Урок биологии для 6 класса «Строение семян и их функции»
УРОК БИОЛОГИИ В 6 классе.
Тема: «Строение семян и их функции».
Цель: изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений, найти черты сходства и различия.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения семян на примере пшеницы и фасоли; определить функции различных частей семян; установить взаимосвязь между строением семян и их функцией.
Развивающие: продолжить развитие умений работать с натуральными объектами и микропрепаратами, а также сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство интереса к знаниям, культуры умственного труда; культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); чувства ответственности за результаты своего труда; рефлексивных качеств личности.
Тип урока: урок – практикум. Лабораторная работа.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы; микролаборатории; готовый микропрепарат «Зерновка ржи»; слайды по строению семян фасоли и пшеницы; учебные таблицы.
Пояснительная записка. Этот пятый урок по теме «Органы цветкового растения» заключается в закреплении пройденного материала и изучении строения семян двудольных и однодольных растений. Включает в себя лабораторную работу «Строение семени» с преобладанием самостоятельной работы, включающей методы исследования, сравнения, анализа и обобщения. Ребята работают в группах по инструктивным карточкам. Используются на уроке биологические микролаборатории, учебные таблицы, а также интерактивные средства обучения. Все иллюстрации и схемы проецируются на экран и интерактивную доску.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний.
В начале урока я загадала детям загадку:
Во мне есть все: я должен стать красивым,
Большим, зеленым, как родитель мой.
Пока – покой. И я пока счастливый,
И мир вокруг хоть тесный, но живой.
Проблемный вопрос: о чем этот стих? Почему вы так решили? (идет обсуждение в группах, ответы с места).
Мотивация и целеполагание (запрос учащихся).
Тема нашего урока – «Строение семян и их функции». Наша главная цель – изучить строение семян двудольных и однодольных растений и доказать, что семя – живой организм. Итак, что вы знаете о семенах? А что вы хотели бы узнать?
Вопрос для размышления: является ли семя живым организмом? (ответы детей с места). Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, нам нужно выполнить лабораторную работу и рассмотреть строение семени фасоли и пшеницы, найти черты сходства и различия. Кроме того, выделим вместе с вами две группы растений на основе признаков строения семян. А в конце занятия вы ответите на поставленный вопрос и подведете итог сегодняшнего урока.
Перед проведением работы провожу инструктаж по ТБ – правила работы с микроскопом и готовыми микропрепаратами (все проецируется на экран через мультимедийный проектор).
Для наиболее рациональной организации лабораторной работы на экране показываю слайды с инструкциями по выполнению работы, в которых указано название работы, перечень используемого оборудования, порядок проведения и оформления результатов работы.
Первичное усвоение учебного материала.
Вначале я рассказываю о строении семени фасоли с одновременным показом слайдов на экране.
СЕМЕННАЯ КОЖУРА ЗАПАСАЮЩАЯ ТКАНЬ
зародышевый почечка
зародышевый семядоли
Если в зародыше семени две семядоли, то такие растения называются Двудольными.