Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

PAGE \* MERGEFORMAT2

Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж)

Центрального банка Российской Федерации

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

на тему:

«Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития»

Специальность 38.02.07 «Банковское дело»

Студентки 2 курса 215 группы

Матвеевой Анастасии Александровны

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель:______________________________________________________________

Москва, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

  • стр. 3

2. Глава 1. История развития банковской системы

  • стр. 4-12
  1. Кредитная реформа 80-х гг.: цели, задачи, основные этапы, позитивные и негативные последствия.
  • стр. 4-7
  1. Банковская система Российской Федерации в 90-е гг.
  • стр. 7-11
  1. Банки России после кризиса 1998 года.
  • стр. 11-12

3. Глава 2. Современная банковская система России

  • стр. 13-21
  1. Представление о современном Банке России
  • стр. 13-18
  1. Структура и динамика банковской системы
  • стр. 18-21

4. Заключение

  • стр. 22-23

5. Библиографический список

  • стр. 24

I. ВВЕДЕНИЕ

Становление и функционирование банковской системы играет одну из главных ролей в процессе экономических преобразований в России. В руках банков находятся важнейшие рычаги воздействия на финансовую, инвестиционную, производственную и многие другие сферы экономики. В России произошла ломка всей старой экономической системы и переход к системе рыночной экономики. Функционирование кредитной системы, организация финансово – кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно – финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Объектом исследования данной работы является банковская система как одна из ключевых частей экономической системы страны. Предметом исследования стала банковская система как совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе определены следующие задачи:

  • рассмотреть этапы становления банковской системы;
  • рассмотреть последствия реформ банковской системы;
  • провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
  • раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
  • раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
  • рассмотреть структуру банковской системы России;
  • определить перспективы развития банковской системы России.

Цель моей курсовой работы заключается в изучения развития банковской системы в Российской Федерации. В теоретической части, я установлю, как изменилась банковская система в течение последних 35 лет, как повлияла кредитная реформа в 80-ых годах на развитие современного банка.

II. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Кредитная реформа 80-х гг.: цели, задачи, основные этапы, позитивные и негативные последствия.

К началу 80-ых годов, в СССР появились глобальные финансово-экономические проблемы: высокий уровень инфляции, рост цен, дефицит товаров, распределение товаров по принципу норм, привилегия управленческих сфер и сфер снабжения, рост коррупции, спекулятивная торговля, предпринимательская деятельность ослабла. Кредит и депозит перестали играть роль активного инструмента воздействия на развитие экономики страны. Кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или же осуществлялось перекредитование предприятий, то есть предприятие получало большую сумму и уходило от завышенных процентов. Следовательно, процент за кредит оставался на низком уровне, и это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность. Поэтому в середине 80-х годов была проведена банковская реформа. Основная задача реформы банковской системы выражалась в проведение прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Основным ходом было создание крупных отраслевых специализированных банков.

Кредитная система 80-х годов состояла из:

  • Государственный банк (Госбанк СССР);
  • Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
  • Агропромышленный банк (Агропромбанк);
  • Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк);
  • Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);
  • Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк (нынешний Сбербанк) с многочисленными филиалами и отделениями.

Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам. Структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. В соответствии с основными направлениями радикальной экономической реформы при перестройке управления экономикой в стране было создано 7 комплексов, в том числе 5 комплексов связанных с промышленностью и строительством(топливно-энергетический, машиностроительный, металлургический, химико-лесной и строительный комплексы), а также аграрно-промышленный и социальный комплексы. Промстройбанк стал взаимодействовать со строительными и промышленными комплексами, Агропромбанк стал обслуживать интересы агропромышленного комплекса и, наконец, Жилсоцбанк – потребности социального комплекса. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил как бы поддержку в виде специального банка, осуществляющего его кредитно-расчётное обслуживание. Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым спец.банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования.

Основная задача этой реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила более негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трёх банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, спец.банков. Специализированные банки напоминали те же банковские министерства, только размером поменьше. Управление всё также осуществлялось из центра (сверху вниз). Экономически Правление специализированного банка было зависимо от Правления Госбанка СССР, который, как и раньше, забирал ресурсы, собранные низовыми периферийными спец.банками, и на платной основе наделял ими то или иное специализированное кредитное «министерство». Логика централизованного управления ещё какое-то время была живучей. Ни Правление Госбанка, ни правления спецбанков не были заинтересованы в передаче власти местным органам, командный стиль продолжал сохраняться.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его зарплаты и др.

К тому же в эти годы нарастало ослабление финансовой базы государства и предприятий. Государственный бюджет страны в 1988-1990 гг. был сведён с большим дефицитом. Так, в 1989 г. бюджетный дефицит составил 92 млрд. руб., в 1990 г.-59 млрд. руб. Безусловно, это не могло сказаться на кредите, давление на который как источник удовлетворения потребности страны и предприятий в денежных ресурсах существенно увеличилось. Из народного хозяйства кредиты стали перекочевывать в покрытие бюджетных потребностей. Положение усугублялось тем, что доходы и расходы также не были сбалансированы, рост денежной массы опережал темп роста товарооборота и услуг, оказываемых населению. Всё это неизбежно вызвало инфляцию, а значит, и девальвацию ссудного фонда, снижение эффективности его использования, что усугубляло и без того сложное положение банков. Немаловажное значение в снижении эффективности банковской реформы имело и то, что к её началу не было полного осмысления роли банка в экономической реформе в целом. Концепция перестройки кредитной системы во многом ещё носила отпечаток старых представлений о монополии Государственного банка, о преувеличенных его возможностях в управлении экономикой. Вся эта система не отвечала задачам, в развивающихся товарно-денежных отношениях.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчётов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.

Тем не менее, в результате проведения этого этапа банковской реформы совершенно определённо обозначились и позитивные результаты. К их числу необходимо отнести наметившийся переход к новому типу банковской системы: попытка разделения эмиссионной и кредитной функции Госбанка. К лучшему менялся кредитный механизм. Наряду с банковским кредитом пробивал к себе коммерческий кредит. Постепенно возникали новые формы обслуживания клиентов: факторинг, лизинговые операции. Параллельно с новыми банками в стране начали более активно формироваться другие рыночные структуры: биржи, всевозможные посреднические организации, производственные ассоциации и т.д. Постепенно вызревали условия для дальнейшей модернизации или трансформации банковской системы.

1.2. Банковская система Российской Федерации в 90-е гг.

К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов:

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.:

I. Центральный банк РФ.

II. Банковская система:

  • Коммерческие банки;
  • Сберегательный банк РФ.

Ш. Специализированные небанковские кредитные институты;

  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества. Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений. На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.:

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г.

I. Центральный банк.

II. Банковская система:

  • коммерческие банки;
  • сберегательные банки;
  • ипотечные банки.

III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • пенсионные фонды;
  • финансово-строительные компании;
  • прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

С середины 1995 г. напряженность в кредитной системе России еще более возросла, что объясняется рядом факторов. Прежде всего, введением валютного коридора правительством. Эта мера была призвана обуздать спекулятивные операции коммерческих банков, связанные с переходом рублевой массы в иностранную валюту (доллар и марку), поскольку такие действия способствовали снижению курса рубля и росту инфляции. Однако валютный коридор ослабил межбанковский кредит, в результате чего ликвидность ряда банков ухудшилась. В качестве других факторов, способствовавших ухудшению работы коммерческих банков, можно назвать невозврат кредитов в результате ухудшения экономической конъюнктуры в стране, неэффективный банковский менеджмент и маркетинг, плохая оценка банками кредитоспособности заемщиков, ожесточение кредитного регулирования Центрального банка. В этих обстоятельствах многие банки оказались неликвидными и неплатежеспособными, так как не могли выполнить требования по своим обязательствам. Последствиями такого положения стало лишение их лицензий Центральным банком, а по существу — их банкротство.

С 1992-1995 гг. характеризуются экстенсивным развитием банковской системы. Начавшийся с середины 1992 г. процесс массовой приватизации, галопирующая инфляция, активизация частного сектора в торговле служили стимулами и источниками высокой банковской прибыли. Динамику роста числа, начиная с 1988 г по 1995 г., можно представить в виде следующей диаграммы:

(Рис.1. Динамика роста числа зарегистрированных кооперативных и коммерческих банков.)

Если проследить динамику роста числа коммерческих банков то, можно наблюдать явный рост количества банков, начиная с 1990 г. по 1995 г, их количество увеличилось в 6 раз: с 358 банков до 2517. Количество филиалов было так же увеличено.

Не лучшим положение было и в ряде других кредитных институтов. Так называемые инвестиционные фонды, базировавшиеся на приеме ваучеров, оказались несостоятельными, поскольку вложения ваучеров в частные ценные бумаги не принесли дохода вследствие продолжающегося падения производства. Некоторые инвестиционные фонды, чтобы выжить, стали вкладывать свои средства в государственные ценные бумаги и различные финансовые инструменты. Значительная же их часть прекратила свое существование. Страховые компании также оказались в сложном положении, поскольку проведение в основном краткосрочных имущественных страховых операций снижает их инвестиционные возможности. В то же время операции по страхованию жизни развиваются чрезвычайно слабо, так как падение реальных доходов населения не обеспечивает достаточного спроса на личное страхование. Кроме того, допуск иностранных страховых компаний на российский рынок еще больше снижает потенциальные возможности национальных компаний.

Таким образом, банковская реформа, начавшаяся с середины 1987 г., привела к принципиальным коренным преобразованиям банковской системы и превращению её в структуру нового типа.

1.3 Банки России после кризиса 1998 года.

Банки относят к числу наиболее регулируемых организаций и учреждений. Надежность и независимость банковской системы является одной из основ экономической безопасности, независимости самого государства.

В 1990-е годы по странам с развивающейся и переходной экономикой прокатился ряд финансовых кризисов. Среди наиболее серьезных отметим 1994-1995 гг., поразивший Мексику, Аргентину, Бразилию, Филиппины, и кризис 1997-1998 гг., затронувший страны Юго-восточной Азии, а также Россию и Бразилию. Особенностью валютных кризисов 1990-ых годов стало совпадение их по времени с банковскими кризисами. Кризис 1998 года оказал сильное влияние на российскую экономику в целом, затронув при этом и финансовую систему страны. Наряду с негативным воздействием, кризис оказал и положительное влияние на многие отрасли экономики, включая банковский сектор. Как следствие кризиса, исчез ряд неэффективных предприятий, которые возникли в период начала 90-х годов и могли оказать отрицательное влияние на экономический рост в будущем.

Анализ выживших после кризиса 1998 г. банков, показал, что некоторые даже усилили свои позиции. Неустойчивыми оказались банки, вовлеченные в финансовые спекуляции. Большие банки, составляющие ядро банковской системы пострадали в наибольшей степени: Инкомбанк, СБС-Агро, Менатеп, Онэксимбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк РФ и т.д, лицензии которых были отозваны вскоре после кризиса, хотя их позиции казались непоколебимыми, далее, в последующие годы эти и др. банки были ликвидированы. Операции с клиентами превратились после кризиса в основном легальный путь получения прибыли. Банки, которые активно занимались клиентским обслуживанием и аккумулировали средства устойчивых клиентов, имеют лучшие показатели развития. К 2002 году в основном восстановила свои позиции после кризиса 1998 года (табл.1, по данным Банка России). Уже в 2002 г. свыше 90% кредитных организаций имели положительные финансовые результаты. Динамично росли активы, ссуды клиентам, вклады населения и другие показатели. В реальном исчислении до 2008 года капитал, активы, другие показатели банковской системы возрастали с темпами существенно выше роста ВВП. Вместе с тем основные показатели банковской системы России остаются ниже, чем в развитых и многих развивающихся странах.

Таблица 1

Данные таблицы 1 показывают, что после 2003-2004 гг. стали снижаться доли капитала, кредитов и депозитов в активах банковской системы. Также начала снижаться и доля накоплений в доходах населения. Это указывает на возникновение напряженности во взаимодействиях банковской системы и реального сектора задолго до возникновения мирового финансового и экономического кризиса.

Вместе с тем банковская система в 2000-2008 гг. росла быстрее других секторов экономики, постепенно занимая место, соответствующее роли банков в развитых странах. В условиях кризиса государством предоставлены значительные средства для поддержки банковской системы. В результате активы банковской системы к началу 2015 года впервые превысили объем ВВП, составив 73,4 трлн. руб. Активы Банка России возрастали более равномерно.

III. ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ

  1. Представление о современном Банке России

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 20.04.2015) "О банках и банковской деятельности" (02 декабря 1990 г.), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п.

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие:

  • двухуровневая структура;
  • осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком;
  • универсальность деловых банков;
  • коммерческая направленность деятельности банков.

Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый "конфликт интересов" между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. В РФ Закон "О банках и банковской деятельности" допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система построена по двухуровневому принципу, что схематически может быть представлено следующим образом:

(Рис. 2. Двухуровневая банковская система России)

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительство РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они проводят операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все банки второго уровня ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, т.е. имеют право осуществлять все обусловленные законодательством и банковскими лицензиями операции: как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание и максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем этот принцип тати в себе опасность консервации неэффективной структуры банковского продуктового ряда, компенсирую низкую рентабельность одной группы услуг высокой доходностью других. Сочетание в рамках одного банка коммерческих и инвестиционных услуг, обостряет так называемый конфликт интересов между банком и его клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в банках универсального типа. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в Российской Федерации является получение прибыли. Во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации, например кооперативные банки, которые не преследуют цели получения прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, также не ставящие своей главной целью получение прибыли.

Теперь приведем несколько наших принципиальных выводов о выполнении банками двух комплексных экономических функций.

Первая функция - обеспечение хозяйствующих субъектов денежными средствами, необходимыми для:

а) осуществления текущих расчетов и платежей по различного рода обязательствам (включая налоговые);

б) развития экономики (здесь ключевую роль играют денежные кредиты и прямые инвестиции в форме приобретения паев или пакетов акций и других ценных бумаг). Сфера, в которой действуют банки и иные кредитные организации, - это сфера нематериального производства, где полезный труд воплощается в особом результате, где вырабатываются свои особые услуги. Банки производят уникальную продукцию, а именно: такие многообразные финансовые технологии обслуживания клиентов, решения их проблем, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования.

Вторая функция банков состоит в обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с денежными средствами).

Возвращаясь к первой функции, следует подчеркнуть: выполняя ее, коммерческие банки выступают как финансовые посредники.

В данном своем качестве они, во-первых, концентрируют у себя часть финансовых (денежных) средств большинства участников хозяйственного оборота, объединяя принадлежащие предприятиям, организациям и физическим лицам разрозненные суммы в общие денежные фонды, способные образовать весьма серьезный экономический ресурс; с этой точки зрения аккумулирование банками временно свободных денег юридических лиц и населения - не функция (цель, задача), а единственно доступный для коммерческих банков способ ее выполнения.

Во-вторых, банки опосредуют расчеты и платежи по большинству хозяйственных сделок, заключаемых между субъектами экономики.

В-третьих, проводят налоговые и иные обязательные платежи своих клиентов за их счет (стараясь, прежде всего, эти платежи оптимизировать).

В-четвертых, обеспечивают сохранность и даже приращение сумм, доверенных им клиентами.

В-пятых, переводят наличные деньги в безналичные (и наоборот), своевременно снабжают клиентов необходимой наличностью.

В-шестых, управляют на доверительных началах деньгами и иным имуществом клиентов в их (или указанных ими лиц) интересах.

В-седьмых, проводят валютообменные операции.

В-восьмых, оказывая клиентам вышеперечисленные услуги, проводят в жизнь центробанковскую денежно-кредитную политику (а потому и экономическую политику государства): способствуют стабилизации в стране денежного обращения, формируют денежное предложение, в том числе предложение ресурсов для инвестиций.

В-девятых, направляют собираемые средства в наиболее перспективные отрасли экономики, задействуя различные формы кредитования конкурентоспособных заемщиков.

В-десятых, вкладывают в нормативно регламентируемых пределах часть собственных средств в уставные капиталы некредитных предприятий и организаций в целях совместного с ними хозяйствования. Однако заметим, что этот момент совместности хозяйствования отчасти противоречит определению банков как посреднических организаций.

  1. Структура и динамика банковской системы

Количество банков в России за последние годы постоянно снижается. Это подтверждает заключения экспертов, которые уже давно говорят, что в ближайшие годы в России останется около 500 - 600 банков. И действительно, прогнозы аналитиков по количеству банков вполне реальны. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на количество банков в свете последних изменений в законодательстве по размеру уставного фонда.

Итак, сколько банков в России и сколько из них мелких банков? В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2015 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 834, из них только - 419 (50,24%) можно твердо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала.

Из общего количества банков на начало 2015 года - 450 банков, или 54 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы в 10,4 млн. человек получается, что на каждые 23,1 тысяч населения столицы приходится один банк.

Количество банков на 01.01.2015 года составило 834, то есть за прошедший 2014 год сократилось еще на 89 банков (923 - 834). А количество банков за последние 6 лет (с 2007 по 2015 годы) сократилось уже на 302 банка (1136 - 834) что составляет 26,6 %, и что самое неприятное - быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам. Если так пойдет и дальше, то региональные банки в ближайшее время просто могут исчезнуть.

Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов, за последние 8 лет выглядит так:

Таблица 2

Лишь 275 банков имеют генеральную лицензию (число на начало мая 2015 г.).

Статистика по количеству банков на 01.01.2014 год и 01.01.2015 год, показывает, что сокращение банков ускорилось в 2,7 раза (89 за 2014г. / 33 за 2013г.).

Статистика на 01.04.2015 год показывает, что банков в России 824, т.е. становится понятно, что сокращение банков и в 2015 году продолжилось.

На 1 января 2014 года совокупные активы российской банковской системы достигли 55,8 трлн. рублей, а совокупный капитал – 6,75 трлн. рублей. При этом уже в октябре 2014 года данные показатели составляли 62,8 трлн. и 7,47 трлн. рублей соответственно. Таким образом, рост за девять месяцев 2014 года по активам составил 12,6%, по капиталу – 10,75%. Но куда более значительный рост (и за менее короткий срок) показали активы банковской системы в период с октября 2014 года по январь 2015-го. На 1 февраля 2015 года совокупные активы банковской системы составляли уже 79,3 трлн. рублей, а совокупный капитал – 7,7 трлн рублей. За четыре месяца активы выросли на 27%, капитал – на 4,1%.

В результате с 1 января 2014 года по 1 февраля 2015 года совокупные активы банковской системы увеличились на 24 трлн. рублей, или на 43%, а совокупный капитал – на 1 трлн. рублей, или 14%. Такой рост активов банковская система России демонстрировала лишь в самые благоприятные для нее времена.

Стоит обратить внимание на тот факт, что основной рост совокупных активов банковской системы пришелся на период максимального ослабления рубля относительно основных мировых валют. В период с января по октябрь 2014 года доллар подорожал на 20%, евро – на 11%. В период с октября 2014 года по начало февраля 2015-го доллар вырос на 71%, евро – на 54%. Основной причиной значительного увеличения активов банковской системы послужила переоценка валютных активов. А их влияние на банковскую систему, как мы видим, значительное.

Доля валютных активов в совокупных нетто-активах как на 1 января 2014 года, так и на 1 октября 2014-го не превышала четверти. Но уже на 1 февраля 2015 года эта доля увеличилась до 38,2%. Причем основную долю этих активов занимал портфель кредитов в валюте, который за период с 1 октября 2014 года по 1 февраля 2015-го увеличился более чем на 60%. Тогда как кредитный портфель, выданный в рублях, за аналогичный период изменился менее чем на 1%. Особо хочется отметить, что доля валютных заемщиков – физических лиц в совокупном кредитном портфеле, выданном в валюте, не превышает 2%.

Обращает на себя внимание еще одна особенность – динамика капитала, а вернее, практически ее отсутствие на фоне значительного роста активов под риском, которые, в свою очередь, влияют на капитализацию банков. За период с начала января 2014 года по 1 февраля 2015-го объем совокупного капитала увеличился всего на 1 трлн. рублей, или на 14%. То есть рост капитала не успевал за ростом активов под риском. При дальнейшем обесценивании рубля объем таких активов только бы увеличился. А ввиду достаточно ограниченных возможностей по увеличению капитала (в текущей ситуации это в основном господдержка), возможно, последовали бы массовые нарушения банками норматива достаточности капитала.

Так, норматив достаточности капитала Сбербанка на 1 октября 2014 года составлял 12,24%. При этом уже на 1 февраля 2015 года он принимал значение, равное 10,67%, при минимально допустимых 10%, а на 1 марта составил 11,14%.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что с началом укрепления рубля, как совокупные нетто-активы банковской системы, так и большинство банков в отдельности покажут отрицательную динамику по большинству балансовых показателей и, главным образом, по объему кредитного портфеля. Уже по балансовым отчетам за февраль на 1 марта 2015 года банковская система показывает снижение активов ввиду начавшегося укрепления рубля. Так, только за февраль совокупные нетто-активы сократились на 6%, или 4,4 трлн. рублей, и на 1 марта 2015 года составили 74,9 трлн рублей против 79,3 трлн месяцем ранее.

Сокращение совокупных активов банковской системы подразумевает сокращение активов под риском. Но, скорее всего, улучшения капитализации банковской системы ожидать не стоит: капиталы банков вновь окажутся под давлением, поскольку ухудшение в экономике неизбежно приведет к росту дефолтов заемщиков и, как следствие, к росту отчислений в резервы и убытки.

Таким образом, можно констатировать, что банковская система России сильно валютизирована, а девальвация рубля чуть ли не на 50% раздула активы банковской системы в 2014-м – начале 2015 года. Больше всего в данной ситуации страдает капитализация банков, что, в свою очередь, сильно понижает надежность всей банковской системы.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе проведен анализ структуры банковской системы РФ, ее функций, анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики, изложены задачи и функции Банка России, рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, проведен анализ развития банковского системы в 1998-2015 г., определены основные проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе развития, выработаны основные направления совершенствования российской банковской системы.

Современная российская банковская система - это важнейшая сфера национальной экономики. Практическая ее роль обусловлена тем, что она реализует в государстве систему платежей и расчетов: наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам: большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции. Коммерческие основы деятельности кредитных организаций и двухуровневая структура (I уровень Центральный банк Российской Федерации: II уровень - кредитные организации) - фундаментальные принципы организации российской банковской системы.

Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, воздействуя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег в обращении.

Роль ЦБ РФ в развитии и регулировании денежно-кредитной сферы и экономики России исключительно высока. Центральный банк имеет ряд функций и целей, которые направлены на поддержание и развитие экономики государства. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу. Основными из них являются проведение учетной политики и политики рефинансирования, определение минимальных резервных требования, операции на открытом рынке и валютная политика.

В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка и Правительства РФ в нынешних условиях развития и стабилизации экономики значительно высока. Грамотное проведение реструктуризации банковской системы, принятие необходимых антикризисных мер обеспечит дальнейшее развитие банковской системы РФ так и экономики в целом.

Таким образом, становление и развитие кредитно-банковской системы один из важнейших признаков осуществления экономических реформ и она является «живым организмом», которая живет, развивается в зависимости от многих факторов и от нее зависит эффективность функционирования экономики в целом и экономический рост в стране.

V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» с изменениями.
  3. Отчет о работе банковского сектора.
  4. Годовой отчет Банка России.
  5. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года // Деньги и кредит. – 2011. - №5. – С.4-21.
  6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  7. Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики: монография / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2014.
  8. Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной. Материалы МБК-2015. – Деньги и кредит. – 2015
  9. Банковский сектор России: некоторые актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. – 2013. - №4.
  10. Рудько-Селиванов В.В. Актуальные вопросы взаимодействия банковского и реального секторов экономики в условиях кризиса // Деньги и кредит. – 2009. -№7. – С.18-23.
  11. Состояние банковской системы: взгляд практика // Банковское дело. – 2015.
  12. Хасянова С.Ю. Банковский сектор России в глобальной системе финансовой стабильности // Деньги и кредит. - 2013. - №6. – с.19-27.
  13. Бюллетень банковской статистики.
  14. Материалы Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru.
  15. Материалы Информационного банковского портала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.banki.ru
  16. Материалы Информационного агентства Bankir.ru[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bankir.ru
  17. Материалы Информационного портала bankirsha.com[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bankirsha.com/
  18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа rbc.ru

Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития