Полхов – Майданская роспись

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Титульный лист……………………………………………………………….1

2.Введение……………………………………………………………………….5

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………...

1.1. Возникновение промысла………………………………………………….7

1. 2. Виды росписи ……………………….……………………………………..8

1.3. Роспись по дереву………………………………………………………….10

2 глава. Школа Полхов – Майданской росписи…………………………........

2.1. Методика освоения Полхов – Майданской росписи……………………14

2.2. Полхов – Майданская роспись по этапно………………………………...19

2.3. Методика обучения Полхов – Майданской росписи…………………….20

3. Заключение…………………………………………………………………...23

  1. Список литературы ………………………………….……………….........25

Приложение 1. (конспекты уроков)……………………………………….

Приложение 2. (таблицы)………………………………………………….

Приложение 3. (фоторепродукции)…………………………………………

Тема исследования: «Полхов – Майданская роспись» является актуальной, т.к. педагогический анализ исследований в области художественного развития младших школьников при ознакомлении с «Полхов – Майданской росписью», позволил выявить острое противоречие между высоким педагогическим потенциалом «Полхов – Майданской росписью» и отсутствием культуросообразной педагогической модели, направленной на приобщение детей к духовным ценностям посредством ознакомления с «Полхов – Майданской росписью». Поиск адекватных путей разрешения данного противоречия составляет проблему исследования.

Объектом исследования является процесс художественного развития детей младшего школьного возраста при ознакомлении с «Полхов – Майданской росписью»

Предмет исследования - особенности и методика ознакомления младших школьников с творчеством художников пейзажистов и с пейзажем как жанром живописи пейзажем

Цель исследования - изучение особенностей ознакомления детей младшего школьного возраста с «Полхов – Майданской росписью» и доказательство высокой степени влияния регулярных занятий по ознакомлению с «Полхов – Майданской росписью» на художественное развитие детей.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть понятие художественного развития младших школьников;
    • Исследовать особенности формирования навыков восприятия «Полхов – Майданской росписью» у детей младшего школьного возраста, необходимых для непосредственного ознакомления с «Полхов – Майданской росписью»;
      • Охарактеризовать методику ознакомления с «Полхов – Майданской росписью» детей младшего школьного возраста;
        • Организовать экспериментально – практическую работу по выявлению степени влияния системы занятий по ознакомлению с «Полхов - Майданской росписью» на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая часть курсовой работы содержит введение, две главы, заключение, приложение и список литературы.

В первой главе представлена история возникновения «Полхов – Майданской росписи», излюбленные мотивы, используемые художниками при росписи матрёшек. Во второй главе представлена технология выполнения: традиционная, которой пользовались старейшие мастера, и современная, которой пользуются сейчас. В третьей главе раскрыты основные стилистические особенности «Полхов – Майданской росписи»

В заключении дается оценка проделанной работы, сделаны выводы.

Введение

Полхов-Майданская роспись – относительно молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90 лет. Тем не менее, благодаря яркому рисунку и необычной технике нанесения красок, полхов-майданская игрушка приобрела широкую известность и популярность среди жителей России, а также за рубежом.

Своим появлением полхов-майданская роспись обязана жителям села Полховский Майдан, что находится в Нижегородской области. Именно там ремесленники придумали обтачивать на станках дерево под определенную форму, покрывать его картофельным крахмалом и по сухой «грунтовке» расписывать анилиновыми красками. Для достижения большего контраста и глубины рисунка, мастера использовали чистые цвета, накладывая их один на другой по принципу лессировки.

История полхов-майданской росписи начинается с 20 годов 20 века. Именно тогда жители крупного нижегородского села Полховский Майдан впервые стали изготавливать деревянные заготовки на станках, а затем расписывать их на народный манер. К началу 1960 годов промысел распространился и на соседние земли, так, например, в поселке Крутец также имелись мастера, овладевшие полхов-майданской техникой.

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена - бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Заготовки для полхов-майданской росписи можно условно разделить на две категории: игрушки и бытовые приборы. Исключение составляют расписные пасхальные яйца, которые идут отдельным пунктом.

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Возникновение росписи.

На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду. Несколько позже стали выжигать украшения на деревянных изделиях, а еще позднее, в начале двадцатого века, на полхово - майданских работах появились анилиновые краски.

Производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Полхов-Майданская роспись - центр народного художественного промысла. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные. Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир.

И не форму, душу этого особого мира стараются передать мастера. Например, полхов-майданские яблоки – это не обычное плодово-ягодная культура, а символ изобилия.

1.2. Виды росписи.

Все народные росписи можно разделить по техники исполнения на два основных вида: графические и живописные.

Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремёсел, таких как резьба, ювелирное дело, вышивка.

К графической росписи относиться мезенская, печорская, устюжская и северодвинские росписи.

Суть графического письма точно определяется названием полхов -майданской росписи: «цветы с наводкой». То есть графика твориться чёткой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для «наводки». Только после того, как рисунок проложен чёрной линией, он раскрашивается внутри, «заливается цветом». Исключение, пожалуй составляет Мезень, где прежде делается красный замалёвок, а потом чёрным наводиться конторы и приписываются дополнительные элементы.

Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Технику народной живописи называют ещё кистевой, маховой, мазковой. Произнося эти слова, легко представить способ выполнения росписи: махнула кисточка, и получила от этого мазок.… Именно мягкий красочный мазок и составляет основу живописной росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходя из цвета в цвет.

Это деление правомерно, хотя, если судить слишком строго, мы заметим, что живописный мазок часто дополняют светлой или тёмной оживкой, как, например в Городце. Увидим, что графическая по своей структуре Полх-Майдана может удивить….

Декоративно-прикладная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника развивать свои способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в декоративно-прикладном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Одна из основных целей - раскрыть вопросы методики работы с детьми по поиску эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста через различные виды народных росписей.

В качестве методических рекомендаций к занятиям можно привести следующее. В течение всего учебного года учитель содействует эстетическому воспитанию учащихся средствами народного изобразительного искусства на примерах изделий мастеров Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву. Дети получают представление о принципах создания художественных вещей с учётом важнейших закономерностей - связи формы вещи с её назначением, декора с формой вещи и материалом.

На занятиях в создании самостоятельных декоративных композиций, формируются навыки кистевой росписи. С этой целью рекомендуется ознакомить первоклассников со следующими приёмами народной росписи: цветные круги с применением тёмной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и купавок (Городец), изображение ягод, выполненных тычком (Полхов-Майдан), геометрический орнамент - круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате (Мезенская).

Необходимо обратить особое внимание на существенные отличительные моменты в системе заданий: графические навыки даны в связи с оформлением художественной вещи.

Общее для всех заданий - способ выполнения: разнообразные приёмы свободной кистевой росписи. Как показала проверка в школе, все отмеченные особенности содержания декоративных заданий способствуют познавательной активности учащихся, усиливают их эстетическую восприимчивостью.

1.3. Роспись по дереву.

Наиболее известные виды росписи — хохломская, городецкая, полхов-майданская. Издавна на Руси расписывали деревянные изделия: посуду (ковшы, братины, блюда, салатники и др.), игрушки, детскую мебель. Центры росписи изделий различались технологией росписи. Наиболее известные виды росписи — хохломская, городецкая, полхов-майданская.

Хохломская роспись. Один из видов росписи деревянной посуды. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в г. Семёнове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области в конце XVII в. Село Хохлома, в котором проходили ярмарки по продаже таких изделий, дало название промыслу.

Наряду с традиционными ковшами, братинами, ложками различных размеров современные мастера изготовляют наборы для соков, мороженого, варенья, салатов, декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы привлекают внимание нарядностью и красочностью. Чтобы добиться такого эффекта, каждое изделие проходит ряд операций. Вырезанный из липы или березы вручную или выточенный на станке полуфабрикат (форма будущего изделия) покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, чтобы ликвидировать трещины и другие дефекты, снова покрывают маслом и подсушивают до неполного высыхания. Поверхность, имеющую отлип, натирают алюминиевым порошком, по которому выполняют роспись. Завершающий процесс — нанесение на изделие олифы. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при температуре 100 —120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон.

Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок, выдерживающих высокую температуру и дающих выразительные сочетания красного, черного, зеленого, коричневого, желтого цветов с золотым. Разнообразие росписи достигается путем цветовых сочетаний, использования одного цвета как главенствующего.

Существенные различия художественного оформления изделий достигаются несколькими приемами росписи. Классический для Хохломы прием верхового письма представляет собой роспись веток, цветов, ягод по металлизированному фону. Разновидностью верхового письма является травка — написанные черным и красным цветом кустики, веточки, пояски, розетки. Другой прием росписи — под фон, когда основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховой разделкой на цветном фоне. Вариантом росписи под фон является Кудрина — узор отличается укрупненным размером, а все его формы напоминают закругленные растительные завитки.

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что на поверхность изделия всякий раз наносят импровизированный рисунок. Мастер как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь лишь своим опытом и теми закономерностями, которые характеризуют приемы и правила хохломской росписи. В результате появляются новые мотивы, основанные на превращении конкретных форм (растений, птиц, рыб) в декоративный цветовой узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением народного искусства.

Городецкая роспись. Роспись деревянных изделий в г. Городце Нижегородской области выполняют по более простой технологии. Раньше роспись делали клеевыми красками, сегодня — чаще масляными по чистой поверхности дерева или цветному фону. Декоративный принцип росписи основан на том, что орнамент фигуры человека, птицы или коня выполняют всегда краской локального цвета. В результате изображение имеет четкий силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив черного, синего, темно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми штрихами. Штрихи с разной шириной мазка кистью вырисовывают условный объем формы, создают впечатление живописности, соединяют декор с фоном и все элементы композиции между собой.

Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписывают растительными орнаментами, в которых цветы розы, листья ветки, оперенье птиц разделаны белыми штрихами. В декоративных панно сюжет чаще развертывается или в два-три яруса, или в нескольких сценах, или в единой декоративной картине. Все это создает впечатление праздничности, нарядности от контрастов красок и фантазии, с которой мастера подходят к воспроизведению исторических и литературных сюжетов или жанровых сцен.

Полхов-майданская и крутецкая роспись. Деревянные изделия мастеров из с. Полхов-Майдан Вознесенского района и г. Крутец Бутурлинского района Нижегородской области представляют собой веселые расписные игрушки. Большинство изделий вытачивают на токарном станке. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птички-свистульки из нескольких деталей, коробки-шары, похожие на яблоко, игрушки в виде одного коня или тройки, запряженных в возок и помещенных на подставку с колесиками.

Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками, которые делают черный контур выполненного тушью рисунка более четким. И рисунок, и роспись (раскраску) выполняют в свободной манере, что создает впечатление простоты и непосредственности, свойственных творчеству детей. Картины природы на крышках или боковых сторонах невысоких коробок смотрятся как удивительные декорации: на золотистом фоне дерева размещены домики, деревья с огромными яблоками на ветках, речка и почти обязательно розовая заря.

Роспись с выжиганием. Декорирование изделий в виде росписи с выжиганием получило развитие в работах мастеров г. Сергиев-Посад на рубеже XIX—XX вв. На деревянных шкатулках и коробочках чаще всего изображали Троице-Сергиеву лавру — архитектурный ансамбль с древним монастырем и памятниками зодчества XV —XVIII вв. Крепостная стена, колокольни и купола соборов со своими выразительными формами позволяли создавать декоративную роспись в виде мозаики и цветовых пятен, окаймленных выжженными линиями рисунка.

Небольшие размеры, пейзажей и некоторая грубоватость техники выжигания выявляют в изображении главные очертания без ненужной детализации. Также лаконичен и цвет рисунка. В результате такого подхода получается декоративное украшение, органично соединенное с изделием и поддержанное несложным орнаментом на боковых сторонах коробочки.

Матрешки и изделия с росписью. Сергиев-Посад считается родиной русской расписной матрешки — точеной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы, ставшей подлинным русским сувениром.

Сергиево-посадская классическая матрешка, расписанная гуашью, довольно спокойна по расцветке. Матрешка из г. Семёнов (Нижегородская обл.) представляет собой русскую ярко раскрашенную красавицу с букетом цветов. Матрешка мастеров из с. Полхов-Майдан отличается несколько вытянутыми пропорциями и еще более «звонкой» росписью. Кировская матрешка, близкая по типу к сергиево-посадской, наряду с росписью украшена узором из соломки.

2 глава. Школа Полхов – Майданской росписи.

2.1. Методика освоения Полхов – Майданской росписи.

Самобытная система художественного письма сложилась в Полховском Майдане сравнительно недавно, с начала 30-х годов, когда красильщицы - так здесь называют мастериц, которые расписывают токарную форму изделий, стали пользоваться анилиновыми красками. Краски выбирают яркие - алую, желтую, синюю, фиолетовую, применяют и черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный.

Особую прелесть и завершенность росписи придает умелое использование приемов лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой). Этот прием особенно наглядно виден в самой известной и самобытной росписи - цветы с наводкой. Изделие предварительно грунтуют несколько раз белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесенные на белую поверхность грунта жидко разведенные краски звучат особенно интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы освещает их. Очень часто майданцы применяют наложение на желтый цвет. Именно этот цвет, покрывая все изделие, служит как бы фоном-- полем, как говорят мастерицы. Дополнительные цвета - синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, противопоставленные друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст, что во всю силу и эксплуатируют майданские красильщицы, придя к закону эмпирически, в процессе своей художественной практики. Яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок положен на сверкающие яркой зеленью листья. Берега из зеленого или красного переходят в ярко - желтый, чтобы соприкоснуться вплотную с синей гладью воды.

Наложение других цветов по полю осуществляется неровными свободными мазками. На иллюстрации этот прием виден в исполнении цветка и птички. Алая краска, положенная неровными мазками, создает впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого к желтому в центре цветка. Яблочко написано ярко - красным около листиков и желтым на макушке.

В последние годы в росписи Полховского Майдана все большее место занимают приемы скорого письма кистью, без предварительного рисунка - так называемое пестрение. Колорит майданских изделий, особая манера народного письма, создающаяся буквально на глазах за последние десятилетия, привлекают многих искусствоведов, стремящихся определить художественно-историческую ценность этого родника народного творчества.

В народе с яркими красками всегда связывались представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи с удивлением понимаешь, что красок не так уж много: красная, синяя, жёлтая и ещё чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путём смешения исходных красок. Случайно или специально, но все цвета связаны между собой; подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зелёный поставить рядом с красным, то каждый зазвучит ещё ярче. Так же сияют рядом синий и жёлтый. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж.

В ярких красках раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картине бесхитростно и красиво - домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.

Современная полхов - майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная, а чём-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию. Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, а душу этого особого мира стараются передать мастера.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но несмотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают квартиры, кухни; в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты; игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись - это живая ветвъ на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Особенности росписи с середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель ""Красная заря"". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: ""цветы с наводкой"" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; ""цветы без наводки"" - рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием ""под масло"" - роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, ""пестрение"" - простейшая кистевая роспись мазками или точками.

В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.

В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня, этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

В наше время созданы различные программы.

Программа Шпикаловой Т.Я. 2 класс. «Народный орнамент России».

Полхов – Майданской игрушка: повтор главных отличительных элементов – большой цветок «роза», листок, ягоды и яблочки на ветке (линейный орнамент – бордюр); вариации главных элементов росписи: «украсим игрушечную фигурку коня»; импровизация по мотивам Полхов – Майданской росписи: «сказочная ветка.

Программа Кузин 2 класс.

Знакомство с видами народно декоративно - прикладного исскуства: художественной росписи по дереву «Полхов – Майдан», «Городец» и по фарфору «Гжель», народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах, для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно – сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм. Элементарные премы кистевой росписи.

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Полхов - майданская роспись значительно моложе хохломской и Городецкой - ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в. Основные сюжеты узоров - изображения птиц, животных, сельских пейзажей, архитектурных памятников.

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.

Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 80* С (6 - 8 г краски на 1 л воды). Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

2.2. Полхов – Майданская роспись по – этапно.

Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий.

1 этап - Деревянное «белье»- заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

2 этап - Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

3 этап - Нанесение контура - тонкой кисточкой или перышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

4 этап - Роспись- заполнение контура узора цветом.

Этапы процесса от подготовки белья до окончательной отделки изделия

1. Деревянные расписные изделия

2. Заготовка деревянных изделий под роспись (белье)

3. Выбор белья под роспись на плоской поверхности

4. Шлифовка (зачистка) поверхности заготовки

5. Зачищенная разделочная доска

6. Грунтование

7. Нанесение карандашного рисунка

8. Роспись изделия

9. Выполнение оживки

10. Лакирование

11. Вид готового изделия

12. Выбор белья под роспись по круглой поверхности

13. Шлифовка поверхности шкатулки

14. Отшлифованная шкатулка

15. Грунтование шкатулки

16. Нанесение карандашного рисунка на шкатулку

17. Роспись шкатулки

18. Выполнение оживки

19. Лакирование шкатулки

20. Вид готового изделия

2.3. Методика обучения Полхов – Майданской росписи.

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью. После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

В сёлах Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской (Горьковской) области расписывают праздничными узорами различные деревянные сувениры — матрёшек, коней-троек, а также шкатулки, пасхальные яйца, вазочки, солонки, кубки, толкушки для кухни. Все эти предметы щедро украшают сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Сувениры вытачивают в основном из мягкого дерева — липы. После сушки точёные изделия «крахмалят» — два-три раза обтирают их вручную крахмальным клейстером. Затем мастер металлическим пером выводит узор (делает чёрный контур) и раскрашивает изделие яркими красками. Контуры художник старается сделать понарядней — «покудрявей», на цветах и листьях рисует дополнительные чёрточки, которые делают роспись ещё более богатой.

Растительный орнамент Полхов-Майданской росписи устойчив, это так называемая роза, которая то упрощается до звёздчатой розетки, то становится пышной, многолепестковой, с подчёркнутой глубиной чашечки и разноцветными серединками. Кажется, что стебелёк растёт, закручивается, а из него вырастают цветы и бутоны.

Краски Полхов-Майданской росписи яркие, анилиновые. Сначала наносится светлый жёлтый тон на те места, которые будут разрисовываться красным и зелёным цветами. Перекрывая жёлтый красным, алым, получают цвет более яркий; проводя по жёлтому цвету синим, получают зелёный. Нарядной и весёлой роспись делают четыре-пять основных цветов: жёлтый, алый, голубой, фиолетовый и чёрный. Ритмично чередуются тёмные и светлые тона. Фон изделия может быть как светлым, так и чёрным, красным, синим.

Делает игрушку вся семья. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья» (вытачивают игрушку), а женщины и девочки (с девяти лет) расписывают её, красят, покрывают лаком.

Полхов-Майданские игрушки не перепутаешь на рынке ни с какими другими. Делаются и продаются они с прибаутками, приговорками: «Не бьётся, не ломается, а кто купит — удивляется», «Деревянный чурбачок завертелся, как волчок», «Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Анилиновые красители не только дали основу для становления формирования и развития этой группы промыслов, они способствовали созданию в каждом из них собственною стиля. Всемирную славу завоевала семеновская матрешка, которая стала настоящим символом русского народного искусства. Ее отличает крепкая, устойчивая форма с мягким переходом покрыто и платочком головки в покатые плечики и объемное тулово. Семеновские мастера создали симпатичный образ игрушки-сувенира, для которого свойственно круглое личико с черными аккуратно расчесанными на прямой пробор прядями волос и широко раскрытыми глазами. На фоне светлого фартука матрешка держит в руке раскидистый яркий букет, написанный в технике свободной кистевой росписи с небольшими графическими разработками. Букет составлен из пышных цветов, перистых листьев и дополняющих их мелких цветочков и травинок.

В первые годы существования промысла семеновские мастера расписывали свои изделия в технике "цветы с наводкой", которую согласно бытующей на промысле легенде в 1922 г. токарь Арсений Федорович Майоров привез с нижегородской ярмарки. Роспись понравилась односельчанам и была принята за основу для украшения токарных изделий. Постепенно она совершенствовалась и усложнялась. Эту технику росписи и технологию отделки у мериновских и семеновских живописцев переняли полхов-майданские кустари. В 40-е годы семеновцы стали писать цветы на своих изделиях свободными кистевыми мазками, а в Полхов-Майдане долгое время любимой оставалась роспись "цветы с наводкой".

Сегодня полхов-майданский промысел является самым разнообразным по видам техник, жанрам и мотивам росписи, поэтому на его примере мы и покажем особенности росписи аналиновых красках.

Полхов-манданский центр по росписи "татарушек" имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возник он относительно недавно, в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с начала XIX в. Своим появлением и развитием он опровергает все еще бытующее представление о народном крестьянском искусстве как явлении, уходящем в прошлое.

Основу ассортимента этого промысла в 1914-1916 гг. составляли мелкие токарные и столярные изделия, украшенные выжиганием с раскраской по методу Сергиевских кустарей. С 1926 г. мастера промысла перешли на роспись масляными красками, по примеру загорских мастеров изображая на токарных изделиях пейзажи. А в 1933 г., как уже говорилось, на промысле была внедрена менее трудоемкая техника росписи анилиновыми красками.

Находится этот промысел в дальней юго-восточной части Горьковской области, в селениях Вознесенского района, селе Вознесенском и Полхов-Майдан. Бок о бок с производственным объединением "Полхов-Майданская роспись" живет крестьянский промысел в деревнях Крутец, Вилки и др. Контакты между ними многообразны: предприятие является для кустарей источником художественных идей, а кустарный промысел - своеобразным аккумулятором и хранителем традиции Росписью на полхов-маиданском промысле занимаются исключительно женщины, все мужчины - токари

Заключение

Ценность художественного и образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства.

Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры.

Практика показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимо использовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.

В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.

"Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе"

В.А.Сухомлинский.

Список литературы.

1. Н.Бедник. Хохлома., Л. - 1980.

2. В.Вишневская. Русские художественные промыслы. - М., 1981.

3. Волков И. П. В67 Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -- М.: Просвещение, 1982. -- 144 с.

4. Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984. - С.101, 103.

5. В.С.Кузин. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983. - С.11, 141.

6. Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка - Гжель. - М., 1994. - 191 с

7. Народное искусство России в современной культуре / Автор-составитель Некрасова М.А. - М., 2003. - 256 с.

8. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1983.

9. Б.М.Нелинский., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991. - С.82.

10. Е.Осетров. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15.

11. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984.

12. Проблемы народного искусства: Сб. статей - М.: Изобразительное искусство, 1982.

13. Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков, 1998. - С.30.

14. Л.В.Шевчук. Дети и народное творчество: Книга для учителей. - М., 1985. - С.3, 13, 126.

15. Шпикалова Т. Я.

Ш83 Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -- 2-е изд., доп. и перераб. --М.: Просвещение, 1979. -- 192 с, ил.

Полхов – Майданская роспись