Урок литературы в 9-м классе по теме: Образ Русской земли в Слове о полку Игореве . Краткое изложение текста


Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

• актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

• развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;

• обучение анализу литературного произведения;

• подготовить учащихся к написанию сочинения;

• воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование:

• компьютер, диск со слайдами;

• раздаточный материал (фрагменты статьи Д. С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”);

• иллюстрации: гравюры В. А.Фаворского, миниатюры из Радзивилловской летописи XV в. и Лицевого летописного свода XVI в.

Эпиграфы:

“Слово о полку Игореве”… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Д. С.Лихачев

“Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.

Д. С.Лихачев

Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ “Слова…”

Д. С.Лихачев

Ход урока

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.

1. Постановка цели:

– Назовите главные образы поэмы.

– “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

– Из чего складывается образ Русской земли?

2. Самостоятельное чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д. С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).

Читая текст, учащиеся делают пометки:

“P ” – уже знал;

“+” – новое;

“-” – думал иначе;

“?” – есть вопросы.

II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.

1. Беседа по прочитанному:

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?

2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1):

Рис. 1

3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

– Природа в “Слове…”;

– Люди Древней Руси в “Слове…”;

– История Руси в “Слове…”.

Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

Рис. 2.

Рис. 3

Рис. 4

4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

Рис. 5

III стадия – стадия рефлексии. Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

– Было ли вам интересно на уроке?

– Сумели ли вы получить новые знания?

– Как же создается образ Русской земли в поэме?

– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”?

Домашнее задание: написать сочинение “Образ Русской земли в “Слове…”

Литература к уроку:

1.Коровина В. Я. “Когда ты хочешь молвить слово…” // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61.

2.Курилов А. С. Нравственные уроки “Слова о полку Игореве” // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36.

3.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

4.Прокофьев Н. И. “Слово о полку Игореве” // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16.

5.Рыбаков Б. А. Как вникнуть в сущность “Слова о полку Игореве” // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19.

6.Рыбаков Б. А. “Слово о полку Игореве” и его современники. – М., 1971.

7.Слово о полку Игореве. – М., 1980.

8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература (ПС), 1999, № 26, с. 6-11.

9.Фогельсон И. А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.

10.Шкляревский И. Загадки и тайны “Слова о полку игореве”. – М., 1998.

‹ Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К. Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Вверх Формы работы с поэтическим текстом в старших классах ›

    Методические материалы Литература Киевской Руси XI - XII вв.