Футуризм


Футуризм (от лат. futurum - будущее)

1) Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 - 1930-х гг. Родиной футуризма была Италия, а его "крестным отцом" - поэт Ф. Т. Маринетти. Футуристская эстетика основывалась на отказе от культурного наследия, эпатажном художественном эксперименте. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей "глобальной переделки мира". В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, "техницизм" современной цивилизации, сознание "человека толпы". Русский футуризм имел свою специфику. Он включал в себя четыре основные группы: "Гилея", или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц); "Ассоциация эгофутуристов" (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов); "Мезонин поэзии" (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и "Центрифуга" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них.

2) Авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы (И. Северянин, К. Фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) - А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский; группа "Центрифуга" (В. Шершеневич) и группа "Мезонин поэзии" (С. Бобров). Несмотря на различия этих групп, между ними было то общее, что позволяет говорить о поэтическом течении.

Футуристы отказывались от наследия классической литературы, призывали "сбросить с корабля современности" Пушкина, Достоевского, Толстого. Сборники носили антиэстетические названия, которые должны были, по их мнению, показать презрение к эстетике прежних поэтических школ и течений ("Дохлая луна", "Пощечина общественному вкусу", "Доители изнуренных жаб").

Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с "простым, как мычание". Некоторые футуристы прибегали к "зауми", истолковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Футуристы эпатировали, будоражили публику не только названиями сборников, но и внешним поведением, антиэстетизмом в жизни. Их творчество направлено на разрушение, ниспровержение существующего. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья". Не случайно многие футуристы стали певцами революции.

Тем не менее футуризм, если отвлечься от его крайностей, способствовал выявлению богатства русского поэтического языка, обновлению поэтической формы. Он подготовил появление конструктивизма 20-х годов, поэзии обериутов (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников и др.), своеобразно отразился в современной авангардной поэзии.