Рабочая программа по элективному курсу “Мы в мире экономике” 11 Класс - скачать бесплатно
Рег. №___________
МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА “ГАРМОНИЯ” Г. МОЖАЙСКА
Рассмотрено Утверждаю
На заседании МО Директор
Протокол № “ ”______2015г. ______________Н. Н.Евтушенко
Руководитель МО от “___”_________2015 г.
Волобуева_И. С.( )
“_____”___________2015 г.
Заместитель директора по УВР
Андриксонова Е. А.( )
Рабочая программа
По элективному курсу “Мы в мире экономике”
Для 11 Класса среднего полного общего образования
Учителя Любимовой Н. Г.
Г. Можайск
Пояснительная записка.
Цели курса:
Развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики;
Сформирование устойчивое понимание экономических терминов и понятий;
Познакомить учеников с проблемами в области экономики;
Научить навыкам правильного решения задач;
Научить анализировать нужную информацию;
Научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.
Задачи курса:
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
Способствовать развитию самостоятельной работы;
Развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
Способствовать развитию коллективной работы.
Методы:
Мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
Энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);
Групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
Тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
Выполнение разных заданий (составить график спроса или предложения; построить кривую спроса или предложения; ответить на вопросы; решить задачи; работа с терминами).
Ролевая игра – это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной или профессиональной ситуации;
Проектная работа.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика - это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука. Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.
Я назвала свой курс: “Мы в мире экономики!” Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса – полгода, по одному занятию в неделю – 17 учебных часов.
Учебно-тематический план
Название темы |
К-во часов |
ПР |
Дата проведения |
|
1 |
“Что такое экономика?” |
2 |
6.09-13.09 |
|
2 |
“Экономические системы”. |
2 |
20.09-27.09 |
|
3 |
“Спрос”. |
1 |
4.10 |
|
4 |
“Предложение”. |
1 |
11.10 |
|
5 |
“Равновесие рынка”. |
1 |
18.10 |
|
6 |
“Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”. |
1 |
25.10 |
|
7 |
“Бизнес и предпринимательство”. |
2 |
1.11-8.11 |
|
8 |
“Финансирование бизнеса”. |
1 |
15.11 |
|
9 |
“Производство и производительность”. |
2 |
22.11-29.11 |
|
10 |
“Рынок труда”. |
1 |
6.12 |
|
11 |
“Конкуренция”. |
1 |
13.12 |
|
12 |
“Государство и рыночная экономика”. |
2 |
1 |
20.12-27.12 |
Всего |
17 |
1 |
Содержание программы
Содержание |
Количество часов |
|
“Что такое экономика?” |
“Основы экономики”. Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора. “Основные экономические вопросы”. Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика. |
2 |
“Экономические системы”. |
“Рыночная экономика”. Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность. “Кругооборот рыночной экономики”. Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства. |
2 |
“Спрос”. |
“Закон спроса”. Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. “Рыночный спрос”. Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене (наличие заменителей, расходуемая процентная часть бюджета, время). Эффект цены и изменение спроса (изменение дохода, наличие и цены заменителей, наличие и цены взаимодополняющих товаров). |
1 |
“Предложение” |
“Предложение и эффект цены”. Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение (эффект цены, индивидуальные предложения и рыночные предложения). “Эластичность предложения по цене”. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения (изменение предельных издержек производства, наличие и цены заменителей и др.). |
1 |
“Равновесие рынка” |
“Рыночное равновесие и совершенная конкуренция”. Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. “Функции рыночных цен”. Информационная функция. Распределительная (нормирующая) функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка. |
1 |
“Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”. |
“Источники дохода. Вклады и инвестиции”. Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет (Постановка финансовых целей, оценка дохода, планирование расходов). Вклады и инвестиции. (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование. “Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей”. Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей. |
1 |
“Бизнес и предпринимательство”. |
“Признаки классификации предпринимательской деятельности”. Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства. “Экономическая роль малого бизнеса”. Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес. |
2 |
“Финансирова-ние бизнеса”. |
“Финансовые рынки”. Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса. “Фондовый рынок”. Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность. |
1 |
Производство и производитель-ность”. |
“Как измеряется валовой внутренний продукт”. Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность (человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитальные ресурсы, технологии и инновационная деятельность, технологические процессы). “Управление”. Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности. |
2 |
“Рынок труда” |
“Как рыночные силы определяют цену труда?” Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда (разница в условиях труда, разница в образовании и квалификации, разница в способностях и трудолюбии, разница в опыте и мастерстве, уровень территориальной мобильность населения, трудовая дискриминация). “Организация рынка труда”. Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений. |
1 |
“Конкуренция”. |
“Конкуренция и координация”. Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная (монопольная) власть (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония). “Виды слияния бизнеса. Информация и обмен”. Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения. |
1 |
“Государс-тво и рыночная экономика”. |
“Государственное регулирование... |
2 |
Практическая работа № 1: “Мы в мире экономики” |
||
Всего |
17 |
Планируемые результаты изучения предмета
С указанием видов и формы контроля
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Контроля |
Контроля |
|
“Что такое экономика?” |
Знать: Основы экономики. Производственные ресурсы. Макроэкономика и микроэкономика. Уметь: Определять границу производственных возможностей. |
Текущий контроль |
Фронтальный опрос, тестирование |
“Экономические системы”. |
Знать: “Экономические системы”. “Кругооборот рыночной экономики”. Экономические модели. Деньги и бартер. Уметь: Определять экономическую роль государства; называть средства обмена и обращения. |
Текущий контроль |
Блиц-опрос |
“Спрос”. |
Знать: “Закон спроса”. Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Уметь: указывать на эффект цены и изменение спроса (изменение дохода, наличие и цены заменителей, наличие и цены взаимодополняющих товаров). |
Текущий контроль |
Работа с карточками |
“Предложение”. |
Знать: “ Предложение и эффект цены”. Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение. Уметь: Определять себестоимость товаров. |
Текущий контроль |
Оценка опорных конспектов |
“Равновесие рынка”. |
Знать: “Рыночное равновесие и совершенная конкуренция”. Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. Уметь: Называть “Функции рыночных цен” |
Текущий контроль |
Письменная проверка |
“Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”. |
Знать: “Источники дохода. Вклады и инвестиции”. Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет. Уметь: Указывать на преимущества кредита, его недостатки; различать виды страхования. |
Текущий контроль |
Блиц-опрос |
“Бизнес и предпринимательство”. |
Знать: Признаки классификации предпринимательской деятельности”. Понятия бизнес и предпринимательство. Уметь: Объяснять экономическую роль малого бизнеса. |
Текущий контроль |
Работа с карточками |
“Финансирование бизнеса”. |
Знать: Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Уметь: различать первичный и вторичный рынок. |
Текущий контроль |
Тестирование |
“Производство и производитель-ность”. |
Знать: Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. Уметь: Объяснять парадокс производительности. |
Текущий контроль |
Тестирование |
“Рынок труда”. |
Знать: Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда Уметь: Называть организацию рынка труда |
Текущий контроль |
Блиц-опрос |
“Конкуренция”. |
Знать: Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Уметь: Давать определения: Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. |
Текущий контроль |
Письменная проверка |
“Государство и рыночная экономика”. |
Знать: Государственное регулирование Уметь: защищать проектную деятельность |
Текущий контроль |
Защита проекта |
Календарно-тематический план
Тема урока |
Срок изучения |
Основное содержание темы, термины, понятия |
Общие учебные умения |
Специальные предметные умения |
Эксперемент, оборудование |
|
По плану |
Факти-чески |
|||||
1 |
Основы экономики. |
6.09 |
Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора. |
Объяснять значение понятий; |
Определять границу производственных возможностей. |
Презентация |
2 |
Основные экономические вопросы. |
13.09 |
Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика. |
Анализировать информацию |
Определять объем товаров и услуг. |
Презентация |
3 |
Экономические системы |
20.09 |
Рыночная экономика”. Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность. |
Анализировать, составлять схемы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи |
Различать экономические системы. |
Презентация, карточки |
4 |
“Кругооборот рыночной экономики”. |
27.09 |
Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства. |
Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи. |
Объяснять эффективность рыночной системы. |
Презентация |
5 |
Закон спроса. |
4.10 |
Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. |
Владеть навыками анализа и синтеза. |
Объяснять определения: Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. |
Презентация |
6 |
Предложение и эффект цены. |
11.10 |
Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение (эффект цены, индивидуальные предложения и рыночные предложения). |
Пользоваться поисковыми системами интернета |
Определять себестоимость товаров |
Карточки |
7 |
Рыночное равновесие и совершенная конкуренция. |
18.10 |
Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. |
Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи |
Различать функции денег. |
Презентация |
8 |
Источники дохода. Вклады и инвестиции. |
25.10 |
Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет |
Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи. |
Различать виды дохода. |
Презентация |
9 |
Признаки классификации предпринимательской деятельности. |
1.11 |
Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства. |
Решать проблемные вопросы |
Давать определения понятиям бизнеса и предпринимательства. |
Презентация |
10 |
Экономическая роль малого бизнеса. |
8.11 |
Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес. |
Владеть навыками анализа и синтеза. |
Определять критерии малого бизнеса |
Карточки, презентация |
11 |
Финансовые рынки |
15.11 |
Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса. |
Пользоваться ресурсами интернета |
Понимать определение финансирования |
Презентация |
12 |
Как измеряется валовой внутренний продукт |
22.11 |
Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность |
Находить нужную информацию |
Определять ВВП |
Учебник географии 10 класса |
13 |
Управление |
29.11 |
Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности. |
Анализировать информацию |
Определять функции управления |
Презентация |
14 |
“Как рыночные силы определяют цену труда?” |
6.12 |
Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда |
Составлять схемы |
Определять факторы определяющие дифференциацию в оплате труда |
Презентация |
15 |
Конкуренция и координация. |
13.12 |
Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная |
Владеть навыками анализа и синтеза. |
Различать виды рыночной конкуренции |
Презентация |
16 |
“Государственное регулирование... |
20.12 |
Государственное регулирование |
Находить нужную информацию |
Определять функции государственного регулирования |
Презентации |
17 |
Защита проектов курса “Мы в мире экономике” |
27.12 |
Основные определения курса |
Выступать перед одноклассниками |
Отвечать оперируя экономическими терминами |
Презентация |