Виктор Иванович Лихоносов


Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать – малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском. В 1961 году Лихоносов окончил Краснодарский педагогический институт, после чего учительствовал на станциях Кубани.

Первый свой рассказ «Брянские» он опубликован в «Новом мире» в 1963 году. «Проза у него светится, как у Бунина», - писал Александр Твардовский.В 1966 году вышли две книги Виктора Лихоносова: «Вечера и «Что-то будет». В том же году был принят в Союз писателей СССР.

В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку». Юрий Казаков познакомил Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции – Б. Зайцевым и Г. Адамовичем; с этого началось изучение Лихоносовым жизни русского зарубежья.В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и статья о нем лучшего критика русской эмиграции Г.

Адамовича. А в 1973 году выходит книга «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева. Опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия» - по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам. С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания.

Наш маленький Париж» (1986 г.)Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лауреат Госпремии России, Международной премии имени М.

Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна».Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков. Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых.Последние годы Виктор Иванович редактирует в Кубани литературно-исторический журнал «Родная Кубань», пишет повести «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине.

Живет в Краснодаре. Женат, имеет двух внуков. Виктор Лихоносов о себе: В ту пору, когда я уже вовсю печатался и перестал учительствовать, мне больше всего хотелось, чтобы меня считала писателем моя малограмотная матушка. Не то чтобы там хвасталась мною на каждом углу (это не в ее натуре), а потихоньку радовалась: не зря после гибели отца на фронте она старалась исполнить его наказ в письмах – выучить сына, вывести в люди.

Я стеснялся спросить ее, нравятся ей мои книги или нет. Слава Богу, и в семье моей никто никогда не подчеркивал моих успехов, не было этой провинциальной гордости и заносчивости, скорее, наоборот: «Ну, что он там пишет?» Проще всего сказать, что это от скромности. Но нет. Родственники мои, очевидно, представляли себе писателей хрестоматийно, по-школьному, по-студенчески: писатели – это Шекспир, Сервантес, Бальзак, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бунин, Шолохов, Твардовский, Федин, Паустовский и т.

п. Мое ощущение всю жизнь точно такое же. Как-то на Всесоюзном съезде писателей в Кремле все вышли из зала в фойе и гость съезда Альберто Моравиа, проталкиваясь в тысячной толпе мастеров слова, вдруг воскликнул: «Неужели может быть на свете так много писателей?» Он как будто за меня удивился.

В Коктебеле очень умные коллеги мои, москвичи, издавна знавшие назубок историю нашей литературы, прочитавшие все книги русской эмиграции, в раздраженном споре с мнительными писателями из той самой кремлевской кучи в фойе кричали: «Мы знаем свое место! Мы заменяем тех, кто погиб в войнах, тюрьмах и кто не родился от… погибших после революции!»Все это «самоуничижение» я затеял в своей автобиографии для того, чтобы честно признаться, как неловко я чувствовал себя на улице литературы в те годы.

Отчего же я, зачем я писал? Первый свой рассказ «Брянские», опубликованный в 1963 году в журнале «Новый мир» А. Т.Твардовским, и последний роман «Наш маленький Париж» я написал потому, что мне жалко было людей, которых я полюбил.

Мои родители в годы коллективизации уехали из воронежского села искать пропитание сначала в Донбасс, а затем в Сибирь. 30 апреля 1936 года в Топках (под Кемерово) появился на свет я; до меня умерло шестеро и после меня – двое. Через два месяца семья перебралась в Новосибирск.

Там, на левобережье Оби, в Кривощекове, в окружении коренных сибиряков (чалдонов) и воронежской колонии переселенцев я и вырос, благополучно закончил школу после смерти Сталина, поработал немножко на заводе «Сибсельмаш» и сорвался в дальнюю даль – на Кубань, поступил в педагогический институт на историко-филологический факультет. Юг спас мое здоровье, а тихий ласковый Краснодар, степь, горы и полюбившаяся мне угловая Таманская земля, омываемая морями, усугубили мою склонность к созерцанию. Не какой-то огромный опыт, а впечатлительность привела меня к писательству. Читал я в детстве мало, и мне кажется нынче: если бы не очаровали меня эмигрантские страницы И.

Бунина (в 1956 году вышел его однотомник), «Тихий Дон» М. Шолохова, стихи С. Есенина, если бы не благословлявший дорожить мечтательностью и печалью своей души К. Паустовский, то я не посмел бы написать и строчки. Мое мироощущение подкреплялось мироощущением знаменитостей: ага!

Этого нежного трепета стесняться не надо. Раскрепоститься в тайных переживаниях и потом выйти с ними «на площадь» - непросто. Помогли и живые писатели: Ю.

П.Казаков, Ю. О.Домбровский, А. Т.

Твардовский да и весь тогдашний журнал «Новый мир», в котором меня привечали. Но робость перед литературой беспокоит меня и по сей день. Из-за этого у меня были большие перерывы в работе. Зато матушка моя, втайне нежелающая навеки оставаться в чужой земли без родни, сказала мне недавно: «Умру, так напишите на могиле, что я – “мать писателя”».

Источник: «Серебряный век простонародья». / В. Г.

Бондаренко. – М.: ИТРК, 2004