Содержание правоотношения его место в правовой системе

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Сахалинский институт железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО

Кафедра «ТиИГП»

Контрольная работа № 1

По дисциплине «Теория государства и права»

Студента 1 курса

Сах ИЖТ - филиала ДВГУПС в г. Южно – Сахалинске

Проверил: ____________

_____________________

Южно – Сахалинск

2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… 3

  1. Орган государства, как основа механизма государства, его понятие, признаки ………………………………………………………………. 4
  2. Содержание правоотношения его место в правовой системе ……... 8
    1. Содержание правоотношения ………………………………… 8
    2. Правоотношения в правовой системе ………………………... 15
  3. Понятие и разновидности государственного режима. Тенденция демократизации государственных режимов в современном обществе. Ценности и издержки демократии. ………………………………….. 16
    1. Понятие и разновидность государственного режима .………. 16
    2. Тенденция демократизации государственных режимов в современном обществе ………………………………………… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 33


ВВЕДЕНИЕ

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Целью работы является рассмотрение и анализ органов государства, правоотношений между людьми и государством, анализ политических рисков и издержек, связанных с процессами начала демократизации и сохранения политической системы в России. Важной задачейисследования является обзор и систематизация подходов к изучению переходных периодов в различных странах. Необходимость такого обзора обусловлена тем, что в последние годы появилось немало работ, преимущественно на Западе, в которых рассматривается проблема издержек демократизации. Речь, таким образом, идет о переходных странах и попытках обобщения их опыта (это такие страны как Сингапур, латиноамериканские государства, а также государства Центральной и Восточной Европы).


  1. ОРГАН ГОСУДАРТСВА, КАК ОСНОВА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРТСВА, ЕГО ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ

Первейшим элементом, своего рода "кирпичиком" всего "здания" механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Существует несколько признаков органа государства:

  1. Является самостоятельным элементом механизма;
  2. Образован и действует на основе правовых актов;
  3. Выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
  4. Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений(отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
  5. Имеет материальную базу и финансовые средства(здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
  6. Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;
  7. Действует от имени государства и по его поручению;
  8. Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов);
  9. На государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом";
  10. Имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций. Компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа и осуществляется тремя способами:
  11. Обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
  12. В процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  13. Действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).1

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от критериев. По порядку образования органы государства классифицируются на органы:

  • избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
  • по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.Законодательные органы призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему, соотношение между ними такое – всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным.)
  • Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.
  • Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
  • Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.2

По принципу разделения властей органы государства классифицируются на органы: законодательные, исполнительные и судебные.

По иерархии - на центральные, республиканские и местные.

По характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.)

По срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения).

По порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные.

По правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

По характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЕГО МЕСТО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Основные признаки правовых отношений

Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъекты, объект и содержание.

Субъекты - это участники правоотношения (физические лица, организации).

Объект - это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).

Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Правоотношения имеют двусторонний характер и представляют собой связь управомоченной и обязанной сторон. Двусторонний характер не указывает на количество участников правовых отношений. Их может быть не два, а гораздо больше, однако все участники правоотношений обязательно связаны друг с другом взаимными правами и обязанностями, т. е. всегда праву одного соответствует обязанность другого субъекта правоотношения. Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ) займодавец вправе потребовать от заемщика возврата долга, а заемщик обязан вернуть ему соответствующую сумму денег (сумму займа)3.

Правоотношение выступает в виде индивидуальной общественной связи, причем степень индивидуализации может быть различной.Минимально индивидуализированы правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы или несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Типичный пример — конституционные права и свободы. Рассматривая последние применительно к отдельному гражданину, мы переводим нормативные предписания в плоскость правоотношений. Каждый гражданин сам определяет, в какой мере он будет использовать имеющиеся у него в соответствии с конституцией возможности.

Средняя степень индивидуализации наблюдается, когда точно определен не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь — объект собственности.

Максимальная степень индивидуализации наличествует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливаются объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними. Так, по договору подряда (ст. 702 ГК РФ) одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Правовое отношение есть такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. В большинстве случаев осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без применения мер государственного принуждения. Если же в этом возникает необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный государственный орган (например, в суд), который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные права и обязанности сторон.

Содержание правоотношений составляют субъективное право и юридическую обязанность.

  1. Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

Рассмотрим признаки субъективного права:

  1. Субъективное право естьмера возможного поведения управомоченного лица. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право всегда предполагает свободу выбора из возможных вариантов поведения. Поэтому иногда для обозначения субъективного права используется термин «свобода». Например, ч. 1 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
    1. Содержание анализируемого нрава устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы.
    2. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется.
    3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других –данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. е. активными действиями обязанного лица.
    4. Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочии:
  • право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);
  • право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник веши может ее заложить, подарить, продать, завещать и т.д.);
  • право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);
  • право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).
  1. Юридическая обязанность – это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения.4

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

  1. Юридическая обязанность есть мера необходимого поведения обязанного лица. Мера означает вид и размер необходимого поведения. Например, обязанность вернуть долг в определенном соглашением размере, уплатить штраф в назначенной судом сумме. Обязанное лицо не имеет свободы выбора, оно должно действовать строго в соответствии с предписанием.
    1. Содержание обязанности устанавливается на основе норм права. При этом обязанность может определяться непосредственно законом (предусмотренная в сг. 57 Конституции РФ обязанность платить законно установленные налоги и сборы), соглашением сторон (например, обязанности покупателя и продавца по договору купли-продажи) или решением компетентного органа (например, обязанность отбыть наказание по приговору суда).
    2. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом.
    3. Соблюдение обязанности обеспечено возможностью государственного принуждения. Это означает, что если обязанность не выполняется лицом добровольно, то к такому лицу применяются меры государственного принуждения, обеспечивающие принудительное исполнение обязанности. В определенных законом случаях нарушитель обязанности несет также юридическую ответственность, представляющую собой дополнительную обязанность карательного характера.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно- принудительного воздействия.

Различают юридическое и фактическое содержание правоотношений.5

Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не действует, когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны.

Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая – право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю, вторая – право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Различают два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (должник-кредитор, покупатель-продавец и т. п.), и абсолютные, когда обладатель субъективного права связан с неопределенным кругом обязанных лиц, со всяким и каждым, т. е. абсолютно со всеми. На последних возложена пассивная обязанность воздерживаться от нарушения субъективного права конкретного лица (например, собственника вещи).

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям. Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

  • общерегулятивные;
  • регулятивные;
  • охранительные.

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

  • относительные;
  • абсолютные.

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

  • активные;
  • пассивные.

В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Таким образом правовое отношение представляет собой индивидуальную юридическую связь управомочснной и обязанной стороны.Правовые отношения возникают между людьми по их воле и в соответствии с правовыми нормами.Общественные отношения, обретая правовую форму, становятся стабильными и максимально определенными по содержанию.Правоотношение есть логически связанная конструкция всех элементов, где главными полюсами связи являются его субъекты, реализующие субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности, полномочия и субъективную юридическую ответственность ради достижения результата этой связи.

  1. ПРАВООТНОШЕНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем помимо собственных некоторые общие функции. Без этих главных компонентов указанный механизм попросту не мог бы работать. Его четкость, отлаженность в значительной мере зависят от степени синхронизации и гармонизации правовой нормы и правового отношения.6

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем правовой науки, теории права.

Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

  1. ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА. ТЕНДЕНЦИЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЖИМОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ЦЕННОСТИ И ИЗДЕРЖКИ ДЕМОКРАТИИ

  1. ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой) режим». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону – формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственно-политический режим – это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства.

Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация – это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.Выделяют следующие разновидности государственных режимов:7

  1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду государственного режима.

Первая группа это формальные признаки:

а) народ — основной источник власти;

б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;

г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки:

а) развитые институты представительной и непосредственной демократии;

б) гарантирование гражданам политических прав и свобод;

в) свобода информации и независимостьСМИ;

г) партийный и политический плюрализм;

д) разделение властей;

е) независимость профсоюзов;

ж) местное самоуправление;

з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия;

и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

  1. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.
  2. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
  3. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других – режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).8

Рассмотрим подробнее черты демократических и антидемократических режимов.

Демократия — (от греч. demokratia, буквально – народовластие) – политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей.

Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе –догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления).

По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами:

  • признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве;
  • равное право всех граждан на участие в управлении государством;
  • обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях);
  • формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов.

Производными от основных признаков демократии являются:

  • подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами;
  • идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений;
  • верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.

Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:

  • отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
  • наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
  • ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;
  • функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении;
  • предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;
  • существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
  • наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Главное в политическом режиме – порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического государственного режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим – это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.
Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом – в интересах большинства граждан.. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.

Основные черты антидемократических режимов:

Тоталитаризм– это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.

Авторитаризм — это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. 9

В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.
Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху».


  1. Тенденция демократизации государственных режимов в современном обществе

Сегодня одним из факторов формирования международной ситуации является влияние распада политических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе, поэтому проблемы перехода от одного типа режима к другому все заметнее выдвигаются в центр внимания политологии, в особенности переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии.

Процесс политического перехода как движения к демократическим формам правления предполагает изучение ряда его основных параметров.10

  1. Причины смены политического режима.

Это и экономические кризисы, и социокультурные противоречия, и разногласия в высших эшелонах власти, и ослабление идеологической легитимизации режима. Эти факторы оказывают на режим сильное влияние, результатом которого являются либо добровольная смена политического режима, либо его насильственное устранение.

  1. Начальный и завершающий этапы.

Чаще всего непосредственным свидетельством начала являются активные выступления оппозиционных группировок и изменения в рядах высших эшелонов власти. Режим входит в переходное состояние, признавая права политической оппозиции; одновременно с этим происходит институализация демократических институтов. Процесс перехода может считаться завершенным после того, когда демократические институты прочно укореняются в обществе, а нормы демократического правления и демократического согласования интересов признаются абсолютным большинством политических деятелей.

  1. Процесс демократического перехода.

Сам процесс демократического перехода представляет собой сложное комплексное многостороннее явление. Выделяют различные стадии перехода: либерализация, высвобождение энергии политической оппозиции; конституирование диалога и противостояния между политической оппозицией и режимом; демократизация и консолидация. Либерализация режима является важной, неотъемлемой характеристикой демократического перехода. Ее окончание знаменуется либо падением авторитарной власти, либо ее восстановлением и последующими репрессиями.

Либерализация осуществляется в зависимости от того, на чем основывалось прежнее авторитарное равновесие – на лжи, страхе или экономическом процветании. Демократизация предполагает процесс направления массовой политической энергии в определенное русло.

Принципиальное отличие демократизации от либерализации выражается в том, до какой степени массовым социальным слоям открывается доступ для легального участия в политической деятельности. Поэтому институализацию политических режимов: формирование конкурентной партийной системы, принятие конституции, решение вопроса об избирательных правах граждан, о государственном устройстве, разделении властей – следует рассматривать в контексте того, в какой степени все эти меры содействуют массовому политическому участию.

Процесс демократического перехода достигает стадии консолидации с установлением основных демократических институтов, проведением свободных выборов и определением дееспособности правительства общественным мнением.

Ценности демократии

Демократические ценности – это свобода, справедливость и суверенитет России. Это равенство всех граждан перед законом, возможность свободно высказывать свои политические взгляды, свобода печати, свободные выборы, свобода вероисповедания, независимость суда, частная собственность, участие граждан в референдумах по важнейшим для страны вопросам, свободный выбор профессии, свобода передвижения по стране, свобода выезда за рубеж, свободное членство в политической партии, подчинение меньшинства решениям большинства и другие.

Демократические ценности лежат в основе всех международных документов, провозглашающих права и свободы человека, в том числе в основе Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Международного пакта о гражданских и политических правах, Хельсинкской Декларации о правах человека и других.

Суверенная и целостная Россия обеспечит реализацию этих национальных ценностей. Конституция РФ 1993 года гарантирует права и свободы граждан, основываясь на ценностях демократии. Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех.

Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.д.11

Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия – благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления:

1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение – служить пользе личности, обществу, государству:

а) установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;

б) сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;

в) создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

2) Инструментальная ценность – через ее функциональное назначение – служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:

а) принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;

б) самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движенияи т.п.;

в) защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;

г) осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества. Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.

3) Личностная ценность – раскрывается через признание прав личности:

а) их формального закрепления;

б) реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специально-социальных (юридических) гарантий;

в) действия эффективного механизма их защиты;

г) установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия — не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии.

Издержки демократии

Текущие дискуссии о необходимости или желательности демократических реформ в России нередко упускают важнейшую проблему издержек переходного периода: подразумевается, что движение в сторону демократизации будет автоматически способствовать улучшению экономической и политической ситуации в стране и регионах. Эксперты и исследователи призывают «принять стратегическую линию на демократическую трансформацию», «усилить шаги по демократизации общества», а дальше уже решать конкретные политические и технические вопросы. Между тем, без обсуждения центральной проблемы демократизации, связанной с сопровождающими ее рисками и издержками, возникает серьезная опасность неудачи демократизации, а, следовательно, очередной дискредитации самого смысла демократического перехода.

Центр региональных политических исследований (проф. Бусыгина) совместно с государственным университетом штата Нью-Йорк (проф.Филиппов) и географическим факультетом МГУ (проф. Смирнягин) реализует проект «Сравнительный анализ рисков и издержек демократизации и сохранения (консервации) политической системы в России»

 

 

Результаты опросов общественного мнения и многие экспертные оценки свидетельствуют о том, что переходный период («цена» демократии) вызывает опасения даже у тех, кто твердо убежден в том, что в принципе следует стремиться к созданию в России либеральной демократии. Нам представляется поэтому, что дискуссии о необходимости демократизации России и конкретных шагах по ее достижению в обязательном порядке должны включать обсуждение вопросов, связанных с трудностями перехода к демократии. Без такого обсуждения потенциальные реформаторы могут вызвать ложные, необоснованные ожидания в обществе и после начала болезненных реформ утратить легитимность. Однако, признавая и обсуждая издержки и риски демократических реформ, необходимо сравнивать их с издержками и рисками сохранения нынешней политической системы. При таком сравнении демократические реформы оказываются наиболее вероятными тогда, когда издержки и риски, связанные с текущей ситуацией (т.е. риском «ничего не менять») превышают издержки и риски начала процесса реформ.

С практической точки зрения, наиболее важными являются, во-первых, вопрос об условиях, при которых демократические реформы могут стать востребованными, а, во-вторых, вопрос об оптимальном моменте начала реформ – оптимальном с точки зрения минимизации трудностей и издержек перехода и максимизации шансов на успех. Следует отметить, что условия, при которых реформы становятся наиболее востребованными и, следовательно, более вероятными, могут существенно отличаться от оптимальных условий для минимизации издержек и рисков реформ. При этом необходимо сравнивать не только общие издержки перехода и динамику этих издержек во времени, но и временную динамику распределения издержек и выгод, возникающих в процессе перехода, среди различных социально-экономических групп. Иными словами, необходимо исследовать то, как во времени меняется состав групп, выигрывающих и проигрывающих от частичных, половинчатых реформ, и то, как эти изменения сказываются на политических стимулах – либо продолжать реформы, либо остановиться на полпути. В целом, наше исследование доказывает, что хотя демократизация в России сопряжена с серьезными рисками и издержками в ходе переходного процесса, однако результаты попыток «заморозить» или «улучшить» сегодняшнюю полуавторитарную систему могут привести к куда более негативным последствиям в средне и долгосрочной перспективах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

В теории права различают также общие и конкретные правоотношения. Общие правоотношения возникают непосредственно из закона, который порождает отношения между гражданином и государством.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов-поступков, актов конкретного поведения, договоров.

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, в правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения - одна из центральных проблем правовой науки, теории права. От той или иной ее трактовки зависит решение многих других юридических вопросов, поскольку правовые отношения - один из главных каналов перевода права на социальную действительность, интересы людей и их объединения. При этом анализ данной проблемы предполагает не только юридический, но и философский уровень рассмотрения. Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированное правом и находящееся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Так же мы рассмотрели понятие и разновидность государственного режима, демократизацию общества в правовом государстве.

Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные). Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

В настоящее время, в соответствии с Конституцией 1993 года, Российская Федерация провозглашена демократическим правовым государством. Однако степень политического участия граждан, степень предоставления им реальной возможности осуществлять свой суверенитет довольно низка. Президентская власть приобретает все большую силу, институты сдержек и противовесов стираются посредством доминирования «Единой партии» как на федеральном уровне, так и в регионах. Правительство, как еще один элемент системы сдержек и противовесов, реально же действует по воле и выбранному курсу Президента страны. Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.


Список используемой литературы:

  1. ч. 1 ст. 807 ГК РФ от 26.01.1996 ФЗ № 14 принят ГД 22.12.1995 (Консультант Плюс)
  2. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2002. – с. 283
  3. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М. 2002. – 414 с.
  4. Назаренко Г. В. Общая теория права и государства: Учебный курс для вузов. – М.: Изд-во “Ось-89”, 2001. 
  5. Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. -М.: Юристъ. 2001. – С. 374.
  6. Рассолов М.М. Теория государства и права. -М.ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -с. 640.
  7. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: 2000. – 704 с.
  8. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. доп. /Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2000. – 616 с.
  9. Теория государства и права: Учебник для вузов/ М.Н. Марченко, Проспект, 2005 – 648 с.
  10. Теория государства и права Л.И.Спиридонов – М.: Проспект. 2000. – 304 с.
  11. Электронный ресурс URL: www. uchebnik-besplatno.com/uchebnik (дата обращения 10.12.14)
  12. Общая теория государства и права: Учебник/ С.А. Комаров, 1998 /электронный ресурс/ URL: be5.biz/pravo/p001/ (дата обращения 09.12.2014)
  13. Электронный ресурс:URL //http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/98.htm (дата обращения 12.12.2014)

1 Рассолов М.М. Теория государства и права. -М.:2000. -С. 121.

2Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2002. – с. 283

3ч. 1 ст. 807 ГК РФ от 26.01.1996 ФЗ № 14 принят ГД 22.12.1995 (Консультант Плюс)

4Назаренко Г. В. Общая теория права и государства: Учебный курс для вузов. – М.: Изд-во “Ось-89”, 2001.  (Истоки). -  С 48-49.

5 Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. -М. 1999. -С. 26.

6Электронный ресурс:URL //http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/.htm (дата обращения 12.12.2014)

7Электронный ресурс:URL //http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/.htm (дата обращения 13.12.2014)

8Электронный ресурс:URL //http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/98.htm (дата обращения 12.12.2014)

9Общая теория государства и права: Учебник/ С.А. Комаров, 1998 /электронный ресерс/ URL: be5.biz/pravo/p001/ (дата обращения 09.12.2014)

10Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. -М.: Юристъ. 2001. -С. 381

11Электронный ресурс URL: www. uchebnik-besplatno.com/uchebnik (дата обращения 10.12.14)

PAGE \* MERGEFORMAT1

Содержание правоотношения его место в правовой системе