Библиотека как библиосалон


Библиотеки — это не просто хранилища книг. По своей культурно-просветительской миссии библиотеки — “лаборатории, в которых проектируется мир” (В. Шкловский). Каким будет этот мир, во многом зависит от книг, которые мы выбираем для чтения, от их способности пробудить в нас глубинную силу самопознания, самовоспитания, подлинной жизни духа. Художественной литературе принадлежит здесь приоритетная роль. Именно “человеческий мир, мир чувств открывает личности секрет гармонии” (А. Моруа).

На современном этапе экспансия и нейролингвистическое программирование (словесное манипулирование сознанием) СМИ, ускорение темпа жизни и связанные с этим трудности вдумчивого освоения текста выдвигают Проблему кризиса художественного чтения. Всё чаще появляются сокращённые, сжатые версии классических произведений, несущие лишь информационную сущность. Это противоречит самой природе, образной, эмоциональной доминанте художественной литературы. Быстрое “считывание” буквенных знаков не даёт простоты мысли и фантазии, не закладывает основы мировоззрения. Другой аспект кризиса чтения — обилие низкопробной литературы, карманных “книжек на день”, формирующих невзыскательную читательскую публику. Очень актуально звучат сегодня слова английского писателя XIX века О. Уайльда: “Наш век... читает так много, что не успевает восхищаться, и пишет так много, что не успевает задуматься”. Современная визуальная, “мозаично-клиповая” масскультура усугубляет дефицит Интеллектуального общения.

Между тем Чтение — это диалог человека не только с писателем, но прежде всего — С самим собой, своей сущностью (“Ищу в чужой строке себя” — Р. Саути, “Читать самого себя — вот чего хочет читатель” — Ж. Кокто). И содержание личности человека во многом зависит от содержательности общения с книгами. Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты. Одно только заглавие настольной книги часто определяет человека полнее самых решительных поступков и речей.

Особенно важна проблема формирования Круга чтения для молодёжи и воспитания её художественного вкуса. Полагаю, что молодому читателю необходима система знаний, помогающая понять себя и найти пути решения жизненных коллизий. “Круг чтения” для молодёжи — это в то же время “спасательный круг”, который поможет удержаться на плаву при любых водоворотах событий, накопить жизненный опыт. Итак, мировоззренческая, жизненаправляющая функция “круга чтения” абсолютно бесспорна. Но как же выбрать нужные книги?

Для меня замечательными ориентирами в жизни остаются Шедевры мировой классики. Филологическое образование, полученное в Нижегородском государственном педагогическом университете, а также любимая профессия библиотекаря подарили мне праздник общения с классическими книгами. Это мудрые, красивые, вдохновенные книги, которые захватывают ум и сердце, вызывают раздумья об окружающем мире и о самом себе, обогащают нравственную и эмоциональную сферу. Признавая это, я вовсе не претендую на оригинальность. Хочу ещё раз подчеркнуть значимость высокохудожественной книги в процессе становления личности и поделиться своим Опытом работы по возрождению чтения классической литературы.

Девизом работы в этом направлении стали мои любимые строчки из Гершеля: “Приучите человека к чтению — и вы его осчастливите. Вы введёте его в общество мудрецов и остроумцев, его друзьями станут самые нежные, чистые и мужественные люди, какие были украшением человечества во все времена его истории”.

Или, если говорить более казённым, но достаточно точным языком, Повышение статуса мировой классической литературы в структуре досугового чтения молодёжи — приоритетная задача и дело профессиональной чести для меня. По моему мнению, проще удовлетворить запрос в рамках делового чтения, чем спровоцировать интерес к высокохудожественной книге прошлого, изменить стереотип архаичности, возникающий у молодого поколения при слове “классика”. Но тот, кто однажды поверит тебе, надолго останется твоим благодарным читателем. Он придёт поделиться своим мнением о прочитанной книге, он попросит совета ещё, и в глазах его ты увидишь блеск восторга или “взросление мысли”.

Анализ читательских формуляров выявил определённую группу читателей, интересующихся классической литературой. Общение с ними В процессе индивидуальных бесед способствовало некоторой дифференциации.

    Первая группа читателей перечитывает классику, следуя аксиоме: возвращаться к классике надо несколько раз в жизни по мере взросления. Вторая группа читателей расширяет диапазон классического чтения — собрание сочинений, неизвестные произведения известных авторов (как правило, в эту группу читателей входят учителя-словесники, студенты-филологи). Третья группа читателей выражает желание читать классику, но не имеет чёткого представления

    о тех авторах, произведения которых должен знать каждый культурный человек (здесь речь идёт, скорее, не только о русской классике, но и о мировой).

Это как раз те, кто хочет “жить всерьёз”, как Миранда Грей из романа «Коллекционер» Джона Фаулза. Именно для них звучат её бессмертные слова:

“Относись нетерпимо ко всему, что не является истинным, глубоким, жизненно необходимым. Не трать время на вещи глупые. Не ходи на дурацкие фильмы, даже если тебе этого очень хочется; не читай дешёвку в газетах и журналах; не слушай чепухи, звучащей по радио или по телеку; не трать жизнь на разговоры ни о чём. Пусть жизнь твоя не будет бесполезной”.

Для таких читателей я предложила Серию рекламных афиш — представлений классических книг с целью привлечь к ним внимание. В этих афишах я обобщила свой опыт устных рекомендательных бесед: ключевая цитата из книги, мои личные впечатления от стиля, указание на проблематику произведения, непременная “изюминка”, не раскрывающая содержание, а побуждающая к прочтению книги.

Успех этих афиш вдохновил меня на составление Популярного библиографического пособия «Шедевры на все времена» (лучшие произведения зарубежной классической литературы). Признаюсь честно, выбрать “великолепную тридцатку” было нелегко. Собственный читательский опыт подсказывал никак не менее полусотни книг для обязательного прочтения (эти 50 оставались после тщательнейшего отбора из 500 зарубежных, прочитанных ещё на филфаке). Всё время вспоминались слова А. А. Блока о том, что интеллигентному человеку достаточно 100 книг, правда, отбирать их нужно всю жизнь.

В итоге получилось библиографическое пособие из 35 записей, подробно аннотированное, иллюстрированное портретами писателей, снабжённое биографическими сведениями о них. Принцип отбора произведений для списка иллюстрирует идею Х. Л. Борхеса о принадлежности всех написанных книг творящему гению, который располагается вне времени. Именно поэтому относительно современные по годам создания книги Д. Фаулза, П. Зюскинда, Р. Баха, И. Шоу, Г. Гессе, У. Эко соседствуют в списке с шедеврами Данте, В. Шекспира и И. В. Гёте, О. Бальзака и Т. Драйзера, Э. М. Ремарка и Ф. С. Фицджеральда.

Список оказался востребованным, он явился тем самым путеводителем, который помог многим читателям открыть для себя новые имена в литературе.

Как показала практика, наиболее перспективными формами пропаганды книги являются те, которые максимально способствуют диалогу читателя и библиотекаря. Так возникла идея создания «Библиосалона Марины Бредневой» — салона для любителей хорошего чтения. Популяризации книг в «Библиосалоне» способствуют все формы: и афиши, и библиографическое пособие, и презентации книг с авторской выставки, и литературные вечера.

Лейтмотивом интеллектуального общения читателя и библиотекаря здесь звучит призыв искать в культурном достоянии прошлого (классике) связи с проблемами настоящего. Экспонирование “золотого фонда” мировой литературы представляет значительную ценность для «Библиосалона». На Авторской выставке «С печатною строкой наедине» стоят книги, которые потрясли мой внутренний мир, которые я хочу читать и перечитывать, советовать читателям нашей библиотеки. Четыре раздела выставки отражают “четыре стороны света” моих интересов в литературе.

    Шедевры на все времена. Нобелевская плеяда. Волшебство поэтической строки. И моря трепетный аккорд.

Книги к каждому разделу подбирались тщательно, словно выкладывалось мозаичное полотно. Рядом с книгой — либо Портрет Или Иллюстрация (как, например, портрет Моцарта рядом со «Степным волком» Г. Гессе или иллюстрации к новелле «Ванина Ванини» Стендаля), либо Стихи, либо Библиотечные материалы, дополняющие сведения об авторе или жанре. Так, эссе Борхеса «О Данте» соседствует на выставке с «Божественной комедией»; воспоминания современников о Хемингуэе — с его романами; стихотворение Игоря-Северянина «Ремарк» — с книгами немецкого писателя. Я уверена, что ценители творчества Э. М. Ремарка с удовольствием прочитают его письма к легендарной актрисе Марлен Дитрих, впервые изданные в России («Скажи мне, что ты меня любишь...». М.: Вагриус, 2003). По своей поэтической магии эти письма могут сравниться с самыми лучшими художественными произведениями Ремарка. Для меня чтение его писем стало настоящим откровением, я восхитилась тем, как может истинный художник слова выразить сокровенные чувства своей души, своей любви. И я поместила книгу писем Ремарка в раздел авторской выставки «Шедевры на все времена», надеясь, что читатели нашей библиотеки испытали, наряду со мной, радость открытия.

Мероприятия, проводимые в рамках «Библиосалона», объединены общей идеей: Обмен впечатлениями от восприятия прочитанных книг, Анализ стиля и творчества писателя (с непременным акцентированием внимания на деталях).

И люди собираются в кружок

и тихо рассуждают, каждый слог

дороже золота ценя при этом.

(Райнер Мария Рильке. «За книгой»)

Опыт общения с книгой у каждого индивидуален. Кто-то больше ценит динамизм сюжета, диалоги героев, кто-то восхищается “аристократизмом воображения” писателя, вербальной виртуозностью, изысканной вязью ассоциаций и магией метафор. Главный аспект здесь — Созвучие творческой манеры автора с мелодией, звучащей в данный момент в душе читателя. Именно в этом созвучии секрет успеха книги, её эмоционального воздействия. Лучше всего эту мысль выразил Стефан Цвейг, один из моих любимых писателей: “И когда твои пальцы, как бы подбирая на клавиатуре звуки трепещущей в тебе мелодии, останавливаются на одной из книг, она ласково приникает к тебе — волшебная скрипка, таящая в себе все голоса небес”. Эта цитата подводит нас к Важному эстетическому принципу «Библиосалона» — принципу культурологических параллелей и ассоциаций, синтеза искусств.

Чтение художественной прозы сочетается с Музыкальными фрагментами. Так было, например, на вечере, посвящённом творчеству Ф. С. Фицджеральда. Ф. С. Фицджеральд — ярчайший выразитель мыслей и настроений “века джаза”. Я советую читать роман «Ночь нежна» под аккомпанемент джазовых мелодий (например, в нашем «Библиосалоне» звучала легендарная «Колыбельная» Джорджа Гершвина), чтобы в полной мере ощущать дыхание эпохи, тончайшую нюансировку интонаций книги, хрупкость грёз и иллюзий в столкновении с реальными обстоятельствами.

Помимо философского размышления об универсальном и повседневном, на встречах в «Библиосалоне» наши молодые читатели пытаются увидеть (посредством обращения к классической книге) красоту окружающего мира, богатство его красок и настроений. “Сколько наслаждения внезапно дарит человеку одна-единственная строка, сверкнувшая, словно серебряный месяц” (С. Цвейг). Мне всегда приятно и радостно поделиться с читателями “сокровищами” из своей Коллекции эпитетов, метафор и сравнений. В моей коллекции 1500 изысканных цитат, продолжаю пополнять её. Такие цитаты развивают ассоциативное мышление, воображение, открывают связи между явлениями, о которых никто не подозревал. Для меня, как и для Федерико Гарсия Лорки, “воображение — синоним способности к открытиям”. Шедевры мировой литературы подходят для этого как нельзя лучше: всего несколько классических фраз — но какая за ними открывается даль! Э. Ремарк, например, открыл юным читателям нашего «Библиосалона» существование “яблочно-зелёного” вечернего неба. Многие, прочитав этот эпитет, не поверили, сочли поэтическим украшением. Но всё-таки захотели проверить. Ремарк победил! Читатели же сознались, что в бесконечном будничном ритме просто не замечали красоту и поэтичность окружающего мира. Этот пример доказывает жизнеутверждающую ценность классики, открывающей читателям не только “внутреннее”, но и внешнее зрение. Ибо чем теснее ты связан с книгой, тем глубже открывается тебе жизнь!

Воспитанию высокого художественного вкуса напрямую способствует Чтение вслух отрывков произведений, слияние голоса чтеца с “дыханием классической фразы”. Именно “в необычайно спокойной, полновесной классической фразе заключены все необходимые для художественного претворения темы элементы и силы” (Л. Выготский). И, конечно же, вдумчивое проникновение в смысл книги, взволнованность художественными образами не могут не вызвать ответного отклика. Гордостью «Библиосалона» я считаю Многочисленные отзывы и рецензии на книги, выполненные читателями нашей библиотеки. Для некоторых эти рецензии — проба профессионального пера (для студентов-филологов и будущих журналистов), для других — интересный повод научиться чётко излагать свои мысли и впечатления. Во всех рецензиях очевидно одно: их авторы — люди ищущие, неравнодушные, требовательные в своём желании “заглянуть в себя, попытаться понять свою суть”. “После прочтения книги задумываешься: кто же мы? «Степные волки» — одинокие, стремящиеся выжить во что бы то ни стало; или волки в хорошем смысле этого слова — сильные духом, смелые, идущие вперёд, преодолевая преграды?” — размышляет о прочитанном романе Г. Гессе читательница И. К. Андрианова. Особый интерес для посетителей «Библиосалона» представляет Именно судьба молодого человека, отражённая на страницах классических книг.

Это представляется мне вполне закономерным: чем больше мы читаем, узнаём о чужой жизни, тем длиннее, интереснее и красочнее становится наша жизнь. “Разве не смелее встретим мы нашу судьбу, храня в сердце всё то спокойствие, мир, доброту, какие нашли за Волшебной Дверью книг?” (А. К. Дойл).

Опыт работы моего «Библиосалона» показывает, что при совместных усилиях библиотекаря и читателя классическая книга обретает “второе дыхание”, высокий полёт, новый жизненный импульс. Я приглашаю читателей в свой книжный мир, и это приглашение, словно эхо, отдаётся всё дальше: читатели делятся впечатлениями о прочитанных книгах в кругу своей семьи, студенты советуют понравившиеся книги своим друзьям. Книги преодолевают барьеры времени и расстояния. Я же каждый раз ощущаю свою прекрасную миссию — дарить читателям радость общения с самым добрым, вечным, возвышенным, что есть на свете, — книгой!

Книги, вошедшие в популярное библиографическое пособие «Шедевры на все времена»

1. Бальзак О де. Человеческая комедия. 2. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. 3. Бронте Ш. Джейн Эйр. 4. Гессе Г. Игра в бисер. 5. Гессе Г. Степной волк. 6. Гёте И. В. Фауст. 7. Данте А. Божественная комедия. 8. Джойс Д. Улисс. 9. Драйзер Т. Финансист. Титан. Стоик. 10. Зюскинд П. Парфюмер. 11. Кокто Ж. Адская машина. Рыцари Круглого стола. Двуглавый орёл. 12. Кундера М. Невыносимая лёгкость бытия. 13. Лондон Д. Лунная долина. 14. Манн Т. Лотта в Веймаре. 15. Мопассан Г. Жизнь. Милый друг. 16. Моруа А. Фиалки по средам. 17. Моэм С. Бремя страстей человеческих. Театр. 18. Остен Д. Гордость и предубеждение. 19. Павич М. Хазарский словарь. 20. Пруст М. В поисках утраченного времени. 21. Ремарк Э. М. Приют грёз. Станция на горизонте. Три товарища. 22. Саган Ф. Немного солнца в холодной воде. 23. Стендаль. Красное и чёрное. Ванина Ванини. 24. Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи. 25. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. 26. Фаулз Д. Коллекционер. 27. Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби. 28. Фицджеральд Ф. С. Ночь нежна. 29. Флобер Г. Госпожа Бовари. 30. Хемингуэй Э. Фиеста. 31. Цвейг С. Нетерпение сердца. Новеллы. 32. Шекспир В. Комедии. Трагедии. 33. Шоу Д. Б. Пигмалион. 34. Шоу И. Две недели в другом городе. 35. Эко У. Имя розы.