Алкены :состав, строение, номенклатура , изомерия, физические свойства - скачать бесплатно


Алкены :состав, строение, номенклатура,

Изомерия, физические свойства.

Девиз: Величие человека в его способности мыслить

Цель урока : Познакомить учащихся с составом, строением, гомологическим рядом, номенклатурой, изомерией и физическими свойствами алкенов; закрепить на новом материале основные положения теории строения орг. соединений А. М. Бутлерова ; рассмотреть понятие кратных связей применительно электронной теории.

Тип урока : Обучающий.

Задачи

Обучающие :

    Развитие умений устанавливать причинно –следственные связи между составом, строением и свойствами вещества ;

    Развитие умений выделять главное и характерное;

    Развитие умения грамотно, четко и точно выражать мысли.

Воспитательные :

    Формирование познавательного интереса и творческих способностей ;

    Воспитание высокой творческой активности при выполнении самостоятельной работы с текстом

Технологии обучения :

    Проблемная, индивидуально –дифференцированная

Методы обучения :

По источнику знаний :

    Словесные,

    Наглядные,

    Практические.

По уровню познавательной активности:

    Проблемный,

    Частично – поисковый.,

По принципу расчленения или соединения :

    Аналитический,

    Сравнительный,

Оборудование: Таблицы-«Строение алкенов», «Пространственная изомерия», шаростержневые

модели алкенов, его гомологов и изомеров, раздаточный материал для рефлексии и оценки знаний. карточки с тестом, держатель, лаб. штатив.

Реактивы : этиловый спирт, конц. серная кислота, спички, спиртовый р – р йода, р –р перманганата калия

Ход урока

1.Орг. момент.

. Повторение материала.

а) Показываю шаростержневые модели: этана и этена (этилена)

пропана и пропена(пропилена)

б) Фронтальный опрос

1.С какими из этих соединений вы знакомы?

2.Назовите их по систематической номенклатуре.

3.В какую группу соединений они объединены?

После ответов перехожу к основной части урока.

2. Основная часть.

Называю представителей кл. алкенов –этен, пропен. С учащимися определяем тему, цель, задачи изучения нового материала. Тему, план урока записываем в тетрадях..

Материал изучаем методом лекции - с элементами беседы, проблемной ситуации, с записью опорного конспекта.

Для доказательства принадлежности алкенов к кл «Углеводородов»

Демонстрирую опыт –горения этилена ;

Принадлежность к непредельным углеводородам – пропусканием этилена через р-р йода и

Р - р перманганата калия.

Выясняем с учащимися :состав, строение, номенклатуру, изомерию алкенов.

Производим запись в тетрадях

Состав и строение:

Углеводороды, в молекулах которых имеется одна двойная связь между атомами углерода наз. алкенами (олефинами, этиленовыми углеводородами). Общая хим. формула – С N Н2N+2. . Объясняю на примере этилена по таблице, шаростержневой модели электронное и пространственное строение молекулы Атомы углерода при двойной связи находятся в состоянии sp2 гибридизации; угол связи 120 градусов.; двойные связи не равноценны ; сигма - связь – более прочная ; пи –связь - легче рвется, более реакционноспособна, при двойной связи атомы находятся в одной плоскости ;электроны «пи» связи образуют боковое перекрывание. Показываю неВозможность вращения атомов углерода вокруг двойной связи.

Номенклатура:

Устно объясняю номенклатуру, а тетрадях записываем несколько хим. формул, даем названия.

Изомерия :

Рассматриваем 4 вида изомерии, записываем по 2 примера каждого вида:

А ) углеродного скелета ;

Б) положения двойной связи ;

В) классов соединений ;

Г )пространственная.

Этилен (слайд - строения этилена)

Останавливаемся на строении и свойствах этилена как характерным представителем алкенов.

М r=28 , имеет «=»,sp2 гибридизация, молекула плоская, угол 120 градусов,

Х. ф.-г, ц. нет, чуть сладковатый, пл. р.в Н2О

Этилен –является родоначальником целого ряда алкенов сходного строения –гомологического ряда. Повторяем про гомологическую разность. Зависимость физических свойств от количественного состава (учебник)(Устанавливаем причинно –следственные связи между строением и св-вами)

Физ. св - ва: С2 – С4 г.;Ц нет, С5 -0С 18 ж., С больше 19 тв.; м. р.в Н2О.

Хим. св-ва : активны из-за наличия «=». О чем будем говорить на следующих уроках

3. Заключение.

Итак, подведем черту изученному материалу. Беседа.

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.С какими особенностями непредельных углеводородов вы познакомились?

3.Что для вас показалось трудным?

4.Что вам повторить еще раз?

Теперь чуточку перед тестами отдохнем.

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем и ни удач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

5.Индивидуальная работа по карточкам – проверить знания, полученные на уроке

Учащиеся получают карточки с заданиями, где, если согласен с утверждением, то рядом ставит знак «+» , если нет, «- «

Вариант 1

1)Общая х. ф. Сn Н2n+2

2)В молекулах алкенов две «=»

3)Этен –важнейший представитель алкенов

4)Алкены – ненасыщенные углеводороды

5)Алкены –сырье для получения полимеров

Х. Ф.этена – С2Н4

Этен получают дегидратацией этанола

Напишите структурные формулы углеводородов : Бутен -2 ;

2 - метил –пентен -2

Вариант 2

Названия алкенов образуют с помощью суффикса –ан

Алкены горят с образованием СО2 и Н2О

Общая х. ф. алкеновСn Н2n

Алкены – предельные углеводороды

В молекулах алкенов одна «=»

Алкены обесцвечивают бромную воду

Атомы углерода в молекулах алкенов находятся в sp3 гибридизации

Напишите структурные формулы углеводородов :2,3 диметилбутен -1;

4 –метилпентен -2

4.На дом :параграф 4 стр.33 -35 устно;стр. 41 № 1,2 (устно);письменно № 6 ,7,9 ;

Выучить опорный конспект по тетради.

Индивидуальные задания

Приготовить презентацию на тему : «Применение полимеров а)вбыту;

Б)в промышленности

В) медицине

Урок окончен. Благодарю за урок