Моделирования ситуации для фирмы, производящей цемент в условиях совершенной конкуренции

Глава 1. Теоритические аспекты рыночной структуры – совершенная конкуренция и её признаки:

  1. Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;
  • однородность и делимость продаваемой продукции;
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
  • высокая мобильность факторов производства;
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);
  • наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой, «биржевой», формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

Преимущества свободной конкуренции:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
  • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки свободной конкуренции:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  • не гарантирует право на труд, на доход на отдых;
  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

1. Теоретические аспекты рыночной структуры – совершенная конкуренция и ее признаки

1.1. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция предполагает такой вид рыночной структуры, при котором большое количество фирм производят стандартную продукцию. Вход и выход на рынок ничем не ограничивается, число покупателей велико. Ни одна из фирм не занимает значительной доли рынка. И продавцы, и покупатели имеют равный доступ к информации. Целью фирм является получение прибыли.

В ситуации совершенной конкуренции вводится три специфических допущения, касающиеся издержек:

1) Все фирмы участвуют в рыночных отношениях, имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые ресурсы по одним и тем же ценам. В результате кривые долго- и краткосрочных издержек идентичны у всех.

2) Резервы экономии, которые обусловлены увеличением масштабов производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска продукции по сравнению с тем же объемом спроса, который предъявляется рынком при преобладающем уровне цены. Поэтому рынок создает достаточное пространство для множества фирм, осуществляющих производство с минимальными долгосрочными издержками.

3) Безвозвратных издержек не существует.

  1. Особенности деятельности фирмы при предлагаемой модели:

1) В данных условиях ни одна фирма не обладает значительной долей рынка, а, следовательно, не способна влиять на цену продукции. Поэтому средний доход AR и ее предельный доход MR равны цене P продукта, а линии среднегои предельного дохода совпадают с кривой спроса D, представляя собой прямую линию на уровне P. Общий доход TR растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.

Общий доход (TR) растёт помере увеличения количества продаваемой продукции.

2) При изменении производствакакой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияние на рыночную цену не оказывает.

1.3. Условия обозначения, используемые в работе:

Затраты на труд;

Затраты на материалы;

Q-количество товара, производимое фирмой (единицы);

Р - цена товара (д. е.);

DD – спрос на товар;

ТС – общие совокупные издержки (д.е.);

TVC – полные переменные издержки (д.е.);

TFC– полные постоянные издержки (д.е.);

АТС (АС) – средние общие издержки (д.е.);

AVC – средние переменные издержки (д.е.);

AFC – средние постоянные издержки (д.е.);

МС – предельные издержки (д.е.);

TR –общий (суммарный, совокупный, валовый) доход (д.е.);

AR – средний доход (д.е.);

MR– предельный доход (д.е.);

L – количество часов труда (час);

ТПр – общая прибыль (д.е.);

МПр – предельная прибыль (д.е.);

Пр1 ед-цы– (Р - АТС) – прибыль на единицу продукции (д.е.);

LRAC – кривая средних издержек в долгосрочном периоде типичной фирмы.

Глава 2. Моделирования ситуации для фирмы, производящей цемент в условиях совершенной конкуренции.

2.1. Расчёт экономических показателей.

В течение краткосрочного периода некоторые затраты не могут быть изменены. В течении этого периода фирма изменяет объём производства путём увеличения и уменьшения количества переменных ресурсов, используемых в производстве продукции.

Рассчитываю следующие экономические показатели:

Замени свои данные

Таблица №1

Производимый продукт, единицы измерения

Паркет, тыс. кв. м/мес.

Выпуск продукции (Q, тыс. кв. м в мес.)/ Количество труда (L, час)

A

0

0

B

30

80

C

70

160

D

105

240

E

130

340

F

145

420

G

155

500

H

163

570

I

168

620

J

170

643

Стоимость капитала, д. е / сутки

138

Затраты на труд, д. е./час

23

Затраты на материалы, д. е. за 1 тыс. кв. м продукции

18

Цена, д. е. /тыс. кв. м

202

Цена 1, д. е. /(после первого изменения)

110

Цена 2 , д. е. /(после второго изменения)

70

Q,т; L,ч; TVC; TFC; ТС; АТС (АС); AVC; AFC; МС; Р; TR; AR; MR; ТПр; МПр; Пр1 ед-цы (Р - АТС).

Цена 1 т цемента на рынке – 144 д.е.

Стоимость капитала – 168 д.е. сутки

Затраты на материалы – 24 д.е. т

Затраты на труд – 20 д.е. час


2.2. По данной таблице построила графики:

а) подход «общие издержки – общий доход»:

по данной таблице 1 в системе координат построила кривые общих издержек и общих доходов, по оси координат отложила значение TRи ТС, а по оси абсцисс Q.

Прибыль = TR-ТC= maxзначение

Maxприбыль=36576-31136=5440 при Q =254

Разница по высоте между кривыми валового дохода и совокупность издержек – это прибыль при любом уровне производства.

Если производство общих издержек находится над кривой общего дохода, то фирма несёт убытки, что в таблице обозначено знаком «-», т.е. значение покупателя ТПр отрицательное.

Уровень выпуска, при котором вертикальное расстояние между этими кривыми максимальное, является оптимальным при данной рыночной цене. В моём случае сначала производство прибыли увеличивается и достигает максимума при условии 254 т/ месяц. При этом объём валовой прибыли составляет 5560.

Если фирма вынуждена производить 254 т/ месяц, прибыль будет стабильно понижаться и станет отрицательной, как в начале выпуска, т.е. фирма обнаруживает, что её прибыль изменяется в зависимости от выпуска в течение месяца. При таких уровнях выпуска фирма несёт убытки, т.к. она получает мало дохода для возмещения затрат. А с ростом количества производство продукции прибыль фирмы растёт, достигая максимума, а затем снова падает.

По данной таблице 1 в системе координат построила график, где сопоставила «предельные издержки – предельный доход» (по оси координат MC и MR, по оси абсцисс Q) .

Общая прибыль = Пр1ед. Q=24*220=5280

Фирма функционирует оптимально, выбирая такой объём производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (т.е. Р=MR=MC). Рассматриваемой фирме следует, производить последнюю целую единицу продукции, где MR>MC, т.е. 220 т/месяц минимального цемента. На графике месячная прибыль фирмы при выпуске 220 т цемента представлена S ABCD. Высота этого прибыль на единицу продукции, а ширина – объём выпускаемой продукции => вся S - общая прибыль = 5560.

Следует отметить, что выпуск обеспечивает манси прибыль не означает, что за единицу продукции получается самая большая прибыль. Поэтому наибольшую прибыль будет фирме обеспеченно при прибыли на единицу товара 24 денежных единиц.

То поскольку цена за 1 т. минимальный цемент в краткосрочном периоде превышает средние общие издержки на её производство, фирма получает экономическую прибыль и находится в ситуации максимум прибыли.


2.3. Определение цены 1 единицы продукции в результате изменений конъюнктуры при ситуации долгосрочного равновесия и формулирование общих выводов.

Когда цена больше, чем средние общие издержки производства, фирма получает экономическую прибыль.

При уменьшении цены при прочих равных условиях фирме придётся реагировать на изменение ситуации только корректированной объёма выпуска.

Для построения графика и определение новой оптимальной ситуации для фирмы, необходимо произвести дополнительные расчёты, которые будут в таблице 2 (для варианта, когда 1 т минимального цемента = 120 денежных единиц). В таблицу 2 перенесём данные из таблицы 1 столбцов Q; TC; ATC; AVC(АС); МС.

Таблица 2. «Расчёт экономических показателей

производства минимального цемента в

краткосрочном периоде (при цене 1т цемента = 120 д.е.)».

Q;TC;ATC;AVC;MC;P;TR;MR;TПр;МПр;Пр1ед-цы(Р - АТС)

По данной таблице 2 в системе координат построила кривые общих издержек и общих доходов, по оси координат отложила значение TR и ТС, а по оси абсцисс Q.

Если кривая общих издержек находится над кривой общего дохода, то фирма несёт убытки.

По данной таблице 2 в системе координат построила график, где сопоставила «предельные издержки – предельный доход» (по оси координат MC и MR, по оси абсцисс Q) .

Совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объёме выпуска продукции, но она отрицательна.

Таблица 3 последствия изменения рыночного спроса, когда цена цемента равна 90д.е.

По данной таблице 3 в системе координат построила кривые общих издержек и общих доходов, по оси координат отложила значение TRи ТС, а по оси абсцисс Q.

перефразируй

На графике показано, что кривая общих издержек находится над кривой общего дохода, это значит, фирма несёт убытки.

По данной таблице 3 в системе координат построила график, где сопоставила «предельные издержки – предельный доход» (по оси координат MC и MR, по оси абсцисс Q).

На графике на выражено целое число уровня производства, т.е. фирме следует производить выпуск продукции MR>MC.

Долгосрочный период.Переделай

В краткосрочном периоде фирма ОАО «Строитель», терпит убытки, но при этом получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объёма производства и последующий уход из отрасли. Таким же образом будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае итог приводит к одному закрыть фирму и в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде.

ВыводыПеределай

Определив все данные значения в таблицах 1, 2, 3 и графиков «общие издержки – общий доход», «предельные издержки – предельный доход», то опираешься на разницу производства прибыли и убытков фирмы.Если краткосрочный период несёт убытки, то долгосрочный период - это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своего производства продукции. Изменение производственных мощностей вследствие замены старой производительности продукции за счет инвестирования капитала в продукции цемента.

В итогеTC и TR несёт убыток, а МС и MR достигает своего значения дохода, но всё равно будет нести убыток.

Список используемой литературы: Доделай

  1. Журавлева Г.П., Экономика: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 574 с.
  2. ru.wikipedia.org — статья "Совершенная конкуренция"
  3. economics.wideworld.ru — статья "Совершенная конкуренция"
  4. inventech.ru — статья "Чистая (совершенная) конкуренция"

Моделирования ситуации для фирмы, производящей цемент в условиях совершенной конкуренции