Развитие имиджа Тюменской области через региональную символику
PAGE 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………..……………………………………………6
Глава 1. Политическая символика: между идеологией и рекламой …………..5
1.1. Понятие, классификация и восприятие символов …...………………...…..5
1.2. Символика инструмент политики …………………...………………...10
1.3. Становление современной региональной символики …………………...15
Глава 2. Развитие имиджа Тюменской области через региональную символику ……………………………………………………….……………….19
2.1. Имидж Тюменской области ………………………………………………..19
2.2. Флаг и герб Тюменской области ………………………..………………...22
2.3. Формирования эффективной структуры имиджа территории …………..27
Заключение ………………………………………………………………………31
Список использованной литературы …………………………………………..33
Введение
На поведение людей часто гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько доминирующая в обществе система символов, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. Общий язык символики свидетельствует о единстве политической культуры данного общества.
Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Научных исследований посвященных изучению роли символов в политике чрезвычайно мало, как правило, разрабатываются отдельные аспекты данной проблематики. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо. Несмотря на бесспорную важность изучения политической символики, в нашей стране это политологическое направление почти не развивается; это обусловлено, как нам кажется, преобладанием в отечественной науке узконаправленных "рационалистических" исследовательских концепций, для которых характерна тяга к однозначному восприятию связи "субъект знак обозначаемый объект". Символический же подход делает объект весьма широким, почти "иррациональным" понятием.
Каковы же политические символы для Тюменской области? Можно сказать, что территории Западной Сибири окрашены для мировой общественности в серые тона. Чтобы сформировать яркий и позитивный образ, регионы должны перейти на принципы публичного создания имиджа с помощью значимых для региона символов.
Из авторов, внесших значительный вклад в исследование проблемы политической символики в структуре имиджа территории, следует выделить таких ученых: К.С. Гаджиев, который раскрывает особенности политической символики как знаковой системы [3], классифицирует политическую символику; Д.А. Мисюрова изучает имидж регионов, их региональное позиционирование образа [7]; Ю. Перфильев рассматривает развитие региональной символики [8]; А.С. Савицкая предлагает меры для формирования эффективной структуры имиджа территории [10].
Объект работы имидж Тюменской области.
Предмет работы - политическая символика в структуре имиджа области.
Цель работы выявление роли политической символики в структуре имиджа Тюменской области.
Задачи:
1) изучить понятие и классификацию политической символики;
2) выявить отношения различных социальных слоев к политической символике;
3) рассмотреть имидж Тюменской области;
4) выявить роль символики в формировании имиджа Тюменской области.
Глава 1. Политическая символика: между идеологией и рекламой
1.1. Понятие, классификация и восприятие символов
Политическая символика неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологии в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ". Ответ здесь вряд ли может быть однозначным, например, А.Ф. Лосев насчитывал около 60 определений символа. У самого Лосева "символ... идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указания на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком" [6, C.103].
Символ можно рассматривать как знак, а совокупность символов "одного рода" - как знаковую систему. Генетически (от греков) понятие символа было связано с идентификацией некоей общности и поэтому являлось общественно-политическим, образуя возможность создания собственно политической символики как совокупности "выразительных средств, придающих политической жизни, политическому действию, различным формам материализации политики явный, особенно очевидный, подчеркнутый, либо, напротив, скрытый смысл" [5, C.57].
Символ сочетает в себе как идеальное, так и материальное, тем самым способствуя до некоторой, разумеется, степени разрешению извечного спора между бытийным и сознательным. До тех пор, пока будет развиваться материальная и духовная культура общества, будут жить и символы, так или иначе идентифицирующие данный социум, выделяющие его среди иных культур. В сфере политики символический "синтез" идеального и материального проявляется, как известно, в соединении идеального понятия власти с миром реальных вещей, создаваемым человеком. При этом символ упрощает интеллектуальные операции с простыми и сложными политическими понятиями, но в то же время открывает простор всевозможным спекуляциям на этих понятиях.
К.С. Гаджиев представляет свою классификация политической символики, которая выглядит следующим образом:
Национально-государственная политическая символика (прежде всего флаг, герб, гимн; эти же формы символики используются не только государствами, но и разнообразными организациями иного порядка).
Архитектурные комплексы (здания, сооружения и пр. Белый дом в Вашингтоне, Китайская и Берлинская стены, московский Кремль и т. д.).
Скульптурные памятники (политическим деятелям, мемориалы, посвященные историческим событиям).
Знаки отличия, (особые регалии у высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.).
Денежные знаки (на них нередко нанесены те или иные символы, имеющие отношение к данной стране; кроме того, их положение среди других валют может символизировать экономический и политический статус государства).
Политическая топонимика (названия улиц, городов, стран и т. д.).
Ритуально-процессуальная символика: ведь многие политические мероприятия это ритуал с соблюдением определенных процедур, будь то заседание парламента, вступление главы государства в должность или проведение национального праздника.
Наглядно-агитационная символика, включающая все виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, предвыборные листовки, флаги, портреты и т. д.).
Политико-музыкальная символика (не обязательно гимны, в определенные моменты истории символическими могут стать народные или революционные песни, популярные мелодии).
Предметно-объектная политическая символика (предметы или объекты, особо значимые для данной национальной общности: Колокол свободы для американцев, Царь-пушка и Царь-колокол в России, гора Афон в Греции, зуб Будды в Шри-Ланке и т. д.; зловещую символическую роль играет оружие, особенно ядерное).
Люди как политические символы (прежде всего политические лидеры Линкольн, Ленин, Наполеон и др.; легендарные герои Вильгельм Телль, Робин Гуд, Илья Муромец или вымышленные персонажи Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США).
Условно-графическая символика, включающая геральдические знаки (всевозможные звезды, кресты, львы, грифоны и т. д.).
Политический язык (специальная терминология либо особые языковые конструкции, применяющиеся в политической практике: господин, товарищ, "Ура!", а также лозунги; кроме того, контекстуально это может быть любое писаное и произнесенное слово как особый символ).
Политическая мода и стиль (общие пристрастия сторонников какого-либо движения, выраженные в одежде, поведении и т. п.).
Символы места и времени ("викторианская эпоха", "эпоха Петра Первого", "советское время" и т. д.; границы, столицы, национальные праздники также нередко привязывают к этой символике) [3, C.215].
Это перечисление, разумеется, не исчерпывает классификацию политических символов, к тому же объем работыне позволяет раскрыть генезис, структуру и функции каждого типа символики. Существеннее описать в наиболее общих чертах механизм действия вышеозначенных элементов политической знаковой системы.
Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны. Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде визитной карточки нации. Они - современные тотемы - знаки, с помощью которых один народ отличает себя другого или подтверждает границы своей "идентичности".
Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Показательно, что главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клятву верности при обязательном присутствии государственного флага. Оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое деяние.
Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в эмоциональное воплощение нации. Можно привести примеры, когда граждане одной страны, выражая свое недовольство и протест действиями другого государства, публично сжигают флаг этого государства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двусторонних или многосторонних переговорах между различными странами. Флаги перед зданием ООН символизируют страны входящие в эту международную организацию [3, C.218].
Наряду с флагом каждая страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев отождествляется с ее гербом. Часто в качестве центрального элемента гербов выступают изображения растений и их элементов (например, у Ливана - кедр, у Канады - кленовый лист и т.д.), животных (лев у Великобритании), птиц (орел у США, Германии, России и т.д.). В последних двух случаях напрашивается аналогия с миром животных и птиц: подобно тому как среди зверей царствовал лев, а среди птиц - орел, в мире людей на вершине стоит король, император, царь.
Как и в любой семиотической системе, в политической символике можно рассматривать: 1) синтактику - отношение между элементами знаковой системы; 2) семантику отношение между знаком и объектом, который он представляет; 3) прагматику отношение между знаковыми системами и теми, кто интерпретирует содержащиеся в них сообщения.
Особенность политической символики как знаковой системы состоит, в частности, в том, что ее нельзя отнести семантически только к естественным знакам, хотя в нее нередко бывают включены реальные объекты природы "священные" озера, горы, деревья; нельзя ее связывать и исключительно с образными системами, хотя в ней достаточно портретов, орденов, медалей и др., церемониальных (манифестации, заседания) знаков. Кроме того, политической символике не чужды языковые знаковые системы, а также так наз. коды (математические символы). Таким образом, политической символике свойственно вбирать в себя синтезировать различные знаки из иерархии знаковых систем и использовать их в целях политики.
Подобный синтез можно проследить в развитии. Обучение индивида, его социализация идут от усвоения естественных и иконических знаков к более сложному политическому языку. В истории человечества различные племена вначале используют простые образные символы (тотемы, ритуалы) для упорядочения общественной жизни, затем переходят к политическому языку (законы, конституции, декларации прав и пр.). Тем не менее "архаические", в историческом смысле, символы продолжают использоваться, особенно в моменты, когда выработанная в ходе более позднего развития цивилизации символика не оказывает должного воздействия.
В данном плане показательно возрождение знаков с изменением содержания (например, свастика в древности и в XX в.). И вообще смысловое наполнение многих символов меняется с течением времени. Например, флаг СССР по-разному воспринимался как внутри страны, так и за рубежом в периоды сразу после образования СССР, в 1941 - 1945 гг., в 1961 г. (полет первого космонавта), во время холодной войны, в 1980-х и 1990-х годах. По отношению к какому-либо политическому символу можно судить о ценностях, преобладающих взглядах или особенностях политической культуры общества. С данной точки зрения, для адекватного отображения общественно-политической ситуации необходимо проводить исследования общественного мнения по поводу всего реестра политической символики, а не только символических фигур вроде действующих политиков (т. е. изучать отношение к национальному флагу, гербу, гимну; к архитектурно-скульптурным сооружениям, политической топонимике, наградам и т. д.). Это же касается отношения к символам иностранных государств, различных организаций [5, C.221].
Итак, сделаем выводы по параграфу. Политическая символика неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Символ сочетает в себе как идеальное, так и материальное, тем самым способствуя до некоторой, разумеется, степени разрешению извечного спора между бытийным и сознательным. До тех пор, пока будет развиваться материальная и духовная культура общества, будут жить и символы, так или иначе идентифицирующие данный социум, выделяющие его среди иных культур. Приведенная классификация политических символов не исчерпана. Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в эмоциональное воплощение нации.
1.2. Символика инструмент для политики
Почти общепризнано применение всеобщего голосования для избрания политиков на одну легислатуру; вместе с тем о мнении народа почему-то почти всегда забывают при создании политического памятника "на века", определении главных символов государственности (флага, герба, гимна). Это, вероятно, отражение того мнения, согласно которому политика осуществляется различными группами, одна из которых, придя к власти, использует ее по своему усмотрению, внедряя свою идеологию, а значит и символику. Естественно, люди "экономят" свое время, силы, делегируя свои полномочия выборному лицу, порой вообще проявляют эскапистские настроения, не желая "вмешиваться в политику". Но всему должна быть мера. И проблема обустройства политического пространства с помощью символики имеет непосредственное отношение к гражданскому обществу.
Исследование изменения отношения различных социальных слоев к политической символике на протяжении долгого времени может дать ценнейшую политологическую, культурологическую и другую информацию. Особенно интересно проследить это изменение относительно символов, которые существуют не одно столетие (флаги, архитектурно-скульптурные памятники, различные политические термины типа "демократия", образы выдающихся деятелей и пр.). Если говорить о ситуативном отношении населения к государственной символике как к концентрированному выражению "духа" страны и ее элиты, то по этим оценкам можно судить о степени поддержки существующего строя, эффективности той или иной идеологии и т. д.
В определенном смысле политическая символика сродни тем видам искусства, которые апеллируют не столько к разуму, сколько к эмоциональной стороне человека. Именно потому, что художественный образ более чем сложен для анализа (равно как и политически и символ), помимо рационального восприятия, для нужного воздействия ("привлекает не привлекает") следует учитывать многие психофизиологические особенности человека. Например, люди весьма положительно в эмоциональном плане ощущают организацию пространства с помощью сочетания вертикальных и горизонтальных объектов. Последние человеку, по оценкам психологов, кажутся нужными для сохранения равновесия. В то же время любое возвышение над головой регистрируется сознанием как сигнал к некоторому усилию, как "вызов" человеку. Именно поэтому огромные здания и скульптуры (Эйфелева башня, статуя Свободы, небоскребы) превратились в своего рода символы. И поднимаясь на эти сооружения, люди как бы побеждают высоту. Не случайно города феодальной Европы представляли собой "битву вертикалей", когда "над рядовыми домами горожан взметались ввысь башни знати. В XIII веке городские коммуны побеждают почти повсеместно в Италии, и первым актом победивших в борьбе с феодалами купцов и ремесленников становится разрушение гордых башен". В этом примере значение высоты как знака социального и политического отличия, а также демонстрация той силы, которую оказывают символы на людей [9, C.43].
Разрушение символики вспомним традиционное уничтожение штандартов побежденного врага, произведений культуры, памятников, целых городов и т. д. один из способов борьбы со знаками власти и силы. Однако после практически любого уничтожения остается "символическая память": Карфаген, Бастилия, Берлинская стена, ставшие символами, на века задержались в истории; то же самое относится и к образам выдающихся политиков. В этом можно было бы усмотреть некий "закон сохранения" политической символики, ее "переход" из одного вида в другой, что связано, скорее всего, с двоичной, идеально-материальной природой символа. Но данный вопрос еще недостаточно изучен.
Особенно красноречив в этом отношении "язык" геральдики. Один только пример: специалисты, рассматривая изменения в гербе Норвегии после вступления страны в НАТО (к золотистому льву добавилась секира, а его когти стали черными), констатируют выраженный символический акцент на том, что с того времени "политика страны исходит из доктрины опоры на военную силу". Многие государства (или организации), особенно образованные в XX в., нарушают старинные геральдические правила, что можно охарактеризовать как попытку обновления прежних политических "языков" [11, C.124].
Если говорить о знаковой политической комбинаторике, то следует отметить, что политические символы как бы "тянутся" друг к другу, нужно только умело их соединять. Кроме того, таким образом осуществляются функции создания понятийных структур и даже иллюзий. Ведь важнейшее предназначение политической символики собирать "под свои знамена" как можно больше людей, ориентируя их на цели данной организации. Тем самым лишний раз доказывается, что символика это всего лишь инструмент для политики, но инструмент очень ценный, а задача научиться грамотно им пользоваться и совершенствовать его. Важно и другое: правильно распознавать, когда политические символы употребляются для манипулирования сознанием и идеологических спекуляций.
Большой пласт политической символики связан с властными отношениями. В этом отношении существует некая "кастовость" в применении политических символов, обусловленная занимаемой позицией в общественно-политической иерархии. Именно власть имущие претендуют на право совершать символические действия или обладать вещами, которые для других табуированы. Некто владеет регалиями (корона, скипетр и держава), кто-то большим количеством денег и другими благами, недоступными простым людям [11, C.128].
Если даже политические лидеры отстаивают интересы "низов", они при этом все же пользуются преимуществами "верхов". Часто оппозиционеры не имеют особых привилегий, но, придя к власти, окружают себя почестями и используют их, в т. ч., как они полагают, для поддержания авторитета. Здесь сочетаются два подхода к употреблению символов: 1) идентификация принадлежности к общности "по горизонтали" и 2) "по вертикали" выстроенное отношение к элите. Видимо, в этом - еще одно из противоречий политики как таковой. Знаки отличия, денежные и имущественные знаки помогают поддерживать иерархию, но при резкой смене основных символических ориентиров (революции, реформы) данные символы могут превратиться в ничто.
Поэтому бытует мнение, что активизация политического символизма приходится на переходные периоды истории, связанные с нестабильностью общественно-политического устройства. Общий объем политической символики возрастает также пропорционально простому увеличению населения планеты.
Во время исторических переломов символика может изменять свой количественный и качественный состав, принимая другие формы. Как правило, ее не становится больше или меньше, она просто меняется. Советский Союз имел не большую "массу" символики, чем современная Россия. Но та символика была ориентирована (хотя бы официально) на одну цель и на одну общность людей. В этом была ее сила и слабость. Современная российская знаковая система политики состоит из множества символических (и, следовательно, идеологических) образований, причем нередко обслуживающих весьма спекулятивные материальные и духовные интересы [12, C.225].
Не без основания считается, что символы выступают цементирующим элементом любой политической системы. Более того, организация приверженности общим политическим символам является важнейшей предпосылкой образования национального государства. Практически на всех главных государственных символах подчеркивается их территориальное единство. На флаге США, одинаковые звезды и полосы олицетворяют равенство штатов, объединённых в федерацию.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что политическая символика является одной из важнейших составных частей политической культуры. А благодаря специфическому, подсознательному воздействию символов на человеческий разум, усиливается и их знаковая poль в политической рекламе. Нужный объем политической знаковой системы, соответствующий структурам идеологий и материальной культуры в конкретном обществе, будет неизбежно заполнен. В этом отношении политика не терпит вакуума. На место одних символических форм сразу идут другие. Сейчас активизировались религиозные течения, появляются новые идеологии, в основе которых те же символы. Символика продолжает служить и войне, и миру. Пик развития национальной и региональной геральдики в России, вовсе не случайно, совпадает c усилением политической poли субъектов Федерации. Становление региональной символики, которая начав возрождаться в 90-е годы прошлого столетия, приводится в соответствующий вид в последние годы.
1.3. Становление современной региональной символики
Развитие региональной символики пришлось на время установления государственного суверенитета регионов. В советское время свою символику в РСФСР имели только национальные автономии (АССР), для русских регионов в условиях унитарного государства не было вообще никакой необходимости в собственной символике. Но с увеличением в начале 90-х годов роли регионов и конституционным установлением их равноправия получила развитие и региональная символика, олицетворяя не просто отдельные части России, но государственные образования, проводящие определенную политику.
Современная символика регионов - следствие как развития федеративных отношений, так и дезинтеграционных процессов на территории России. Не случайно, поэтому лидерами в создании собственной символики выступили республики, в которых эта деятельность стала результатом развития национального самосознания титульных народов и националистических движений.
В некоторых республиках (например, в Чувашии) поиск национальной символики начался еще в 1990 г., а в 1992-1993 гг. в большинстве из них она была принята официально. Самыми первыми еще осенью 1991 г. утвердили свою символику республики, где национальное движение достигло такого размаха, что они стали претендовать на независимость, - Татарстан и Чечня. В течение 1992 г. к ним присоединилось большинство остальных. В 1994 г. процесс формирования официальной символики республик был фактически завершен, несколько позднее - там, где очень сложны межнациональные отношения (в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии). Последней из республик свою символику приняла Мордовия, которая вплоть до 1995 г. пыталась сохранить советские флаг и герб [8, C.57].
Наиболее древние существующие символы, легшие в основу современной региональной официальной символики, в России сложились в еще в XIII-XVII вв. Это в первую очередь главный элемент гербов Москвы и Московской области - Георгий Победоносец, поражающий змея - он в течение XIV-XVI в. служил официальным символом Московского государства, пока его не заменил в этой роли двуглавый византийский орел. К древнейшим символам относятся также главные элементы современных гербов Новгородской и Псковской областей (относятся еще к XV в.), Кировской и Астраханской областей (XVI в.), Владимирской, Пермской, Смоленской, Ярославской, Тверской и Рязанской областей (не моложе XVII в.). Это официальная символика, обозначавшая либо древнерусские великие княжества, либо царства (кроме Астраханского это также Казанское и Сибирское, элементы последнего (два соболя) в настоящее время используются в гербах Тюменской и Кемеровской областей) и земли, присоединенные к России. Эта символика есть результат развития русской государственности, каждая из них имеет свою богатую историю, установить точное время возникновения и первоначальное значение которой уже практически невозможно [8, C.59].
Вторая группа гербов восходит к началу XVIII в. к знаменам русских полков, которые во времена Петра I были размещены в конкретных городах, от которых получили сове название. Эти знамена потом стали основой гербов тех городов, к которым были приписаны, а уже от этих городов перешли на гербы губерний, центрами которых являлись. Главные элементы этих гербов были придуманы либо лично Петром I, либо его сподвижниками в течение первой трети XVIII в. Это гербы Архангельска, Белгорода, Брянска, Вологды, Воронежа, Курска, Орла, Пензы, Самары, Симбирска, Тамбова, Царицына, Санкт-Петербурга, Тулы и Саратова. К этому же времени относится и первое изображение главного элемента герба Иркутска, который по своему генезису скорее восходит к более древним гербам.
Третья группа гербов относится ко второй половине XVIII-XIX вв., когда была создана основная масса всех гербов городов и губерний страны. Эти гербы большей частью придумывались в Петербурге, а затем жаловались городам и губерниям специальными императорскими указами. Так появились в XVIII в. гербы Томска, Оренбурга, Костромы, Калуги, Липецка, Кургана, Омска, в XIX в. - Красноярска, Кузнецка, Барнаула, Благовещенска, Владивостока, Новочеркасска, Ставрополя, Хабаровска, Читы, Кубанской и Камчатской областей. Многие городские гербы в течение XIX в., когда они ложились в основу гербов губерний, подверглись значительной модификации: так, стульчик с короной на гербе Твери заменил на гербе губернии уже трон с шапкой Мономаха, одноглавый орел из герба города Орла превратился в двуглавого орла на гербе Орловской губернии, конь из герба Томска на гербе губернии вздыбился и т.д. В большинстве своем именно эти модифицированные гербы и восстановили в настоящее время регионы. Гербы этого времени в основном отражают специализацию регионов в то время, либо подчеркивают какие-либо другие особенности своих административных центров и окружающих их территорий [8, C.60].
Четвертая группа гербов относится к советскому времени - из современных гербов это гербы Тувы, в определенной степени Карелии и Ивановской области. В большинстве своем советские гербы уже прекратили свое существование, хотя время от времени в том или ином месте призывают к их восстановлению.
Пятая группа - это гербы примерно четырех десятков регионов страны, появившиеся с начала 1990-х гг., в которых можно найти элементы как советского, так и дореволюционного времени.
Таким образом, наиболее часто используемыми в региональной символике стали различные животные, которые присутствуют на большинстве гербов и флагов регионов страны. Именно животные стали тем символом, который наиболее "удобоварим" в современных условиях. Растения в отличие от животных не нашли большого применения в региональной символике. Вторым массовым объектом геральдического творчества регионов после животных стали различные объекты природной среды и ландшафтов регионов. Особенно популярны горы, которые в том или ином виде присутствуют на гербах и флагах всех северокавказских республик (кроме Чечни), а также на гербе Республики Алтай (т.е. в гербах горных регионов). Очень популярны изображения солнца и солярных знаков, которые в том или ином виде присутствуют в символике многих регионов. Часто в гербах и флагах республик и автономных округов используются различные мифические и символические изображения. Основу гербов шести регионов составляет образ всадника - это Георгий Победоносец, поражающий змия, в гербах и флагах Москвы и Московской области, Салават Юлаев в гербе Башкирии.
В целом можно выделить развитие государственной политической символики (флаг, герб, гимн) как в мире так и в России. В тоже время официальные региональные символы не становятся более значимыми в имидже территорий. Например, мало кто знает, как выглядят флаг и герб Тюменской области. Поэтому для регионов важно развивать не только официальные символы, но и строить имидж территории с помощью других, более известных брендов. Очень яркими символами территорий являются исторические памятники, которые приносят имиджу региона большую пользу с политического, культурного и социально-экономического значения. Кроме того за ними скрыты большой потенциал для развития туризма.
Глава 2. Развитие имиджа Тюменской области через региональную символику
2.1. Имидж Тюменской области
Как и любая территория, Тюменская область нуждается в формировании позитивного имиджа. В данном случае под имиджем территории понимается образ определенного географического региона России, сформированный в сознании целевых аудиторий стихийно либо целенаправленно. Положительный образ территории укрепляет ее позиции и обеспечивает конкурентоспособность относительно других территориальных образований, а также повышает уровень качества жизни граждан, способствует успешному продвижению местных товаров и услуг на внешнем рынке и воздействует на мнения, оценки инвесторов, представителей федеральной власти.
Стихийно сложившийся образ любых субъектов нуждается в трансформации, потому что изменяется время и восприятие своего места проживания у населения, изменяются стандарты жизни. Управление имиджем - важная составляющая современного менеджмента и маркетинга территорий. В настоящее время имидж Тюменской области является односторонним, территория воспринимается исключительно как нефтегазодобывающая провинция. Об этом свидетельствуют пилотные социологические исследования, осуществленные в 2008 г. Объектами данных исследований явились представители внутренней аудитории (студенты вузов г. Тюмени) и внешней - жители других городов России, Молдавии, Украины. Целью исследований было выяснение того, как целевая аудитория воспринимает. В данном случае восприятие - это «процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета». Исследование проводилось в форме анкетного опроса [4, С.211].
В ходе исследования выяснилось, что у большинства жителей других территорий (98%) словосочетание «Тюменская область» ассоциируется в первую очередь с нефтегазодобычей. 70% тюменских студентов точно воспринимают свою территорию. Внешней аудитории известны имена Д.И. Менделеева (22 %) и С.С. Собянина (18 %). Тюменцы знают С. Собянина (55%); своего губернатора В.Якушева и участницу реалитишоу «Дом 2» А. Водонаеву (по 15%). От 1 до 3% набрали: Д.И. Менделеев, П.П. Ершов, Ермак, В.И. Муравленко, Ю.Н. Неелов, В.П. Крапивин [4, C.212]..
Представители внешней аудитории в целом незнакомы с достопримечательностями Тюменской области, лишь 17% из них назвали Тобольский кремль. Им неизвестно ни одной торговой марки, произведенной в регионе. При назывании сфер деятельности, наиболее привлекательных для студентов вузов г. Тюмени, мнения распределились следующим образом: перспективы будущей работы 50%; проведение досуга в культурно-развлекательных центрах - 20%; реализация творческих и спортивных возможностей - 15%; получение образования - 15%.
Основным источником информации о Тюменской области среди представителей внешней аудитории являются СМИ - 78%; по отзывам других людей о регионе известно 19% граждан; по личному опыту с областью знакомы 3% опрошенных. Среди СМИ для жителей других территорий приоритетными в получении информации являются телевидение и радио. Газеты читают лишь 8 % респондентов [4, С.213].
Для более полного представления об имидже территории в 2008 09 гг. был проведен контент-анализ федеральных СМИ: «РИА Новости», «Комсомольская правда», «Российская газета» (по данным рейтингового агентства «Ex Libris», эти издания входят в пятерку самых популярных СМИ Российской Федерации. Также анализировались «Русское радио», Радио «Маяк», «Первый канал», «НТВ» (по данным рейтингового агентства «Сomcon», эти СМИ входят в пятерку лидеров на рынке отечественных теле и радио каналов). В итоге было проанализировано 131 сообщение, показавшее, что 82% публикаций о регионе носит положительный характер (например, «самая красивая девушка мира родилась в Нижневартовске и учится в Тюмени»). На втором месте нейтральная информация - 11%.
Отрицательную оценку имеют только 7% сообщений («в Тюмени был зверски убит гастробайтер»). Основной объект журналистских материалов - социальная жизнь региона - 87%. Основная информация о спортивных, культурных достижениях области, о ее выдающихся людях и важных официальных визитах. Примечательно, что сообщения о Тюменской области в информационном агентстве «РИА Новости» появляются практически каждый день и носят в большинстве случаев нейтральный или положительный характер. Сюжеты о регионе размещаются на федеральных телеканалах с периодичностью раз в месяц, в основном, положительные - 82%; в газетах 3-4 раза в месяц, материалы носят как положительный, так и отрицательный характер - 48% и 34% соответственно, на радиостанциях 1-2 раза в месяц, информация является, в основном, нейтральной (82%). [4, C.216].
Разработка стратегии и программы комплексного продвижения имиджа позволяет оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на информационные, социо-культурные, спортивные и другие проекты, которые в любом случае происходят в городах и регионах. При комплексном подходе результаты реализации данных проектов не являются разрозненными, а целенаправленно синтезируются в усиление бренда, развитие положительного образа региона и его руководителей в восприятии целевых аудиторий: органов федеральной власти, российских и зарубежных инвесторов, ассоциаций бизнеса, институтов гражданского общества, средств массовой информации.
Без применения современных инструментов и технологий, позволяющих создать сильный бренд региона, уже невозможно представить конкурентную борьбу за внешние и внутренние инвестиции, экономические рейтинги, туристические потоки и т.п.
Бренды территорий, как правило, работают с внешними аудиториями и решают экономические (туристические), геополитические задачи: привлечение инвестиций, туристов, высококвалифицированных работников и т.д. Создание единого гуманитарного пространства, усиление региональной идентичности. Необходимо, чтобы бренд области работал не с традиционными внешними аудиториями, а с внутренними: жителями самого региона. Новые задачи культивирование чувства гордости за свой регион, улучшение социального климата, усиление идентичности, вовлечение жителей в решение общих задач.
Таким образом, сообщения о регионе в федеральных СМИ в основном носят положительный характер, хотя тематика сообщений является односторонней - социальные аспекты жизни региона. Недостаточно материалов о том, как в области реализуются инновационные проекты, как область справляется с кризисом и т.д. В современных условиях превалирование в имидже территории только одной, экономической составляющей, негативно влияет на перспективы развития региона, способствует его стратегическому отставанию. Исходя из этого, возникает потребность изменить структуру текущего имиджа Тюменской области, позиционировать ее как территорию, привлекательную для населения, потенциальных инвесторов, туристов, обладающую разнообразными товарами, услугами, культурными ценностями и т.д. Для этого необходимо продвигать в СМИ официальные политические символы Тюменской области флаг и герб, речь о которых заходит очень редко. Они должны быть более узнаваемыми, ими должно гордиться население области.
2.2. Флаг и герб Тюменской области
В 1994 году Дума Тюменской области приняла несколько постановлений, направленных на организацию конкурса по разработке символов области. Герб и флаг области утверждены областной Думой 11 мая 1995 года (постановление №178 «О гербе и флаге Тюменской области»). Тогда же принят Закон о гербе и флаге. Он был подписан главой администрации Тюменской области 24 мая 1994 года [13].
Законом Тюменской области от 15 апреля 1996 г. №36 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О гербе и флаге Тюменской области» (принят постановлением Тюменской областной Думы от 26 марта 1996 г. № 411) было решено уточнить местоположение красного треугольника на полотнище флага. Новая редакция описания флага: «Флаг Тюменской области прямоугольное полотнище из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней белого, средней синего и нижней зеленого с наложением на них со стороны древка прямоугольного равнобедренного треугольника красного цвета» [2].
Но процесс становления символики Тюменской области не был завершен, требовалось дальнейшее совершенствование законодательства с целью приведения его в соответствие с федеральными нормами и геральдическими требованиями. В результате, при тесном взаимодействии с Уральской геральдической ассоциацией, 24 октября 2008 года были внесены изменения в описание герба и флага Тюменской области, которые успешно прошли экспертизу в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации [13].
Прежний символ сослужил свою добрую службу, олицетворяя нашу территорию на протяжении пятнадцати лет и теперь займет почетное место в истории края. История флагов субъектов Федерации ещё очень коротка, но как символу единения народа, проживающего на данной территории - ему отдаются такие же почести, как и государственному флагу.
Новый герб Тюменской области согласовал геральдический совет при президенте РФ. Новый вариант тюменского герба выглядит так: два черных соболя с золотыми грудками держат трехцветный (бело-сине-зеленый) щит, внутри него располагается круг солнца, залитый богатством области черной нефтью, снизу развевается синяя лента с черным подбоем, на ней написан девиз региона «Сибирью прирастать будет», взятый из известного изречения Михаила Ломоносова. Все это венчает голубая императорская корона [1].
Первоначально ленту предполагалось сделать черной, однако тюменские парламентарии предложили разработчикам сменить цвет на голубой. Хотя синяя лента это символ ордена Андрея Первозданного, в геральдическом совете при президенте России пошли навстречу региону. На новом гербе области будет красоваться голубая лента, но с черным подбоем. Буквы девиза будут выполнены в золоте.
Главные символы Тюменской области герб и флаг получили необходимое юридическое закрепление. И очень важно, что это произошло именно в год 65-летия Тюменской области [1].
Рис.1. Полный герб Тюменской области. Дата принятия: 24.10.2008 г.
Герб "...представляет собой композицию на серебряном геральдическом щите, состоящую из элементов:
- абрис (контур) Тюменской области, расцвеченный белой, синей и зеленой полосами, в центре - круг, разделенный на верхнюю и нижнюю части в соотношении 1:2; а) верхняя: золотое полукружье восходящего солнца с золотыми лучами; б) нижняя: полукружье, расцвеченное синими (широкими) и черными (узкими) вертикальными полосками;
- над абрисом золотая корона, составленная из элементов традиционных орнаментов северных народов области;
- снизу золотая лента с надписью черного цвета "Тюменская область".
- по сторонам - фигурки стоящих соболей, поддерживающие абрис области и корону" [13].
Абрис (контур) области отражает административно-территориальные, природно-географические особенности региона, вхождение в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - самостоятельных субъектов Российской Федерации, вместе с тремя цветными горизонтальными полосами говорит о единстве традиционной территории, ее сложившихся устойчивых границ.
Круг в центре - символ гармонии. Восходящее солнце олицетворяет надежды на процветание людей и земли тюменской, Югры и Ямала. Нижняя часть круга с синими и черными полосами напоминает о главных природных богатствах области - запасах нефти и газа, по добыче которых область занимает первое место в России. Золотая корона означает проявление высшей ценности человека - его талантов, способностей, творческих устремлений. Фигурки соболей - символы былого основного богатства Сибири.
Щитодержатели сибирские соболя, это неотъемлемый элемент древних сибирских символов, так же как и стрелы с острым наконечником, расходящиеся в разные стороны - они указывают на протяжённость территории от уральских гор до северных морей.
Изучая герб, о нас будут судить не только современники, но и наши потомки, а значит и по гербу будут определять, как мы относились к родному краю, к его истории [1].
"Флаг Тюменской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней -белого, средней - синего и нижней - зеленого с наложением на них со стороны древка прямоугольного равнобедренного треугольника красного цвета.
По середине синей полосы по горизонтали расположены три равноудаленные одна от другой короны, стилизованно выполненные из элементов традиционных орнаментов северных народов области, первая корона слева в точности воспроизводит корону герба Тюменской области. Отношение ширины флага к его длине - 2:3".
Рис. 2. Флаг Тюменской области. Дата принятия: 24.10.2008 г.
Авторы проекта флага - А.В. Нескоров, С.А. Здановский и Б.А. Трегубов. В композиции флага объединены цвета символики России и Сибири. Цвета флага - красный, белый, синий, зеленый отражают традиционно почитаемую колористику славянского, тюркского, угрофинского и самодийского народов, населяющих область. Красный цвет символизирует жизнь, силу, красоту, братство, единство. Белый также говорит о снегах, покрывающих на семь-девять месяцев бескрайние просторы области, синий - о великих реках, неисчислимых озерах региона, выходе его к арктическому морю, зеленый - о тайге, занимающей большую его часть. Три короны символизируют три субъекта Российской Федерации: область и два автономных округа [13].
Можно сделать вывод, что изменение прежней символики не было значительным. Оно старого герба связано с тем, что символ, разработанный в 1995 году, не соответствует нормам геральдики. При создании нового изображения за основу был взят уже существующий вариант. В новом изображении герба фигурки стоящих соболей поддерживают геральдический щит, расцвеченный белой, синей и зеленой полосами. Три полосы это три территории региона. Черные соболя с золотыми грудками подчеркиваются золотой императорской короной, снизу изображена черная лента. В новом гербе нет карты, а надпись «Тюменская область» замена девизом «Сибирью прирастать будет». Флаг и герб Тюменской области должны стать отождествлением единства области как и задумывали их авторы в действительности.
2.3. Формирования эффективной структуры имиджа территории
Для развития Тюменской области необходимо создание эффективной структуры имиджа, с помощью которой наша область будет выглядеть с положительной стороны для внешнего мира. Разработка имиджа осуществляется в рамках маркетинга территории и основана на технологиях продвижения, используемых в рекламе. Особо выделим две технологии создания и внедрения имиджа территории: символическую политику (поиск символов, брендов, лозунгов развития территории и их «овеществленное проявление» в виде символики территории) и мифотворчество, то есть создание или продвижение неких легенд, подчеркивающих уникальность территории.
Легенды и мифы для продвижения территорий используются активно: можно вспомнить легенды о Ермаке и др. Тем не менее, основное содержание концепции позиционирования это бренд региона: его название, слоган, визуальный символ, точки позиционирования. Бренд внешняя сторона имиджа, его парадная часть, картинка, к которой регион должен стремиться.
Важнейшим условием успешности имиджа является четкий выбор точек позиционирования. Расплывчатое позиционирование сибирских регионов, не способных выбрать между экономикой, культурой и туризмом, связано, прежде всего, со столь же нечетким пониманием целевой аудитории. Сейчас обычно власти решают две задачи: либо поддерживают федеральные начинания («президент сказал, надо повысить уровень жизни, вот мы и повышаем»), либо стараются привлечь иностранных инвесторов.
В 2004 году Тюменская область и Югра организовали грандиозную журналистскую экспедицию по городам Западной Сибири для сотни представителей российских и зарубежных СМИ. Москвичи и иностранцы просили показать им нефтяные вышки в Тюмени, и вообще многое впервые для себя обнаружили (в частности то, что Тюменская область входит не в Сибирский, а в Уральский федеральный округ). Подобный журналистский десант, безусловно, способствует подлинному открытию региона со стороны мирового сообщества [10].
Почему в Тюменской области возникла необходимость в развитии структуры имиджа региона? Как социальная общность области находится сегодня в стадии своего формирования, что связано с интенсивностью миграционных потоков, относительно слабой интегрированностью отдельных территорий, отсутствием однозначной и явно выраженной модели областной идентичности в сознании населения. Жители идентифицируют себя с определенным городом, предприятием или Россией в целом, гораздо в меньшей степени с областью. Эти проблемы находятся в фокусе пристального внимания властей, которые предпринимают различные шаги для их решения.
Ожидается, что благодаря развитию структуры имиджа региона увеличится доля совершеннолетнего населения, связывающего свое будущее с Тюменской областью, произойдет укрепление региональной идентичности, повысится эффективность взаимодействия областных органов власти и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Кратко подводя итоги работы по развитию имиджа Тюменской области можно показать круг факторов, которые анализировались в контексте проблемы региональной идентичности. Если анализировать ценностные ориентации социума то можно выделить ценностные идентификаторы: жизнь, дружба, профессионализм и другие, каждый из которых имел четкое толкование, в результате были выявлены ценности-лидеры.
Также следует отметить, что ценности советского прошлого столь же значимы для Тюменской области, как и ценности прагматичного отношения к реалиям сегодняшнего дня. Ведь, область одновременно идентифицируется в поле СМИ и как Сибирь, и как Урал, и как Север одновременно принадлежит к этим трем макрорегионам.
Основным источником мифологем в региона являются его углеводородные ресурсы, которые в текстах СМИ одушевляются: Нефть это кровь экономики. Тюменская область энергетическое сердце России, приобретают высокое социальное значение: Нефть и газ на территории Тюменской области не только объект производства или сырье, а социальное явление. Комплекс верований в чудесные возможности, связанные с нефтью и природными богатствами приводят к такой языковой модели, встречающейся в областных СМИ: Наша область край несметных богатств и неиссякаемых возможностей.
Другим трендом явился комплекс представлений об особом характере жителей Тюменской области. Например, в информационном пространстве «югорский характер» описывается как характер первопроходцев, смелых и открытых людей, которые отличаются особой теплотой и взаимовыручкой, без чего невозможно было осваивать нефтяные богатства округа.
Все эти результаты должны стать основой для разработки кампании по усилению имиджа Тюменской области, которая должна подчеркнуть особую уникальную роль региона для экономики страны и всего мира, связать общество области в единое социальное и культурное целое через общие ценности и другие инструменты брендинга.
Брендирование включает в себя еще один важный элемент визуализацию, логотип.
В основе разработки концепций имиджа Тюменской области должны лежать следующие условия:
логотип основан и имеет ассоциации с цветовой гаммой официальной символики региона,
привязан к отличительным уникальным особенностям природы, культуры, архитектуры региона или иным его эксклюзивным артефактам,
прост в исполнении, не перегружен деталями для технологического удобства исполнения разными средствами на разных поверхностях,
доступен для восприятия разными аудиториями и социальными группами: от детей до бизнесменов или преподавателей ВУЗов,
обладает ярким, запоминающимся стилем.
Можно сделать вывод, что в современных условиях превалирование в имидже территории только одной, экономической составляющей, негативно влияет на перспективы развития региона, способствует его стратегическому отставанию. Для формирования единого социо-культурного пространства и усиления региональной идентичности должна быть разработана программа продвижения имиджа, включая информационную кампанию и серию рекламных баннеров, основанных на выявленной ценностной платформе. Основными источниками стиля являются официальный герб и флаг Тюменской области. Они должны стать полноценными брендами области, быть более известными для населения, как вне области, так и внутри нее. Для этого необходимо воспользоваться опытом других регионов, зарубежным опытом для развития политических символов в СМИ, использовать новейшие технологии в рекламе.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что политическая символика неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Символ сочетает в себе как идеальное, так и материальное, тем самым способствуя до некоторой, разумеется, степени разрешению извечного спора между бытийным и сознательным. До тех пор, пока будет развиваться материальная и духовная культура общества, будут жить и символы, так или иначе идентифицирующие данный социум, выделяющие его среди иных культур. Приведенная классификация К.С. Гаджиева политических символов не исчерпана. Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в эмоциональное воплощение нации.
Несмотря на относительную молодость большой части региональной символики, она постепенно занимает определенную нишу в политической жизни страны. Каждый регион стремится чем-то выделиться на фоне остальных, и символика для этого подходит как нельзя лучше. Но в то же время она стала мощным атрибутом внутрирегиональной жизни и политики. Пусть каждый, кто обратит свой взор на геральдический знак отчего края, увидит, какую обширную и прекрасную землю оставили нам в наследство наши предки и поймёт, как нужно сберегать её для тех, кто станет жить на этой земле в будущем. И в этом, наверное, главное предназначение геральдики».
Изменение прежней символики Тюменской области не было значительным. Оно старого герба связано с тем, что символ, разработанный в 1995 году, не соответствует нормам геральдики. При создании нового изображения за основу был взят уже существующий вариант. В новом изображении герба фигурки стоящих соболей поддерживают геральдический щит, расцвеченный белой, синей и зеленой полосами. Три полосы это три территории региона. Черные соболя с золотыми грудками подчеркиваются золотой императорской короной, снизу изображена черная лента. В новом гербе нет карты, а надпись «Тюменская область» замена девизом «Сибирью прирастать будет». Флаг и герб Тюменской области должны стать отождествлением единства области, как и задумывали их авторы в действительности.
Ожидается, что благодаря развитию структуры имиджа региона увеличится доля совершеннолетнего населения, связывающего свое будущее с Тюменской областью, произойдет укрепление региональной идентичности, повысится эффективность взаимодействия областных органов власти и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Основным источником мифологем в региона являются его углеводородные ресурсы, которые в текстах СМИ одушевляются: Нефть это кровь экономики.
В современных условиях превалирование в имидже территории только одной, экономической составляющей, негативно влияет на перспективы развития региона, способствует его стратегическому отставанию. Для формирования единого социо-культурного пространства и усиления региональной идентичности должна быть разработана программа продвижения имиджа, включая информационную кампанию и серию рекламных баннеров, основанных на выявленной ценностной платформе. Основными источниками стиля являются официальный герб и флаг Тюменской области. Они должны стать полноценными брендами области, быть более известными для населения, как вне области, так и внутри нее. Для этого необходимо воспользоваться опытом других регионов, зарубежным опытом для развития политических символов в СМИ, использовать новейшие технологии в рекламе.
Список использованной литературы
- Закон Тюменской области «О внесении изменений в Закон Тюменской области о гербе и флаге Тюменской области (от 24.10.2008)».
- Закон Тюменской области «О гербе и флаге Тюменской области (от 15.04.1996)».
- Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Эксмо, 2015. 620с.
- Герасимова Г.И. Ткаченко И.А. Текущий имидж территории как объект изучения и видоизменения (на примере Тюменской области). // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. / Под ред. А. Д. Кривоносов. СПб: Роза мира, 2014 - с.211-217.
- Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Вестник Московского университета. Сер. 7 "Философия". 2012. - №2. - с.55-58.
- Лосев А.Ф. Проблемы становления символа и реалистическое искусство. М.: МГУ, 2013. 480с.
- Мисюрова Д.А. Политическая реклама: между рекламой и идеологией. // http://www.novopol.ru
- Перфильев Ю. Региональная символика: в поисках идеологии. // ПОЛИС. 2015. - №4. С.54-62.
- Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: ВЛАДОС, 2013. 178с.
- Савицкая А.С. Отчет по проекту тематического плана НИР № 6.2.08 «Построение интегральной модели имиджа государства в мировом информационном пространстве» Исследовательский проект «Имидж государства» http://www.statebrand.ru
- Тернер В. Символ и ритуал. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2013. 314с.
- Трессиддер Дж. Словарь символов. / Пер. с англ. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2014. С.437.
- Официальный портал органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/about/simbolism.htm
Развитие имиджа Тюменской области через региональную символику