Конспект урока литературы для 11 класса. Мастер и Маргарита


Урок литературы. 11 класс на тему «Герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Автор: Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г. Семей Восточно-Казахстанской области.

Комментарий.

Каждому учителю изучение данного произведения видится по-своему. И это правильно. Конспект урока традиционен. На уроке были применены три основных модуля: критическое мышление, оценивание, информационные технологии. О каждом герое созданы отдельные слайды-презентации. Так удобнее будет моделировать урок, что-то возможно останется для самостоятельного изучения (мы с учениками обмениваемся дисками-тетрадями). Такое построение слайдов позволит в любой момент поставить точку на уроке или задержаться на трудных, спорных моментах в изучении роли того или иного героя. Все слайды созданы по одной схеме: кто есть этот герой, мифологическая справка – ассоциативный ряд – его двойники – роль в романе – его «деяния» - выводы. Все иллюстрации подписаны не ссылками, а подписано имя художника. Прежде чем пользоваться презентацией, просмотрите на каких слайдах, имеются анимационные действия. Желаю интересного изучения романа и просмотров материала к уроку. Цель и задачи урока:• показать роль ершалаимских глав в структуре романа: «вечные» проблемы в романе М. А. Булгакова;

• расширить представления о нарисованных автором характерах;

• формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;

• через детальное изучение романа «Мастер и Маргарита» развивать интерес к творчеству М. Булгакова;

• воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, воспитывать доброту и порядочность. Подготовительная работа. Групповой метод работы при подготовке к уроку: постараться ответить на центральный вопрос урока, выполнив следующие задания.

1.Прочитать роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

- Найдите персонажей-«двойников» в двух временных пластах повествования.

- Проанализируйте географические и временные соответствия между ершлаимскими и московскими эпизодами романа.

- Обратите особое внимание на финал романа: судьба Мастера и Маргариты, полет Волонда и его свиты, эпилог.

2.Подбор иллюстраций к произведению.

3. Выразительное чтение отдельных эпизодов.

4.Лексическая работа (каждый ученик работает самостоятельно, создавая свой словарь слов к роману).

5.Класс на группы по интересам. Задание: подготовить характеристику героя. Создать презентацию/постер/кластер к выступлению. Время выступления 4-5 минут.

1 группа – «Понтий Пилат»

2 группа – «Иешуа Га-Ноцри»

3 группа – «Воланд»

4 группа – «Маргарита»

5 группа – «Мастер»Оформление кабинета.•Начиная с левого угла под потолком и до середины кабинеты (центральное окно кабинета) делаем из ярко-красного и желтого шелка «солнце» с лучами. Крепим к шторам булавками, иголками, пришиваем к гардинам.

•В правом углу на решетку помещаем цитаты о романе и героях. Через решетку пропускаем красную ткань – символ кровавой реки. Делали часов 5, но это стоило того!

•Запись темы урока лучше сделать на меловой или магнитной доске (у меня есть такая возможность), интерактивную доску оставить для демонстрации слайдов.

•Стул или кресло, желательно необычный. Прием «Спросите героя».

•На столе находятся следующие предметы: большой глобус, перчатки, кристалл, стакан с вином – лучше налить гранатовый или вишневый сок, вдруг решат дегустировать -, свечи, баночка из под крема, зеркальце, берет с буквой М, очки с одним стеклышком, трость.

•Стенд с иллюстрациями к Библии;

•Портреты писателя.

•Таблица «Вечные проблемы в романе Булгакова».

•Распечатаны на формате А4 цитаты к уроку:

-Вы – писатель? Я – мастер. М. Булгаков.

-Единая субстанция. Б. Гаспаров.

-Добро и зло, грандиозное и ничтожное, пафос и насмешка оказываются неотделимыми друг от друга. Б. Гаспаров.

-Теоретически это интересно… Ну, а практически что?

-Роман о страхе и бесстрашии. В. Акимов.

Техническая поддержка. •Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Художественный фильм «Понтий Пилат. Режиссер Ирвинг Раппер,1962г.

Художественный фильм «Страсти Христовы». Режиссер Мэл Гибсон. Сценарий: Бенедикт Фиджералд, Мэл Гибсон. DWD

Художественный фильм по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

•В. А. Моцарт «Реквием».

•М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», изд-во М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.–592с. (Школа классики).

•Раздаточный материал: задания для групп, больничные листы, автобиография – типографские листы, буклеты

•Реквизиты: красный халат, черный берет, полосатая рубашка, черный плащ с белым подбоем.

ХОД УРОКА1. Организационный момент. Целеполагание. Вступительное слово учителя.

Позитивный настрой на работу.

•Кунсткамера. Посмотрите внимательно и скажите: «Кто мог забыть эти предметы?»

- Зеркальце, черный берет, глобус, кристалл, трость, очки с одним стеклышком, перчатки, глобус, стакан с красным вином, коробочка из под крема, свечи.

Работа над темой урока.

1.Работа над эпиграфом к портрету.

2.Слово учителя. Логический переход к теме урока.

На первом занятии мы говорили об уникальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, книга в книге, шкатулка в шкатулке или двойной роман. Вспомним сцену из романа и ответим на вопрос Воланда Мастеру:

- О чём роман? Процитируйте, что услышал Воланд?

- Какой можно сделать вывод из данного диалога?

(До определенного момента прокуратор Иудеи был главным героем для автора).

- Почему?

- Анализируя роман, возникла проблема «Всевластно ли зло?». Над этой проблемой мы будем работать, изучая роман.

– Как вы считаете, в чем главная идея романа?

(«Всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти»).

- Кто является олицетворением власти?

(Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи).

- Каким изображает М. Булгаков Понтия Пилата?

I. Характеристика героев романа. Групповая работа.

Составление кластера, постера «Понтий Пилат».

Сообщение-характеристика Понтия Пилата.

Выступление 1 группы – «Понтий Пилат»

Вопросы для контроля осознанности изучаемого художественного произведения.

- Чего боялся Понтий Пилат?

- К чему привела внутренняя несвобода прокуратора?

- Изменился ли Понтий Пилат после казни Иешуа Га-Ноцри?

- Каков итог произошедших событий? Понял ли свою ошибку прокуратор?

- Как заканчивается роман о прокураторе?

Работа с художественным текстом. Цитирование.

Последняя фраза Мастера, которой он «отпустил» Понтия Пилата: «Свободен! Свободен!» 32 глава, не соответствует той, которой Мастер хотел закончить роман. Этими задуманными Мастером словами дважды (32 глава и эпилог) завершит повествование сам М. А. Булгаков.

Выводы и обобщения.

Итог – возмездие: бессмертие и признание себя трусом.

Слово учителя.

Мы слышим голос автора: «Трусость – самый страшный порок!»

Прокуратор встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. Так как он не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Возможна демонстрация кадров из художественного фильма «Мастер и Маргарита.

- Почему автор только упоминает в эпилоге о подвое красного цвета? Случайно или это связано с внутренними изменениями героя?

Слово учителя.

Вторым эпиграфом к роману о революции «Белая гвардия» М. Булгаков взял такие слова: «И судимы были мертвые по писанному в книгах сообразно с делами своими» (Библия. Откровения Иоанна Богослова). Как вы думаете:

- Уместны ли будут это слова, анализируя изучаемое произведение? Когда бы вы их произнесли? Вторая глава романа «Мастер и Маргарита» занимает значительное место в произведении, именно она раскрывает истинные образы Понтия Пилата и Иешуа. Эпизод построен на диалоге Пилата и Иешуа, из которого мы узнаём о характерах и мыслях героев. Помимо этого в эпизоде затрагиваются вечные проблемы добра и зла.

- Каким человеком предстает Иешуа перед нами? (Иешуа предстаёт перед нами как человек добродушный.)

- В чем же суть его философии? (Его философия потрясла Понтия Пилата.)

Выступление 2 группы - «Иешуа Га-Ноцри».

Учащиеся записывают в рабочие тетради краткие выводы и обобщения.

Вопросы на выявление осознанности прочитанного произведения.

- Почему Пилат хочет спасти Иешуа?

- Почему прокуратор предаёт его казни?

- Что такое истина для бродячего философа? Найдите, пожалуйста, сцену допроса.(глава 2)

- Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

(«Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти./…./ И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает./…/ Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт». Боль действительно прошла).

- В чем суть философии Иешуа?

Злых людей на свете нет.

Нельзя распоряжаться чужой жизнью.

Не будет ничьей власти над людьми.

Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.

- Чем завершится история о Пилате и Иешуа в эпилоге? (Сном Иванушки, И. Н. Понырёва).

Просмотр небольшого кадра из художественного фильма «Мастер и Маргарита»

- Как соотносятся в романе Иешуа и Воланд?

Работа 3-й группы – «Воланд»

- Кто такой Воланд

Создаем постер «Воланд». 3-4 минуты. Собранный материал вносим в тетрадь.

«дух зла и повелитель теней»

правый глаз сатаны — «с золотою искрой на дне»

левый — «пустой и черный... как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней»

«Золотая искра» глаза ассоциируется с солнечным светом: в сцене на каменной террасе глаз Воланда горел точно так же, как солнце в окнах домов, «хотя Воланд был спиною к закату».

в финале повод коня сатаны — лунные цепочки, шпоры всадника — звезды, а сам конь — глыба мрака.

«ведомство» Волонда входят и свет и тьма, сам он не склоняется ни к одному.

Беседа

- Какова миссия Воланда в Москве и его роль в романе?

- Изменилась ли Москва после исчезновения героя?

- Какова сюжетная роль бала и в чем его смыл?

- Воланд рассуждает о милосердии, прокомментируйте его слова.(глава 24)

Выводы и обобщения.

Слово учителя.

Примером следования нравственной чистоты, любви является в романе одна из главных героинь - Маргарита. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих». «Если кто-нибудь не нравится, … нужно полюбить его, полюбить, королева». Такой совет дает Коровьев Маргарите на балу у Волонда. Кто она – Маргарита?

Работа 4-й группы – «Маргарита».

Маргарита – символ той вечной женственности, о которой поет Мистический хор в финале гётевского «Фауста»: Все быстротечное –

Символ, сравненье.

Цель бесконечная

Здесь в достиженье.

Здесь – заповеданность

Истины всей.

Вечная женственность тянет нас к ней.

(Перевод Б. Пастернака)

- Найдите в тексте подтверждение и объяснение поступков Маргариты.

Работа с текстом. Чтение и анализ сцен. Возможен просмотр видеофрагмента «Бал у Сатаны»

Сцена бала у Воланда - 23 глава.

Сцена прощения Фриды - 24 глава.

Вывод и обобщения.

Писатель утверждает, что благополучный исход есть великая тайна жизни, несмотря на все недостатки человечества. Милосердие, любовь к людям – это одна из главных тем романа.

Слово учителя.

В 27 озорных глав романа вмещаются и строгие, заданные ритмизированным началом второй главы, в которой даны описания истории Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Фрагменты этой истории по-разному вводятся в текст: то как рассказ Воланда, то как сон Ивана Бездомного, то как части созданного Мастером романом. Рассмотрим очень важный вопрос: «Судьба Мастера в романе».

Работа 5-й группы – «Мастер».

Вопросы на осознанное восприятие романа М. Булгакова.

- Как отразился роман на судьбе Мастера?

- Как приняли роман в обществе, редакции?

- Поменялось ли отношение Мастера к критике?

- Какова роль глаголов в сцене сожжения рукописи?

- Мастер обрел «покой», а не «свет», когда это произошло и почему?

- Что об этом говорит Левий Матвей о «покое» и «свете»?

- Будет ли «покой», дарованный Мастеру, наградой?

- Проведите параллели между историей Мастера и Булгаковым.

Выводы и обобщения.

Потусторонний мир романа «Мастер и Маргарита».

Данный материал можно оставить на самостоятельное изучение.

- С кем пришел Воланд на землю?

- С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

- Кто составлял свиту Воланда?

-Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

-Какова их действительность в Москве?

Вывод: борьба света и тьмы завершится победой света.

Контроль знаний.

Групповая работа.

1. История болезни.

- Сегодня вы врачи. К вам на прием пришли главные герои произведения.

Задание. Заполните на них медицинскую карту.

Работа по заполнению больничной карты 5 минут.

Группы получают карту, которая точно копирует карту, которую ведут врачи в больницах. Спикеры забирают карту, на которой «приклеена» фотография больного. Определив, кому из героев принадлежит фото, начинают заполнять.

Итак, собираем консилиум. Озвучьте результаты.

Группы должны были заполнить: Ф. И.О., год рождения, место жительства, семейное положение, место работы, образование… диагноз.

Группы слушают ответы. Вносят свои дополнения, поправки.

2. Прием
«Спроси героя»

- Я приглашаю по 1 представителю от группы. (Никто не знает, зачем они выходят.) Спасибо.

Задание для групп одинаковое.

А. На листе формата А4, посовещавшись, задайте от группы один вопрос следующим героям: Воланду, Мастеру, Маргарите, Иешуа Га-Ноцри, М. А. Булгакову. Вопросы могут быть как по тексту художественного произведения, так и выходящими за его пределы.

На обсуждение и записи вопросов 5 минут.

Б. Задание для представителей от групп.

- Пожалуйста, подойдите к столу реквизитов.

Определите, кем вы бы хотели сегодня стать, чьей жизнью прожить несколько мгновений. «Преображаемся».

В. Задаем вопросы героям.

Г. Оценивание. Оцените, кто из героев вам показался более искренним, сумел вжиться в роль, правильно, в лаконичной форме давал ответ на поставленный вопрос.

Пояснение.

Так как в классе работало 5 групп, то каждому герою предстоит ответить на пять поставленных вопросов. Помогать нельзя. Это их жизнь, их судьба.

Группы могут самостоятельно задавать вопросы или учитель, собрав листы с записанными вопросами, задавать «героям» романа.

Лучше вопросы задавать по очереди. Чтобы была небольшая передышка для наших «героев».

Все участники групп внимательно слушают ответы. Могут соглашаться и не соглашаться с ответами. Не принимается ответ, если была допущена фактическая ошибка при ответе: даты, место, нарушена идея автора.

Выводы и обобщения.

Рефлексия урока.

Оцените, пожалуйста, вашу эффективность на уроке. У каждого у вас есть фигурки разноцветных чертиков. Оцениваем по пятибалльной шкале.

Красный чертик – все здорово! столько информации! работа в группе сблизила!

Синий чертик – много полезной информации, появилось желание еще раз обратиться к страницам романа.

Зеленый чертик – понравились новые приемы, появилась возможность во время урока всем ответить, высказаться.

Сиреневый чертик – плохое знание истории, малый вклад в работу в группы, остались вопросы к автору.

Черный черт – урок не понравился, долго, скучно.

Участники групп приклеивают "оценку " к заранее приготовленному листу для рефлексии, затем спикер вывешивает на доске рефлексии.

Пояснение.

Возможно, и ваши дети не смогут дать однозначного ответа. Почему? Потому что 4 вопроса дополняют друг друга. Смекалка. Сделать цветными фигурку, выбрав больше того цвета, который соответствует его рефлексии.

«Последний вопрос»:

- В начале урока мы говорили: "Роман имеет композиционное построение "шкатулка в шкатулке ". Зачем М. Булгакову понадобился художественный прием параллельного повествования?

Выводы и обобщения.

Оценки за урок.

Домашнее задание и инструктаж о его выполнении.

•Написать эссе: «Я погибаю вместе с тобой».

•Создать диаграмму Венна(создание диаграммы, характеристика и выбор героев по выбору учащегося).

•Посмотреть, если есть возможность, художественный фильм «Мастер и Маргарита»

•Выучить понравившийся отрывок из изучаемого романа - 200-250 слов.

Для учащихся группы А, В:

•Иоанн Лественичек писал: "На каждой ступеньке или бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку». Задание. Постройте цепочку движения человека к Богу и падение человека в ад». Например: сочувствие, милосердие, жертвенность, любовь, семья; презрение, предательство, стяжательство, «квартирный вопрос».

•Найдите и выпишите из произведений М. А. Булгакова крылатые фразы и выражение, принадлежащие только автору.

•Начните подготовку к интеллектуальной игре «Знаток М. Булгакова и его произведений» .

Всем спасибо. Жду на игре. Литература.1.Русская литература ХХ века: Художественный мир эпохи: Учебник. Для 11 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с русским языком обучения/ Авторы: Абишева С. Д., Поляк З. Н., Асылбекова М. С., Чаплышкина Т. П., Сафронова Л. В., Агушевич Е. А. – Алматы: Жазуши, 2007. – 416 с.

2.Белобровцева, С. Кульюс. – Роман М. Булгакова – «Мастер и Маргарита» . Комментарий / И. М.: Книжный Клуб 36.6, 2007. – 496с.

3.Гапоненко А. А. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков: жанровое своеобразие романа. – Саратов: - «Лицей», 2001. – 64с. – (По страницам литературной классики).

4.Леонолва Г. Н., Страхова Л. Д. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96с. (Школьная программа).

5.Ломилина Н. И., Сигов В. К. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, А. П. Платонов. / М.: Интеллект-Центр, 2000 – 120с.

6.Мурин Д. Н., Кононова Е. Д., Миненко Е. В.Русская литература ХХ в. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб: СМИО Пресс, 1999. -120с.

7.Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. Кн. для учителя. – СПб.: Фирма «Глагол», 2000.-200с.