Понятие рынка. Основные условия его функционирования. Функции маркетинга и их характеристика

Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодский кооперативный колледж

Контрольная работа

по дисциплине:

"Маркетинг"

Выполнила:

студент группы Т – 5

заочного отделения

шифр 12

Нешва М. Н.

Проверил:

Дата сдачи:

Оценка:

Вологда 2013

Вопросы:

3. Понятие рынка. Основные условия его функционирования. Функции маркетинга и их характеристика.

19. Виды цен, применяемые в рыночной экономике, их характеристика. Функции цены, ценообразующие факторы, цели ценовой политики.

22. Сегментация рынка - понятие, виды, критерии. Факторы сегментации рынка по группам потребителей.

33. Опрос как метод сбора маркетинговой информации.

46. Дайте характеристику возможных причин падения сбыта на товар, предложите меры по его преодолению.

3. Понятие рынка. Основные условия его функционирования. Функции маркетинга и их характеристика.

Понятие «рынок».

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Данная категория имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом. В это понятие включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте, и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например говорят о снижении цен на рынке металла или о дефиците на рынке труда), и место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти (как и другие) определения рынка имеют право на существование, так как характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления. Наличие большого количества определений и трактовок содержания категории «рынок» связано с развитием общественного производства и обращения.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно (1801-1877) и экономист А. Маршалл (1842-1924) считают, что «рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».В данном определении сохраняется пространственная характеристика рынка, а в качестве основного критерия выступает свобода обмена и установления цен.

Условия нормального функционирования рынка.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие условия:

1)наличие самостоятельных экономических субъектов, их правомочность в заключении сделок и распоряжении своими доходами. То есть возможность каждого заниматься любой не запрещенной законом предпринимательской деятельностью;

2)многосекторная экономика, иначе говоря, многообразие форм собственности и соответственно видов предприятий. Основа рыночной экономики - частная собственность; особое значение для современной экономики имеет акционерная (корпоративная) собственность.

3)конкуренция. Конкуренция — душа рынка. Есть конкуренция — значит, есть и рынок. Условием конкуренции является наличие хотя бы нескольких продавцов (производителей), а также нескольких покупателей;

4)свободные рыночные цены, которые устанавливаются в процессе конкуренции. Допускается государственное регулирование цен на определенные виды товаров и услуг. Цены передают информацию об изменениях рыночной ситуации, стимулируют применение наиболее экономичных методов производства, распределяют и перераспределяют доходы;

5)устойчивые денежная и финансовая системы. Устойчивость денежной системы предполагает отсутствие инфляции (или ее минимальный уровень), а устойчивая финансовая система предполагает прежде всего стабильность налогов;

6) наличие развитой инфраструктуры рынка;

7) дополнение чисто рыночного механизма государственным регулированием экономики. Вопрос состоит только в том, как регулировать, в какой форме и дозе. Важно отметить, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимизировано, оно не должно подавлять и разрушать рынок;

8) открытость национального рынка, его связь с мировым рынком;

9) стабильность политической ситуации;

10) умение всех участников приспосабливаться к требованиям рынка, соблюдать «правила игры».

Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной концепцией, напротив, направления и методы ее реализации требуют адаптации к типу организации, условиям и возможностям ее применения.

Для правильного понимания и применения теории маркетинга на практике необходимо глубокое изучение функций маркетинга.

ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА - отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе организации и осуществления маркетинга. К важнейшим функциям маркетинга относят: исследование маркетинга и сбор информации; планирование маркетинга; организацию маркетинга; разработку нового продукта; продвижение продукта; сбыт и распределение продукта.

1. Аналитическая функция.

Для выживания в конкурентной борьбе необходимо постоянное обеспечение лиц принимающих решения максимально достоверной информацией. Сегодня информация является не менее важным ресурсом предприятия, чем деньги, сырье, оборудование и персонал.

Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворить запросы всех покупателей. Вместе с тем необходимо стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности, существующих и потенциальных покупателей. Это будет возможно только в том случае, когда будет установлено, что производимые или запускаемые в производство товаров соответствуют запросам и вкусам покупателей, что товары отличаются по свойствам и качеству от товаров конкурентов. Важно выявить недостатки и достоинства товара; определить отношение к нему отдельных групп потребителей; определить возможные тенденции изменения требований рынка к товару в будущем; установить области его использования в будущем. Все это достигается в результате исследования рынка.

  • Исследование рынка, как такового.

Исследование рынка - это комплекс мероприятий по изучению процессов в сфере товарного обращения, направленных на обеспечение сбалансированности спроса и предложения товаров и услуг.

  • Исследование потребностей.

  • Исследование фирменной структуры.

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.

  • Исследование товаров.

Исследование товаров - определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности.

  • Анализ внутренней среды предприятия.

Ориентирование в маркетинге на целевого потребителя должно сочетаться с особенностями внутренней среды фирмы и, в частности, с ее ресурсными ограничениями.

2. Производственная функция.

Производственно-сбытовая функция маркетинга предполагает осуществление заложенных в планах направлений:

- товарной политики (производство определенной ассортиментной гаммы продукции, разработку новых товаров, осуществление предпродажного обслуживания товара, обновление оборудования и т.д.);

- ценовой политики (определение уровня цен за единицу товара и динамики цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и т.д.);

- сбытовой политики (создание каналов сбыта, определение момента выхода на рынок, обеспечение системы товародвижения и т.д.);

- коммуникационной политики (осуществление мер по продвижению товара на рынок: проведение рекламных компаний, предоставление посредникам и потребителям, соответствующим льгот и скидок, стимулирование собственных сотрудников, занимающихся сбытом продукции, участие в выставках и ярмарках и т.д.);

- кадровой политики (набор кадров, обучение и переподготовка персонала, осуществление мероприятий по мотивации сотрудников и т.д.).

  • Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.

  • Организация материально-технического снабжения.
  • Управления хозяйством и конкурентной способностью готовой продукции.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.

3. Сбытовая (или функция продаж).

  • Организация системы товародвижения.

Система товародвижения – это обеспечение доставки товара в то место, где он нужен, в то время, когда он нужен, в таких количествах, в каких он будет востребован и такого качества, которое вполне удовлетворит потребителя.

  • Организация сервиса.

Сервис рассматривается как система обслуживания покупателей. Цель сервиса - предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в получении наибольшей пользы от приобретенного товара.

  • Организация системы формирования спроса и стимулирование сбыта.
  • Проведение целенаправленной ценовой политики.

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встаёт задача – назначение цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве разных отраслей. Например, за жильё мы вносим квартплату, в институте – плату за обучение. Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают с вас плату за проезд. С некоторой долей условности ценой руководящего работника можно назвать его жалованье; ценой продавца – получаемую им комиссию; ценой рабочего – его заработную плату.

  • Проведение целенаправленной товарной политики.

Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты.

4. Функции управления и контроля (управленческая функция).

  • Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.

Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных областей в теории экономики производства. Оно занимает важнейшее место и в практической деятельности предприятия.

  • Информационное обеспечение маркетинга.
  • Коммуникативная подфункция маркетинга.
  • Формирование контроля маркетинга.

Контроль заключает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятельности.

19. Виды цен, применяемые в рыночной экономике, их характеристика. Функции цены, ценообразующие факторы, цели ценовой политики.

Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, уселости и интенсивности труда.

Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.

Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.

Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

Также существуют договорные, государственные и мировые цены.

Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий, а на продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной страны) ресурсы, а также на социально значимые товары. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.

1) Фиксированная цена - это твёрдо уставленная государством цена. Примером могут служить тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды для населения.

2) Регулируемая цена - это цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти на местах по соответствующей номенклатуре продукции. Цены устанавливаются в соответствии с методами, правилами и нормативами, определяемыми органами.

3) Цена предельная - государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

В любой экономической системе цена является регулятором отношений экономических субъектов, и она выполняет ряд функций, таких как:

1. Измерительная функция, т.е. с помощью цен измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой деятельности фирмы.

2. Регулирующая функция - проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами.

3. Стимулирующая функция - проявляется в увеличении объема производства и увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.

4. Ориентирующая функция - выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.

Ценообразующие факторы

При выборе ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большей степени это факторы, не контролируемые фирмой. Одни из них способствуют снижению цен, другие вызывают рост последних.

Факторы, способствующие снижению цен

Факторы, вызывающие рост цен

Рост производства

Технический прогресс

Снижение издержек производства и обращения

Конкуренция

Снижение налогов

Расширение прямых связей

Спад производства

Нестабильность экономической ситуации

Монополия предприятия

Ажиотажный спрос

Увеличение массы денег в обращении

Рост налогов

Рост зарплаты

Увеличение прибыли предприятия

Улучшение качества товара

Соответствие моде

Рост цены рабочей силы

Низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же экономические процессы можно осуществлять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый аппарат, воздействует на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует на экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители и потребители, они не в силах отменить так же, как и процентную ставку за кредит, ВТО время как цены они могут снижать, повышать или покупать товары, сырье с разным уровнем цен.

Ценовая политика представляет собой общие цели предприятия, которых оно пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Ценовая политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия. Чем яснее у предприятия представление о целях, тем легче ему устанавливать цены на свою продукцию.

Цели ценообразования:

1. Обеспечение выживаемости предприятия;

2. Завоевание лидерства по показателю «доля рынка»;

3. Завоевание лидерства по показателю «качество продукции»;

4. проведение политики «снятие сливок», или «сбора урожая»;

5. Краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции;

6. Принципы максимизации текущей прибыли.

33. Опрос как метод сбора маркетинговой информации.

Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение, эксперимент, панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет).

Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования. В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.

Опрос - самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью.

Опросы разделяются:

- по кругу опрашиваемых лиц (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);

- по количеству одновременно опрашиваемых лиц (единичное или групповое интервью);

- по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));

- по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизованная);

- по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению.

Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.

Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п.

Опрос — это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов. Он используется примерно в 90 % исследований.

Цель опроса состоит в том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки в отношении какого-либо объекта. Поэтому применение метода опроса позволяет:

идентифицировать потенциальных потребителей;

осуществить сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;

оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно продукта (предприятия), его характеристик, цепы и других элементов комплекса маркетинга;

выявить предпочтения потребителей по товарным маркам;

изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;

установить факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;

оценить эффективность воздействия на потребителей маркетинговых программ, приемов и инструментов;

отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок и убеждений потребителей;

выявить характеристики потребителей (социально-демографические, психо-графические, поведенческие) и т. д.

Особенностью опроса как метода сбора первичной маркетинговой информации является достаточно высокая степень отказа респондентов от участия в исследовании, обусловленная двумя основными причинами. Первая связана с чувством подозрительности и стремлением никого не допускать в свою личную жизнь. Определенная категория людей не изъявляет желания участвовать ни в каком обследовании. Вторая причина определяется специфическими обстоятельствами проведения конкретного опроса. Например, некоторые респонденты не желают обсуждать определенные темы. Выбранная форма опроса также влияет па степень желания участвовать в обследовании.

46. Дайте характеристику возможных причин падения сбыта на товар, предложите меры по его преодолению.

Тема падения продаж вообще крайне наболевшая, но иногда, мы забываем абстрагироваться от окружающего хаоса, взглянуть на картинку немного со стороны и понять основные причины спада торговли.

Если не касаться прямой раскрутки магазина (поговорим сперва о рознице), что, кстати, не маловажная часть, а для начала, навести порядок внутри организации, то есть только одна всем известная причина падения продаж: неудовлетворение спроса. В свою очередь, эта причина включает в себя как минимум такие проблемы:

-Проблема с остатками;

-Проблема с ассортиментом;

-Цена;

-Человеческий фактор;

-Целевой сегмент.

Не будем брать в расчёт такой момент, как неудачное месторасположения, хотя, теоретически и из этой ситуации можно найти выход. Другое дело, что то, на сколько он окажется действенным, не известно. Кроме того, не будем отдаляться от основной темы «причин падения сбыта на товар», что подразумевает то, что некоторые продажи у магазина всё же были, и фактор расположения никак не изменился.

Рассмотрим детальней вышеперечисленные пункты.

-Наличие проблем с остатками:

Любому здравомыслящему управляющему ясно, что если торговать магазину нечем, то и продажи расти не будут, а точнее, будут падать.

Как узнать, существует ли такая проблема?

Нас в основном интересует наличие в магазине нескольких видов товара. ТОПовые позиции: они дают вашему магазину оборот и приносят наибольшую прибыль. Товары магниты: за ними к вам приходят покупатели и они часто попадают в список топовых позиций. Сопутствующие товары: они влияют на лояльность к вам покупателей. Запирающие товары: их не так много, но они могут «убить» накорню продажи какого-то ещё товара.

Проведение анализа ваших остатков даст вам бесспорное преимущество: Информация стоит дорогого. Поверьте, если в вашем магазине всегда будут на полке товары из этого списка, это весомый шаг не только к стабилизации продаж, но и к их увеличению.

-Проблемы с ассортиментом:

Напрямую связано с определением сегмента вашего основного покупателя. Выясните, какой это сегмент и удовлетворите его. Составьте ассортиментную матрицу и пересмотрите ваш ассортимент. Это простая арифметика: Если у вас будет достаточный ассортимент для удовлетворения основного потока покупателей, они не уйдут от вас, а кроме того, могут привести к вам своих друзей.

Помочь Вам в управлении ассортиментом может корреляционный анализ.

-Человеческий фактор:

Об этом конечно сказано уже достаточно много всего, но порой, заходя в какой либо новый для меня магазин, я поражаюсь тому, что эти давно известные истины забывают или игнорируют. Не хочу слишком углубляться, но не забывайте о: запахах в магазине, приятной музыке, освещении. Кроме того, если у вас не продуманная или даже отталкивающая выкладка, не слишком надейтесь на то, что ваши покупатели останутся Вашими. Хоть изредка нанимайте тайного покупателя. Стоит это не так дорого, а вот не затуманенный взгляд и независимое мнение об обслуживании могут оказаться крайне полезны.

-Сегментирование:

Тут всё просто. Если ваш ассортимент не соответствует тому, какой сегмент покупателей приходит к вам в магазин, долго он не будет к вам ходить. Конечно, это далеко не простая задача, она требует сил и времени, но оно того стоит.

Если вы идёте на рынок и вам нужны винты с гайками определённого размера, вы заходите в замечательный, прекрасный магазин, но там их нет, какой вам прок от того, что у них отличный выбор гвоздей?

Если в вашем магазине в полном порядке все вышеперечисленные пункты, как вообще может быть такое, чтобы люди не вернулись к Вам в магазин за покупками?

22. Сегментация рынка - понятие, виды, критерии. Факторы сегментации рынка по группам потребителей.

Сегментирование рынка – это процесс разделения рынка на отдельные части – сегменты, отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции производителя, т.е. это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары. Сегментирование рынка – один из важнейших инструментов маркетинга.

Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группы потребителей продуктов или предприятий, обладающих определенными общими признаками. Сегментирование рынка может быть осуществлено разными путями по множеству критериев. Цель сегментирования рынка – выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в товарах и сориентировать свою политику на удовлетворение спроса.

От того, насколько правильно выбрана цель сегмента рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе. При формировании сегмента рынка различают критерии и признаки (принципы) сегментирования. Критерий – это мерило оценки обоснованности выбора сегмента рынка для предприятия или его товара. Признак – показатель выделения данного сегмента рынка. При формировании сегмента рынка могут быть использованы следующие критерии:

  • различия между потребителями, позволяющие объединить их в сегмент;
  • сходство между потребителями, формирующее устойчивость данной группы потребителей к товару;
  • наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей, определить емкость рынка;
  • возможность выстоять в конкурентной борьбе;
  • достаточность объема продаж для обеспечения покрытия расходов и получения прибыли;
  • доступность сегмента для предприятия (наличие каналов сбыта и транспортировки).

Сегмент рынка создается в следующей последовательности:

  • анализируются требования покупателей относительно товара фирмы;
  • формируются группы покупателей со сходными требованиями к определенному товару;
  • изучается производство данного товара и возможности изменения технологии, позволяющие производить товар, выполняющий требования групп покупателей;
  • оценивается конкурентоспособность товара;
  • определяется экономическая выгода создания сегмента рынка;
  • разрабатывается маркетинговая программа сегмента рынка.

Для сегментирования потребительского рынка используют географический, демографический, психографический, поведенческий и социально-экономический принципы.

Географические:

  • Регион (Район Крайнего Севера, Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ , Урал, Сибирь, Дальний Восток и т.п.)
  • Административное деление (Республика, Край, Область, Район, город.)
  • Численность населения (для городов) 5-20 тыс. чел., 20-100 тыс. чел., 100-250 тыс. чел., 250-500 тыс. чел., 500-1000 тыс. чел. 1-4 млн. чел. свыше 4 млн. чел.
  • Плотность населения Город, пригород, сельская местность
  • Климат Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и т.д.

Демографические:

  • Возраст До 3 лет, 3-6 лет, 6-12 лет, 13-19 лет, 20-34 лет, 35-49 лет, 50-65 лет, 65 лет и более.
  • Пол Мужской, женский
  • Размер семьи 1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более
  • Этап жизненного цикла семьи Молодежь - одинокие, молодежь- семейные без детей, молодежь - семейные с детьми, семейные, с детьми, пожилые, имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие детей, пожилые - одинокие...
  • Уровень доходов До минимального размера заработной платы; минимальный размер зарплаты; от 2 до 5 минимальных размером зарплаты и т.д.
  • Род занятий Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие государственных предприятий, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки...
  • Уровень образования Без образования, начальное образование, среднее специальное, высшее, ученая степень, звание...
  • Национальность Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары ...
  • религия Православная, католическая, ислам...
  • Раса Европеидная, монголоидная ...

Психографические

  • Социальный слой Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка
  • Стиль жизни Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский...
  • Личные качества Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность ...

Поведенческие

  • Степень случайности покупки Обычно случайный характер приобретения. Иногда случайный характер приобретения и т.п.
  • Поиск выгод Поиск изделий высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен и т.п.
  • Степень нуждаемости в продукте Нужен постоянно, нужен иногда...
  • Степень готовности купить изделие Не желает покупать, не готов купить сейчас, недостаточно информирован, чтобы купить, стремится купить, обязательно купит ...
  • Повод для совершения покупки Обыденная покупка, особый случай

Литература:

1. Анурин В.Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка/ В.Ф. Анурин, И.И. Муромкина, Е.В. Евтушенко. - СПб.: Питер, 2008.

2. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Учебное пособие/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебное пособие/ С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие/ И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Годин, А.М. Маркетинг: Учебно-методическое пособие/ А.М. Годин. - 3-е изд. доп. - М.: Дашков и К°, 2007.

6. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга/ Е.П. Голубков //Маркетинг в России и за рубежом. - 2008.

7. Кузнецова, Г.В.Маркетинг в схемах. Учебно-наглядное пособие./Г.В.Кузнецова – Вологда. – 2009.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Понятие рынка. Основные условия его функционирования. Функции маркетинга и их характеристика