Урок биологии для 6 класса «Строение семян и их функции»



УРОК БИОЛОГИИ В 6 классе.

Тема: «Строение семян и их функции».

Цель: изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений, найти черты сходства и различия.

Задачи.

Образовательные: рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения семян на примере пшеницы и фасоли; определить функции различных частей семян; установить взаимосвязь между строением семян и их функцией.

Развивающие: продолжить развитие умений работать с натуральными объектами и микропрепаратами, а также сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство интереса к знаниям, культуры умственного труда; культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); чувства ответственности за результаты своего труда; рефлексивных качеств личности.

Тип урока: урок – практикум. Лабораторная работа.

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы; микролаборатории; готовый микропрепарат «Зерновка ржи»; слайды по строению семян фасоли и пшеницы; учебные таблицы.

Пояснительная записка. Этот пятый урок по теме «Органы цветкового растения» заключается в закреплении пройденного материала и изучении строения семян двудольных и однодольных растений. Включает в себя лабораторную работу «Строение семени» с преобладанием самостоятельной работы, включающей методы исследования, сравнения, анализа и обобщения. Ребята работают в группах по инструктивным карточкам. Используются на уроке биологические микролаборатории, учебные таблицы, а также интерактивные средства обучения. Все иллюстрации и схемы проецируются на экран и интерактивную доску.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний.

В начале урока я загадала детям загадку:

Во мне есть все: я должен стать красивым,

Большим, зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

Проблемный вопрос: о чем этот стих? Почему вы так решили? (идет обсуждение в группах, ответы с места).

Мотивация и целеполагание (запрос учащихся).

Тема нашего урока – «Строение семян и их функции». Наша главная цель – изучить строение семян двудольных и однодольных растений и доказать, что семя – живой организм. Итак, что вы знаете о семенах? А что вы хотели бы узнать?

Вопрос для размышления: является ли семя живым организмом? (ответы детей с места). Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, нам нужно выполнить лабораторную работу и рассмотреть строение семени фасоли и пшеницы, найти черты сходства и различия. Кроме того, выделим вместе с вами две группы растений на основе признаков строения семян. А в конце занятия вы ответите на поставленный вопрос и подведете итог сегодняшнего урока.

Перед проведением работы провожу инструктаж по ТБ – правила работы с микроскопом и готовыми микропрепаратами (все проецируется на экран через мультимедийный проектор).

Для наиболее рациональной организации лабораторной работы на экране показываю слайды с инструкциями по выполнению работы, в которых указано название работы, перечень используемого оборудования, порядок проведения и оформления результатов работы.

Первичное усвоение учебного материала.

Вначале я рассказываю о строении семени фасоли с одновременным показом слайдов на экране.

СЕМЕННАЯ КОЖУРА ЗАПАСАЮЩАЯ ТКАНЬ

зародышевый почечка

зародышевый семядоли

Если в зародыше семени две семядоли, то такие растения называются Двудольными.