Влияние внешней среды на деятельность торговой организации

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………… 3
  2. Понятие внешняя среда торговой организации, её типы и основные характеристики…………………………………………. 5
  3. Влияние факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды на деятельность торговой организации……………... 9
  4. Анализ факторов внешней среды торговой организации………………………………………………… 19

5.Анализ факторов внешней среды деятельности предприятия на примере

кафе ООО «Вечерок»………………………………………. 26

6.Заключение………………………………………. 35

7.Список литературы ………………………………………. 38

Введение.

Актуальность темы исследования. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, необходимым для поддержания внутреннего потенциала организации на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, но ресурсы внешней среды не безграничны. На них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.

Способность организации реагировать и справляться с изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления планов организации. Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе её построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должны обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность торговой организации.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть понятие внешней среды торговой организации. Её типы и основные характеристики.

2. Проанализировать влияние факторов внешней среды на деятельность торговой организации.

3. Проанализировать факторы внешней среды торговой организации.

2. Понятие внешняя среда торговой организации, её типы и основные характеристики

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку любая организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.

Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.

Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.


Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной организации, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой организации. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды организации.

Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К ним относят следующие субъекты, которые будут рассмотрены далее: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико - правовые, а также международные изменения.

Изменчивая внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи организации. К этим аспектам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.

Характеристики внешней среды

Руководство фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов и качеств внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующий перечень характеристик внешней среды:

  • взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
  • сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
  • подвижность внешней среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
  • неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

3. Влияние факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды на деятельность торговой организации

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно то, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

Среда прямого воздействия

(рис. 1.)

Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации (рис. 1.), оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность торговой организации.

При рассмотрении влияния на торговую организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

К элементам прямого воздействия внешней среды относятся:

1) Поставщики. Осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя.

При изучении поставщиков в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантия качества поставляемого товара; временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

Поставщики материальных и природных ресурсов могут воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Эта зависимость дает власть поставщикам и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом – на эффективность деятельности организации.

Установление предприятиями-монополистами неоправданно высоких тарифов на электроэнергию, газ, нерегулярное снабжение или отключение этих жизненно важных источников поступления ресурсов в случае неуплаты ставят многие организации на грань выживания или банкротства. Поэтому они стараются поддерживать со своими основными поставщиками взаимовыгодные отношения, порой на многолетней контрактной основе. Если фирма имеет надежных поставщиков, она может сэкономить на хранении запасов. От ненадежных поставщиков необходимо избавляться.

2) Капитал. Для роста и процветания торговой организации нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица. Как правило, чем лучше дела у организации, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенности венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств. По этой причине некоторые исследователи опасаются за судьбу малого бизнеса в США.

3) Законы и государственные органы. Влияют на торговую организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.

Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус – ОАО (открытое акционерное общество), ООО (общество с ограниченной ответственностью), ЗАО (закрытое акционерное общество), ИП (индивидуальный предприниматель) и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством. Помимо прочего, торговая организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санитарно - эпидемиологический надзор, Пенсионный Фонд и многих других.

4) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж организаций.

Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос. По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Каждая торговая организация существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности.

5) Конкуренты.

Один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Это любые организации или фирмы, реализующие продукцию на одних и тех же рынках или оказывающие услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. Они конкурируют между собой за ресурсы. И самым главным из них является рубль покупателя. Торговая организация должна знать сильные и слабые стороны конкурента и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий. Конкурентная борьба формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт.

Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

6) Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т. е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к таким организациям, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем. В некоторых отраслях глобальная конкуренция вынудила ряд компаний искать менее дорогую рабочую силу в других странах.

7) Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примеры: машиностроительные фирмы, фирмы, распределяющие товары (дистрибьютеры), и магазины розничной торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций. Можно представить, во что обошлось бы отсутствие хотя бы одной детали, которая устанавливается в определенной точке сборочного конвейера, например, фирме «Дженерал Моторс». Аналогичным образом, если магазин лишается какого-то популярного продукта, потребители скорее всего уйдут к конкуренту.

Японцев считают создателями методов ограничения запасов, фирмы, для которых материалы — входы, считают, что то, что необходимо для следующего этапа производственного процесса должно доставляться по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с высшей степени взаимосвязанными поставщиками. В других странах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Крупные производители пива, например, заключают контракты с несколькими бумагопроизводителями на картон для коробок стандартного размера — под шесть банок пива и обеспечивают тем самым постоянный приток упаковочного материала, расходуемого в больших количествах. Таким путем производители пива обеспечивают свою безопасность на случай забастовки или производственных трудностей, которые в ситуации одного поставщика картона помешали бы выпуску пива в популярных шестибаночных упаковках. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение, а не на другие нужды. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.

Среда косвенного воздействия

Рис. 2.

Факторы косвенного воздействия внешней среды торговой организации (рис. 2.) обычно не влияют на её деятельность так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их. Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации, но тем не менее тоже сильно могут влиять на организацию своим косвенным воздействием. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

К элементам косвенного воздействия внешней среды относятся:

1) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой торговая организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.

2) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность торговой организации.

3) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность торговой организации.

4) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.

5) Отношения с местным населением. Отношения с местным населением имеют для организации очень важное значение, так как от этого зависит уровень эффективности ее функционирования в данном конкретном месте.

Существуют обязательные для организации условия:

  • наполнение рынка (рыночной ниши) приемлемым товаром (качество, стоимость),
  • создание новых рабочих мест для населения и требуемый уровень (определенный, установленный местными условиями) экологичности производственной деятельности. Как и в любой сфере бизнеса и взаимовыгодного партнерства, наиболее эффективен и долговременно «работает» принцип «выгодно вместе».

Становится понятной необходимость поддержания хороших отношений любой организации с местными жителями , структурами самоуправления и значимыми обществами, что является целенаправленной и весьма важной работой менеджеров предприятий.

4. Анализ факторов внешней среды торговой организации

Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях внешней среды существования организаций.

После того как собранная информация будет оценена, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с управляющими, задачей которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, — разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами.

Управляющие высшего звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется по организации.

Классификация факторов внешней среды

Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

  • политические и правовые;
  • экономические;
  • социальные и культурные;
  • технологические.

Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации.   Выделим  наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды:

- изменения в налоговом законодательстве;

- расстановка политических сил;

- отношения между деловыми кругами и правительством;

- патентное законодательство;

- законодательство об охране окружающей среды;

- правительственные расходы;

- антимонопольное законодательство;

- денежно-кредитная политика и т.д.

Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на торговую организацию.

При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие.

Социальные и культурные факторы. Формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации.

Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми любая организации сталкиваются чаще всего:

- рождаемость;

- смертность;

- коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции;

- коэффициент средней продолжительности жизни;

- располагаемый доход;

- стиль жизни;

- образовательные стандарты;

- покупательские привычки;

- отношение к труду;

- отношение к отдыху;

- отношение к качеству товаров и услуг.

Технологические факторы. Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного, и шире, социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.

SWOT  анализ

Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды мeтoд SWOT (aббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв: cилa, cлaбocть, вoзмoжнocти и гpoзы) являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды.Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями.Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opгaнизaции.Снaчaлa, c yчeтoм кoнкpeтнoй cитyaции, в кoтopoй нaxoдитcя opгaнизaция, cocтaвляютcя cпиcoк ee cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe cпиcoк yгpoз и вoзмoжнocтeй. Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн кoнкpeтный cпиcoк cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними. Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT, кoтopaя имeeт cлeдyющий вид:

Слeвa выдeляютcя двa paздeлa (cильныe cтopoны, cлaбыe cтopoны), в кoтopыe cooтвeтcтвeннo внocятcя вce выявлeнныe нa пepвoм этaпe cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции. В вepxнeй чacти мaтpицы тaкжe выдeляютcя двa paздeлa (вoзмoжнocти и yгpoзы), в кoтopыe внocятcя вce выявлeнныe вoзмoжнocти и yгpoзы.Нa пepeceчeнии paздeлoв oбpaзyeтcя чeтыpe пoля. Нa кaждoм из дaнныx пoлeй иccлeдoвaтeль дoлжeн paccмoтpeть вce вoзмoжныe пapныe кoмбинaции и выдeлить тe, кoтopыe дoлжны быть yчтeны пpи paзpaбoткe cтpaтeгии пoвeдeния opгaнизaции.

В oтнoшeнии тex пap, кoтopыe были выбpaны c пoля "СИВ", cлeдyeт paзpaбaтывaть cтpaтeгию пo иcпoльзoвaнию cильныx cтopoн opгaнизaции для тoгo, чтoбы пoлyчить oтдaчy oт вoзмoжнocтeй, кoтopыe пoявилиcь вo внeшнeй cpeдe.

Для тex пap, кoтopыe oкaзaлиcь нa пoлe "СЛВ", cтpaтeгия дoлжнa быть пocтpoeнa тaким oбpaзoм, чтoбы зa cчeт пoявившиxcя вoзмoжнocтeй пoпытaтьcя пpeoдoлeть имeющиecя в opгaнизaции cлaбocти. Еcли пapa нaxoдитcя нa пoлe "СИУ", тo cтpaтeгия дoлжнa пpeдпoлaгaть иcпoльзoвaниe cилы opгaнизaции для ycтpaнeния yгpoз. Нaкoнeц, для пap, нaxoдящиxcя нa пoлe "СЛУ", opгaнизaция дoлжнa выpaбaтывaть тaкyю cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлилa бы eй кaк избaвитьcя oт cлaбocти, тaк и пoпытaтьcя пpeдoтвpaтить нaвиcшyю нaд нeй yгpoзy. 

PEST-анализ

Для изучения окружения чаще всего проводят PEST-анализ. Аббревиатура PEST представляет собой сочетание первых букв слов «Polcy», «Economy», «Socety», «Technology» (политика, экономика, социум (общество), технология).

Политическая составляющая внешней среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности организации и проявляется не только в изменении положения государства в международном сообществе, но и в отношениях организации со всеми ветвями власти.

Экономические аспекты воздействия внешней среды на организацию проявляются в скорости изменения курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования Банка России и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.

Социальные факторы внешней среды в значительной степени связаны с изменением базовых социокультурных параметров, образа жизни и среды обитания населения, а также с изменением демографической ситуации в стране и в конкретном регионе.

Воздействие технологических изменений на организацию проявляется в ее стремлении опередить конкурентов за счет своевременного использования результатов НИОКР.

Все четыре указанных фактора внешней среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменение одного из факторов может создать новые возможности для организации, а может нести новую угрозу.

   5.Анализ факторов внешней среды деятельности предприятия на примере кафе ООО «Вечерок» 

     Кафе  «ВечерОК» по форме собственности является Обществом с Ограниченной Ответственностью. Собственный капитал данного предприятия составляет 200 млн.рублей представленный вкладами учредителей.

     Кафе  «ВечерОК» представляет собой кафе общего типа на 50 посадочных мест в самом центре города, следовательно,  имеет  популярность у жителей города. Отличается блюдами для того, чтобы не только перекусить, но и широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольные напитки, табачные и кондитерские изделия, высоким уровнем обслуживания потребителей в сочетании с организацией их отдыха (музыкально-развлекательная программа).

     Кафе  «ВечерОК» представляет потребителям обеды, бизнес-ланчи, ужины, а при обслуживании участников совещаний, конференций – полный рацион питания. Кроме того кафе проводит тематические вечера, обслуживает свадьбы, юбилейные торжества, встречи друзей, а также любое важное событие в жизни человека.

     Также кафе предлагает дополнительные услуги, которые включают в себя: продажу  полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, прием предварительных  заказов на приготовление  блюд для  торжеств и обслуживание гостей на дому, бронирование мест. В вечернее время организуется концертно-эстрадные  представления.

     Для устойчивой деятельности предприятия  ему требуются 23 работника.

     За  счет собственных средств, предприятие  берет в аренду одноэтажное здание, общей площадью 200 м2. 

     3.1 Исследование рынков  и анализ конкурентов 

     Рынок состоит из множества типов потребителей, множества товаров (услуг), множества  нужд.

     Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково  реагирующих на один и тот же набор  побудительных стимулов маркетинга.

     Фирма может выступать на 5 типах клиентурных  рынков:

  1. Потребительский рынок, т.е. это совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потребителем, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.
  2. Рынок производителей, т.е. это совокупность предприятий, приобретающих товары и услуги для использования их в процессе производства.
  3. Рынок промежуточных продавцов, т.е. это совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
  4. Рынок государственных учреждений, т.е. это рынок покупателей, образованный государственными организациями, приобретающими товары и услуги: либо для их последующего использования в сфере коммунальных услуг; либо для их передачи нуждающимся.
  5. Мировой рынок, т.е. это составная часть всемирного хозяйства, предоставляющая сферу предложения, спроса и обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, связанными между собой участием в международном разделении труда.

     Емкость рынка представляет собой возможный объём реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически предъявляемого или будущего спроса. Следует различать два уровня емкости рынка: реальный и потенциальный. Действительно емкостью рынка является первый уровень, т.к. это покупатели или клиенты, которые заинтересовались именно вашей продукцией или услугой.

     Потенциальный уровень определяется личными и  общественными потребностями и  отражает адекватный им объем реализации товаров, т.е. это все потребители, испытывающие общие нужды и запросы, которые заинтересованы в услугах, как самого предприятия, так и его конкурентов.

     Данные  статистического анализа показали, что в настоящее время на Гродненском  рынке функционируют 323 организации  – это и есть потенциальная  емкость рынка. Из них 194 занимается оказанием услуг в сфере общественного питания - это реальная емкость рынка.

     Для оценки динамики спроса необходимо постоянно  производить оценку  объема спроса, на основе фактических данных об объеме спроса по периодам. С помощью методов  математической статистики можно выявить  закономерности развития и получить прогнозные оценки.

     

Проведем  оценку динамики и прогнозирование  спроса для ООО «ВечерОК» на основании данных таблицы 3.1. 

     Таблица 3.1. Динамика выполняемых услуг  ООО «ВечерОК»

     

Период 2013

Объем продаж (услуг)

     Январь

     124

     Февраль

     135

     Март

     147

     Апрель

     163

     Май

     165

     Июнь

     181

     Июль

     189

     Август

     193

     Сентябрь 

     204

     Октябрь

     249

     Ноябрь

     277

     Декабрь

     293

     По  данным таблицы 3 видно, что, несомненно, идет увеличение объема продаж к концу 2013 года, т.е. на услуги, предлагаемые предприятием, увеличивается спрос.

     Построим  график оценки спроса в 2013 году на основании  таблицы 3.

     Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном рынке.

     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны и другие.

     Проведем  сравнительную характеристику конкурентоспособности  услуг кафе ООО «Вечерок», данные отражены в таблице 3.2. 
 

     Таблица 3.2. Сравнительная характеристика конкурентоспособности услуги  кафе ООО «ВечерОК»

     

Факторы конкурентоспособности

ООО «ВечерОК»

     Конкуренты 

Интернет  – кафе ООО «Скала»

Кофейня 

ООО  «Арома»

Кафе  ООО  «Восток-Сервис»

Удобство  месторасположения

     5

     5

     5

     5

Уровень обслуживания

     5

     4

     5

     4

Надежность 

     5

     5

     5

     4

Доброжелательность  персонала

     5

     5

     5

     4

Качество  услуги

     5

     4

     5

     5

Цена  услуги

     4

     4

     5

     5

Дизайн (офис, вывеска, наружная реклама)

     4

     5

     5

     4

Цена  услуги (пример: меню бизнес-ланча)

     5

     0

     5

     4

Качество  предоставляемых услуг

Высокое

Среднее

Среднее

Среднее

Гарантия

     5

     5

     5

     4

Система скидок

     5

     5

     5

     4

Реклама      

     4      

     3      

     5      

     3      

Рекомендации, консультации

     5

     5

     5

     5

Итого

     57

     50

     60

     51

 

     Из  таблицы можно сделать вывод, что предприятие ООО «ВечерОК» находится на втором месте. Так как  организация молодая, и ей есть к чему стремится, то планируется к концу 2013 года повысить уровень конкурентоспособности на 45 %, т.е. соответствовать стандартам, установленным основными конкурентами.

     Анализ  позиции  основных конкурентов ООО  «Вечерок» приведен в таблице  3.3.

     

Таблица 3.3. Позиции основных конкурентов  ООО «ВечерОК» 

     

 № п/п

Название предприятия

Объем реализации

Доля  рынка (%)

1

Кафе ООО  «ВечерОК»

     56

           22

2

Интернет – кафе ООО «Скала»

     49

     19

3

Кофейня  ООО «Арома»

     79

     31

4

Кафе  ООО «Восток-Сервис»

     75

     28

ИТОГО

     259

     100

 

     Таким образом, можно сделать вывод, что  исследуемая фирма находится  на 3 месте. Лидером является Кофейня  ООО «Арома».

     Чтобы  создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают  данное предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

     Для повышения конкурентоспособности ООО «ВечерОК» можно заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий и использовать у себя, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты из тех же источников, что и главные конкуренты. Мало того, возможно «переманить» к себе на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь на их квалификацию и профессиональные качества. 
 

     3.2 Анализ поставщиков и посредников

     ООО  «ВечерОК» сотрудничает со многими фирмами, которые поставляют ей оборудование, материалы, продукты питания для реализации своей деятельности.

     Заключен  договор с компанией Rosinox на поставку, гарантийное и постгарантийное обслуживание, монтаж технологического оборудования. 

     Компания  Rosinox осуществляет прямые поставки только высококачественного профессионального оборудования ведущих мировых и отечественных производителей для общественного питания.

  

   Широкий перечень услуг, высококвалифицированные  специалисты, гибкая ценовая политика, деловая репутация и многолетний  опыт в бизнесе - все это повлияло при выборе поставщика технологического оборудования для нашего предприятия.

     Компания  Rosinox сотрудничает со многими фирмами, производящими высококачественное оборудование, такие как: ALTOSHAAM (ведущий производитель ресторанного оборудования и один из ведущих брендов в США и Европе), Итальянская компания BAKE OFF имеет многолетний опыт в создании и производстве конвекционных и ротационных печей, Bravilor Bonamat – всемирно известные кофемашины фильтрационного типа, Германский производитель BORK предлагает широкий ассортимент электромеханического оборудования, Итальянская компания BRAS (представляет широкий ассортимент барного оборудования; для охлаждения, демонстрации, замораживания и продажи различных напитков предназначены сокоохладители и граниторы, а так же аппараты для раздачи горячих напитков), Компания CAS Corporation (весовая техника), Фирма CAMBRO (США) (специализируется на производстве контейнеров для хранения пищевых продуктов и подставок для тяжёлых товаров), Компания CUPPONE (производство тестомесов для замеса крутого теста для пиццы, прессов для формовки пиццы и печей для пиццы), Компания CELME (производит овощерезки и дисковые ножи для нарезки овощей и сыра, тестоокруглители), Компания DIHR (посудомоечное оборудование), Итальянская фирма ENOFRIGO (производитель салат-баров, винных шкафов, кондитерских витрин и др.), Итальянская компания FIMAR (производит электромеханическое оборудование для ресторанов: машины для мытья, очистки и нарезки овощей, мясорубки и прочее), IFI (лидирующая фирма в Европе в области производства мебели и оборудования для баров, ресторанов, гостиниц), IN SINK ERATOR (оборудование, предназначенное для утилизации пищевых отходов), а также многие другие.

     Главный центр компания Rosinox находится по адресу: 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д.20а, офис А715, в Гродненской области находится его филиал.

Также для бесперебойной работы ООО «ВечерОК» заключен договор на сервисное обслуживание, поставку офисной техники, заправку и восстановление картриджей с ООО «Арсенал-Сервис».

     Поставка  продуктов питания для предприятия  общественного питания (мяса, деликатесов, рыбы и др.), сырья для изготовления различных блюд осуществляется напрямую через производителей (малые предприятия  Гродненской области, а также через Гродненский филиал Компании Диметрос (Срочная Служба Снабжения Ресторанов), а также осуществляются закупки на оптовых базах (поставка - за счет продавца). Продукты питания имеют сертификаты качества, что гарантирует их высокие потребительские свойства, продукты только отечественных производителей.

     В данный момент у ООО  «ВечерОК» нет посредников. Но в будущем при выходе на региональный рынок планируется привлечь некоторое их число. 

     3.3 Анализ потребителей и сегментирование рынка

     Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.

     Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет  компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки  зрения прибыльности, сегментах (целевых).

     Сегментация потребительского рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные.

     Был проведен анализ предпочтений покупателей  с помощью матрицы потребности. В результате исследования были получены следующие данные (см.таблицу 3.4.). 

     Таблица 3.4. Сегментирование потребителей ООО «ВечерОК».

     

     Признаки  сегментации

     Сегменты

     Физические лица.

Уровень доходов 

     Низкий

     Средний

     Высокий

Возраст

     До 21 года

     До 45 лет

     До 50 лет

     До 70 лет

Место жительства

     Гродненская область

     Гродно

     Гости

Пол

     Мужской

     Женский

Образ жизни

     «активные добытчики»

     любители удовольствий

     «традиционные»

     домоседы

     «деловые лидеры»

     Серым в таблице отмечена концентрация усилий внутри сегментов.

     В рамках маркетингового исследования было проведено анкетирование [13с.409]. 

     3.4 Анализ факторов внешней среды. SWOT-анализ

     Проведем  анализ влияния факторов внешней  среды на деятельность предприятия  ООО «ВечерОК».

     1. Демографическая  среда (основные ее характеристики: численность и плотность размещения населения).

     Прямой  взаимосвязи наше предприятие с  данной средой не имеет. Продукция не рассчитана на узкую специализацию, т.е. посетителями нашего кафе могут  быть как молодые, так и пожилые  люди, взаимодействовать может как  с физическими, так и с юридическими лицами.

     2. Экономическая среда (общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы).

     Экономическая ситуация в стране не отличается постоянством, но даже в связи с падением платежеспособности населения, динамика роста  рынка  оказания услуг по общественному  питанию ежегодно увеличивается  не менее чем на 20 %. Высокие темпы роста рынка обеспечиваются появлением новых кафе и ресторанов.

     3. Научно-техническая  среда (развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже три столетия, любое научно-техническое новшество может вызвать серьезные долговременные последствия).

     НТС оказывает значительное влияние  на деятельность предприятия. Руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере. Используется только современная техника - это комплексы автоматических машин под управлением компьютеров, что позволяет внедрять новые технологии в отрасль общественного питания, и влечет за собой повышение производительности труда и предоставляемых услуг.

     Для работы с усовершенствованным оборудованием  набран высококвалифицированный персонал.

     Однако отсутствие поддержки и финансирования со стороны государства, делает весьма затруднительным использование в полном объеме наработок в науке и технике.

     4. Природная (экологическая)  среда (это загрязнение окружающей среды, а изменения в ней сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку).

     Природная среда (окружающая природная среда) — природная составляющая часть среды обитания и производственной деятельности человечества.

     Законодатели  выдвигают различные мероприятия  по защите окружающей среды. Непосредственное влияние на деятельность предприятия  может оказать использование  дефицитных видов сырья.  Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но существует серьезная угроза их загрязнения. Снабжение продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены. Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания.

     Промышленная  деятельность почти всегда наносит  вред состоянию природной среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей  в почве и продуктах питания, радиоактивного заражения, загрязнения  упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению.

     В ООО «ВечерОК» принимается система мер по защите окружающей среды. Принимается участие в мероприятиях общей утилизации использованной упаковки и элементов питания. Не используется для упаковки и перевозки поливинилхлорид и пенопласт. Также заключен договор об утилизации и вывозе сырья.

     5. Политико-правовая  среда (это законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на предприятие и ограничивают свободу действий).

     Сила

  1. Высококвалифицированный, сплоченный кадровый состав;
  2. Более гибкая ценовая политика;
  3. Вопросы снабжения сырьем решаются более профессионально;
  4. Хорошая репутация у покупателей;
  5. Современное технологическое оборудование;
  6. Надежные партнеры с обширными возможностями;
  7. Широкий ассортимент продукции;
  8. Высокое качество предоставляемых услуг.

     Слабость

  1. Мало оборотных средств;
  2. Более низкая прибыльность, т.к. высокие издержки на обучение персонала, покупку новейшего оборудования;
  3. Недостаточное знание рынка;
  4. Недостаток средств на проведение маркетинговых исследований;
  5. Неширокая известность торговой марки.

     Возможность

  1. Дополнительные услуги;
  2. Увеличение рекламы;
  3. Хорошие связи с общественностью;
  4. Выход на новые сегменты рынка;
  5. Сотрудничество с другими компаниями;
  6. Увеличение рентабельности, контроль над затратами;
  7. Ослабление позиций фирм-конкурентов.

     Угрозы

  1. Происходит изменение политики поставщиков;
  2. Активность конкурентов

     а. Программы продвижения

     b. Дополнительные услуги;

  1. Изменение потребности и вкуса покупателей;
  2. Угроза потери рентабельности;
  3. Возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;
  4. Низкая покупательная способность в стране.

     Важная  причина государственного регулирования - необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Руководитель предприятия должен хорошо знать республиканские и местные законы, под действие которых подпадает деятельность предприятия в том или ином регионе.

     6. Социокультурная среда (это основные взгляды, культурные ценности и нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом).

     Прямого воздействия на предприятие ООО  «ВечерОК» данная среда не оказывает.

     Рассмотрим  матрицу SWOT-анализа  ООО «ВечерОК» в таблице 3.5. 

     Таблица 3.5. SWOT – анализ ООО «ВечерОК»

     

 

     В целом можно сделать вывод, что  предприятие устойчиво платежеспособное и изменение факторов внешней  среды не существенно повлияют на деятельность данного предприятия.

     Для дальнейшего успешного существования  предприятия ему необходимо:

  • постоянно улучшать связи с общественность посредством рекламы, скидок на предлагаемые услуги постоянным потребителям, наличие накопительных карт и тому подобное;
  • следить за развитием науки и техники и снабжать свое предприятие новейшими технологиями;
  • привлечение инвестиций для расширения деятельности, в том числе открытие большего количества кафе в области и стране;
  • более глубокое изучение рынка (расширение штаба работников высококвалифицированным маркетологом).

Заключение

Рассмотрев и проанализировав внешнюю среду торговой организации необходимо сделать основные выводы по данной теме. Любая организация представляет собой сложный и в достаточной степени самоорганизующийся механизм, функционирующий в окружающем его мире (внешняя среда). И хотя предприятие самостоятельно определяет свою структуру, политику, сферу деятельности, принимает решения, оно в значительной степени зависит от внешней среды своего окружения. Таким образом, главное что необходимо усвоить – то что внешние факторы оказывают решающее воздействие на функционирование любой организации. Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируют среду, в которой работает организация.

В современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений. Сами факторы оказывают различное влияние на работу организации. Государство, поставщики, потребители и конкуренты оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их разрешение.

Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), социально культурную и политическую обстановку, международные факторы, уровень научно-технического развития.

Экономическое состояние страны воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительности труда, доходы покупателей, правительственная финансовая и налоговая политика и др. Также нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей.

С учетом факторов внешней среды стратегия организации может быть направлена на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, укрупнение внутреннего рынка или на расширение международной активности.

Кроме этого руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации.

Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции.

Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых и разрушению старых планов, появлению новых рынков сбыта, изменению системы приоритетов организаций, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед ней. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений в их взаимовлиянии – сложнейшая задача, стоящая перед руководителями и менеджерами организации.

Организация должна выработать такую политику, которую позволит ей поддерживать конкурентоспособность в любой ситуации.

Таким образом можно сделать вывод, что для торговой, а также для любой другой организации очень важно знать и изучать внешнюю среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

Список литературы.

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998,с.158;
  2. Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Издательство «Зерцало», 1998, с.74;
  3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2004. Менеджмент: Учебник./Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.;
  4. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 504 с.193;
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2001.
  6. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. – М,1996, с.36
  7. Управление организацией: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.132;
  8. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ, 2003
  9. Менеджмент. Виханский О.С., Наумов А.И. М.1999.;
  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2004.с.78;
  11. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.И. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.;
  12. Основы менеджмента. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Учебное пособие. СПб. 1998.;
  13. Максимов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  14. Теория управления под ред. А. Л. Гапоненко. – М. РАГС,2004. С. 64 – 72

Влияние внешней среды на деятельность торговой организации