Проблемы организации фьючерсной торговли на современном этапе развития российской экономики

PAGE 3

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные понятия в теории фьючерсных контрактов………………………4

1.2. Стратегии торговли фьючерсами……………………………………………6

2. Участники рынка срочных контрактов……………………………………...11

2.1 Хеджеры……………………………………………………………………...11

2.2 Спекулянты…………………………………………………………………..15

3. Проблемы организации фьючерсной торговли на современном этапе развития российской экономики………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………22


Введение

Инфляция представляет собой одну из острых проблем современного развития российской экономики. В этих условиях становится актуальной проблема оптимального размещения свободных денежных средств и выбора инвестиционной стратегии, обеспечивающей их защиту и получение максимальной прибыли. Стремительное развитие кризиса в России в "пост-перестроечный период"', сопровождающееся катастрофическим обесцениванием денежных ресурсов, спадом производства заставляют потенциальных инвесторов использовать нетрадиционные, и зачастую очень рискованные, инвестиционные стратегии (размещение денежных средств в сомнительные фонды, обналичивание и т.п.) Между тем мировой опыт свидетельствует, что существуют вполне законные и эффективные механизмы инвестиций в производные финансовые инструменты - фьючерсные контракты, которые именно в периоды нестабильности и инфляции обеспечивают получение сверхприбыли, повышая устойчивость работы предприятий и организаций, приумножая капитал частных инвесторов.

В настоящее время в России фьючерсный рынок является одним из центральных звеньев современных рыночных отношений. Он представляет собой хорошо организованную систему биржевой и внебиржевой торговли.


1. Основные понятия в теории фьючерсных контрактов

Фьючерсный контракт (фьючерс) представляет собой контракт, по которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство по истечении определенного срока продать своему контрагенту (или купить у него) определенное количество биржевого товара или финансовых инструментов по обусловленной цене. Таким образом, в контракте должны быть обязательно указаны количество товара, его цена и срок поставки. Фьючерсы могут заключаться на поставку сельскохозяйственной продукции или производственного сырья, акций и других ценный бумаг, иностранной валюты и т.д.

Заключение фьючерсного контракта не является непосредственным актом купли-продажи, т.е. продавец не отдает покупателю свой товар, а покупатель не отдает продавцу свои деньги. Фьючерс становится ценной бумагой и может в течение всего срока действия перекупаться много раз.

Фьючерсы бывают на покупку и на продажу. Допустим, фермер знает, что ему потребуется к весенне-полевым работам в марте 40т. топлива. Однако хранить это топливо всю зиму негде или дорого. Фермер может подождать до марта, но неизвестно, какая цена на топливо будет в марте. Поэтому он покупает фьючерсный контракт, т.е. заключает контракт на покупку топлива. Тем самым он гарантирует себе поставку топлива при заранее известных затратах на него. Чтобы быть уверенным в том, что он продаст весь собранный урожай, фермер продает фьючерсный контракт, т.е. заключает контракт на продажу зерна, с поставкой, например в сентябре. Этим он гарантирует уровень своих доходов от сбыта зерна.

Конечно, владелец фьючерсного контракта на покупку выигрывает только в том случае, если рыночная цена товара в момент исполнения окажется выше указанной во фьючерсном контракте. Владелец фьючерса на продажу получит выигрыш тогда, когда рыночная цена будет ниже, чем во фьючерсном контракте. Таким образом, держатель контракта может как угадать, так и не угадать колеблемую стоимость товара, проиграть или получить прибыль.

Цена, которая фиксируется при заключении фьючерсного контракта, называется фьючерсной ценой. Она отражает ожидания инвесторов относительно будущей рыночной цены (цены-спот) для соответствующего актива. При заключении фьючерсного контракта фьючерсная цена может быть выше или ниже цены - спот для данного актива. Ситуация, когда фьючерсная цена выше цены - спот, называется "контанго"; а ситуация, когда фьючерсная цена ниже цены - спот - "бэквардация'1. Как уже было отмечено, в момент заключения контракта фьючерсная цена будет отличаться от цены - спот, однако к дате истечения контракта обе цены станут одинаковыми

Почему наблюдается данная закономерность. Предположим, что к моменту истечения срока контракта фьючерсная цена установилась выше цены - спот; тогда участник - фьючерсного рынка продает фьючерсный контракт и покупает на спотовом рынке актив, лежащий в основе фьючерсного контракта. В день поставки он исполняет свои обязательства по фьючерсному контракту за счет приобретенного актива. Разница между фьючерсной ценой и реальной ценой составит его прибыль. Если так поступят и другие инвесторы, то предложение на фьючерсном рынке возрастет, следовательно, цена будет падать. Одновременно инвесторы начинают покупать соответствующие активы на спотовом рынке, в результате цена их возрастает в силу увеличивающегося спроса. В итоге фьючерсная цена и цена-спот становятся одинаковыми. Такое же выравнивание фьючерсной и спотовой цен будет наблюдаться и в случае, если к дате поставки фьючерсная цена окажется ниже цены - спот.

Можно сказать, что фьючерсная цена в любой момент времени характеризуется тем, что примерно одинаковое число людей полагает, что она выше или ниже будущей наличной цены. Поэтому экономисты иногда говорят, что фьючерсная цена представляет собой рыночный прогноз будущих наличных цен, причем под рынком будущих наличных цен здесь подразумевается усредненная точка зрения его участников.

Однозначно ответить на вопрос, дают ли фьючерсные цены качественный прогноз будущих наличных цен, нельзя. Нет, потому что они часто значительно отличаются от фактически преобладающих наличных цен. Это, главным образом, отражает присущую рынку неопределенность и изменчивость соответствующих наличных цен. Да, потому что., фьючерсные цены не оказываются все время ошибочными. Иными словами, в среднем они не выше и не ниже прогнозируемых будущих наличных цен, однако вокруг этого усреднения имеется сильная вариация.

Рынок фьючерсных контрактов делится на биржевой и внебиржевой. В России оба рынка в настоящее время активно развиваются. Биржевой рынок срочных контрактов - это совокупность сделок, совершаемых на фондовых и фьючерсных биржах, а также в фондовых и фьючерсных отделах товарных и валютных бирж. Внебиржевой рынок – все остальные сделки с фьючерсными контрактами на различные активы. На Западе внебиржевой рынок носит название "'уличного'1 рынка. Это менее организованный рынок, однако и на нем сделки совершаются в рамках организованных институтов, таких как-фондовые магазины, электронные сети и другие.

1.2. Стратегии торговли фьючерсами.

Рассмотрим стратегии торговли фьючерсами, которые встречаются на практике:

I. Открытие короткой (продажа) и длинной (покупка) позиции, т.е. комбинация позиций по нескольким контрактам, одновременно называется стратегией «спрэд», с ее помощью исключается риск потерь, связанных с уровнем цен, а прибыль получает за счет ценовых отклонений. Хорошо подходят для спекуляций. Спрэды бывают одинарными и двойными, различаются по составу:

1.временные:
1.1. стредл (straddle) - одновременная покупка и продажа фьючерсов с различными датами истечения на один и тот же актив. Цель - получить прибыль от изменений в соотношении цен контрактов. Покупка спрэда заключается в покупке более дорогого фьючерса и продажа менее дорогого. Используется, когда величина спрэда растет. Продажа спрэда – продажа более дорогого контракта и покупка менее дорогого.
1.2. спрэд «бабочка» (butterfly spread) более сложна, включает покупку и продажу спрэдов, наиболее дорогой контракт одного из которых является одновременно дешевым контрактом другого. Используется при невозможности предугадать направление движения на рынке.

2. межтоварные (intercommodity spread) - заключение фьючерсных контрактов на близкие товары для получения прибыли от изменений в соотношении цен контрактов. К межтоварному спрэду также относится спрэд между исходным товаром и производимым из него продуктом (крэк-спрэд);

3. межрыночные (intermarket spread) используется,если на разных биржах торгуется один и тот же фьючерс на один и тот же базовый актив , прибыль получается за счет разности цен на биржах.

II. Страхование (хеджирование) ценовых рисков – создание баланса между обязательствами на рынке (товары, валюта и т.п.) и противоположными обязательствами на фьючерсном рынке. Одновременно с риском снижается возможная прибыль. Может быть :

Полным (на всю сумму сделки) и частичным (на част реальной сделки)

Предвосхищающим (контракт покупается или продается до заключения сделки на рынке товара)

выборочным (сделки на реальном и фьючерсном рынках отличаются как по времени заключения, так и по объему, более гибкая стратегия)

перекрестным (кросс-хеджирование) (фьючерс заключается не на базовый актив, а на связанный с ним финансовый инструмент).

Хеджирование продажей фьючерсных контрактов - (короткая позиция) заключается в продаже фьючерсных контрактов (количество равно объему хеджируемой партии покупаемого реального товара (полный хедж) или в меньшем (частичный хедж)). Сделка обычно заключается после того, как инвестор уже спрогнозирует себестоимость товара. При повышении цен на покупаемый реальный товар потери окупятся прибылью от продажи фьючерсного контракта;

Хеджирование покупкой фьючерсных контрактов (длинное хеджирование) - покупка фьючерсного контракта при продаже реального товар на рынке. При понижении цен на продаваемый реальный товар стоимость фьючерса вырастет и компенсирует потери от продажи реального товара;

Кросс-хеджирование – заключение фьючерсного контракта не на финансовый инструмент, тесно связанный с тем активом, сделки по которому необходимо застраховать (например, сделки с акциями можно страховать покупкой фьючерса на индекс);

Временные стратегии множественного хеджирования подразумевают покупку ряда фьючерсов и постепенное закрытие позиций, приведенные ниже и другие:
Ленточное хеджирование – покупка стрипа (цепочки) фьючерсов: комбинация фьючерсов с различными сроками исполнения контрактов, для фиксирования цены товара на длительный срок в будущем. Цена фьючерсов считается как среднее арифметическое от цен всех входящих в стрип контрактов, в остальном же компоненты ничем не отличаются от обыкновенных фьючерсов.
Перекатывание (Rolling), сдвигание хеджа от одного срока к другому, путем закрытия ближайшей к выполнению позиции и открытия следующей. Делается как для увеличения прибыли, так и из-за увеличения сроков контрактов на физическом рынке.

III. Еще одной стратегией является арбитраж, направленный на получение дохода путем перепродажи ценных бумаг либо в другое время, либо на другом рынке.

Инвесторы приходят на рынки с единственной целью – получения дохода. Некоторые получают доход при продаже реального товара и используют фьючерсы для страхования рисков и минимизации убытков, а другие получают доход за счет купли-продажи производных ценных бумаг. Преобладающая доходность на рынке производных инструментов связаны:

-с «эффектом рычага»- для операций с большой стоимостью денежных средств требуется лишь небольшой ресурс;

-легкость заработка при растущем и падающем рынках;

-отсутствие транзакционных издержек (плата за привлечение ресурсов, оплата расчетных услуг) и более дешевые биржевые сборы.

Для того, чтобы рынок фьючерсов решал, поставленные перед ним задачи, на момент поставки товара его фьючерсная и наличная цены должны совпадать. Если эти цены окажутся различными, то выполнение главной функции рынка фьючерсов – хеджирование (страхование рисков) станет невозможным.

Для надежного обеспечения равенства фьючерсных и наличных цен на момент поставки товара (закрытия контракта), биржи предусмотрели поставку наличного товара для обеспечения покупок фьючерсных контрактов. Если, при этом, сложится ситуация, когда наличные цены заметно выше цен закрывающихся фьючерсов, то арбитражеры скупят фьючерсы с истекающим сроком поставки, примут на себя обязательства по этим контрактам, продадут товар, купленный с наличного рынка, и получат, при этом, определенную прибыль.

Подобное поведение арбитражеров будет способствовать понижению наличных цен и повышению фьючерсных, т.е. сближению этих цен. В противоположной ситуации, когда цены фьючерсных контрактов с истекающим сроком поставки значительно выше наличных цен, арбитражеры активно продают фьючерсы, закупают наличный товар, а в последствии осуществляют его поставки по фьючерсным контрактам. Это продолжается до момента, когда фьючерсные и наличные цены будут отличаться столь незначительно, что прибыль от арбитражных сделок приблизится к нулю.

Главным преимуществом арбитражной стратегии является низкий уровень риска, но, тем не менее, существует маловероятный риск формирования условий, приводящих к установлению постоянного или долгосрочного дисбаланса в стоимости взаимосвязанных активов. Однако, во-первых, для юридически связанных активов такой риск отсутствует и существует только для активов, экономически связанных. Во-вторых, такие риски существенно снижаются за счет широкой диверсификации торгуемых пар активов с разных рынков. Другие риски сводятся к ошибкам в составлении моделей взаимосвязей цен различных активов и невключении некоторых условий, по факту оказавшихся существенными для формирования цены на торгуемые инструменты. Регулярная работа по совершенствованию используемых моделей является неотъемлимой частью аналитической работы арбитражера.

Рекомендуемый срок и минимальная сумма инвестирования
Рекомендуемый срок от 1 года. Минимальная сумма -1 млн. руб. Возможность пополнения портфеля и досрочного вывода средств и/или дохода без штрафных санкций. Досрочный вывод средств осуществляется один раз в конце календарного квартала.

Несмотря на все эти плюсы, любая стратегия на фьючерсном рынке может быть эффективной только при условии адекватного анализа текущей и точного прогнозирования будущей рыночной ситуации.


2. Участники рынка срочных контрактов

Рынок фьючерсных контрактов привлекает множество участников, которые по своим целям делятся на хеджеров и спекулянтов.

2.1 Хеджеры

Хеджеры в экономическом плане являются основными участниками рынка фьючерсных контрактов. Сфера их деятельности лежит в области материального производства на рынке наличного товара - это производители, переработчики, торговцы и т.д. В эпоху инфляции значительные интервалы времени, необходимые для реализации их уставной деятельности, обуславливают потребность в большом количестве денежных ресурсов, которые без принятия компенсирующих мер быстро обесцениваются. Кроме того, возникает потребность в осуществлении планирования затрат на сырье и т.п. на будущие периоды с целью определения и согласования с потребителями цен на поставку продукции. С другой стороны, потребители, заинтересованные в получении товаров, вынуждены искать пути защиты своих сбережений, чтобы быть в состоянии приобрести необходимые активы.

Таким образом, хеджеры используют рынок фьючерсных контрактов для того, чтобы застраховать себя от риска, связанного с колебаниями цен. Он позволяет производителям и потребителям избежать или уменьшить ценовой риск реализации или приобретения товаров, экспортерам и импортерам - риск изменения валютных курсов, владельцам финансовых активов - риск падения их курсовой стоимости, заемщикам и кредиторам - риск изменения процентных ставок.

С целью избежания этих рисков хеджеры могут осуществить покупку или продажу контрактов на фьючерсном рынке. Такая тактика называется хеджированием.

Хеджирование - это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, основывающийся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар.

Техника хеджирования состоит в следующем.

Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке за счет начисления положительной маржи, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара.

Пример № 1.

цена на 1 января

цена на 1 апреля

выручка от проведения операций по состоянию на 1 апреля

Рынок реального товара

100

80

80

Фьючерсный рынок (I января - продажа контракта, 1 апреля- покупка

120

100

20 (120 - I00)

Выручка - всего

| 80+20 =100

Допустим, в январе директор текстильной фабрики планирует через 3 месяца (в апреле) продать большую партию пряжи. Он планирует продать 1 кг этой пряжи по цене 100 тысяч рублей; однако он опасается, что цена через 3 месяца упадет, поэтому 1 января он продает на фьючерсном рынке фьючерсный контракт по цене 120 тысяч рублей со сроком исполнения I апреля. Через три месяца (1 апреля) его опасения оправдались и цена на пряжу на реальном рынке упала до 80 тысяч рублей за килограмм; аналогичное падение цен произошло и на фьючерсном рынке. Вследствие падения цен на фьючерсном рынке была получена прибыль в размере 20 тысяч рублей. В конечном итоге он получил от продажи пряжи (80 тысяч рублей) и от фьючерсного рынка (20 тысяч рублей) ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 января (100 тысяч рублей).

Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытки от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае, если тенденция угадана верно, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара.

Пример № 2.

цена на 1 января

цена на 1 июля

затраты на рынке реального товара

выручка от операций на фьючерсном рынке

затраты покупателя за счет

собственных

средств

Рынок

реального товара

500

600

600

-

-

Фьючерсный рынок

510

610

-

100 (61-510)

-

Затраты-всего

500 (600-

100)

Допустим, в январе руководство текстильной фабрики решило в период летних отпусков (в июле) заменить устаревшее оборудование на более современное зарубежное. За полгода (с января по июль) стоимость оборудования может очень сильно возрасти. Опасаясь значительного роста стоимости оборудования, фабрика может купить фьючерсный контракт на поставку данного товара с исполнением в июле. В июле стоимость оборудования возросла на реальном рынке до 600 условных единиц, а на фьючерсном рынке - до 610 условных единиц. Затраты фабрики на рынке реального товара (600 условных единиц) благодаря полученному доходу на фьючерсном рынке (100 условных единиц) не превысили суммы затрат, планируемых руководством по состоянию на 1 января (500 условных единиц).

Существуют разные формы хеджирования в зависимости от того, кто является его участником и с какой целью оно осуществляется. Хеджирование может проводиться на весь наличный товар или на его часть; на имеющийся наличный товар или товар, отсутствующий в момент заключения фьючерсного контракта; на комбинацию различных дат поставки реального товара и выполнение фьючерсного контракта.

Хеджирование позволяет получить и дополнительную прибыль. Средняя разница между ценой наличного товара и фьючерсного контракта на соответствующий месяц поставки представляет собой базис и зависит от расходов на хранение и других труднопрогнозируемых факторов.

В случае хеджирования продавец товара, желающий получить дополнительную прибыль, должен стремиться продать фьючерсный контракт на свой товар по цене, превышающей действующую рыночную цену реального товара на величину базиса. Если в дальнейшем базис будет уменьшаться, то хеджер выигрывает, так как либо рост цен на фьючерсном рынке отстает от роста цен на реальном рынке, либо снижение цен на фьючерсном рынке опережает снижение цен на реальном рынке. В случае увеличения базиса хеджер - продавец проигрывает. Покупатель товара, желающий получить дополнительную прибыль, основывается в своих прогнозах на ином изменении базиса, т.е. при его возрастании хеджер выигрывает, а при уменьшении базиса - проигрывает.

В указанный вариантах конечная цена для хеджера равна его целевой цене плюс изменение базиса. Она определяется по формуле:

Цк = Цц + Л Б, где

Цк - конечная цена для хеджера;

Цц - целевая цена для хеджера;

Л Б - изменение базиса.


Если хеджер является продавцом, то у него будет дополнительная прибыль в случае, когда конечная цена окажется выше целевой. Это возможно при уменьшении базиса.

Итак, целевая цена для продавца по условию составила 100 единиц, изменение базиса -10 (20-10), конечная цена ПО единиц (100+10), т.е. по сравнению с хеджированием в примере 1 хеджер получил дополнительную прибыль, равную 10 единицам (110-100).

Если хеджер представляет собой покупателя, то дополнительную прибыль он получит, когда конечная цена окажется ниже целевой, т.е. при возрастании базиса.

Пример № 3.

цена на 1 января

цена на 1 июля

затраты на рынке реального товара

выручка от операций на фьючерсном рынке

затраты покупателя за счет собственных средств

Рынок реального товара

500

600

600

-

-

Фьючерсный рынок

510

620

-

ПО

-

Базис

10

20

-

-

-

Затраты-всего

490 (600-110)

Целевая цена для покупателя по условию - 500 единиц, изменение базиса составило минус 10 (10-20), конечная цена равна 490 единицам (500-10), т.е. по сравнению с хеджированием в примере 2 хеджер получил дополнительную прибыль, равную 10 единицам (500-490).

2.2 Спекулянты

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, согласно которому фьючерсные рынки могли бы служить исключительно в интересах будущих поставщиков и потребителей,' которые используют этот рынок для снижения уровня риска, или хеджирования.

Однако на практике подавляющая часть операций на фьючерсном рынке производится людьми, которые не имеют к производству никакого отношения. Это спекулянты - люди, активно участвующие в рыночных операциях.

Биржевая спекуляция - это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующейся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.

Внешне операция хеджирования неотличима от спекулятивной игры. Игрок также, как и хеджер, сначала открывает, а затем закрывает позиции, не доводя заключенные контракты до поставки. Отличие состоит в том, что для хеджера операции на фьючерсном рынке страхуют операции, производимые на рынке реального товара. Задача же игроков заключается в том, чтобы получить прибыль при помощи риска. Они занимаются покупкой и продажей фьючерсных контрактов, и их прибыль (убытки) напрямую связаны с тем, насколько точны их прогнозы относительно динамики цен. Таким образом, биржевые спекулянты принимают на себя риск от неопределенности в прогнозировании изменений цен.

Спекулянты играют важную роль во фьючерсной торговле. Они обеспечивают ликвидность фьючерсного рынка, т.е. ситуацию, когда каждый продавец находит на рынке покупателя, и наоборот. Не будь спекулянтов на рынке хеджерам было бы трудно или совсем невозможно согласовать цену, поскольку продавцы хотят добиться наивысшей возможной цены, а покупатели - самой низкой. Когда спекулянт приходит на рынок, количество продавцов и покупателей возрастает, расширяются границы по хеджированию, увеличивается стабильность уровня цен.

В политико-экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, т.е. способ получения прибыли, основывающейся не на производстве, а на разнице цен. Хеджирование и биржевая спекуляция - две формы спекуляции на фьючерсном рынке, сосуществующие и дополняющие друг друга, но в то же время и отличающиеся между собой. Это две стороны одной медали. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот.

Существует несколько способов классификации спекулянтов. Один из них - это деление игроков по объему открытых позиций. В качестве игроков выступают как посреднические фирмы, так и их клиенты. Все большую роль на фьючерсном рынке начинают играть банки, вкладывающие в игру часть своего капитала в качестве рискового. Мелкими спекуляциями занимаются как организации, так и физические лица.

Игроки также различаются и по способам игры. По этому признаку их можно классифицировать как позиционных, однодневных, скалперов и спекулянтов, играющих на разнице цен (спрэдеров).

Позиционные спекулянты удерживают открытые позиции в течение относительно длительного периода времени: несколько дней или недель. В основном это крупные игроки, так как однодневная игра не требует большого объема контрактов приносит сравнительно-небольшие прибыли. Работа с крупным объемом диктует определенную стратегию игр. Это постепенное открытие и закрытие позиций, игра на нескольких контрактных месяцах. Необходимость постепенного совершения сделок вызвана тем, что при значительном превышении над сложившимися объемами торгов числа открываемых или закрываемых одним игроком позиций рынок обязательно отреагирует неблагоприятным изменением котировок. Так. продажа большого количества контрактов приводит к снижению цены, а покупка - к повышению цены.

Однодневные спекулянты редко оставляют открытые позиции более одного дня. Близко к ним находятся скалперы - игроки, торгующие за свой счет небольшим объемом и совершающие большое количество сделок. Играя на колебаниях цен в ходе одной торговой сессии, скалпер не оставляет открытых позиций на следующий день. Стремление скалперов совершать сделки по наиболее выигрышной цене приводит к высокой ликвидности фьючерсного рынка. Сделки, совершаемые скалперами, составляют большую часть спекулятивного оборота на фьючерсном рынке.

Более осторожной стратегии придерживаются в основном мелкие и средние спекулянты, играющие на разнице между котировками контрактов с разными месяцами поставки, или на "спрэдах". Техника такой операции предполагает покупку контрактов по ближнему месяцу и продажу по дальнему, когда разрыв между их котировками превышает средний для рынка, и наоборот - продажу по ближнему и покупку по дальнему при чрезмерном сжатии котировок. Например, спрэд между котировками июньского и июльского контрактов составил 10%, в то время как средний спрэд составляет 12-13%. Можно ожидать исправления этой аномалии. В этом случае игроку необходимо продать июньский контракт и купить июльский контракт.

Естественным является вопрос об источниках прибыли спекулянтов как группы в целом с учетом того, что при каждом изменении цены контракта выигрывает всегда только одна сторона. Ответ на этот вопрос связан с тем, что основную массу участников рынка составляют не спекулянты, а хеджеры, выходящие на рынок с целью не спекуляции, а защиты своих прибылей, получаемых от основной деятельности. Спекулянты по отношению к хеджерам играют роль страховой компании, которая за плату принимает на себя риск внезапного изменения цены.

3. Проблемы организации фьючерсной торговли на современном этапе развития российской экономики.

За многие годы успешного функционирования фьючерсной торговли в мировой практике биржевой деятельности накоплен огромный опыт, весьма полезный сегодня для России. Началом развития фьючерсного рынка в нашей стране следует считать октябрь 1992 г. К этому времени относятся первые шаги российских бирж по внедрению фьючерсных контрактов.

Замедленное развитие фьючерсного рынка связано со сложными условиями становления рыночной экономики России, отсутствием необходимой инфраструктуры фьючерсной - торговли, квалифицированных кадров экономистов-биржевиков, способных организовать биржевую деятельность, инфляцией, кризисом производства.

Главная причина, мешающая развитию фьючерсной торговли в России. - это слабое развитие самих рыночных отношений, рыночной среды. Российская рыночная структура экономики находится еще только в стадии возрождения.

Слаборазвитая инфраструктура фьючерсного рынка в нашей стране препятствует вовлечению во фьючерсную торговлю тысяч предприятий, организации и широкие слои населения. На большинстве российских предприятий и организаций нет специалистов, имеющих необходимый уровень знаний и понимания важности фьючерсной торговли. Как правило, на предприятиях и организациях полностью отсутствуют кадры экономистов-биржевиков, способные участвовать в биржевых делах.

Из вышеизложенного следует, что процесс развития фьючерсной торговли в российской экономике займет ряд лет и будет иметь свою историю и этапы становления, вытекающие из реальной обстановки. Неразвитость товарно-денежных отношений и частной собственности постоянно оказывает влияние на процессы развития фьючерсного рынка.

Эволюция развития рыночных отношений ведет к стиранию различий между товарной, фондовой и валютной биржами по механизму и характеру их деятельности. Тем не менее исторически сложившаяся специализация конкретных бирж сохранится с учетом занимаемого ими места на биржевом рынке в целом. Фьючерсная торговля преобладает над всей остальной деятельностью бирж. Биржи перестают быть только составной частью оптовой торговли. Их роль в оптовой торговле имеет тенденцию к сокращению. Они становятся центрами фьючерсной торговли в широком смысле слова, т.е. ценообразующими центрами, центрами страхования прибыли и такой коммерческой деятельности, которая позволяет получать дополнительную прибыль.

На основе развития средств связи и компьютеризации всех расчетов происходит концентрация фьючерсной торговли в основных финансово-кредитных центрах страны. Биржи создают совместные расчетные центры и совместно используют новейшую электронно-вычислительную технику. Например, в феврале 1996 года Московская межбанковская валютная биржа, 6 региональных валютных бирж и 16 крупных банков создали Расчетную палату ММВБ.

Важным условием существования фьючерсного рынка в российской экономике является его самоокупаемость. Биржевая фьючерсная торговля должна быть организована таким образом, чтобы доходы от нее покрывали затраты биржи на ее проведение. Последнее возможно только при условии больших объемов биржевых сделок на фьючерсном рынке.

В России внедрением фьючерсных контрактов в биржевой оборот занимаются многие биржевые структуры. В настоящее время разработаны фьючерсные контракты на продукцию нефтяного профиля, цветных металлов, зерно и другие биржевые товары, а также на валюту. Российские биржи осваивают механизм фьючерсной торговли и создают необходимые предпосылки для будущего развития фьючерсного рынка.


Заключение

В последнее время рынок фьючерсных контрактов, особенно на валюту, развивался ускоренными темпами. Об этом свидетельствует постоянно возрастающий оборот фьючерсного рынка и вовлечение в биржевую торговлю фьючерсными контрактами все нового и нового числа бирж (например, с марта 1996 года начались фьючерсные торги на ММВБ). Уже сейчас разработаны основные методы и принципы фьючерсной торговли, методики оптимизации операций на фьючерсном рынке, написаны компьютерные программы, позволяющие выбрать оптимальную статегию игры на фьючерсном рынке.

Доходность игры н фьючерсном рынке менялась на протяжении всего периода его формирования, однако одно было неизменным - этот сегмент финансового рынка оставался в числе наиболее прибыльных, впрочем, и одним из наиболее рискованных. Риск, однако, не отпугивает желающих быстро заработать. На место проигравших приходят новые лица, и согласно с динамикой развития фьючерсного рынка число его участников неизменно растет.

Несомненно, что со стабилизацией финансового рынка России, когда круг возможных сфер высокоприбыльного вложения капитала сузится, привлекательность рынка фьючерсных контрактов еще более возрастет.

Согласно имеющимся тенденциям в мировой экономике следует ожидать развития новых форм фьючерсной торговли, увеличение удельного веса дорогих товаров в структуре товарной фьючерсной торговли, а также увеличение доли кормовых культур и продукции животноводства.


Список литературы

  1. Анесянц С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг: Учеб. пос.. – М.: Финансы и статистика, 2009.-320 c.
  2. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учеб. пос. – М.: Инфра – М, 2010.-450 c.
  3. Биржевое дело: Учебник. / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2008.-450 c.
  4. Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник – М.: Магистр, 2008.-659 c.
  5. Добрынина Л.Н. Фондовый рынок и биржевая торговля: Учеб. - метод. Пособие. – М.: «Экзамен», 2008.-450 c.
  6. Капитан М., Барановский Д. Паевые фонды: современный подход к управлению деньгами. – СПб.: Питер, 2009.-450 c.
  7. Кузьмина М.Н. Ценные бумаги в Российской Федерации: правовое регулирование выпуска и обращения. Учеб. пос.. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2010.-450 c.
  8. Маренков Н.Л. Ценные бумаги для студентов вузов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.-450 c.
  9. Митин Б.М. Ценные бумаги. Учеб. пос. – М.: Соврем. экономика и право, 2008
  10. Практикум по курсу «Ценные бумаги». Учеб. пос. / Под ред. В.П. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Фин. и стат., 2008.-450 c.
  11. Резго Г.Я., Кетова И.А. Биржевое дело. / Под ред. Г.Я. Резго. – М.: Финансы и статистика, 2008.-450 c.
  12. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учебник. / Под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2009.-450 c.
  13. Сафонова Т.Ю. Биржевая торговля производными инстументами. Учеб. – практ. пос. – М.: Дело, 2009.-450 c.
  14. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2010.-450 c.

Проблемы организации фьючерсной торговли на современном этапе развития российской экономики