Конспект урока по чтению и развитию речи в 5 классе школы VIII вида


Конспект урока по чтению и развитию речи в 5 классе школы VIII вида.Автор: Игнатова Анна Алексеевна, учитель-олигофренопедагог МС(К)ОУ школы № 10 г. Чебаркуля, Челябинской области.

Описание материала: Представленный конспект – это смесь логопедических знаний и педагогических приемов для привития у учащихся с нарушением интеллекта любви к родному языку, обогащению активного и пассивного словаря. Тема: «Твой друг» Я. Аким.Тип урока: урок изучение новых знаний.

Цель урока: знакомство с произведением Я. Акима «Твой друг».

Задачи урока:

1. Коррекционно – образовательная: познакомить учащихся с произведением Я. Акима «Твой друг».

2. Коррекционно-развивающая: развивать интерес к родному языку, произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление.

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать усидчивость на уроке.

Оборудование: учебник по чтению автор-составитель З. Ф. Малышева для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение» 2009 год выпуск, мультимедийное сопровождение: экран, проектор, презентация «Цыплятки», карманные зеркала. Ход урока:1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Рада вас всех видеть.

Учащиеся садятся за пары.

2. Артикуляционная гимнастика:

-Сейчас у нас с вами урок чтения, а что бы размять наш речевой аппарат, давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Помним, что это такое? (Учитель раздает каждому ребенку зеркало).

Последовательность упражнений:

1) Заборчик

2) Блинчик

3) Иголочка

4) Часики

5) Качели

6) Грибок

7) Гармошка

8) Лошадка

9) Рыбка

10) Хомячок

11) Половина хомячка

12) Задерживание дыхания

3. Чистоговорки:

–Вот мы с вами и размяли наш речевой аппарат. (Учитель собирает зеркала). Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

Учитель записывает на доску три чистоговорки, дети пишут их в тетради.

На доске:

7.02.14 г. Классная работа.

Бу-бу-бу – снег лопатою гребу.

Аф-аф-аф – повяжу на шубу шарф.

Ты-ты-ты – снег укрыл кусты.

-Теперь, ребята, садимся красиво, спинка прямая, руки перед собой, голова прямо.

После чего проговаривание чистоговорок вслух вместе с учителем и по отдельности каждому ребенку.

4. Изучение нового материала:

-Вот теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но сначала давайте отгадаем загадки, которые я приготовила для вас.

1) Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (Мама)

2) Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно...(Папа)

3) Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (Бабушка)

4) Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (Дед)

5) Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший... (Брат)

6) Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (Сестренка)

7) Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

• Ребята, ответьте на мои вопросы.

-Без кого бы мы не смогли прожить? Без мамы.

-Ещё без кого? Без родственников, без семьи.

-Да, а ещё кто нам дорог? Давайте я вам подскажу. Ещё одна загадка.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (Друг)

-Да, теперь давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Твой друг», открываем наш учебник на странице 96-97. (Учитель читает вслух, дети следят).

5. Физкульминутка

-Что-то мы засиделись на месте. Давайте-ка немного разомнемся. Встаем возле своих мест. (Учитель включает мультимедиа физкульминутку «Цыплятки», учащиеся повторяют за действиями на экране).

6. Контроль и проверка знаний.

-Отвечаем на вопросы по стихотворению «Твой друг» стр. 97.

7. Подведение итогов урока.

-Ребята, все вы молодцы, хорошо поработали. Оценки…

8. Домашнее задание: стр. 98 отвечаем на вопросы.