Инвестиционный климат в Ленинградской области

PAGE 3

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие инвестиционного климата и его составляющих…………………...5

1.2. Факторы, формирующие инвестиционный климат………………………..9

1.3. Инвестиционный климат более широкое и емкое понятие, чем инвестиционная привлекательность……………………………………………15

1.4. Инвестиционная привлекательность – один из результирующих показателей оценки инвестиционного климата………………………………..17

2. Инвестиционный климат в Ленинградской области………………………..28

2.1. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Ленинградской области…………………………………………………………28

2.2. Динамика иностранных инвестиций и объем инвестиций в основной капитал……………………………………………………………………………33

2.3. Показатели оценки инвестиционной безопасности Ленинградской области и стратегия развития инвестиционной политики региона…………..37

Заключение……………………………………………………………………….49

Список литературы………………………………………………………………51


Введение

Состояние инвестиционного климата - важнейший индикатор развития экономики. От создания благоприятного инвестиционного климата зависит совокупный объем инвестиций, поступающих из различных источников.
Снижение инвестиционной активности в течение последнего десятилетия - одна из наиболее негативных черт экономической нестабильности, имеющая долговременные последствия. Поэтому формировании в стране благоприятного инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов с учетом стратегических направлений развития народного хозяйства, повышение инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности, обеспечение правовой стабильности инвестиционного процесса являются наиболее актуальными проблемами на сегодняшний день. Решению данных вопросов должна способствовать активная инвестиционная политика, которая является одной из важнейших составляющих промышленной политики.

Развитие промышленности в регионе в решающей мере зависит от состояния инвестиционного климата в регионе, от результативности, осуществляемой инвестиционной политики и от изменения неблагоприятных тенденций в сфере инвестиций.

Инвестиционная деятельность промышленных предприятий в последнее время проходила в условиях разрушенных хозяйственных связей, сформированных при плановой экономике, при которых практически полностью были утрачены прежние потребители и источники финансирования. Значительно сокращались бюджетные ресурсы и государственные заказы.

Сокращение государственных инвестиций не было компенсировано ростом частных вложений со стороны отечественных инвесторов, что обусловлено высокими инвестиционными рисками, прежде всего политическими, незаинтересованностью крупных инвесторов в экономическом развитии региона, спекулятивным характером сделок с контрольными пакетами акций.

Прямым следствием проблемы недоинвестирования явились следующие взаимообусловленные явления:

" промышленный спад с развитием явных и скрытых форм безработицы, бартеризацией производства, ростом социальной напряженности;

" резкое сокращение поступления средств в бюджет всех уровней с уменьшением его возможностей по стимулированию инвестиций, поддержки развития высокотехнологичных отраслей, финансированию социальных расходов;

" неразвитость других сфер экономики (сферы услуг, инновационного бизнеса), что в свою очередь не компенсирует предложение рабочих мест высвобождаемым работникам из сферы промышленного производства и т.д.

Таким образом, улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности является одной из наиболее актуальных проблем современного этапа развития российской экономики, что обусловило выбор темы для написания данной дипломной работы.
Инвестиционный климат понятие очень сложное. Данная тема интересует многих авторов, поэтому существует несколько подходов к оценке инвестиционного климата. Исследованиями в области инвестиционного климата региона занимались, например, И.И. Ройзман, И.В. Гришина, А.Г. Шахназаров; Г.П. Подшиваленко; А. Бакитжанов, С. Филин. В настоящий момент существуют такие методики оценки инвестиционного климата, как методика Института экономики РАН, Совета по изучению производительных сил (СОПС), а также самая популярная в России – методика рейтингового агентства «Эксперт РА».


1. Понятие инвестиционного климата и его составляющих

Инвестиционный климат - совокупность экономических, правовых, политических, организационных, социальных и других факторов, определяющих возможности эффективной, стабильной предпринимательской деятельности, связанной с различными рисками. Особое значение имеет инвестиционный климат для иностранных инвесторов, которые могут сделать свой выбор между различными странами. Тем не менее, инвестиционный климат одинаково важен как для внутренних, так и для внешних инвестиций. Чем хуже его показатели в стране, тем выше у инвестора предпринимательский риск и меньше шансов для привлечения инвестиций. Неблагоприятный инвестиционный климат вызывает легальный и нелегальный отток национальных капиталов.

При определении инвестиционного потенциала страны необходимо учесть, что он складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящих от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования и от их «экономического здоровья». Инвестиционный потенциал страны – характеристика, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории страны факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др. Инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов привлечения инвестиций, способствующих экономическому росту.

Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации: природные ресурсы и состояние экологии; качество рабочей силы; уровень развития объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость; состояние бюджета, внешний долг; качество государственного управления; законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни; уровень соблюдения законности и правопорядка; защита прав собственности; качество налоговой системы и др.

Инвестиционный риск - риск инвестиционных вложений, вероятность возникновения непредвиденных потерь в форме снижения или полной потери доходов, капитала и т.п. при осуществлении инвестиционной деятельности. Различают инвестиционные риски:

-систематический и несистематический;

-реального инвестирования и инвестирования в ценные бумаги;

-социально-политические, внутри- и внешнеэкономические.

Социально-политический риск оценивается прежде всего исходя из того, насколько стабильна ситуация в стране с точки зрения социально-политических перемен, которые могут изменить экономическую политику страны настолько, что это приведет к заметной потере средств действующих в стране иностранных компаний. Аналогично можно определить и внутриэкономический, и внешнеэкономический риск.

Немаловажную роль в инвестиционном менеджменте занимает оценка систематического и не систематического рисков.

Существует и чаще используется также другой подход к классификации рисков. Выделяют следующие три группы:

1.      политические риски (включая и некоторые социальные);

2.      финансовые риски, определяющие в основном платежеспособность страны с точки зрения предоставления ей и ее юридическим лицам ссудного капитала;

3.      риски операций и в особенности риски внешнеторговой деятельности и риски производственной деятельности.

Оценка рисков чрезвычайно важна для любого инвестора, но особенно для осуществляющего капиталовложения за рубежом, так как он попадает в незнакомую среду. Поэтому ему следует отчетливо представлять достоинства и недостатки систем оценки инвестиционного климата:

а) подбор факторов риска и их доля в любой системе не могут быть полностью объективны. Поэтому целесообразно сравнивать оценки риска, даваемые различными системами;

б) при анализе факторов риска инвестору целесообразно уделять особое внимание тем из них, с которыми он будет сталкиваться чаще;

в) необходимо конкретизировать и специализировать риски по отраслям, в которых фирма намеревается работать.

Следует отметить, что инвестиционный климат – категория объективная для каждого конкретного момента времени и каждой страны. Однако в значительной степени она формируется под влиянием управленческого фактора. Инвестиционный климат – это система взаимосвязанных социально-экономических процессов на всех уровнях управления, создающих благоприятные или неблагоприятные условия для привлечения инвестиций. Исходя из этого, его факторами являются: финансовое законодательство, благоприятный финансовый климат, макроэкономическое регулирование, структурные преобразования и стимулирование внутреннего накопления. Управленческие структуры могут создавать благоприятную и неблагоприятную инвестиционную среду с учетом реальных возможностей внутренних и внешних инвесторов. Полное бездействие властей тоже может влиять на формирование инвестиционного климата, но это условие неприемлемо для современного этапа социально-экономического развития нашей страны.

Понятие инвестиционного климата отличается сложностью, комплексностью и рассматривается в теории и на практике на макро- и микроэкономическом уровне.

Макроуровень включает факторы политического, экономического и социального характера. Здесь решающую роль играют такие параметры, как прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень гражданской ответственности властей и государственного вмешательства в экономику, а также уровень профессионализма и компетентности в этом вмешательстве, прагматичность экономической политики, эффективность работы государственного аппарата, склонность к национализации внутреннего и иностранного имущества, традиция соблюдения властями всех видов соглашений и т.д. Среди экономических параметров на инвестиционный климат, прежде всего, влияют общее состояние экономики (спад, кризис, подъем), положение в валютной  и финансово-кредитной системах страны, характер использования рабочей силы, природных и интеллектуальных ресурсов, таможенный режим, условия свободного маневра капиталом, устойчивость валютного курса, динамика инфляционного процесса, качество налоговой системы и уровень налогового пресса на производителей, цена кредита. Немаловажное значение имеют данные о промышленном производстве: ВВП – анализ его динамики, уровень безработицы в стране, использование производственных мощностей, факторы, определяющие размер издержек производства, структура производства и изучение перечня отраслей, закрытых для иностранных инвесторов.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора и конкретных субъектов, куда вкладываются инвестиции (хозяйствующие субъекты, поставщики, покупатели, банки, трудовые коллективы и т.д.) на этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реализации определенного инвестиционного проекта.

1.2. Факторы, формирующие инвестиционный климат

Имеет смысл более детально рассмотреть некоторые факторы, формирующие инвестиционный климат и имеющие первостепенное значение для иностранных инвесторов при принятии решения об осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Государственное управление и экономическая политика

Государство выступает основным регулятором экономических и социальных процессов, поэтому от его политики во многом зависит состояние страны, а значит и инвестиционный климат.

Инвестиционная политика государства- это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны.

Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономики в целом инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменение его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализации задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации в стране определяют ее задачи: выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики; поддержка развития малого и среднего бизнеса; обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства; стимулирование развития экспортного производства; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; реализация программы жилищного строительства в стране и др.

Механизм реализации инвестиционной политики государства должен включать в себя: выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно- правовой базы для функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства. Именно государственная инвестиционная политика устанавливает правила игры в области инвестиций и создает благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;

- защиты интересов инвесторов;

-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами;

- принятия антимонопольных мер;

- развития финансового лизинга;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

- научно-технической и кредитно-финансовой политики и т.д.

Региональная инвестиционная политика – система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений наиболее эффективного и рационального использования в интересах жителей региона и инвесторов. Ее целью является подъем экономики, повышение ее эффективности и обеспечение самофинансирования развития региона. Задачами являются:

- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

- определение приоритетных направлений инвестирования;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей;

-обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический;

- создание условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имидж.

Законодательство и судебная защита

Основополагающим фактором является разработка законодательных основ инвестиционного климата, важным направлением которой является формирование договорно-правовой и организационной базы политики привлечения иностранного капитала. Создание соответствующей юридической базы, регламентирующей порядок использования иностранного предпринимательского капитала и деятельности зарубежных компаний на территории страны. Принятие законов и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения объектов с участием иностранного капитала, передачи технологии, трудовых отношений, валютного и таможенного режима, кредитно-финансового обеспечения и т.д.

В законодательстве существует два способа регулирования внешнеэкономических связей: международно-правовой и национально-правовой. Международно-правовое регулирование складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с осуществлением внешнеэкономических связей. Этот способ регулирования может происходить как на многосторонних, так и на двусторонних основах. Долгосрочные соглашения об экономическом сотрудничестве, включая торговые соглашения, в значительной степени повышают степень доверия к стране.

Национально-правовое регулирование основано на использовании норм и институтов традиционных отраслей национальной системы права. Основу национального законодательства об инвестициях всех государств составляют положения-условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране. Цель этих гарантий – обеспечение взаимных интересов реципиента и донора.

Для инвестора имеет значение стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Оценивается эффективность судебной защиты в случае нарушения норм права, независимость судебной власти, исполнение решений третейских судов, а также решений международных судов.

Налоги

В области правового регулирования прямых иностранных инвестиций немаловажную роль играют налоговая политика и принципы налогообложения. Как показывает мировой опыт, введение специальных льгот не является достаточно эффективным способом активизации иностранного инвестирования, поскольку эти стимулы создают неравенство в налогообложении, что может привести к нерациональному распределению капитала между отраслями экономики. Общая характеристика системы налогообложения играет более важную роль в решениях потенциальных инвесторов, чем специально введенные для них стимулы. Оценивается также деятельность налоговых и таможенных органов. Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки инвесторами.
Значение в деле привлечения инвестиций имеет, в частности, соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, поскольку их заключение позволяет потенциальным инвесторам уменьшить сомнения и неуверенность при вложении капитала в стране.

Состояние государственного долга

Фактором нестабильности, связанным с возможной финансовой несостоятельностью государства, является государственный долг, в первую очередь внешний. Сопоставляют объем государственного долга с источниками обеспечения, анализируют временную структуру платежей по обслуживанию государственного долга. Состояние государственного долга предопределяет кредитный рейтинг страны и величину процентных ставок, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях. Если Правительство не будет придерживаться общепринятых методов цивилизованного решения проблемы государственных обязательств, потенциальные инвесторы получат сигнал о неготовности государства соблюдать права собственности и контрактные обязательства, а это увеличит риск для капитала, вкладываемого в экономику, и сократит число желающих это делать.

Соблюдение обязательств по контрактам

Оценивается культура контрактов, соблюдение обязательств, наличие механизма принуждения к исполнению контрактных обязательств (enforcement). Деловая этика, обычаи делового оборота, являются неотъемлемыми элементами рыночных отношений. Репутация компании и ее менеджмента, определяющая степень доверия контрагентов, складывается в течение длительного периода. Так как ни в контрактах, ни в законодательстве в принципе невозможно предусмотреть все конфликтные ситуации, то доверие, базирующееся на оценке предыдущих действиях контрагента, является непременной составляющей при принятии решения о заключении контракта.

Банковская система. Институты финансового рынка

Известно, что в создании нормального инвестиционного климата важную роль играет банковская система принимающей страны. В рыночной экономике финансовые организации, включая банковские учреждения, осуществляют следующие функции: расчетные операции и облегчение деловых операций, мобилизация капитала, снижение риска (хеджирование и страхование), мониторинг управления фирмы (корпоративное управление и контроль), финансирование фирм (кредит). Последние три функции имеют непосредственное отношение к предприятиям с иностранными инвестициями. Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска.

Валютная и торговая политика

Валютное и таможенное регулирование оказывает заметное влияние на развитие внешнеэкономических связей: оно определяет удобство и эффективность их осуществления. Оцениваются механизмы поступления инвестиций, механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны; аспекты таможенного регулирования.

1.3. Инвестиционный климат более широкое и емкое понятие, чем инвестиционная привлекательность.

По мнению В.В. Кирюхина существуют инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска; они формируют инвестиционную привлекательность региона. Инвестиционная привлекательность региона определяет инвестиционную активность. Инвестиционный климат определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью (рисунок 1.)

Рисунок 1. Связь понятий инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность и инвестиционный климат1.

Относительно данного подхода можно сделать следующие замечания. Согласно приведенным определениям, инвестиционный климат – это совокупность условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения, т.е. инвестиционная активность - результативный признак не только для инвестиционной привлекательности, но и для инвестиционного климата. Таким образом, являясь результатом (следствием), инвестиционная активность никак не может быть составной частью инвестиционного климата.

Более того, на практике оценить инвестиционный климат как совокупность инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности затруднительно, т.к. инвестиционная активность – следствие инвестиционной привлекательности. Очевидно, что включение в модель линейно взаимозависимых факторов приводит к возникновению явления мультиколлинеарности (тесной корреляционной взаимосвязи между отбираемыми для анализа факторами, совместно воздействующими на общий результат), которое отрицательно сказывается на качестве модели. Корректность коэффициента E, который является отношением двух взаимозависимых переменных, также вызывает сомнения.

1.4. Инвестиционная привлекательность – один из результирующих показателей оценки инвестиционного климата.

Инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск региона, можно говорить о его инвестиционной привлекательности.

Проанализировав существующие подходы к соотношению понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, можно сделать вывод о том, что не совсем корректно отождествлять их. Для разъяснений обратимся к такой дисциплине, как физическая география, рассмотрим понятия погода и климат. Под климатом принято понимать усреднённое значение погоды за длительный промежуток времени (порядка нескольких десятилетий). Таким образом, погода — это мгновенное состояние некоторых характеристик, а климат - статистический ансамбль состояний.

По аналогии, инвестиционный климат региона – интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более 5 лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения. При этом инвестиционная привлекательность региона – это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором.

Можно условно сказать, что инвестиционная привлекательность – это скорее субъективное понятие, т.к. она сильно зависит от типа инвестора и его целей, а инвестиционный климат – скорее объективное, поскольку отражает тенденции, влияющие на всех участников инвестиционного процесса.

Различают следующие виды инвестиционного климата:

1. инвестиционный климат в масштабах группы стран (транснациональный);

2. инвестиционный климат отдельного государства (национальный);

3. инвестиционный климат региона (в рамках отдельного региона: штата, субъекта или другой внутригосударственной территориальной единицы);

4. инвестиционный климат муниципального образования;

5. инвестиционный климат отрасли.

Таким образом, можно выделить:

* инвестиционный климат территории;

* инвестиционный климат отрасли (рисунок 2.)

Рисунок 2. Виды инвестиционного климата.

Необходимо также отметить, что применение термина «инвестиционный климат» возможно лишь для сферы предполагаемых вложений, но не для конкретного объекта инвестирования. Такое понятие, как «инвестиционный климат компании (предприятия)», не употребляется. Это еще один аргумент в пользу того, что инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность не являются тождественными понятиями.

Между тем инвестиционная привлекательность является характеристикой, которая может применяться и к региону (отрасли), и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Дело в том, что привлекательность отражает то, насколько данный инвестиционный объект соответствует конкретным целям определенного инвестора.

В настоящее время существует неопределенность относительно дефиниций и связи таких понятий, как «подход», «метод» и «методика», поэтому рассмотрение вопроса оценки инвестиционного климата логично начать именно с этого важного теоретического момента.

Понятие «метод» имеет общенаучное, философское толкование, корни которого уходят в глубину веков. Обобщив все существующие определения, можно сказать, что метод (греч. methodos – «способ») – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, который предполагает «известную последовательность действий на основе четкого плана» .

Наряду с методом оценки, можно выделить и подход к оценке. Термин «подход» отличается относительной молодостью. В отличие от метода, который является тактическим инструментом, определяющим конкретные шаги, подход можно рассматривать, как стратегию исследования. Действительно, принятие за основу того или иного подхода должно предварять применение методов и в значительной степени предопределять их выбор.

Описанный выше алгоритм разграничения подхода и метода применяется, например, в дисциплине «Оценка бизнеса», где существует ряд подходов (доходный, сравнительный и затратный), а также методы в рамках указанных подходов .

Согласно общему пониманию, методика – это система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы. Таким образом, методика, в отличие от метода, не просто последовательность действий, а целостная система, которая строится по определенным принципам и может включать несколько методов. При этом методика принципиально отличается от подхода своей ярко выраженной практической направленностью и тактическим характером.

В целом оценка инвестиционной привлекательности региона - это процесс определения субъективного восприятия инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона потенциальным инвестором, в ходе которого показатели объекта оценки соотносятся и выбранной базой сравнения.

Оценка инвестиционного климата региона – это процесс определения тенденций, влияющих или способных повлиять на эффективность инвестиционной деятельности в регионе, а значит и на желание потенциального инвестора осуществить вложения. Данный процесс осуществляется на основании изучения динамики инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более 5 лет).

Итогом оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата должен являться понятный, однозначный, выраженный символьно и (или) графически результат.

Традиционно при оценке инвестиционного климата региона выделяют такие подходы, как узкий, факторный и рисковый, и такие методы, как экономико-математические, методы факторного анализа и методы экспертных оценок.

Можно предложить дополнить существующий состав подходов к оценке инвестиционного климата региона временным подходом. Данный подход можно также назвать расширенным рисковым, т.к. он тоже оперирует понятиями инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, однако, в отличие от рискового подхода, четко разграничивает инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат. Согласно временному подходу инвестиционный климат рассматривается как инвестиционная привлекательность в динамическом аспекте. Таким образом, инвестиционный потенциал и инвестиционный риск используются лишь для оценки инвестиционной привлекательности, а выводы об инвестиционном климате региона делаются на основании данных о его инвестиционной привлекательности за длительный промежуток времени (более 5 лет).

Если рассматривать инвестиционный климат как инвестиционную привлекательность в динамическом аспекте (временной подход), то можно выделить несколько этапов оценки инвестиционного климата региона. Рассмотрим эти этапы на условном примере.

Этап 1. Определение целей оценки инвестиционного климата региона и формы планируемых инвестиций.

На инвестиционный климат региона влияет множество факторов. Состав факторов индивидуален для каждого конкретного случая, в частности зависит от форм инвестиций.

Кроме того, перед проведением основных процедур оценки инвестиционного климата региона необходимо определиться с целями. От целей оценки будет зависеть и набор показателей, и веса, которые будут присвоены тому или иному показателю или частному индикатору.

Можно выделить следующие цели оценки инвестиционного климата региона:

  • внешние - принятие инвестиционного решения (по формам инвестиций это может быть, например, решение об осуществлении частных, государственных, иностранных или совместных инвестиций, среднесрочных или долгосрочных инвестиций и т.д.);
  • внутренние - определение текущей ситуации для последующего управления инвестиционной привлекательностью и инвестиционным климатом региона; разработка и совершенствование региональной инвестиционной стратегии.

Этап 2. Оценка инвестиционной привлекательности региона.

Этап 2.1. Определение состава индикаторов и формирующих их показателей.

Теоретически число показателей инвестиционной привлекательности региона, которые можно было бы включить в расчет частных и, соответственно, интегральных индикаторов, является бесконечно большой величиной. Однако применение ряда положений теории систем, а именно принципов необходимого разнообразия элементов системы, минимальной достаточности и целевой ориентации этих элементов, позволяет ограничить число показателей. В данном случае каждый частный индикатор должны характеризовать не более четырех показателей.

Проведем отбор показателей, ориентируясь на два основных фактора: насколько тот или иной показатель характеризует частный индикатор и имеется ли статистическая информация по данному показателю. При проведении отбора используем метод экспертной оценки, хотя в данном случае можно использовать и другие методы, например, метод корреляционного анализа.

Этап 2.2. Определение веса (значимости) каждого частного индикатора и показателя.

Этап 2.3. Сбор необходимой информации.

Расчеты составляющих индикатора при оценке инвестиционной привлекательности региона базируются на следующих источниках информации:

  • статистических данных;
  • данных научных исследований;
  • результатах экспертных опросов.

На данном этапе ключевым является вопрос о степени надежности информации.

Несмотря на отдельные погрешности, статистические данные все же наиболее объективны. Надежность экспертных данных зависит от состава экспертов, их квалификации и опыта. Информация, получаемая из публикаций в научных изданиях, представляет собой те же экспертные оценки, но, поскольку они сделаны меньшим числом авторов, степень их погрешности может быть выше.

Этап 2.4. Проведение расчетов.

Общий потенциал региона складывается из частных потенциалов, которые, в свою очередь, вычисляются на основе характеризующих их показателей. Каждый частный потенциал и риск имеет свой вес, отражающий его значимость при определении интегрального индикатора.

Для того чтобы определить численное значение каждого показателя, используется формула:

, (1)

где p – вычисляемый показатель, pc – значение показателя в оцениваемом регионе, pmax – максимальное значение среди всех регионов.

После получения процентного выражения каждого показателя сложим их и разделим на количество самих показателей в данном частном потенциале (риске), а затем возьмём долю, равную весу этого потенциала или риска:

, (2)

где I – вычисляемый потенциал (риск), n – число показателей в потенциале (риске), pi,j – j-ый показатель i-ого потенциала (риска), di – вес i-того потенциала (риска) в процентах.

Формула (2) может использоваться только при существовании допущения о равнозначности показателей при вычислении частного индикатора.

Следующим шагом является вычисление двух интегральных индикаторов: итогового потенциала и итогового риска региона. Для этого необходимо сравнить характеристики оцениваемого региона с характеристиками «идеального» региона (аналог «идеального газа» в физике). Для этого составим лепестковую диаграмму (рисунок 3), отложив на осях данные по инвестиционному потенциалу (риску) конкретного региона и «идеального».

Рисунок 3. Лепестковая диаграмма

Получим две фигуры, одна из которых характеризует оцениваемый регион, а другая – идеальный. Итоговый потенциал (риск) вычисляется путем соотнесения площадей данных фигур по формуле (3). В знаменателе формулы учитываются только веса, т.к. все частные потенциалы и риски для идеального региона равны единице.

, (3)

где P – итоговый потенциал (риск), a, b – каждая соседняя пара потенциалов (рисков), da, db – веса каждой соседней пары потенциалов (рисков), m – число составляющих потенциалов (рисков).

Этап 2.5. Определение итоговой величины инвестиционной привлекательности региона.

Итоговое значение инвестиционной привлекательности региона представляется в форме (r,), где r – инвестиционный потенциал региона в определенном году, а – инвестиционный риск региона в определенном году, выраженные в процентах или долях единицы.

Этап 3. Построение рядов динамики.

Для оценки инвестиционного климата региона необходимо иметь пять или более пар показателей инвестиционный потенциал - инвестиционный риск. После пятикратного определения инвестиционной привлекательности (например, за 2006-2010 годы) можно приступить к формированию ряда динамики.

Ряд динамики – это ряд значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке и характеризующих развитие явления во времени .

Для оценки инвестиционного климата региона, необходимо построить два ряда динамики, в одном из которых уровнями динамического ряда (y) будут являться значения инвестиционного потенциала региона, в другом же – инвестиционного риска. Для этого на оси абсцисс откладываются моменты времени t, на оси ординат – значения уровней ряда y.

Этап 4. Использование статистических методов анализа динамического ряда.

На данном этапе можно использовать критерий Фостера – Стюарта, позволяющий определить, есть ли в данном ряду тенденция среднего уровня (значения ряда колеблются вокруг некого тренда, являющегося функцией времени) и тенденция дисперсии (закономерным образом изменяются отклонения значений ряда от вычисленных по уравнению тренда). Кроме того, предлагается провести аналитическое сглаживание (выравнивание) динамических рядов, т.е. нахождение определённой модели (уравнения тренда), которая математически описывает тенденцию развития явления во времени.

После получения адекватной модели тренда можно прогнозировать значения уровней ряда для моментов времени путём подстановки нужного значения времени в полученную функцию.

Этап 5. Формулировка выводов по результатам исследования.

По итогам оценки можно сделать вывод о сложившемся в регионе инвестиционном климате, осуществить прогноз инвестиционного климата, а также сформулировать рекомендации по управлению инвестиционной привлекательностью региона.


2. Инвестиционный климат в Ленинградской области

Одним из главных преимуществ географического положения Ленинградской области, с точки зрения привлекательности инвестиционного климата, является ее непосредственная близость к одному из крупнейших мировых рынков - европейскому. Благодаря общим границам с двумя государствами членами Европейского Союза: Финляндией и Эстонией, Ленинградская область имеет прямое сообщение со странами Северной и Восточной Европы. Благодаря выходу в Балтийское море, этот субъект РФ имеет практически неограниченные возможности сообщения со всеми остальными государствами Европы и более отдаленными регионами мира.

На долю Ленинградской области приходится более 3% от общероссийского показателя внешнеэкономической активности. Последние несколько лет Ленинградская область ежегодно демонстрирует увеличение.

2.1. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Ленинградской области.

Инвесторам, реализующим проекты на территории Ленинградской области, создаются необходимые условия для успешного ведения бизнеса. Принятый в 1997 году областной закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции областного закона от 26 декабря 2008 года N 151-оз) (с изменениями на 29 декабря 2012 года) по праву считается одним из наиболее прозрачных и понятных для иностранного и российского инвестора. В рамках реализации областного закона между Ленинградской областью и инвесторами заключено более 160 договоров.

Практика применения положений указанного областного закона показывает, что экономическая выгода режима наибольшего благоприятствования очевидна как для инвесторов, так и для Ленинградской области. В Ленинградскую область пришли такие стратегически важные иностранные инвесторы, как "Филип Моррис", "Катерпиллар", "Форд Мотор Компани" и многие другие. В большинстве случаев, например, с "Нокиан Тайерс", "Мется Ботниа АБ", "Рока Санитарио С.А.", принятие решения о размещении на территории Ленинградской области тесно увязывалось с подписанием инвестиционного договора.

Государственная поддержка хозяйствующим субъектам может осуществляться также в форме предоставления государственных гарантий Ленинградской области.

В настоящее время в Ленинградской области действуют инвестиционные нормативные правовые акты, стимулирующие инвестиционную активность и предоставляющие дополнительные преференции инвесторам:

- областной закон от 22 июля 1997 года N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (с изменениями);

- областной закон от 25 ноября 2003 года N 98-оз "О налоге на имущество организаций" (с изменениями);

- областной закон от 16 июня 2005 года N 46-оз "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области";

- Порядок предоставления государственных гарантий Ленинградской области, утвержденный областным законом от 23 декабря 2010 года N 84-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";

- постановление Правительства Ленинградской области от 30 марта 1998 года N 11 "Об утверждении Методики расчета срока окупаемости и периода фактической окупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения в Ленинградской области";

- постановление Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 256 "Об аккредитации юридических лиц, осуществляющих консалтинговую деятельность в Ленинградской области";

- постановление Правительства Ленинградской области от 30 июня 2006 года N 209 "Об утверждении Положения по оценке эффективности и проведению мониторинга реализуемых и принимаемых к реализации инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета Ленинградской области";

- постановление Правительства Ленинградской области от 10 июня 2009 года N 169 "Об утверждении примерной формы договора о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2004 года N 318 "Об утверждении структуры, штатного расписания и Положения о комитете экономического развития Ленинградской области";

- постановление Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2009 года N 413 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты на территории Ленинградской области, в отношении которых установлен режим наибольшего благоприятствования";

- постановление Правительства Ленинградской области от 2 августа 2010 года N 201 "Об утверждении Порядка работы с договорами о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области";

- распоряжение Правительства Ленинградской области от 15 июля 2009 года N 289-р "О перечне документов для получения государственных гарантий Ленинградской области и порядке их представления".

Закон Ленинградской области от 22 июля 1997 г. № 24-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области», определяющий формы и условия государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области, не содержит ни понятия приоритетных проектов, ни критериев отбора таких проектов. Закон не содержит какой-либо нормы, предоставляющей преимущества тем или иным инвесторам.

Государственная поддержка инвесторам предоставляется без конкурса. Меры государственной поддержки распространяются в отношении всех юридических лиц, состоящих на налоговом учёте в Ленинградской области, осуществляющих инвестирование в создание новых или расширение существующих производственных мощностей и предоставивших комплект документов, исчерпывающий перечень которых приведен в самом законе. По сути дела, процедура получения государственной поддержки носит заявительный характер.

Отдельно следует выделить инвестиционные проекты по созданию и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007г. N 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» определён порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Ведение перечня приоритетных инвестиционных проектов, в том числе принятия решения о включении в него инвестиционных проектов по созданию и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании комплекта документов, представленных инвестором, и находится вне компетенции исполнительных органов государственной власти Ленинградской области.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июня 2011 г. № 181 принята «Программа улучшения инвестиционного климата в Ленинградской области на 2011 – 2014 г.г.».

Программа нацелена на улучшение инвестиционного климата в Ленинградской области, обеспечивающее опережающее создание новых рабочих мест, с производительностью труда соответствующей производительности, сложившейся в развитых экономиках мира, рост производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.

 В рамках Программы решаются задачи по:

• Формированию механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций;

• Снижению административных барьеров;

• Формирование механизмов стимулирования спроса;

• Формированию благоприятных налоговых условий реализации инвестиций;

• Формированию и развитие кластеров в соответствии с конкурентными    преимуществами Ленинградской области;

• Формированию механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;

• Формированию благоприятных условий для трансферта и внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством;

• Формированию благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.

 21 сентября 2012 года подписано трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между Правительством Ленинградской области, автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ленинградской области», в лице губернатора Ленинградской области Дрозденко А.Ю., генеральным директором АНО «Агентство стратегических инициатив»  Никитиным А.С и  председателем Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» Пуляевским Д.В., а также была подписана дорожная карта внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области.

В структуре инвестиций преобладают инвестиции российских компаний. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций занимают инвестиции в развитие промышленного производства и транспорта. Ленинградская область привлекательна не только для российских, но и для иностранных инвесторов. За  2012 год в экономику области поступило иностранных инвестиций в сумме 1405,4 млн долларов США, из них 1079,3 млн. долл. США (76,8%)  - прямые иностранные инвестиции.

Таким образом, действующее инвестиционное законодательство Ленинградской области и процедура предоставления государственной поддержки инвесторам не препятствует развитию конкуренции в Ленинградской области.

2.2. Динамика иностранных инвестиций и объем инвестиций в основной капитал

Инвесторам, реализующим проекты на территории Ленинградской области, создаются все необходимые условия для успешного ведения бизнеса. Принятый в 1997 году областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области» (в редакции областного закона от 26 декабря 2008 года № 151-ОЗ, (с изменениями на 29 декабря 2012 года))  по праву считается одним из наиболее прозрачных и понятных для иностранного и российского инвестора. В нем определен  комплекс мер государственной поддержки и защиты инвесторов,  осуществляющих на территории Ленинградской области инвестирование в развитие обрабатывающих производств, сельского хозяйства и рыболовства, добычи полезных ископаемых, деятельности гостиниц, строительства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, транспорта и связи. С момента принятия этого закона между Ленинградской областью и инвесторами заключено более 160 договоров.

 Режим наибольшего благоприятствования предоставляется инвесторам на весь срок окупаемости инвестиций и на двухлетний период после окупаемости инвестиционного проекта, предусматривая  для инвесторов следующие налоговые льготы:  в отношении  прибыли организаций -  13,5 % (на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат), предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта; обнуление ставки налога на имущество.

 Кроме того, от уплаты налога  на имущество и уменьшение налога на прибыль до 13,5% освобождаются инвесторы, осуществляющие свою деятельность на территории технопарков, а также действующие в Лодейнопольском и Подпорожском районах. Так ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, будет составлять 13,5 процента для налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах на территории Лодейнопольского муниципального района и (или) Подпорожского муниципального района, имеющих среднесписочную численность работников на территории одного из указанных муниципальных районов не менее 10 человек и получающих не менее 70 процентов выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) на территории одного из указанных муниципальных районов.

Вместе с тем в декабре 2012 года с целью снижения административных  барьеров, а также в целях упрощения процедуры получения инвесторами режима наибольшего благоприятствования при реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области был принят закон Ленинградской области от 29.12.2012 г. № 113-оз «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области», направленный на стимулирование организаций к осуществлению инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области, привлечение инвестиций в экономику Ленинградской области и поддержку организаций, реализующих (реализовавших) инвестиционные проекты на территории Ленинградской области.

Практика применения положений областных законов показывает, что экономическая выгода режима наибольшего благоприятствования очевидна  как для инвесторов, так и для области. Ведь именно благодаря областному законодательству в Ленинградскую область пришли такие стратегически важные иностранные инвесторы, как «Катерпиллар», «Форд Мотор Компани» и многие другие. В большинстве случаях, как, например, с «Нокиан Тайерс», «Мется Ботниа АБ», «Рока Санитарио С.А.», принятие решения о размещении на территории Ленинградской области тесно увязывалось с подписанием договора о предоставлении режима наибольшего благоприятствования.

 В области успешно реализуются крупнейшие не только по российским, но и по европейским масштабам инвестиционные проекты.  Всемирно известной компанией «Форд» построен завод по производству автомобилей с объемом инвестиций 150 млн. долларов США. Если на первом этапе реализации инвестиционного проекта (2002 г.) проектная мощность завода составляла 25 тысяч автомобилей  в год, то уже к окончанию 2009 года мощности завода были увеличены до 125 тысяч автомобилей в год. На предприятии производятся автомобили Ford Focus 2,  в 2010 году Ford Mondeo, что повлияло на повышение покупательского спроса, а   начиная  с июня 2011 года налажено производство Ford Focus 3.

Наращивает производственные мощности и компания «Нокиан Тайерс», построившая в 2005 году во Всеволожском районе области завод по производству автомобильных шин с проектной мощностью 1 млн. шин в год. Уже к окончанию 2009 г. Всеволожский завод обладал мощностями для производства 4 млн. шин в год, а к 2010 г. мощность завода достигла 8 млн. шин в год, в 2011 году  - до 10 млн. шин в год.  Запланированный объем инвестиций в проект составили  около 400 млн. евро. В апреле 2011 года  руководством Nokian принято решение о начале   строительства в 2012 -2014 годах  нового завода, рядом с действующим заводом, мощностью 6 млн. шин в год,  при объеме инвестиции 240 млн. евро. После завершения строительства нового завода  и расширения действующего,  мощности возрастут до 17 млн. шин в год.

   Увеличивает мощности также и компания «Крафт Фудс», входящая в состав «Крафт Фудс Интернешенел  Групп» - крупнейшего в мире производителя упакованных пищевых продуктов.  Успешная реализация проекта по расфасовке кофе с объемом инвестиций порядка 20 млн. долларов США.  Быстрорастущий рынок сбыта продукции компании, и в первую очередь – растворимого сублимированного кофе, обусловили принятие руководством компании решения о строительстве в Ленинградской области фабрики   по производству сублимированного кофе и кофейных смесей. К настоящему времени такая фабрика  с объемом инвестиций около 100 млн. долларов США  построена и введена в эксплуатацию,  мощность которой   возросла до 10 тыс. тонн в год. В 2011 году концерн Kraft Foods Inc  принял решение инвестировать более 100 млн. долл. США в  расширение  мощностей фабрики  по выпуску растворимого сублимированного кофе  до 25 тыс. тонн в год.

 Компанией «Интернешнл Пейпер» – мировым лидером по производству бумаги и продукции лесопереработки, уже сейчас вложившей в модернизацию Светогорского целлюлозно - бумажного комбината более 150 млн. долларов США, построен завод химико – термической массы, используемой для производства картона и бумаги улучшенного качества.  Объем инвестиций в реализацию такого проекта составил 190 млн. долларов США,  проектная мощность  завода – 200 тыс. тонн массы в год. В настоящее время производится реконструкция и модернизация бумагоделательных машин и содорегенерационной котельной.

 В Ленинградской области особое внимание уделяется привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс. Так, в Бокситогорском районе области крупнейшей австрийской деревообрабатывающей компанией Майер-Мелнхоф Хольц реализован проект по созданию лесопильного производства с объемом инвестиций свыше 110 млн долларов США (в перспективе планируется производство клееного бруса и биотоплива). В Подпорожском районе  компанией  Мется  Ботниа, входящей в состав крупного финского концерна «УПМ-Кюмменне», построен  мощный завод по комплексной обработке древесины. Объем инвестиций в реализацию проекта составил 70 млн долл. США.

 В последние годы Ленинградская область активно расширяет инвестиционные контакты с зарубежными странами. С целью дальнейшего продвижения имиджа Ленинградской области на российский и международный инвестиционный рынок, как одного из российских регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, область регулярно принимает участие в различных выставках и ярмарках. 

2.3. Показатели оценки инвестиционной безопасности Ленинградской области и стратегия развития инвестиционной политики региона

Ленинградская область имеет достаточно высокие научно-технические возможности, располагает высококвалифицированными научными и инженерными кадрами, имеет значительные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка.

Общая численность работников научных организаций Ленинградской области составляет около 100 тыс. человек, в том числе выполняющих научные исследования и разработки – около 6,5 тыс. человек, из них – 116 докторов наук и более 500 кандидатов наук. Основными направлениями работы научных организаций являются: ядерная энергетика и энергосбережение, ядерная физика, прикладная химия, биология и медицина, сельское хозяйство, приборостроение, в том числе лазерное и радиолокационное, рыбоводство, природоохранная деятельность, проектирование территорий, промышленных, жилых объектов и инженерной инфраструктуры.

На территории Ленинградской области расположено около 30 государственных академических и отраслевых институтов, научных центров и высших учебных заведений.

На сегодняшний день в Ленинградской области функционируют:

- около 30 крупных и средних научных организаций, в большинстве своем государственные академические и отраслевые научно-исследовательские институты;

- 2 высших учебных заведения, находящиеся в ведении Ленинградской области, и около 30 филиалов высших учебных заведений Санкт-Петербурга, расположенных на территории Ленинградской области;

- более 80 инновационно-активных предприятий производственной и научно-технической сферы.

Из научных организаций наиболее крупными являются:

- ФГУП «Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова» (ФГУП НИТИ);

- ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики имени Б.П.Константинова» (ФГБУ «ПИЯФ»);

- ОАО «Научно – исследовательский институт оптико-электронного приборостроения» (ОАО «НИИОЭП»);

- ФГУП «Научно-исследовательский институт «Поиск» (ФГУП «НИИ «Поиск»);

- ГНУ Ленинградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства «Белогорка» Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ЛНИИСХ Россельхозакадемии);

- ФГУП «Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» Федерального медико-биологичского агентства (ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России);

- ФГУП «Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства» (ФГУП «ФСГЦР»).

Основные направления деятельности научных организаций:

- разработка новых технологий в сфере энерго- и ресурсосбережения;

- разработка биотехнологий и новых технологий в агропромышленном комплексе;

- экология и рациональное природопользование с учетом социально-экономического развития Ленинградской области;

- разработка новых технологий в медицине и медицинское приборостроение;

- разработка новых информационных и телекоммуникационных технологий;

- разработка новых технологий для модернизации отраслей промышленности;

- разработка прецизионных и нанометрических технологий;

-- разработка ядерных технологий (за исключением технологий в области ядерной энергетики, расщепляющихся материалов) и их применение в различных отраслях экономики.

Большинство проводимых исследований имеет всероссийское значение и направлено на разработку и совершенствование критических технологий федерального уровня (фундаментальные исследования, производственные технологии, энергетика, рациональное природопользование). Вместе с тем, значительный объём исследований имеет местное прикладное значение, результаты исследований уже используются или могут быть использованы для решения задач в различных отраслях экономики Ленинградской области.

Ежегодно осуществляется финансирование из областного бюджета Ленинградской области выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд Ленинградской области.

Научно-исследовательские организации, расположенные на территории региона, принимают активное участие в выполнении научных исследований и конструкторских разработок в рамках федеральных и долгосрочных целевых программ.

Таблица 1.

«Динамика затрат на исследования и разработки (млн. рублей) Ленинградской области»

2009

2010

2011

Объем затрат на научные исследования и разработки

3578

4097

4986

Рисунок 4. Динамика затрат на исследования и разработки (млн. рублей) Ленинградской области

Особое значение в формировании научно-технического и инновационного потенциала играют высшие учебные заведения Ленинградской области, в которых обучаются более 25 тыс. студентов:

1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина» - обучается около 16 тысяч студентов, аспирантов и докторантов. Подготовка студентов проводится по 42 специальностям высшего профессионального образования, 36 направлениям подготовки бакалавров, 33 направлениям подготовки магистров и 23 программам подготовки специалистов среднего профессионального образования по государственным образовательным стандартам второго поколения;

2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», г. Гатчина – обучается около 4 тысяч студентов по 12 специальностям высшего профессионального образования, 12 направлениям подготовки бакалавров, 2 направлениям подготовки магистров, 7 специальностям среднего профессионального образования и 12 специальностям начального профессионального образования на 4 факультетах высшего профессионального образования и 4 факультетах среднего и начального профессионального образования.

Инновационный путь развития, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Несмотря на известные трудности реформирования отечественной науки, научные организации Ленинградской области сохранили высокопрофессиональные научные кадры.

С целью развития фундаментальных и прикладных научных исследований, сохранения научного потенциала, а также поддержки ведущих и молодых ученых региона учреждены:

- 40 именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области;

- научная премия Губернатора Ленинградской области и Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук за заслуги в развитии науки и техники в Ленинградской области по номинациям «За достижения в области высоких технологий», «За достижения в области фундаментальных исследований»;

- премия Губернатора Ленинградской области и Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук для молодых ученых за лучшую научно-исследовательскую работу по трем степеням;

- премия «Изобретатель Ленинградской области»

- научная премия имени А.М.Финкельштейна «За достижения в области прикладной астрономии».

Присуждение именных научных стипендий и премий направлено на активизацию наиболее актуальных перспективных научных исследований, поднятие престижа научной деятельности и привлечение молодежи.

В настоящее время на базе крупных научных организаций региона формируются центры по поддержке инновационной деятельности. В этих центрах предприятиям малого и среднего бизнеса оказываются услуги по научно-технической экспертизе, правовой защите инновационных разработок и по внедрению инновационных разработок в предпринимательский сектор экономики.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.03.2006 г. №75 «Об организации проведения ежегодного конкурса на соискание звания «Лучшее инновационное предприятие Ленинградской области» учрежден ежегодный конкурс, который проводится по двум номинациям «Лучшее инновационное предприятие Ленинградской области», «Лучшее малое инновационное предприятие Ленинградской области».

Начиная с 2010 года, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 13.11.2010 г. № 293 «Об организации конкурса «Разработка значимого инновационного проекта и его реализация в промышленном секторе экономики Ленинградской области» ежегодно проводится конкурс «Разработка значимого инновационного проекта и его реализация в промышленном секторе экономики Ленинградской области».

Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 г. №98-оз «О налоге на имущество организаций» освобождены от уплаты налога на имущество научные организации, имеющие государственный заказ на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющие государственный статус.

В целях эффективного использования научно-технического потенциала, повышения конкурентоспособности продукции, постановлением Правительством Ленинградской области от 16.09.2009 г. №345 (с изменением от 01.11.2011 г. № 358) утверждена долгосрочная целевая программа «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы».

Основными задачами программы являются – создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона. Координатором программы является комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.

Сохранение и развитие интеллектуального потенциала научно-исследовательских и проектных организаций, возрастающая инновационная активность малого бизнеса, интенсивный рост промышленного производства, последовательная инвестиционная политика Правительства Ленинградской области создают условия для формирования устойчивой региональной инновационной системы и повышения конкурентоспособности региональной инновационной продукции.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.04.2011г. № 111 «Об оказании поддержки на конкурсной основе субъектам инновационной деятельности в получении патентов, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей» определен порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на компенсацию части затрат, связанных с получением патентов и заключением лицензионных договоров.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2011г. № 168 «Об оказании государственной поддержки субъектам инновационной деятельности Ленинградской области» определены правила предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат, связанных с увеличением объема отгруженных инновационных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

Результатом проводимой экономической политики и привлечения инвесторов, обладающих передовыми технологиями, является увеличение объема выпуска инновационной продукции

Таблица 2

«Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), (млн. рублей)»

2009

2010

2011

Объем отгруженной иннов. продукции (работ, услуг)

5594

9960

16000

Ленинградская область в 2011 году одержала победу в открытом конкурсе по отбору проектов создания нанотехнологических центров, проводимых ОАО «Роснано».

В целях реализации проекта создания Северо-Западного нанотехнологического центра (СЗНЦ) на территории города Гатчина будет построен технопарк с особым статусом, обеспечивающим проекту льготные условия ведения хозяйственной деятельности для размещения стартап компаний.

Создание Северо-Западного нанотехнологического центра на территории Ленинградской области придаст новый импульс развитию деятельности по коммерциализации нанотехнологий и разработок региона, и оказания инфраструктурной поддержки их трансфера в промышленность и на рынок.

Таким образом, в Ленинградской области созданы предпосылки для развития инновационной деятельности и привлечения предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в наукоемкие отрасли экономики региона.

Инвесторам, реализующим проекты на территории Ленинградской области, создаются все необходимые условия для успешного ведения бизнеса. Принятый в 1997 году областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области» по праву считается одним из наиболее прозрачных и понятных для иностранного и российского инвестора. В нем определен комплекс мер государственной поддержки и защиты инвесторов, осуществляющих на территории Ленинградской области инвестирование в развитие обрабатывающих производств, сельского хозяйства и рыболовства, добычи полезных ископаемых, деятельности гостиниц, строительства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, транспорта и связи. Показателем качества работы областного Правительства с инвесторами является, прежде всего, готовность присутствующих на территории Ленинградской области инвесторов и дальше развивать свои предприятия. Так, например, компания «Нокиан Тайерс» открывает второй завод по производству шин рядом со своим первым заводом во Всеволожске. 50% продукции уже экспортируется в страны дальнего зарубежья – по сути, мы стали для компании основной производственной площадкой: в Ленинградской области выпускается больше продукции, чем на заводе в Финляндии.

На территории Ленобласти также введен режим наибольшего благоприятствования, включающий существенные налоговые льготы в отношении имущества и прибыли, он предоставляется инвесторам на весь срок окупаемости инвестиций и на двухлетний период после окупаемости инвестиционного проекта. Практика применения положений областного закона о господдержке инвесторов показывает, что экономическая выгода режима наибольшего благоприятствования очевидна как для инвесторов, так и для области. Ведь именно благодаря областному законодательству в Ленинградскую область пришли такие стратегически важные иностранные инвесторы, как «Филип Моррис», «Катерпиллар», «Форд Мотор Компани» и многие другие. В большинстве случаях, как, например, с «Нокиан Тайерс», «Мется Ботниа АБ», «Рока Санитарио С.А.», принятие решения о размещении на территории Ленинградской области тесно увязывалось с подписанием инвестиционного договора.

Важно и то, что государственная поддержка хозяйствующим субъектам может осуществляться также в форме предоставления государственных гарантий Ленинградской области.

Активная инвестиционная политика, проводимая Правительством Ленинградской области и направленная на эффективное использование имеющегося потенциала, позволяет привлекать в регион значительные инвестиции, создавать десятки новых предприятий и обеспечивать постоянный рост объемов налоговых поступлений в бюджет. Основным результатом этой деятельности стало создание устойчивой базы для экономического роста региона – постоянное развитие новых промышленных предприятий, новых технологий, и, что очень важно, фактическое отсутствие безработицы.

В структуре инвестиций сегодня преобладают инвестиции российских компаний. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций занимают инвестиции в развитие промышленного производства и транспорта. Но Ленинградская область привлекательна также и для иностранных инвесторов. За 2011 год в экономику региона поступило иностранных инвестиций в сумме 740,9 млн долларов США, из них 566,9 млн долларов США (76,5%) – прямые иностранные инвестиции.

Инвестиции, поступившие из основных стран-инвесторов, 2011 год (млн долларов США/ %):

Всего: 740,9 млн долларов США,

Кипр – 340,0 млн долларов США (45,9%),

Финляндия – 168,7 млн долларов США (22,8%),

США – 56,5 млн долларов США (7,6%),

Дания – 55,8 млн долларов США (7,5%),

Нидерланды – 28,1 млн долларов США (3,8%),

Германия – 22,4 млн долларов США,

Австрия – 19,1 млн долларов США (2,6%).

В 2013-2014 годах намечается рост объемов российских и иностранных инвестиций в развитие экономики и социальной сферы области.

Достигнутые результаты сформировали надежную базу и условия для дальнейшего развития промышленного потенциала области в перспективе. Правительство Ленинградской области будет оперативно реагировать на любые изменения, происходящие в промышленном комплексе, и принимать действенные меры по стабилизации и стимулированию развития данного сектора экономики.

Основное внимание будет направлено на мониторинг деятельности субъектов промышленной деятельности в целях совершенствования региональной промышленной политики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечение роста производительности труда при соблюдении безопасных условий труда и экологической безопасности производства; увеличение доходов бюджетов всех уровней; внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, не уступающих мировым стандартам качества.


Заключение.

Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Существует ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:

-        ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

-        производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

-        потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

-        инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

-        интеллектуальный (образовательный уровень населения);

-        институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

-        инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов.


Список литературы.

Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. Учеб. пос. – М.: Дело, 2008.

Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учеб курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2009.

Бузова И.А., Маховикова, Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций. Учебник – СПб.: Питер, 2009.

Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций. Учеб. пос. – М.: Маркетинг, 2010.

Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы. Учеб. пос. – М.: Экзамен, 2009.

Ендовицкий Д.А., Коробейникова Л.С., Сысоева Е.Ф. Практикум по инвестиционному анализу: Учеб. пос.. / Под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.: Финансы и статистика, 2010.

Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: Учебник / В.Г. Золотогоров. – МН.: Книжный Дом, 2010.

Иванова Н.Н. Осадчая Н.А. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пос. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Илышев А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: Учеб. пос. – Мн.: КНОРУС, 2009

Интернет-сайт «Сборник материалов по экономической тематике» http://www.finekon.ru

Интернет-сайт «Эксперт Северо-Запад» http://www.expertnw.ru

Интернет-сайт «Ленинградская область. Экономика и инвестиции» http://www.lenobl-invest.com/issue/425/426.html

Интернет-сайт «Инвестиционный форум Северо-Западного федерального округа» http://www.rcb.ru

Интернет-сайт «Институт проблем предпринимательства» http://ipp.spb.ru

Интернет-сайт «Инновационный центр «Северо-Запад» http://innovator-nw.ru/regions/

Кирюхин В.В. «Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности» // Проблемы современной экономики – 2009. – № 3(19).

Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. Учеб. пос. – М.: Инфра – М, 2010.

Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. Учеб. пос. – СПБ.: Питер, 2010.

Чапек В.Н. Инвестиционная привлекательность экономики России: Учеб. пос. -Ростов н/Д: Феникс, 2009.

1 Источник: В.В. Кирюхин «Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности» // Проблемы современной экономики – 2009. – № 3(19).


EMBED Excel.Chart.8 \s

Инвестиционный климат в Ленинградской области