Реализация социальной защиты детей-инвалидов (на примере Департамента Смоленской области по социальному развитию)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы организации социальной защиты детей-инвалидов ……………………………………………………………

1.1. Сущность и содержание социальной защиты детей-инвалидов……………………………………………………………………….

1.2. Нормативно-правовое регулирование сферы социальной защиты детей-инвалидов .…

1.3. Государственные программы и меры социальной защиты детей-инвалидов…………………………………………………………………..

Выводы по первой главе…………………………………………………

Глава 2. Реализация социальной защиты детей-инвалидов (на примере Департамента Смоленской области по социальному развитию)……………………………………………………………….

2.1. Характеристика деятельности Департамента по социальному развитию………………………………………………………………………

2.2. Анализ деятельности Департамента Смоленской области по социальному развитию в области защиты детей-инвалидов……………….

2.3. Рекомендации по оптимизации мер государственной поддержки детей-инвалидов в Смоленской области …………………………………

Выводы по второй главе……………………………………………………

Заключение……………………………………………………...………………

Список использованной литературы……………………..............................

Приложения…………………………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство в зависимости от своих социально-экономических приоритетов формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития и объемов финансовых ресурсов, состояния экологической среды, исторических и политических причины, в частности, от участия в войнах и военных конфликтах. В России некоторые из перечисленных факторов имеют негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена наличием следующего противоречия: с одной стороны, необходимостью создания целостной системы социальной защиты детей-инвалидов с включением в нее различных социальных институтов. С другой стороны, механизм решения вопросов социальной защиты детей-инвалидов в российском обществе не достаточно эффективно реализуется на практике и нуждается в совершенствовании.

Наличие функциональных ограничений у детей-инвалидов приводит к социальному ущербу. С целью компенсации последствий инвалидности для личности, семьи и общества реабилитация должна обеспечить их восстановление или уменьшение. Важное значение имеет целостный подход к личности ребенка-инвалида, учитывающий все его проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, надежды и интересы

Степень научной разработанности проблемы. Основу теоретического исследования составляют труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди зарубежных авторов, внесших заметный вклад в разработку данной проблемы, следует назвать такие имена, как Маллер А., Гомиен Д., Вернер Д., Боровской Р., Билсон Э.,

Шапиро Б., Вернер Д., Туболь Д., Кальмет Х.Ю. и др.

Среди отечественных авторов: Астапов В.М., Грачева Л.К., Дементьева Н.Ф., Краснова В. Ю., Лебединский О.И., Холстова Е.И., Устинов Э.Ф., Павленко О.В., Храпплин Л.П., Буланова Н.А., Дарымова Н.В., Иванова Т.В., Леонтьева В.В., Полковников И.А., Паншина О.Н., Семенушкина Т.Л., Кузнецов С.А., Винокурова Р.И., Акатов Л.И., Гришина Л.П., Дивицина Н.Ф., Дыскин А.А. и т.д

В работах В.М. Астапова характеризуется социальная политика по отношению к детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечительства родителей, а именно, рассматриваются их права. Н.Ф. Дементьева в своих работах пишет об инвалидах разных категорий, дает определения, указывает категории и модели инвалидности.

Е.И. Холостовой  выявлены основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, в том числе, детей-инвалидов.

Существуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют права, льготы детей-инвалидов : федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В нем определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г).

Федеральный закон № 124 от 24.07.1998 (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Объектом исследования данной работы является государственное муниципальное управление.

Предмет исследования - организация социальной защиты детей-инвалидов в регионе (на примере Департамента Смоленской области по социальному развитию).

Цель выпускной квалификационной работы – исследование теоретических основ организации социальной защиты детей-инвалидов в регионе и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию в Департаменте Смоленской области по социальному развитию

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть сущность и содержание социальной защиты детей-инвалидов.

2) Изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов.

3) Проанализировать реализацию социальной защиты детей-инвалидов Департаментом Смоленской области по социальному развитию

4) Предложить рекомендации по оптимизации мер государственной поддержки детей-инвалидов в Смоленской области.

Методы исследования. В данной выпускной квалификационной работе используются такие методы, как: обобщение и систематизация теоретических данных, статистический метод, наблюдение, анализ и синтез, сравнение, контент-анализ, изучение работ различных авторов, исследование нормативно-правовых источников, наблюдение, беседа, социологический метод, а именно обработка полученных эмпирических данных, формирование выводов исследования.

Структура данной выпускной квалификационной работы имеет следующие составляющие: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы выпускной квалификационной работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации социальной защиты детей-инвалидов в регионе. Раскрываются сущность и содержание социальной защиты детей-инвалидов, рассматривается нормативно-правовое регулирование сферы социальной защиты детей-инвалидов, представлены государственные программы и меры социальной защиты детей-инвалидов.

Во второй главе анализируется социальная защита детей-инвалидов в Смоленской области, представлена характеристика Департамента Смоленской области по социальному развитию, проводится анализ его деятельности, и приводятся рекомендации по оптимизации мер государственной поддержки детей-инвалидов в Смоленской области.

В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.


ГЛАВА 1. Теоретические основы организации социальной защиты детей-инвалидов.

  1. Сущность и содержание социальной защиты детей-инвалидов

Дети и подростки, живущие в России, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу.

В.Ю. Краснова в своих работах отмечает: «Жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития» [13, с. 198].

Политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах. Декларация прав ребёнка, утверждённая Ассамблеей Организации Объединённых Наций, провозгласила, что «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.»[31,ст. 5]

Государственная политика в области детства – деятельность государства по созданию условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей детей в выживании, социализации и развитии.

К сожалению, во всем мире много ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного – семейного тепла. И нужно ещё очень многое сделать, чтобы само понятие «брошенные дети» уходило из нашей жизни. Органы опеки должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приёмным семьям.

Серьёзной проблемой остаются дети-инвалиды, это проблема всего общества. Проблема наличия столь значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть предметом особых забот для России. Дети-инвалиды имеют гораздо меньше шансов реализовать себя в качестве равноправных граждан страны – получить образование и сделать профессиональный выбор. Большинство из них находятся в прямой зависимости от конкретных мер государственной социальной политики, направленных на образование и занятость инвалидов, с одной стороны, а с другой – от попечительства родных, не только осуществляющих уход, но и ответственных за удовлетворения их потребностей.

В ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается понятие инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.[5,ст. 1]

 Инвалидность - это эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. [5, ст.3]

 Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Понятия «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» – это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид». [4, ст. 4]

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Согласно Федеральной службы государственной статистике число детей-инвалидов.

Диаграмма с численностью д.и

Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха.

Все это свидетельствует о необходимости решения на федеральном уровне комплекса вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются. Для защиты, охраны инвалидов, в том числе детей-инвалидов, выделяются такие направления социальной политики, как социальная защита и социальная поддержка.

В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"дается понятие социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. [5, ст. 2]

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. [5, ст. 2]

Теперь рассмотрим государственную политику Российской Федерации в сфере социальной защиты детей-инвалидов.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(в ред. от 02.07.2013), государственная политика в сфере социальной защиты детей-инвалидов - это обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.[5,ст.14]
Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. В России как и в других государствах существуют органы занимающиеся государственной политикой, например Министерство труда и социальной защиты в Российской Федерации в котором существует Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. Он обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере: 

  • опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства, выявление и устройство, в том числе семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и имущественных прав; 
  • образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным (общественно опасным) поведением; 
  • профилактики асоциального поведения обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Также Президент и Правительство занимаются государственной политикой через указы и постановления.

Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления - важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы.