Рациональная организация режима дня детей 3 – 4 лет

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….
§1. Характеристика понятия «Рациональная организация режима дня детей 3 – 4 лет»…..………...……………………...............................................................................

§2. . Анатомо-физиологические особенности младших школьников с точки зрения организации и соблюдения режима дня детей 3-4 лет...............................................................................................................

§3. Условия формирования рационального режима дня для детей ……..

§4. .Диагностика уровня сформированности представлений у детей............................

Заключение………………………………………………………..…………………............

Список литературы…………………………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………………………


Введение

     Дошкольные образовательные учреждения в любой стране выполняют ряд следующих важнейших функций: социальную, педагогическую, экономическую и другие. В дошкольном образовательном учреждении появляются главные составляющие социальные функции: укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков, подготовка к обучению в школе и к жизни в конкретном обществе в целом. Анализ практики показывает, что развитие современного цивилизованного общества характеризуется интеграционными процессами в деле обеспечения гармоничного духовного и физического развития личности

     Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются воспитатели, няни и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья и т. д. Малыш медленно привыкает к спальне со  множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. Эту помощь ребенку родители должны «организовать» задолго до поступления в детский сад. Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

     Режим дня детского сада - чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям. И очень важно правильно и наиболее оптимально организовать пребывание ребенка в детском саду.

Цель работы -исследование организации режима дня у детей дошкольного возраста и его влияние на организм и деятельность ребенка.
.Задачи: 1) выявить сущность режима дня; 2) сравнить режимы дня в различных детских садах; 3) отметить проблемы адаптации ребенка к детскому саду; 4) охарактеризовать игру, как важное составляющие режима дня.

Объект - организация воспитания и образования в дошкольном учреждении

Предмет - режим дня в дошкольном учреждении.

Методы исследования - индуктивно-дедуктивный (описание построено на индукции, т.е. от анализа фактов к обобщающим выводам); метод контекстуального анализа; метод описания.

Практическая значимость - материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями и студентами на лекциях, семинарах, практических занятиях по дошкольной педагогике и психологии, а так же по методике преподавания дошкольной психологии и педагогике; и при прохождении практики в дошкольных учреждениях студентов психолого-педагогического факультета.

Структура работы - работа состоит из содержания, введения, двух исследовательских глав и списка использованной литературы

§ 1. Характеристика режима дня в дошкольном учреждении

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

– сон;

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

– приемы пищи;

– личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

     День в детском саду с ежедневным повторением в одном и том же порядке с незначительными изменениями прогулок, сна, еды не должен оставлять у детей впечатления монотонности, однообразия. В некоторые моменты воспитатель должен требовать от детей тишины (еда, сон, занятия), однако нельзя в течении всего дня держать детей в напряжении, пресекать их шумные игры и разговоры. Необходимо, чтобы в детском саду детям было весело, чтобы воспитатель умел во время пошутить и посмеяться. Любящий свое дело педагог хорошо знает детей, он использует для общения с ними каждую минуту, старается расшевелить вялых, пассивных, дает разумное направление энергии чрезмерно возбудимым, приучает детей сосредоточиваться на выполнении начатого дела и доводить его до конца.  В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки; они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью. Количество занятий и их продолжительность устанавливаются в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия проводятся с несколькими детьми, по подгруппам или со всей группой сразу. Организация и проведение занятий требуют руководства и контроля со стороны заведующего и воспитателя-методиста. Прежде всего должно быть составлено расписание занятий на неделю, предусматривающее рациональное для детей данного возраста чередование умственной и физической нагрузки. Накануне занятий воспитатель подготавливает весь необходимый материал в таком объеме, чтобы обеспечить полноценную учебную деятельность всех детей; продумывает как организовать динамические паузы между занятиями и во время некоторых занятий; делает все, чтобы избежать посторонних разговоров, лишних звуков и световых раздражений. Соответствующую обстановку необходимо создать и во время приема пищи: сервировка должна быть привлекательной, первое, второе, третье блюда подавать без задержек. Прогулка - непременная составная часть режима в детском саду. Для детей с полутора лет предусмотрены две прогулки, утром и вечером, продолжительностью 1-2 часа каждая (в зависимости от возраста детей). Заведующая отвечает за правильную организацию прогулок: проверяет готовность оборудования на участке, следит за соблюдением длительности прогулки, соответствием одежды и обуви погодным условиям, а также за тем, позаботились ли воспитатели, чтобы деятельность детей на прогулки была разнообразной (наблюдения, труд, подвижные и творческие игры), достаточно ли дети двигаются. При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. В спальнях и группах, временно превращаемых в спальни, важно создать условия для спокойного сна: свежий воздух (температура 14-15 градусов), удобные постели, неяркий свет, тишина. Воспитатель должен находиться в спальне с детьми.

                                                           

 

1.1. Режимы дня в дошкольных учреждениях различного типа

    Все дошкольные учреждения делятся на государственные муниципальные, ведомственные, коммерческие и так называемые домашние детские сады.

Режим дня немного различается в зависимости от вида дошкольного учреждения.

Режим дня соответствует физиологическим особенностям детей разного возраста.

В обычном детском саду  в группе работают два воспитателя и нянечка. В садике ваш малыш будет не только общаться со сверстниками, играть, гулять, заниматься физкультурой, но и развиваться интеллектуально и эстетически. Для этого дошкольное учреждение выбирает одну или несколько специально разработанных программ и методик, по которым работает. В группе не должно быть больше 20-23 детей.

Вот примерный распорядок дня в обычном муниципальном детском саду:

3-4 года

Пробуждение

7.00

Гигиенические процедуры

7.00-7.30

Завтрак

8.00

Игры, трудовая деятельность

8.15-9.00

Занятия

9.00-9.30

Игры

9.30-9.50

Подготовка к прогулке

9.50-10.05

Прогулка

10.05-12.05

Подготовка к обеду

12.05-12.15

Обед

12.15

Сон

13.00-15.10

Пробуждение

15.10

Гигиенические процедуры, трудовая деятельность

15.10-15.40

Полдник

15.40

Занятия

16.10-16.25

Прогулка

16.40-18.50

Подготовка к ужину

18.50-19.00

Ужин

19.00

Спокойные игры

19.15-19.50

Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

19.50-20.20

Отход ко сну

20.20

В государственных садах, кроме основной программы, ребенок может посещать и дополнительные занятия: по ритмике, иностранным языкам, рисованию и т. д. за отдельную плату. Детским государственным учреждениям разрешено проводить дополнительные платные занятия, если они получили лицензию на их организацию. Но посещать такие «кружки» - необязательно. Даже если остальные дети из группы это делают. Сегодня сеть столичных муниципальных учреждений очень широка и разнообразна. При желании можно выбрать детский сад с учетом индивидуальных физиологических и интеллектуальных особенностей вашего малыша.         Детские сады общеразвивающего вида - это традиционные садики. За основу берется одна образовательная программа, предусматривающая интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. Если позволяют возможности и есть желание, педагогический состав делает упор на развитие какого-то приоритетного направления в работе. Например, избирают методику обучения детей рисованию, изучению языков, хореографии или больше внимания уделяют физическому развитию малышей.

Центры развития ребенка - это уникальные детские сады. Здесь особенно важно художественно-эстетическое и интеллектуальное развитие малышей. В центрах организованы детские театры, изостудии, компьютерные классы, игровые и физкультурно-оздоровительные комплексы, есть бассейны. К каждому ребенку - индивидуальный подход. Занимаются с малышами не только их основные воспитатели, но и психологи, доктора, педагоги дополнительных направлений: логопеды, дефектологи и другие. В таком садике необязательно находиться целый день. Можно приходить только на отдельные занятия. Единственная трудность при определении в центры развития ребенка - нехватка мест. Очень уж много желающих.                                                                                                Ведомственных детских садов становится все меньше. Такие дошкольные учреждения не контролируются напрямую городским Департаментом образования. Распорядок дня, образовательную программу, подбор кадров определяют учредители - предприятие или организация, в чьем ведомстве находится сад, - и прописывают все эти пункты в уставе дошкольного учреждения. Чтобы вести свою деятельность, эти сады должны обязательно пройти государственную аттестацию и получить лицензию.        Многие родители считают, что самый хороший вариант - негосударственные (или коммерческие) дошкольные учреждения. С одной стороны, это действительно так: в группе не больше десяти детей, каждому достается внимание воспитателя, на малышей не кричат, есть и спать не принуждают, в садике уютно, красиво, много игрушек, разнообразные занятия. Например Ломоносовский частный детский сад В этом детском саду 3 разновозрастные группы. В каждой группе не более 14 человек. В младшей группе - дети трёх-четырёх лет, в средней группе - дети четырёх-пяти лет, в старшей группе - дети пяти - шести (семи) лет. Режим пребывания детей в детском саду с 08.00 до 19.00 часов. В этом детском саду хорошее медицинское сопровождение. Медсестра обязательно присутствует при утреннем приёме детей, наблюдает каждого ребёнка в течение дня, проводит профилактические мероприятия: полоскание горла солёной водой, точечный массаж, витаминизация, лечебная гимнастика после сна. Медсестра составляет меню с учётом требований по калорийности блюд, нормы порции для каждой возрастной группы, контролирует индивидуальное меню. Два раза в неделю врач-педиатр осматривает каждого ребёнка и консультирует родителей. Если у ребёнка есть индивидуальные показания, то, по желанию родителей, профилактические мероприятия врач проводит в детском саду. Учитель-логопед проводит полное логопедическое обследование речи детей и занятия в разных формах: групповые, подгрупповые и индивидуальные. Педагог-психолог проводит занятия индивидуальные, по подгруппам, в группах. Большое внимание уделяется развитию не только интеллектуальных способностей, но  эмоционально-волевой сферы каждого ребёнка. Преподаватели проводят обучающие и развивающие занятия по подгруппам. Программа этого детского сада предлагает следующие занятия: развитие речи (обучение чтению и развитие графических навыков), английский язык с 4-х лет, развитие элементарных математических представлений (математика), ознакомление с окружающим миром, керамика и детский дизайн, хореография, театр, изобразительное искусство. При необходимости подключаются индивидуальные занятия. Три раза в год педагоги проводят диагностику развития каждого ребёнка. По результатам диагностики программа обучения и развития корректируется. В течение года преподаватели обсуждают результаты обучения и развития детей с родителями.  Организовано пятиразовое питание. Меню разработано специально для детей Институтом питания РАМН и утверждено СЭС. В рацион питания включены все необходимые питательные вещества и элементы, которые важны для роста и развития детей. Блюда  готовятся в пищевом блоке детского сада.  Специалисты ведут строгий контроль качества доставляемых продуктов. Для приготовления пищи используется только экологически чистая вода, охлаждённое мясо высшего сорта. Йогурты, творожные смеси, фрукты и овощи поставляются известными элитными компаниями. Согласно режиму дня, проводятся утренняя гимнастика, фронтальные, групповые и подгрупповые занятия, прогулки со спортивными элементами, развлечения и игры. Приоритетами образования и развития в НП «Детская образовательная организация «Детский сад Ломоносовской школы» являются раскрытие творческих способностей детей, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей ( памяти, внимания, мышления, воображения) по авторской методике д.п.н. М.А.Зиганова на базе Государственной Программы воспитания и обучения в детском саду и обеспечение готовности каждого ребёнка к успешному обучению школе. Особая форма дошкольных учреждений - домашние детские сады. Как правило, они располагаются в квартирах. Число воспитанников - 5-6 детишек. Обстановка, питание максимально приближены к домашним. Питомцы такого садика - как одна большая семья. Но прежде чем отдать ребенка сюда, стоит поинтересоваться, есть ли у хозяев все та же лицензия. Иначе в случае нарушения ваших прав и прав вашего малыша добиться правосудия будет крайне сложно. Детские сады компенсирующего вида созданы специально для детишек с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Работают отдельные группы по разным направлениям: для малышей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с туберкулезной интоксикацией, а также для часто болеющих детей. Конечно, такие дети нуждаются в особом уходе, поэтому для них созданы специальные условия: сауна, бассейн, фито-бар, тренажерный зал, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты. Программы, методики и технологии разработаны с учетом особенностей малышей. В некоторых случаях требуется диетическое питание, специальное оборудование в группах. Режим дня в детском саду для аномальных детей составляется с учетом особенностей развития этих детей и специфики работы с ними. Режим дня детского сада для глухих и слабослышащих детей включает, кроме общих занятий, специальные занятия по развитию речи (формирование понятий, формирование устной речи, развитие слухового восприятия). Занятия проводятся по специальной программе, предусматривающей примерный режим дня для каждого года обучения (на пять лет обучения для детей от 2 до 7 лет). Режим дня для слепых предусматривает специальные занятия по развитию ориентировки, осязания, речи. В детском саду для детей с остаточными явлениями органических поражений центральной нервной системы и психоневрологическими заболеваниями наряду с осуществлением общих воспитательных задач большое внимание уделяется занятиям, корригирующим умственное и общее психическое развитие. Кроме разных видов детских садов в системе государственного дошкольного воспитания созданы еще и специальные группы кратковременного пребывания. Они очень удобны в том случае, если возникает необходимость отдавать ребенка в садик лишь на некоторое время - на несколько часов или не каждый день. Здесь детишки играют, гуляют, кушают, общаются. Адаптационные группы рассчитаны в основном на маленьких детей (до 3 лет), которые раньше детский сад не посещали. Чтобы сильно не травмировать психику малыша, не разлучать его сразу и надолго с мамой, приобщение к новому социуму, к жизни в коллективе проходит постепенно.         Группы развития для детишек 3-7 лет предполагают лишь посещение отдельных занятий. Группы «Особый ребенок» созданы при садах компенсирующего вида для малышей с ослабленным здоровьем или отклонениями в развитии. Группы будущих первоклассников очень удобны в том случае, если ребенок до школы не посещал детский сад и нужно быстренько «наверстать упущенное», то есть хотя бы немного привыкнуть к коллективу и овладеть начальными знаниями и навыками, которые необходимы первокласснику. Работают в детских садах также группы выходного дня, вечернего и ночного пребывания. Последние удобны тем, что детишки могут находиться в них с понедельника по пятницу круглосуточно.         Отдельно стоит сказать о группах раннего возраста (для малюток от 6 месяцев), или, как называли их раньше, яслях. Они снова востребованы. Конечно, количество детишек в них не больше десяти. Помещения оборудованы особым образом: манежы, кроватки, ходунки. Питание тоже специальное - различные смеси и пюре. Иная предметно-развивающая среда. Работают с крохами два воспитателя и няня. В любом дошкольном учреждении за основу берется комплексная программа. Их много, но основных - шесть. Очень многие сады работают по программе «Детство», которую разработали в Петербургском педагогическом университете им. Герцена. Она наиболее проста и доступна педагогам.

Основной акцент делается на обучение детей и их художественно-эстетическое развитие. Гораздо важнее научить дошкольников не читать и писать (в этом возрасте вообще не рекомендуют учить ребенка письму, так как еще недостаточно развита мелкая моторика пальцев), а петь, рисовать, лепить из пластилина и мастерить различные поделки.        Похожие задачи ставит перед воспитателями и другая программа - «Радуга» (разработчики - Доронова и Якобсон). Она тоже взята за основу многими дошкольными учреждениями. Очень интересна, по мнению специалистов, программа «Развитие» (разработчики Венгер и Дьяченко). Она направлена больше на умственное, интеллектуальное развитие малышей. В процессе игры на занятиях они усваивают начальную информацию о роли человека в истории и культуре, получают объяснения в доступной форме различных физических явлений. Часто сами дети под руководством воспитателей проводят своеобразные «научные исследования», то есть ребенок выступает не только в роли ученика, но и встает как бы на одну ступеньку со взрослыми, самостоятельно принимая решения, что-то открывая и изобретая. «Детский сад - дом радости» (автор - Крылова) - это и программа, и технология сразу. В ней прописан буквально каждый день работы с детьми. Для разных возрастных групп - отдельные книги. Конечно, привносят воспитатели в программу и что-то свое. Наталья Михайловна Крылова, которая ее создала, сама лично наблюдала, как работает по ней один из самых опытных педагогов, а после этого внесла некоторые коррективы и дополнения. Больше всего внимания уделяется нравственному и художественно-эстетическому развитию ребенка. Один из основных моментов - научить маленькое создание правильно общаться со сверстниками и со взрослыми. В центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработали базисную программу «Истоки». Ее авторы подходят к развитию личности ребенка всесторонне, комплексно. Много внимания уделяется приобщению малышей к историческим истокам своего народа. Интересна программа тем, что разработан «портрет выпускника детского сада», в котором описано, какими качествами и навыками он должен обладать. В программе «От детства к отрочеству» две ступени: дошкольного и школьного развития. Она работает в тех учреждениях, где в одном здании (или на одной территории) расположены и детский сад, и школа. То есть воспитание и обучение детей и в дошкольном, и в школьном возрасте ведется в одном ключе. По такому принципу созданы еще несколько программ: «Золотой ключик», «Преемственность», «Сообщество».    Кроме основных программ выбирают дошкольные учреждения и различные методики по отдельным направлениям развития малышей. Например, в художественно-эстетическом направлении работает методика «Театр-творчество-дети», рисованию учат по методикам «Семицветик», «Природа и художник», музыке - «Синтез», «Гармония», «Музыкальные шедевры». Таких методик очень и очень много. Если детский сад работает по ним успешно, то его штатный состав пополняется дополнительными преподавателями: ритмики, рисования, физкультуры.

Существуют и технологии работы с детьми: с помощью какого оборудования, игрового и прикладного материала ведутся занятия. Их тоже вправе выбирать педагогический коллектив.        Все современные программы и методики личностно ориентированны. Если говорить проще, то большое значение при воспитании придается особенностям каждого малыша, учитываются его способности и задатки. Авторы акцентируют внимание на принципе ненасилия. Педагог по отношению к ребенку должен занимать позицию не «сверху вниз», а общаться с ним на равных, сотрудничать с малышом.        Этими принципами программы «нового поколения» отличаются от той единой, которая была принята в советское время. Дети должны были быть «как все», воспитываться в коллективе и через коллектив.         Однако надо заметить, что во многих садах старая программа работает и по сей день.

 

 

 

 1.2. Проблема адаптации ребенка к детскому саду

     В этой главе поговорим о том, как помочь ребенку привыкнуть к режиму дня в детском саду.

     Для начала следует перестроить весь домашний режим под распорядок детского сада. Ребенок должен рано просыпаться, делать утреннюю гимнастику, есть в те часы, когда происходит прием пищи в детском саду, и т. п. Необходимо, чтобы ребенок спал днем, дневной сон является одним из важнейших режимных моментов в детском саду. Дети там значительно быстрее устают и от шума, и от многочисленных и продолжительных игр, ссор и т. п. Им необходим дневной сон, его ничем нельзя заменить, поэтому родители должны либо сдвинуть дневной сон своего ребенка на то время, в которое сон проходит в детском саду, либо, если ребенок не спал днем, привить ему эту привычку. Восстанавливать дневной сон надо постепенно, начиная с кратковременного отдыха, чтения книг, а затем переходить на все более и более длительные паузы в активности ребенка. На восстановление привычки спать днем может уйти много времени, но малыш от этого только выиграет. В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. и навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания. Кроме того, взрослым необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послушание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям. Перед поступлением в детский сад родители должны познакомиться с педагогами и нянями этого учреждения. Затем в детский сад необходимо прийти с ребенком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребенка в детский сад на короткое время,- постепенно переключая малыша на воспитателя и няню. В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка к детскому саду маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудится, то целесообразно взять отпуск или временно организовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его пораньше домой. Надо научить ребенка дружить со сверстниками. К сожалению, в семьях часто вырастают дети, которые общаются только со взрослыми, живут их интересами, приобщаются к несвойственным детям занятиям и т. п. Хорошо, если малыш быстро научится навыкам общения с детьми, детским забавам и играм. Адаптация к детскому дошкольному учреждению у таких детей проходит быстро и безболезненно.

     Довольно много детей приходит в детский сад с хроническими заболеваниями. Такие дети должны постоянно наблюдаться педиатром, а родителям следует неукоснительно выполнять все врачебные рекомендации. Однако здесь особую категорию составляют дети с заболеваниями центральной нервной системы. Если ребенок наблюдается у невропатолога, родители хорошо знают детские проблемы. Есть дети с задержкой психического развития, которая становится очевидна не сразу. Дети внушаемы, говорят «плохие» слова, их шалости могут быть опасны или жестоки. У них отмечаются эмоционально-волевые нарушения. Есть дети-невротики - они часто плачут, подвержены страхам, беспокойно спят, заикаются, у них развиваются тики. Но такие дети могут воспитываться в саду. Более того, им это совершенно необходимо. Ведь именно в детском саду их может часто наблюдать психолог и вовремя помочь разобраться в сложной ситуации. Конечно, в таких случаях нельзя говорить о полном дне в саду - дети не выдерживают столь высокие эмоциональные и физические нагрузки. Малыши сами определят (а взрослые поймут по их поведению), как долго они чувствуют себя комфортно вне домашней обстановки, не ощущая напряженности и не уставая. И психологическое закаливание в таких ситуациях происходит по-особому: плавно и мягко. Протесты, слезы и другие отклонения должны заставить родителей задуматься и проконсультироваться с психологом, который может предложить индивидуальную программу воспитания ребенка в детском саду. Поступив в детский сад, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться «в луже», «выдавать» повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессивным. Ни одно такое явление не возникает на пустом месте. Существует причина, и ваша задача - найти ее дома или в детском саду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, маленькие дети иногда сами не понимают, что им не нравится. Например, чувства родителей, узнавших о том, что их дитя бьют или унижают в саду, не поддаются описанию. Опытный психолог скажет: плохой детский сад. В хорошем воспитатели не допустят подобную ситуацию и решат этот вопрос с минимальными потерями для всех сторон. Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает Психологи утверждают, что дети, выросшие в саду, легче «домашних» детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения - умению согласовать свои действия и действия других (детей и взрослых), контролировать эмоции. Даже конфликты, переживаемые детьми в более щадящих условиях (чем на улицах, например), будут им на пользу. Они стремятся отстаивать свои интересы и закаляются психологически. «Домашние» дети сталкиваются с определенными проблемами, появившись в новом коллективе, в непривычных условиях. Причем, чем старше ребенок, отдаваемый в детский сад, тем сложнее ему приспособиться

Ведь, кроме радости от родительской любви, ему приходилось нести немалый груз родительских ошибок. Ребенку, которым неумеренно восторгались дома, и ребенку, которому предъявлялись неумеренные требования, одинаково трудно привыкнуть к новому обществу, найти свое место среди многих У детей именно в детском саду формируется адекватная самооценка. Как правило, в дошкольных учреждениях трудятся профессионалы, знающие свое дело. И если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду обычно к нему относятся доброжелательно и объективно оценивают его достоинства и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы

     Очень важно соблюдая режим дня правильно организовать самостоятельную деятельность детей, на которую во всех детских садах отводится определенное время.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами  оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам , как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

         С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудникам детского сада.

         Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.                                                                                        

         Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

         Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

         Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

         С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

         Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштанов). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу - разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

 

 

2.1. Игра, как неотъемлемая часть режима дня

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

         Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

         Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

         Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того,

игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания , полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Вот почему воспитатель важно правильно организовать игру и проследить за ней в отведенное для этого в режиме дня время. 





Заключение

     Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере засвистит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы яслей-сада, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении; дополнительно указан распорядок жизни дома.

В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей руководители детского сада могут вносить в типовой режим некоторые изменения. Однако, количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, а также чередование различных видов деятельности при этом не меняются. После игр и занятий, требующих значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных движений, сильного возбуждения отдыхом для детей будут спокойные игры. Обслуживающий персонал детского сада должен вовремя приготовить и подать еду, убрать помещение, подготовить ко сну кроватки и т.д. Заведующий контролирует выполнение установленного режима дня всеми сотрудниками детского учреждения (воспитателями, нянями, работниками пищеблока, медицинским персоналом, музыкальным руководителем). Ребенок не сразу привыкает к определенному режиму дня: от воспитателей и родителей здесь требуется большая выдержка и терпение. При этом важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима приучает детей к порядку, дисциплинированности.

 

 

 

 

Список использованной литературы

•1.     Баркан И. Режим дня и занятия в детском саду. М. 2007;

•2.     Володина Н.В. Примерный режим дня в дошкольном учреждении// Педагогика 2007, № 3;

•3.     Дьяченко М. Режим дня, личная гигиена, развитие движений // Вопросы психологии. - 2008. - № 1;

•4.     Запорожец Л.В. Избранные психологические труды: ВГТ. - М., 1999;

•5.     Комарова Т. Управление дошкольным образованием. М., 2006;

•6.     Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2005.

•7.     Родионова А.С. Адаптация детей к детскому саду // Педагогика 2007, № 5;

•8.     Справочник по дошкольному воспитанию/ под ред. А.И. Шустова. М., 1998;

•9.     Толковый словарь русского языка /под ред. А.Е.Баханьков, И.М.Гайдукевич. М., 2000;

•10. Чувашев И. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М., 2001.

Рациональная организация режима дня детей 3 – 4 лет