Дистанционное обучение и его принципы

екция №3. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Дистанционное обучение и его принципы

Основные понятия.

Термин «дистанционное обучение» означает конкретную форму обучения, которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие, традиционные формы обучения (например «очную» классно-урочную) или, в отдельных случаях, заменять их (например, если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем).

Название «дистанционное образование не следует считать правильным, поскольку под термином «образование» понимается весь процесс обучения и воспитания, который согласно существующим федеральным стандартам, должен обеспечивать равные для всех уровни знаний, умений, навыков и культуры и равные для всех условия их получения.

ДО (дистанционное обучение) – это достаточно сложная и комплексная проблема как для учащегося, так и для преподавателей и методистов, организующих и проводящих дистанционные занятия, включающая в себя целый ряд вопросов административного, финансового, методического, технологического и психологического характера.

Достоинства ДО:

  • «пространственно-временная» независимость учащегося в процессе обучения;
  • большая самостоятельность учащегося, предполагает индивидуальную работу с присланными ему материалами (хотя при необходимости он может получить консультацию у своего дистанционного преподавателя – «тьютора»);
  • отсутствие необходимости для учителя лично присутствовать перед всем классом.

Недостатки ДО:

  • отсутствие достаточно «плотного» личного общения между учителем и учащимися, которое в традиционных формах обучения выполняет очень важные функции, особенно для младшей школы;
  • представление всего материала в электронной форме не может обеспечить всю полноту обучения, особо это касается «навыковых» областей, где при традиционном обучении важна преемственность опыта и практика на реальных приборах, лабораторном оборудовании;
  • каждый учащийся уже должен обладать достаточными знаниями, умениями и навыками работы с технологиями и техническими средствами, которые обеспечивают само дистанционное обучение.

Учитывая вышесказанное обеспечить реальную пользу ДО может частично в старшей школе и в вузе. Даже в этом случае желательно сочетание ДО с традиционными формами обучения (так называемое «смешанное» обучение).

Правовые основы дистанционного обучения.

В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило приказ №137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который:

Узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования.

Определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов.

Закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением.

Основные формы дистанционного обучения.

Поскольку дистанционное обучение обязано своим появлением средствам информационно-комуникационных технологий, при выделении основных видов ДО будем ориентироваться на то, какая из данных технологий является доминирующей в данном учебном процессе.

  1. Курсы на основе комплексных «кейс-технологий».

В основу подобных курсов положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов представляемых в форме кейса: завершенного программно-методического комплекса, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты, дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели и симуляции.

Учебные материалы кейсов отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.

Помимо самостоятельных занятий, студенты посещают очные установочные лекции, семинары и тренинги, очные консультации и принимают участия в контрольных мероприятиях (очных и заочных).

При данных курсах внедряются такие формы учебной деятельности, как интернет-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, конференции.

  1. Курсы на основе компьютерных сетевых технологий.

В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия, не исключая при этом передача учащимся индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционны носителях (в том числе и бумажных).

Контакты между преподавателем и обучающимся осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая от методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.

Чаще всего для системы дистанционных курсов создается специальная программная оболочка, делающая процесс создания курсов более эффективным, а так же позволяющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по учащимся, обеспечивать мониторинг контроля знаний и т.п.)

  1. Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных.

Для трансляции учебных телепередач используются каналы кабельного или спутникового телевидения. Часто учебные телепередачи интегрируются в расписание очных курсов, дополняя учебные программы (например, при демонстрации в записи лекций выдающихся ученых, нобелевских лауреатов и пр.)

В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым учащиеся получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

По степени интегрированности очного и дистанционного обучения, предлагаемого образовательным учреждением можно выделить:

  1. Дистанционные курсы как альтернативный вариант очному обучению;
  2. Дистанционные курсы интегрированы в учебный план ОУ как его неотъемлемая составная часть;
  3. Дистанционные курсы предлагаются на выбор в дополнение к основной обязательной программе;
  4. Дистанционные курсы доминируют в учебном процессе, при незначительной доле очных занятий (как правило вводные занятия, экзаменационные сессии);
  5. Полностью дистанционное обучение.

Модели дистанционного обучения.

  1. Единичная модель

Строится с точки зрения организационной структуры только на дистанционном обучении и работе с дистанционными учащимися. Очные занятия не являются необходимыми, все обучение может проходить на расстоянии. При этом студенты имеют специальную поддержку в лице преподавателя, к которому они прикреплены. Существует система региональных представительств, при которых учащиеся могут получить консультацию или сдать итоговый экзамен.

При такой модели ДО учащимся дается большая свобода в выборе форм и методов учебной деятельности, не существует жестких временных ограничений и расписания учебных занятий.

Пример: Открытый университет Великобритании (United Kingdom Open University).

  1. Двойная модель

Образовательное учреждение обучает и очных учащихся, и учащихся, обучающихся частично очно, частично - по дистанционным программам. И у тех и других похожее расписание, программы обучения, одинаковые экзамены и оцениваются они по одним критериям.

Как правило, в таких ОУ количество очных учащихся значительно больше, чем дистанционных. При этом ставка делается эксперимент, исследование инноваций в педагогике и методике.

Пример: дистанционное обучение в Университете Новой Англии в Австралии (University of New England, Australia, http://www.une.edu.au).

  1. Смешанная модель

Эта модель предполагает различные формы дистанционного обучения учащихся, а точнее – интеграцию различных форм, например, учащиеся очного отделения изучают часть предлагаемых по программе предметов в дистанционной форме последовательно или параллельно с этими же очными курсами. При такой модели возможна интеграция отдельных форм занятий в рамках традиционных курсов в виде виртуальных уроков, семинаров, презентаций, лекций.

Пример: Университет Массей в Новой Зеландии (Massey University, New Zealand http://www.massey.ac.nz)

  1. Консорциум

Данная модель представляет собой объединение двух организаций, пр котором они обмениваются учебными материалами и распределяют между собой некоторые функции, например одна организация занимается разработкой учебных материалов для ДО, другая обеспечивает учебные группы учителями и проводит официальную аккредитацию программ ДО.

Этими партнерами могут быть университеты, их отдельные центры или государственные предприятия, работающие на рынке образовательных услуг.

Консорциумы эффективны лишь при условии жесткого централизированного управления и соблюдения авторских и имущественных прав на создаваемые ресурсы.

Пример: Открытое учебное агентство в Канаде (Open Learning Agency, Canada, http://www.ola.bc.ca)

  1. Франчайзинг

Партнерские организации передают друг другу свои дистанционные курсы. При этом одна из них может передавать право проводить курсы, разработанные в ней, другим организациям партнерам, которые еще только начинают свою деятельность в сфере ДО и не имеют опыта самостоятельной разработки электронных учебных ресурсов.

Учащиеся, записываясь на обучение в своем ОУ, получают образовательные услуги в том же объеме и того же качества, что и ведущего учреждения консорциума, тоже самое происходит с выпускными документами при завершении обучения. Атрибутика ведущего учреждения сохраняется.

Пример: Бизнес-школа Отрытого университета Великобритании и ее взаимодействие с университетами Восточной Европы (Open University Business School, Great Britan).

  1. Удаленные аудитории

Уроки, учебные курсы, семинары, лекции, проводящиеся в стенах какого-либо вуза, транслируются в виде синхронной телепередачи, видеоконференции на удаленные учебные аудитории, где также собираются учащиеся. Один преподаватель работает с огромной аудиторией.

Пример: Университет центрального радио и телевидения в Китае (China Central Radio and TV University).

Дидактические аспекты дистанционного обучения.

При разработке курсов ДО следует обратить внимание на:

  1. Во введении представлять:
  • общую характеристику дисциплины, ее значимость в общественной жизни;
  • учебную программу по дисциплине;
  • инструкцию по самостоятельной работе слушателя, включающую цели и задачи изучения дисциплины;
  1. Курс должен содержать:
  • алгоритм изучения конкретной дисциплины с приблизительным временным графиком проведения самостоятельной работы и указанием трудозатрат обучаемого;
  • общие приемы самостоятельной работы со спецификой изучаемой дисциплины (планирование, поиск информации, работа с литературой);
  1. Организация самостоятельной работы предполагает:
  • мотивация обучения, практическая направленность и возможность применения знаний, умений и навыков в реальной профессиональной деятельности;
  • многократное закрепление умений для получения навыка;
  • переход при изучении курса от наглядных практических методов обучения к проблемно-поисковым методам самостоятельной работы;
  • дифференцированный подход к объему и оценке деятельности учащегося, наличие стандарта предъявляемого учителю и обучающемуся: модульность пи построении курса, возможность вариации тем и объемов; создание конечного продукта по тематике спецпредмета специальности.
  1. Наиболее типичными дидактическими ошибками при создании электронных учебных пособий являются:
  • Курс создается по типу традиционной «книги», с использованием некоторого количества иллюстраций или гиперссылок, но отсутствует возможность обратной связи преподавателя и слушателя.
  • Не контролируется работа слушателя в тренировочных режимах.

То есть, при создании авторы не задумываются ни о внешней (с преподавателем, другими слушателями группы, экспертами и пр.), ни о внутренней обратной связи (результаты онлайновских тестов, самостоятельно выполненных упражнений и пр.), без которых процесс обучения превращается в самообразование.

Особенности создания курсов дистанционного обучения