Социокультурная деятельность в условиях музеев изобразительных искусств

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…... .3

Глава I Теоретические аспекты социокультурной деятельности музеев…………………...7

  1. Анализ состояния социокультурной деятельности музеев изобразительных искусств в РФ………………………………………...……………………………………..…………7

1.2. Современные требования, предъявляемые к деятельности музеев……………………14

Глава II. Практические аспекты социокультурной деятельности в условиях музеев изобразительных искусств……………………………………………………………………..18

2.1 Анализ социокультурной деятельности на примере Тюменского областного музея изобразительных искусств……………………………………………………………………..18

2.2 Предложения по совершенствованию работы с посетителями в государственных изобразительных музеях. Информационные технологии, музейная педагогика…………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...31

Приложение № 1……………………………………………………… ..…………………..….32

Приложение № 2………………………………………………………………………………..34

Список использованной литературы ………………………………………………………... 36

Введение

В культуре любой страны, любого общества особое место занимают музейные учреждения как центры отбора, сохранения и экспонирования материального и духовного наследия, как институты формирования исторического сознания и нравственно-эстетической позиции.

Музей - научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры.

Актуальность

В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности — лекции, уроки в музее, конкурсы, фестивали, праздники, спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, будят воображение посетителя, вовлекают его в непосредственное участие в музейном празднике, представлении, уроке и т.п. К этим музейным мероприятиям добавляются разнообразные виды неформального и дополнительного образования: кружки, клубы, лицеи, школы, музейные средства массовой информации.

Так старший научный сотрудник Тюменского областного музея изобразительных искусств, заместитель директора по научной работе – Субботина Вера Александровна точно определила назначение музея: «являться живым источником связи дня сегодняшнего с прошлыми и будущими поколениями».

Тюменский областной музей изобразительных искусств работает начиная с 08.09.1957г. и продолжает функционировать по сей день. Хочется надеяться что музей не отживет свой век в эпоху глобальной компьютеризации, когда любое произведение можно увидеть, не выходя из дома. Здесь нужно уточнить: не произведение, а изображение этого произведения. А это совершенно разные вещи. Произведение – это словно живой организм, который создавал творец, страдал, мучился, восхищался. И вся эта энергетика в нем увековечена. Именно это сильнее всего воздействует на зрителя. А это можно ощутить только соприкасаясь с подлинником.

Пожалуй, не зря, в греческом первоисточнике музей - это «храм муз». А музы - богини, покровительницы искусств - не имеют возраста. Они бессмертны. Время имеет для них иную систему измерений: здесь важна не сама жизнь, а красота, поэзия, высокие эмоции

Цель курсовой работы:

Раскрыть тему культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере Тюменского областного музея изобразительных искусств. Формы и метода проведения культурно-образовательной работы Тюменского областного музея изобразительных искусств. Организация, и роль руководителя в проводимой работе.

Задачи курсовой работы:

-Изучить основные формы культурно-образовательной деятельности и их характеристику

- Изучить формы и методы проведения культурно-образовательной работы Тюменского областного музея изобразительных искусств.

- дать представление о музее, его происхождении;

- рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;

- исследовать методику организации выставки;

- привести пример музейной выставки;

Объект исследования: Социально – культурная деятельность музея изобразительных искусств.

Предмет исследования: Процесс социально-культурной деятельности музея в целом, пути её совершенствования, особенности функционирования и развития музея в условиях современной культуры а также применение новых методов и технологий социально-культурной деятельности в музеях.

Гипотеза данного исследования: Совершенствование социально-культурной деятельности музеев должно происходить таким образом, чтобы вовлекать аудиторию в деятельность музеев, включать музей в информационное пространство, совершенствовать материальную базу музея с тем, чтобы добиться повышения рентабельности деятельности.

Методологическая база исследования: Включает в себя отечественные работы по прикладной культурологии, музееведению, менеджменту в социально-культурной сфере (Ариарский М.А., Березин О., Тульчинский Г.Л., Киселева Г.Г., Красильников Ю.Д. и др.)

Методы исследования:

Теоретические – анализ и обобщение

Эмперические – анкетирование, наблюдение

База исследования: Тюменский областной музей изобразительных искусств.

Этапы исследования:

Первый этап — теоретический — представляет собой исследование сущности социально-культурной деятельности в музеях.

Второй этап — диагностический — посвящён выявлению и обобщению проблем социально-культурной деятельности в музеях.

Третий этап — проектировочный — представляет собой обобщение направлений и мер по совершенствованию социально-культурной деятельности в музеях.

Практическая значимость исследования: Заключается в систематизации комплекса мер, направленных на совершенствование социально-культурной деятельности Тюменского областного музея изобразительных искусств.

Исходные понятия:

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Клуб - это инициативная, организационно-оформленная группа людей , связанная единством интересов и совместной социально-культурной деятельностью в свободное время.

Творчество – это деятельность, процесс результатом которого является создание, относительно личности или общества, новых материальных и духовных ценностей.

Метод СКД – прием, способ воздействия на участников СКД в условиях свободного времени с целью формирования общественно ценных качеств личности

Форма СКД - Структура содержания профессиональной деятельности учреждений культуры и предприятий туризма, определенная системой социальных методов и средств, событийно-художественной и организационно- методической основой. Это досуговое мероприятие.

Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Лекция -  устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Консультация - совет, даваемый специалистом по какому-либо вопросу 

Структура исследования:

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. 
В введении обоснованна актуальность темы исследования, определены цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза. В первой главе рассмотрены теоретические значения понятий досуг, музей, музейное дело. Во второй главе проведен анализ способов совершенствования музейных учреждений на примере Тюменского областного музея изобразительных искусств. В заключении сформулированы выводы по данному исследованию. Список литературы содержит 14 наименований источников. Приложение содержит штат работников музея, должностные инструкции и анкету.

Глава I Теоретические аспекты социокультурной деятельности музеев

1.1 Анализ состояния социокультурной деятельности музеев изобразительных искусств в РФ

Специфика художественных музеев состоит в том, что изобразительное искусство развивает многие способности: чуткость глаза к свету, линии, ритму, к точности пропорций и благородству форм. Но самое главное - это развитие способности творчески мыслить, сопереживать, чувствовать душу других людей. В отличие от науки, которая свою истину должна доказать, искусство должно заражать, увлекать человека, захватывать всё его сознание. Иначе передача художественной информации не состоится.

Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т.д.
Музей — это посредник между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнанна роль коммуникативных и образовательных функций музеев. На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. [6; с. 2] Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.

На заре своего становления музеи в России воспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временем большее значение стала приобретать их образовательная и просветительная функция. 

Сама по себе социально-культурная деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают ,конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение.

В технологии социально-культурной деятельности принято выделять несколько подсистем:

Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.);

Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых мероприятий, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);

Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий);

Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

Культура и важная ее составная часть — социально-культурная деятельность — переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности социально-культурных учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта. [4; с. 16]

 Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функции ныне присущи любому музею, независимо от его профиля. Существенная особенность воздействия экспозиции музея проявляется в том, что она захватывает человека и активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоции. Соответственно, у экскурсовода, должны быть продуманы оптимальные пути проведения экскурсии. В такой ситуации его деятельность строится прежде всего на возбуждение сознания, памяти, представлений, ассоциаций и опыта слушателя.
Коммуникационная деятельность повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Среди наиболее популярных мероприятий, в настоящее время, можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Получили развитие также музейные форумы и фестивали, где представляются и обсуждаются проблемы историко-культурной направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследие. Такие мероприятия позволяют привлечь интерес широкой общественности к этим проблемам, задействовать максимальное число участников в их решении.

Основные формы культурно-образовательной деятельности и их характеристика

Базовые формы культурно – образовательной деятельности в музеях изобразительных искусств появились преимущественно в период становления культурно-образовательной деятельности музея и служат основанием для создания тех, которые возникают под влиянием времени, социального заказа. Создание действительно новой формы - явление редкое. Это происходит тогда, когда меняется образовательная модель музея, а, следовательно, и требования, предъявляемые к работе с аудиторией. [14; с. 96]

К числу базовых форм относятся девять. Это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик. Основные характеристики базовых форм:

Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример групповой формы: индивидуальные экскурсии представляют собой исключение, которое только подтверждает правило. Правда, в последние годы в наших музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания - автогид. Получив наушники, посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения «глаза в глаза», вне коллективного переживания, а потому в чем-то неполноценна. Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории. [11; с. 4]

Экскурсия по экспозиции - полная выкладка материала экспонируемой выставки.

Обзорная Экскурсия - музейная экспозиция, целью которой является ознакомление посетителей как с выставкой, так и с историей музея, его коллекцией.

Тематическая экскурсия - музейная экскурсия по конкретной теме. Тематическая экскурсия наиболее детально раскрывает одну тему или проблему.

Учебная экскурсия - экскурсия, организуемая для музейных сотрудников, участников семинаров, студентов. Она знакомит с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, культурно образовательной деятельностью.

Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии. Музейные лекции, удовлетворяющие потребность в познании, были заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа. Это объяснялось, прежде всего тем, что читались они выдающимися учеными. [3; с. 76]

Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющий столь широкий общественный резонанс. Они стали читаться главным образом сотрудниками музея. Основная цель лекций - донести до слушателей теоретический материал, порой, сопроводив его материалами музейной коллекции.

Другая базовая форма, также вполне традиционная для музея, консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода.

Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.

Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

В клубе (мы не имеем в виду те, которые больше напоминают лекторий) оно выражено наиболее определенно. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.

Нередко на основе выставок организуются семинары.

В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу людей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов. [5; с. 92]

Традиционно термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.

Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников. Жюри оценивает умение участников доказать свою точку зрения и вести дискуссию. Обычно подобные соревнования устраиваются для молодежной аудитории, являясь частью работы со школой.

Перейдем теперь к формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком.

Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков.

Утверждается термин праздник, который ранее не употреблялся. Причем речь идет о весьма разнородных явлениях, отличающихся друг от друга не только сюжетом, но и методами организации. Новый термин праздник закреплял нечто общее, что стало присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности (что отличало эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению. [8; с. 109]

Теоретическую и методическую часть культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Она создает новые методики и программы работы с посетителями.

Для более глубокого познания изобразительного искусства проводятся мастер-классы с художниками, мастерами декоративно - прикладного искусства.

1.2. Современные требования, предъявляемые к деятельности музеев

Ведущей тенденцией современной деятельности музеев является переход от единичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре, формированию, конструированию, трансформации музейной среды в зависимости от изменяющихся потребностей человека и общества.

Досуг – сфера многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения.

Понятие «культурно-образовательная деятельность» получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями. На рубеже 1950-х - 60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться утраченный в 1930-е гг. статус научных учреждений. Эти изменения отразились в терминологии, обозначающей одно из важнейших направлений музейной деятельности: вместо понятия «просветительная работа» стал употребляться термин «научно-просветительная работа». Это означает, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на основе научных исследований, что теперь он распространяет знания, в основе которых лежит музейный предмет.

Вместе с «перестройкой» из музейной лексики, постепенно исчезли такие термины, как «пропаганда», «массовость», «идейное воспитание». Музей стал рассматриваться как средство уже не «эстетической пропаганды», а развития эстетического вкуса и творческого воображения, как средство формирования не «коммунистического мировоззрения», а ценностного отношения к историко-культурному наследию. Задачи музея не сводятся лишь к передаче информации о том или ином явлении и процессе; он должен обращаться к внутреннему миру посетителя, воздействовать на его чувственно-эмоциональную сферу.

Суть музейно-образовательного процесса представляется теперь иной: посетитель воспринимается уже не как объект воспитательного воздействия, а как равноправный собеседник, общение музея с аудиторией приобретает форму диалога.

В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру.

Работа с музейной аудиторией должна быть направлена на выработку ценностного отношения к культурному наследию и формирование культуры общения с музейными ценностями, развитие способности воспринимать музейную информацию, воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности, использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров, позволяют создавать условия, при которых на несколько порядков увеличивается эффективность работы с музейной аудиторией.

В современных условиях деятельность музеев ориентирована на личность потенциального и реального потребителя музейных услуг, в связи с этим можно обозначить следующие основные направления деятельности музеев: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

Информационное обеспечение деятельности предполагает сегодня самые разнообразные способы предоставления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная с создания качественных указателей, планов и путеводителей для различных групп посетителей и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к всемирной паутине.

Формируется новая образовательная концепция отечественного музея, т.е. система представлений о его общественном предназначении и сущности работы с посетителями. Музей пытается отказаться от прежних достаточно жестких идеологических установок. Основой его культурно-образовательной деятельности становится формирование у посетителей ценностного отношения к культурно-историческому наследию. [13; с. 1-2]

Во-вторых, меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Одновременно музейная аудитория перестает рассматриваться как сумма абстрактных посетителей и достаточно строго дифференцируется по возрастным, образовательным и иным признакам.

Формируется разнообразный репертуар работы с аудиторией, благодаря чему музеи пытаются перейти к новой стадии - объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему. Речь идет о создании таких условий, когда все категории населения включились бы в процесс музейной коммуникации. Элементами этой системы стали программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся средних и старших классов, студентов, родителей с детьми, туристов, пенсионеров, инвалидов и пр.

В-третьих, впервые серьезно стала рассматриваться проблема результативности музейной коммуникации, воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных форм. Работа с детьми стимулировала проведение психологических исследований в музее.

В-четвертых, обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, который мог бы подключиться к созданию экспозиций, разрабатывать и проводить в жизнь программы работы с посетителями, экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с детьми, осуществлять социально-психологические исследования аудитории.

И, в-пятых, возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами.

Все эти явления свидетельствовали о новом уровне подхода к решению культурно-образовательных задач, к контактам музея с аудиторией.

Музеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформального образования. Опрос посетителей английских музеев показал, что главной функцией музея англичане считают образовательную, второй по значимости — получение новой информации и только третьей — развлечение. По опросам, проведенным в одном из краеведческих музеев Сибири, выяснилось, что посетители, кроме созерцания, хотели бы заняться в музее творчеством с детьми, участвовать в конкурсах и играх, театрализованных празднествах, а петербургские школьники смысл посещения музея определили как познавательный, отдав меньшее значение получению эстетических впечатлений.

Выводы по 1 главе

Из вышеизложенного можно заключить: 

Музей является важным участником формирования социально-культурной сферы, источником развития познавательных интересов и совершенствования личности индивида. Также музей является хранителем ценностей культуры, что несоизмеримо важно для будущих поколений. 

Таким образом, музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Музей воспитывает в человеке «культурную личность», способную прочувствовать духовные ценности, а не понять их при помощи логики, что невозможно. 

Поэтому музей выполняет важные социальные функции, которые осуществляются во время досуга человека, что делает его положительное влияние более продуктивным. Так как в свободное время человек настроен на отдых и удовольствие, поэтому достаточно легко воспринимает культурно-досуговые формы, преподносимые ему. Но при этом данные формы должны заинтересовать и вовлечь человека в культурную среду и вызвать у него желание дальнейшего обращения к ним.

Глава II. Практические аспекты социокультурной деятельности в условиях музеев изобразительных искусств

2.1 Анализ социокультурной деятельности музея на примере Тюменского областного музея изобразительных искусств

Культурно-образовательная деятельность музея.

В сфере интересов музея, наиболее пристальное внимание, уделяется поиску новых форм, методов и методик в работе с подрастающим поколением, которые направлены, прежде всего, на развитие личности. И в этой связи музей становится важнейшим институтом социализации детей и подростков.

Актуальной проблемой взаимоотношений музея с посетителями в Тюменском музее является неподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного,  интереса к познанию культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея. Безусловно, одна из функций экскурсии в музее должна быть — пробуждающей интерес. Однако восприятие становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения музея информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимо подготовить учащихся к знакомству с экспозициями музея. В этом заключается одна из проблем, и одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и музея.

Тюменский областной музей изобразительных искусств за 58 лет накопил значительный опыт культурно образовательной деятельности. Но прежде чем подойти к рассмотрению. Этого вопроса, рассмотрим общие положения культурно-образовательной деятельности музея.

Опыт организации работы культурно-образовательной деятельности в Тюменском областном музее изобразительных искусств.

 

В музее работает семьдесят один сотрудник и шестнадцать научных работников. В коллекцию музея входит более чем десять тысяч предметов, восемь тысяч шестьсот тридцать предметов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея. Единственное в Тюменской области крупное собрание классического искусства (русского, советского, западноевропейского). Коллекция произведений художников Тобольска и Тюмени 19-20 вв. - основа для исследовательской работы по истории художественной жизни региона. Собрание тобольской художественной резьбы по кости - методический центр для художников по кости. Музей - место творческих встреч художников и любителей искусства. Тюменский областной музей изобразительных искусств работает в форме некоммерческого учреждения с художественной специализацией, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Музей ведет прежде всего культурно-массовую деятельность.

Важные собрания Тюменского областного музея изобразительных искусств.

Русское искусство XVIII-нач. ХХ вв. Живопись, гравюра, скульптура - 730 предметов Стекло и керамика ведущих художников России 1970-1990-ые гг. - 500 предметов Сибирская иконопись - 120 предметов Тобольская художественная резьба по кости - 350 предметов Народное искусство славянского населения Тюменской области - 1000 предметов Традиционное и изобразительное искусство коренных народов Обского Севера - 450 предметов Персональная коллекция произведений Г.С. Райшева. Живопись, графика, 1970-1990-е гг. - 130 предметов наиболее интересные предметы фондов

В настоящий момент музей развивается положительно, однако на сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, которые можно назвать общими для отрасли музеев в целом:

первой проблемой является неудовлетворительное состояние отдельных помещений музея и несоответствие их техническим требованиям хранения экспонатов, в связи с чем, требуется реконструкция помещений;

Второй проблемой является относительно ограниченная культурно-просветительская, образовательная, педагогическая деятельность музея, что приводит к низкой степени вовлеченности аудитории в деятельность музея;

Третьей проблемой является недостаточная информатизация и компьютеризация музея, что также ограничивает доступность коллекции для аудитории;

наконец, четвертой проблемой является недостаток финансирования и необходимость повышения возможностей самоокупаемости музея.

Нами была составлена анкета ( приложение № 2) в целях выявления актуальности и значимости работы Тюменского областного музея изобразительных искусств как учреждения досуга.

Опрос был произведен в социальных сетях. Аудитория принимавшая участие в анкетировании в возрасте от 15 до 25 лет. Количество людей ответивших на вопросы анкеты – 100 человек.

Знают о новых выставках, проводимых сейчас в Тюменском областном музее изобразительных искусств около 35 %, около 30% не интересуются, 10 % слышали и 25% ответили что не знают о новых выставках.

О рекламе музея большинство узнает в интернете либо из СМИ.


Участвовали ли вы в каких либо мероприятиях, проводимыми Тюменским областным музеем изобразительных искусств?

- Да, конечно – 30 %
- Да, но мне там не понравилось – 10 %

- Нет, никогда – 35%
- А такие вообще есть? – 25%

Видели ли вы в Тюменском музее использование новых технологий (компьютеров, телевизоров, проекторов и др.)?

- Да, но не подходил(а) – 40 %
- Нет, не видел(а) – 60%

Заинтересовало ли бы вас существование виртуального Тюменского музея?

- Да, даже заходил(а) бы – 75%
- Не знаю, мне все равно – 25 %

Что привлекает вас в музее?

- Атмосфера (залы, обстановка) – 45 %
- Люди (общение, наблюдение) – 10 %
- Искусство (картины, скульптуры) – 45 %

- Укажите в порядке убывания значимости наиболее интересные формы проведения досуга?

1 - Театр

  1. - Фестивали
  2. – Концерты
  3. - Кафе/ресторан
  4. - Выезд на природу
  5. - Кинотеатр
  6. - Музей 

8 - Дома

Также мы рассмотрели штат работников Тюменского областного музея изобразительных искусств и должностные инструкции ( приложение № 1).

2.2 Предложения по совершенствованию работы с посетителями в государственных изобразительных музеях. Информационные технологии, музейная педагогика.

Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века.

В первую очередь музейная деятельность должна быть связана с обучением сотрудников музея обращению с информационными системами, интернетом и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира. Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей. 

Музей должен предоставлять множество разнообразных сервисных услуг различным категориям граждан — от детей до пенсионеров. Ежегодно музеем должны вводится новые программы: обзорные, мемориальные, может быть даже литературные, расширяться перечень рекламной и печатной продукции. Результатом должно стать: увеличение количества посетителей. Увеличение количества массовых мероприятий музея (фестивали, конкурсы, выставки).

Говоря об издательской деятельности музея, можно отметить следующие возможные элементы:

1. Создание каталога собрания живописи (возможно создание нескольких буклетов, томов).

2. Начало выпуска каталогов собраний икон, графики, декоративно-прикладного искусства.

3. Обеспечение выставок музея разнообразной печатной продукцией (каталоги, альбомы, буклеты, открытки, постеры и др.)

4. Подготовка изданий на цифровых носителях.

В связи с этим чрезвычайно важно издание Генерального каталога музейной коллекции, который будет доступен тем, кто не сможет посетить музей. В первую очередь, важность и значимость этого мероприятия отражается на возможности ознакомления с коллекцией музея удалённых территорий Российской Федерации.

Трактовка понятия «музейная педагогика»

Музейная педагогика - это научная дисциплина на опыте музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему, которая обеспечит научный подход к интерпретации музейных собраний на основе использования принципов педагогики и психологии.

Термин музейная педагогика послужил для обозначения новой научной дисциплины, которая находится в стадии становления.

Музейное образование относится к сфере неформального. Оно демократично, лишено жестких схем и распространяется буквально на все группы общества - детей и взрослых, местных жителей и туристов, здоровых людей и инвалидов. [3; с. 110]

Направления исследований в сфере музейной педагогики

Областью музейной педагогики являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. Музейная педагогика начинается тогда, когда ожидается встреча музея с человеком.

Первой по значению является проблема образовательной специфики музея. Следующая проблема — эффективность музейной коммуникации.Третья проблема, которой должна заниматься музейная педагогика, - это изучение музейной аудитории. С учетом знаний о потенциальной аудитории музейная педагогика подходит к решению следующей проблемы, - к созданию новых методик, программ, экспозиций для различных категорий посетителей. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школой.

Задача руководителя состоит в том, чтобы при неимении в штате должности музейного педагога, каждый сотрудник, допущенный к проведению экскурсий, смог обладать арсеналом форм и методов работы с аудиторией, отличным знанием материала, умением донести свои знания до слушателей, следить за новейшими научными исследованиями, должен обладать знаниями о различных разделах фондовой коллекции.

С этой целью, вновь принятый творческий сотрудник, планомерно изучает музейное дело, научно-методический материал по выставке, прослушивает экскурсии, проводимые коллегами в течение 30 дней, и затем сдает экскурсионный минимум.

Основным документом в экспозиционной работе является методическая разработка для экскурсовода, которая раскрывает содержание экскурсии, материал для показа, маршрут и продолжительность.

Для работы по вовлечению аудитории в процесс работы музея важно создание «Центра музейной педагогики и детского творчества»

Но важно правильно преподнести все элементы, акцентировать внимание на ярких и запоминающихся посетителям фактах и событиях, чтобы связать «картину с жизнью»; выявить те элементы музейной среды, которые доступны их пониманию и восприятию.

Основные формы работы:

_ постоянно действующая интерактивная экспозиция со сменными экспонатами, раскрывающая специфику языка изобразительного искусства и художественного музея (коллекция копий, моделей,);
— фонд детского творчества и временные выставки детского творчества с программным обеспечением на разные возрастные группы;
— художественные студии, ориентированные на освоение специфики языка изобразительного искусства (оборудование для печатной графики и керамической мастерской), а также и художественного конструирования;
— театральная студия, в которой посетители должны иметь небольшой реквизит для театральных импровизаций, кукольных и иных спектаклей;
- мультимедийная мастерская, в которой используются новейшие видео компьютерные технологии, а сам компьютер является инструментом творческого развития. 

Музей призван:

— стать средой, где детские творческие достижения уважаются и признаются взрослыми, а также являются предметом научных исследований;

— подготовить аудиторию к встрече с экспозицией художественного музея; приобщить к изобразительному искусству и культуре в целом, как в учебной, так и в досуговой форме;

— способствовать формированию художественного восприятия;

— способствовать через художественное творчество развитию творческих начал личности.

Функции музея определяются следующим образом:

— развивающая — музей как центр творческого общения, развития и досуга;

— образовательная — музей как многопрофильный центр, в котором познаются виды и жанры искусства, деятельность художественного музея, рождаются новые формы и темы изучения. При этом, он связан с системой образования;

— социально-адаптационная — музей как консультативный, методический и проектный центр, предоставляющий возможность различных режимов общения.
Все экспонаты музея должны стимулировать посетителей к развитию воображения, интеллекта, социальных, креативных и моторных навыков. Здесь должны быть обеспечены условия как для индивидуальных, так и для групповых занятий, для совместной работы с педагогами, родителями, специалистами.

Необходимо обыграть пространство и вокруг Музея. Это может быть игровая ландшафтная площадка для взаимодействия с природой и природными материалами.

Необходимые помещения:

— интерактивное пространство для дидактической выставки «Введение в художествный музей».
— помещение для хранения фонда детского творчества,

— художественная студия,

— студия творческого развития,

— театральная студия, 

— учебные классы,

— компьютерный класс,

— кабинеты для музейных сотрудников,

— методический кабинет,

— комната отдыха,

— буфет,

— складские помещения,

— гардероб.

Персонал Музея:

— зав. сектором детского творчества,
— администратор, он же организатор мероприятий,
— хранитель фонда детского творчества,
— руководитель художественной студии,
— специалист по возрастной психологии,
— специалист по играм,
— технический специалист для компьютерного класса,
— лаборант

Методическая разработка к экскурсии по выставке «Ищите женщину» Михаил Гордубей

Рекомендации к проведению экскурсий:

В ходе проведения экскурсии можно использовать следующие педагогические приёмы:

прием опорных вопросов, на которых строится модель целостного восприятия художественного образа произведений;

прием создания ощущения собственного открытия, который дает посетителям самостоятельно строить познавательную деятельность;

прием диалогизации;

прием заражения личным воздействием, когда экскурсовод втягивает участников в свои рассуждения, делится своими сомнениями;

прием коллективного обсуждения произведения, когда идет вдумчивое рассматривание произведение искусства, воспитывается в посетителе уважение к чужому чувству и мнению.

1.Цель методической разработки: Знакомство зрителей с яркой творческой личностью Михаила Гордубея

2.Задачи методической разработки:

-Раскрыть творческие биографии художника, опираясь на представленные произведения.

-Обратить внимание на высокопрофессиональное владение техникой живописи художника

-Раскрыть значение творчества

6 марта в Музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки Михаила Михайловича Гордубея.

Судите сами: экспозицию назвали «Новый, новый Гордубей: ищите женщину». Было много гостей, улыбок, поздравлений, и даже некоторые затянутые и плохо артикулированные выступления не могли испортить хорошего настроения.

Когда народ хлынул к картинам — их демонстрировалось порядка восьмидесяти, — послышались возгласы:
— Празднично!
Кто-то свое мнение выразил более критически:
— Слишком празднично!

Художника М.Гордубея знают у нас, пожалуй, многие. Выставка «Новый Гордубей» несколько лет назад состоялась в Ханты-Мансийске, но как-то, что называется, не прозвучала. Поэтому тюменцы захотели сделать свою выставку под таким же названием, но продублировали слово «новый», чтобы как минимум подогреть зрительский интерес. Удалось ли это? Ответ, наверное, каждый даст себе сам...

Произведения художника, представленные на экспозиции, представляют несколько освоенных ранее автором тем — старая Тюмень, родная Украина, и, конечно, шерше ля фам. Круг их не очень широк, признаем, но для художника очень важно то поле, которое он «пашет» с любовью и верностью. Так в его творчестве «прописался» Дон Кихот («Дон Кихот», 1989 г. «Что дальше, Дуська?», 2007 г., и др.). М.Гордубей сказал, что Дон Кихот у него «поселился». У художника персонаж вполне самостоятельно себя ведет и как будто не отпускает автора от себя.

Манеру письма М.Гордубея, активно экспрессивную, с насыщенной цветовой гаммой, пожалуй, ни с какой другой не спутаешь. Красивый синий, его оттенки, красивый карминный... Это, несомненно, краски праздника. Однако сегодня автор далек от его торжественности, он пишет, скорее, праздник простой славянской души — с его юмором, нехитрыми радостями и развлечениями («Петушиная драка», 2008).

— я меняю свою технику, — признался М.Гардубей. — Мне интересно ее придумывать, осваивать. Мне вообще интересно работать по-новому. Гладкое письмо не для меня. Недавно «изобрел» такую технологию — беру мелованную бумагу, такую рыхлую, как бы не совсем ровную. Накладываю свои краски... Бумага их словно проявляет, цвет звучит совсем по-другому. Когда попробовал первый раз — осенило: это же новая технология...

В диалоге со зрителем, художник оставляет за собой право на тайну и недосказанность.
— У меня многие работы как бы не завершены. Если их завершить, то исчезнет свежесть, отчасти — правда, тогда останется ложь. Не должно быть лишнего мазка! — восклицает он.

В мастерской тюменского художника пахнет красками, а удивительные пейзажи и портреты соседствуют с бронзовыми статуэтками, небрежными стопками эскизов и складом огромных полотен, отвернутых от людских глаз. Каждая деталь в мастерской хранит душу художника и создает целостный образ мира автора, который предан живописи уже более 40 лет.

Заслуженный художник России, живописец, график, монументалист, член Союза художников и Союза дизайнеров России и международной ассоциации искусств АИП ЮНЕСКО Михаил Гордубей в этом году отметил 65-летний юбилей.

- «Я всегда утверждал, что не может у каждого автора быть миллионов зрителей. Искусство – это инструмент для общения. Воспитательная роль далеко не главная. В искусстве, как и в отношениях между людьми, все зависит от того, интересный собеседник или нет. Я занимался концептуализмом. Затем, до недавнего времени, я писал женщин. Но в последнее время меня стало доставать то, что происходит вокруг, и теперь я изучаю социологию, возможно, буду черпать идеи для будущих работ именно из этого направления».
-«Я пишу женщин, потому что я мужчина, – это раз. Во-вторых, красивое и уродливое всегда рядом». Через внешнюю женскую красоту или уродство художник изображает внутренний мир. Внешне красивая женщина не всегда прекрасна изнутри. «Порой милая барышня откроет рот, и понимаешь, насколько близки красота и изъян. Бывает, что в жизни женщина менее красива, чем на моем портрете».
В советское время художниками интересовались, в том числе и КГБ. Сейчас интерес к живописи проявляют друзья художников и узкий круг любителей, ценителей мира художников. Сегодня живописцам пробиваться очень сложно. В Тюмени не сложилось определенного художественного рынка, не сложилось поколения, которое бы ценило и понимало живопись.Сегодня заниматься искусством – это подвиг.

Выводы по 2 главе

Подводя итоги, надо отметить, что за 58 лет работы картинная галерея накопила богатый опыт культурно-образовательной работы, чему свидетельствует материал данной курсовой работы. Задачи галереи на современном этапе совершенствовать опробованные формы и вести поиск новых результативных форм.
Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества.

Исследование показало, что путь развития музея, в единстве научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, как базу стимулирования творческой активности разных групп населения, а в частности молодежи, как людей, которые внесут непосильный вклад в дальнейшее развитие музея.

Заключение

Основой совершенствования социально-культурной деятельности музеев сегодня выступает трансформация музейной коммуникации, которая от пассивности посетителей направлена в сторону повышения интерактивности и активности, соучастия, соавторства посетителя.
Считаю что в целях улучшения эффективности социально-культурной деятельности музеев необходимо:

- поиск и введение новых творческих проектов;

- создание постоянного контингента посетителей музея;

- формирование актива из учителей, родителей, учащихся, членов детских кружков, студентов;

- проведение социологических исследовании с целью сотрудничества картинной галереи со школой и семьёй;

- активизировать при картинной галереи организацию выставок детского творчества и встреч юных зрителей с художниками;

- привлечение к музейной деятельности молодых специалистов с соответствующим профильным образованием.

- повышение степени интерактивности

- воспитание молодого поколения и активная работа с детьми и молодежью

Внедрение новых методов взаимодействия с посетителями — активное внедрение современных информационных технологий, всевозможные образовательные и воспитательные программы, рассчитанные на различные возрастные категории населения. Повышение открытости музеев для посетителей.
Одновременно с этим, необходимо улучшать материальную базу, которая обеспечит совершенствование социально-культурной деятельности.
Необходимо добиться рентабельности и самоокупаемости музеев, достаточных объемов финансирования для реализации целей, задач и направлений по совершенствованю социально – культурной деятельности на современном этапе.

Приложение №1

Штат работников музея и должностные инструкции

Директор – Овсянкина Людмила Владимировна

Заместитель директора по научной работе – Субботина Вера Александровна

Главный хранитель – Мануйлова Ирина Александровна

Заведующий отделом – Козлова Елена Михайловна

Заведующий отделом – Шайхтдинова Нелли Хазимухамедовна

Заведующий отделом – Федорова Наталья Николаевна

Заведующий отделом – Сезева Наталья Ивановна

Обязанности директора:

- На директора возлагается вся ответственность за хранение, реставрацию и консервацию предметов искусства, хранящихся в музее.

-директор несет ответственность за учет всех произведений, в соответствии с требованиями Инструкции по учету и хранению музейных ценностей.

Обязанности заместителя директора:

- Организация работы, способствующей совершенствованию трудового процесса музея с учетом достижения науки и передового опыта.

- Организация планирования на всех уровнях (перспективное, годовое, индивидуальное, к конкретным мероприятиям).

- Совершенствование музейной профессии.

- Четкое определение обязанностей каждого сотрудника музея.

- Рациональная организация рабочего места и времени сотрудников.

- Повышение квалификации музейных работников

Обязаности заместителя директора по научной работе:

- несет ответственность за формирование музейного фонда и научное изучение музейных предметов и музейных коллекций.

Обязанности Главного хранителя музея:

- Разделяет ответственность с директорм музея

-Заместитель директора по учету и хранению

Заведующий отделом:

- Разработка концепций деятельности и развития отдела

- Разработка стратегий и концепций просветительной деятельности музея

- Координация деятельности сотрудников отдела и участников общемузейных проектов

- Анализ реализации программ и просветительной работы музея

-Ведение деловых переговоров с партнерами

-Составление образовательных и просветительных программ для

Различных музейных аудиторий


Приложение № 2

Уважаемые жители города Тюмени, просим вас ответить на вопросы анкеты. Цель проводимого анкетирования – выявить актуальность и значимость работы Тюменского областного музея изобразительных искусств как учреждения досуга.

1. Знаете ли вы о новых выставках, проводимых сейчас в Тюменском музее?

а. Да б. Нет в.Слышал(а) г.Не интересуюсь 

2. Откуда вы узнаете о программах и выставках проводимых в Тюменском музее?

а. Я постоянно прохожу мимо музея, и вижу афиши
б. Вижу рекламу в городе
в. Из СМИ
г. Смотрю в интернете
д. Рассказывают друзья/знакомые/педагоги
е. Мало какой - либо рекламы

3. Участвовали ли вы в каких либо мероприятиях, проводимыми Тюменским музеем?

а. Да, конечно
б. Да, но мне там не понравилось
в. Был(а) скорее наблюдателем, чем участником
г. Нет, никогда 
д. Нет, мне это не интересно 
е. А такие вообще есть? 

4. Видели ли вы в Тюменском музее использование новых технологий (компьютеров, телевизоров, проекторов и др.)?

а. Да, даже пользовался (пользовалась) 
б. Да, но не подходил(а) 
в. Зачем, я прихожу туда смотреть на картины, а не на компьютеры 
г. Нет, не видел(а)

5. Заинтересовало ли бы вас существование виртуального Тюменского музея?

а. Да, даже заходил(а) бы 
б. Не знаю, мне все равно 
в. Первый раз слышу, это интересно!
д. Не слышал(а) и смотреть не буду 

6. Что привлекает вас в музее?

а. Атмосфера (залы, обстановка)
б.Люди (общение, наблюдение)
в. Искусство (картины, скульптуры)
г.Экскурсии
д.Развлекательные программы
е.Другое (написать Что) ______________________________________

7. Укажите в порядке убывания значимости наиболее интересные формы проведения досуга?

а. Музей 

б. Фестивали
в. Театр
г. Концерты
д. Кинотеатр
е. Выезд на природу
ж.Кафе/ресторан
з. Дома

Спасибо, за ответы и помощь в проведении исследования!

Список используемой литературы:


1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М.А.Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2010. 792с.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. / М.А.Ариарский.- СПб.: Анатолия, 2009.- 530 с.

3. Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сборник научных трудов. — М.: НИИ Культуры, 1989.- с.180-218 

4. Лукин, Ю.А. Культура и культурная политика/ Ю.А.Лукин.- М.: РАУ, 1992.- 214с. 

5. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В.Ю.Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 2010.- 218с.

6.Нагорский, Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности/ Н.В.Нагорский.- СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 2008.- 258с.

7. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб, 2004. – С. 380.

8. Орлов, А.С. Социология рекреации/ А.С.Орлов.- М.: Наука, 2011.- 148с.

9. Петрова, Н.Л. Новая литературно-монографическая экспозиция А.С.Пушкин.Жизнь и творчество.// Пушкинский музеум, альманах, выпуск 2, СПб.: Дорн, 2005.- 300с. 

10. Шутен, Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.- 1999.- №2 (200).- 28-29с.

11. Гусев, В. К искусству насильно привлекать нельзя [Электронный ресурс]// Interfax-Russia.ru.Северо-Западный федеральный округ.Эксклюзив., 14.12.2010.- URL:http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/exclusives.

12. Каган, М.С. Философия культуры [Электронный ресурс] // СПб., 2012. URL:http://www.sofik-rgi.narod.ru/kafedra/kagan_ikonnikova.htm.

13. Никитин Н.А., Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности

14. А.В.Лебедев// Музей будущего: Информационный менеджмент.- М., 2011.- URL:http://www.museum.ru/future/lmp/books/archive/IM.pdf.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Социокультурная деятельность в условиях музеев изобразительных искусств