Из красной свитки — в шинель
Одежда в раннем творчестве Н. В. Гоголя
Во время учения в гимназии Гоголь увлёкся театром. В жизни подростка появились театральные костюмы и театральная игра… Кроме театра, увлечения чтением и живописью в гимназии стали приходить Гоголю мысли о грядущем поприще. Хотя поприще поприщем, а молодому человеку хочется не только что-то собою представлять, но и самым наилучшим образом — выглядеть.
“Позволь ещё тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге портному самому лучшему фрак для меня? Узнай, что стоит пошитье самое отличное фрака по последней моде. Мне хочется ужасно как, чтобы к последним числам или к первому ноября я уже получил фрак готовый. Напиши, пожалуйста, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны. Какой-то у вас модный цвет на фраки? Мне очень бы хотелось сделать себе синий с металлическими пуговицами; а чёрных фраков у меня много, и они мне так надоели, что смотреть на них не хочется”, — писал Гоголь в 1827 году (Г. И. Высоцкому, 26 июня, из Нежина в Петербург).
Один бытовой пример, но он знаменует начало пристального интереса Гоголя к одежде разного рода, стремление наделять её самыми разнообразными свойствами и теми функциями, которые, кажется, ей и не свойственны. Почему одежда занимает столь важное место в его творчестве?
Сама фамилия писателя, который сказал об одном из своих героев, что тот любил пройтись гоголем, — ведь это не что иное как роман с некоей лучшей частью самого себя, той частью, по которой, как по одёжке, — принимают.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» современника Гоголя — Владимира Даля читаем: “Гоголь м. как название толстоголовых плоских и круглых уток”. Второе значение слова гоголь — “щёголь, франт, волокита. Он гоголем ходит, хватом, франтом, самодовольно подняв голову”. И тут же иносказательное значение слова утка: “Утка, франц. лживая газетная статья, обман, колокола льют”. Поразительно, в словарной статье как будто дано короткое описание ещё одного героя писателя… Хлестакова.
Однако Гоголь и сам любил пройтись гоголем не только по улице, подобно молодому художнику в «Портрете». Вот одно из свидетельств такого рода. “Окончив курс наук, Гоголь прежде всех товарищей своих, кажется, оделся в партикулярное платье. Как теперь вижу его, в светло-коричневом сюртуке, которого полы подбиты были какою-то красною материей в больших клетках. Такая подкладка почиталась тогда nec plus ultra молодого щегольства, и Гоголь, идучи по гимназии, беспрестанно обеими руками, как будто ненарочно, раскидывал полы сюртука, чтобы показать подкладку”