Современный период российско-китайских отношений

PAGE 34

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Дореволюционный и советский период отношений России и Китая 5

1.1. История отношений России с Китаем до революции ……………………. 5

1.2. Советско-китайские отношения …………………………………………… 9

Глава 2. Современный период российско-китайских отношений ………….. 16

2.1. Сближение России и Китая в 1990-е годы ………………………………. 16

2.2. Россия и Китай сегодня ……………………………………………………23

Заключение ………………………………………………………………………32

Список использованной литературы …………………………………………..34

Введение

Россию и Китай соединяют стародавние соседские отношения. На протяжении веков этого соседства наши отношения развивались мирно и бесконфликтно. События же времен "культурной революции" сегодня заклеймила сама китайская сторона. С другой стороны перлы жрецов эстетики коммунистических отношений со Старой площади следует расценить сегодня как самое злейшее вредительство в установлении всей полноты дружественных отношений между китайским и русским народами, между правительствами обеих государств.

Между тем основа для восстановления отношений имеется. Кроме взаимной симпатии имеется многовековая практика взаимовыгодных отношений. Географическое расположение обоих государств дает многочисленные доводы к большей общности их подходов к мировым явлениям и процессам.

Экономическая целесообразность сближения и союза России и Китая создает хорошую основу для закрепления военных, политических и этнических симпатий. Кроме закупок передовой военной техники закупки сырьевых ресурсов и сотрудничество в аэрокосмической сфере, а также в обрабатывающей, машиностроительной, химической и других видах промышленности, способны обеспечить гигантский объем торгового оборота между обоими государствами. Выход обоих великих государств Азии — Китая и России — в Тихоокеанский бассейн обеспечивает проведение здесь новой экономической политики, основанной на развитии экономики Большого Китая в противовес американским притязаниям на этот регион. Все указанные этнополитические, военные, экономические предпосылки сближения Китая и России дают основание для создания блока Россия — Китай — Индия.

Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики.

В настоящее время российское китаеведение - одна из наиболее плодотворных работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти ко всем периодам долгой и непрерывной китайской истории. Однако явно не хватает работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всей истории нашего великого соседа. Постепенное обновление всей духовной жизни нашей страны сказалась и на современной российской историографии - в научный оборот вводятся новые источники, складывается критический подход к исследованию некоторых исторических сюжетов, возникают плодотворные различия в трактовке исторического процесса.

Среди исследователей российско-китайских политических отношений выделяются: В.Г. Гельбрас, Р. Карасин, В. Михеев, М. Маргелов и др.

Объект исследования - советско-китайские отношения.

Предмет исследования – прошлое, настоящее и будущее взаимодействие России и Китая.

Цель работы – история и современные отношения России и Китая.

Задачи:

  1. изучить дореволюционный и советский период отношений России и Китая;
  2. рассмотреть современный период российско-китайских отношений.

Глава 1. Дореволюционный и советский период отношений России и Китая

1.1. История отношений России с Китаем до революции

История отношений России с Китаем насчитывает около 400 лет. Более трех столетий шел процесс формирования восточной части границы между двумя государствами.

В середине XVII столетия Приамурье было освоено русскими и административно включено в состав России, затем уступлено по Нерчинскому договору 1689 г. Китаю. После заключения Айгуньского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров Приамурье, а затем Приморье были возвращены в состав России.

Заключение русско-китайских договоров по пограничным вопросам в середине XIX в. имело важное значение для обеих стран. Россия окончательно закрепила за собой Приамурье и Приморье, обезопасив свою территорию от агрессии других стран. Китай предотвратил возможное вторжение западных держав с севера, со стороны Амура. Великие страны решили пограничные вопросы мирным путем, что стало основой для дальнейших добрососедских отношений двух государств. Началось освоение и заселение русскими людьми Уссурийского края - территории современного Приморья. Важную роль в освоении Приморского края сыграли китайские иммигранты, чей труд использовался в самых разных отраслях экономики, в большей или меньшей степени вплоть до середины 30-х годов.1

Главное содержание международных отношений на Дальнем Востоке во второй половине XIX. в. определялось борьбой сильнейших капиталистических держав за приобретение колониальных владений.

Политика России в отношении Китая до второй половины 90-х годов XIX в. отличалась от колониальной политики западноевропейских государств и США. Россия поддерживала добрососедские отношения с Китаем на протяжении многих веков. В 70-х годах XIX в. большие изменения произошли в социально-экономическом развитии Японии. После буржуазной революции Мейдзи (1868 г.) Япония встала на путь капиталистического развития.

Торгово-экономические связи России и Китая на Дальнем Востоке являлись одним из важнейших аспектов международных отношений в этом регионе. Установление и развитие экономических отношений непосредственно между населением русского Дальнего Востока и Манчжурии во второй половине Х1Х-начале XX в. было обусловлено объективными историческими процессами заселения и хозяйственного освоения этих районов, их социально-экономическим развитием.

До 60-х годов XIX в. на Дальний Восток принудительно переселялись донские, оренбургские, забайкальские казаки, беглые крестьяне, ссыльные. Наряду с этим на далекую окраину перебирались промышленники, купцы, стремящиеся найти там применение своим капиталам. Основная причина, препятствующая заселению, - суровый климат, отсутствие продовольственной базы, плохое состояние торговли, отсутствие в этот период правительственного интереса к переселению крестьян, недостаточное внимание самодержавия к краю. Реформа 1861 г. не смогла полностью ликвидировать феодально-крепостнические отношения, что по- прежнему тормозило заселение дальневосточных окраин. Торговля между двумя странами на Дальнем Востоке развивалась довольно медленно вплоть до 90-х годов XIX в. Развитие капитализма в России тормозилось наличием феодальных пережитков, что определяло относительную слабость русской торгово-промышленной буржуазии, неконкурентоспособностъ ее товаров на мировом рынке. Расширению русско-китайской торговли на Дальнем Востоке значительно препятствовали также относительная слабость российского кораблестроения, недостаточное развитие торгового мореплавания, а главным образом отсутствие железнодорожного сообщения.2

В конце XIX в. внешняя торговля Китая вступила в период интенсивного роста. Экономическую основу для увеличения ее масштабов создавало, прежде всего, развитие товарного сельского хозяйства. Важной задачей России в деле дальнейшего развития отношений с Китаем было выравнивание структуры экспорта и импорта, поскольку она имела пассивное торговое сальдо. Эту задачу можно было осуществить прежде всего путем развития железнодорожного транспорта, который соединил бы промышленные центры России с Китаем.

Конец XIX в. - начало XIX в. были периодом перехода мирового капитализма в его высшую стадию - империалистическую. Строительство КВЖД царское правительство преследовало в первую очередь стратегические цели. Усиление позиций Японии на Азиатском континенте ставило под угрозу не только территориальную целостность Китая, но и интересы России на Дальнем Востоке. Строительство также имело и экономические задачи: улучшить условия и масштабы товарообмена России с Китаем, увеличить экспорт в Китай русских товаров и тем самым выровнять резко дефицитный для России торговый баланс. На КВЖД также возлагалась задача осуществления транзитных перевозок из европейской части России на Дальний Восток и обратно. В 1897-1903 гг. В зоне КВЖД начала развиваться лесная промышленность. В связи со строительством КВЖД в Манчжурии, а также с увеличением численности населения русского Дальнего Востока торговля с Китаем активизировалась.3

В 1900 г. в связи с окончанием строительства Забайкальской железной дороги (участка Транссибирской магистрали к востоку от Байкала до ст. Архара) был отменен режим порто-франко на Дальнем Востоке, кроме Сахалина и Камчатки. В конце XIX- начале XX в., несмотря на увеличение объема русско-китайской торговли, Россия по-прежнему имела пассивное сальдо. В конце XIX в. перед Россией стояла задача укрепления дальневосточных окраин. Заселение и хозяйственное освоение Приамурья и Приморья диктовалось как политическими причинами в связи с обострившейся обстановкой на Дальнем Востоке, так и экономическими, обусловленными необходимостью создания национальной хозяйственной базы России на Дальнем Востоке, завершением начатого в 1891 г. строительства Транссибирской магистрали, формированием единого рынка на территории Российской империи. До японо-китайской войны 1894-1895 гг. Россия и Китай поддерживали складывавшиеся на протяжении ряда столетий добрососедские отношения.

В результате русско-японской войны позиции России в Манчжурии были значительно подорваны. Хотя масштабы торговли продолжали увеличиваться, в некоторых отраслях оживилась инвестиционная деятельность русского капитала, в то же время он был сильно потеснен японским и западным. В годы первой мировой войны повышение роли Дальнего Востока, прежде всего в плане транспортного транзита, в экономике России и увеличение импорта из Китая сопровождались тем не менее дальнейшим ослаблением экономических позиций России в Манчжурии вследствие конкуренции со стороны держав, менее затронутых войной.4

Условия торговли России с Китаем на Дальнем Востоке традиционно были взаимовыгодными. Хотя Россия и получила по Тянъцзинъскому договору 1858 г. одинаковые привилегии с США, Англией, Францией на использование русскими судами «открытых» портов Китая, однако, вследствие того, что морская торговля России во второй половине XIX в. только начинала развиваться, этими привилегиями она фактически не пользовалась и вела с Китаем традиционную сухопутную торговлю. По преимуществу практиковался прямой товарный обмен, в основном без использования денег и кредита. Россия, только вступавшая в стадию промышленного подъема, не могла использовать методы экономической экспансии, аналогичные западным. В России еще не было «тяжелой артиллерии» европейской буржуазии - дешевых промышленных товаров, поэтому баланс ее торговли с Китаем постоянно сводился со значительным пассивом.

Особую роль в социально-экономическом развитии русского Дальнего Востока и в особенности Манчжурии сыграла КВЖД. Она служила важнейшим транспортным каналом не только для России и Китая, но и для других стран Дальнего Востока. В сфере сложившегося на ее основе хозяйственного комплекса начал формироваться рабочий класс, принявший впоследствии активное участие в революционной борьбе китайского народа.5

В целом экономические отношения России с Китаем на Дальнем Востоке во второй половине XIX-начале XX в. благотворно влияли на развитие как русского Дальнего Востока, так и Манчжурии. Рост товарообмена содействовал расширению контактов между государствами, сближению русского и китайского народов. Отношения России с Китаем на Дальнем Востоке, безусловно, осложнялись империалистическим характером политики царского правительства, своекорыстием косностью и ксенофобией цинских властей.

1.2. Советско-китайские отношения

Отношения Советского Союза с Китаем характеризовались выраженной неравномерностью.

 На фундаментально различавшиеся десятилетние фазы во внешней политике Китая и в советско-китайских отношениях было четко указано еще в работе авторитетного советского востоковеда и дипломата М. С. Капицы. Интересно, что при анализе международного курса КНР в 80-е годы некоторые исследователи фиксировали “четвертое” десятилетие в советско-китайских отношениях.

После Октябрьской революции 1917 г. лидеры Советской России стали придавать большое значение афро-азиатскому миру. Надежды на пролетарскую революцию на Западе не оправдались. Отсюда и расчеты, что тесные связи с афро-азиатскими странами могут обходным путем привести к победе нового строя в масштабах всей планеты. Уже в 1921 г. В. И. Ленин заявил: «Исход борьбы зависит в конечном счете от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство населения и втягиваются с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена». 6 

В 20-е годы лишь Китай оправдал надежды советских руководителей. С середины десятилетия призывы к экспорту революции слабели, а отношение сталинского режима к Индии стало весьма прохладным.

Итоги второй мировой войны, изменение геополитического баланса в Восточной Европе и на Дальнем Востоке позволили советскому руководству считать реальной возможность перераспределения сил в мировой политике в пользу СССР. Хорошо известна роль Советского Союза в победе Народно-освободительной армии Китая (оказание всеобъемлющей дипломатической, экономической, военной и финансовой помощи). Естественно, что СССР был первым государством, признавшим Китайскую Народную Республику (она была провозглашена 1 октября 1949 г., а дипломатические отношения были установлены 2 октября). 7

Усиление стран Востока выглядело тогда желательным и целесообразным - особенно при их ориентации на социализм. Это определило выбор КНР в качестве главного союзника в Азии и беспрецедентно высокий объем экономического и военно-технического содействия этой стране. Достаточно упомянуть, что за годы корейской войны СССР перевооружил 60 китайских дивизий. Свыше 40 тыс. китайских специалистов были подготовлены в СССР, 3 тыс. предприятий, составивших основу китайской промышленности, были оборудованы с советской помощью. Удельный вес СССР во внешней торговле Китая уже в начале 50-х годов составлял свыше 53%. Неоценимым было содействие Советского Союза в восстановлении промышленности КНР. За 50-е годы при содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных объектов, оснащенных новейшим на тот период оборудованием.8

Ведущими принципами внешней политики Советского Союза (как, впрочем, и США) в послевоенное время стали оценка мира как «биполярного» и четкое разделение «кто не с нами, тот против нас». Такое видение мира негативно сказалось на развитии советско-индийских отношений.

В середине 50-х годов начался новый этап в развитии советского общества, что нашло свое отражение и во внешней политике. Уже в день похорон И.В. Сталина с трибуны Мавзолея прозвучали слова о возможности мирного сосуществования с капиталистической системой. Преодоление разрухи, вызванной войной, развитие ядерной программы позволили, помимо выживания, поставить во внешнеполитическую повестку и другие вопросы. СССР стал проводить активную политику в зоне национально-освободительного движения.

Вместе с тем на рубеже 50-60-х годов логика мирного сосуществования и соревнования двух систем надолго отводила Китаю вторую роль в военно-политическом союзе. Приоритетность идеологии над межгосударственными отношениями, претензии КПСС на теоретическое руководство социалистическим лагерем, взаимное непонимание постепенно расширяли трещины в сотрудничестве. Они приобретали концептуальный характер.

По всей видимости, китайско-индийские вооруженные столкновения, начавшиеся в 1959 г., застали врасплох советское руководство. Оно было не готово к прямой конфронтации социалистического государства (Китай), которое при всех разногласиях с СССР еще оставалось его союзником, и одного из лидеров национально-освободительного движения. Согласно господствовавшим тогда (и позднее) в СССР представлениям, «лагерь социализма» и «национально-освободительное движение» являлись основными партнерами в борьбе с западным империализмом. 9

Близость позиций СССР и освободившихся стран в 50-е годы способствовала укреплению социалистического полюса биполярной системы. Однако усиление своей роли Москва была не очень склонна относить за счет внешних факторов. Излишне веря в правильность выбранной внешнеполитической стратегии, Кремль не воспринял серьезность ухудшения отношений с Пекином в конце десятилетия, рассчитывая на поправимость ситуации.

Само утверждение двухполюсной системы давало третьим странам хорошие шансы для геополитических маневров, прагматизма. Еще рудиментарная в сильно идеологизированном мире рубежа 50-60-х годов такая возможность, уловленная Китаем и Индией, с трудом воспринималась советскими идеологами, искренне верившими в перспективу социалистической системы и отождествлявшими с ней интересы СССР.

Соотношение сил между двумя сверхдержавами в 60-е годы стабилизировалось. Внешняя политика СССР потерпела первые явные поражения (Ближний Восток). Однако еще более серьезные негативные последствия имело расширение конфронтации с Пекином. Свертывание хозяйственных связей (так, уже в 1960 г. были отозваны из КНР все советские специалисты, происходило постоянное падение удельного веса советско-китайского товарообмена во внешней торговле Китая - до 7% в 1966 г.), пассивное отношение к политике КНР в “третьем мире” постоянно сужали сферу позитивного взаимодействия с Китаем. Руководство последнего выступило против решений Московского Совещания коммунистических и рабочих партий 1960 г. по борьбе за всеобщее и полное разоружение.10

Вскоре Китай в “Предложениях по генеральной линии мирового коммунистического движения” (июнь 1963 г.) и в результате поездки Чжоу Эньлая по странам Африки (декабрь 1963 г.) окончательно оформил собственный взгляд на теорию и практику антиимпериалистического фронта развивающихся стран. По мнению китайского руководства, центр мирового революционного движения переместился в Азию; КНР стала его главной силой, а национально-освободительное движение - основным фактором мирового революционного процесса; ликвидация империализма возможна лишь путем мировой войны, которая неизбежна, и т. д. В итоге КНР, отказавшись от единства коммунистических партий и социалистической системы, стала занимать собственную нишу в системе международных отношений, а острие ее политического курса было направлено, прежде всего, против Советского Союза.

Нарастание противоречий между СССР и Китаем в 60-е годы играло основополагающую роль для советской внешней политики. Дело было даже не в том, что крупнейшее государство мира, обладавшее ядерным оружием и имевшее с СССР самую протяженную в мире границу, представляло серьезнейшую опасность для северного соседа, особенно принимая во внимание полную непредсказуемость внешнеполитических действий в условиях «культурной революции». Китай подрывал основы советской внешнеполитической идеологии и единство «лагеря социализма», нарушал все сложившиеся концепции «отбрасывания капитализма», прерывал поступательное укрепление позиций социализма: политических, идеологических, военных. 11

Советско-китайские отношения обострились к началу 70-х годов до такой степени, что некоторые отечественные политики считали, что Китай - основной противник Советского Союза. Международный курс СССР в Азии все чаще приобретал антикитайскую направленность. В то же время Китай пошел уже на открытые провокации на границе с СССР. Кульминацией стала крупномасштабная неожиданная атака китайских военнослужащих на советских пограничников на острове Даманский на реке Уссури 2 марта 1969 г. Погибли 58 советских пограничников, а потери китайцев, по неуточненным данным, составили 800 человек. Курс на конфронтацию был закреплен в выступлении А.Н. Косыгина в котором содержалось предложение о создании системы безопасности в Азии, имевшее очевидную антикитайскую направленность. Были свернуты практически все политические, экономические и культурные связи.

70-е годы характеризовались ухудшением для СССР баланса сил в мире. Внешняя политика становилась все более непоследовательной, временами - пассивной. Наращивание стратегического потенциала из-за переоценки внешних угроз ухудшало экономическую ситуацию, увеличивало отставание от Запада по уровню жизни населения.

На сближение Китая с США, казавшееся главной угрозой, Москва выбрала крайне дорогой ответ: милитаризацию Сибири и Дальнего Востока. Строительство БАМа, увеличение вооруженных сил вдоль границы с КНР и в Монголии были совершенно излишни, принимая во внимание военный потенциал КНР в 70-е годы. Политика Москвы только способствовала укреплению американо-китайских отношений. За это десятилетие произошло по существу лишь одно положительное событие: в сентябре 1979 г. были возобновлены межправительственные переговоры (на уровне заместителей министров иностранных дел). 12

Убедившись в том, что Китай не следует в фарватере американской политики, Москва предложила возобновить приостановленные после ввода войск в Афганистан межправительственные переговоры. С октября 1982 г. началась нормализация отношений, важный импульс которой дал визит в Пекин в декабре 1984 г. первого заместителя Председателя Совета Министров И. В. Архипова, возглавлявшего в 50-е годы группу советских советников в КНР.

Быстрыми темпами стала развиваться двусторонняя торговля (с рекордной отметки в 2 млрд. долл. в 1959 г. она к 1970 г. сократилась до 40 млн. долл., а в последующие десять лет составляла 200-300 млн. долл. в год). Уже в 1984 г. товарооборот составил почти 1 млрд. долл., а в 1985 г. вырос до 1,8 млрд. долл. В 1985 г. в ходе визита в Москву вице-премьера КНР Яо Илиня было подписано пятилетнее соглашение об экономическом сотрудничестве, предусматривавшее суммарный товарооборот в 1986-1990 гг. в 20 млрд. долл. 13

После начала перестройки в СССР начали развиваться советско-китайские политические связи. Для Москвы это было важно в свете выдвинутой концепции “нового политического мышления”, отказа от конфронтационности в международных отношениях. Пекин, выдвинувший в начале десятилетия “три препятствия” для полной нормализации взаимосвязей и встречи на высшем уровне, к концу 80-х годов пришел к выводу о явном ослаблении “социалистической системы” и резком усилении позиций США и Запада. Подобное развитие событий совершенно не устраивало Китай, и там было принято решение о всестороннем укреплении сотрудничества с СССР.

В результате к концу десятилетия была достигнута полная нормализация отношений, закрепленная решением СССР о сокращении вооруженных сил на границах с Китаем на 250 тыс. человек, включая 50 тыс. в Монголии, и визитом М. С. Горбачева в Китай в мае 1989 г. Были восстановлены связи КПСС и КПК, возобновилось военно-техническое сотрудничество двух стран. В 1991 г. было заключено первое за 30 лет соглашение по границе.

Глава 2. Современный период российско-китайских отношений

2.1. Сближение России и Китая в 1990-е годы

После распада Советского Союза в середине декабря 1992 г. Пекин посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и российской федерацией.

Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Цзян Цзэминя в Россию в сентябре 1994 г. Среди них – Декларация о долгосрочном развитии двусторонних связей, протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве.

В ходе этого визита Цзян Цзэминь охарактеризовал состояние российско-китайских отношений как “конструктивное партнерство”.

В 1994 г. когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано недвусмысленное разъяснение что оба государства являются полностью независимыми и что больше не будет разделения на “старшего и младшего братьев”. Еще большую ясность внесла китайская сторона: эти отношения зиждутся на 5 принципах мирного сосуществования, страны не будут антагонистами, они не вступают в союз, становясь добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями, сотрудничая во имя общих интересов и совместного процветания.

В апреле 1996 г. Ельцин вновь нанес визит в КНР, в ходе которого было подписано Совместное заявление (Пекинская декларация), где говорилось уже о “стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации, ориентированной на XX в.”14

В декабре 1996 г. создан разветвленный механизм регулярных встреч глав правительств двух стран, которые в соответствие с межправительственным соглашением проводятся не реже одного раза в год.

Россия и Китай рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое.

Взаимодействие на международной арене Россия и Китай строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.

Важным шагом к обеспечению широкой общественной поддержки курсу на добрососедство и стратегическое партнерство России с Китаем явилось создание Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, первое заседание которого в Пекине было приурочено к государственному визиту президента России в КНР в ноябре 1997 г.

В ноябре 1997 г. завершены демонстративные работы на Восточной части российско-китайской границы (от Кореи до Монголии, протяженность – свыше 4200км.), а в 1998 г. – на Западной части границы (55км.), позволившие впервые за более чем 300-летнюю историю отношений четко и по обоюдному согласию обозначить её на местности.15

Китай является третьим (после Германии и США) торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия – восьмым по объему товарооборота партнером Китая.

В основном сформирована договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, куда входят Торговое соглашение между Российской Федерацией и КНР на 1997-2000гг., Меморандум о взаимопонимании, между Россией и КНР об основных направлениях торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также значительное число межправительственных и межведомственных документов по конкретным направлениям сотрудничества. Российско-китайские встречи на высшем уровне проводятся не реже одного раза в год. В ходе пребывания в России председателя Цзян Цзэминя 22-25 ноября 1998 г. состоялся первый неформальный саммит. Была принята в рабочую эксплуатацию линия “горячей связи” между руководством России и Китая.

В 1998 г. объем российско-китайской торговли уменьшился на 10% и составил 5,4 млрд. долл. (в 1993. – 7,7 млрд. долл.), включая экспорт из России в сумме 3,6 млрд. долл. и импорт из КНР – 1,8 млрд. долл. Доля российско-китайской торговли в общем товарообороте КНР снизилась (с 3,5% в 1992 г. до 1,9% в 1998 г.). Основу российского экспорта в КНР составляют машины и оборудование (24% экспорта), цветные металлы, древесина и целлюлоза, химические удобрения и другие химические товары. 70% российского импорта приходится на закупки изделий из кожи, одежду, обувь, мясо, а так же машины и оборудование.16

В 1998 г. достигнуты заметные результаты в торговле технологиями между Россией и Китаем (подписаны контракты на 1,9 млрд. долл.).

В том же году сторонами подписан 481 контракт в области подрядных работ и предоставления трудовых услуг на общую сумму 213 млн. долл. Фактически выполнено работ на 122 млн. долларов. На конец 1998 г. в России насчитывалось около 10 тысяч рабочих из КНР.

Российско-китайские межбанковские связи строятся на основе двух межведомственных соглашений между Центральным банком Российской Федерацией и Народным банком Китая (НБК – центральным банком КНР) о сотрудничестве и о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций.

Проблема несовершенства системы взаимных расчетов, включая неразвитость сети взаимных корреспондентских связей между банками России и Китая, значительный удельный вес расчетов наличными (особенно, в приграничной торговле), недоверие китайских банков к российским коммерческим банкам и т.п. затрудняют развитие российско-китайской торговли. Для обсуждения путей совершенствования платежно-расчетных отношений в соответствии с решением 2-го заседания Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств (февраль 1998г.) образована Рабочая группа по межбанковскому сотрудничеству, первое заседание которой состоялось в мае 1998 г. в Пекине.

В ходе официального визита Премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи (24-27 февраля 1999 г., Москва) было подписано 16 различных документов, включая межправительственные соглашения, соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между администрациями рядя российских и китайских регионов, а также контракты между российскими и китайскими организациями. Среди межправительственных соглашений – Протокол о торгово-экономическом сотрудничестве на 1999 г. (ежегодный документ, в котором фиксируются согласованные объемы взаимных поставок по межправительственным соглашениям), Протокол о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность к соглашению о научно-техническом сотрудничестве от 18 декабря1992 г.17

Межрегиональные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве заключены между правительством и администрациями республики Башкортостан и провинции Ляонин, Алтайского края и Синьцзян – Уйгурского автономного региона, приморского края и провинции Цзигинь, Амурской области и города Шанхая. Регионы при установлении прямого экономического взаимодействия будут исходить из взаимной заинтересованности, местных условий и имеющегося потенциала. При этом предполагается создание совместных рабочих органов с целью координации и углубления сотрудничества.

Среди договоренностей между российскими и китайскими организациями наиболее весомое значение имеют Генеральные соглашения по разработке ТЭО строительства трубопровода с Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области в Китай (Россия и Китай начинают разработку ТЭО согласно принятому расчетному графику строительства газопровода, рассчитанного на транспортировку газа в объеме до 20 млрд. куб. м. газа в течении 30 лет). Контракт об обмене поставках нефти между ОАО “НК ЮКОС” и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) (речь идет о крупных поставках нефти и нефтепродуктов в Китай в 1999г. – до 1,5 млн. т. с последующим увеличением до 2-2,5 млн. т., включая поставки через Дальний Восток взамен добываемой Китаем нефти в Казахстане), Соглашение между ОАО “НК ЮКОС” и КННК по разработке технико-экономических расчетов строительство нефтепровода из России в КНР (долгосрочный проект, ориентированный на строительство нефтепровода и поставки нефти в объеме 25-30 млн.т. в течении 25 лет), Соглашение о сотрудничестве между РАО “ЕЭС России” и Государственной энергетической корпорацией Китая (определены основные направления взаимодействия).18

Кроме того, подписаны документы о поставках комплектующих китайской компании TCL для сборки телевизоров на российских предприятиях “Рубин” и “Квант” (до 200 тыс. штук к 2001 г. на каждом предприятии), о сотрудничестве между китайской компанией “Чуньгань” и ГП ВТФ “Энергия” и ОАО “Машиностроительный завод” (поставки комплектующих в 1999 г. с последующим созданием совместного производства кондиционеров в объеме до 200 тыс. штук в год), договоры о приобретении недвижимости для универмагов китайских товаров и Китайского делового центра в Москве (общая сумма контрактов превышает 17 млн. долл.).19

В декабре 1999 г. Б.Н. Ельцин посетил с официальным визитом Пекин. Россия поддерживала политику Китая в отношении Тайваня, Китай объявил что Чечня – внутреннее дело России.

В интервью китайским и российским СМИ накануне визита в КНР в июле 2000 г. новый президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира.

Во время визита В. Путина в Китай в июле 2000 г. было подписано совместное заявление по ПРО. В нем, в частности, говорится, что план США создать систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина.

С 11 по 19 сентября 2000 г. успешно прошел визит в Россию председателя ПК ВСНП Ли Пэна. Президент России В. Путин на встрече с Ли Пэном заявил, что российско-китайские отношения находятся “на самом высоком уровне”.20

С 3 по 4 ноября того же года с официальным визитом в Китае находился премьер-министр России М.Касьянов. С премьером Чжу Жунцзи у него состоялась пятая периодическая встреча. Во время визита М. Касьянова приняли в отдельности Председатель Цзян Цзэминь и председатель ПК ВСНП Ли Пэн. Чжу Жунцзи и М. Касьянов провели переговоры в расширенном и узком составах. Обе стороны обменялись мнениями в основном по вопросам об отношениях между двумя странами, в частности, о дальнейшем развитии сотрудничества двух стран в экономике, науке и технике, энергоисточниках и других областях. В процессе визита обе стороны подписали совместное коммюнике пятой периодической встречи премьеров Китая и России, Протокол четвертого совещания комитета по периодическим встречам премьеров Китая и России. Всего было подписано 14 документов о двустороннем сотрудничестве.

15 ноября Председатель КНР Цзян Цзэминь, участвовавший в неофициальном совещании руководителей Азиатско-Тихоокеанской организации экономического сотрудничества в Брунее лично встретился с президентом В.В. Путиным. Обе стороны обменялись мнениями в основном об отношениях в торгово-экономическом сотрудничестве между странами. Премьер Чжу Жунцзи и премьер-министра России М. Касьянов провели в Пекине пятую периодическую встречу премьеров двух сторон. Все это имело важное влияние на дальнейшее развитие отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией.

Между Китаем и Россией налажены обмен и сотрудничества в экономике, науке и технике, военной технике и других областях. Отношения между Китаем и Россией по-прежнему представляют собой нормальные государственные отношения нового типа. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем во время очередной встречи на высшем уровне в Москве в середине июля 2001г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.21

Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы – важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных (с точки зрения Москвы и Пекина) тенденций международного развития, которые до недавнего времени особенно активно поощрялись Вашингтоном.

Прежде всего, это стремление принизить роль ООН и её органов, попытки НАТО взять на себя функции Совета Безопасности, расширение НАТО, выход США из Договора по ПРО и нежелание американцев присоединяться к ряду других международных соглашений, то и здесь значение договора велико. Для Китая важно выраженное в нем уважение выбора пути развития, что свидетельствует об отказе России поучат Китай относительно почтительности той или иной политической системы или “прав человека”.

Интересна статья 8, запрещающая использование территории России и Китая третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга, также деятельность организации и групп, наносящих такой ущерб. Ясно, что речь здесь идет о важнейшем взаимном интересе обоих государств: борьбе с сепаратистским движением, поддерживаемым международными террористическими организациями или третьими странами.

2.2. Россия и Китай сегодня

Тенденция стабилизации экономического роста была закреплена во время визита премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который в сентябре 2001 г. побывал в Санкт-Петербурге на очередной встрече государств. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000 г.). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу её экспорта составляют вооружения и сырье. Вооружение составляет 15-20%. Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ которым на западе для него закрыт.

Для России торговля с КНР крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях когда средств собственного государства явно не достаточно.

Россия хотела бы продавать Китаю и гражданскую продукция, к которой тот проявляет гораздо меньший интерес, часто предпочитая приобрести западные образцы, даже, несмотря на их более высокую цену. К тому же как и в России, так и за рубежом неоднозначно относятся к продаже передового российского вооружения Китаю. На этот счет существуют самые различные опасения, и с той точки зрения диверсификация российского экспорта имела бы большое значение.22

В этой связи крайне важны некоторые документы, подписанные на упомянутые выше шестой, сентябрьской, встречи глав правительств. Во-первых, специальным протоколом была создана подкомиссия по связи и информационным технологиям, которая занимается развитием сотрудничества в этой наиболее современной области.

Во-вторых, что особенно важно, был подписан контракт на покупку КНР пяти российских гражданских самолетов ТУ-204-120. Эта сделка означает прорыв российского гражданского авиастроения на китайский рынок. Сегодня на первый план экономических отношений между странами вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной собственности или поддерживаемый государством.

В результате в России появились значительные лоббистские группы, подталкивающие правительство к принятию мер для создания более благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики, энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные ставки на Китай. В настоящее время освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания денег, но и формой выживания.

Именно эти сферы являются сферами с высоким уровнем государственного регулирования. Поэтому повышение активности государственных органов в сфере российско-китайских экономических отношений все же не является бюрократической компанией, инициированной верхами с целях укрепления политического сотрудничества, а отражает реальное повышения интереса крупного российского бизнеса в расширение экономических связей с Китаем.

По приглашению президента Российской Федерации В.В. Путина Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао с 26 по 28 мая 2003 г. посетил Российскую Федерацию с государственным визитом. 23

Главы двух государств обсудили развитие двусторонних отношений за последние десятилетие, их современное состояние и перспективы. Они подчеркнули свое единство в том, что какие бы изменения ни происходили в мире, углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. Стороны заявили, что готовы принять эстафету от предшествующих поколений и пронести её в будущее, прилагать совместные усилия для раскрытия новых перспектив развития российско-китайских отношений.

“Во внешней политике Китая отношением с Россией отводится значительное место”, – заявил председатель КНР Ху Цзиньтао. “Новое руководство страны уделяет большое внимание укреплению взаимовыгодного сотрудничества с Москвой”, – сказал он, выступая 28 мая 2003 г. перед студентами и преподавателями МГИМО.

Китайский лидер подчеркнул, что Китай никогда не будет заниматься экспансией, даже когда будет более развитой страной. По словам Ху Цзиньтао, российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве позволил заложить основу для долговременных и стабильных отношений, он также отметил, что Китай и дальше продолжит сотрудничество с Россией в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Китай и Россия, по словам китайского лидера являются великими державами, а также постоянными членами Совета Безопасности ООН, поэтому они играют важную роль на международной арене. “Интенсивное взаимодействие между нашими странами способствует поддержанию регионального всеобщего мира и безопасности”, – сказал Ху Цзиньтао. По его словам, Россия и Китай поддерживают друг друга в важнейших вопросах, касающихся государственного суверенитета и территориальной целостности обеих стран. Обе стороны придерживаются четкого принципа не враждовать и уважать суверенитет друг друга.24

Ху Цзиньтао акцентировал внимание на активном развитие торгово-экономических отношений между странами. Он напомнил, что сторонам удалось повысить двусторонний товарооборот от 6,5 млрд. долл. в 90-х годах до 12 млрд. в 2002 г.

Кроме того, вместе с другими странами ШОС стороны активно продвигают региональное взаимодействие, совместно борются с новыми угрозами и вызовами. Ху Цзиньтао также подчеркнул, что Китай решительно осуждает теракты в Чечне. По его словам Китай и Россия будут и дальше взаимно координировать свои позиции, поддерживать друг друга, защищая общие ценности и интересы, содействовать миру, стабильности и развитию во всем мире.

Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что “новый уровень в российско-китайском взаимодействии закрепленный в историческом договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, требует значительной активизации работы по ключевым направлениям партнерства” между двумя странами. Об этом говорится в его приветствии прошедшему 10 сентября 2003 г. в Пекине заседанию российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, которое зачитал полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе, сопредседатель комитета с российской стороны Леонид Драчевский.

По словам В.В. Путина “комитет призван стать реально работающим механизмом не правительственных обменов и сыграть высокую роль в углублении разнопланового диалога между нашими народами”. В свою очередь, в приветствии к участникам заседания Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что “Китай и Россия – добрые соседи и важные стратегические партнеры, сохраняющие и развивающие долгосрочные стабильные связи добрососедства, дружбы и сотрудничества, которые отвечают коренным интересам народов двух стран, а также способствуют миру, стабильности и развитию во всем мире”.25

Китай и Россия установили отношения на таком высоком уровне потому, что в их основе лежат общие насущные интересы, существует взаимное желание и благоприятные условия для их развития на прочной взаимовыгодной основе. Китайско-российские отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, имеет целый ряд особенностей и преимуществ: лежащие в их основе принципы полностью соответствуют Уставу ООН и нормам международного права. Китай и Россия соблюдают принципы добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочной стабильности, принципы “невступления в какой-либо союз направленный против третьей страны”, добились поставленной цели стать “хорошими соседями, хорошими партнерами и хорошими друзьями”.

Такие отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного существования.

Цели перспективны потому, что они будут сохраняться в XXI веке, а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество – не временная мера. Влияние широко потому, что соседи Китай и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, поэтому влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.

Китайско-российские отношения партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете.

Почти три года понадобилось администрации Буша, чтобы преодолеть сопротивление МАГАТЭ и передать иранское досье в Совет Безопасности ООН, где на защиту Ирана встанут Россия и Китай, которые сделают любую резолюцию бессмысленной либо воспользуются правом вето и блокируют ее. В случае санкций Иран может продавать нефть Китаю в обмен на все, что может ему понадобиться, торговать на черном рынке и вернуться в мировую экономику, когда неизбежная демонстрация иранского ядерного оружия заставит Запад уйти в тень.

Если бы Россия не вела двойную игру, она не согласилась бы в декабре продать Ирану 29 ракет "земля-воздух" SA-15 для защиты ключевых объектов. Россия и Китай могут так действовать потому, что являются наименее вероятными мишенями. Кроме того, хаос на Ближнем Востоке превращает Россию в сравнительно стабильного поставщика энергии, перегруппирует европейские ресурсы и зависимость в пользу России, считает американское издание. 26

Каждый раз, когда имеют место или только еще намечаются между Россией и Китаем контакты на высоком уровне, заключаются важные соглашения, проводятся какие-то совместные мероприятия и уж тем более военные учения, в наших СМИ (не говоря уже о западных) непременно появляются тревожные суждения. Вроде того, что "бойтесь китайцев, дары приносящих". Не стала исключением и встреча президента Владимира Путина с председателем КНР Ху Цзиньтао в южнокорейском Пусане во время работы форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Подтекст примерно таков: дружба с Китаем дорого обойдется России.

Китай раздражает наших либерал-реформаторов как дурной пример. В самом деле, Россия за 20 лет реформ (если отсчет начинать с перестройки) по важнейшим параметрам бытия откатилась далеко назад по сравнению с дореформенным уровнем. Китай же за это время сделал колоссальный рывок вперед и почти в 6 раз увеличил ВВП. Очевидны и причины нашего упадка и их успеха. Мы сделали акцент на дележе и грабеже того, что создавалось предыдущими поколениями, а Китай – на развитие страны.

Сближение России с Китаем до уровня стратегического партнерства фактически поставило крест на претензии США быть единоличным вершителем судеб мира. Можно не сомневаться, что в ином случае нынешняя администрация США попыталась бы расправиться со всеми странами "оси зла". К чему это привело бы, даже трудно себе представить. А о том, что у нее были такие планы, зарубежные СМИ уже сообщали. Противодействие американской мировой гегемонии, конечно же, раздражает Вашингтон. Соответствующим образом ведет и его лобби в нашей стране.

Надежен ли Китай как стратегический партнер России? Критики российско-китайского сближения ставят это под сомнение. Что бы мы ни сделали для США, они принимают это как должное, не думая о взаимности. Россия, можно сказать, избавила американцев от больших жертв в борьбе с афганскими талибами, способствовала получению ими военных баз в странах СНГ, а что мы получили взамен? До сих пор не отменена даже протухшая поправка Джексона-Вэника. До сих пор США практикуют политику двойных стандартов в борьбе с терроризмом. Они же, США, препятствуют вступлению России в ВТО.27

Граничащий с Россией Китай является нашим важным экономическим и торговым партнером, и его значение в таком качестве будет лишь увеличиваться с каждым годом. При нашей разумной экономической политике (которой пока, увы, нет!) Китай мог бы стать важнейшим фактором в развитии Сибири и Дальнего Востока. Беглое упоминание некоторыми авторами важности российско-китайского военно-технического сотрудничества на деле не раскрывает сути проблемы. Если бы Китай не покупал у нас военной техники в крупных масштабах, то судьба нашего ВПК (а, стало быть, и обороноспособность страны) была бы под большим вопросом. Собственный оборонный заказ – скажем прямо, постыдно ничтожный! – просто не позволил бы ему выжить. Большие перспективы имеют и совместные разработки и производство оружия новых поколений.

При разумной нашей политике из Китая мы могли бы организованным путем получать нужную нам рабочую силу без боязни раствориться в море китайских иммигрантов. Так что же, все так безоблачно в отношениях между Россией и Китаем? Нет, конечно, да такого и быть не может. Хотя бы потому, что у каждой страны есть свои национальные интересы, и они не всегда совпадают.

Во-первых, надо четко осознавать, что интересы Китая, как, разумеется, и наши, далеко выходят за рамки двухсторонних отношений. Во главу угла своей внутренней и внешней политики Китай поставил РАЗВИТИЕ, и ничто не должно этому мешать. Соответственно он (несмотря на существующие противоречия, в том числе по вопросу Тайваня) ни в коем случае не заинтересован серьезно портить отношения с США, которые для него на сегодняшний день являются главным торговым партнером. Он экспортируют туда на 100 (если не на 150) миллиардов долларов продукции больше, чем импортируют. Китай заинтересован в хороших отношениях и с европейскими странами. Ведь именно из развитых стран идет капитал (и технологии) в китайскую экономику. А это ежегодно 50 и более миллиардов долларов.

Во-вторых, есть у России и Китая и несовпадающие интересы. Мы заинтересованы в сохранении высоких цен на энергоносители, Китай же, наоборот, как второй в мире по их объему импортер (после США) заинтересован в их максимальном снижении.

В-третьих, если у нас по-прежнему будет ставка на развитие сырья в ущерб развитию промышленности и высоких технологий, то мы очень скоро потеряем для Китая (да и не только для него!) интерес как развитая страна, и он будет на нас смотреть исключительно как на свой сырьевой придаток и рынок сбыта дешевого ширпотреба. Более того, явочным порядком может начать осваивать наши обширные и малозаселенные территории к востоку от Урала.28

И последнее. Формула британского государственного деятели ХIХ века лорда Пальмерстона (правительство которого, кстати говоря, участвовало в подавлении Тайпинского восстания в Китае) не потеряла своего значения и в наши дни. Это насчет того, что у Британии нет ни вечных врагов, ни постоянных друзей, а есть ее постоянные интересы. В перспективе соотношение сил на мировой арене будет меняться, будут меняться и наши акценты на развитие отношений с теми или иными странами. Однако сегодня наш национальный интерес состоит в том, чтобы всемерно развивать добрососедские взаимовыгодные отношения с Китаем однако не в ущерб развитию отношений с нашими западными партнерами.

Заключение

Итак, главное содержание международных отношений на Дальнем Востоке во второй половине XIX. в. определялось борьбой сильнейших капиталистических держав за приобретение колониальных владений. Политика России в отношении Китая до второй половины 90-х годов XIX в. отличалась от колониальной политики западноевропейских государств и США. Россия поддерживала добрососедские отношения с Китаем на протяжении многих веков. В результате русско-японской войны позиции России в Манчжурии были значительно подорваны. Хотя масштабы торговли продолжали увеличиваться, в некоторых отраслях оживилась инвестиционная деятельность русского капитала, в то же время он был сильно потеснен японским и западным.

Отношения Советского Союза с Китаем характеризовались выраженной неравномерностью. Хорошо известна роль Советского Союза в победе Народно-освободительной армии Китая (оказание всеобъемлющей дипломатической, экономической, военной и финансовой помощи). Соотношение сил между двумя сверхдержавами в 60-е годы стабилизировалось. Внешняя политика СССР потерпела первые явные поражения (Ближний Восток). Однако еще более серьезные негативные последствия имело расширение конфронтации с Пекином. Свертывание хозяйственных связей, пассивное отношение к политике КНР в “третьем мире” постоянно сужали сферу позитивного взаимодействия с Китаем. Советско-китайские отношения обострились к началу 70-х годов до такой степени, что некоторые отечественные политики считали, что Китай - основной противник Советского Союза. После начала перестройки в СССР начали развиваться советско-китайские политические связи. Для Москвы это было важно в свете выдвинутой концепции “нового политического мышления”, отказа от конфронтационности в международных отношениях.

Россия и Китай в 90-е гг. рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое. Взаимодействие на международной арене Россия и Китай строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г. Между Китаем и Россией налажены обмен и сотрудничества в экономике, науке и технике, военной технике и других областях. Отношения между Китаем и Россией по-прежнему представляют собой нормальные государственные отношения нового типа. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

Китай и Россия установили отношения на таком высоком уровне потому, что в их основе лежат общие насущные интересы, существует взаимное желание и благоприятные условия для их развития на прочной взаимовыгодной основе. И Китай и Россия прилагают усилия в развитии собственной экономики и повышению совокупной государственной мощи, осуществляют мирную независимую и самостоятельную внешнюю политику, выступают против гегемонизма и политики силы, отстаивают создание многополюсного мира. На основе этих общих устремлений возникает возможность и реальность равноправного и доверительного сотрудничества обеих стран и их народов. Такие отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного существования.

В перспективе соотношение сил на мировой арене будет меняться, будут меняться и наши акценты на развитие отношений с теми или иными странами. Однако сегодня, подчеркиваю, наш национальный интерес состоит в том, чтобы всемерно развивать добрососедские взаимовыгодные отношения с Китаем, Индией, другими азиатскими странами, однако не в ущерб развитию отношений с нашими западными партнерами.

Список использованной литературы

  1. Александров В.Л. Россия на дальневосточных рубежах. Хабаровск: Мысль, 2013. – 154с.
  2. Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // Полис. – 2015. - № 2. - С.18-25.
  3. История Китая. / Под ред. А.В. Меликсетова. – М.: Аспект-Пресс, 2014. -342с.
  4. Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока.- 2012. - №2. - С.22-28.
  5. Киняпина Н.С. Внешняя политика России во второй половине XIX века. М.: МГУ, 2015. – 218с.
  6. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. / Под ред. В. Михеева. – М.: Моск. Центр Карнеги, 2015. – 647с.
  7. Китай в мировой политике. / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: МГИМО, 2013. – 528с.
  8. Китайская цивилизация как она есть. / Под ред. В.В. Ульяненко. – М.: АСТ, 2012. – 494с.
  9. Лукин А. Россия-Китай. // Международная жизнь.- 2015. - № 3. - С. 40-54.
  10. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Международная жизнь. – 2013. - №9. - С. 24-42.
  11. Михеев В. Китай и азиатский регион. // Международная жизнь. – 2014. - № 9. - С.30-42.
  12. Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история. - 2013. - № 3. - С. 50-52.
  13. Мясников В.С. Россия-Китай. // Новая и новейшая история. - 2012. - №2. - С.34-40.
  14. Тихвинский С.Л. Реформы и революции в Китае. // Новая и новейшая история. - 2011. - №2. - С.36-43.

1 Киняпина Н.С. Внешняя политика России во второй половине XIX века. М., 2005. С.43.

2 Киняпина Н.С. Внешняя политика России во второй половине XIX века. М., 2005. С.49.

3 Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история. - 2003. - № 3. - С. 50.

4 История Китая. / Под ред. А.В. Меликсетова. – М., 2004. С.334.

5 История Китая. / Под ред. А.В. Меликсетова. – М., 2004. С.336.

6 Тихвинский С.Л. Реформы и революции в Китае. // Новая и новейшая история. - 1999. - №2. - С.37.

7 Там же.

8 Александров В.Л. Россия на дальневосточных рубежах. Хабаровск, 2003. С.74.

9 Александров В.Л. Россия на дальневосточных рубежах. Хабаровск, 2003. С.77.

10 Александров В.Л. Россия на дальневосточных рубежах. Хабаровск, 2003. С.79.

11 Лукин А. Россия-Китай. // Международная жизнь.- 2000. - № 3. - С. 41.

12 Лукин А. Россия-Китай. // Международная жизнь.- 2000. - № 3. - С. 42.

13 Лукин А. Россия-Китай. // Международная жизнь.- 2000. - № 3. - С. 42.

14 Мясников В.С. Россия-Китай. // Новая и новейшая история. - 2006. - №2. - С.36.

15 Мясников В.С. Россия-Китай. // Новая и новейшая история. - 2006. - №2. - С.37.

16 Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // Полис. – 2006. - № 2. - С.20.

17 Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // Полис. – 2006. - № 2. - С.22.

18 Михеев В. Китай и азиатский регион. // Международная жизнь. – 2004. - № 9. - С.32.

19 Там же. С.33.

20 Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. / Под ред. В. Михеева. – М., 2005. С.245.

21 Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. / Под ред. В. Михеева. – М., 2005. С.248.

22 Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Международная жизнь. – 2003. - №9. - С. 31.

23 Китай в мировой политике. / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2005. С.443.

24 Китай в мировой политике. / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2005. С.448ю

25 Китай в мировой политике. / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2005. С.451.

26 Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока.- 2007. - №2. - С.23.

27 Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока.- 2007. - №2. - С.24.

28 Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока.- 2007. - №2. - С.26.

Современный период российско-китайских отношений