Живописные полотна, в которых звучит музыка. 5 класс
Живописные полотна, в которых звучит музыка.
5 класс
Цели: 1)обнаружить связь изобразительного искусства
с музыкой;
2) раскрытие в различных видах искусства
художественных образов и жизненного
содержание;
3)развить умение музыкальной характеристики
того или иного художественно-изобразительного
произведения;
Музыкальный материал:
Вступление к опере Н. А.Римского-Корсакова “Снегурочка”.
«Времена года» Антонио Вивальди, 1 часть Аллегро.
«Весенняя песенка» слова Константина Ибряева, музыка Георгия Струве.
Наглядный материал:
Репродукции А. П. Пузикова, презентация.
Методические приемы: Слушание, вживание в образ, сравнение, интерпретации какого – либо окружающего мира через образное рисование «звуковыми пятнами»
Ход урока:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
Вступительное слово. Знакомство с ребятами.
Учитель: Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало хорошее настроение, и этим настроением мы поделились с нашими гостями. Поэтому давайте все неприятности оставим за порогом класса и настроимся только на положительные эмоции и поприветствуем друг друга музыкальной попевкой «Все будет хорошо».
Музыкальная попевка «Все будет хорошо».
Сообщение о теме.
Учитель: Наш урок начнет мы начнем со слушания музыкального фрагмента произведения русского композитора Николая Андреевича Римского - Корсакова. Послушайте и подумайте, что музыка изображает? Может вы узнаете, какое время года звучит в этом произведении?
Слушание вступления из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»
Учитель: Узнали, что это за произведение?
Это вступление к опере «Снегурочка».
Какие звуки природы вы услышали?
Какое время года музыка нам рисует? Почему так думаете?
Да, ребята, так услышал природу русский композитор. У него в душе родилась музыка, благодаря одноименной сказке Островского.
Каждый человек по - своему любит это время года. Кому – то оно дорого птичьим гомоном, кому - то шумным ледоходом. У многих людей весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.
А мы только что, прослушав, также смогли нарисовать картины весенней природы. Мы знаем, что музыка рисует, изображает… И сейчас мы попытаемся ответить на вопрос «Можем ли мы услышать живопись?». Мы продолжим с вами разговор о том как взаимодействуют такие прекрасные искусства, как живопись и музыка. 1А эпиграфом к нашему уроку будут слова великого ваятеля Микеланджело Буонаротти «Хорошая живопись – это музыка, мелодия». Итак, мы сегодня вновь убедиться, что музыка может изображать время года, картины природы.
4. Словарная работа. Анализ картин А. П. Пузикова
Так что же такое живопись?
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на картины
Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет
Посмотрите на эти картины, к какому жанру относятся эти картины?
Почему? А что такое пейзаж?
Пейзаж – (франц. – природа). Пейзажем называют художественное произведение, изображающее природу.
Ребята, а кто знает автора этих картин?
Эти картины написал Андрей Павлович Пузиков, наш земляк, живущий в Калининградской области. А изобразил он полюбившиеся уголки природы нашей области. Кто знает… Может эти пезажи - места вашего поселка… Всмотритесь в эти картины, прочувствуйте их
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу и сердце
Нахлынули чувства.
Посмотрите на первую картину, которая называется______________________
Что вы видите на картине?
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Какие цвета использовал художник?
Посмотрите на вторую картину Андрея Павловича_________________
Что изображено на картине?
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Какие цвета использовал художник? (радость пробуждения природы)
Сходства и различия на картинах.
А теперь посмотрим на обе картины.
Что общего в них?
Эти картины звучат или безмолвны?
Какие звуки природы вы слышите?
Если бы мы были композиторами, какую музыку мы бы сочинили?
Благодаря чему мы можем передать настроение?
Как мы можем передать холодные и теплые тона в музыке?
Что вы слышите звон барабанов или звуки волнующей скрипки?
Давайте попробуем создать звучащую картину.
Как музыка по характеру, лад. Какой темп, регистр, динамика?
А сейчас я предлагаю вам прослушать 1 часть из концерта №1 для скрипки с оркестром «Весна» итальянского композитора Антонио Вивальди. Послушайте, как он чувствовал весну.
Какое настроение передал композитор своей музыкой? Менялось ли оно на протяжении звучания? Какие звуки природы вы услышали? Какой инструмент исполнял главную тему в произведении?
Хотите создать свою музыкальную картину, которая будет наполнена музыкальными звуками?
Мы будем сейчас живописцами и нарисуем свою музыкальную картину.
Мы еще раз прослушаем произведение и выполним творческое задание. Перед вами листок бумаги, сложенный в 2 раза. На первую половину листа кисточкой капаем тот цвет который созвучен вашему настроению методом набрызга. Как только музыка начинает менять свое настроение, мы меняем цвет и капаем. А в конце произведения мы складываем листок и получаем нашу музыкальную картину.
Слушание. Выполнение творческого задания.
Покажите, ребята. Какие картины у вас получились… Почему именно этими цветами вы воспользовались?
Я вижу, что краски ваши светлые, воздушные. Вы нарисовали свою музыкальную картину. Своими красками вы передали пробуждение природы.
5. Пейзаж за окном. Шумовой оркестр.
А теперь сравните свои музыкальные картины с пейзажем за окном.
Есть сходства, или нет?
Какие звуки природы мы можем услышать сейчас?
С помощью, каких музыкальных инструментов мы можем изобразить эти звуки?
Дуновение ветерка (шелест пакетиков)
Пение птиц (треугольник, свистульки)
Журчание ручейка (глиссандо металлофоны)
Сейчас мы попробуем создать оркестр, который будет изображать звуки природы.
Ребята у которых лежат пакетики, будут передавать дуновение ветерка.
Ребята у которых лежат треугольники, будут передавать пение птиц.
Ребята у которых лежат металлофоны, будут передавать журчание ручейка.
Послушаем каждую партию.
А вы знаете, что в оркестре каждая партия вступает в определенное время.
А поможет нам в этом «Весенняя песенка» Георгия Струве. У каждого из вас на партах лежит текст песни. Я ее буду исполнять, а вы вступаете в соответствии со своими партиями. В тексте отмечено, когда вступают треугольники, пакетики, металлофоны. Готовы?
Исполнение.
О чем песня?
Какое настроение передает она?
Как вы думаете, получилось ли у нас создать музыку. Благодаря пейзажу за окном?
Теперь, куплет этой песни мы попробуем разучить, но для начала мы распоемся.
6.Распевание
7. Разучивание. Вокальная работа над текстом. Исполнение.
8. Вывод.
Какой главный вопрос мы ставили в начале урока?
Кто автор весенних пейзажей?
Зазвучали ли наши картины?
Музыка, каких композиторов нам в этом помогала на уроке?
Какие чувства вы испытали? Как вы себя ощущаете?
9. Рефлексия.
Прислушайтесь к своим сердечкам. Сколько в них доброты, тепла
Свое настроение и чувства мы выразим в этом дереве настроения.
Выполнение задания.
Живопись может звучать, но самое главное – это душа человека. Если вы добрые, отзывчивые ребята, то в любой живописной картине вы услышите музыку. Пойдете на природу, возьмите краски, и сделайте домашнее задание. Послушайте, оно будет задано вам в строках.
В жизни музыку найдите
И картину опишите
Как Чайковский, Левитан
Дарите музыку друзьям.
И пускай картины ваши
Удивят всех красотой,
И мелодией прекрасной
Восхитится шар земной.