Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»


Урок – игра «Звездный час». Тема: «Великие географические открытия»
Автор: Богданова Ирина Дмитриевна, учитель истории и обществознания Новомихайловской средней школы, Мамлютский район Северо-Казахстанская область

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по истории средних веков. Этот урок можно проводить как урок обобщения и закрепления знаний, если выделяется несколько часов на эту тему. Можно проводить как урок изучения нового материала с опережающим заданием. Материал урока можно использовать во внеклассной работе по истории. Тема: «Великие географические открытия»
Цель урока: воспитание чувства коллективизма и дружбы у учащихся.

Задачи:

1. Образовательная: закрепить знания, полученные на уроках, выяснить, как был усвоен учебный материал учащимися и если есть пробелы, наметить пути их устранения.

2. Развивающая: формировать умения применять знания в новых обстоятельствах.

3. Воспитательная: воспитание уважения к культуре и обычаям других народов.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование урока:

1. Выставка книг по теме «Великие географические открытия».

2. Картины по теме «Великие географические открытия».

3. Портреты путешественников.

4. Табло (варианты ответов).

5. Таблички с цифрами.

6. Звезды.

7. Призы.

Участники:

1. Семь учащихся являются участниками игры.

2. Семь участников – помощники (роль родителей).

3. Жюри.

Ход урока:

Вводное слово учителя.

Ребята, сегодня наш урок обобщения пройдет в необычной для вас форме. Вы будите участниками игры «Звездный час». Отвечая на вопрос, вы должны поднять табличку с правильным ответом. За правильный ответ, вам будет вручаться звезда. В конце каждого тура выбывает участник, набравший наименьшее количество звезд. Победитель получит право обратиться с речью к одноклассникам. Итак, отправляемся в увлекательное путешествие. Первый тур.
Первое задание.

1 Майя 2 бушмены 3 инки 4 ацтеки 5 Мали 6 Сонгаи

1 вопрос. У какого народа во главе каждого города – государства стоял «великий человек» - правитель передававший власть по наследству?

2 вопрос. Какой из перечисленных народов основал посреди большого озера город Теночтитлан?

3 вопрос. Кровные родственники правителя называли себя «сынами Солнца». (Солнце было главным божеством народа). О каком народе идет речь?

4 вопрос. Какой из этих народов жил в тропических лесах Африки?

5 вопрос. В историческом произведении шестнадцатого века сказано: индейцы построили широкую и ровную дорогу, укрепленную каменными барьерами, а через реки и ущелья, перекинутые из веревок мосты. Сообщения с мест передавали специальные гонцы бегуны, дежурившие парами по дороге. Кто этот народ?

6 вопрос. О поездке одного из правителей в Мекку на поклонение «святым местам» стало известно во всем мусульманском мире. В пути его сопровождали восемь тысяч воинов, а на верблюдах везли около ста вьюков с золотом.

7 вопрос. У этого народа был самый точный календарь. Впервые в мире, даже раньше индийцев они ввели нуль.

Второе задание.

1. Водяной двигатель 2 Домна 3 Огнестрельное оружие 4 Компас

5 Каравелла 6 Астролябия

1 вопрос. Каменные стены крепостей потеряли свою неприступность в результате какого изобретения?

2 вопрос. С помощью какого изобретения моряки могли определять стороны света?

3 вопрос. С помощью этого изобретения можно было отправляться в далекие морские путешествия при любом ветре.

4 вопрос. Увеличение выплавки металла стало возможно после, какого изобретения?

5 вопрос. Переворот в военном деле, падение роли рыцарской конницы – это последствия какого изобретения?

Третье задание.

1. 1498 г. 2. 1445 г. 3. 1492 г. 4. 1519-1522 гг. 5. 1453 г.

1 вопрос. В каком году было совершено первое кругосветное путешествия?

2 вопрос. В каком году была открыта Америка?

3 вопрос. В каком году был открыт морской путь в Индию?

Подсчитываются звезды. Во второй тур выходят четыре участника набравшие наибольшее количество звезд. Второй тур. Труба «Грамотейка».Участникам дается десять букв. Они должны составить слово. Участвуют также и зрители. Приз зрителям за самое длинное слово. Участник, у кого больше букв в слове может открыть один из трех ящиков. Если желает, то отдает звезду и открывает еще один и так далее.

Три ящика: 1 Аплодисменты 2 Пятерка 3 Конфеты

Выбывает участник, у которого меньше звезд. В следующий тур проходят три участника. Третий тур. 1 Б. Диаш 2 Васко да Гама 3 Х. Колумб 4 А. Веспуччи

5 Ф. Магеллан 6 Кортес

1 вопрос. Кем из мореплавателей были открыты острова Куба и Гаити?

2 вопрос. Кто стоял во главе экспедиции, которая обогнула южную оконечность Африки «далеко выступавший мыс, был назван мысом Доброй Надежды – надежды на то, что в скорее будет открыт путь в Индию»?

3 вопрос. Этот человек первым совершил кругосветное путешествие. Дал название Тихому океану, его именем назван пролив.

4 вопрос. В 1497 году король Мануил португальский, послал четыре корабля для открытия и нахождения пряностей. «…в пятницу 17 мая 1498 года мы увидели землю, а затем подошли к городу Калькутта. И покупали наши моряки за бесценок: и гвоздику, и корицу, и украшения. Командиром сих кораблей был…?»

5 вопрос. Именем, какого путешественника и мореплавателя был назван открытый материк?

6 вопрос. Сейчас я зачитаю вам отрывок из стихотворения Г. Гейне.

«Хоть носил он гордо лавры

И хоть золотом блистали

На его ботфортах шпоры

Не герой он был, не рыцарь

Был он атаманом банды,

Наглым кулаком своим

Сам вписал в анналы славы

Имя мерзостное …?»

Подводятся итоги третьего тура. Остается два участника. Четвертый тур. Финал. Дается слово «Магеллан». Победителем становится тот, кто из него составит больше слов.

Победитель награждается книгой. Наступает его «Звездный час». Он обращается с речью к одноклассникам.

Итог урока: Вопрос к классу.

Какие последствия имели великие географические открытия? Учащиеся должны назвать шесть главных последствий. Выставляются оценки за урок.[/align]