Маяковский - поэт-новатор (второй вариант)


Масштаб личности Владимира Маяковского был огромен. Его лирический герой, который был вторым "Я" поэта, мечтал о скором прекрасном будущем, но эти мечты разбивались о пошлость быта, и этот конфликт был доведен до трагизма.

Переживания лирического героя Маяковского находили сильный эмоциональный отклик у читателя. Этому способствовала и экспрессивность поэтического слова поэта, его эксперименты в стихосложении. Значительно преобразовав традиционную силлабо-тоническую систему стихосложений, которая сложилась еще в XVIII веке, Маяковский создал новый стих - тонический. Этот стих резко менял ритмический рисунок стихотворения, каждое слово в нем было четко выделено. Графически это выразилось в замене "столбика" "лесенкой":

Будто в гости

К старой,
Старой бабушкеЯ вчера приехал в Киев.

Новаторство в языке поэзии Маяковского было многосторонним. Поэт призывал к расширению поэтического словаря. Язык классической русской литературы богат, но, по мнению Маяковского, не отражает изменившейся жизни, которая "требует слов быстрых, экономных, отрывистых". Он смело вводит в свои стихи "разговор улиц", ведь "о новом надо говорить и новыми словами". Некоторые неологизмы Маяковского вошли в нашу речь, например, такие как "прозаседавшиеся"; "мерехлюндия"; "планов громадье"; "серпастый, молоткастый" паспорт; "бронзы многопудье". Маяковский широко использует прием аллитерации, то есть повторения букв или буквенных сочетаний: "Гриб. Грабь. Гроб. Груб"; "Пей. Пой!"; "колибри выбрил"; "уготовано логово"; "вопрос - прост". Еще один его излюбленный прием - построение фразы, где есть слова с разными ударениями: "полками по полкам книжным", "превращусь не в Толстого, так в толстого. За этим словесным жонглированием, помимо прекрасного знания языка, стоит колоссальная работа.

Своеобразны не только словотворчество и выбор средств поэзии Маяковского, но также и ее синтаксис. "Стихи, обращенные к народу, должны читаться вслух", - утверждал Маяковский. Многие произведения поэта построены на разговорных, дружески задушевных, митинговых интонациях. Поэтому в них часто встречаются восклицания, вопросы, обращения, повелительные обороты, междометия, паузы ("Нате!"; "А вы... могли бы?"; "Послушайте!"; "Знаете, что, скрипка? Давайте - будем жить вместе! А?").

Новаторство Маяковского проявилось и в разнообразии рифм. Наряду с классической рифмой (совпадение окончаний) - "неплохой - чепухой"; "омывая - трамвая"; "учинил - чернил" и т. д. - он использует рифму "для слуха", а не "для глаз". Причем часто рифмует только самое важное слово. Примеры - в любом произведении: "вызмеив - при социализме"; "святцы - снятся"; "ваши - не страшен"; "греется - канареица" и т. д.

Маяковский считал труд поэта таким же нужным обществу, как труд столяра, рыбака или сталевара. Он причислял себя к пролетариям духа. В его поэтических произведениях выбор слов и средств языка, содержание произведения, форма, в которую облекаются мысли и чувства, неразрывно связаны между собой. Он стремился разговаривать на языке, доступном миллионам людей, - и он этой цели добился. Его поэзия дала всестороннее представление о времени, в котором он жил, и о нем самом. И потому Маяковский занял одно из ведущих мест в русской поэзии.