Сочинение В чем сила и красота характера Пьера Безухова?


В чем сила и красота характера Пьера Безухова? Роман "Война и мир» Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых являет­ся яркой личностью, обладает индивидуальными чер­тами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в цен­тре "Войны и мира», потому как фигура Пьера зна­чима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя по­служила основой замысла всего романа. Образ Пьера Безухова был задуман первоначаль­но как образ декабриста, но затем Толстой возвратил­ся к додекабрьскому периоду жизни своего героя и представил его юность, мужание. Толстой знал, что именно Пьер Безухов, этот мягкий человек, предста­нет впоследствии как организатор тайного общества "независимых и свободных людей». Именно Пьеру предстоит в дальнейшем обвинить царя в бездей­ствии, резко раскритиковать общественный строи, реакцию и аракчеевщину.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ро­стовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чи­стоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то что сначала Пьер представлен потерянным, слабоха­рактерным, ничем не выделяющимся молодым чело­веком. Первое знакомство с героем происходит на фоне великосветского кружка Анны Павловны Шерер, и уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фаль­шивое общество льстецов и карьеристов, определяю­щей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большин­ства присутствующих вызывает опасение, а его ис­кренность и прямолинейность — откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлек­ся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую об­становку. Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их лож­ными нормами поведения.

Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: "Пьер был од­ним из тех людей, которые, несмотря на свою вне­шнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя». Да, в образе Пьера Безухова мы находим черты безвольного и даже бессознательного подчинения, которые особенно проявляются в эпизодах женить­бы на Элен и отношений с ней. Точно так же, повер­хностно, но в то же время восторженно, со всей душой, Пьер подчиняется духу масонства Ему свой­ственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же ак­тивно впадает в отчаяние, безверие, словно малень­кий ребенок, которого обидели.

И именно в такие, переломные минуты в Пьере проявляются сильная воля и самые лучшие стороны его характера, которые уже нельзя не отметить. Так, Безухов резко порывает с Элен, узнав о том, насколь­ко сильна была ее любовь к его деньгам. Сам Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, поэтому спокой­но соглашается с требованиями хитрой жены отдать ей большую часть своего состояния. Пьер бескорыс­тен и готов на все, лишь бы поскорее избавиться от той лжи, которой окружила его коварная красавица.

Несмотря на свою беспечность и молодость, Пьер остро чувствует границу между невинными шутка­ми и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь, поэтому он откровенно негодует в раз­говоре с негодяем Анатолем после неудавшегося похищения Наташи. И это далеко не единственные сцены, где Пьер уже более походит на взрослого само­стоятельного человека, смелого, горячего, с независи­мыми суждениями. Как прекрасен он в своей потерян­ности во время сражения на поле Бородино, и при спасении девочки во время пожара, и когда вступает "в восторге бешенства» в драку с французами в Моск­ве! Здесь он уже не безвольный и робкий Пьер. Хочется еще раз отметить умение Толстого изоб­ражать своего героя таким, какой он есть, без прикрас, естественным человеком, которому свойственно посто­янно меняться. Внутренние перемены, происходящие в душе Пьера Безухова, глубоки, и это отражается на его внешнем облике. При первом знакомстве Пьер — "массивный, толстый молодой человек, сумным наблю­дательным взглядом». Совсем по-другому Пьер выгля­дит после женитьбы, в обществе Курагиных: "Он мол­чал... и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно».

А ког­да Пьеру показалось, что он нашел смысл деятельно­сти, направленный на улучшение жизни крестьян, он "говорил с одушевлением радости». И только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокой­ствие, которое снова меняет его внешность. Несмот­ря на босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы, наполненные вшами, выражение глаз его было твердое, спокойное и оживленное, и никогда ранее у него не было такого взгляда. Так, пройдя тяжелый путь, исполненный оши­бок, заблуждений в действительности русской исто­рии, Пьер находит самого себя, сохраняет свою при­родную сущность, не поддается влиянию общества. На протяжении всего романа герой Толстого нахо­дится в постоянных поисках, душевных переживани­ях и сомнениях, которые в итоге приводят его к ис­тинному призванию.

И если поначалу чувства Безухова постоянно бо­рются друг с другом, он мыслит противоречиво, то потом он окончательно освобождается от всего на­носного и искусственного, обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Мы видим, как прекрасна настоящая, неподдельная любовь Пьера к Наташе, он становится прекрасным отцом семейства, активно занимается общественной деятельностью, приносит пользу людям и не боится новых дел.