НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Лекция № 7. НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

[0.0.0.1] Лекция № 7. НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

[0.0.0.2]

[0.0.1] Унитарная структура (U-форма)

[0.0.2] Дивизиональные структуры

[0.0.2.1] Возможные варианты внутренней дифференциации

[0.0.2.2] Количество уровней дивизионализации

[0.0.2.3] Ведущее звено

[0.0.2.4] Унификация или разнообразие

[0.0.2.5] Н-форма

[0.0.2.6] М-форма

[0.0.2.7] Z-форма

[0.0.3] Адхократическая структура

[0.0.4] Модульная структура

[0.0.5] Сетевая структура

[0.0.6] Резюме

[0.0.6.1] ВОПРОСЫ

[0.0.6.2] Темы рефератов


Традиционная фирма является автономной гомогенной хозяйственной организацией, связанной с другими экономическими агентами рыночными (контрактными) отношениями. Современная крупная корпорация представляет собой гетерогенную систему: объединяет в своем составе несколько относительно обособленных, но связанных владельческим контролем и распорядительными функциями зависимых хозяйственных подразделений – дивизионов.

Неоклассическая теория [О. Уильямсон, А. Чандлер, Г. Минцберг и др.] различают три основные формы организации хозяйственной деятельности: унитарную (U-форма), холдинговую (H-форма) и мультидивизиональную (M-форма).

Унитарная структура (U-форма)

Унитарная структура (U-форма) – это структура, основанная на непосредственном или опосредованном (через промежуточные уровни управления) подчинении всех служб и работников компании вышестоящим органам. Типичной формой организационной иерархии унитарной структуры является пирамида полномочий (рис. 1). Такая структура не исключает наличия специальных функциональных служб управления (линейно-функциональная или линейно-штабная формы управления), возможность применения матричных схем организации деятельности, внедрения проектных или процессных методов управления. Но определяющими чертами этой структуры являются:

  • доминирование стратегической вершины (центра) управления;
  • делегирование части хозяйственных полномочий линейным руководителям более низкого уровня при сохранении сквозного характера подчинения;
  • однонаправленность ответственности (снизу вверх).

Согласно О. Уильямсону, основными недостатками U-формы являются:

  • невозможность непосредственного измерения вклада подразделений в общую прибыль корпорации;
  • торг руководителей подразделений за общие ресурсы;
  • стремление руководителей подразделений к максимизации своей доли в корпоративных ресурсах.

По мере роста компании эффективность деятельности в рамках U-формы снижается вследствие расходов на содержание избыточного персонала и перегрузок в обмене информацией. Наиболее естественной реакцией на это является переход к дивизиональным структурам.

Дивизиональные структуры

Диверсификация деятельности компаний и связанный с нею процесс усложнения внутренней дифференциации приводит к изменению принципа построения организационной иерархии корпорации – отказу от пирамиды полномочий в пользу системы вассалитета (рис. 2). Основное отличие системы вассалитета от свойственной унитарной структуре пирамиды полномочий – отсутствие сквозного подчинения и четкое разделение компетенций (вассал моего вассала – не мой вассал).




Дивизионализация означает, что в составе корпорации выделяются полуавтономные организационные единицы, руководители которых наделяются правом принятия самостоятельных хозяйственных решений. При этом самостоятельность (автономия) организационных единиц дивизиональной структуры может быть ограничена технологией производства (единое производство основного продукта), критической функцией (централизованная закупка товаров) или эффектом масштаба (общий склад, испытательный комплекс и т.п.).

Основные характеристики дивизиональной формы ведения бизнеса:

  • хозяйственная автономия подразделений,
  • четкое разделение компетенций между стратегической вершиной и руководством дивизионов,
  • регламентация процессов взаимодействия,
  • взаимный характер ответственности.

Преимуществами дивизиональной структуры являются:

  • повышение адаптивности вследствие передачи полномочий принятия хозяйственных решений на более низкий уровень управления, владеющий непосредственной информацией о рынке и ресурсах дивизиона;
  • возможность измерения эффективности хозяйственной деятельности организационных единиц – дивизионов.

К недостаткам дивизиональной структуры можно отнести:

  1. рост управленческих затрат в результате дублирования управленческих функций;
  2. риск нарушения внутренней кооперации;
  3. риск оппортунистического поведения менеджмента дивизионов.

Возможные варианты внутренней дифференциации

Дивизиональные структуры могут различаться принципами, положенными в основу их внутренней дифференциации. Классический менеджмент различает следующие основные виды корпоративной интеграции (дифференциации): вертикальная, горизонтальная и конгломератная.

Вертикально интегрированные корпорации основаны на объединении дивизионов по технологическому принципу – включении в состав компании (бизнес-группы) подразделений, являющихся поставщиками (потребителями) продукции (работ, услуг) друг друга. Например, автомобилестроительная корпорация включает в себя, помимо подразделений R&D и конечной сборки, производителей двигателей, кресел и другой «внутренней начинки» автомобиля, а также лизинговый дивизион. Или строительная корпорация включает в себя подразделение девелопмента, архитектурное бюро, строительные дивизионы, офисы продаж и пр.

Горизонтально интегрированные корпорации – это корпорации, объединяющие дивизионы, выпускающие и реализующие продукцию на смежных рынках. При этом рынки могут различаться по географическому или товарному признаку. Примеры географического деления: дивизионы автомобилестроительных компаний, осуществляющие конечную сборку машин в разных странах; подразделения торговых сетей в разных регионах. Примеры товарной дифференциации: разделение самолетостроительных корпораций на военное и гражданское звенья; выделение в составе продуктовой компании подразделений, выпускающих продукты питания для людей и корма для животных.

Из приведенных примеров видно, что горизонтальная и вертикальная интеграция не исключают друг друга, а могут сосуществовать на разных уровнях. Например, автомобилестроительная корпорация может быть вертикально интегрированной на верхнем уровне и горизонтально (территориально) дифференцированной на втором.

Конгломератная интеграция предполагает объединение в рамках корпорации дивизионов, не связанных между собой ни технологически, ни рыночно. Например, компания, занимающаяся производством бытовой химии, приобретает компанию, специализирующуюся на производстве продуктов питания.

Количество уровней дивизионализации

Различаются корпорации и количеством уровней дивизионализации.

Двухзвенная схема построения корпораций была широко распространена в 50-60 годы XX века. В 70-ые годы, по мере роста масштабов деятельности корпораций, возникла необходимость увеличения уровней управления и изменения принципов организационной дифференциации. Товарное (территориальное) деление переместилось на нижний уровень. На верхнем уровне стала преобладать отраслевая (суботраслевая) дифференциация. Операционные компании стали подразделениями стратегических зон бизнеса. Произошел переход к трехзвенной структуре управления

Примером компании с трехзвенной структурой управления является «General Electric». В конце 50-х годов прошлого столетия компания «GE», имеющая множество разнопрофильных подразделений, перешла от унитарной структуры к дивизиональной. Этот переход позволил компании за десять лет увеличить объем продаж вдвое. К концу 60-х годов в «General Electric» стало 200 дивизионов. Управление корпорацией сильно усложнилось. Объем продаж стал сокращаться. В начале 70-х годов была проведена очередная реорганизация. В компании было создано 43 промежуточных звена – стратегических хозяйственных центра (СХЦ), которым были подчинены 200 центров прибыли (рис. 3). В 2011 году осталось 4 СХЦ (рис. 4).

В настоящее время существуют корпорации, имеющие и двух, и трехзвенную структуры управления. Как правило, выбор структуры определяется несколькими основными причинами:

1) масштабами деятельности (чем больше количество рынков, на которых работает корпорация, тем более актуальной является децентрализация управления);

2) специфичностью рынков, на которых работает корпорация (чем больше различаются рынки и направления конкуренции, тем больше рыночных компетенций необходимо передавать на второй уровень управления);

3) историческими причинами (сложившимся балансом интересов);

4) модой (массовый переход крупных корпораций на трехзвенную структуру создает ощущение ее большей эффективности).




Ведущее звено

В зависимости от того, кто является ведущим звеном, можно выделить следующие типы корпораций.

В корпорациях производственного типа заказчиками всех работ, в том числе в области R&D, являются компании (дивизионы) – производители финальной продукции. Они сами изучают рынок (нанимают специальные компании), формируют требования к характеристикам новой продукции (разработчикам), нанимают торговые компании (организуют дилерские сети) для расширения своего присутствия на рынке, создают и контролируют структуры послепродажного обслуживания (вариант – используют механизм аутсорсинга).

В корпорациях проектного типа ведущим звеном являются дивизионы-разработчики новых продуктов. В этом случае процессы непосредственного производства часто передаются на аутсорсинг. Такая система помогает экономить силы и средства, связанные с созданием и поддержанием производства, сохраняя за собой ключевую компетенцию – способность создавать принципиально новые продукты. В настоящее время это ведущий путь развития наукоемких отраслей промышленности, начиная с IT и заканчивая нано- технологиями.

Компания “Apple” успешно перенесла производство iPhone на китайские фабрики “Foxconn”, заблаговременно пройдя полный технологический цикл в США.

В то же время необходимо отметить, что корпорации проектного типа характерны для формирующихся и растущих рынков. На зрелых рынках преобладают корпорации рыночного типа, к которым относятся и Boeing, и Bombardier.

В корпорациях рыночного типа деятельность всех дивизионов (компаний) подчинена задаче завоевания и удержания рынка. Центральным звеном при этом становятся не сами по себе центры продаж (контрактации), если такие существуют, а независимые от операционных компаний управляющие (головные) организации.

Унификация или разнообразие

В основе построения интегрированных структур могут лежать два разных принципа: унификация или разнообразие.

Унификация предполагает жесткое выстраивание организационной структуры на основе объединения однопрофильных подразделений, сокращения дублирующих функций, внедрения единых технологий (бизнес-процессов) и увольнения избыточного персонала. Разнообразие – это сохранение конкурирующих подразделений, прежде всего, в области R&D для расширения возможностей развития.

К числу достоинств унификации относятся экономия издержек, уменьшение внутренних конфликтов и достижение эффекта масштаба. Недостатками являются сужение перспектив, потеря разнообразия и, как следствие, возможное отставание от конкурентов в новых разработках.

В наукоемких отраслях производства сознательное поддержание разнообразия может помочь в достижении значимых конкурентных преимуществ за счет расширения области поиска и стимулирования конкуренции. К числу недостатков данной идеологии развития относится увеличение затрат и риск использования нечестных приемов конкуренции.

Компания «Boeing» после присоединения к себе «MacDonnell Douglas» начала с 1997 года проводить масштабную реструктуризацию, в том числе мероприятия по высвобождению персонала, устранению дублирующих технологических функций и производственных мощностей, направленные на снижение издержек. В первое время это приносило около 2 млрд. долл. в год экономии, что расценивалось как успех, однако в последующем было осознано, что «консолидационная экономия» не принесла ожидаемых результатов.

В то же время ярко-выраженной тенденцией развития советского авиастроения являлось стимулирование внутренней конкуренции, в том числе в области конструкторской мысли. Конкуренция между конструкторскими коллективами – создавалась искусственно и была одним из наиболее удачных управленческих решений людей, осуществляющих государственное управление авиастроением.

Она выражалась, прежде всего, в конкуренции идей. На стадии разработки проектов решить определенную проблему предлагалось обычно нескольким конструкторским коллективам. Отбор лучших решений производился, как правило, после проведения испытаний опытных образцов. В число людей, оценивающих получившиеся машины, входили не только чиновники, но и представители военного ведомства (основные заказчики), и авторитетные конструкторы.

В качестве примера стимулирования внутренней конкуренции можно привести ситуацию в авиастроении в 1938 году, когда 24 КБ работали над 60-тью опытными самолетами разного назначения. Поощрение конкуренции позволяло талантливым конструкторам, соревнуясь между собой и обмениваясь опытом, генерировать новые, часто прорывные решения. Правда, необходимо отметить и тот факт, что регулярно возникали управленческие идеи «сосредоточения ресурсов», «специализации работ» и «унификации парка», приводящие в большинстве случаев к закрытию перспективных конструкторских коллективов и/или прекращению работ над перспективными проектами.

В зависимости от степени влияния штаб-квартиры на деятельность дивизионов можно выделить различные конфигурации дивизиональной формы: H, M и Z. Критерием разграничения этих конфигураций является степень самостоятельности дивизионов (степень влияния штаб-квартиры на деятельность дивизионов).

Н-форма

H-форма или Н-конфигурация – это объединение под общим контролем портфеля самостоятельных бизнесов, выделение дивизионов корпорации по рыночному (товарному) признаку с предоставлением им финансово-хозяйственной самостоятельности. В подавляющем большинстве случаев она существует в виде группы компаний, объединенных владением материнской компании акциями (долями) дочерних обществ. Такая конфигурация характерна для большинства крупных западных корпораций на первом уровне дивизионализации.

Принцип, положенный в основу формирования дивизионов – разделение бизнесов.

Для Boeing это Boeing Commercial Airplanes (BCA) и Boeing Defense, Space and Security (BDS) (рис. 5).

Для EADS – Airbus, Eurocopter, EADS Astrium и Cassidian (рис. 6).

Штаб-квартира осуществляет только функции конституционного контроля:

  • разработка общей стратегии развития корпорации;
  • выбор портфеля бизнесов корпорации;
  • определение структуры владения и уровня заимствований;
  • определение правил построения организационной структуры корпорации, включая границы бизнес-единиц и степень их автономности;
  • установление общих правил регулирования внутрикорпоративного взаимодействия.

Модель экономических отношений между штаб-квартирой и дивизионами – федерализм, способ организации внутрикорпоративной экономики, при которой дивизионы (бизнес-единицы) самостоятельно реализуют свою продукцию (работы, услуги) внешним по отношению к корпорации контрагентам и имеют право распоряжения получаемым доходом. Централизованное управление финансами сводится к изъятию части дохода бизнес-единиц и использованию этих средств для решения общих задач корпорации.

Возникновение холдинговых структур (конец XIX – начало XX вв.) было обусловлено процессами концентрации и централизации производства и капитала, в том числе диверсификацией и интернационализацией бизнеса. Холдинги представляли собой средство контроля финансовых и промышленных центров за деятельностью своих дочерних фирм. В 20-ые годы ХХ века произошли серьезные изменения в организационной системе корпораций, и многие холдинги трансформировались в мультидивизиональные структуры – М-формы.

М-форма

М-форма – это дивизионально организованная корпорация с крупной штаб-квартирой, оказывающей существенное влияние на деятельность полуавтономных подразделений. Может существовать как в рамках единого юридического лица (АК «АЛРОСА»), так и в виде группы компаний.

М-форма предполагает создание полуавтономных подразделений (дивизионов), сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или географическому признаку. Родоначальниками М-формы считаются П.С. Дюпон и А.П. Слоун, а фирмами-пионерами – Dupont и General Motors.


Рис. 5. Корпорация Boeing, 2013 г.1


Рис. 6. EADC, 2013 г. (Источник: составлено на основе данных URL: http://www.airbus.com)


Основное отличие М от Н-формы – ограничение хозяйственной самостоятельности дивизионов, которое проявляется в виде установления обязательного внутрикорпоративного задания и/или регулирования внутрикорпоративных цен.

Ограничение автономии может быть вызвано различными причинами:

  • значимая внутренняя кооперация (для вертикально-интегрированных структур);
  • наличие общего производства (для корпораций, реализующих собственную продукцию в разных географических сегментах рынка);
  • существование критических функций (отдел исследования и развития для корпораций, работающих в сфере высоких технологий; централизованная закупка товара для торговых корпораций);
  • использование эффекта масштаба при организации вспомогательных подразделений;
  • властными потребностями руководства.

Принцип, положенный в основу дивизионализации – распределение компетенций. В качестве примера корпорации, в основе организационного строения которых лежит распределение компетенций, можно привести инвестиционно-строительную бизнес-группу, объединяющую девелоперскую компанию, архитектурное бюро, строительные компании, реализаторские и эксплуатационные компании, а также финансовую, юридическую и охранную фирмы (рис.7).

М-форма часто вырастает не из «децентрализации» действующей на нескольких рынках унитарной компании (U-формы), а из объединения ряда независимых, оперирующих на разных рынках организаций с передачей части их управленческих полномочий центральной штаб-квартире. Именно так происходила самая известная дивизионализация – реструктуризация А. Слоуном компании General Motors в 1920-е гг. По словам А. Чандлера и самого А. Слоуна, У. Дюран собрал General Motors как холдинговую компанию, но не сумел консолидировать ее в единый организм. За него это сделал А. Слоун, создавший институт центрального контроля, ограничивший власть менеджеров организационных единиц и передавший контрольные полномочия штаб-квартире.

Помимо функций конституционного контроля, штаб-квартира выполняет в М-форме часть функций управления бизнесом:

  • разработка рыночных стратегий;
  • определение состава используемых активов;
  • управление кредитным портфелем;
  • осуществление инвестиционных программ.


Рис. 7.


Рис. 8


Характерная модель экономических отношений – внутренний оборот, способ организации внутрифирменной экономики, при которой подразделения корпорации вступают между собой в квазирыночные отношения – покупают и продают друг другу продукцию (работы, услуги) по специальным (внутренним, трансфертным) ценам. Доходы, получаемые дивизионами, являются источниками финансирования их хозяйственной деятельности.

Дивизионы могут иметь статусы:

- центры прибыли (в условиях горизонтальной интеграции) – подразделения, имеющие право самостоятельно продавать продукцию корпорации на различных территориальных субрынках и распоряжаться полученным доходом при условии выполнения внутрикорпоративных обязательств;

- центры самоокупаемости (в условиях вертикальной интеграции) – подразделения, поставляющие свою продукцию по трансфертным ценам другим дивизионам корпорации и/или штаб-квартире и имеющие право распоряжения полученным доходом.

Z-форма

Z-форма предполагает дивизионализацию с сохранением жесткой централизации управления и существенном ограничением автономии дивизионов. Ограничение проявляется в виде установления плановых заданий и лимитов расходования средств.

В качестве самостоятельных дивизионов (юридических лиц) обычно выделяются следующие категории компаний:

операционные, в том числе сервисные, компании, производящие различные виды продукции (работ, услуг);

сейфовые компании, на балансе которых находится все более или менее ценное имущество корпорации, которое предоставляется в аренду другим дивизионам;

депозитарные (холдинговые) компании, аккумулирующие пакеты акций (долей) компаний, входящих в состав корпорации;

управляющие компании, ограничивающие компетенцию исполнительных органов остальных предприятий корпорации;

посреднические, в том числе торговые компании, осуществляющие поставку ресурсов и реализацию продукции, произведенной операционными компаниями;

финансовые, в том числе лизинговые компании, осуществляющие перераспределение денежных средств внутри корпорации;

венчурные компании, отвечающие за разработку новых продуктов;

трансфертные компании, осуществляющие различные вспомогательные функции, прежде всего, функцию оптимизации общей налоговой нагрузки.

Операционные компании де-факто превращается в этом случае в производственные подразделения, выполняющие утверждаемые сверху планы производства. Они арендуют основные фонды и платят за это сейфовым компаниям; закупают сырье и материалы у посредников (вариант – получают сырье по договору толлинга); продают свою продукцию посредническим организациям; в случае недостаточности средств привлекают кредиты, предоставляемые входящими в корпорацию финансовыми структурами, и т.д. (рис. 8)

Характерная модель экономических отношений – бюджетирование. Способ организации внутрикорпоративной экономики, при которой руководители подразделений имеют право принимать решения о направлениях расходования ресурсов, в том числе финансовых средств, в пределах утвержденного сверху бюджета (гибкой сметы). Степень свободы принимаемых решений ограничивается установленными лимитами расходов.

Адхократическая структура

Усложнение условий ведения бизнеса, прежде всего, перенос центра тяжести в конкурентной борьбе в область новых знаний и новых решений порождает не только внутреннюю дифференциацию корпораций – переход к дивизиональным структурам, но и изменение представлений о компании как об организации, которая характеризуется четкими границами.

Сложные инновации требуют создания организаций, которые способны привлекать и объединить специалистов разных профессий на временной основе во временно функционирующие проектные команды. Пользуясь термином, введенным Э. Тоффлером, можно сказать, что такие организации являются адхократическими (от латинского ad hoc – по случаю).

Адхократическая форма ведения бизнеса характеризуется размытостью границ как самой компании, так и ее структурных единиц.

Наиболее очевидные примеры: проектные организации; кинопроизводство; консультационные и инжиниринговые фирмы, привлекающие специалистов на временной основе.

Размытость границ компании связана с тем, что значительная часть работников привлекается по договорам подряда на выполнение конкретного проекта. Большинство занятых – портфельные специалисты, не связывающие себя одним местом работы.

Размытость внутренней структуры определяется временным характером существования организационных единиц, создаваемых под реализацию конкретного проекта, выполнение конкретной работы. Большинство работников выполняет свои обязанности в составе временной целевой бригады (творческого коллектива), которая распускается после выполнения поставленной задачи (реализации проекта).

Адхократия характеризуется:

  • незначительной формализацией поведения;
  • горизонтальной специализацией, основанной на соответствующей подготовке сотрудников;
  • взаимным согласованием как основным механизмом координации.

По мнению Минцберга, из всех форм ведения бизнеса именно адхократия демонстрирует наименьшее «почтение» к классическим принципам менеджмента, и, прежде всего, к единоначалию. Не имеет особого значения и система регламентов. Адхократия должна привлекать и наделять полномочиями экспертов – людей, которые приобрели знания и умения благодаря специальному образованию и подготовке.

Важной особенностью адхократии является переплетение административной и операционной деятельности. В проектной деятельности очень трудно отделить планирование и разработку от исполнения. И то, и другое требует специальных, накапливаемых от проекта к проекту навыков.

Основными преимуществами адхократической структуры являются:

  1. гибкость,
  2. нацеленность на новое,
  3. возможность привлечения специалистов в различных областях деятельности.

Это обуславливает чрезвычайно высокий инновационный потенциал адхократических структур.

К числу недостатков данной структуры можно отнести высокие, по сравнению с организациями, использующими классические структуры и стандартизированные технологии, издержки производства.

Еще один недостаток, который отмечают исследователи данных структур, связан со спецификой корпоративной культуры адхократических организаций. Главным лейтмотивом их деятельности является нацеленность на решение новых задач, тогда как на стадии зрелости рынка конкуренция между производителями разворачивается, в первую очередь, по таким параметрам как цена, дизайн и связи.

Модульная структура

Еще один вариант расширения границы компании – модульная форма организации бизнеса. Также как и адхократия, модульная форма использует внешние по отношению к компании ресурсы для расширения своих возможностей и усиления своих позиций. Однако в этом случае отношения устанавливаются не с отдельными специалистами, а с формально независимыми фирмами. Формируется устойчивая группа компаний, объединенных между собой кооперационными связями, центральным звеном которой выступает компания – интегратор. Эта компания передает значительную часть направлений работы над совместным проектом самостоятельным фирмам и координирует их деятельность из своей штаб-квартиры. Модульную структуру можно представить в виде центра, окруженного сетью компаний, связанных между собой долгосрочными контрактами.

Головная организация (компания – интегратор) контролирует процессы, которые трудно воспроизвести другим и перепоручает значительную часть видов деятельности субподрядчикам. Организации-партнеры используют при этом собственные идеи (интеллектуальную собственность) и собственные ресурсы (имущество, специалистов, оборудование, связи и т.д.).

Пионерами в области модульной формы организации бизнеса считаются автомобилестроительные компании Toyota и General Motors, которые активно использовали кооперационные связи с целью усиления своей рыночной позиции и экономии ресурсов.

Примером такой формы организации бизнеса является и группа, сформировавшаяся вокруг корпорации “Boeing”. В качестве поставщиков и субподрядчиков Боинга выступают более 3500 фирм, расположенных в 45 штатах и 70 странах. В проекте 787 корпорация “Boeing” вынесла производство крыльев, основных частей фюзеляжа, стабилизаторов и системы шасси за пределы страны, оставив в Сиэтле лишь пункт финальной сборки. В прежние годы Boeing раз в десятилетие привлекал огромные инвестиции для создания нового самолета (проектирование и строительство завода с почти полным циклом производства). Сейчас компания переложила большую часть этого бремени на поставщиков частей и компонентов.

При этом сама корпорация “Boeing” представляет собой трехуровневую дивизиональную структуру, дифференцированную по товарному признаку.

Модульная форма ведения бизнеса предполагает использование аутсорсинга, но не сводится к нему. В общем случае на аутсорсинг могут быть переданы различные функции, в том числе ведение бухгалтерии, юридическое обслуживание, охрана, уборка помещений и т.д. Все это еще не означает, что мы имеем дело с модульной структурой, поскольку и компания-заказчик, и компании-исполнители могут быть легко заменены другими.

Модульная структура предполагает, что фирмы-партнеры разрабатывают, производят и поставляют полуфабрикаты, комплектующие, готовые узлы и пр. модули, изготовленные специально для конкретного проекта. Для этого они должны осуществлять существенные вложения в проектирование, приобретение специфических активов, отладку технологий. В результате мы имеем классическую форму гибридного соглашения, соединяющего в себе рыночный и иерархический способы координации деятельности – согласование интересов на основе долгосрочных соглашений о сотрудничестве.

Основное отличие модульной структуры от дивизиональной – отсутствие владельческого контроля компании-интегратора над компаниями-партнерами, поскольку связи здесь носят, прежде всего, кооперационный характер, а власть интегратора основывается не на участии в капитале партнеров, а на позиции в бизнесе – искусственной монопсонии.

К числу достоинств модульной структуры можно отнести ее гибкость, возможность привлечения большого количества ресурсов и повышения качества финальной продукции за счет объединения сил. Для компании-интегратора модульная структура позволяет существенно экономить как финансовые, так и временные ресурсы.

Слабыми сторонами модульных структур являются ослабление контроля над процессами, протекающими в границах фирм-субподрядчиков, и риск оппортунистического поведения фирм-партнеров.

Сетевая структура

Сетевые структуры похожи на модульные характером связей (долгосрочная кооперация), но отличаются отсутствием ярко выраженного центрального звена – компании-интегратора.

Сетевые формы ведения бизнеса представляют собой группы компаний, объединенные общностью экономических интересов, но не имеющие единого центра управления совместной деятельностью. Это структуры, состоящие из множества взаимодействующих организаций, связанных между собой выгодностью сотрудничества, долговременными кооперационными и информационными связями. Данная форма характеризуется наличием множества самостоятельных центров принятия решений (в различных областях совместной деятельности) и центров координации взаимодействия. Такая организационная иерархия носит название распределенная координация (рис. 9).

В качестве примера сетевой формы организации бизнеса можно привести первоначальное объединение европейских авиастроительных компаний на основе добровольной интеграции – зарождение корпорации Airbus.

Образование Airbus началось в середине 60-х годов XX века. Сравнительно небольшие европейские авиастроительные компании уже не могли конкурировать с американскими гигантами: Boeing, MacDonnell Douglas и др. В 1965-м году на Парижском авиасалоне представители ряда европейских компаний обсудили необходимость совместной разработки нового воздушного судна. Для реализации проекта была создана группа HBN 100 (Hawker Siddeley/Breguet/ Nord). К 1966 г. к этой группе присоединилась Sud Aviation, затем Arospatiale, Arbeitsgemeinschaft Airbus, позже Deutsche Airbus.

18 декабря 1970 г. Airbus Industrie был официально учрежден в качестве Economic Interest Group или GIE (по российскому законодательству – договор о совместной деятельности). Arospatiale и Deutsche Airbus получили по 36,5% долей в производстве работ, Hawker Siddeley – 20% и Fokker-VFW – 7%. Позже к группе присоединились испанская CASA и British Aerospace. В середине 80-х годов стало ясно, что Airbus уже не временное образование и целесообразно изменение его организационно-правовой формы. Однако это изменение затянулось во времени. Только в 2000 году Airbus Industrie GIE было преобразовано в Airbus Socit par actions simplifie (Airbus SAS) – акционерное общество. 35 лет постоянного согласования позволило отработать уникальные технологии взаимодействия партнеров по бизнесу. В настоящее время Airbus входит в состав дивизиональной структуры EADC (European Aeronautic Defence and Space Company) (рис. 6).

К числу основных причин возникновения сетевых структур, можно отнести:

  • технологические факторы:
  • сравнительные преимущества во взаимодействии с внешним миром за счет объединения ресурсов и/или усиления рыночной власти;
  • отношения солидарности, доверия и взаимной выручки как основа снижения трансакционных издержек;
  • защита от неопределенности институциональной среды путем «замещения» законодательных актов внутренними нормами.

В настоящее время можно выделить следующие формы существования сетевых структур:

1. Компании, объединенные договором о совместной деятельности (простого товарищества)

По договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК).

2. Фирмы, связанные отношениями коммерческой концессии (франчайзинга)

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак (ст. 1027 ГК)



3. Стратегические альянсы (добровольная централизация отдельных властных полномочий с целью усиления рыночной позиции)

Авиакомпании, предлагающие «длинные маршруты». Альянсы магазинов и организаций обслуживания, предлагающих общие накопительные скидки.

4. Промышленные кластеры

Индустриальные дистрикты в Северной Италии: модная одежда, обувь и аксессуары. Кластер фирм, занятых производством хирургических инструментов в Пакистане.

5. Национальные анклавы ведения бизнеса

Азербайджанские или вьетнамские диаспоры на российских рынках.

К недостаткам сетевой формы ведения бизнеса можно отнести трудности в согласовании общей стратегии развития и риск оппортунистического поведения партнеров, которое может проявляться в выходе из альянса (кластера).

Резюме

Перечисленные нами формы ведения бизнеса не являются взаимоисключающими.

В дивизиональной структуре некоторые дивизионы могут являться унитарными организациями, а некоторые – адхократическими.

Корпорация может быть выстроена как дивизиональная структура, а ее штаб-квартира одновременно выполнять функции компании-интегратора для модульной структуры (компания Boeing).

В состав сетевой структуры могут входить крупные дивизионально организованные корпорации (стратегические альянсы).

ВОПРОСЫ

  1. Унитарная структура и ее основные характеристики
    1. По каким критериям можно классифицировать дивизиональные структуры
    2. H-форма: основания возникновения, преимущества и недостатки
    3. М-форма как альтернатива Н-форме
    4. Адхократическая структура и ее особенности
    5. Модульная структура как особая форма кооперации
    6. Сетевые структуры и их особенности

Темы рефератов

  1. Влияние этапа развития отрасли на организационное строение корпораций
  2. Владельческий контроль и гибридные формы сделок как альтернативные способы интеграции
  3. Формы интеграции бизнеса в российской экономике

1 Источник: составлено на основе данных URL: http://www. boeing.com

НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА