощи.
Цели концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года. В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития Российской Федерации. Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укреплении здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Задачи концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года .Создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни. Совершенствование системы организации медицинской помощи. Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы ОМС. Создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду. Развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении. Информатизация здравоохранения. Основные проблемы, отмеченные в Концепции:
1."... Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира , что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи , ограничивает возможности развития служб долечивания , патронажа , реабилитации ".2.Низская заработная плата сестринского персонала.3.Уравнительные подходы к оплате труда.4.Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием.5. Низкий престиж профессии.6.Несоответствие ФАГОС среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения .7.Невысокое качество преподавания .8.Отсутствие системы непрерывного медицинского образования.
В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность - 69,7% Показатель обеспеченности на 10 тыс. населения 94,9. Соотношение врач медицинская сестра 1:2,2.Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением: низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации. Основные приоритеты программы развития сестринского дела в России до 2020 года. Развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью. Создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России. Повышение качества и доступности сестринской помощи. Мотивация к созданию и укреплению здоровья, формированию культа здорового образа жизни. Повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала , обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения , способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг , их доступности и экономичности . Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально-технической базы сестринской деятельности , использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала , обеспечивающих качество медицинской помощи , её профилактическую направленность , повышение удовлетворенности населения предоставленными медицинскими услугами; совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения совершенствование систем оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования , а также по результатам труда; совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции; обеспечение управления сферой научной ,деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий, по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела
Первый этап: 2010-2015 гг.
Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность
специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере
здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на
сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения
новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи: завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи, осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. Продолжение реализации национального проекта «Здоровье» по направлениям: развитие первичной медико-социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий ,повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации, снижение заболеваемости и смертности от социально-значимых заболеваний. Повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием,
- создание системы социальной защиты сестринского персонала,
- осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации
оказания медицинской помощи,
- проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест,
- внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона,
- стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним
медицинским образованием,
- обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата
- придание приоритета профилактической работе для всех категорий персонала со средним медицинским образованием в системе первичной медико-санитарной помощи,
- развитие патронажно - реабилитационной медицинской помощи, включающее создание сети учреждений восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода,
- унифицированное оснащение ЛПУ оборудованием в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности.
1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. 3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения.4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала.5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. 6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7.Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест.8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей.9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины.10.Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности
ГЛАВА 2 . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИМЕРНОГО КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА БАЗЕ КЛИНИКИ
«ФГБНУ МТ».
2.1. Выбор методики исследования
Каждая из методик имеет свои сильные и слабые стороны. А если прибавить еще, что ни одна из них не может претендовать на роль “самой лучшей”, то легко прийти к выводу, что оптимальным вариантом при проведении исследования будет опора не на одну единственную методику, а на их совокупность. Иными словами, в случае с выбором методики дело обстоит точно так же, как в случае с выбором теорий. Поэтому на каждом этапе проверки определенной гипотезы одна из методик может оказаться более пригодной, чем другая.
На начальном этапе исследования проблема, как правило, определена еще не очень конкретно. Исследователя могут интересовать какие-то темы вообще. Любая эта тема сама, возможно, подскажет исследователю нужную ему методику, поскольку речь идет о сестринских проблемах, которые существуют не сами по себе, а в специфических условиях какой-то конкретно медицинской организации, что и может предопределить выбор методики исследования.
В качестве альтернативных методов исследования могут быть применены так называемые “нереактивные” методы измерения. Предметом исследования для них могут быть любые проявления: статистические данные, рисунки, диаграммы , анализ анкет и т.д. В ходе любого исследования мы должны отследить причинно-следственную связь и сформировать по окончанию исследования выводы, заключение и рекомендации.
Таким образом, поскольку каждая из методов имеет ряд свойственных ей недостатков, то невозможно полагаться исключительно только на одну из них. Такое ограничение не позволит достаточно полно понять суть проблемы. Следовательно, вопрос надо ставить не так: какая из методов лучше. Вопрос в другом: какая совокупность методик будет лучше в каждом конкретном случае.
В нашей исследовательской работе мы как начинающие исследователи взяли опрос, анкетирование и анализ. Благодаря им и построили нашу исследовательскую работу.
Методика опроса психологический вербально-коммуникативный методика, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Анкетирование используется с целью получения информации, Контакт с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи методики анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этой методики можно назвать анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Виды анкетирования. По числу респондентов. Индивидуальное анкетирование опрашивается один респондент. Групповое анкетирование опрашиваются несколько респондентов. Аудиторное анкетирование методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры. Массовое анкетирование участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны). По полноте охвата: сплошное опрос всех представителей выборки, выборочное опрос части представителей выборки. По типу контактов с респондентом. Очное проводится в присутствии исследователя-анкетёра. Заочное анкетёр отсутствует: Это может быть: рассылка анкет по почте; публикация анкет в прессе; публикация анкет в Интернете; вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. Анализ (др.-греч. разложение, расчленение) метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования (например, анализ крови, функциональный анализ, анализ требований). Без уточнения может означать: анализ в философии логический приём определения понятия, противопоставляется синтезу; анализ как направление в математике совокупность разделов математики, выросших из классического математического анализа, характеризующихся наличием функций переменных величин как предмета исследования. В ходе описания нашего исследования применили эти методики.
2.2.Краткая характеристика «ФГБНУ МТ».
Медицина труда профилактическое направление медицины, изучающее все аспекты воздействия окружающей, среды и техногенных производственных нагрузок, социальной обстановки на здоровье трудового населения с центром внимания факторам влияния негативных производственных и технологических циклов, токсических веществ и вредных отходов производства. Конечная цель М.т. - разработка и реализация научно-обоснованных путей улучшения экологических условий труда с целью сохранения здоровья работающих, предупреждение и лечение как профессиональных, так и производственно-обусловленных заболеваний, а также разработка проблем гигиены труда и профпатологии. М.т. разрабатывает следующие важные проблемы: гигиена труда, профессиональные заболевания и патология, физиология труда, профессиональная токсикология, отраслевая медицина труда, социально-гигиенические и эпидемиологические заболевания. Это практически весь спектр медико-социальных проблем состояния и динамики здоровья работающих в связи с демографическими сдвигами, изменяющимися экологически вредными условиями производства (в т. ч. с вредными технологическими процессами) и миграционными процессами. Важной целью деятельности М.т. является обоснование критериальных показателей функционального состояния человека при воздействии экологически вредных факторов производственной среды на организм работающих в целях создания гигиенических требований к этим факторам, с организацией действенной оценки экологического контроля, а также других мер профилактики неблагоприятных последствий (изучение действия на организм токсичных загрязнений, производственных шумов, вибраций, ультразвуков и др.) в целях установления их допустимых уровней. Головным научно-методическим, консультативным центром в РФ по проблемам М.т. является НИИ Медицины труда Российской Академии медицинских наук (далее НИИМТ РАМН), тесно взаимодействующий с санитарно-эпидемиологическим надзором РФ, региональными центрами М.т., Всемирной организацией здравоохранения. Институт организован в 1923 г. С момента образования Институт активно развивает профилактическое направление отечественной медицины, являясь научным и методическим центром страны по комплексному изучению влияния производственно-профессиональных факторов на здоровье работающих и разработке научно обоснованных путей оздоровления условий труда с целью сохранения и укрепления здоровья работающих, продления их жизни, предупреждения и лечения как профессиональных, так и профессионально-обусловленных заболеваний. Институт работает в тесном сотрудничестве с департаментами, службами и агентствами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, другими министерствами и ведомствами, оказывает консультации и дает заключения по запросам предприятий и организаций. На базе Института работают: Научный совет по медико-экологическим проблемам здоровья работающих в составе 4х проблемных комиссий, для двух из которых «Научные основы медицины труда» и «Научные основы охраны репродуктивного здоровья работающих» Институт является базовой организацией; Центры по гигиенической сертификации продукции промышленного, бытового назначения и парфюмерно-косметической продукции; Центр по сертификации работ по охране труда и аттестации рабочих мест; Медико-профилактический Центр. Сотрудниками и аспирантами Института с 1935 по 2012 г. г. защищено 729 диссертаций - в том числе 115 докторских и 634 кандидатских диссертаций. На базе Института успешно работают кафедра медицины труда Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и кафедра профессиональных заболеваний Российской медицинской академии последипломного образования. Институт работает в тесном сотрудничестве с департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ, дает консультации и заключения по запросам предприятий и организаций.диплом купить аттестатЦКБ"Содействие":Техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны Результаты научных исследований Института опубликованы в 200 монографиях, и только за последние 5 лет сотрудниками Института опубликованы 683 научные работы, в том числе за рубежом - 130; издано 15 монографий, из них 4 - за рубежом; вышли в свет 7 учебников и руководств для врачей; 16 тематических сборников. В Институте ежегодно проводятся Всероссийские конференции, симпозиумы и совещания по проблеме гигиены труда и профессиональной патологии. Институт успешно сотрудничает с зарубежными странами. Основной формой сотрудничества является координация и кооперирование в проведении совместных научных иследований с разделением труда при разработке новых методов изучения, измерения, контроля и гигиенического нормирования факторов производственной среды, обмен научно-технической информацией и образцами технической аппаратуры. Подобное сотрудничество как в научном так и в практическом плане чрезвычайно эффективно. Большинство совместных разработок реализовано в практике и используется в повседневной работе. Институт проводил совместные научные исследования с научными учреждениями Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, сотрудничает и поддерживает деловые и научные связи с научными центрами Финляндии, Дании, Германии, Китая, Кубы, США, Франции, Японии и др.Общий штат Института свыше 350 человек. Среди сотрудников Института специалисты с высшим образованием: врачи, биологи, химики, физики, инженеры. 38 сотрудников Института имеют ученую степень доктора наук и 57 - ученую степень кандидата наук. На базе Института работают: Научный совет по медико-экологическим проблемам здоровья работающих в составе 4-х проблемных комиссий, для двух из которых - "Научные основы медицины труда " и "Научные основы охраны репродуктивного здоровья работающих" Институт является базовой организацией; Центры по гигиенической сертификации продукции промышленного, бытового назначения и парфюмерно-косметической продукции; Центр по сертификации работ по охране труда и аттестации рабочих мест; Медико-профилактический Центр. В целях пропаганды и популяризации гигиенических знаний и новейших достижений гигиены труда и профпатологии Институт издает журнал "Медицина труда и промышленная экология". В настоящее время коллектив Института работает над решением задач, связанных с профилактикой, лечением и реабилитацией профессиональных заболеваний и заболеваний, связанных с работой. Разрабатываются критерии профессиональных рисков для совершенствования порядка назначения пенсий с связи с особыми условиями труда. Важнейшим звеном социальной защиты работающих должно стать создание системы социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, с дифференциацией тарифных отчислений в зависимости от уровня профессионального риска на предприятии, отрасли. Разработка оценочной шкалы профессионального риска позволит решить эту проблему. Необходимо создать основу для принципиально новой в нашей стране системы защиты работников от профессиональных рисков - обязательное социальное страхование занятых на производстве с высоким уровнем риска повреждения здоровья. Возглавляет НИИ МТ БУХТИЯРОВ Игорь Валентинович с 2010 года заведующий кафедрой авиационной и космической медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Видный ученый в области медицины военного труда, а именно авиационной медицины и военной эргономики, доктор медицинских наук (1999), профессор (2001), врач высшей категории, полковник медицинской службы (2001). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени». В 2011 году получил звание «Заслуженный деятель науки». Является начальником ГосНИИИ военной медицины МО РФ (научно-методическая база кафедры). Основным предметным направлением научно-исследовательской деятельности И.В. Бухтиярова является системное экспериментально-теоретическое обоснование подходов к нормированию изолированного и сочетанного воздействия физических стресс-факторов экстремальных величин на основе изучения физиологических механизмов обеспечения деятельности и развития экстремальных состояний человека-оператора. В частности, им изучены механизмы деятельности сердечно - сосудистой и дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата и сенсорных систем организма человека при воздействии интенсивного гравитационного стресса, в том числе импульсного характера и изменяющегося относительно тела результирующего гравито - инерционного вектора. В результате, на основании разработанной концепции «лимитирующих симптомов» определены диапазоны переносимости гравитационного стресса импульсного и много векторного характера, обоснованы критерии нормы и патологии в этих условиях как для практически здоровых лиц, так и лиц с исходно измененным функциональным состоянием здоровья и сниженными функциональными резервами. Предложены интегральные критерии оценки и прогноза функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, биомеханических и биодинамических реакций, сенсорных реакций на основе данных биомедицинского мониторинга. И.В. Бухтияров ведет активную научно-общественную и педагогическую работу, является председателем 2-х диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора медицинских наук (по 5 специальностям), членом редколлегии журналов «Авиакосмическая и экологическая медицина» и «Военно-медицинский журнал».
2.3.Анализ анкетирования медицинских сестер клиники.
Было проведено анкетирование медицинских сестер. В анкетировании участвовало 30 медицинских сестер. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм.
Вопрос 1. Как вы считаете должна ли медицинская сестра выглядеть опрятной?
Диаграмма 1
Вопрос 2. Как вы думаете должно быть у нее призвание к медицине?
Диаграмма 2
Вопрос 3. Как вы считаете должна ли медицинская сестра полностью отдавать себя служению людям?
Диаграмма 3
Вопрос 4.Как вы считаете должна ли медицинская сестра бескорыстно любить людей?
Диаграмма 4
Вопрос 5.Как вы считаете должна ли медицинская сестра сочувствовать человеку в трагедии?
Диаграмма 5
Вопрос 6.Как вы считаете должна ли медицинская сестра проводить профилактическую работу среди населения?
Диаграмма 6
Вопрос 7.Знаете ли вы журналы, которые выпускаются о сестринском деле?
Диаграмма 7
Вопрос 8.Знаете ли вы медицинских сестер, которые награждены орденами и медалями?
Диаграмма 8
Вопрос 9. Знаете ли вы, сколько членов в ассоциации «Медицинских сестер России»?
Диаграмма 9
Вопрос 10. Знаете ли вы медицинских сестер, которые участвовали в Великой Отечественной Войне?
Диаграмма 10
Вопрос 11. Знаете ли вы как до революции называли медицинских сестер?
Диаграмма 11
Вопрос 12. Хотели бы вы получить факультативные занятия по истории сестринского дела?
Диаграмма 12
Вопрос 13. Престижно ли медицинской сестре ориентироваться в вопросах истории и развития сестринского дела?
Диаграмма 13
Вопрос 14. Должны ли проводиться конференции по истории развития сестринского дела?
Диаграмма 14
Вопрос 15. Читаете ли вы современные журналы по сестринскому делу?
Диаграмма 15
2.4.Примерный курс семинарских занятий для медицинских сестер клиники.
Изучив, мнение медицинских сестер мы решили составить план примерного семинарского занятия и провести их в одном из отделений МТ.
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж»
Примерный план семинарских занятий
С 23 мая по 6 июня 2005 года
№ |
Темы семинарских занятий |
Количество часов |
1 |
Истории развития сестринского дела до Великой Октябрьской революции |
4 |
2. |
Истории развития сестринского дела в Советский период |
4 |
3. |
Медицинские сестры участницы ВОВ |
4 |
4. |
Развитие сестринского дела в 90 годы. Реформы здравоохранения |
4 |
5. |
Развитие сестринского дела в современной России |
4 |
6. |
Государственная программа развития сестринского дела в РФ |
4 |
7. |
Роль ассоциаций в развитии сестринского дела в РФ |
4 |
8. |
Международное сотрудничество медицинских сестер |
4 |
9. |
Карьерный рост медицинской сестры |
4 |
10. |
Организация современной сестринской службы в РФ |
4 |
Итого 40 часов.
Составила студентка 4 курса 44 группы Исмаилова Аида
После проведения семинара мы снова проанкетировали медицинских сестер и получили следующие результаты. Всего было проанкетировано 30 медицинских сестер. Они ответили на вопросы следующими показателями.
Вопрос №1. Какого была ваша цель прохождения данного теста?
Ответ: Повторение навыков об истории сестринского дела и изучение современного раздела сестринского дела РФ
Вопрос 2 Достижение поставленной цели
Диаграмма 16
Вопрос 3 Полезность информации
Диаграмма 17
Вопрос 4. Что вы измените в своей работе после данного обучения?
Ответ: Регулярно будем посещать семинары и занятия для сестринского персонала
Вопрос 5. Доступность изложения информации.
Диаграмма 18
Вопрос 6. Уровень ведения обучающего мероприятия.
Диаграмма 19
Вопрос 7. Применимость обучающего мероприятия.
Диаграмма 20
Вопрос 8. Качество и полезность раздаточных материалов.
Диаграмма 21
Вопрос 9. На сколько оптимальны для вас были методы обучения (сочетание лекций, практических, занятий, деловых игр и т. д ).
Диаграмма 22
Вопрос 10. На сколько комфортным был темп занятий.
Диаграмма 23
Вопрос 11. На сколько, вы удовлетворены работой ведущего
Диаграмма 24
Вопрос 12. Что бы вы рекомендовали изменить, улучшить в данном курсе обучение?
Ответ: Сделать занятие более наглядными. Приготовить контрольные вопросы и ситуационные задачи.
Вопрос 13. Какие знания и навыки вы хотели бы еще получить для вашего профессионального совершенствования.
Ответ: Что бы семинарских занятий было больше. Интересуют занятия с психологом, правоведом, а так же семинарские занятия по общественному здоровью и организации сестринской деятельности.
ВЫВОДЫ
Изучив и проанализировав теоретическую и практическую части дипломной работы, мы пришли к следующим выводам.
Знания вопросов истории и современного развития сестринского дела в Российской Федерации позволяет более глубоко понять свой выбор специальности.
Знания истории и современного развития сестринского дела в Российской Федерации позволяют перенимать опыт прошлых поколений медицинских сестер.
Изучение подвига советских медицинских сестер в годы ВОВ позволяет возрождать у медицинских сестер нового поколения патриотизм и милосердие. Эти качества всегда были свойственны именно медицинским сестрам России.
Правильно выбранная методика исследования позволила нам получить результат в ходе выполнения дипломной работы.
Мнение медицинских сестер по вопросам истории и современного развития сестринского дела в Российской Федерации позволило нам составить примерный план семинарских занятий.
Семинарские занятия необходимы равнозначно при повышении квалификации медицинских сестер. Они позволяют медицинской сестре еще раз убедиться в правильности выбора своей профессии. Правильно определиться со своим местом в современном практическом здравоохранении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знание истории и развития общества всегда способствовало принятию своевременных решений. Знание закономерностей развития общества позволяет не допускать ошибок. Так и в сестринском деле. Милосердие прошедшее через века выделяет российскую медсестру. Воздавая должное медицинской сестре, Л. Гончаров пишет: "Сестру я определяю по тому, какой на ней халат, чистый, отутюженный, накрахмаленный, застегнутый на все пуговицы, значит, такой сестре можно доверять. Значит, она гордится своей профессией, халат носит, как сказочная королева мантию". В дипломной работе мы постарались раскрыть нашу цель. Считаем, что нам это удалось.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Нам хотелось бы порекомендовать проводить подобные семинары во всех медицинских клиниках РАМН. Знание и повторение основ истории Сестринского дела, позволит медицинским сестрам переосмыслить свою роль в отечественном здравоохранении. Для того чтобы семинарские занятия были интересными необходимо проводить анкетирование медицинских сестер, чтобы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 112-116.
2.Перфильева .Г. М .,Камынина Н.Н. ,Островская И.В., Пьянных А.В теория сестринского дела: учебник для студентов медицинских вузов-М. : ГЭОТАР-Медиа,2010.-256 с.
3. Начальник Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области, засл .врач Росси профессор Р. А. Галкин; заведующий кафедрой сестринского дела Самарского государственного медицинского университета, профессор С.И. Двойников.
4.Сопина З.Е., Фомушкина И.А.. Костюкова Э.О. С64 Современная методология сестринского дела : Учеб.пособие/ З.Е Сопина, И А фомиушкина , Э О Костюкова.-М.: ГЕОТАР-Медиа,2009.-256с.
5. Т.С. Сорокина «История медицины» М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008г.
6. Хетагурова А.К. Паллиативная помощь. Организация сестринского ухода: Уч. пособие -2е изд. Перераб. И доп. М.: Издательский Дом «Мысль»,2010. 532 с.
7.Авторский коллектив: проф.Г.Р Абузарова , докт. Мед. Наук А.К.Хетаругова курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным.2004
8.Руанет В.В Теория и техника лабораторных работ. Специальные методы исследования:Учебное пособие Под. Ред. Проф. А. К. Хетагуровой М.: ФГБОУ «ВНУМЦ Росздрава»,2007.-176с.
9.А.К.Хетагурова, И.О. Слепушенко, Б.К.Липский Деонтологические и психологические аспекты в работе сестринского персонала. Учебное пособие- М.: ЗАО «Паруса»,2009 , -112с.
10.Н.Э.Арутюнова Латинский язык. Учебное пособие для студентов медицинских специальностей и направление подготовки. М.:Пульс,2013-228с.
11.Паллиативная помощь: Медико-социальные и организационные аспекты. Уч пособие. 2-е изд., перераб. И доп,/Под.общ. ред А.К.Хетагуровой.-М.:Профессионал,2011.-329с.
12.Полунина Н. В., Лисицин Ю.П. Черкасов С. Н., Полунин В.С., Оприщенко С.А., Ашанина Н.А, Толченова Е.А , Абрамов А.Ю., Федоров Д.И., Статистические методы изучения и оценки здоровья населения: Учебно-методическое пособие для студентов/Под.ред.чл.корр.РАМН,Проф.Н.В.Полуниной,акад.РАМН ,-5е изд.,перераб. И доп. М.: ЗАО «Светлица», 2012.-184 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень приложений
1.Анкета
2. Анкета
3. Примерное семинарское занятие
PAGE \* MERGEFORMAT1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИМЕРНОГО КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА БАЗЕ КЛИНИКИ «ФГБНУ МТ»