Конспект урока для 1 класса «В гостях у сказки «Заюшкина избушка»


Конспект урока для 1 класса «В гостях у сказки «Заюшкина избушка»

Подготовила воспитатель

дошкольной группы:

Ширшова М. М.

2014год.

Конспект НОД

В подготовительной к школе группе

«В гостях у сказки «Заюшкина избушка»».

Цель: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Уточнять и расширять знания детей о сказках;

Закрепление знаний полученных ранее;

Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.

Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путём ответа на вопросы.

Коррекционно – развивающие:

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

Развитие словесно-логического мышления, речи, умения рассуждать.

Развитие невербальных форм общения, артикуляционной и общей моторики.

 

Коррекционно – воспитательные:

 

Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.

Воспитывать интерес к художественной литературе. Через сказку прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.

Методы и приёмы:

Теоретические: беседа, рассказ.

Наглядные: показ иллюстраций, используя презентацию, предметные картинки, мнемотаблица.

Практические: Развивающие игры и упражнения.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок о животных, беседа по их содержанию, пересказ и драматизация.

Рассматривание иллюстраций.

Разгадывание загадок о персонажах сказок.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Упражнение приветствие.

Задача: Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Развитие невербальных форм общения, используя жесты и мимику.

В: Сегодня у нас с вами много гостей. При встрече принято здороваться. Я скажу: «Здравствуйте, дорогие гости!» А вы, подумайте, как можно поздороваться иначе, используя мимику и жесты.

Дети здороваются рука к руке, ладонь о ладонь, машут рукой, кивают головой и т. д.

- Молодцы, хорошо поздоровались.

2. Работа по теме занятия (Активизация внимания, создание проблемной ситуации).

- Ребята, нам пришло необычное письмо. Сейчас я его вам покажу и прочитаю.

2 слайд.

– Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда. Помогите зайчику, его лиса выгнала из избушки. Присылаю большую книгу сказок, она поможет вам попасть в сказку.

с/у к вам Сказочница.

- Ну, что, поможем зайчику? (ДА).

Как мы можем ему помочь? (Выгнать лису из домика зайца)

Куда мы должны попасть, чтобы помочь зайчику? (В сказку)

- Вспомните, как называется сказка, в которой лиса выгнала зайчика из избушки. (Ответ детей)

- Правильно ребята, это сказка «Заюшкина избушка»

3 слайд. Сказочница прислала нам вот эту книгу, в ней живут сказки их здесь очень много. Сейчас мы её откроем и поищем нужную нам сказку.

Какую? (Мы будем искать сказку «Заюшкина избушка»)

4 слайд. Дид. упр. «Назови сказку по картинке».

Задача: Развитие зрительной памяти, воображения, логического мышления, закрепление знаний о сказках.

Вы должны узнать сказку по картинке. (пока не дойдем до картинки из сказки «З. изб.» )

С 5-го по 13 слайд

Итак,

сказка 1-ая. (2,3,4, 5,)

- Мне кажется, что мы нашли нужную нам сказку. Напомните мне, в какую сказку мы должны попасть? ( В сказку «Заюшкина избушка»)

- А теперь отгадайте мои загадки о героях этой сказки.

( Найди отгадку на картинках, покажи всем.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее ….. Лиса.

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу серый, злой, голодный? Волк

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Медведь

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

- Назовите героев сказки ещё раз. (Показывают и называют)

(Закрепление представления детей о месте обитания животных и умение их классифицировать. )

Как одним словом можно назвать героев сказки? (Животные)

- Все? – (Нет.) Почему? (Петушок это птица.) Какая? (Домашняя)

- Заяц, лиса, волк, медведь - это какие животные? –Дикие.

- Где живут дикие животные?- В лесу.

- Правильно. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Сейчас мы перенесёмся в сказочный лес, выполняя артикуляционную гимнастику. Я буду говорить волшебные слова, а вы разомнёте язычок.

Артикуляционная гимнастика

Если в сказку всем сердцем поверить,

(Приоткрыть рот.)

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадёте

(удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: «лопаточка».)

На волшебном ковре – самолёте,

На летучем большом корабле

(Поднять боковые края и кончик языка: «чашечка».)

Или с Бабой – Ягой на метле,

(Кончик узкого языка ритмично движется вправо - влево: « часики».)

На плоту по молочной реке

(Широкий расслабленный язычок: «лопаточка».)

И верхом на Коньке – Горбунке,

(Поцокать языком: «лошадка».)

Можно в сказку влететь на Жар-птице,

(Широкий язык движется вверх-вниз: «качели».)

Можно на Колобке закатиться,

(Круговые движения кончиком языка вокруг губ.)

Можно въехать как слон на еже.

(Покусать кончик языка.)

Ой! Мы, кажется, в сказке уже…

Упр. «Ветерок и листья»

Тише, тише. Вы слышите, как шелестят листики. Как шелестят листики? Ш-Ш-Ш. И ветерок свистит С-С-С. Как ветерок свистит?

Листики шелестят, ветерок свистит, листики, ветерок. Ветерок затих и листики перестали свистеть.

14 слайд.

- Вот мы и в сказочном лесу, посмотрите, как здесь красиво, но здесь никого нет. Смотрите, на пенёчке какой-то конверт. Подписано – « Ребятам – от лисы».

- Ребята, лиса оставила нам вот этот конверт с заданиями, выполнив которые мы сможем помочь зайчику. Ну, что принимаем условия лисы? – Да.

Задания:

15 слайд.

1.Скажи и покажи, в какое время года лиса и заяц строили избушки?

- Сначала назовём все времена года, я буду показывать на картинку, а вы говорите, какое это время года.

- А теперь вспомните, в какое время года лиса и заяц строили избушки?

- покажите на картинке осень.

Почему избушка лисы растаяла?

- Наступила весна, стало тепло, а домик у лисы был ледяной, он и растаял.

- Покажите на картинке весну.

16 слайд

2.«Накорми лису»

- Как ты думаете, что выберет на обед лиса, а что заяц?

- Сначала выберем еду для лисы.

- А теперь выберем еду для зайчика.

Физкультминутка. Игра малой подвижности «Звериная семья».

А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Звериная семья».

- Скажите, из кого состоит семья животных? (Мамы, папы и детёныша)

Я превращу вас в детенышей разных животных, а вы немного поиграете, а потом расскажете, кто ваши папа и мама. (Одеваю детям шапочки с изображением детёнышей животных.)

Шапочку одеваю, в зайчонка превращаю… и т. д.

В-ль: Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки.

Стали весело кружиться,

Стали звери веселиться.

Раз – прыжок, два – прыжок.

Замирай скорей, дружок. (дети двигаются в соответствии с текстом)

Обращаюсь к одному из детей: «Ты кто? Кто твоя семья?» (Я лисенок. Моя мама лисица, а папа лис.) Отомри, садись.

Шапочки снимаю, в детишек превращаю.

Отдохнули, а теперь выполним последнее задание лисы.

17 слайд.

4.Вспомни и расскажи сказку. А поможет нам в этом вот эта таблица. Сначала расскажу сказку я, а потом попробуете рассказать вы, самостоятельно.

Работа с «Мнемотаблицей».

Задача: упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

- Жили были лиса и заяц.

- Решили они избушки на зиму строить. Зайчик построил избушку лубяную из берёзовой коры, да лыка, а лисичка ледяную.

(Показ коры и кусочка льда.) Посмотрите, из какого материала строили избушки зайчик и лиса. Вот это кора дерева и кусочек льда. Можете потрогать. Кора дерева – сухая, твёрдая, а лёд холодный, мокрый. Я положу эти материалы в сторонку, а после занятия мы посмотрим, что с ними случилось.)

- Наступила весна. Пригрело солнце, избушка лисы растаяла.

- Попросилась она к зайцу, да и выгнала его из домика

- Сидит зайчик и плачет

- Бежит мимо волк, решил лису выгнать, но не смог. Испугался и убежал

- Идёт мимо медведь, но и ему не удалось выгнать лису

- Идёт мимо петушок, решил тоже помочь зайчику. Петушок как закричит: «Ку-ка-ре-ку! Это я, петух. Несу косу на плечи, хочу лисе голову отсечи! Выходи, лиса, вон!

- Испугалась лиса и убежала прочь. А зайка остался жить в своей избушке вместе с петушком.

А теперь расскажите сказку самостоятельно (2-3 реб.). (При необходимости помочь)

Ну вот, мы помогли зайчику. Лиса освободила его домик.

(18 слайд – зайчик сидит в своём домике.)

А нам пора возвращаться в садик.

(Дети произносят «волшебные» слова с закрытыми глазами)

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три сказка в садик нас верни!

3. Заключительная часть.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что понравилось больше всего. В гостях, какой сказки мы с вами побывали? - Кто был добрый в сказке? Почему?

- Кто по настоящему помог зайчику?

- А как петушок испугал лису?

- А кто злой? Почему? Какая была лиса в сказке? (Злая, коварная, хитрая)

Как вы думаете, бывают такие люди в жизни? (ДА)

Поэтому, вы должны во всём помогать друг другу, заботится друг о друге, быть дружными. Не доверяйте чужим, малознакомым людям, они вас могут обмануть и обидеть.

- Чему учат сказки? (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, не обманывать, не обижать слабых.)

Можно сказать, что добро победило зло? Если вы считаете, что добро победило зло, нарисуйте улыбающееся солнышко. Если считаете по-другому, нарисуйте грустное солнышко.

Ребята, подойдите к столу, берите листочки и фломастеры и рисуйте.

Покажите свои солнышки гостям. Я вижу, что у всех оно улыбается, моё солнышко тоже улыбается. Мне очень понравилось, как вы дружно отвечали на вопросы, правильно выполняли задания. Спасибо, ребята.

Самоанализ НОД

В подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

Тема: « В гостях у сказки «Заюшкина избушка»».

В НОД интегрировала следующие образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая культура».

Цель: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Уточнять и расширять знания детей о сказках;

Закрепление знаний полученных ранее;

Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.

Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путём ответа на вопросы.

Коррекционно – развивающие:

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

Развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать.

Развитие невербальных форм общения, артикуляционной и общей моторики.

 

Коррекционно – воспитательные:

 

Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.

Воспитывать интерес к художественной литературе. Через сказку прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.

Для реализации поставленных задач использовала различные методы и приёмы:

Теоретические: беседа, рассказ.

Наглядные: показ иллюстраций, используя презентацию, предметные картинки, мнемотаблица.

Практические: Развивающие игры и упражнения.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок о животных, беседа по их содержанию, пересказ и драматизация.

Рассматривание иллюстраций.

Разгадывание загадок о персонажах сказок.

1этап. Организационный момент.

Упражнение «Приветствие» проведено с целью формирования доброжелательного отношения друг к другу, развития невербальных форм общения с помощью мимики и жестов.

2этап. Основная часть.

Чтобы заинтересовать детей и активизировать их внимание, создала проблемную ситуацию – письмо с призывом о помощи.

Введение в тему занятия осуществила, задав вопрос детям: «В какой сказке лиса выгнала зайчика из избушки?»

Отгадывая загадки О героях сказки, дети развивали умение узнавать и называть животных по картинке, образное мышление, воображение.

Дидактическое упражнение «Назови сказку по картинке» - Способствовало развитию зрительной памяти, логического мышления, закреплению знаний о сказках.

Отвечая на вопросы о героях сказки, дети закрепляли свои знания о животных: о месте их обитания и умение их классифицировать.

Для поддержания интереса детей к занятию использовала сюрпризные моменты: «волшебная» артикуляционная гимнастика, проведённая с целью развития и укрепления артикуляционного аппарата детей, которая перенесла нас в сказку; письмо с заданиями от лисы.

Упр. «Ветерок и листики» направлено на развитие фонематического слуха.

Дид. упр. «Скажи и покажи» проведено с целью закрепления знаний о временах года, Умения рассуждать, строить простые и сложные предложения.

Упр-ие «Накорми лису» - направлено на развитие познавательного интереса и закрепление представления детей о питании диких животных.

Работа с «мнемотаблицей» способствовала развитию связной речи и формирование навыков связного, последовательного пересказа сказки.

3. Этап. Итог. Подведение итога осуществила через индивидуальное обобщение.

На протяжении всего занятия использовала упражнения и задания, которые влияли на коррекцию психических функций (слуховое и зрительное восприятие, тактильные ощущения, память, воображение). А так же осуществлялся индивидуально - дифференцированный подход, через индивидуальную помощь.

При проведении НОД использовала элементы здоровьесберегающих технологий – провела физкультминутку игру малой подвижности «Звериная семья». Учитывала своевременную смену видов деятельности. Считаю, что структура образовательной деятельности соответствует её задачам. Задачи, поставленные на занятии, считаю достигнутыми. В дальнейшем планирую продолжить работу по познавательно - речевому развитию детей.

При составлении плана конспекта НОД использовала интернет ресурсы, пособие для ДОУ «Индивидуальные логопедические занятия» автор составитель О. В. Тырышкина, методическое пособие для занятий с детьми «Поиграем в сказку» - автор составитель Н. Ю. Памфилова.

Список использованной литературы:

Пособие для ДОУ «Индивидуальные логопедические занятия», автор составитель О. В. Тырышкина, Волгоград – 2015год;

Методическое пособие для занятий с детьми «Поиграем в сказку» - автор составитель Н. Ю. Памфилова.

Интернет-ресурсы:

Family-planet. ru

AudioSkazki. info