КНЯЖЕСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ КИЕВСКОЙ РУСИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК |
Кафедра социальных наук
Зиннатуллина Диана Игоревна
КНЯЖЕСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ КИЕВСКОЙ РУСИ |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. Б4112 __________________ (подпись) |
|
Руководитель доцент, к.с.н. _____________ Н.В.Осмачко |
|
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20 г. |
Оценка _________________________ ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ________________ 2015г. |
г. Владивосток
2015
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….
- Киевская Русь как ранняя форма российской государственности……………….
- Становление и развитие Киевской Руси…………………………………....
- Упадок Киевской Руси………………………………………........................
- Направления княжеской благотворительности……………………………………
- Княжеская благотворительность в период становления и развития Руси…………………………………………………………………………..
- Княжеская благотворительность в период упадка Киевской Руси……………………………………………….…………………………..
Заключение…………………………………………………………….............................
Введение
Благотворительность в современном мире представляет собой сложное и многоплановое общественное явление, которое оказывает большое влияние на развитие социальной сферы общества. Как социальное явление российской действительности, благотворительность имеет многовековые традиции. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности входили в обычаи восточных славян еще в VII-VIII вв. Так же они являлись одним из основных направлений социальной помощи в Киевской Руси в IX в., где значительное место занимала княжеская благотворительность. В летописях отмечаются такие «богоугодные деяния» князей, как раздача милостыни, кормление нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек и многое другое.
Князь, как глава Древнерусского государства (Киевской Руси), подавал пример подданным своим поведением и поступками. И потому, изучая княжескую благотворительность, мы можем наблюдать благотворительность в целом на уровне государства Киевская Русь. Таким образом, актуально обратиться к истокам благотворительности в России. Нам нужно знать исторические корни и мотивы благотворительности, не повторять уже сделанных ошибок, знать своих великих предшественников, учитывать их опыт в деле заботы о благе человека.
Основная часть российских историков таких, как Б. Д. Греков («Киевская Русь», 1953 года), В. В. Каргалов («Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси», 1984 года ), Б. А. Рыбаков («Киевская Русь и русские княжества XIIXIII вв.», 1982 года) занимались изучением Киевской Руси. Исследованием княжескую деятельность на уровне государства занимались Е. В. Климов («Титулатура правителя в Древней Руси», 2013 года), М. Д. Хмыров («Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови», 1870 года) и Горский А.А. («Князь всея Руси» до XIV века», 2007 года). Княжеской благотворительности посвящено гораздо меньшее количество работ. Данной темой занимались такие ученые, как М. В. Фирсов («история социальной помощи в России», 1999 года), Л. В. Бадя («История и организация социальной работы в России», 1996 года).
В данной курсовой работе, мы постараемся исследовать княжескую благотворительность в Киевской Руси в контексте той эпохи, обращаясь к истории Древнерусского государства и структурируя информацию из работ выше названных авторов.
Объектом изучения является деятельность князей в Киевской Руси. Предметом изучения является благотворительная деятельность князей в Киевской Руси.
Цель получить представление о направлениях княжеской благотворительности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы в истории Киевской Руси;
- определить роль князей в благотворительной деятельности;
- определить, на кого была направлена княжеская благотворительная деятельность;
- определить, как осуществлялась княжеская благотворительная деятельность.
Исследования мы будем проводить по определенной структуре. В начале кратко рассмотрим историю Киевской Руси, разделив ее на основные этапы, затем свяжем эти этапы с развитием княжеской благотворительности.
- Киевская Русь как ранняя форма российской государственности
- Становление и развитие Киевской Руси
Чтобы прейти к княжеской благотворительности, надо первоначально разделить историю развития самой страны на этапы, ведь каждый этап представляет с собой определённую закономерность и имеет свою специфику.
В первом параграфе будут освещены начальные этапы истории, а именно становление и развитие Киевской Руси.
Условно в истории Древнерусского государства можно выделить следующие этапы:1
1) начало IX в. - 882 г. складывание единого государства у восточных славян Древней Руси с центром в Киеве;
2) 882 - 912 гг. возникновение государства Киевская Русь;
3)912 - 1054 гг. развитие и укрепление раннефеодального государства на Руси;
4)1054 - 1093 гг. накопление противоречий, усиление кризисных явлений в Древнерусском государстве;
5)1093 - 1132 гг. преддверие феодальной раздробленности на Руси.
На первом этапе, к началу IX вв., у восточных славян завершился процесс разрушения первобытнообщинного строя и родоплеменных связей. Общины на то время состояли не только из родственников, но и людей чужого рода (тех, что пришли). На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. Возникли племенные союзы, на базе которых создалась в 882 г. Киевская Русь, которую можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.2 По определению А.Н. Сахарова, «раннее Киевское государство с политической точки зрения федерация княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с социально-экономической точки зрения совокупность территориальных общин с элементами родовых отношений»3.
Во главе государства стоял великий князь киевский. Помогали ему дружинники элита княжеского окружения и личное войско князя. Его дружинники осуществляли управление страной, суд и расправу, помогали князю управлять его домом и хозяйством, строили города-крепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани.
Далее, на втором и третьем этапах рушатся и исчезают старые племенные деления, и складывается территория Древнерусского государства. Князь Олег (882 - 912 гг.) покоряет племена древлян, северян, радимичей; позднее дулебов, белых хорватов. Его преемник Игорь (912 945гг.) присоединяет уличей и тиверцев. Князь Святослав (964 972гг.) совершает походы против последнего восточнославянского племени, сохранившего свою независимость вятичей.
Сын Святослава Владимир (980 1015гг.) собрал все земли восточных славян в составе Киевской Руси. При нем совершенствуется государственный аппарат. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Благодаря системе крепостей укрепились границы государства.
Распространенной хозяйственной единицей в то время стала феодальная вотчина (вотчина отцовское владение, передаваемое по наследству) боярина или князя. Помимо вотчины, существовало хозяйство свободных крестьян общинников, выплачивавших дань великому князю.
Все свободное население Киевской Руси называлось «люди», поэтому сбор дани «полюдье».
Основную массу сельского населения составляли «смерды», жившие либо в свободных крестьянских общинах, либо в вотчинах. Жизнь смердов в вотчинах была более тяжкой, поскольку они находились в крепостной зависимости. В крепостную зависимость смерд попадал через закупничество, т.е. когда брал у феодала в долг «купу» часть урожая, деньги, скот. Таких крестьян называли «закупы», они освобождались от зависимости при возвращении долга.
Кроме смердов и закупов в вотчине были рабы «холопы», или «челядь», пополнявшиеся за счет пленных и обедневших соплеменников.
Развитие феодальных отношений требовало соответствующего идеологического обеспечения, что было связано в то время с религиозными представлениями.
Владимир попытался реформировать языческую Древнюю Русь. С этой целью в Киев свезли статуи всех племенных богов. Но превратить язычество в государственную религию Владимиру не удалось, поскольку каждое племя поклонялось своим богам.
В 988989г.г. Владимир проводит еще одну религиозную реформу. Государственной религией было выбрано христианство византийского толка. Около 988г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Христианство внедрялось медленно, особенно на окраинах государства, народ сопротивлялся.
Принятие христианства имело большое значение для Киевской Руси. Оно укрепляло власть феодалов, государственную власть и территориальное единство страны. Русь стала теперь равной другим христианским странам, значительно возросли внешние связи. Христианство оказало влияние и на культуру Руси. С принятием христианства появляется особая организация церковь. Во главе ее был поставлен митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, в отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население было обязано платить церковную «десятину» (десятую часть дохода). Церковные учреждения вскоре становятся крупнейшими феодальными собственниками, оказывающими огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.
После смерти Владимира, Ярослав, названный Мудрым (1019 1054гг.), стал великим киевским князем. В годы его правления Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».
Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.
Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне. Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами.4
С именем Ярослава связано появление «Русской правды» своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. Так, «Русская правда» ограничивала кровную месть между ближайшими родственниками, разбирала споры между свободными людьми и т.п. Она была дополнена рядом статей в защиту вотчины. Новый документ получил название «Правда Ярославичей».
Из этого документа стало известно, как была устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, домами приближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин («огнище» дом). Богатством вотчины была земля, она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодальнозависимые смерды, холопы, челядь. За их работой следили старосты. В вотчине жили и ремесленники.
«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, защитив собственность, жизнь феодалов и близких к ним людей.5
Таким образом, три первых этапа истории Древнерусского государства были охарактеризованы такими важными событиями, как образование Киевской Руси и формирование границ государства, объединение народа единой религией христианством при Владимире I и становление Руси одним из сильнейших государств в Европе при Ярославе Мудром.
- Упадок Киевской Руси
Упадок Киевской Руси происходит, по причине перехода на новый этап, который именуется в современной истории как этап раздробленности Руси.
Первые признаки распада Древнерусского государства обнаружились во второй половине XI в. Умирая, Ярослав Мудрый разделил Русь между сыновьями в удельное правление. Старший из них - Изяслав получил Киев. Ярослав завещал своим сыновьям во всем подчиняться великому князю киевскому.
Историк С.М. Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после 1054 г., пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Рюриковичей. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения, тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство определялось следующим образом: за властвующим киевским князем шли все его братья (родовой принцип наследования), после их смерти наступал черед их старших сыновей, они наследовали отцовские столы, постепенно передвигаясь от менее престижных к более значимым (лестничная система наследования). При этом на титул великого князя имели право претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении.
Так появились князья-изгои, которые могли рассчитывать только на самые отдаленные и захудалые княжества. Схема оказалась нежизнеспособной, запутывался порядок наследования, возникали острые конфликты между братьями, а также между дядьями и племянниками. Все это стало поводом для меж княжеских усобиц и конфликтов с применением силы.6
В конце XI в. на съезде князей в Любече (1097) по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха было принято решение, чтобы каждая княжеская семья наследственно владела своими землями («каждо да держить отчину свою»). Передвижения княжеского домена из удела в удел прекратились. По существу, это стало переходом к новой политической системе. Съезд князей отныне стал новой политической структурой в устройстве формально единого государства. Он символизировал независимость удельных князей и их согласие в решении общезначимых вопросов. Но после смерти сына Мономаха - великого князя Мстислава (1125 1132гг.) Русь окончательно распадается. Уже под 1132 г. летописец записал: «И разъдрася вся русская земля...»7 На месте единого государства сложились суверенные государственные образования, по масштабам равные западноевропейским королевствам. Историки подчеркивают, что политическая раздробленность (т.е. процесс дробления единого государства) - это закономерный этап в развитии государств в эпоху раннего феодализма. На Руси он в силу ряда причин продолжался до конца XV в.
Русь распалась на полтора десятка новых государственных образований. Большинство из них оформились как раннефеодальные монархии в виде княжеств (Полоцкое, Черниговское, Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское, Рязанское и др.). В Новгородской земле закрепилась иная государственная форма - боярская республика. Псков окончательно выделился из Новгородской земли и стал центром второй феодальной республики (1348 г.). В Вятской земле сложилась система народоправства.8
Ряд причин, внутренних и внешних, предопределили такой характер развития русских земель.
Главной причиной было господства натурального хозяйства. Территории огромных областей экономически не были связаны между собой. Вотчины и общины могли максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов или же местных рынков. Отсутствие единого экономического пространства неизбежно вело к обособлению, усиливало тенденции самостоятельного существования.
В XII в. на Руси главную роль играли города. Многие из них обладали значительной экономической и политической силой. Они являлись торгово-ремесленными центрами, а наиболее крупные из них уже в условиях удельного княжения превратились в административные, военные и духовные центры отдельных земель.
Так же окрепло экономически и политически местное боярство, активизировалась местная жизнь. Появилась необходимость в местной административной и судебной власти, которая была бы быстрой и эффективной при решении социальных конфликтов и защите земли от внешних врагов. Великий киевский князь с его дружиной, воеводами, вирниками, мечниками и пр. не устраивал местное боярство именно в силу его отдаленности. Нужен был местный правитель, заинтересованный в развитии данной области как собственного владения.
Отделению земель от Киева способствовала и система наследования владений, к которой пришли Рюриковичи после Любечского съезда. Ссоры князей, рост междоусобных княжеских войн истощали Русь. Появилась тенденция отгородиться, защититься от соседей-родичей, которые нередко призывали себе на помощь «поганых» половцев и в союзе с ними грабили и опустошали владения братьев или племянников, уводили в «полон» население.
Роль Киева как общерусского центра падала не только по мере усиления экономической и политической жизни областей-земель. К внешним причинам раздробления Руси можно отнести появление в причерноморских степях воинственных половцев (середина XI в.).
Путь вниз по Днепру («из варяг в греки») стал опасным. «Засорение» торговых путей Руси в Византию и другие европейские и восточные страны кочевниками и одновременно перемещение мировых торговых путей - две причины, которые в XII в. привели внешнюю торговлю Руси в упадок, подорвали экономическое благополучие великого киевского княжества. Земледелие также не могло развиваться в непосредственной близости к половецким кочевьям. Усилился отток населения из Киева и соседних земель на северо-восток и запад.9
Хотя Киев оставался номинальным центром Руси, действительная власть перешла к князьям и боярам на местах. Перестав быть столицей империи Рюриковичей, Киев продолжал оставаться крупнейшим центром Южной Руси. Особая ситуация сложилась в Киеве. С одной стороны, он стал первым среди равных. Вскоре некоторые русские земли догнали и даже опередили его в своем развитии. С другой стороны, Киев оставался «яблоком раздора» (шутили, что не было ни одного князя на Руси, не стремившегося «посидеть» в Киеве). Киев «отвоевывал», например, Юрий Долгорукий - владимиро-суздальский князь; в 1154 г. он добился киевского престола и просидел на нем до 1157 г. На Киев посылал полки и его сын - Андрей Боголюбский - и т.д. В таких условиях киевское боярство ввело любопытную систему «дуумвирата» (соправительства), которая продержалась всю вторую половину XII в.
Смысл этой оригинальной меры заключался в следующем: одновременно в Киевскую землю приглашались представители двух враждующих ветвей (с ними заключался договор - «ряд»); тем самым устанавливалось относительное равновесие и отчасти устранялись усобицы. Один из князей жил в Киеве, другой - в Белгороде (или Вышгороде). В военные походы они выступали совместно и дипломатическую переписку вели согласованно. Так, дуумвирами-соправителями были Изяслав Мстиславич и его дядя - Вячеслав Владимирович; Святослав Всеволодович и Рюрик Мстиславич.10
Переход к новой политической системе имел как положительные, так и отрицательные последствия.
В начале о положительных последствиях.
На начальном этапе феодального дробления возможности для более эффективного развития каждого государства значительно возросли. Поэтому современные историки отказались от трактовки всей эпохи феодальной раздробленности как времени регресса, упадка.
Удельные князья были временными правителями отдельных земель с присущей временщикам психологией - «после нас хоть потоп». Наследственные князья ощущали себя законными и суверенными властителями. Они заботились о процветании своих земель, возводили новые и обустраивали старые города, способствовали развитию торговли, земледелия, ремесленного производства. Охотно принимали новоприходцев-мигрантов из южных земель, предоставляли им льготы на время обустройства.
Опорой наследственных князей являлось местное боярство, экономические позиции которого неуклонно укреплялись, в то время как его политическая роль в разных землях была не равнозначной: правительственная в Новгородской республике, на паритетных началах с княжеской в Галицко-Волынской земле и подчиненная во Владимиро-Суздальском княжестве. XII век - время экономического подъема каждой из земель. Чем сильнее и благополучнее было княжество, тем авторитетнее выглядел его князь, тем более широкими возможностями он располагал в отношениях с соседями (в навязывании своей политической линии), тем больше он мог оставить своим наследникам, обеспечив им могущество.
Политическая и экономическая децентрализация Древнерусского государства не сопровождалась культурной обособленностью. Древнерусская культура поднялась на более высокий уровень, обогатилась новыми художественными школами, литературными направлениями, архитектурными стилями. Складывается местное летописание, совершенствуется местное законодательство (княжеские уставные грамоты, республиканские судные грамоты).
Сохранению культурного единства русских земель способствовала русская церковь. Церковная организация оставалась единой и неделимой для всех земель. Митрополит играл важную роль в межгосударственных коллизиях и межкняжеских счетах, его поддержки искали все князья. Церковь оставалась хранительницей общего религиозного сознания и мировоззрения, стержнем будущего объединения.
Негативные последствия феодальной раздробленности стали очевидны не сразу. Возрастало дробление русских земель, так как княжеские владения делились между наследниками. В середине XII в. было полтора десятка княжеств и земель, к началу XIII в. - около 50, а к XIV в. - уже примерно 250 великих и удельных княжеств.
Результатом княжеских разделов стал процесс измельчания земель. Княжества слабели экономически и политически, становились зависимее от более сильных соседей. Это в свою очередь провоцировало межкняжеские войны - расширение границ собственных земель за счет соседних земель. Конфликты, обиды, недоверие делали невозможными даже временные союзы князей перед лицом общего противника.
Катастрофически дробились вооруженные силы, ослаблялся общий военный потенциал, что облегчало иноземные вторжения и завоевания. Неудивительно, что к концу XIII в. западные и юго-западные земли оказались в составе Великого Литовского княжества, а северо-восточные попали в вассальную зависимость от Золотой Орды.11
Так Киевская Русь прекратила свое существование. Этап упадка и дробления Руси был неизбежен. Феодальная раздробленность - закономерное явление в истории каждой страны. Это этап, который обязательно наступает с утверждением феодальных отношений.
За всю историю своего существования Киевская Русь претерпевала огромные изменения: объединение земель, принятие христианства, расцвет и возвеличивание среди европейских стран, упадок и раздробленность. На разных этапах княжеская власть приобретала некоторые функции и некоторые утрачивала. Однако одной из главных целей князя всегда было поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности подвластной территории.
- Направления княжеской благотворительности в Киевской Руси
- Княжеская благотворительность в период становления и развития Киевской Руси
Начиная с X века, на Руси основные тенденции помощи были связаны с княжеской защитой и попечительством. М. В. Фирсов предлагает разделить данные тенденции на два этапа: первый связан с распространением христианства на Руси; и второй этап со второй половины XII в. до конца XIII в., когда благотворительные функции князя сливаются с монастырско-церковными формами призрения.12 Но, рассмотрев основные этапы в истории Киевской Руси, мы попробуем связать с ними и тенденции княжеской благотворительности. Так мы увидим попечительскую деятельность князей на фоне истории Древнерусского государства.
Во времена складывания Древней Руси (первые два этапа ее истории), благотворительности, в сущности, не было, здесь скорее можно говорить о взаимопомощи по принципу «баш на баш» или «ты поможешь мне, а я потом помогу тебе». Основными формами взаимопомощи в древних славянских общинах являлись: общинно-родовая, хозяйственная, обрядово-культовая. Своеобразными формами поддержки являлись «помочи» и «толоки». Такие обычаи взаимопомощи были вызваны постоянными стихийными бедствиями, связанными с наводнениями, пожарами, падежом скота и осуществлялись в форме восстановления жилья и других дворовых пристроек, передачи части приплода домашних животных, помощь в сельскохозяйственных работах (обработка земли, покос, уборка хлеба, молотьба, вывоз сена, навоза и т.д.), помощь в случае болезни взрослых в семье (растапливание печи, кормление домашнего скота, уход за детьми, приготовление пищи и др.).
Существенной особенностью являлось то, что древние славяне связывали помощь с различными мифами, например с оберегами. Так же проводились обряды почитания предков, обожествляя их. Особое место в сакрализации процесса помощи отводилось культу героя. Показательны в данном отношении княжеские пиры, на которых собирались дружинники. Легенды и сказания о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калеки-перехожие, нищие странники, получавшие богатую милостыню. В княжеских пирах «среди медопития складывались высокие христианские добродетели: милость, нищелюбие и страннолюбие»13
Так действовали первые князья. Надо отметить, что благотворительность была делом добровольным, и от князя никто не ждал щедрости. Потому, на первых этапах истории они больше занимались расширением границ своего государства и защитой его от внешних врагов, нежели раздачей милостыни.
В 980 году князем стал Владимир I, задумавший укрепить единство своего народа при помощи принятия единой религии. По многим причинам, указанным в первой главе, такой религией стало христианство.
Христианизация мира славян оказала существенное влияние на многие сферы жизни общества, постепенно идёт трансформация общественных отношений, что отражается на характере, формах поддержки и помощи человека. Возникнувшая культурно-историческая ситуация востребовала другие принципы интеграции и другие форм защиты и поддержки. Именно с этого момента истории, у славян начинает формироваться христианская концепция помощи, в основании которой есть философия деятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки 10:25-37). Такая формулировка является нравственным имративом, которая определяет сущность поступка индивида. С иной стороны, она показывает сущность единения субъектов, становясь тем самым показателем принадлежности к чёткой общности.14
Однако не только нравственный приоритет на ближнего, но и поступок становиться основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Деятельность и любовь - неразрывное единство, которое понимается не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В данном смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение», «милование».
Приоритетными объектами помощи становятся нищие, сироты, больные, вдовы. Появляются особые документы, которые регулируют отношения в сфере помощи и поддержки разных категорий населения России. К числу самых древних источников права относятся церковные уставы князей Ярослава и Владимира, которые содержат нормы брачно-семейных отношений. Появляются и новые субъекты помощи, такие как: церковь, монастыри, князь, приходы. Обозначились приоритетные направления помощи и поддержки: церковно-монастырская, княжеская, милостыня, приходская благотворительность.15
Князю Владимиру I, ревностному последователю христианских догм, приписывается учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей; богаделен, странноприимных домов, а также, возможно, и первых больниц. Однако основное место в благотворительности князя занимало все же «нищелюбие». На практике это означало: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть «хоть единого из малых сил» и вообще так или иначе проявить милосердие. «Всякому нищему и убогому» было разрешено приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлялись повозки, груженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом.
Об этом восторженно свидетельствовал летописец Нестор. Говоря о победе, одержанной князем над печенегами при г. Василеве, о сооружении там церкви и о празднествах, посвященных этим событиям сначала в Василеве, а затем в Киеве, Нестор писал: «Сотвори (в Василеве) праздник велик, варя триста вар меду, и созываше бояры своя, и посадники, и старейшины по всем градом и люди многи, и разда убогим триста гривен, и праздновав осм дний»16. Князь вернулся в Киев к Успению Святой Богородицы, и «тут паки сотворяше праздник велик, созывая бесчисленное множество народу. Видяще люди, христианы сущие... бебо любя словеса книжна. Повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княж и взимати всяку потребу, питие и ядение. Устрой же и се рек: яко немощные и больные не могут долезти двора моего. И повеле пристроити телеги и всклад хлебы, и мясо, и рыбы, и овощи разноличные, и мед в бочках, а в других квас возити по городу, вопрошающе: где больные, и нищие и немогущие ходити? И тем раздаяху на потребу»17.
Во времена расцвета Киевской Руси великий князь Ярослав так же прославился благотворительной деятельностью. Но он, отходя от традиционных форм помощи, поступает соответственно со своим прозвищем Мудрый. Он не слепо раздает милостыню, но проводит политику, направленную на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги. Кроме того, в первом своде законов «Русская правда» князь отметил, хоть и зачаточные, положения о защите населения, в том числе и неимущих слоев.18
Во времена становления и развития Киевской Руси, за два с половиной века, княжеская благотворительность и благотворительность в целом проходит огромный путь. В начале были лишь зачатки, выражающиеся во взаимопомощи между членами одной общины и легенд о княжеских пирах, куда приглашают больных и увечных. Далее, после принятия христианства, совершается резкий скачек в идеологическом осмыслении благотворительности как богоугодном деле. Князь, а за ним и его подданные рассматривают благотворительную деятельность как способ вознестись на небеса после смерти. Новая организация церковь позволила князьям переложить на нее со временем часть своих обязанностей по богоугодным делам. Князья начинают жертвовать средства на постройку новых церквей и храмов, проводят политику усиления церкви.
2.2 Княжеская благотворительность в период упадка Киевской Руси
Дальнейшие периоды в истории Древнерусского государства показывают, что несмотря на накопление противоречий, усиление кризисных ситуаций, а затем и раздробленность в Киевской Руси, князья не забывали бедных и страждущих, подавая им милостыни щедрою рукой.
Во второй половине XI в. широкой помощью бедным выделялись великие князья Изяслав Ярославович и Всеволод Ярославович, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб.
Более других, после Святого Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит своим детям: "Всего ж паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите".19
Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
Из приемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное по наследству.
Андрей Боголюбский, по примеру Святого Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах.
Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.), после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара, оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек. Его примеру следовала и жена его великая княгиня Мария.
Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена; Михаил Ярославович, замученный в Орде, наставляя сына своего, говорил: "Странных и нищих не призирай, угодно бо есть сие Богу".20
Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню.
Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук.
Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII в. в Киеве больничный монастырь.
Мстислав Ростиславович затрачивал значительные средства на выкуп пленных, а брат его Роман все свои доходы тратил на помощь бедным и не оставил даже ничего на свое погребение. Владимир Васильевич роздал бедным все свое имение, золото, серебро, драгоценные камни, утварь, украшения и скот. Княгиня Василиса (жена князя Андрея Константиновича), раздав все свое имущество, приняла иноческий сан и кормилась от своих рукоделий.
Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. Это обусловливается рядом причин: ростом монастырского и церковного призрения, увеличением татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяинами-вотчинниками своего удела.
Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.
Как пишут летописи о рязанском князе, "Великий князь Ингвар Игоревич, обнови землю Рязанскую и церкви постави и монастыри согради, и пришелци утеши, и люди многи собра...".21 Теперь можно наблюдать новые защитные функции князя, которые обусловлены адаптацией к новым условиям жизни людей. Такая деятельность характерна не только для рязанских князей.
А. Экземплярский, изучая жизнедеятельность великих и удельных князей Северной Руси в период нашествия татаро-монгольских племен, отмечает, что подобный вид поддержки в тот период распространен повсеместно. Так, в 1238 г. князь Ярослав Всеволодович, прибыв во Владимир, осуществил ряд мер по организации восстановления города. "Первою заботой князя было очищение стольного города от трупов, которыми наполнены были не только улицы, дворы и жилища, но и сами храмы; нужно было собрать и ободрить разбежавшихся от татарского нашествия жителей".22 Захоронение в братских могилах скудельницах это тоже функция и задача князя, и здесь наблюдается не только христианско-нравственный долг, традиция, обряд, но и меры против распространения различных моровых поветрий (непременные спутники всех массовых пандемических событий).
По мнению А. Преснякова, "князь народная власть, а не внешний и случайный придаток волости. Он необходимый орган древней государственности для удовлетворения насущных общественных потребностей населения внешней защиты и внутреннего "наряда".23 Таковы были требования к нему населения земли волости. Однако в тот период, когда русские княжества жили под властью Золотой Орды, выполнение этих требований практически было невозможно. Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель вотчин, а, следовательно, и населения. К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.
Таким образом, поддержка князей, не смотря на тяжелое время для самой Киевской Руси, не ослабела, а скорее даже усилилась, при этом изменяя форму. Усилились монастырско-церковные формы призрения во многом благодаря щедрым пожертвованиям князей. Но и сами князья не забывали помогать неимущим.
Распад Киева и децентрализация власти привели к тому, что удельные князья стали больше внимания уделять своим городам, жертвуя средства на помощь обездоленным и улучшение качества жизни населения.
Без сомнения, все события в истории взаимосвязаны и рассматривать что-то вне временных рамок, значит потерять смысл происходящего, мотивы, движущие силы. Поэтому мы рассматривали княжескую благотворительность в связи с основными событиями в истории Киевской Руси.
Заключение
В ходе работы мы сумели решить поставленные задачи.
Рассмотрели основные этапы в истории Киевской Руси. Складывание единого государства у восточных славян с центром в Киеве, возникновение государства Киевская Русь, ее развитие и укрепление, накопление противоречий и преддверие феодальной раздробленности.
Определили роль князей в государстве. Князья имели власть с самого основания государства. Они могли издавать законы, налагали дань, поддерживали внутренний порядок и внешнюю безопасность подвластной территории.
Княжеская благотворительность была направлена на защиту вдов, сирот, изгоев и нищих. Людей обделенных судьбой и не способных себя защитить, словом убогих, как определяет их христианская религия.
Князь осуществлял свою помощь посредством кормления нищих, подаяния милостыни, пожертвования на строительства храмов, школ, выкупов военнопленных.
В результате исследования можно сделать следующие выводы.
Во времена становления и развития Киевской Руси, за два с половиной века, княжеская благотворительность и благотворительность в целом прошли огромный путь. Вначале были лишь зачатки, выражающиеся во взаимопомощи между членами одной общины. Затем, уже во времена формирования границ Древнерусского государства, создавались легенды о княжеских пирах, куда приглашали больных и увечных.
Далее, после принятия христианства, совершается резкий скачок в идеологическом осмыслении благотворительности как богоугодном деле. Князь, а за ним и его подданные, рассматривают благотворительную деятельность как способ вознестись на небеса после смерти. Новая организация церковь позволила князьям переложить на нее со временем часть своих обязанностей по богоугодным делам. Князья начинают жертвовать средства на постройку новых церквей и храмов, проводят политику усиления церкви.
Последние периоды в истории Древнерусского государства (упадок Киевской Руси) демонстрируют, что, несмотря на накопление противоречий, усиление кризисных ситуаций, а затем и раздробленность в Киевской Руси, князья не забывали бедных и страждущих, подавая им милостыни щедрою рукой.
Таким образом, поддержка князей, несмотря на тяжелое время для самой Киевской Руси, не ослабла, а, скорее, усилилась, при этом изменяя форму. Усилились монастырско-церковные формы, во многом, благодаря щедрым пожертвованиям князей.
Распад Киева и децентрализация власти привели к тому, что удельные князья стали больше внимания уделять своим городам, жертвуя средства на помощь обездоленным и улучшение качества жизни населения.
Список литературы
- Адрианова-Перецт, В.П Повесть временных лет/ В. П Адрианова-Перецт. СПб.: изд. Наука, 2007. -672 с.
- Аничков, Е.В. Язычество и Древняя Русь/ Е. В. Аничков. -СПб.: изд. Типография Стасюлевича, 1914. 544 с.
- Балязин, В. Н Восточные славяне и нашествие Батыя/ В.Н. Балязин. -М.: изд. Олма Медиа Групп, 2007. -192 с.
- Бензин, В. М. Церковно-приходская благотворительность на Руси/ В. М. Бензин. М.: изд. Типография Стасюлевича, 1906, 201 с.
- Борисов, О. С. Культурология/ О.С. Борисов. СПб.: изд.ГУ ИТМО, 2008. - 483 с
- Жукова, В. И. История России: Учебное пособие/ В. И. Жукова. -М.: изд. РГСУ, 2006, 400 с.
- Иловайский, Д. И История Рязанского княжества/ Д. И. Иловайский. -М.: изд. Союз, 1958. -135 с.
- Косьминых, Т.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история»/ Т. А. Косьминых. Новосибирск, изд. НФ АНО, 2008. -106 с.
- Насонова, А.Н Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/ А.Н. Насонова. -М.; изд. Липоль, 1950. С. 208.
- Панова, И.А. История России: Конспективное изложение программных тем/ И. А. Панова. -М.: изд. МГУП, 2000. 248 с.
- Полищук, В. А. История социальной педагогики и социальной работы/ В. А. Полищук. Тернополь, изд. ТДПУ, 2009. 256 с.
- Пресняков, А.Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь/ А.Е. Пресняков . -М.: изд. МГУП 1993. -405 с.
- Сахаров, А. Н. История с древнейших времен до конца XVII века/ А. Н. Сахаров. -М.: изд. АСТ-ЛТД, 1997. 336 с.
- Соловьев, С. М. История России с древнейших времен/ С. М. Соловьев. СПб.: изд. Общественная польза, 1879. 879 с.
- Столяров, А. А. Лекции: Древнерусское Государство/ А. А. Столяров. М.: изд. МГУПечати, 2010. -327 с.
- Фирсов, М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика./ М. В. Фирсов. -М.: изд. Союз, 1996, -488 с.
- Экземплярский, А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарской период с 1238 по 1505 год/ А.В. Экземплярский -СПб.: изд. МГУП, 1989. -153 с.
Электронные ресурсы
- Русь в период феодальной раздробленности. Предпосылки раздробленности Древнерусского государства, [Электронный ресурс]. URL: //http://www.ido.rudn.ru
1 Панова, И.А. История России: Конспективное изложение программных тем. - М.: изд. МГУП, 2000. C. 248.
2Полищук, В. А. История социальной педагогики и социальной работы. Тернополь, изд. ТДПУ, 2009. C.59.
3 Сахаров, А. Н. История с древнейших времен до конца XVII века. -М.: изд. АСТ-ЛТД, 1997. 21 с.
4 Сахаров, А. Н. История с древнейших времен до конца XVII века/ А. Н. Сахаров. -М.: изд. АСТ-ЛТД, 1997. C. 31 с.
5 Жукова, В. И. История России: Учебное пособие. -М.: изд. РГСУ, 2006, C. 231.
6 Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. СПб.: изд. Общественная польза, 1879, 451 с.
7 Насонова, А.Н Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. -М.; изд. Липоль, 1950. С. 106.
8 Столяров, А. А. Лекции: Древнерусское Государство. М.: изд. МГУ Печати, 2010. C.169.
9 Русь в период феодальной раздробленности. Предпосылки раздробленности Древнерусского государства, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/hist3.html (дата обращения 6. 06. 2015)
10 Столяров, А. А. Лекции: Древнерусское Государство. М.: изд. МГУПечати, 2010. C.201.
11 Косьминых, Т.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история». Новосибирск, изд. НФ АНО, 2008. C.106.
12 Фирсов, М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. -М.: изд. Союз, 1996, C.103.
13 Аничков, Е.В. Язычество и Древняя Русь. -СПб.: изд. Типография Стасюлевича, 1914. C.103.
14 Борисов, О. С. Культурология. СПб.: изд.ГУ ИТМО, 2008.С. 205.
15 Бензин, В. М. Церковно-приходская благотворительность на Руси. М.: изд. Типография Стасюлевича, 1906, С.37.
16 Адрианова-Перецт, В.П Повесть временных лет. СПб.: изд. Наука, 2007. С.304.
17 Там же
18 Жукова, В. И. История России: Учебное пособие. -М.: изд. РГСУ, 2006, С.257.
19 Балязин, В. Н Восточные славяне и нашествие Батыя. -М.: изд. Олма Медиа Групп, 2007. С. 66.
20 Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. СПб.: изд. Общественная польза, 1879. С. 345.
.
21 Иловайский, Д. И История Рязанского княжества. -М.: изд. Союз, 1958. С.35.
22 Экземплярский, А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарской период с 1238 по 1505 год/ А.В. Экземплярский -СПб.: изд. МГУП, 1989. С.15.
23 Пресняков, А.Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь/ А.Е. Пресняков . -М.: изд. МГУП 1993. С.345.
КНЯЖЕСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ КИЕВСКОЙ РУСИ