Управление качеством продукции на предприятии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Управление качеством продукции на предприятии
Алматы 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. |
3 |
|
1 |
Теоретические аспекты управления качеством продукции на предприятии |
|
1.1 |
Качество продукции как объект управления………………………... |
6 |
1.2 |
Сущность и содержание стандартизации и сертификации продукции……………………………………………………………. …... |
|
1.3 |
Современные тенденции управления качеством продукции в зарубежной и отечественной практике………………………………... |
22 |
2 |
Анализ управления качеством продукции АО «Винзавод Иссык» |
|
2.1 |
Экономическая характеристика АО «Винзавод Иссык»……… |
33 |
2.2 |
Исследование системы управления качеством АО «Винзавод Иссык»………………………………………………………………….. ... |
40 |
3 |
Основные направления совершенствования управления качеством продукции АО «Винзавод Иссык» |
|
3.1 |
Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством на предприятии…………………………………………. |
49 |
3.2 |
Совершенствование системы качества на предприятии АО «Винзавод Иссык»…………………………………………………... ….. |
54 |
Заключение…………………………………………………………………… .. |
61 |
|
Список использованной литературы…………………………………….. .... |
65 |
Введение
Одним из приоритетных направлением развития казахстанской экономики, согласно стратегии развития Республики Казахстан до 2020 года, является инновационное развитие, которое немыслимо без серьезного повышения уровня качества выпускаемой продукции.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. Рассмотрим мнения крупнейших специалистов в этой области, внесших в 20-м веке наибольший вклад в развитие методов менеджмента качества.
«Каждая фирма, каждая организация существенно различается по своим возможностям, опыту, традициям. В то же время мировое сообщество выработало много универсальных методов и средств, позволяющих в различных условиях добиваться повышения конкурентоспособности предприятия. Мы более подробно остановимся на концепции управления качеством.
Управление качеством (TQM) концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности, от исследований и разработок до после продажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей». А также автор предлагает улучшение работы за счет грамотного руководства и сознательного и добросовестного отношения к делу каждого работника. Это приводит к корпоративный культуре и образу деятельностью. Переход к СМК (стандарту менеджмента качества) актуален для всех предприятий, так как является целостной системой управления в рыночных условиях. Одним из рычагов, влияющих на конкурентоспособность является введение инноваций, суть которой использование достижений человеческого разума для повышения эффективности деятельности.
Кросби Ф. считает, что «Качество, если мы хотим управлять им,- это соответствие требованиям».
Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».
По мнению Тагути Г. «качество - это потери в обществе, вызванные продукцией после того, как она была поставлена... но не включающие потери, причинами которых являются внутренне присущие самой продукции функции и возможности».
Шухарт В. говорит, что существуют два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещей как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другой аспект - с тем, что мы думаем, чувствуем, ощущаем в отношении этой объективной реальности.
Довольно интересным с философской точки зрения является мнение Р. Пирсинга: «качество является воображаемой характеристикой и утверждением, справедливость которого проверяется не процессами мышления, а поскольку определение является продуктом строго точного мышления, качество не может быть определено; но мы все же знаем, что такое качество».
Американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество - это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество - это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.
Решение задач контроля, управления и повышения качества продукции усложняется, с одной стороны, вследствие того, что за последние двадцать лет большинство казахстанских предприятий промышленного сектора не проводило практически никаких мероприятий, направленных на улучшение качества процесса производства, связанных с внедрением нового оборудования и технологий; с другой стороны, за указанный период времени был накоплен значительный опыт в сфере разработки и внедрения систем менеджмента качества, позволяющий предприятию совершить качественный сдвиг при использовании относительно незначительных ресурсов.
Такими системами являются, например, «бережливое производство», кайдзен и т.д., внедрение которых в настоящее время апробировано на некоторых казахстанских предприятиях, однако не приобрело пока массовых масштабов. Таким образом, недостаток в виде высокого износа используемого предприятиями оборудования и морально устаревших технологий может быть компенсирован при условии использования прорывных технологий в рамках внедрения систем менеджмента качества.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что на данном этапе развития отечественной экономики все большее и большее значение в сознании потребителей приобретает качество продукции. Именно поэтому управление качеством - одни из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особую значимость это направление приобретает сейчас, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и занимаемая ей рыночная доля.
Цель данной дипломной работы разработка рекомендаций по совершенствованию управления качеством продукции на предприятии АО «Винзавод Иссык».
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач, среди которых можно выделить следующее:
- изучение теоретических аспектов управления качеством продукции на предприятии;
- проведение анализа управления качеством продукции на примере АО «Винзавод Иссык»;