способы развития внимания в процессе обучения учащихся младшей школы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ 3
ГЛОССАРИЙ
Внимание это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями [45].
Непроизвольное внимание - внимание, возникшее без сознательно поставленной задачи, цели и каких-либо волевых усилий [25, с.339].
Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка). Механизмом является вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система - ощущения - яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная система - речь, с помощью речи мы, или кто-то способны поставить цель) [41].
В школьный период у ребенка совершенствуется произвольное, сознательно управляемое внимание направление и сосредоточение своей психической деятельности и, следовательно, поведения на определенный объект, на тот или иной стимул [21].
Анамнез - система объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития [27].
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что от характеристики внимания зависит успешность учебной деятельности ребенка. По мнению отечественного ученого Выготского Л.С. «...степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».
В настоящее время проблема изучения внимания у детей для психологов стала особо актуальна. Прежде всего, это связано с высокой динамикой современной жизни. В наше время все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся детей, создание наилучших условий для учебы и жизни. Но на сегодня выявлена тенденция к росту числа детей, потерявших интерес к учебе. Снижается их интеллектуальный уровень и концентрация внимания. Не способность концентрировать внимание проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания, оно непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Расстройство концентрации внимания приводит к потере интереса ребенка к однообразным действиям на уроке и к нежеланию ребенка учиться в целом. Все это объясняет необходимость разработки практических средств по восстановлению концентрации внимания у учащихся.
По своей сути внимание - один из феноменов ориентировочноисследовательской деятельности личности. Оно представляет собой психическое действие, которое направлено на содержание мысли. Среди психических явлений внимание занимает значимое, особое место, т.к. выступает как неотъемлемая часть чувства, воли и познания. Внимание играет особую роль в регуляции интеллектуальной активности.
Проблема изучения внимания и его развития в настоящее время изучена недостаточно. Это связано с обширностью содержания данной темы и весьма проблематично представляется систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностью развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Воспитание, формирование и развитие внимания у детей представляет значительные трудности (И. Л. Баскакова, С. Л. Кабыльницкая). Не случайно выдающиеся ученые придавали этим вопросам огромное значение (Н. Ф. Добрынин, И. В. Страхов, В. И. Гоноболин, П. Я. Гальперин и др.). Благодаря их научному наследию и работам многочисленных учеников психолого-педагогическая практика имеет «классический» набор средств, способов, приемов управления и организации детского внимания в учебной и вне учебной деятельности, причем этот набор применяется в практике обучения и воспитания всех категорий детей (исходя из положения Л. С. Выготского о единстве законов развития нормальных и аномальных детей), но оказывается недостаточным в отношении детей, имеющих отклонения в развитии.
Объект исследования:процесс обучения учащихся младшей школы.
Предмет исследования:способы развития внимания в процессе обучения учащихся младшей школы.
Цель исследования: разработать комплекс занятий по развитию внимания младших школьников в процессе обучения.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Выявить сложности в работе учителя начальных классов по развитию внимания у младших школьников;
- Определить диагностический материал;
Гипотеза исследования: если в процесс обучения учащихся младших классов включить дополнительный комплект занятий по развитию внимания это будет способствовать повышению уровня переключаемости и концентрации внимания, что позволит избежать проблем с неуспеваемостью как в ближайшее время, так и в средней и старшей школе.
Теоретико-методологическая база исследования:
Этапы исследования
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Постановка проблемы, выбор диагностических методик, определение сути эксперимента;
3. Первичная диагностика;
4. Формирующий эксперимент;
5. Контрольная диагностика;
6. Анализ и интерпретация результатов эксперимента.
На каждом этапе нашего эксперимента применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, систематизация, обобщение); методы эмпирического уровня (беседа, диагностирование методикой Шульте-Горбова, методикой «Корректурная проба» Бурдона, педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования:исследование проводилось в период с 01.11.2014г. по 31.01. 2015г. Базой исследование стала МБОУ СОШ № 1 г. Нягани.В исследовании принимали участие 20 учеников 2 класса.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что подготовленный комплект занятий по развитию внимания может быть использован учителями начальных классов в процессе обучения детей.
Достоверность, обоснованность полученных результатов.
Достоверность полученных данных подтверждается данными экспериментальной работы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Понятие внимания, его виды
Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Г.Лейбниц, И.Кант, И.Гербарт). Под апперцепцией понималась зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин апперцепции предложен немецким философом Г.Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.
В работах В.Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта (“творческий синтез”). Э.Титченером определяет внимание как состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты. Определение внимания, данное У.Джемсом - одна из характернейших особенностей нашей духовной жизни, когда, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную часть их[12,c.34].
Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н.Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т.Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов.
В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки (Д.Н.Узнадзе).
Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.
Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания это рассмотрение внимания как внутренней деятельности. Таким образом, проблемы развития и регуляции внимания решались с тех же позиций, что и проблемы регуляции любой внешней деятельности. Внимание как деятельность содержало все те же компоненты (деятельность, действие, операция), что и внешняя деятельность. Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным внимание это деятельность контроля.
Представитель другого деятельностного подхода С.Л.Рубинштейн, рассматривающий деятельность в единстве с сознанием, рассматривал внимание как общее явление, присущее в качестве необходимого компонента всем деятельностям, не приписывая ему свойств отдельной деятельности. Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [34,c.15].
Схожую с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным - это направленность и сосредоточенность психической деятельности[7,c.25].
Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания.
Современный отечественный психолог В.И.Страхов, занимающийся проблемами внимания, синтезируя существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.
Он различает два термина: “внимание” и “сосредоточение”. В традиционном определении внимания понятие “сосредоточение” фигурирует как “разъясняющее”, как уточнение сути определяемого явления, соответственно в ранговом положении оно оказывается сниженным.
Внимание есть сосредоточение, сосредоточение есть внимание. Их разведение “разрыв” внимания, выхолащивание его сути. Внимание реализуется в соединении и фокусировке необходимых в каждом случае психических функций на объекте съема, на определенном поле (точке) - это именно сосредоточение. Внимание, как это и присуще психологическим состояниям, имеет синтетическую организацию структуру. Оно объединяет собой определенный комплекс психических процессов своего структурного наполнения сообразно специфике объекта сосредоточения, решаемой задаче, личностному фактору и другим обстоятельствам.
Очевидно, что внимание в учебном процессе является одним из главных психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности младших школьников. В ряде работ отечественных и зарубежных авторов справедливо указывается на большую роль внимания в различных видах деятельности, в частности, в процессе усвоения знаний, овладения навыками и сложными умениями.
О значимости отдельных свойств внимания в учебном процессе свидетельствуют исследования, проводившиеся Н.Ф. Добрыниным и его учениками. Например, К.В. Мишакова, изучая внимание у подростков, отмечает значительную неоднородность в развитии устойчивости, распределения, переключения внимания у испытуемых. Этот факт имеет важное значение. Ведь если имеются различия в развитии свойств внимания у испытуемых, то при учете этих особенностей в процессе обучения можно ожидать более качественного усвоения ими изучаемого материала.
На важность изучения распределения, устойчивости и переключения внимания в мыслительной деятельности указывала И.Л. Баскакова [10].
О.Ю. Ермолаев и соавторы рассматривают свойства внимания «как итог взаимодействия трёх относительно независимых составляющих: физиологических предпосылок, определяемых индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности; обученности или натренированности в навыках поддержания внимания, его переключения и распределения; индивидуальных особенностей мотивационно-потребностной сферы человека» [15].
Говоря о роли внимания в учебной деятельности учащихся младших классов, мы имеем в виду ведущую роль формирования произвольного внимания, совокупность всех основных его свойств. В процессе усвоения материала нельзя исключить роль того или иного свойства внимания, они все важны, но последовательность их включения зависит от учебной цели, поставленной педагогом или психологом.
В психологии традиционно принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание - внимание, возникшее без сознательно поставленной задачи, цели и каких-либо волевых усилий. Известно также, что непроизвольное внимание зависит не только от объективных особенностей раздражителей, но и от субъективных состояний самого человека, от его потребностей и интересов, а также от прошлого опыта, знаний человека в той области, к которой относится объект его внимания. Оно связано с эмоциями, вызываемыми у человека объектом внимания. Считается, что физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочная реакция [25].
Возникновение и поддержание произвольного внимания зависит от интереса человека к той деятельности, в которой оно проявляется, и значимости ее результатов для него.
О наличии послепроизвольного внимания можно говорить, когда труд захватывает, увлекает человека, возникает интерес к предмету труда, к самому процессу труда
В зависимости от характера деятельности человека внимание может быть внешним и внутренним. Внешним называют внимание, проявляющееся во внешних, перцептивных и практических действиях, направленных на лучшее отражение воспринимаемых объектов и овладение предметами, с которыми человек действует. Объекты внешнего внимания находятся вне сознания человека
Внутренним же называется внимание, проявляющееся во внутренних, умственных действиях. Оно имеет место тогда, когда индивид про себя думает, рассуждает, следит за процессами, происходящими в его сознании, припоминает что-то, фантазирует [12].
Внимание обладает вполне определенными свойствами, которые могут быть оценены качественно. Так, внимание характеризуется: концентрацией (сосредоточенностью), устойчивостью, распределением, объёмом, переключением. Некоторыми авторами выделяется ещё такое свойство внимания как оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения [16].
Концентрацию внимания характеризует степень сосредоточенности человека на объекте или отвлечение от всего постороннего, не связанного с данным объектом. Дети легко концентрируют свое внимание на том, что им нравится и хочется, и мгновенно становятся рассеянными в отношении того, что им не интересно и чем заниматься им не хочется. К концентрации внимания детей нужно не столько учить - они это умеют! - сколько приучать.
Понятие устойчивости внимания представляется различными авторами по-разному. Так, A.A. Смирнов, П.А. Рудик, MC. Лебединский, В.Н. Мясишцев принимают устойчивость внимания как удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Мы же в своем исследовании устойчивость внимания изучали, исходя из определения, данного A.B. Петровским, Рубинштейном С.Л., где устойчивость внимания характеризуется определенным временем, в течение которого человек сосредоточивается на одном предмете или на одном виде деятельности.
Распределение внимания рассматривается как свойство, проявляющееся в одновременном, успешном выполнении человеком двух и более действий.
Объем внимания характеризуется тем числом объектов, которое может быть охвачено субъектом в единицу времени. В психологической литературе имеют место различные точки зрения относительно понятия переключения внимания. В.И. Страхов определяет переключение внимания как деятельность с одним и тем же объектом, но при условии переноса на другие объекты его стороны и свойства.
Известно, что внимание развивается и воспитывается в течение всей жизни человека. Как справедливо отмечали ряд авторов [4], развитие внимания тесно связано с развитием личности в целом, ее индивидуальных качеств: умственных, эмоциональных, волевых. В исследованиях О.Ю. Ермолаева, Т.М. Матюшиной, Т.А. Мешковой [15], Л.Б. Ермолаевой - Томиной [16] установлено, что свойства внимания связаны со свойствами нервной системы.
М.Н. Акимовой было замечено, что подвижность, инертность, сила и слабость нервной системы оказывают влияние на протекание всех свойств внимания [3].
1.2.Особенности внимания у младших школьников
Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.
Произвольное внимание в данном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с наиболее близким мотивом - перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом -получить высокую оценку учителя [4].
В целом младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех свойств внимания: повышается его устойчивость, возрастает объём, улучшается способность к распределению и переключению. Активное развитие произвольного внимания в процессе учебной деятельности происходит параллельно и взаимосвязано с формированием навыков учебной деятельности. Необходимость использовать свойства внимания адекватно выполняемым учебным задачам приводит к тому, что у большинства школьников формируется организованность внимания как особый навык, призванный целенаправленно управлять вниманием, обеспечивать оптимальные условия для достижения целей учебной работы.
Особенностью детей младшего школьного возраста является неустойчивое произвольное внимание. Дети в этом возрасте легко отвлекаются и их внимание чрезмерно эмоционально. Ребенок в этом возрасте еще не умеет владеть своими чувствами, но его непроизвольное внимание сосредоточено, длительно и устойчиво. Путем волевых усилий и постепенным путем упражнений ребенок начинает управлять своим вниманием. Школа занимает основное место в развитии произвольного внимания, особенно в первые годы обучения. У младшего школьника постепенно формируется способность контролировать свое поведение, усидчивость. Произвольное внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста. Самый благоприятный период формирования - младший школьный возраст. Многие проблемы, с которыми сталкивается младший школьник, возникают вследствие недостатка развития внимания.
Указывая на значимость внимания в процессе обучения, следует подчеркнуть, что его необходимо развивать не как отдельное психическое явление, а в плане психологии личности, на основе глубокой его связи со всеми ее сторонами. Согласно В.И. Страхову, в учебном процессе внимание учащихся необходимо воспитывать путем рациональной организации их учебной деятельности и формирования у них различных умственных операций, которые являются познавательной основой умственного сосредоточения в учебной работе [12].
По данным A.B. Петровского, Л.Ф. Плеуховой, развитию внимания учащихся в процессе обучения способствует формирование положительной мотивации учения. В организации внимания важную роль играет индивидуальный подход, основанный на глубоком знании личности учащегося, его способностей, особенностей мышления, эмоциональной сферы, а также условий его жизни и воспитания [16].
Степень развития у младшего школьника таких свойств внимания, как хорошая переключаемость, распределение, устойчивость, зависит от развития личности школьника, в частности, общего умственного развития, интеллектуальной активности, от наличия интересов, навыков и умений, а также общей дисциплинированности, организованности, чувства ответственности. К таким выводам приходит в результате экспериментального исследования внимания младших школьников Н.П. Диева.
Вопросы развития внимания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В наши дни развитие произвольного внимания младших школьников осложняется из-за влияния многих факторов. Информатизация общества оказывает на младших школьников особенно негативное влияние. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет большую часть всех жалоб со стороны родителей и учителей.
Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито волевое внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость.
Известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно. Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок не редко приспосабливается к условиям учёбы.
1.3. Способы развития внимания у детей младшего школьного возраста
Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свойства личности имеет правильная организация учебного процесса [2]. Состояние внимания учащихся определяется особенностями преподавания, зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое, эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного, доступного материала, особенно в младших классах, - важная форма управления непроизвольным вниманием, условие внимательности школьников на уроке.
В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое и необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить тем, что преобладает наглядно образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы [4].
В школьный период у ребенка совершенствуется произвольное, сознательно управляемое внимание направление и сосредоточение своей психической деятельности и, следовательно, поведения на определенный объект, на тотили иной стимул.
Недостатки свойств внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
- Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
- Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Методика развития внимания опирается на следующие принципы:
- деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
- психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
- сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
- индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
- последовательности - предлагать упражнения надо начиная ссамых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
- поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
- цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.
1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции. Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.
2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия. Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи .
3.Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы. Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания. - Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь. - Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят. - Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого. - Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет. - Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать. - Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания. - Сколько ступенек на лестнице? - Сколько окон в комнате? - Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-му").
Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств5
Дети приходят в школу без привычки быть внимательными, слушать учителя, вникать в содержание учебного материала. Хорошим средством для воспитания внимания в первые недели школьных занятий служит чтение учителем рассказов и сказок. Кроме того, это чтение даст учителю ценные наблюдения над учащимися, поможет определить, кто из них отличается большей внимательностью, а кто меньшей. Зная особенности внимания детей, учителю легче будет вести с ними занятия.
Важным условием привлечения и поддержания внимания является хорошая организация урока. Для этого учитель должен добросовестно подготовиться к нему, продумать план занятий, бюджет времени и т.п. Надо, чтобы все необходимые для занятия предметы были на месте и в порядке. Ничто так не демобилизует внимание школьников, как беспорядочная суета в начале урока, когда разыскивают недостающие пособия, посылают детей за мелом, за забытым классным журналом.
В начале урока полезно сообщить его цель, чтобы ученики занимали свою задачу, знали, чем они будут заниматься. Эти предварительные указания служат сигналом к работе, помогают детям собраться с мыслями, забыть о том, что не имеет отношения к предстоящему делу. Именно в начале работы полезно вызвать у детей радостное ожидание предстоящего дела. Это заранее мобилизует их напряженное внимание. В трудных и скучных местах работы следует разъяснять ее важность, чтобы обеспечить произвольное внимание. Большое значение для привлечения непроизвольного внимания имеют содержание учебного материала и форма его подачи: живой, яркий, в меру эмоциональный рассказ учителя, привлечение конкретных примеров и фактов, показ иллюстраций, применение наглядных пособий. Наглядность очень нужна в начальных классах школы. Однако злоупотреблять ею не следует. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок был внимателен не только тогда, когда перед его глазами предметы и пособия. Важно, чтобы он умел сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях: Не всегда, например, надо учить счету на раздаточном материале, который все время на виду у детей. Полезно применять приемы, подобные следующему. Учитель берет кубики и говорит: «Дети, кладу 5 кубиков на стол под лист бумаги. Теперь прибавляю еще 4 кубика. Сколько кубиков стало под бумагой?». В данном случае дети сначала видели кубики, а затем должны были мысленно представить и сложить. Здесь особый вид наглядности, которая помогает воспитывать внутреннее внимание.
Наличие колебаний, отвлечения внимания, быстрая утомляемость детей требуют частого отдыха, а также периодической смены занятий. К.Д. Ушинский писал: «Заставьте ребенка идти - он устанет очень скоро, прыгать - тоже, стоять - тоже, сидеть - также устанет: но он перемешивает все эти деятельности разных органов и резвиться целый день, не уставая. То же самое касается и учебных занятий с детьми...» [21; 34].
Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работ. Если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано, как уже говорилось, с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени. Разнообразить работу на уроке можно не только сменой занятий. Необходимо, чтобы само изложение материала было не монотонным и однообразным, а носило живой, динамический характер. Известно, что беседа, в ходе которой ученики не только слушают, но и отвечают на вопросы учителя, сильнее активизирует их работу, лучше привлекает внимание, чем лекция или рассказ. Но и в начальных классах учителю иногда приходится некоторое время рассказывать или объяснять. В таких случаях надо, чтобы речь учителя не представляла длинного монолога. Хорошо, когда учитель ставит вопросы, на которые сам и отвечает. Тогда его речь напоминает живую беседу, диалог. Такая система изложения легче привлекает внимание младшего школьника.
Небольшой отдых (2-3 минуты), физкультминутка на уроке полезно действуют на восстановление внимания детей. Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам, выполняли самостоятельно. Существует много приемов активизации учебной работы младших школьников. Формирование учебной активизации внимания достигается следующими приемами:
1. Стимулирование учащихся. Учитель умело использует соревнование учащихся: «Кто еще лучше прочитает?», «Кто мне так расскажет, что всем будет приятно послушать?» и т.п.
2. Почти полное отсутствие замечаний в форме запрещений («не шумите», «не безобразничайте»), предпочтение давать указания, говоря об учащихся в первом или в третьем лице («слушайте внимательно», «вела хорошо»).
3. Разнообразие приемов обучения. Например, на уроках чтения применять рассказывание, чтение вслух и про себя, драматизация, дополнение чтения рассказами детей из своего собственного опыта. «Кто был в колхозе? Кто нам расскажет, что он видел в колхозе? Нина нам расскажет, а мы послушаем. Может быть кто-нибудь добавит. Усвоение знаний требует соответствующего развития процессов непосредственного познания действительности: ощущений, восприятии и наблюдений, внимания.
Младшие школьники отличаются большой восприимчивостью к внешним воздействиям, основанной на преобладающей деятельности первой сигнальной системы. Их познавательная деятельность опирается прежде всего на наглядно-чувственную основу. Однако в восприятии предметов младшими школьниками имеются и недостатки. К недостаткам, прежде всего, относится неточность в дифференцировке сходных предметов, объясняемая слабостью анализа при восприятии и тенденции к поспешному угадыванию. Дети младшего школьного возраста обычно довольствуются узнаванием предмета и его называнием, не делая попыток лучше разобраться в деталях предмета. Учащиеся I и II (а иногда III и IV классов) легко смешивают сходные по внешнему виду или по произношению буквы и слова и таким образом допускают при чтении ошибки (вместо «перестал» читают «пристал», вместо «шубейка» - «шубка» и т.п.). В связи с этим надо отметить часто встречающуюся у детей младшего школьного возраста недостаточную критичность, а отсюда и поверхностность восприятия, - предмет (в том числе и читаемый текст) дети стараются поскорее «угадать» не рассматривая его внимательно и не замечая своих ошибок.
Но этим ограничиваться нельзя, надо развивать и произвольное внимание учащихся, чтобы они приучались заставлять себя быть внимательными. Это удается в том случае, если перед учащимися ставятся задачи, ясные и посильные для них, но требующие произвольного внимания. Например, давая для рассматривания картинку, полезно предварительно предложить ученикам ряд вопросов, побуждающих их более целенаправленно и внимательно рассматривать картину. Младшим школьникам легче сосредотачивать внимание, если указания по выполняемой ими работе даются не сразу, а последовательно, по звеньям. (А.Н. Леонтьев, А.Е. Адрианова) [24,c.11].
От целенаправленности и привлекательности занятий зависит у младших школьников и концентрация их внимания. С одной стороны дети этого возраста склонны к концентрации внимания, что объясняется узостью, малым его объемом. Ученики 1-2 классов во время письменных работ так сосредоточены, что не слышат указаний учителя. С другой стороны, внимание младших школьников очень подвижно, что мешает его концентрации.
Даже, казалось бы, мелочи могут играть здесь большую роль. Так, например, в большинстве случаев менее целесообразно называть фамилию ученика, а затем ставить ему вопрос. В этот момент внимание большинства учащихся может быть направлено на что-то другое, а не на обдумывание ответа, так как вопрос обращен не к ним. Чтобы все дети сосредоточились на этом вопросе, сначала следует поставить его всему классу, а затем уже назвать того ученика, которого надо спросить. Еще пример. Нередко при закреплении учебного материала учитель вызывает ученика, который на доске пишет предложение или делает выделения. В это время некоторые дети, обычно слабые ученики, пассивны. Они ждут, когда что-то появится на доске, чтобы просто списать это себе в тетрадь. В результате внимание и мыслительная активность этих школьников минимальна.
Иначе будет, если вызванный ученик записывает продиктованное предложение или решает задачу на обратной стороне поворачивающейся доски. Тогда каждый ученик некоторое время вынужден работать самостоятельно. Затем написанное на доске показывают классу, и идет коллективная проверка того, что делано на доске и что написано в тетрадях учащихся. Большое значение для развития внимания имеет пониманиеучеником того, чему его учат. Если что-либо для него неясно, внимание может ослабнуть. С другой стороны, настойчивое повторение учителем того, что дети хорошо поняли, также ослабляет их внимательность. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника. Поэтому учителю надо давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
В теоретической части исследования нами были рассмотрены вопросы, посвященные понятию «внимания», его видам, особенностям внимания у младших школьников и способам развития внимания у них.
Было установлено, что к понятию «внимание» относится избирательная направленностьвосприятияна тот или инойобъект. К свойствам внимания относятся: концентрация, устойчивость, распределение, объём, переключение.
В связи с тем, что проблемой исследования является недостаточная концентрация внимания у младших школьников, в теоретической части была выделена характеристика этого свойства внимания, а именно: концентрацию внимания характеризует степень сосредоточенности человека на объекте или отвлечение от всего постороннего, не связанного сданным объектом.
Кроме того, было установлено, что особенностью детей младшего школьного возраста является неустойчивое произвольное внимание. Дети в этом возрасте легко отвлекаются и их внимание чрезмерно эмоционально. Ребенок в этом возрасте еще не умеет владеть своими чувствами, но его непроизвольное внимание сосредоточено, длительно и устойчиво.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что недостатки свойств внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, для их преодоления специально организованной работы по следующим направлениям: использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение; использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Этапы эксперимента
Исследование проходило в МБОУ СОШ №1 г. Нягани. В исследовании приняли участие 20 учащихся второго класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков, в возрасте от 8 до 9 лет.
Этапы эксперимента:
1. констатирующий
2. апробация комплекта заданий по развитию внимания (восстановление концентрации)
3. контрольный
4. анализ результатов эксперимента
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика свойств внимания по методикам Шульте-Горбоваи «Корректурная проба» Бурдона.
Прежде всего, необходимо определить факторы, влияющие на уровень развития внимания (возраст, методики обучения, социальный статус и т.д.) и выявить различные характеристики развития качеств внимания, таких как устойчивости, распределения и переключения и концентрации внимания среди исследуемой группы детей.
Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи опытно - экспериментальной работы:
- рассмотреть факторы, влияющие на уровень развития внимания, такие как возраст, методики обучения, социальный статус исследуемой группы;
- провести формирующий эксперимент по развитию таких свойств внимания как концентрация и переключаемость, у детей младшего школьного возраста используя специальный комплект подобранных упражнений.
По результатам диагностики подготовлен комплект заданий проразвитие внимания у младших школьников, а также апробация данного комплекта заданий. Дляпроведения занятий с использованием комплекта заданий была проведена беседа-инструктаж для учителя 2-го класса. В ходе беседы были даны разъяснения по работе с комплектом, выдан сам комплект заданий. Кроме того, в целях повышения эффективности работы еженедельно проводились обсуждения с учителем хода работы.
По завершении экспериментальной части работы, сцелью выявления индивидуальных изменений в развитии познавательных процессов младших школьников у детей было проведено повторное диагностирование свойств внимания по методике Шульте-Горбоваи «Корректурная проба» Бурдона. Проанализированы результаты и сделаны выводы.
2.2. Диагностика свойств внимания учащихся младшей школы
Для диагностики свойств внимания использовалась методика Шульте-Горбова, предназначенная для диагностики устойчивости, распределения и переключения внимания, а также методика «Корректурная проба Бурдона», предназначенная для диагностики концентрации внимания.
Диагностическое исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, в тихой и спокойной обстановке. Ребенка сажали за отдельный стол, где находились необходимые для работы предметы: бланк с заданием, ручка, секундомер. Затем ребенку объяснялось задание, выяснялось, понял ли он его, и начало выполнения задания отмечалось включением секундомера.
Методика Шульте-Горбова
Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, при проведении исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента.
Исследование проводилось с помощью специальных бланков, на которых 25 черных и 24 красных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.
Первая инструкция: «На Вашем бланке 25 черных и 24 красных чисел. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 25), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 24 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу». Время выполнения задания фиксируется.
Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные числа в убывающем порядке, одновременно, попеременно. Например: черная цифра 0, красная цифра 24, черная цифра 2, красная цифра 23 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом, получается два ряда букв».
Обработка данных. Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключаемость внимания. Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее. Время выполнения задания фиксируется при помощи секундомера. Для сравненияберется среднее значение времени выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицами Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Количественные показатели переключаемости внимания
по методике Шульте-Горбова на констатирующем этапе
№ п/п |
Затраченное время |
Переключаемость внимания К = А - В |
||
на 1 бланк (А) |
на 2 бланк (В) |
|||
1 |
девочка, 8 лет |
56 с |
52с |
4 |
2 |
девочка, 9 лет |
48 с |
44с |
4 |
3 |
девочка, 8 лет |
62 с |
58с |
4 |
4 |
девочка, 8 лет |
68 с |
60с |
8 |
5 |
девочка, 8 лет |
70 с |
58с |
12 |
6 |
девочка, 9 лет |
51 с |
46с |
5 |
7 |
девочка, 8 лет |
56 с |
52с |
4 |
8 |
девочка, 9 лет |
58 с |
60с |
2 |
9 |
девочка, 8 лет |
70 с |
64с |
6 |
10 |
девочка, 8 лет |
62 с |
57с |
5 |
11 |
мальчик, 9 лет |
74 с |
66с |
8 |
12 |
мальчик, 9 лет |
56 с |
52с |
4 |
13 |
мальчик, 8 лет |
70 с |
68с |
2 |
14 |
мальчик, 9 лет |
72 с |
70с |
2 |
15 |
мальчик, 8 лет |
60 с |
54с |
6 |
16 |
мальчик, 8 лет |
59 с |
62с |
3 |
17 |
мальчик, 9 лет |
70 с |
65с |
5 |
18 |
мальчик, 8 лет |
84 с |
64с |
20 |
19 |
мальчик, 9 лет |
62 с |
53с |
9 |
20 |
мальчик, 8 лет |
65 с |
60с |
5 |
Среднее значение: |
5,9 |
Результаты диагностики были обработаны методом математической статистики - угловому преобразованию Фишера и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Группы |
Низкий уровень переключения внимания |
Отсутствие низкого уровня переключения внимания |
Сумма |
||
Кол-во испытуемых |
% доля |
Кол-во испытуемых |
% доля |
||
Среди девочек |
6 |
46,2 |
4 |
53,8 |
10 |
Среди мальчиков |
7 |
53,8 |
3 |
46,2 |
10 |
Суммы |
13 |
7 |
20 |
Данные диагностики показали, что из 20 учащихся в классе у 13 низкий уровень переключаемости внимания. Гендерные отклонения в сторону увеличения наблюдаются у мальчиков, это может зависеть от более высокой учебной мотивации в начальной школе у девочек, чем у мальчиков.
Методика «Корректурная проба Бурдона»
Исследование проводилось с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
где К - концентрация внимания,
С - число строк таблицы, просмотренных испытуемым, п - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Протокол занятия
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
где А - темп выполнения,
S - количество букв в просмотренной чисти корректурной таблицы,
t- время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике (сим. Таблицу 3).
Таблица 3
Количественные показатели уровня концентрации внимания
по методике «Корректурная проба Бурдона» на констатирующем этапе
№ п/п |
концентрация внимания |
устойчивость внимания |
|||||
С |
n |
Е |
t |
s |
А |
||
1 |
дев.,8 лет |
26 |
4 |
169 |
60с |
84 |
1,4 |
2 |
дев., 9 лет |
25 |
6 |
104 |
60с |
86 |
1,43 |
3 |
дев.,8 лет |
30 |
2 |
450 |
60с |
68 |
1,13 |
4 |
дев.,8 лет |
24 |
2 |
288 |
60с |
65 |
1,08 |
5 |
дев.,8 лет |
25 |
4 |
156 |
60с |
74 |
1,23 |
6 |
дев., 9 лет |
26 |
3 |
225,3 |
60с |
72 |
1,2 |
7 |
дев., 8 лет |
27 |
4 |
182,25 |
60с |
80 |
1,33 |
8 |
дев., 9 лет |
25 |
2 |
312,5 |
60с |
65 |
1,08 |
9 |
дев., 8 лет |
24 |
4 |
144 |
60с |
68 |
1,13 |
10 |
дев.,8 лет |
22 |
5 |
96,8 |
60с |
72 |
1,2 |
Среднее значение: |
212,81 |
1,33 |
|||||
11 |
мал.,9 лет |
26 |
4 |
169 |
60с |
122 |
2,03 |
12 |
мал., 9 лет |
25 |
2 |
312,5 |
60с |
102 |
1,7 |
13 |
мал.,8 лет |
30 |
7 |
128,5 |
60с |
84 |
1,4 |
14 |
мал.,9 лет |
24 |
5 |
115,2 |
60с |
70 |
1,16 |
15 |
мал.,8 лет |
28 |
3 |
261,3 |
60с |
92 |
1,53 |
16 |
мал., 8 лет |
25 |
4 |
156,25 |
60с |
78 |
1,3 |
17 |
мал., 9 лет |
23 |
5 |
105,8 |
60с |
72 |
1,2 |
18 |
мал., 8 лет |
26 |
4 |
169 |
60с |
68 |
1,13 |
19 |
мал., 9 лет |
30 |
3 |
300 |
60с |
65 |
1,08 |
20 |
мал.,8 лет |
24 |
2 |
288 |
60с |
70 |
1,16 |
Среднее значение: |
200,5 |
1,37 |
Результаты диагностики были обработаны методом математической статистики - угловому преобразованию Фишера и представлены в таблице 4.
Таблица 4
Группы |
Средний уровень концентрации и устойчивости внимания |
Отсутствие среднего уровня концентрации и устойчивости внимания |
Сумма |
||
Кол-во испытуемых |
% доля |
Кол-во испытуемых |
% доля |
||
Среди девочек |
6 |
60 |
4 |
40 |
10 |
Среди мальчиков |
2 |
20 |
8 |
80 |
10 |
Суммы |
8 |
12 |
20 |
Данные диагностики показали, что из 20 учащихся в классе у 8 средний уровень концентрации внимания. Гендерные отклонения в сторону увеличения наблюдаются у мальчиков, это может зависеть от более высокой учебной мотивации в начальной школе у девочек, чем у мальчиков.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа мы можем говорить о наличие нарушений свойств внимания у учащихся второго класса, в частности необходимо вести более углубленную работу по развитию таких свойств внимания как переключаемость и концентрация.
2.3. Апробация комплекта заданий по развитию внимания младших школьников в процессе обучения
По итогам проведенных методик был создан комплект заданий по развитию внимания "Будь внимателен!"
Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий, курс рассчитан на 2,5 - 3 месяца,частота занятий: два раза в неделю. Форма работы:групповая. Основныеметоды: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 30 - 40 мин. Количество человек: 5 - 12 человек. Структура занятия:
- ритуал приветствия;
- психо-гимнастика;
- игры и упражнения;
- ритуал прощания;
Перечень заданий
Перечень необходимых материалов, технического оснащения
Игры и материалы доступные детям в любое свободное время: "Шашки", "Квартет", "Танграм", "Волшебный круг", "Мозаика", "Лабиринты", "Домино", "Лото", карандаши, фломастеры, листы бумаги, мяч, наглядные пособия (иллюстрации, изображения), игрушки, счётные палочки. Ожидаемые результаты коррекционно-реабилитационной программы. Разработка данной программы была построена на определённых целях, которые формируют и предполагают ожидаемые результаты и объективные прогнозы. Так как основная цель - формирование произвольного внимания младших школьников, можно предположить или даже с уверенностью заявить, что развитие произвольного внимания у младших школьников идет более успешно при внедрении в деятельность образовательного учреждения коррекционной развивающей программы. Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы. Основным ожидаемым результатом разработки реабилитационнокоррекционной программы является изменение уровня развития произвольного внимания младших школьников, формирование устойчивого, легко переключаемого, оптимально распределённого внимания детей.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, обучение чтению - с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод:развивая различные свойства внимания, можно повыситьуспеваемость школьников по разным учебным предметам.
В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представлении о внимании школьников.
Цель программы: развитие свойств внимания (переключаемости, концентрации).
Объём программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте встреч - пять раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут.
Задачи программы:
- развитие сенсорного внимания;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторно-двигательного внимания;
- повышение познавательного интереса.
Упражнение «Наблюдательность» - направлено на развитие зрительного внимания.
В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Упражнение «Муха» - направлено на развитие концентрации внимания.
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девяти клеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска исполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.
Упражнение «Селектор»-направлено на развитие концентрации, устойчивости внимания.
Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.
Упражнение «Летает - не летает» - направлено на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение «Мой день Рождения» - направлено на развитие памяти, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй - имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий - имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всехчленов группы.
Упражнение «Ладошки» - направлено на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Упражнение «Съедобное - несъедобное» - направлено на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
Упражнение «Самый внимательный» - направлено на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
Упражнение «Телефон» - направлено на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
Упражнение «Мой любимый фрукт» - направлено на развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Упражнение «Не собьюсь» - направлено на развитие концентрации, распределения внимания.
Учитель предлагает следующие задания:считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь...»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17,
20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить.
Для повышения эффективности работы необходимо, чтобы в домашних условиях осуществлялась поддержка приобретаемых навыков концентрации и переключения внимания. В связи с этим на одном из родительских собраний была проведена беседа с родителями о роли свойств внимания для обучения ребенка и предложены рекомендации для родителей по развитию внимания, следующего содержания.
Уважаемые родители, предлагаем вам познакомиться
со способами развития внимания у детей
Ваша задача - научить ребенка воспринимать окружающую среду. При этом дать ему возможность думать, наблюдать, делать осознанно свои выводы. Сделайте все возможное, чтобы привлечь ребенка к элементарным понятиям, так как тяга к знаниям - чисто человеческая потребность. Этого Вы можете достичь во время прогулок.
Приучайте детей замечать изменения на улице, быть внимательным, запоминать, сравнивать, что было вчера, а что сегодня.
Так же совместно с ними возьмите лист бумаги и карандаши - нарисуйте все, что вы заметили вокруг себя. По желанию ребенка можете заняться лепкой, конструированием, во время занятий у ребенка идет развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки.
Не забудьте, что важным для развития внимания является игра. Игра - это воспроизведение действительности. Играйте в домино, лото, шашки, выкладывайте из мозаики по образцу.
2.4. Результаты диагностики на контрольном этапе исследования
На заключительном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика по тем же методикам. По результатам диагностики наблюдается положительная динамика (см. Таблицы 5, 6, 7).
Таблица 5
Количественные показатели переключаемости внимания
по методике Шульте-Горбова на контрольном этапе
№ п/п |
Затраченное время |
Переключаемость внимания К = А - В |
||
на 1 бланк (А) |
на 2 бланк (В) |
|||
1 |
девочка, 8 лет |
42с |
40с |
2 |
2 |
девочка, 9 лет |
50с |
50с |
0 |
3 |
девочка, 8 лет |
52с |
50с |
2 |
4 |
девочка, 8 лет |
44с |
45с |
1 |
5 |
девочка, 8 лет |
50с |
48с |
2 |
6 |
мальчик, 9 лет |
46с |
46с |
0 |
7 |
мальчик, 9 лет |
45с |
44с |
1 |
8 |
мальчик, 8 лет |
48с |
46с |
2 |
9 |
мальчик, 9 лет |
42с |
40с |
2 |
10 |
мальчик, 8 лет |
44с |
44с |
0 |
11 |
девочка, 8 лет |
42с |
40с |
2 |
12 |
девочка, 9 лет |
50с |
50с |
0 |
13 |
девочка, 8 лет |
52с |
50с |
2 |
14 |
девочка, 8 лет |
44с |
45с |
1 |
15 |
девочка, 8 лет |
50с |
48с |
2 |
16 |
мальчик, 9 лет |
46с |
46с |
0 |
17 |
мальчик, 9 лет |
45с |
44с |
1 |
18 |
мальчик, 8 лет |
48с |
46с |
2 |
19 |
мальчик, 9 лет |
42с |
40с |
2 |
20 |
мальчик, 8 лет |
44с |
44с |
0 |
Среднее значение: |
1,2 |
Повторные результаты диагностики показали, повышение уровня переключаемости у всех участников эксперимента. Количество учащихся перешедших на более высокий уровень незначительное, однако, это можно объяснять недостаточным сроком занятий по развитию внимания, и отсутствием закрепляющей работы со стороны родителей. Так ка не все родители последовали рекомендациям учителя. В свою очередь, это может значить лишь, то что показатели могут улучшиться если продолжить данную работу с учащимися.
1этап 2 этап
Диаграмма 1.Сравнительные результаты уровня переключаемости внимания на констатирующем и контрольном этапах
Данные сравнительного анализа по уровню переключаемости внимания на двух этап исследования, позволяют увидеть, что высокий уровень переключаемости внимания преобладает у 78,5% (16 чел.) испытуемых, и составляет разницу от первого этапа в 21,5% (4чел). При этом следует отметить, что показатели низкого уровня переключаемости внимания на втором этапе, в отличие от первого отсутствуют полностью.
Таблица 6
Количественные показатели уровня концентрации внимания
по методике «Корректурная проба Бурдона» на констатирующем этапе
№ п/п |
концентрация внимания |
устойчивость внимания |
|||||
С |
n |
Е |
t |
s |
А |
||
1 |
дев.,8 лет |
30 |
2 |
450 |
60с |
90 |
1,5 |
2 |
дев., 9 лет |
28 |
1 |
784 |
60с |
84 |
1,4 |
3 |
дев.,8 лет |
26 |
2 |
338 |
60с |
96 |
1,6 |
4 |
дев.,8 лет |
30 |
1 |
900 |
60с |
84 |
1,4 |
5 |
дев.,8 лет |
25 |
-- |
625 |
60с |
93 |
1,55 |
Среднее значение: |
619,4 |
1,49 |
|||||
6 |
мал., 9 лет |
28 |
-- |
784 |
60с |
84 |
1,4 |
7 |
мал., 9 лет |
30 |
3 |
300 |
60с |
96 |
1,6 |
8 |
мал.,8 лет |
26 |
2 |
338 |
60с |
72 |
1,2 |
9 |
мал., 9 лет |
28 |
1 |
784 |
60с |
68 |
1,13 |
10 |
мал.,8 лет |
30 |
2 |
450 |
60с |
82 |
1,36 |
Среднее значение: |
531,2 |
1,33 |
Данные методики «Корректурная проба Бурдона» также имеют положительную динамику, однако сдвиги в показателях не существенны, что можно объяснять описанными выше причинами. Показатели в сравнении констатирующего и контрольного этапа диагностики, позволяют увидеть, что количество учащихся имеющих низкий уровень концентрации и устойчивости внимания снизился, по показателю «концентрация» - до 0, по показателю «устойчивость» - на 17,5% у мальчиков и до 0 у девочек (см. Таблицу 7).
Таблица 7
Сравнительные показатели
уровня концентрации и устойчивости внимания
группы |
концентрация внимания % |
|||||
I этап |
II этап |
|||||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
мальчиков |
32 |
52 |
16 |
--- |
68 |
32 |
девочек |
46 |
34 |
20 |
--- |
72 |
28 |
группы |
устойчивость внимания % |
|||||
I этап |
II этап |
|||||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
мальчиков |
30 |
52 |
18 |
12,5 |
67 |
20,5 |
девочек |
26 |
54 |
20 |
|
64 |
36 |
Повторная диагностика свойств внимания позволяет сделать вывод о том, что занятия, проводимые с использованием комплекта заданий по развитию внимания у младших школьников способствуют устранению нарушений концентрации и переключаемости внимания, при условии постоянного использования комплекта заданий в учебном процессе, периодической диагностики свойств внимания. Результативность и эффективность работы может ускориться и увеличится в случае выполнения родителями рекомендаций по развитию внимания.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В практической части исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть факторы, влияющие на уровень развития внимания, такие как возраст, методики обучения, социальный статус исследуемой группы;
- провести формирующий эксперимент по развитию таких свойств внимания как концентрация и переключаемость, у детей младшего школьного возраста используя специальный комплект подобранных упражнений.
- оценить результаты эксперимента.
В ходе экспериментальной работы были сделаны следующие выводы.
Результаты диагностики по методике «Корректурной пробы Бурдона» на констатирующем этапе показали, что из 20 учащихся в классе у 8 средний уровень концентрации внимания. Гендерные отклонения в сторону увеличения наблюдаются у мальчиков, это может зависеть от более высокой учебной мотивации в начальной школе у девочек, чем у мальчиков.
Данные диагностики по методике Шульте-Горбова говорят, что из 20 учащихся в классе у 13 низкий уровень переключаемости внимания. Гендерные отклонения в сторону увеличения наблюдаются у мальчиков, это может зависеть от более высокой учебной мотивации в начальной школе у девочек, чем у мальчиков.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа мы можем говорить о наличие нарушений свойств внимания у учащихся второго класса, в частности необходимо вести более углубленную работу по развитию таких свойств внимания как переключаемость и концентрация.
Эффективность экспериментальной работы наблюдалась в положительной динамике показателей как по уровню переключаемости, так и по уровню концентрации и устойчивости внимания, несмотря на небольшую разницу в процентах. Повторная диагностика свойств внимания позволяет сделать вывод о том, что занятия, проводимые с использованием комплекта заданий по развитию внимания у младших школьников способствуют устранению нарушений концентрации и переключаемости внимания, при условии постоянного использования комплекта заданий в учебном процессе, периодической диагностики свойств внимания.
В результате экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, о том, что если в процесс обучения учащихся младших классов включить дополнительный комплект занятий по развитию внимания это будет способствовать повышению уровня переключаемости и концентрации внимания, что позволит избежать проблем с неуспеваемостью, как в ближайшее время, так и в средней и старшей школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование посвящено теме «Развитие внимания младших школьников в процессе обучения».
Целью работы являлось разработка комплекта занятий по развитию внимания младших школьников в процессе обучения
В теоретической части исследования нами было установлено, что к понятию «внимание» относится избирательная направленность восприятияна тот или иной объект. К свойствам внимания относятся: концентрация, устойчивость, распределение, объём, переключение.
В связи с тем, что проблемой исследования является недостаточная концентрация внимания у младших школьников, в теоретической части была выделена характеристика этого свойства внимания, а именно: концентрацию внимания характеризует степень сосредоточенности человека на объекте или отвлечение от всего постороннего, не связанного сданным объектом.
Кроме того, были выделены особенности детей младшего школьного возраста влияющие на нарушения свойств внимания таких как, неустойчивое произвольное внимание. Были определены следующие направления педагогического воздействия для эффективной работы по развитию внимания: использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение; использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
В практической части исследования была проведена диагностика. По результатам констатирующего этапа мы можем говорить о наличие нарушений свойств внимания у учащихся второго класса, в частности необходимо вести более углубленную работу по развитию таких свойств внимания как переключаемость и концентрация.
Эффективность экспериментальной работы наблюдалась в положительной динамике показателей, при повторной диагностике, как по уровню переключаемости, так и по уровню концентрации и устойчивости внимания. Повторная диагностика свойств внимания позволяет сделать вывод о том, что занятия, проводимые с использованием комплекта заданий по развитию внимания у младших школьников способствуют устранению нарушений концентрации и переключаемости внимания, при условии постоянного использования комплекта заданий в учебном процессе, периодической диагностики свойств внимания.
В результате экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, о том, что если в процесс обучения учащихся младших классов включить дополнительный комплект занятий по развитию внимания это будет способствовать повышению уровня переключаемости и концентрации внимания, что позволит избежать проблем с неуспеваемостью, как в ближайшее время, так и в средней и старшей школе.
В заключение необходимо отметить, что данная работа имеет практическую значимость. Практическая значимость заключается в том, что подготовленный комплект занятий по развитию внимания, а также рекомендации для родителей могут быть использованы учителями начальных классов в процессе обучения детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб: Питер,2006. - 240с.
- Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников // Начальная школа. 2008. № 9. 76 c.
- Битянова М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога// Школьный психолог. -2003.- №32.- С.1-16.
- Большой толковый психологический словарь. Т.1. /АО/; Пер. с англ./ Ребер Артур. - ООО Издательство АСТ; Издательство Вече, 2010. - 592с.
- Борисоглебская Н.И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарное образование. 2003.
- Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.- М.: Академия,2002. - 416с.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. С.П.-б.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е. 2010.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89»,2003. -224с.
- Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. - Ростов н/ Д: Мини Тайп,2005.
- Василюк Ф.Е. Риск соприсутствия//Школьный психолог. -2004.- № 22.- 27-29 c.
- Введение в психологию: Учебн. пособие для высш. пед. учебн. заведений /А. В. Брушлинский и др.; Под общ.ред. А. В. Петровского. - Издательский центр "Академия", 2009.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Смысл, 2006.
- Возрастно-психологичекий подход в консультировании детей и подростков: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В.
- Выготский Л. С. Детская психология// Собр. соч.: т. 4. Под ред. Эльконина Д.Б. Изд. «Педагогика» - М., 1984 г.
- Выготский Л. С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2009. - Т.4.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005. 534-542 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005. 54-558 с.
- Гусев А.Н. Обнаружение звуковых сигналов человеком-оператором в особых условиях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1989.
- Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: МГУ,2004.
- Гусев А.Н., Уточкин И.С. Роль активации субъекта в решении сенсорных задач различной сложности: ресурсный и функциональный подходы // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2006. № 4. 21-31 с.
- Даниленко П.Р. Детская психология. М.: Атлас. 2004.
- Детский практический психолог: Программы и методическиематериалы: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ ШаграеваО.А.
- Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания (хрестоматия по вниманию) - М., 1976.
- Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005 518-533 с.
- Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2002 - 339 с.
- Дубровина И.А. Психологическая служба образования: время реформ// Вестник практической психологии образования.-2005.- № 2(3).- 30-57 с.
- Жданова Т.В. Методические рекомендации для проведения внутреннего этапа экспертизы деятельности педагога-психолога ОУ// Вестник практической психологии образования.-2006.- № 1(6).- С.122- 128
28.Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.
29.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. - 1287 с.
30.3еньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2005. - 342 с.
Ильин Е.П. Психология.«Питер», 2004.545 с.
- Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 - 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. - М.: АРКТИ, 2005. - 136 с. (Развитие и воспитание)
- Ионова Е. Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее // Начальная школа. 2009. № 2. 28 с.
- Калинина И. Л. Обучение первоначальному чтению при работе с букварем // Начальная школа. 2008. № 5. 65 с.
- Канеман Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006.
- Корнев А. Психолог в ДОУ (Опыт разработки модели психологического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении) // Вестник практической психологии образования. -2005.- № 3(4).- 119-124 с.
- Красило А.И. Три модели психологической службы// Вестникпрактической психологии образования. -2005.- № 4(5).- 112-117с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Академия,2003.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младшихшкольников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1- 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: «Ось-89», 2006. - 272 с.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1- 4 классов). Часть 2. Материалы к урокампсихологического развития. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: «Ось-89», 2005 - 160 с.
- ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
- Малых С.Б., Шапкина А.И. Психологическая служба в системе образования Германии// Вопросы психологии. - 2004.- № 5.- 127-140 с.
- Метелькова Е.И. Психологическая служба в образовании: перспективы развития// Вестник практической психологии образования. -2005.- № 4(5) 6-8 с.
- Немов Р. С. Психология: в 3-х кн. -Москва: Просвещение: Владос, 2009.
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.программа для детей 5- 9 лет. - М.: ТЦ Сфера 2004 - 104 с.
- Осипова А.А. Общая психо-корреция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004.512с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тестовый материалМетодикаШульте-Горбова
Бланк 1
9-т |
15-п |
9-м |
12-м |
16-е |
З-и |
10-в |
24-в |
23-ф |
1-к |
19-а |
15-л |
8-г |
17-а |
18-т |
14-ф |
13-ш |
6-с |
2-л |
10-е |
25-р |
11-к |
2-г |
24-ч |
23-ч |
5-ш |
12-6 |
21-н |
20-6 |
17-р |
11-р |
22-д |
19-т |
3-с |
13-ж |
7-х |
16-х |
6-ж |
22-п |
14-ц |
8-ц |
4-з |
7-з |
1-о |
20-н |
4-д |
5-и |
18-о |
21-у |
Бланк 2
7-У |
4-в |
15-в |
8-ч |
11-к |
1-т |
25-я |
14-ш |
18-л |
21-ф |
15-з |
З-и |
19-ф |
17-з |
7-ж |
2-х |
11-т |
10-с |
23-м |
8-м |
10-а |
17-6 |
14-п |
6-р |
20-п |
13-ч |
23-ш |
5-у |
9-ж |
3-л |
22-6 |
1-е |
16-ц |
6-д |
13-н |
2-и |
4-ц |
22-о |
20-а |
12-х |
19-р |
24-е |
24-г |
18-с |
12-т |
9-к |
16-н |
21-д |
5-о |
Приложение2
Тестовый материал Методика корректурная проба Бурдона
PAGE \* MERGEFORMAT1
способы развития внимания в процессе обучения учащихся младшей школы