Конспект урока на тему «Русские писатели»


Агафонова Елена Викторовна, учитель начальных классов АМОУ «СОШ №1», р. п. Крестцы Новгородской области

Тема урока: «Русские писатели»

Цель: обобщить знания учащихся по пройденному разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; прививать любовь к чтению, художественной литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг писателей.

Ход урока:

Организационный момент.

Постановка целей урока

Сегодня мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Русские писатели». Вспомним, о чём говорили на последних уроках.

Самоопределение к деятельности

Произведения каких писателей читали в этом разделе?

Что вы узнали об этих писателях?

Ответьте на вопросы.(слайд 2, 3, 4)

Работа по теме урока.

Игра «Доскажи словечко»

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою … (пряжу)

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три … (года)

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба …( говорила ) (слайд 5)

Отпусти ты, старче меня в море!

Дорогой за себя дам … (откуп)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, …?» (старче)

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое …( корыто ) (слайд 6)

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои … (сани)

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее …(море)

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою ….( дворянкой ) (слайд № 7)

Игра «Назови автора»

- Соедините стрелками авторов и их произведения.

Л. Н. Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкин «Стрекоза и муравей»

И. А. Крылов «Филипок» (слайд № 8)

3) Игра «Отгадай произведение»

Прочитать отрывок, назвать произведение и автора.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.(слайд №9)

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты собрался?» – «В школу». – «Ты ещё мал, не ходи», - и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на подённую работу. (слайд № 10)

Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. (слайд №11)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

А выйдет из него не дело, только мука. (слайд № 12)

. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. (слайд №13)

6. У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.( слайд №14)

Тест

Как называются сказки, которые сочиняют или пересказывают писатели, поэты?

А. народные

Б. писательские

В. Поэтические

Г. литературные (слайд 15)

2. Кто такой иллюстратор?

А. писатель, который пересказывает народные сказки

Б. художник, который делает рисунки к литературным произведениям

В. музыкант, который исполняет народные песни (слайд №16)

3. Закончи пословицу: «Один за всех, а все за …»

А. победу

Б. себя

В. одного

Г. командира (слайд №17)

4. Закончи пословицу: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и …»

А. не убежал

Б. навстречу ему идёт

В. не испугался

Г. проявил осторожность (слайд №18)

5. Закончи пословицу: «Добра желаешь – добро и …»

А. ищи

Б. хвали

В. делай (слайд №19)

6. Закончи пословицу: «Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал …»

А. учёным

Б. красивее

В. умнее

Г. добрее (слайд № 20)

7. К какому произведению подходит пословица «Делу время, а потехе час».

А. «Лебедь, Рак и Щука

Б. «Сказка о рыбаке и рыбке»

В. «Старый дед и внучек»

Г. «Стрекоза и муравей» (слайд №21)

Проверь себя! (слайд 22)

5.Рефлексия

За что вы похвалили бы себя?

Что вам захотелось сделать после этого урока?

Подведение итогов

Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

Какое произведение особенно запомнилось? Почему? А какое стало любимым?

Произведения какого писателя хотелось бы почитать ещё?

Домашнее задание.

Стр. 124, задание 10

Используемая литература:

1. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тесты по литературному чтению: 2 класс. – М.: Астрель: АТС, 2007

2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.:ВАКО, 2015