Игровые уроки по Фонвизину


Сегодня для многих школьников чтение «Недоросля» подобно путешествию по тому маршруту, который за них выбрали взрослые, причём выбрали, руководствуясь старой традицией, а не пожеланиями самих юных туристов. Однако язвительная, наивная и мудрая комедия Дениса Фонвизина так ярко отражает свою эпоху, создаёт такой колоритный образ России XVIII столетия, что наши путешественники, поначалу зевающие и недоумевающие, начинают внимательно вглядываться в обступивший их мир и с удивлением убеждаются, что им здесь интересно. Да, интересно, несмотря на устаревший язык героев и их пространные нравоучения, выслушать которые молодёжь во все времена “не охотница”.

Нам же, учителям-“экскурсоводам”, стоит позаботиться о том, чтобы подопечные вернулись из этого путешествия не только с багажом знаний о крепостном праве или знаменитых трёх единствах. Пьеса даёт прекрасную возможность учить получать удовольствие — удовольствие от анализа комического текста, от чтения по ролям, от создания оригинальных творческих работ. Уроки по Фонвизину можно сделать уроками “благородного увеселения”, что немаловажно в наши дни, когда сами слова “увеселение” и “благородство” многими воспринимаются как антонимы.

В нашей практике традиционное занятие дополняется игровым. Его форма зависит от выбора программы, интересов учащихся, уровня их подготовки, умения работать самостоятельно и т. д. Бывает так, что восьмиклассники в первой четверти только-только входят в рабочий ритм, тогда первый урок по Фонвизину вместе с учителем проводят два-три увлечённых литературой и историей выпускника. Это “путешественники” — либо дворянин-крепостник и гуманный, но наивный “книгочей”, либо чиновник, никогда прежде не покидавший столицы, а может, гости из XXI века. Их везут мимо усадеб Простаковой и Скотинина, поясняя то, что “открывается взорам”. Поясняет ямщик, местный житель, или же дворянин — родственник, случайный попутчик.

Кто сочиняет тексты ролей — преподаватель или сами ученики, — зависит опять-таки от уровня подготовки и загруженности школьников. Как правило, ребята выписывают наиболее яркие цитаты, а затем уже вместе со словесником составляют весь сценарий и делают по нему презентацию (пейзажи, избы, портреты персонажей и т. п.).

В. О. Массалитинова в роли Простаковой. 1923 г.

Кстати, такое путешествие целесообразно и в XI классе для быстрого и эффективного повторения. Оно дополняется “посещением” спектакля Вольного российского театра с участием актёров Её Императорского Величества Дмитревского и Шумского. Просвещённый дворянин, приведший своих друзей посмотреть “славную пиесу г-на Фон-Визина”, расскажет им о русском театре XVIII столетия — его традициях, репертуаре, законах сцены и, конечно, о самой комедии и судьбе её создателя. Главное, чтобы эта “товарищеская беседа” была не только содержательной, но и живой, естественной. Она организуется как мини-спектакль и требует от участников не только знания материала, но и умения входить в образ, а также работать “от партнёра”.

В хорошо подготовленных классах возможно проведение олимпиады по творчеству Фонвизина. Работа организуется как проектная деятельность. Создаются творческие группы, каждая из которых разыскивает материал о драматурге и его эпохе, пишет сцену, которая могла бы происходить в доме Простаковой (эти стилизации вывешиваются за три дня до итогового занятия). Кроме того, группа готовит две роли — двух персонажей Фонвизина, которые придут на встречу со школьниками XXI века, чтобы побеседовать о том, как воспитывать детей, как обеспечить благосостояние своей семьи, как исполнять государеву службу и т. п. Защитой проекта становится сама олимпиада.

Такие мероприятия хорошо проводить между классами-параллелями — в актовом зале, в костюмах, с использованием эффектов освещения и большого экрана. Однако даёт результат и камерная постановка. Сил и времени она отнимает совсем немного: за неделю до итогового занятия назначаются ответственные за роли Простаковой, Митрофанушки, Скотинина, Вральмана, Стародума и Софьи. Учитель знакомит их с примерными вопросами, и школьники вместе с выбранными ими помощниками делают подборку цитат, готовят ответы, создают сценические костюмы. На итоговом уроке они, как люди всем известные, дают учителю интервью, а могут усесться за самоваром и повести со спрашивающим их преподавателем непринуждённый разговор.

Надо сказать, что даже слабые и неактивные классы очень живо реагируют на эту милую беседу, начинают дополнять, уточнять ответы, а в результате весьма неплохо усваивают содержание и проблематику комедии. Во всяком случае, какой бы вариант работы ни был избран, выполняя её, школьники творчески растут и привыкают интересоваться классикой.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Александр. Ах, дядюшка, сколь приятно путешествовать по дорогам отечества нашего! Какой простор взору!

Дядюшка (проснувшись от изрядного толчка на рытвине). Какие синяки бокам!

Александр. А что за деревня вон там, впереди? (Дядюшка уже погрузился в дрёму, и вопрос обращается к кучеру.) Эй, любезный, что за деревня?

Кучер. Тарасовка. Барина Скотинина деревенька.

(Коляска въезжает в деревню, и на лице Александра появляются изумление и тревога.)

Александр. Дядюшка! (Тот мычит во сне. Кучеру.). А скажи-ка, братец, этот помещик, наверное, разорён и пребывает в несчастии? Какие ветхие избы!..

Кучер. Так это, барин, крестьяне его разорены, а не он сам. Уж такой мастер оброк собирать — по всей округе славится.

Александр. Какая странная слава...

Кучер. Да ить ещё что делает. С соседями-то, сами знаете, всяко бывает. Так он в суд не жалится, а всякий убыток сдерёт со своих же мужиков, да и дело с концом.

Александр. Однако погоди, погоди... (Кучер притормаживает.) Вон там я вижу крепкие, добротные строения...

Дядюшка (просыпаясь и потягиваясь). Что, засмотрелся? Да, у Тараса скотный двор — чудо. Обожает он своих свиней...

Александр (перебивая). Погодите, дядюшка... Что за ужасные крики? Кому-то надо срочно подать помощь!..

Дядюшка. Чудак ты! Это же на конюшне кого-нибудь из людишек порют. (Пауза.) Ну вот и дом Тарасов. Сейчас заедем, поболтаем по-приятельски да закусим. Уж такой свинины ни у кого не отведаешь!

Александр. Знаете, дядюшка, у меня что-то нет аппетита. Поедемте дальше. Поедемте, прошу вас!

(Дядюшка, пожав плечами, опять засыпает. Какое-то время едут молча.)

Александр (кучеру). Эй, ямщик, а кому принадлежит во-он та деревня?

Ямщик. Принадлежать-то она принадлежит барину Простакову, да только правит здесь всем не он.

Александр. А кто же?

Кучер. Его хозяйка — родная сестрица его благородию Скотинину. Целый день то бранится, то дерётся — на том, говорит, и дом держится. Бывает, и самому муженьку колотушки перепадают.

Александр. Каково же тут жить холопам...

Кучер. О том, барин, не спрашивай. Еремеевне, няньке, что барского сынка выкормила да вырастила, и то достаётся по пяти рублей на год да по пяти пощёчин на день.

Александр. Почему же сын не объяснит матери, что сие поведение бесчеловечно?! (Дядюшка просыпается от очередного толчка на ухабе и начинает с неудовольствием вслушиваться в слова юноши.) Почему не читает он ей философов наших...

Дядюшка (перебивая пылкую речь племянника). Эк куда хватил! Не читает ей сын философов... Митрофан псалтырь — и ту по складам еле-еле за год разбирать выучился. Зато знает, как с холопами управляться! Чуть что — матушке нажалуется, а уж она...

Александр. Науки говорят на это...

Дядюшка (перебивая его). Науки, науки... Начитался... Хозяйку здешнюю лучше послушай. Она всегда говорит: без наук люди живут и жили. Батюшка вон её грамоте не умел, а умел достаточек нажить и сохранить. Пятнадцать лет воеводою был! Челобитчиков принимал, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь да положит.

Александр. Так было, дядюшка, во времена дикие, непросвещённые! С царствования же великого государя нашего Петра Алексеевича...

Дядюшка. Не к ночи он будь помянут...

Александр. Теперь все дворянские дети, к службе готовясь, учиться обязаны!

Дядюшка. Ну, слава Богу, от службы этой нас закон ещё в 62-м году освободил. Сей указ ещё покойный Пётр III подписал, а государыня при восшествии на престол его подтвердила — понимала, матушка, чего подданные ждут.

Александр. Послушайте, дядюшка, указ этот толкуете вы неправильно! Он не снимает обязанности служить отечеству! Он просто принудительную службу заменил обязанностью нравственною.

Дядюшка. Чего-чего?

Александр. Нравственною обязанностью каждого просвещённого дворянина.

Дядюшка. Молод ты ещё, племянничек, вот что я тебе скажу. Раз не прописано за неявку плетей да палок — значит, можем мы спокойно сидеть в именье своём да за порядком надзирать — вот как хозяйка здешняя делает. И ты, друг мой, не книжки читай, а нас, умных людей, слушай. Учись-ка ты лучше не философии своей, а умению денежки копить да людишек в страхе держать. Тогда и порядок, и достаток, и уважение от других — всё у тебя будет.

(Довольный собой, дядюшка устраивается поудобнее, сладко зевает и засыпает.)

Александр (сам себе). Боже мой, как странно... И как страшно! Где же искать друга честных людей? Неужели нет в отечестве нашем опоры человеколюбию?

Учитель (подходя к нему). А вот, сударь, извольте с этими книгами и с журналом ознакомиться. (На экране изображения книг: «Придворная грамматика», «Бригадир», «Недоросль»; журнала «Друг честных людей, или Стародум».) Много пользы душе своей найдёте, много. Уж вы мне поверьте.

ОЛИМПИАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ Д. И. ФОНВИЗИНА

Первый тур

Блицтурнир

Вопросы адресуются всем участникам. За каждый правильный ответ команде начисляется по одному баллу.

I. Давайте перенесёмся в эпоху Дениса Ивановича Фонвизина.

Скажите, как связана судьба драматурга с деятельностью М. В. Ломоносова?

Назовите русских деятелей культуры — современников Фонвизина. (Называются сразу три фамилии.)

По чьему плану и под чьим покровительством Фонвизин написал «Рассуждение о непременных государственных законах» — первый “проект” русской конституции?

Назовите журналы, издававшиеся в России во второй половине XVIII века, и имена их издателей.

Кто подписывался псевдонимом “Госпожа Ворчалкина”?

Как назывался журнал, издававшийся самим Фонвизиным?

Какую роль сыграли актёры Волков и Дмитревский в жизни и творчестве Фонвизина?

II. А теперь нас ждёт путешествие в усадьбу госпожи Простаковой.

Скажите, как звали её супруга?

Каким наукам обучался Митрофанушка?

Какую должность пятнадцать лет занимал отец госпожи Простаковой?

Из-за чего господин Стародум подал в отставку?

Назовите внесценических персонажей — отрицательных героев комедии.

III. Продолжите реплики героев.

“Здорово, дядюшка! Что так...”

“Имей сердце, имей душу и...”

“Бредит, бестия! Будто...”

“Не будь тот Скотинин, кто...”

“Степени знатности рассчитываю я по числу дел...”

Второй тур

Проверка домашнего задания

Каждая команда готовит ответ на один из вопросов. Максимальная оценка за ответ — 4 балла.

Расскажите в трёх предложениях:

— о русском театре XVIII века;



— о проблематике пьес Фонвизина;



— о сатирических приёмах Фонвизина-драматурга.

Третий Тур

Команда может использовать косметику, грим, просить помощь у зала. Максимальное количество баллов — 3.

Выберите из зрителей или участников своей команды подходящие “модели” и за три минуты превратите их в героев комедии.

Четвёртый тур

Беседа с персонажами комедии

Для того чтобы беседа с персонажами Фонвизина оказалась интересной и содержательной, заранее распределяются роли и объясняется общий характер вопросов. Каждая команда представляет двух героев. Ведёт беседу учитель. Максимальное количество баллов — 10.

Вопросы госпоже Простаковой

Сударыня, слышали мы, что вы хозяйка опытная и все дела сами ведёте. А ведь руководить людьми, хотя бы и крепостными крестьянами, — труд нелёгкий. Скажите, как же вы управляетесь?

Однако доходы с имения пока невелики. Как, по-вашему, их можно увеличить?

Беспокойная у вас жизнь, сударыня. Какие же книги вы ради отдыха читать изволите?

Говорят, ваш батюшка против учения был. А зачем же вы учителей к Митрофанушке наняли?

Взгляните, сударыня, на девушек в этом зале. Это ведь тоже будущие мамы. Поучите же их уму-разуму, объясните, как нужно детей воспитывать.

Вопросы Стародуму

Господин Стародум, беседа с вами всегда поучительна. Объясните нам, как сумели вы нажить состояние и как решили им распорядиться?

Говорят, вы были при дворе, однако отошли от двора без чинов, без наград, то есть ни с чем. Правда ли это?

Скажите, сударь, кого вы почитаете знатным и богатым?

А кто же, по-вашему, богат из людей нашего, XXI века?

Ваши правила удивления и восхищения достойны. Что бы вы пожелали сидящим в этом зале отрокам?

Вопросы Митрофанушке

Митрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?

Матушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна... И как только вы этого добиваетесь?

Слышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили?

А скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась...

Вам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что в зале сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают — мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?

Вопросы Софье

Скажите, сударыня, как случилось, что вы оказались в имении у госпожи Простаковой?

Как она обращалась с вами?

Это были трудные дни. В чём же находили вы отраду и утешение?

А скажите, сударыня, какие книги трогают ваше сердце?

Сударыня, я должна открыть вам важный секрет. Маркиз де Ветрогон, увидев вас в Собрании, где танцевали вы по возвращении в Москву, пленился вами, и чувства его столь пылки, что он молит вас о кратком свидании наедине. Он богат и знатен, он осыплет вас драгоценностями, а мужу вашему, Милону, окажет покровительство. Что вы прикажете ответить на пылкое письмо маркиза?

Вопросы Скотинину

Господин Скотинин, сестрица ваша — особа самостоятельная. Однако ж просила она вас чему-то её поучить, а вот чему — я запамятовала. Не подскажете ли, в каком это умении вы её превосходите?

Вот вы часто говорить изволите, что ученье — вздор. А из чего же вы это выводите, какими примерами доказать можете?

Вы на Софьюшке, Стародума племяннице, жениться собирались. Неужели вам эта девчонка так понравилась?

Не потаите, господин Скотинин, расскажите, в какие дни вы особенно радостны?

А не скучно ль вам в деревне вашей? Если бы в нашем времени оказались, с кем бы дружбу свели?

Вопросы Вральману

Послушайте, Вральман, а как это вы, кучер, в учителя попасть умудрились?

Неужели что-либо подобное случалось в России и с другими иностранцами?

А каково ваше жалованье в доме Простаковой?

Должна заметить, что Простаковы облагодетельствовали вас. Какие чувства вы питаете к своим русским благодетелям?

Слава Богу, что хоть в наше время изжито преклонение перед всем иноземным... А может, не изжито? Что по этому поводу думаете?

Пятый тур

Вопросы задаются всему залу. Отвечает первый поднявший руку.

Вот уже двести с лишним лет школьники комментируют высказывания персонажей «Недоросля». Сегодня они поменяются ролями: Герои Фонвизина прокомментируют фразы из сочинений и ответов наших учеников.

“Сочинение по поэме Лермонтова «Мцырь». Жизнь Мцыря...”

“Ломоносов был основоположником села — ботанической системы...”

“Оруженосцы напоминали рыцарей, только на рыцарях было больше узоров...”

В предложении “Солнце скрылось, и резкое дуновение ветра подхватило листья” ученик пропускает запятую и на вопрос, почему он решил её не ставить, бодро отвечает: “А ветер только потом подул!”

Вопрос: “Что вы знаете о Моцарте?” Ответ (причём чистосердечный): “Он в «Спартаке» играет, фолит часто”.

Заключение

Инсценировка из «Недоросля»

Инсценировка делается одна, общими силами. По окончании её жюри объявляет итоги состязания.

Любовь Всеволодовна Пойкова,

Учитель литературы гимназии № 11, г. Королев Московской области